Словарь основных логопедических терминов

Что такое афазия? причины, формы и методы коррекции

Лечение и коррекция

Коррекция при рассматриваемой патологии должна затрагивать логопедическую сферу и медицинскую. Задачей нейрохирурга и невролога будет наблюдение пациента и лечение посредством медикаментозной терапии, активной реабилитации и хирургического вмешательства при необходимости.

Занятия с логопедом должны быть направлены на коррекцию, важно поставить перед пациентом цель восстановить и развить активные периферические анализаторы, работать над письмом, чтением, а также импрессивной и экспрессивной сторонами речи

  • динамическую схему произношения слов следует восстанавливать при моторной афазии;
  • на дифференциацию кинестетических признаков фонем работу необходимо направить при афферентной форме болезни;
  • акустико-мнестическая форма требует преодоления дефектов зрительной и слухоречевой памяти;
  • восстановление понимания речи и фонематического слуха является основной целью акустико-гностической афазии;
  • работа логопеда должна быть направлена на преодоление импрессивного аграмматизма при амнестико-семантической форме патологии;
  • динамическая форма требует стимуляции речевой активности и устранения дефектов внутреннего планирования и программирования речи.

Для предотвращения фиксации патологической симптоматики необходимо начать коррекционную работу как можно раньше после получения разрешения от врача.

Длительность такого процесса может составлять 2-3 года, важно заручиться поддержкой не только логопеда, но также родственников пациента, самого больного и его лечащего врача. В молодом возрасте наблюдается лучшая динамика, но возникшая в возрасте 5-7 лет акустико-гностическая форма болезни может стать причиной глубокого нарушения речевого развития или полной потере речи

Заикание является стандартным побочным эффектом при спонтанном выходе из афазии моторного типа

В молодом возрасте наблюдается лучшая динамика, но возникшая в возрасте 5-7 лет акустико-гностическая форма болезни может стать причиной глубокого нарушения речевого развития или полной потере речи. Заикание является стандартным побочным эффектом при спонтанном выходе из афазии моторного типа.

Профилактическая работа должна быть направлена на своевременное устранение опухолевых новообразований мозга, а также предупреждение черепно-мозговых и сосудистых травм. Будьте здоровы!

Виды афазии, причины и коррекция афазии

Что такое афазия? Насколько эта патология речи серьезная? Формы афазии: моторная, сенсорная и тотальная афазия. Коррекция афазии в Алматы. Каковы причины развития афазии? Поддается ли афазия коррекции? Можно ли помочь взрослым с афазией, или насколько успешно афазия поддается коррекции у детей? Подробные ответы на все эти вопросы вы узнаете в этой статье.

Афазия – одно из сложных отклонений речи органического, центрального происхождения. Нарушение, в отличие от других отклонений, вызвано повреждением участков мозга, отвечающих за речь. Причинами такого поражения могут стать ухудшение циркуляции крови в мозгу, черепно-мозговые травмы, ревматоидные пороки сердца, тромбоэмболия, инсульты и др. Афазия обычно развивается у людей в преклонном возрасте, но также может постигнуть молодых и детей.

При афазии могут наблюдаться частичные нарушения речи или полная ее утрата.

Термин «АФАЗИЯ» происходит из греческого языка. Частичка «а-» означает отрицание, «фазис» — речь.

Афазия появляется, когда у человека уже полностью сформировалась речь в результате поражения речевых участков мозга: лобных, темяных, височных долей.

Симптоматика

Расстройство формирования речи – объединяющий симптом афазии. В зависимости от зоны поражения различных областей коры головного мозга или путей его прохождения тир афазии может меняться:

  1. Сенсорная афазия (Афазия Вернике)проявляется при повреждении височной доли (преимущественно левой) или путей прохождения, взаимодействующих с остальными отделами. Проявляется в отсутствии взаимодействия функции слуха и речедвигательной зоны головного мозга (пациент не понимает, о чем он говорит).

    Выражается в следующем:

    • речь пациента не содержит смысла, фразы между собой не согласованы;
    • безуспешные попытки выразить свои мысли окружающим множеством слов;
    • речевые расстройства не дают построить продуктивный разговор, при способности концентрации внимания и полном сохранении сознания;
    • у возмущенного человека создается впечатления, что его речь не понимают окружающие (он не замечает своего дефекта).
  2. Моторная афазия (Афазия Брока) проявляется при повреждении речедвигательного центра в лобной области коры головного мозга (преимущественно левой) и путей прохождения, связывающих эти доли с остальными его областями.

    Расстройство связано с нарушением образования предложений, человек имеет представление, о чем говорить, но слова не связываются между собой или речь вовсе не начинается.

    • скудная, отрывистая речь человека заканчивается молчанием.
    • попытки выстроить четкий очерченный диалог заканчивается неудачей;
    • пациент осознает ситуацию и предпочитает молчать.

    Моторная афазия влияет на разговорную речь человека, при этом он понимает все слова, а сенсорная афазия, наоборот, блокирует восприятие речи, но человек может произносить слова и фразы.

  3. Повреждением теменной доли головного мозга или путей прохождения, связывающих данную область с другими зонами головного мозга, характеризуется семантическая форма патологии. Сложные понятия вызывают у человека трудность в их восприятии. Он не может вести конструктивный диалог, не определяет связи между фразами и понятиями.
  4. Повреждением внутренних отделов височной доли коры головного мозга и путей прохождения, взаимодействующих областей головного мозга, характеризуется амнестический тип болезни. Человек затрудняется называть предметы и вещи при полноценном и адекватном диалоге.

Полечить или вылечить?

При любом виде афазии лечат в первую очередь причину болезни. Этим занимаются врачи-неврологи в условиях стационара, поскольку ситуации, которые привели к потере речи, угрожают здоровью, а иногда и жизни ребенка. К коррекции речевых нарушений приступают в начале периода восстановления, когда малыш вне опасности. Начинать такие занятия необходимо как можно раньше, но не ранее, чем это разрешит лечащий врач.

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» предлагает комплексный подход к реабилитации при различных формах моторной афазии. У детей это заболевание имеет благоприятный прогноз: как правило, речь удается восстановить в полном объеме.

Специалисты нашего центра обладают необходимой квалификацией для наблюдения за пациентами в раннем восстановительном периоде. Опытные неврологи продолжал лечение, назначенное в стационаре, и будут корректировать его по мере улучшения состояния. Врачи совместно с логопедами точно установят диагноз и разработают план коррекционной работы, учитывающий как моторную афазию, так и сопутствующие проблемы, требующие реабилитации. Работа с психологом поможет преодолеть стресс, связанный с невозможностью привычно общаться. Логопед и психолог помогут ребенку наладить контакт с родителями, если с этим есть трудности.

Афазия: симптомы, виды, диагностика и лечение

Афазия – это частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Человек с данной патологией испытывает серьезные трудности в общении с другими людьми, у него нарушается восприятие окружающего мира. Пациентов с рецептивной афазией не способны понимать слова или распознавать слуховые, зрительные или тактильные символы. А у пациентов с экспрессивной афазией нарушается способность речеобразования при относительно сохраненном понимании и осмыслении речи. Существуют и другие типы афазии, которые могут в значительной степени перекрываться.

Особенности афазии

Понятие «афазии» в медицинской терминологии означает неврологическое заболевание, которое связано с расстройством когнитивных функций, таких как речь, письмо, память, ориентация во времени и пространстве, рисование, понимание и осознанность, а также внимание и праксис. Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением

В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации

Основное проявление афазии – проблемы с пониманием речи и ее произношением. В некоторых случаях страдает восприятие визуальной информации.

Афазия развивается только тогда, когда у человека сформирована речь, т.е. данный диагноз ставится детям старше 3-4 лет.

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Классификация

Афазию классифицируют по нескольким критериям.

В зависимости от локализации поражения выделяют такие формы патологии:

  • Афферентная моторная. Происходит поражение нижних отделов постцентральной коры головного мозга. При такой разновидности нарушения человек не может произнести ни слова, поскольку афферентная афазия вызывает разрыв связей между звуковыми выражениями и артикуляционным аппаратом. Вместе с тем больной может непроизвольно проговорить отдельные слова или звуки, но не способен сделать это по просьбе: он не имеет понятия, как нужно сомкнуть или разомкнуть губы и в какое положение поставить язык, чтобы произнести определенный звук.
  • Эфферентная. Данная форма нарушения обусловлена патологическим процессом в нижних отделах премоторной области. Эта зона отвечает за программирование речи, то есть обуславливает перетекание одного звука или слога в другой, в результате чего образуются слова. Особенность эфферентной формы афазии заключается в том, что человек способен произносить отдельные звуки по собственному желанию либо по просьбе, но не может соединять звуки в слова, чтобы получилось полное слово.
  • Акустико-гностическая или сенсорная. Отклонение связано с поражением верхней части височной области головного мозга. Эта область отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. В результате больной полностью или частично утрачивает способность понимать и анализировать обращенную к нему речь. Вместе с тем у людей с сенсорной афазией не нарушается физический слух, они способны складывать слоги в слова и говорить, с легкостью произносят простые и знакомые слова, но не могут устно воспроизводить незнакомые и сложные. При акустико-гностической афазии у больного очень запутана речь, структура составленного предложения непонятна слушателю.
  • Акустико-мнестическая. Нарушение речи обусловлено поражением средней височной извилины. Отклонение выражается в нарушении слухоречевой памяти. У больного замечают забывчивость: он может точно знать значение какого-либо предмета, но не может назвать его одним словом, при этом «перебирает» всего его характеристики. У больных с акустико-мнестической афазией нет понимания смысла антонимов и синонимов, они не понимают переносный смысл слов, у них наблюдается словарный дефицит, их речь спонтанна, эмоциональна, состоит преимущественно из глаголов. Нарушение памяти приводит к нарушениям письма, понимания читаемого текста.
  • Семантическая. Нарушение развивается в случае поражения задневисочных и переднетеменных отделов коры головного мозга. Больной не может сопоставлять время и пространство. Он полноценно понимает речь, правильно разговаривает, но в речевых конструкциях при таком отклонении нарушаются логические связи. Также у больных с семантической афазией наблюдается непонимание переносного смысла слов, поговорок, пословиц.
  • Динамическая. Эта форма афазии связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. У больного нарушается коммуникативная функция речи: его речь скудная, спонтанная, нединамичная. В репликах больного отсутствуют предлоги, глаголы, сложные прилагательные. Слова и их грамматические формы слов не согласуются между собой.

С лингвистической точки зрения различают афазии следующих типов:

  • Вербальный. В этом случае речь идет о нарушениях словообразования, наличии дефектов произношения, ограничении словарного запаса.
  • Номинальный. Афазия такого типа делает невозможным восприятие речи и использование слов.
  • Синтаксический. В данном случае пациент теряет связанность предложений и говорит в телеграфном стиле.
  • Семантический. Пациент, страдающий таким типом афазии, имеет искаженное восприятие смысла высказывания сложной в грамматическом плане конструкции.

В зависимости от степени выраженности нарушения различают тотальную и частичную афазию. В первом случае наблюдается полное нарушение речи больного, во втором – частичное.

Тяжесть речевого расстройства напрямую зависит от месторасположения очага поражения и его размеров.

Диагностика

Диагностика афазии лежит в компетенции логопедов, нейропсихологов и неврологов. Могут быть назначены такие исследования:

  • компьютерная томография мозга
  • магнитно-резонансная томография мозга
  • люмбальная пункция
  • дуплексное сканирование сосудов мозга
  • УЗДГ сосудов головы и шеи
  • магнитно-резонансная ангиография

Должны быть проведены обследования такого характера при подозрении на афазию:

  • диагностика письма
  • диагностика устной речи (импрессивной и экспрессивной)
  • проверка слухоречевой памяти
  • проверка двигательной памяти
  • диагностика состояния зрительной памяти

Также проводят диагностику:

  • интеллекта
  • конструктивно-пространственной деятельности
  • зрительного гнозиса
  • праксиса (динамического, сомато-пространственного, пальцевого, кистевого, мимического, орального)

Требуется дифференциальная диагностика афазии с такими болезнями:

  • умственная отсталость
  • тугоухость
  • дизартрия
  • детская алалия
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: