Презентация на тему «технология полного усвоения знаний»

Технологический подход в профессиональном образовании в высшей школе

В педагогической науке термин «подход» рассматривается как руководящая научная идея, которая является основой для организации образовательного процесса. В данном контексте технологический подход рассматривается как проектирование и применение технологий обучения для решения образовательных задач.

Основными функциями технологического подхода, на котором основано проектирование и применение технологий в образовательном процессе, являются следующие:

  • Гностический (признание характерных свойств и признаков образовательных технологий);
  • Концептуальный (раскрывающий сущность и определяющий специфику образовательной технологии);
  • Конструктивный (проектирование и создание новых технологий для образовательной практики);
  • прогностические (различные стратегии, направления, способы и методы применения технологий в образовательной практике).

Таким образом, технологический подход в образовании связан с понятием «технология», которое понимается как система действий акторов, направленных на достижение образовательной цели.

В докладе ЮНЕСКО «Учиться быть» технологии обучения рассматриваются как движущая сила модернизации обучения, а в докладе «Как учиться» дается определение, в котором технология обучения характеризуется как набор способов и средств общения (понимания) между людьми, появившихся в результате информационной революции и используемых в дидактике.

Но анализ научной и педагогико-методической литературы показывает, что до сих пор продолжается научная дискуссия, в которой наиболее спорными вопросами являются определение технологии обучения и ее отличие от методов обучения. Тем не менее, большинство авторов сходятся во мнении, что технология обучения связана с оптимальной структурой и реализацией образовательного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей. Из этого следует, что технологический подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса, что гарантирует

Технологический подход к обучению подразумевает такое построение учебного процесса, при котором гарантируется достижение дидактических целей на основе заданных условий, а также применение учителем необходимых технологий обучения.

Кроме того, анализ педагогической литературы позволяет выявить основные особенности технологии обучения. Это системность, научность, интегративность, воспроизводимость, эффективность, качество и мотивация обучения, новизна, алгоритмичность, информативность, воспроизводимость, переносимость на новые условия и т.д. Учитывая такое разнообразие характеристик технологии обучения, Н.В. Бордовская предлагает в качестве обобщенного следующее определение: Технология обучения — это законная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и имеющая более высокую степень эффективности, надежности и гарантированных результатов, чем при использовании традиционных моделей обучения. Это определение кажется нам наиболее полным отражением специфики технологии обучения, и поэтому мы придерживаемся именно такой трактовки сущности технологии обучения.

Что касается другой спорной проблемы — соотношения понятий «технология обучения» и «методология обучения», то фактом является то, что в одних публикациях эти понятия противопоставляются друг другу, в других — считаются равнозначными. Представляется, что взаимосвязь этих понятий более сложна и диалектична, поэтому полезно разобраться в этом подробнее. Если говорить о различиях, то они очевидны: технология определяет способ достижения результатов в обучении и отвечает на вопрос «каким способом», а технология нацелена на гарантированный результат и отвечает на вопрос «как это сделать гарантированно». Более того, технология обучения персонализирована, а это значит, что любая дидактическая задача может быть эффективно решена с помощью технологии, разработанной и внедренной конкретным преподавателем и его/ее сотрудниками.

Слайд 194. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы:

достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие

полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим

Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется вспомогательная (коррективная) учебная деятельность

При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека), их взаимообучение.

Слайд 10Недостатки в целеполагающей деятельности учителя:цели формулируются в слишком общем виде

(например, уметь сочетать творческий и систематический подходы к решению геометрических

задач; развивать навыки критического мышления при чтении; развивать логическое мышление; совершенствовать умения использовать географические карты и т.д.). Такие формулировки, отражают только процесс, но не продукт обучения. Как ученик должен продемонстрировать развитие и усовершенствование своего умения? цели формулируются через изучаемое содержание (изучить ход крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева; изучить явление магнитной индукции; изучить клеточную структуру растений). Однако содержание обучения само по себе однозначно не определяет цели обучения. Они не несут никаких конструктивных начал для построения учебного процесса;цели формулируются через деятельность учителя, что сосредоточивает его на собственных задачах (показать, что причастие — одна из форм глагола; дать характеристику величинам, характеризующим электрическое поле; рассказать учащимся о причинах феодальной раздробленности; ознакомить учащихся с элементами классической электронной теории и объяснить на ее основе закон Ома для участка цепи и т.д.).

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» вошел в область научных психолого-педагогических исследований сравнительно недавно. Здоровьесберегающая образовательная технология — это качественная характеристика любой образовательной технологии, это совокупность таких принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют обучающие, воспитательные и развивающие технологии здоровьесберегающими задачами. Здоровьесберегающая педагогика — это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень педагогической деятельности без ущерба для здоровья всех субъектов педагогического процесса.

В учебной и внеклассной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, обращая внимание не только на состояние учащихся, но и на условия обучения. Задачи оздоровительных технологий:

Задачи оздоровительных технологий:

Включение элементов здоровьесберегающей ориентации в цели преподавания, как организационно, так и по содержанию;
Контроль соответствия санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса требованиям СанПиНов;
Обеспечение оптимального баланса между физическим и информативным объемом учебных занятий без перегрузки учащихся информацией;
Проведение физкультпауз и пауз общего и специального воздействия на каждом уроке;
Соблюдение гигиенических требований к рассадке учащихся и контроль осанки;
Защита глаз;
Соблюдение стандартов выполнения домашних заданий;
Максимальное использование активных методов обучения при минимизации рутинных занятий;
Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся, уделяя особое внимание детям из группы риска и детям с заболеваниями;
Мониторинг состояния студентов после занятий как показатель влияния учебного занятия на их здоровье.

Эти задачи также могут служить критериями оценки внедрения здоровьесберегающих технологий.

В целом, деятельность всего образовательного учреждения должна решать следующие задачи:

  1. Создание благоприятной образовательной среды, психолого-педагогически комфортных условий обучения и воспитания, реализация мероприятий, поддерживающих концепцию психолого-педагогической безопасности образовательной среды, реальной системы профилактических мер, предупреждающих возникновение деструктивных стрессов;
  2. Формирование эффективной психолого-педагогической службы, направленной на организацию помощи не только учащимся и их родителям, но и всему педагогическому коллективу;
  3. Создание активной образовательной среды, которая готовит студентов к самостоятельной жизни, способствует формированию культуры здоровья и поддерживает потребность в здоровом образе жизни;
  4. Профилактика школьных заболеваний.
  5. Студенты могут выбирать индивидуальные образовательные маршруты, соответствующие их состоянию здоровья и приобретенным знаниям, навыкам и умениям.

Из множества сред, к которым принадлежат студенты в образовательном учреждении, физическая пространственная среда играет не последнюю роль в поддержании здоровья. Она состоит из объектов, используемых учителями и учениками в образовательном процессе для достижения образовательных и воспитательных целей: школьные здания, оборудование, мебель, технические средства обучения, а также все пространство, которое окружает ребенка в мире образовательного учреждения.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Классификация методов и форм воспитания
  2. Методика Реджио Эмилия
  3. Методы обучения по ФГОС
  4. Обучение основам правовых знаний в начальной школе
  5. Организация компьютерных игр с детьми дошкольного возраста
  6. Воспитание в гуманистической педагогике
  7. Технология коррекционной педагогики
  8. Нравственное воспитание студентов
  9. Методологические подходы в научном исследовании
  10. Объект исследования социальной педагогики

Слайд 8Модель КОО включает следующие элементы Точно определяется эталон (критерии) усвоения

темы (занятия), что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей

обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой).Подготавливаются проверочные работы — тесты.Учебный материал разбивается на отдельные фрагменты. Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала. После выделения учебных единиц определяются результаты (критерии), которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и составляются текущие проверочные работы, которые позволяют убедиться в достижении целей изучения каждой учебной единицы. Основное назначение текущих тестов — выявить необходимость коррекционных учебных процедур.Выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания.Разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из тестовых вопросов.

Развивающее обучение

Развивающая педагогика основана на постулате Л.С. Выготского «Обучение ведет к развитию» и введенном им понятии «зона ближайшего развития». ЗПР — это набор задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но справляется с ними под руководством взрослого. Таким образом, границы его компетенции постоянно расширяются. Развивающее обучение предполагает, что уровень учебного материала должен немного превышать умственные способности ребенка, тем самым стимулируя и направляя его развитие. Как показали педагогические эксперименты, правильная организация материала позволяет первоклассникам научиться использовать абстрактные символы (1). Еще одна особенность развивающего подхода заключается в том, что учащиеся сосредотачиваются на собственной мыслительной деятельности: Как они пришли к такому выводу? Какие умственные операции они выполняли? Какие признаки они использовали для обобщения этих явлений или объектов? Этот результат достигается путем задавания соответствующих вопросов учителю.

На основе теоретических концепций Л.С. Выготского и под руководством советского педагога-новатора Л.В. Занкова в 1952-1956 годах были проведены эксперименты, которые привели к открытию принципов нового подхода к обучению школьников средних классов

  1. Приоритет теоретических знаний с обязательным включением эмпирических знаний; построение учебного плана на основе связи теоретического и практического разделов, акцент на понимании научных закономерностей;
  2. Реализация принципа закона системной дифференциации: акцент на выявлении сходств и различий в изучаемых явлениях;
  3. Обучение на высоком уровне трудности, что способствует активизации мышления, постоянному преодолению интеллектуальных препятствий;
  4. Быстрый темп изучения материала, постоянное варьирование типов задач и способов их решения, что способствует формированию у студентов различных навыков и более целостного понимания изучаемого;
  5. Принцип сочетания чувственного и рационального познания, значительная доля наглядности в учебном процессе, что позволяет учащимся проводить собственное исследование предмета изучения;
  6. Принцип осознания учащимися процесса обучения, т.е. процесса приобретения знаний, характера и последовательности мыслительных операций.

Основной функцией учителя при таком подходе становится не передача знаний, а управление процессом познания. Основываясь на идеях Выготского, советские ученые Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Одним из элементов их системы является концепция CBT — целенаправленной учебной деятельности. МХК — это такой вид деятельности учащихся, который направлен на изменение, т.е. развитие себя как объекта обучения. Не все, что выглядит как учебная деятельность, является учебной деятельностью; не все, что делает студент, способствует достижению теоретического уровня мышления. МКК характеризуется следующим:

  1. это происходит из познавательных мотивов, и никаких других (желание получить хорошую оценку, страх перед учителем или родителями и т.д.);
  2. есть осознанная цель обучения («Я хочу узнать, понять, научиться решать определенную проблему»);
  3. студент — это полностью развитый субъект учебной деятельности, выполняющий все ее этапы: Постановка цели, планирование, реализация цели, оценка и анализ результата.

На уроке дети сами определяли проблему и тему занятия, оценивали работу других, аргументировали свои замечания и оценки; акцент делался на приобретении теоретических знаний, умений и навыков, то есть на стремлении овладеть общими принципами решения задач данного занятия;

4) Исследование как метод получения знаний; 5) рефлексивное отношение к процессу познания, внимание к собственным умственным действиям. Освоение проблемно-ориентированного подхода, суть которого рассматривается ниже, способствовало активизации КУД

Освоение проблемно-ориентированного подхода, суть которого рассматривается ниже, способствовало активизации КУД.

Деятельность учителя в рамках каждой учебной единицы

Ориентация учеников имеет цель обеспечить мотивацию совместной работы класса и учителя на основании договорных начал и разъяснения основных принципов данной модели обучения. Так, оценка за усвоение темы, раздела или всего курса выставляется после проведения заключительной проверки по представленному ученикам эталону. Ученики, достигшие эталона, получают оценку «отлично». Если все ученики помогают друг другу, то отличный результат получит каждый из них. Каждый ученик получает необходимый объем помощи и разъяснений, поддержку.

При затруднениях, каждый ученик получает возможность выбрать альтернативные процедуры для их преодоления.

Деятельность учителя в рамках учебной единицы предполагает следующие шаги

  • познакомить с учебными целями;
  • предъявить общий план обучения;
  • осуществлять процесс обучения, осуществляя традиционную подачу нового материала;
  • организовать текущую проверку;
  • оценивать текущие результаты и выявить учащихся, которые правильно или неправильно усвоили учебный элемент;
  • осуществлять коррекционную работу с учениками, которые не достигли полного уровня усвоения, организовать малые подгруппы взаимопомощи;
  • провести повторное тестирование учеников, которым оказывали помощь.

Аналогично проводят и работу по всем единицам усвоения, которая завершается итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом каждым учащимся.

Слайд 2ПроблемаРазброс успеваемости школьников при усвоении ими базового содержания образования объясняется

не их способностью или неспособностью, а нашим неумением организовать процесс

обучения в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения.В традиционном учебном процессе всегда фиксированы два параметра: темп обучения и способ предъявления учебного материала. Мы объясняем и требуем так, как будто перед нами находится один ученик, а не десятки детей с различными особенностями восприятия, осмысления, запоминания.Единственное, что остается незафиксированным, — это результаты обучения. Все должно быть усвоено всеми полностью.Способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Б. Блум изучал способности учащихся при обучении разным предметам в условиях, когда время на изучение материала не ограничивалось.

Категории учащихся

малоспособные

Способные 5%

Обычные 90%

1.3 Разновидности технологии полного усвоения

Приведем примеры наиболее известных дидактических разработок в русле модели полного усвоения, получивших распространение в практике обучения начальной, средней и высшей школы.

«План Келлера» (другое название — «Персонализированная система обучения») — система индивидуализированного обучения, созданная американским психологом и педагогом Ф.С. Келлером для высших учебных заведений. Первоначально план разрабатывался в 1963-1964 гг. группой американских и бразильских преподавателей под руководством Ф.С. Келлера как система преподавания психологии в Бразильском университете; в 1968 г. предложена автором в обобщенном виде как общедидактическая система учебной работы в высшей школе.

Технология полного усвоения знаний

Авторами технологии полного обучения являются американские психологи Дж. Кэрролл, Б. Блум и их последователи. В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии представлено в работах М.В. Кларина. Дж

Кэрролл обратил внимание на то, что в традиционном образовательном процессе условия обучения всегда фиксированы: одно и то же время обучения, один и тот же способ подачи информации и т.д. Единственное, что не фиксируется, — это результат обучения

Кэрролл предложил сделать результат обучения постоянным параметром, а условия обучения — переменными, регулируемыми для каждого обучающегося для достижения определенного результата.

Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом, который предположил, что темп обучения должен определяться не средним значением, а условиями, оптимально подобранными для конкретного ученика. Б. Блум изучал способности студентов в ситуации, когда время на изучение материала не ограничено. Он выделил следующие категории учащихся:

  • Учащиеся с низкими способностями, которые не могут достичь заданного уровня знаний и навыков даже при большом объеме обучения;
  • одаренные (около 5%), которые могут делать то, что не могут другие
  • большинство (около 90%) учащихся, чья способность к обучению зависит от количества затраченного учебного времени.

Эти результаты позволили выдвинуть гипотезу о том, что при правильном подходе к обучению, особенно при отсутствии ограничений по времени, около 95% учащихся смогут усвоить все содержание курса. Если условия обучения будут одинаковыми для всех, то большинство достигнет лишь «средних» результатов.

Реализуя этот подход, Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обучения, основанную на полном усвоении знаний. Отправной точкой этой методологии является подход, который должен использовать учитель: Все учащиеся имеют возможность полностью усвоить необходимый учебный материал благодаря рациональной организации учебного процесса.

Затем учитель должен определить, что такое полное усвоение и каких результатов должны достичь все. Этот стандарт задается в единой форме (сводится к единообразию) через иерархию (последовательное расположение снизу вверх) педагогических целей, которые разрабатываются для областей мышления (когнитивной), чувств (аффективной) и психомоторики. Категории целей формулируются в виде конкретных действий и операций, которые учащийся должен выполнить для подтверждения достижения эталона. Например, иерархия целей когнитивной деятельности:

Знания: Учащийся запоминает и воспроизводит конкретную единицу обучения (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) — «запомнил, воспроизвел, усвоил»;

  1. Понимание: Обучающийся преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, обобщает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) — «объясняет, иллюстрирует, интерпретирует, переводит с одного языка на другой»;
  2. Применение: Студент демонстрирует применение изученного материала в определенных условиях и в новой ситуации (по образцу в аналогичной или измененной ситуации);
  3. Анализ: студент выделяет части целого, показывает связи между ними, понимает принципы построения целого — «выделил части из целого»;
  4. Синтез: учащийся демонстрирует способность объединять элементы в целое, представляющее собой новизну (написание творческого эссе, предложение плана эксперимента, решение проблемы) — «формирование целого»;
  5. Оценка: обучающийся оценивает ценность учебного материала для данной конкретной цели — «определяет ценность и значимость учебного объекта».

Представленная таксономия целей Б. Блума широко используется за рубежом. Он используется в учебниках и учебных пособиях в качестве шкалы для измерения результатов обучения

На основе подхода американских психологов, а также исследований российского ученого В.П. Беспалько была разработана технология критериально-ориентированного обучения, которую также называют технологией полного усвоения, поскольку ее исходным пунктом является установка на то, что все учащиеся способны усвоить необходимый учебный материал.

Эта технология требует фундаментальной трансформации традиционной системы классов и заданий. Одним из вариантов этой адаптированной системы является технология многоуровневого образования.

1.2 Основные характеристики технологии полного усвоения (по М.В. Кларину)

Общая установка учителя: все ученики могут и должны освоить данный учебный материал полностью. Если, например, учитель химии, сам не уверен в том, что сегодняшний школьник может, а главное, должен усваивать курс химии в том объеме и на том уровне сложности, который требует школьная программа, то «раскручивать» весь курс, используя эту технологию, не следует. Хотя отдельные темы, такие, например, как «Первоначальные химические понятия», «Количественные отношения в химии», «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева», с учетом требований той же программы вполне могут быть успешно освоены всеми учениками при использовании этой технологии.

Разработка критериев (эталонов) полного усвоения для курса, раздела или большой темы. Это подготовительная работа, содержание которой включает в себя конкретизацию и уточнение целей учебной деятельности учащихся в виде планируемых результатов, которые он должен продемонстрировать после изучения темы (курса). Их особенность состоит в том, что они формулируются в виде умений (наблюдаемых действий, поведенческого репертуара), не допускающих расширенного или двойного толкования.

На этой основе разрабатываются или подбираются тесты (проверочные работы) для проверки достижения запланированных целей.

Все учебное содержание разбивается на отдельные учебные единицы (в других публикациях различных авторов — «учебные элементы», «единицы содержания», «малые блоки» и т.д.).

Основные их особенности состоят в том, что они закончены по смыслу (содержательная целостность) и невелики по объему (3-6 уроков). Психологическое значение этого требования таково: расстояние «стимул — реакция» должно быть по возможности малым. Ученик постоянно должен держать в поле своей деятельности планируемый, конечный результат и все свои действия направлять именно на достижение этого результата, получая в случае удачи всевозможные поощрения (стимулы), основным из которых является само успешное продвижение к намеченной цели.

///////////

Такие данные дают ученику возможность самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнять имеющиеся пробелы как при подготовке к пересдаче разделов курса (при необходимости), так и в входе дальнейшего обучения.             

Обязательные правила.

      Правило эквивалентной практики — условия обучения и ожидаемые действия в ходе обучения точно соответствуют ожидаемым действиям во время теста или проверки.

      Правило аналогичной практики — возможность упражняться в актах поведения сходных, но не идентичных с конечным.

      Правило незамедлительного сообщения результатов — незамедлительное сообщение ученикам результатов каждого действия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: