Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи

Грамматический строй речи детей

Дети усваивают грамматические формы и в тех случаях, когда сталкиваются с редким проявлением этих форм, отступающем от нормы.

Наиболее значимая проблема, встречающаяся в логопедии – это трудность развития грамматического строя речи у детей с ОНР. Особенностью этих детей является замедленный темп овладения грамматическим строем, наблюдается дисгармония развития понимания морфологии и синтаксиса, искажается общая картина развития речевых навыков.

Сегодня ученые достигли некоторых успехов в способах обнаружения нарушений грамматического строя в речи ребенка и разработаны способы их коррекции.

Гвоздев А.Н., Эльконина Д.Б. и другие авторы описывают процессы формирования речевых навыков детей поэтапно, начиная с самого младенчества. Но не так подробно изучена область освоения детей с ОНР конкретных грамматических разделов. Хотя есть ряд ученых, которые также занимаются этим вопросом.

Для ребенка овладение основными речевыми навыками, умение грамотно выражать свои мысли – это одно из важнейших условий полноценной жизни в человеческом обществе, поэтому проблема данного исследования мы считаем очень важной и актуальной. Дошкольный возраст – это ключевой этап развития речи человека

В процессе формирования речь и грамматический строй речи ребенка напрямую зависит от его общения и характера деятельности

Дошкольный возраст – это ключевой этап развития речи человека. В процессе формирования речь и грамматический строй речи ребенка напрямую зависит от его общения и характера деятельности.

Игровая форма развития грамматики у детей дошкольного возраста

Игра — важная развивающая техника для детей, которая всегда интересна. Чаще всего для детей игра носит самопроизвольный характер и возникает при соблюдении ряда условий: впечатления, которые дарит окружающий мир, игрушки, взаимодействие со взрослыми. Игра воспитывает сразу несколько качеств, так как участвуют разные органы и психические процессы, которые вызывают переживания. Такого рода деятельность помогает адаптироваться в группе, развивает организаторские навыки, дисциплинирует.

Грамматика — часть формирования речи и мышления дошкольника и задействована в становлении личности малыша. В процессе полноценного развития грамматическая сторона речи — важный элемент. Анализируя речь взрослых, дошкольник изучает непростую систему закономерностей грамматики, выявляет общие практические правила, собирает и закрепляет их в речи.

Понятной и организованной нашу речь делает грамматика. Правильное ее усвоение положительно влияет на мышление дошкольника. Мысли становятся логичными, последовательными

Стремление говорить грамматически правильно важно воспитывать с раннего возраста

Формирование грамматически правильно построенной речи происходит следующими путями:

  • нахождение в благоприятной языковой обстановке, где ребенок находит образцы для подражания;
  • высокий уровень речевой культуры у родителей и педагогов;
  • предупреждение грамматических ошибок;
  • практика полученных знаний в речи;
  • корректирование ошибок.

Речь взрослых может принести дошкольнику как пользу, так и вред. Например, ребенок зачастую подражает взрослым, копируя их ошибки

Важно подавать культурный и верный речевой пример. Если взрослые говорят правильно, внимательно относятся к речи окружающих, дети перенимают их манеру общения

Не стоит забывать, что перенимают и неряшливую манеру, поэтому важно следить за собой при воспитании дошкольников. Это профессиональный долг педагога и обязанность любящих родителей. Первые прививают базовую часть правильной речи на практических занятиях, а вторые при воспитании в повседневном общении.

Этапы и задачи

Формирование грамматического строя речи у дошкольников — постепенный процесс, проходящий в несколько этапов разного уровня сложности

Здесь важно замечать общие закономерности построения фраз

План, по которому проходит лексико-грамматическая система речи у дошкольников, может включать:

  • организацию;
  • презентацию очередного материала;
  • укрепление знаний с помощью наглядных материалов;
  • связанные с темой занятия физические упражнения;
  • индивидуальное закрепление материала.

Все этапы дают возможность обеспечить:

  1. хорошую активность;
  2. закрепление навыков;
  3. экономию учебного времени.

Эмоциональную активность детей повышает верно выбранный иллюстративный материал, который способствует увеличению эффективности упражнений.
Каждое занятие должно быть познавательным, проходить в игровой форме. Возможно применение соревновательного момента, физических упражнений, чтобы обучение проходило в более интенсивном режиме и занимательной атмосфере.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста начинается рано. В возрасте трех лет уже используются понятия, как время, число, род. Речь для малыша уже является главным средством общения. Своевременное овладение грамматическим строем речи включает не только закономерности усвоения, но и сложности на пути изучения русского языка

Наш язык богат исключениями и правилами, которые важно запомнить. В полной мере малыш осваивает грамматику в возрасте 8 лет, это подтверждено исследованиями

Особенности

В образовательной деятельности детей дошкольного возраста значительное внимание уделяется обучению родному языку и развитию речи. В первую очередь грамматической стороне речи малыш обучается в общении и развивает лексикон с помощью родителей и педагогов

Дидактические игры, включенные в речевые уроки, — важный элемент в усвоении изученного материала.

Стоит отметить, что не все сложные грамматические формы могут быть закреплены в ходе уроков

Это значит, что важно развивать языковое нутро детей, когда ребенок сможет без посторонней помощи ориентироваться в образовании слов

Неодинаково усваиваются детьми синтаксис, морфология и словообразование. Младшая и средняя группа направлены на усвоение закономерностей склонения и спряжения. Старшая возрастная группа ставит задачи, которые нацелены на изучение традиционных форм слов. Из этих форм состоит словарь ребенка, которым активно пользуется. Методы сообразования слов изучаются после усвоения материала по словоизменению.

Особенности усвоения детьми грамматического строя определяются установившимися методами подготовки и проведения занятий, способами общения с окружающими. Каждый дошкольник имеет свой опыт, личные особенности, присущие его уровню речи. Поэтому грамматические занятия в детском учреждении должны проходить так, чтобы ребенок получал задачи с которыми справится.

Этапы формирования грамматического строя

  1. На первых порах изучения материала малыш учится понимать смысл сказанного.
  2. Далее малыш приступает к практике. Использует усвоенные грамматические средства в речи. Дошкольник копирует речь окружающих взрослых.
  3. Следующий этап — самостоятельное словообразование в соответствии со знакомыми словами.

Анализ правильности речи

У каждого возраста стоят свои грамматические цели. Например, в младшем возрасте главное — морфология: чередование звуков, использование сравнительной степени прилагательных. Усваивается образование существительных и глаголов.

В среднем возрасте, например, уже используются точные названия посуды. Для изучения новых слов требуется немалое количество тренировок, в которых ребенок учиться их употреблять. В этом случае дидактические игры и занятия — лучшие помощники.

Новые направления грамматики добавляются в старшей группе. Усложняется синтаксис, запоминаются единичные формы и исключения, усваиваются новые способы образования слов всех частей речи. Дошкольники заинтересованы в грамотной речи, исправлении своих и чужих ошибок.

Факторы, влияющие на развитие грамматического строя речи

Среди факторов, которые влияют на развитие речи детей дошкольного возраста, педагоги-психологи выделают социальные и генетические.

  1. Социальные факторы. Важную роль в социальных факторах отводят семье. В полной семье дети не испытывают недостатка общения и постоянно практикуются в своих речевых потребностях. Если же ребенка воспитывает одинокий родитель, возможность коммуникаций существенно снижается. Немаловажную роль играет количество детей. Общаясь с братьями и сестрами дома, дети могут реализовывать свой интерес в подвижных и сюжетно-ролевых играх. Но при этом, как отмечают психологи, в многодетных семьях чтению уделяют немного меньше времени, чем в семьях с одним или двумя детьми.

Важным моментом в развитии речи остается материальный ресурс семьи и уровень образования родителей. У отцов и матерей с высоким социально- экономическим статусом дети обладают большим словарным запасом в результате того, что родители сами используют грамматически правильные предложения. Такие родители могут позволить детям получать больше информации об окружающем мире, обогащая и организуя предметную среду. Более того, в семьях, где преобладает теплая атмосфера и взаимопонимание, лексика ребенка приобретает более эмоциональный характер.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, дошкольники расширяют круг своих коммуникаций и получают положительный опыт в общении.

  1. Генетические факторы. Успешное развитие родителей благоприятно сказывается на формировании речевых навыков у детей. Уровень интеллектуального развития и способность к успешному обучению передается по наследству. Дети, чьи мамы и папы хорошо учились в школе и имеют высшее образование, немного быстрее обучаются основным грамматическим принципам речи.

Факторы развития речи

Коррекция грамматического строя речи у детей

Стоит отметить, что содержание работы по коррекции грамматического строя речи у детей группы определяется нормами русского языка, особенностями развития речи в дошкольный период, конкретных особенностей у детей данного коллектива.

Для того, чтобы у детей формировался грамотный строй речи, нужно соблюдение следующих условий:

  • благоприятная речевая среда, наполненная наглядными образами грамотной речи;
  • формирование грамотной речи у окружающий взрослых;
  • целенаправленные занятия с детьми по грамматическим формам, которые даются с трудом;
  • помощь в развитии речевых навыков в повседневном общении;
  • коррекция устоявшихся ошибок.

Дети, находящиеся в контрольной группе хорошо справились со всеми заданиями. В результате исследования было выявлено, что дети, не имеющие нарушений в речи, обладают высоким уровнем развитости навыков словоизменения.

Восемь человек из десяти обладают высоким уровнем владения грамматического строя языка, двое – средним уровнем. Ни один ребенок не имеет низкого уровня сформированности грамматического строя.

Задания для таких детей были несложными, выполняли они их с удовольствием и без трудностей. Лишь в некоторых случаях требовались дополнительные объяснения и помощь.

Те же самые задания дети из экспериментальной группы (имеющие патологии в развитии речи) выполняли с большими трудностями. Чаще всего наблюдались проблемы в словообразовании имен существительных родительного падежа.

Причем не важно, имели эти существительные множественное или единственное числа. Также проблемы вызвали задания с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов

Не особо хорошо удавалось образовывать глаголы движения с использованием приставок.

Грамматический строй речи — какие трудности испытывают дети?

Дошкольники возраста от шести до семи лет испытывают особые трудности в работе с падежно-предложными существительными, с окончаниями существительных при изменении падежа во множественном числе.

Трудно дается также этим детям задача по согласованию прилагательных с существительными и работа с прошедшим временем глаголов.

У детей с ОНР плохо осуществляются функции определения закономерностей в морфологии языка, их обобщение и воспроизведение в процессе продуцирования речевых высказываний.

У этих детей также отмечены затруднения с грамматическим строем речи. Есть острая потребность коррекционной работы по устранению дефектов в грамматическом строе.
Одно из важнейший условий формирования грамотной речи дошкольников – это создание благоприятной речевой среды.

Окружающие, сами того не подозревая, своими речевыми привычками оказывают мощное влияние на речевые навыки своих детей – либо положительное, либо отрицательное. Ребенок имеет свойство во всем подражать своим родителям. Поэтому он с легкостью воспринимает любые правильные или ошибочные элементы речи мамы и папа.

Наблюдая за речью ребенка, стоит замечать, употребляет ли он обобщающие слова или использует ли в речи придаточные предложения. Эти признаки ярко говорят о том, что дошкольник имеет абстрактное отвлеченное мышление. Подобные навыки способствуют не только грамотной и понятной окружающим речи, но и повышает ее точность и выразительность.

Формирование синтаксической стороны речи

Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средний дошкольный возраст) связано со становлением монологической связной речи. В речи ребенка увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В связи с этим дети не всегда правильно строят предложение, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих (Папа и мама они пошли к тебе, переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств (см. об этом выше).

В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие сложноподчиненные и сложноподчиненные предложения. Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением. Для этого активно знакомим ребенка с глагольной лексикой. Продолжаем учить составлять словосочетания, отвечать на вопросы полным ответом. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. С этой целью необходимо активизировать в речи детей сочинительные союзы (а, но, и, или, да, то-то) и подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, если, когда, так как). Вводятся союзы в речь путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или закончить предложение (дети пошли в школу, чтобы…; почему птицы осенью улетают на юг? и т. п.).

В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, то есть контекстностью.

Содержание обучения по-прежнему включает формирование умений строить простые и сложные предложения, употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью.

Используются описанные выше дидактические игры, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты, в содержание которых включается еще и подбор однородных определений для согласования, добавление придаточных предложений, построение предложений с глаголами сослагательного (условного) наклонения, упражнения на составление предложений с правильным употреблением предлогов. Задание дополнить сложное предложение можно провести, используя игру «Размытое письмо», «Письмо заболевшему другу» (Тихеева). При пересказе литературных текстов дети используют прямую и косвенную речь.

Третье направление – формирование способов словообразования.

Для самостоятельного словообразования особенно важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное. Поэтому необходимо развивать речевой слух детей, обогащать их знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно обогащать словарь детей, прежде всего мотивированными словами, а также словами всех частей речи

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать механизм словообразования и научиться им пользоваться.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают суффиксальный способ словообразования (названия детенышей животных, посуды) и приставочный способ образования глаголов (ходить – заходить – уходить, а также образование глаголов от звукоподражательных слов (уточка – кря-кря-кря – крякает).

В среднем дошкольном возрасте проводится обучение разным способам словообразования слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, вводятся наименования животных, названия детенышей которых образовано супплетивным способом (от другой основы): у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у овцы – ягненок, у свиньи – поросенок. Ребенку объясняют также, что не у всех детенышей животных есть свое наименование: у жирафа – детеныш жирафа, у обезьяны – детеныш обезьяны. В средней же группе детям на примерах показывают, что одно словообразовательное значение могут иметь разные по звуковому составу морфемы одного вида. Демонстрировать это можно на примере слов, обозначающих посуду: сухарница, сахарница, хлебница (суффикс -НИЦ-); солонка, масленка (суффиксы -ОНК-, -ЕНК-); чайник, кофейник (суффикс -НИК).

Дидактические игры на усвоение одушевленности– неодушевленности

Дидактические игры пополняются играми на усвоение категории одушевленности– неодушевленности («Что (кого) видим?», повелительного наклонения глагола («Мишка, сделай!»). Вводятся словесные упражнения на закрепление категории рода у существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление несклоняемых имен существительных, разноспрягаемых глаголов (хотеть и бежать). Например: Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она? Про что (кого) еще можно сказать большой? Большая? Большое?

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Затруднение вызывают лишь нетипичные формы. У детей иногда встречаются ошибки в чередовании согласных («Я МСТЮ и МСТЯ моя страшна», в употреблении существительных в родительном падеже во множественном числе («Не пугай ИНОПЛАНЕТЯНЕЙ», в образовании повелительного наклонения глаголов (ЕХАЙ, ЛЯЖЬ, ЛОЖЬ, СТЕРИ, ВЫТЕРИ) и сравнительной степени прилагательного и наречия («Эта дорога КОРОТКЕЕ», «Я лицо ВЫТРАЛ СУХЕЕ»). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными (С ДВУМЯМИ детьми, местоимениями (ИХНИЙ двор, употребление причастий (СЛОМАТАЯ, НАРИСОВАТАЯ, глаголов хотеть, бежать, звонить (ОНИ БЕЖАТ, ОН ХОТИТ, ТЕБЕ ЗВОНЯТ).

Усвоение грамматики в этом возрасте облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.

Задачи этого возрастного этапа: учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. Снижается роль дидактических игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения.

Второе направление работы – формирование синтаксической стороны речи.

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Как уже указывалось, речь 3-летних детей ситуативная, поэтому необходимо учить ребенка строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). На четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации.

В младшем дошкольном возрасте работа над предложением проходит в такой последовательности: сначала детей учат чувствовать основу предложения (подлежащее и сказуемое, затем распространять и грамматически оформлять простое предложение.

Что будем проверять:

  • может ли ребенок услышать ошибку в чужой речи?
  • исправляет ли он эту ошибку и как ищет правильный ответ?
  • как понимает сложную, непривычную фразу?
  • может ли сам построить правильное предложение?
  • какими предложениями пользуется ребенок в своей речи?
  • предложения состоят из (двух, трех, четырех, более) слов?
  • есть ли в предложениях предлоги и насколько правильно ребенок их выбирает?
  • все ли части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение и т.д.) использует ребенок?

Русская грамматика – штука коварная. Посмотрите, например:

— Дочь ищет маму

— Дочь ищет мама

Предложения различаются всего одной буквой, а какой разный смысл.

А вот такое: — Дочь ищет мать — и вовсе грамматическая ловушка! Но, конечно, такое предложение логопед на обследовании не предложит.

Согласитесь, мы редко задумываемся, насколько тяжелую работу должен выполнить ребенок, чтобы усвоить все правила и закономерности, характерные для русского языка. Недаром иностранцы считают его одним из самых сложных!

Проверка грамматического строя речи – процесс непростой и трудоемкий.

— послушай, я правильно сказала? «Мама вышла в дом». А как правильнее: «Мама вышла в дом» или «Мама вышла из дома»?

— повтори за мной: «Ваня сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно».

— посмотри на картинки, расскажи, что произошло.

— посмотри и скажи, какой? Какая? Какое? (снег, подушка, облако)

— посмотри и скажи: «Корабль плывёт, а корабли ….»

А какой простор для воображения открывается, когда мы анализируем, один или много предметов оказалось в сфере нашего внимания!

Смотрите сами: один дом – стоят дома – много домов один кот – спят коты – много котов НО! Одно письмо – пришли письма – совсем нет писем или одно гнездо – на дереве гнёзда – много гнёзд или – совершенно чудесное – лист – листы в книге и листья на дереве.

О, сколько нам открытий чудных ….. Правда?

Представляете, одно из изданий книги «Вопросы изучения детской речи» состоит из 470 страниц. Только подумайте – 470 страниц о том, как ребенок усваивает родной язык! Возникает вопрос, как логопед может всего за 10 – 20 – 40 минут встречи увидеть и оценить всё то, о чём написано так много?

Ответ прост: логопед знает правила и исключения из правил. Помните, мы их учили в школе? Откроем два секрета:

      • в школе мы учили намного меньше, чем есть на самом деле.
      • русский язык – наука еще более точная, чем математика; в нём есть свои аксиомы и теоремы.

На обследовании логопед проверит «ключевые точки» грамматики – и построит программу коррекции, если это окажется необходимым.

Савина Екатерина

Старший логопед Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им.Г.Е.Сухаревой Департамента здравоохранения г.Москвы, член Ассоциации дислексии

Дидактические игры в формировании грамматики речи

Дидактические игры играют также большую роль в формировании грамматического строя языка и правильной речи у детей дошкольного возраста.
Лучше всего проводить дидактические игры именно с группой детей. Замечено, что именно игры в коллективе наилучшим образом способствуют развитию интеллекта ребенка, его умение взаимодействовать с другими людьми.

Дидактические игры, проводимые на занятиях по речевой коррекции дошкольников, помогли улучшить уровень грамматического строя речи, что ярко свидетельствует об эффективности этого метода как средства формирования грамматически верной речи у дошкольников с ОНР.

Старшем дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется знакомить детей с типичными способами словообразования. Закрепляются грамматические навыки, полученные на предыдущих возрастных этапах, и дети переходят к более сложной задаче – образованию названий профессий от слов разных частей речи (часовщик, строитель, сапожник, билетер, библиотекарь, а также названий лиц женского и мужского пола от глаголов с помощью разнообразных суффиксов (заступник, драчун, шалунья, летчица, умница). Ребенок учится вычленять части слова, осмыслять их значение. Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется с помощью суффиксов -ЕЕ, -ЕЙ, -Е (синтетический способ) и при помощи слов БОЛЕЕ или МЕНЕЕ (аналитический способ): чистый – чище – более чистый. Превосходная степень образуется с помощью суффиксов –ЕЙШ-, -АЙШ- (синтетический способ) и при помощи слов САМЫЙ или НАИБОЛЕЕ (аналитический способ): высочайший – самый высокий. В этом возрасте детей знакомят со «словами-родственниками» (однокоренными словами): береза, березовый, подберезовик. Дается представление о том, что слова-родственники должны иметь одинаковую часть и быть связаны по смыслу.

Формирование грамматической стороны речи ребенка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Поэтому следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Как считает А. М. Бородич, неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего в этот момент ребенка, но и у слушающих его детей.

К. С. Аксаков писал: «Слово — есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни

И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структура публичного выступления
  2. Социально-педагогическая подготовка старшеклассников к семейной жизни
  3. Введение в педагогическую профессию
  4. Внеурочная деятельность младших школьников при изучении неживой природы на примере кружка
  5. Особенности речевого аппарата детей, их влияние на освоение звуковой стороны речи
  6. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
  7. Особенности формирования грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте
  8. Восприятие в трудах выдающихся педагогов конца xviii начала xx века роли наставника в педагогическом процессе
  9. Основные тенденции развития системы образования
  10. Технологическая карта урока английского языка
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: