Использование мультипликационных средств в качестве приема формирования моральных ориентиров у младших школьников
Воспитательный потенциал мультипликации достаточно высок. Данные средства можно использовать в воспитании у подрастающего поколения различных нравственных качеств, моральных принципов поведения, усвоения культурных основ жизнедеятельности.
Применение мультипликации должно быть грамотно организовано. Для этого хорошо провести предварительную подготовку в виде диагностирования уровня развития детей, их морального восприятия различных действий и поступков, их предпочтений мультипликационных жанров и героев.
Составляется простая анкета, заполнение которой помогает в понимании педагогом связи между мультфильмами, которые нравятся детям и их воздействием на развитие личности.
Если учащиеся способны дать четкое нравственное определение характерам героев мультфильмов (например, волк-злой, заяц – трусливый, лиса-хитрая), то им будет легче усвоить основные моральные принципы поведения, сформировать в своем сознании основные категории морали и сформировать собственные морально-нравственные ориентиры социального поведения и взаимодействия.
Важно правильно подбирать мультфильмы для просмотра. В них не должно содержаться сцен насилия и жестокости, неадекватного поведения, а представления о добре, красоте и великодушие не должны быть искажены
Моральные ориентиры учащихся младших классов являются недостаточно сформированными. Это вызывает опасность их неправильного представления о нравственных ценностях и ориентирах социального взаимодействия. Поэтому просмотр мультипликации должен сопровождать пояснениями взрослых, которые помогают ребенку понять, какой поступок героя можно считать хорошим, а какой плохим, проводить анализ действий и решений героев, разъяснение конфликтных ситуаций. После просмотра, ребенок должен сделать для себя какие-то выводы и поделиться ими, чтобы педагог мог понять, насколько верным было восприятие ребенком сущности мультфильма и какому примеру поведения он будет следовать в своей жизнедеятельности.
Мультипликационные средства являются одним из способов развития моральных ориентиров деятельности подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что мультфильмы:
Помогают в усвоении разницы между добром и злом;
Развивают представления о дружбе;
Показывают важность добросовестного выполнения своих обязанностей и честности;
Демонстрируют добродушное отношение ко всему живому;
Наглядно отображают справедливость и несправедливость, героизм, долг.
Педагогический потенциал мультипликации
Определение 1
Мультипликация – это создание динамических иллюзорных изображений, посредством применения разнообразных технических средств и использования серии множества неподвижных изображений, быстро следующих друг за другом.
Технология мультипликации реализуется следующим образом: Несколько последовательно расположенных предметов, с изменением формы и расположения возникают на экране друг за другом через очень короткие временные интервалы, располагаясь очень близко друг к другу. Сетчатка человеческого глаза воспринимает серию таких предметов или изображений, как единую картинку, которое выполняет динамичные движения, изменяя свои расположение и форму.
Мультипликация в настоящее время является одним из средств воспитания и развития ребенка. Она применяется, как в качестве средства семейного воспитания и продуктивного досуга ребенка, так и в качестве средства обучения и воспитания в образовательных заведениях.
Педагогический потенциал мультипликации достаточно обширен. Если использовать мультипликацию педагогически целесообразно, то она помогает в эффективном достижении образовательных целей и задач, а именно в создании условий для развития универсальных учебных действий младшего школьника.
Использование мультипликационных фильмов в педагогическом процессе способствует:
- Передаче большого количества информационных ресурсов учащимся в сжатой форме, которая легко усваивается и мотивирует на дальнейшее информационное восприятие.
- Рассмотрению и восприятию сущности различных процессов и явлений, которые являются недоступными для человеческого глаза.
- Эмоциональному восприятию информации.
- Развитию воображения ребенка.
- Развитию произвольного внимания с использование игровых стимулирующих форм обучения.
- Развитию осознанного запоминания с пониманием смысловых связей данных.
- Наглядному представлению информационных данных, развитию наглядно-чувственного восприятия, помогающего упростить учебные данные и донести их в более интересной форме.
- Развитию мировоззрения.
- Развитию абстрактного и логического мышления.
Определение 2
Мультипликация воздействует на сознание и подсознание ребенка.
Использование мультипликационных средств актуально на всех этапах обучения и наиболее целесообразно их применение на стадии начального школьного обучения. Просмотр мультфильмов можно включить в отдельный этап учебного занятия или посветить им весь урок, в зависимости от его целей и задач.
Использование мультипликационных средств реализуется через обогащение мультфильмов дидактическими компонентами. Такие мультипликационные средства позволяют:
Представлять разнообразную информацию в интересной форме;
Сделать мультфильм ценным источником знаний;
Расширить кругозор учащихся;
Акцентировать внимание на конкретном событии, процессе или явлении;
Мотивировать познавательную активность младших школьников;
Координировать и контролировать процесс познания;
Обобщать образовательную программу;
Развивать мышление младших школьников;
Способствовать развитию их инициативности и самостоятельности.
Использование мультипликационных средств в воспитательном процессе позволяет сформировать универсальные учебные действия учащихся.
Замечание 1
Просмотр мультфильма позволяет развить у учащихся потребность в обсуждении поступков героев его сюжета, что активизирует их коммуникативную деятельность, развивая навыки социального взаимодействия.
Мультфильмы способствую активизации познавательных процессов. При их просмотре ребенок может столкнуться с новыми для него объектами, процессами или явлениями, которые ему необходимо объяснить. Затем он включает работу мышления, чтобы оценить то или иное событие, поступки героев, сравнить их с реальными действиями людей, которых он встречает в своей жизни. Это помогает в развитии универсальных регулятивных учебных действий.