Дисграфия у школьников

Дисграфия у школьников

Клиническая симптоматика

Как проявляется заболевание

У детей

Основной симптом дисграфии –- много стойких ошибок в письменных работах. Ребёнок ошибочно интерпретирует звуки в сильной позиции букв: например, пишет «прафый» вместо «правый». В коротких словах пропускаются буквы: «дом» пишется как «дм». Слоги меняются местами, добавляются лишние. В записях путаются парные согласные, сходные элементы буквенных символов.

Скорость письма медленная, время уходит на размышления, что и как написать. Другой вариант – быстрая, но безграмотная запись слов. Дисграфикам сложно воспроизвести в тетради то, что написано на доске. Перепутанные буквы в словах возникают из-за невозможности различить звуки на слух. Родителей и учителей должна насторожить повторяемость ошибок, совершаемых при письме.

По врачебным наблюдениям дисграфия диагностируется параллельно с гиперактивностью, неврологическими проблемами.

У взрослых

Страдающий дисграфией взрослый, зная грамматические правила, при письме совершает одни и те же ошибки:

  • смешение элементов схожих букв (ш-ц-щ; п-т-л; ъ-ь);
  • замена похожих по звучанию графем (п-б, к-х);
  • путаница между слитностью и раздельностью слов;
  • хаотичность слогов, пропуск букв;
  • медленная скорость записи, нечёткость почерка.

Нарушения мозговых процессов у больного дисграфией проявляются не только в ошибках письменной речи. Ухудшается мелкая моторика, механизм запоминания

Человек легко отвлекается, с трудом сосредотачивает внимание. Важный факт: накопленный запас знаний не исчезает из памяти, уровень интеллекта остаётся прежним

Как организовать занятия дома

Как родителям предупредить дисграфические нарушения у ребёнка? Профи­лактика дисграфии начинается с беременности. Маме нужно беречь себя и ма­лыша, избегать риска инфекций, травм в раннем детстве ребёнка. С младенче­ства дети эмоционально зависят от родителей. Нужно не допускать стрессов, наладить тёплую атмосферу в семье.

Основы успешного письменного навыка закладываются в дошкольный пе­риод. Разучивая стихи, песенки, малыш учится слышать звуки, соотносить звуки с буквами. Зрительное восприятие тренируют игры, где сравниваются цвета, формы. Конструкторы с большими деталями, лепка, аппликация разви­вают пространственное мышление, моторику.

Рисование по контуру, заполнение прописей для дошкольников подготовит детскую руку к письму. Магнитная азбука легко размещается дома на холодиль­нике. Перебирая квадратики, ребёнок запоминает внешние очертания буквенных символов, последовательность букв, звуков в словах.

Если логопед диагностирует дефект развития речевых навыков, надо не упу­стить момент, корректировать нарушения. Развивая устную речь, младшеклассник легко освоит речь письменную.

Причины болезни

У детей

Причины дисграфии у детей:

  • Перинатальные патологии; наследственность; болезни и травмы в младенчестве
  • Обучение иностранным языкам в раннем возрасте; билингвистическая или многоязычная семья
  • Авторитарные методы воспитания
  • Ограничение речевого общения в семье; «сюсюканье», нечёткое произношение слов взрослыми
  • Злоупотребление телевизором
  • Неврологические осложнения; расстройство внимания, памяти; дислексия (нарушение чтения)
  • Переучивание ребёнка-левши
  • Начало школьной учёбы с 6 лет

У взрослых

Дисграфию у взрослых провоцируют следующие причины:

  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульты, опухоли мозга
  • Менингит
  • Нейрохирургические вмешательства
  • Травмы, полученные при родах
  • Перенесённая асфиксия

Дисграфия

Классификация дислексии

Игровые способы коррекции дислексии и дисграфии

Потрясающим трудом, который предлагает все возможные игровые методы коррекции упомянутых проблем принадлежит И.Н. Садовникову и называется «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». Этот подход состоит из пяти интересных блоков, которые можно подать малышу как весьма увлекательный процесс. Первый блок направлен на формирование устной речи, второй – оптико-пространственных представлений, третий – на развитие временных представлений, четвёртый – развитие ритмических способностей, ну а пятый – развивает руки для письма.

Приведём лишь часть примеров таких заданий. Например, при развитии устной речи, применяется упражнение «хлопок», во время которого школьник должен хлопать, если слово начинается на определённую букву. Или перевести звуки в «кружки», с помощью которых можно составить все возможные слова.

Таким образом, ребёнок не будет выполнять «сухие» задания, он будет «распутывать» буквы от других букв, следить за стрелками, ходить и двигаться.

Многие из этих упражнений так же можно взять за основу профилактических мероприятий. Рассмотрим ещё некоторые.

Классификация дисграфии

Существует множество классификаций расстройства письма. Одна из распространенных, в основе которой находятся психофизиологические закономерности формирования навыка письма:

  • Если у ребенка нарушена работа речеслуховой анализаторной системы – это акустическая форма. Причиной ее появления является недостаточная сформированность фонематических процессов. Акустическая дисграфия проявляется в виде замены и смешения букв на письме. Школьник путает букву, фонемы которых имеют схожие акустические признаки.
  • Если нарушена работа речедвигательного звена, то может возникнуть артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Школьник путает на письме буквы, фонемы которых имеют схожие артикуляционные характеристики. Если у ребенка неправильное звукопроизношение, то в начальной школе большинство учеников проговаривают про себя буквы, что может привести к такой форме дисграфии.
  • При нарушениях работы зрительного, пространственного и кинестетического анализаторов появляется оптико-пространственная форма. У школьника имеются затруднения в различении звуков на слух, нарушена пространственная ориентация буквы или ее элементов. Ребенок затрудняется в определении границ предложений и текста, видении строки и т. д.

Любая из этих форм может возникнуть как следствие речевого нарушения

Поэтому при построении коррекционной работы важно подобрать упражнения для исправления дефекта

Причины нарушений

Если механизм возникновения расстройств письменной речи и чтения в принципе понятен, то чётко установленных причин этих патологических процессов пока не существует. Учёные выдвигают предположения, что дисграфия и дислексия связаны с анатомическими особенностями мозга и социально-психологическими факторами.

Анатомо-физиологические причины

Развитие дисграфии и дислексии связывают с нарушением функций областей коры больших полушарий, которые ответственны за процесс овладения грамотой. Любопытно, что эти же области мозга отвечают за основные стороны устной речи – восприятие и произношение звуков, словарь и грамматические навыки, связности речи.

Среди причин расстройств письма и чтения выделяют следующие факторы:
1. Наследственная предрасположенность. Ребёнок перенимает от родителей не только цвет глаз и кожи, но и конституциональные особенности мозга, незрелость отдельных его участков. В таком случае при формировании навыков письма или чтения школьник будет испытывать приблизительно те же проблемы, что и его мать (отец) в начальных классах.

2. Задержанное развитие или поражение мозга. Подобные патологии могут возникнуть во время вынашивания малыша, при родовой деятельности или в раннем возрасте (до трёх лет). К этой группе вредных факторов специалисты относят:

    • гипоксия эмбриона, которая возникает из-за экстрагенитальных заболеваний (сердечная недостаточность, болезни почек и печени, ревматизм), патологий плаценты, тяжёлых осложнений в начале и конце беременности;
    • внутриутробные инфекционные болезни, представляющие особенную опасность в первом триместре, когда активно формируются мозговые структуры плода (это может быть краснуха, грипп, герпес, гепатит B, ВИЧ и т.д.);
    • приём будущей матерью психоактивных веществ (к ним относят алкогольные напитки, наркотические средства, никотин) или употребление медикаментов, способных нарушить естественное развитие плода;
    • неблагополучные роды, во время которых травмируется детская головка, происходит обвитие шейки ребёнка пуповиной, вследствие чего нарушается поступление кислорода в мозг и погибают нервные клетки;
    • болезни и патологии, перенесённые в младенческом возрасте, например, черепно-мозговые травмы, энцефалиты, тяжёлые инфекционные заболевания.

3. Проблемы со становлением процессов латерализации. Этот термин обозначает установление доминантной роли правого либо левого полушария. В начальной школе (когда ребёнка начинают активно обучать письму и чтению) у детей уже определяется ведущая рука и ведущее полушарие. Если же процесс задерживается, а также при скрытом левшестве либо переучивании леворукого ребёнка, нарушается формирование навыков письма и чтения.

Социально-психологические факторы

Ещё одна большая группа причин патологий письменной речи и чтения – неблагоприятные средовые и психологические факторы. Стоит отметить, что они редко проявляются изолированно, чаще социальные причины добавляются к уже имеющимся нарушениям физиологической природы. Среди самых частых специалисты отмечают следующие факторы:

  • чрезмерно раннее обучение ребёнка письму и навыкам чтения (нервная система попросту не готова к подобным умениям);
  • завышенные требования по отношению к грамотности, которые предъявляют родители и педагоги;
  • излишне высокий темп обучения или использование дидактических методов, несоответствующих личным особенностям ученика;
  • низкий уровень языковой среды, включающий недостаток речевых контактов, нечёткое либо неверное произношение родителей, невнимательность взрослых к речи ребёнка;
  • несвоевременное обращение за квалифицированной помощью родителей ребёнка, у которого наблюдаются тяжёлые речевые патологии;
  • билингвизм в семье, из-за которого дети не могут в полной мере овладеть грамотой.

Причин для формирования расстройств письма и чтения много, даже специалистам довольно сложно разграничить физиологические и социально-психологические факторы. Вот почему при обнаружении у ребёнка первых же проявлений этих патологических состояний нужно обратиться за логопедической помощью, которая включает диагностику и коррекционную работу.

Классификация дислексии

В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:

  • При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
  • Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
  • Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
  • Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
  • При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
  • Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.

В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.

Дисграфия и дислексия – что это

Специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. Как бы дисграфики ни старались, почерк у них остается неровным и неаккуратным, а задания выполняются медленно и с большим трудом. При отсутствии грамотного подхода к таким ученикам, в дальнейшем это может перерастать в психологические проблемы, развитие неуверенности в себе, замкнутости и депрессии.

Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребёнка освоить навыки чтения. При наличии такого нарушения ученик пропускает или добавляет лишние буквы, начальные слоги или слова, искажает правильное звучание слов и читает крайне медленно.

Если дисграфия диагностируется практически у 25-30% младших школьников, то дислексия возникает примерно у 8-10% учеников. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга. Как правило, первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет. Патологии нуждаются в грамотном вмешательстве логопеда-дефектолога, так как их бесконтрольное прогрессирование может сопровождаться головокружениями, головными болями, общим ухудшением физического и психологического состояния ребенка.

Что такое дислексия?

Итак, начнём с рассмотрения понятия дислексии. Под ней подразумевают стойкие нарушения детьми, которые они допускают при чтении. Однако, не все ошибки подходят под это понятие. Основные ошибки связаны с плохим соотнесением звуковых фонем и обозначений этих звуков. Однако Лалаева исследовала эту проблему подробно и в результате получила целых пять видов дислексий у детей.

  1. Фонематическая дислексия может быть связана:
  • с проблемами распознания важных признаков фонем языка. Например, мягкости и твёрдости, звонкости или глухости буквы. Таким образом, малыш не будет понимать почему «коса» не может читаться как «коза», и не видеть разницу между словами «мел» и «мель»;
  • искажение структуры слова пропусками букв или добавлением лишних, например, из «марки» может получиться «мака», а «росла» измениться в «росала»;
  1. Семантическая дислексия связана с механизацией чтения, без понимания и смысловой обработки. Таким образом девочка как осознанный образ будет отличаться от механического его обозначения. И малыш прочтёт «де-воч-ка», не связывая эту структуру с самим словом и понятием. Здесь неверное соотнесение фонем и звуков идёт в контексте недосформированных процессов обобщения.
  2. Аграмматическая дислексия наслаивает на несформированный процесс обобщения морфолдогический момент. То есть, в этом случае, ребёнок будет путаться с падежными окончаниями, соотнесением времён и родов в контексте. Таки образом получаются фразы типа «мой кошка», «такая город», «книга интересный», «он потом сделал» и т.д. Кроме того, малыш может «застревать» или «предвидеть» букву. Например, «на траве траса» или «на раре роса».
  3. Мнеститечкая дислексия выражается в сложности воспроизведения ряда последовательных символов (букв, слов). Ребенок может пропускать звуки, сокращать количество слов в предложении. В последствии малыш стремиться использовать очень короткие фразы.
  4. Оптическая дислексия выражается в смешении схожих букв. Например, таких которые различаемы небольшим дополнением «Л» и «Д», «Ш» и «Щ». А также тех, что имеют «зеркально» похожие виды: «З» и «С», «Р» и «Ь» или состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: «Т»-«Г» и «Н»-«П».

Симптомы и причины дислексии

Конечно, основными симптомами дислексии можно считать трудности в овладении чтением как таковым. Однако существуют и ряд других показательных симптомов:

  • нарушение координации, неуклюжесть, плохая способность планировать движения;
  • плохое запоминание слов и рифм, даже с которыми только что столкнулся;
  • часто не понимает того, что прочитал (при этом общее интеллектуальное развитие не страдает);
  • имеет Синдром Дефицита Внимания, плохо планирует деятельность и понимает (выполняет) просьбы;
  • ребёнок при чтении может тереть глаза, косить, теребить книжку, близко подвигать её к глазам, прикрывать один глаз, жаловаться на плохое зрение (при объективно диагностируемой норме);
  • при чтении быстро устаёт, жалуется на головную боль;
  • под любым предлогом пытается избежать чтения;
  • имеет так же проблемы с выделением похожих геометрических фигур.

Наиболее часто встречающиеся теории утверждают причиной дислексии особенности развития ЦНС, а также в особенностях структуры задних отделов левого полушария головного мозга. Всё более популярными так же становятся теории о «семейных» дислексиях. Редко проблема может выступать в виде социальной запущенности. Но, дислексия не связана с проблемами зрения и слуха. А также движений как таковых.

Есть ещё один подход, который говорит о возможности возникновения дислексии в сфере неправильного развития плода. Например, при недостаточном снабжении плода кислородом (обвитии пуповиной, проке сердца у матери, преждевременной отслойки плаценты и т.д.). А также – при серьёзных болезнях во время беременности (краснухи, герпесе, кори), интоксикации или отравлении (алкогольном, наркотическом, медикаментозном).

Профилактика дислексии и дисграфии

К самыми простым способам профилактики можно отнести следующие:

  • следите, чтобы вы и члены семьи правильно произносили слова;
  • следите, чтобы ребёнок побольше рисовал, причём даже простым карандашом или ручкой, чтобы вовремя заметить и устранить связанные с этим проблемы (неправильный нажим, плохая моторика, невозможность определиться с ведущей рукой и т.д.);
  • побольше читайте малышу с возможностью ему следить за читаемыми словами, так происходит соотнесение звука и буквы;
  • поощряйте пересказы, они должны быть логичными, с правильным сочетанием родов и времён, а также поправляйте при необходимости окончания множественного числа;
  • отвечайте ребёнку на его вопросы более полными предложениями;
  • в случае подозрений на Синдром Дефицита Внимания или упомянутых проблем у кого-то из родственников, пройдите раннюю диагностику у специалиста.

https://youtube.com/watch?v=6l99V7JQlb8

Полезные рекомендации

Полноценное развитие ребёнка – главный залог его нормального функционирования в целом. Малыш должен иметь возможность играть со сверстниками, и при этом – слышать правильную речь и поучительные истории. Во всех этих сферах можно заметить какие-то особенности малыша, которые должны вас насторожить. Неуклюжесть, неспособность остановиться или услышать просьбу, нежелание рисовать и играть, односложные фразы и замена букв в словах – всё это повод обратиться за консультацией к специалисту. Тем более, это стоит сделать, если кто-то из близких имеет такие-же проблемы.

Поэтому, на вопрос: дисграфия и дислексия что это такое? Можно ответить, что это, прежде всего, психоневрологическая особенность вашей крохи, а не его «глупость». Поэтому, коррекция должна быть продуманной и постоянной. А крики и оскорбления должны покинуть жизнь ребёнка навсегда.

Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Что это такое

Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.

Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием

Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи

Механизмы дисграфии и дислексии

Прежде чем рассматривать факторы, провоцирующие развитие этих расстройств, необходимо разобраться в механизмах их возникновения. Стоит понимать, что и письмо, и чтение – это сложнейшие многоуровневые психофизические процессы, контролируют и реализуют которые четыре анализатора:

  • зрительный;
  • слухоречевой;
  • двигательный;
  • речедвигательный.

Каждый из них имеет периферический отдел (к примеру, у слухоречевого это уши, воспринимающие звуки), проводниковую часть, состоящую из нервных волокон, и центральный отдел, занимающий определённый участок в коре головного мозга.

Каждый из анализаторов решает конкретную задачу (например, зрительный узнаёт и распознаёт буквы), причём поэтапно и в тесной взаимосвязи с прочими системами. Выпадение или повреждение какого-либо одного звена в силу некоторого фактора и приводит к формированию патологии письма и чтения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: