Развитие звуков речи
Если вы собираетесь обучать вашего ребенка общаться с помощью устной речи, то можно использовать сочетание стимул-стимул — простую процедуру, которая позволяет увеличить количество речевых звуков, издаваемых ребенком.
Эта процедура использует особенность обучения, которая сводится к тому, что если некий нейтральный стимул постоянно появляется перед желательным стимулом, то он приобретает качества желательного стимула. Это значит, что если постоянно повторять отдельные речевые звуки перед тем, как ребенок получает любимый предмет или развлечение, то данный звук речи станет для ребенка желанным сам по себе.
Например, если ваш ребенок любит мишек Барни, то вы можете говорить «Ба» и тут же давать ему любимую игрушку мишки или включать мультфильм про мишку на несколько секунд. После этого уберите предмет или выключите мультфильм. Когда вам покажется, что ребенок снова его хочет, повторите такую же процедуру. После того как вы проделаете это множество раз, вы можете заметить, что ребенок начал чаще произносить вслух «Ба», поскольку этот слог приобрел для него определенную ценность. Теперь, когда вы знаете, что ребенок может свободно говорить «Ба», вы можете обучать его вокальным просьбам.
Вопрос-ответ. Аутизм и навыки письма: первые шаги
Как начать обучение письму с ребенком, который даже не смотрит на бумагу
Нашему сыну 4 года, и у него аутизм. Как нам помочь ему научиться писать, если он даже не смотрит на бумагу?
На вопрос отвечает эрготерапевт Дезире Гапултос, которая работает в Детской больнице Лос-Анджелеса.
Спасибо за ваш вопрос
Вы верно заметили, что зрительное внимание — это один из базовых навыков, которые необходимы для письма. Другие навыки, без которых обучение письму невозможно, включают зрительно-двигательную интеграцию (координацию рука-глаз) и навыки мелкой моторики
Ребенок должен осознать, что можно целенаправленно создавать отметки и фигуры на поверхности (а не просто «калякать»).
Я с удовольствием предложу вам несколько идей, которые основаны на моем опыте работы с маленькими детьми в спектре аутизма. Однако сначала я должна подчеркнуть, что 4 года — это слишком ранний возраст для того, чтобы учиться писать буквы. Это относится и к детям без аутизма. Вместо этого лучше сосредоточиться на тех навыках, которые лягут в основу написания букв в будущем, в том числе на умении копировать простые фигуры и обводить линии и некоторые буквы.
Начнем с проблемы, о которой вы упоминаете — как научить вашего сына следить за письмом на бумаге
Обычно я рекомендую использовать интересы ребенка, чтобы привлечь его внимание. Например, его интересуют машинки? Нарисуйте машину на бумаге и покажите ему
Нарисуйте круги и скажите, что это колеса машины, и так далее. Вот несколько идей для развития навыков, необходимых для умения писать:
Что нужно знать об аутистах?
Основными симптомами аутизма являются недостаток речевых и коммуникативных навыков. Дети с РАС (расстройство аутистического спектра) имеет совершенно иное мировоззрение, отличающиеся от других. Они смотрят на окружающий мир по-своему. Именно поэтому им сложно быстро адаптироваться к каким-либо новым условиям.
В таких случаях они более замкнуты и предпочитают не разговаривать. Но если к таким детям подобрать правильный подход и оказать поддержку со стороны родителей, друзей и всех окружающих в домашних условиях, то малыш вполне можно развить свои коммуникативные навыки, чтобы комфортно сосуществовать в социуме.
Некоторые привыкли думать, что если дети не говорят, то и читать их научить невозможно. Однако такое мнение ошибочное.
Более того существует много методик, которые помогут вам и вашему чаду в этом преуспеть. Однако, стоит сказать, что этот процесс протекает не так быстро.
Основные трудности ребенка с аутизмом
Сенсорные проблемы заключаются в том, что эти дети могут иметь слишком большую или, наоборот, чрезмерно сниженную чувствительность в зрительной, слуховой, обонятельной сферах. Кроме того, может быть блокировано поступление любых сигналов извне и связанные с ними ощущения, так что порой мы видим ребенка, производящего впечатление абсолютно глухого.
Нарушения вербального развития и коммуникации — трудности в освоении речи, ее бедность, непонимание личных местоимений, таких, как я, ты, вы. В лексиконе аутиста часто отсутствуют слова да и нет. Из-за этого ему бывает нелегко выразить собственные желания, а другому человеку сложно его понять. Вместо ответа такой ребенок часто повторяет последнее слово вопроса. Конкретное мышление не позволяет ему делать обобщения, формировать представления об окружающем мире. Эти дети не заботятся о том, чтобы их поняли другие, иногда изменяют звуки речи до неузнаваемости, пропускают слоги, употребляют отдельные слова или словосочетания, вырванные из каких-то ранее услышанных фраз и не связанные с происходящим.
Нарушение контактов с другими людьми — пожалуй, самый серьезный признак аутизма. У родителей часто возникает ощущение, что ребенок их не любит, поскольку он избегает объятий, прижиманий, поцелуев. Мать с отцом тяжело переживают это отстранение, так как оно препятствует развитию естественного родительского инстинкта, заложенного от природы. К тому же их выматывают «бесчувственность» и однообразное поведение сына или дочки. И постепенно они сами становятся более сдержанными.
Стереотипность мышления. Эти дети могут хотеть быть в одних и тех же местах и упорно избегать других, постоянно иметь при себе какой-то предмет, ходить одним и тем же маршрутом. Отступление от правил приводит к вспышкам тревоги и (или) ярости. Такие особенности не диагноз, а часть жизни. И ребята сами сильно страдают, если они желают более сильных ощущений или, наоборот, им не хочется никаких, ведь они никак не могут это контролировать.
Двигательные функции. У аутистов часто отмечаются проблемы с развитием координации, нарушение крупной и мелкой моторики.
Умственная отсталость встречается у 50% детей с аутизмом. Но в случаях так называемой избирательной гениальности у них могут быть очень хорошо сформированы когнитивные (т.е. познавательные) функции. С малых лет они могут быть экспертами в какой-то узкой области, например, в собирании пазлов. Зачастую у аутистов сильно развиты слуховая или зрительная память, пространственное воображение, музыкальные способности.
Несамостоятельность долгое время является проблемой всей семьи, где растет аутист, за долгие годы привыкающий к зависимости и неохотно расстающийся с ролью ребенка, которому все помогают. Это касается бытовых навыков, включая туалетные.
Эмоциональная неустойчивость и агрессивность типичны для большинства аутистов. Они бывают тем сильнее, чем меньше способность ребенка выразить свои желания словами. Внутренняя агрессия и (или) вспышки гнева, негативизм и сопротивление общепринятым нормам свойственны практически всем таким детям. Например, они могут падать на пол, злиться, кричать или сами себе наносить удары, биться головой о стену. Часто эти ребята не хотят учиться, играть по правилам, активно сопротивляются просьбам и требованиям, ведут себя крайне невоспитанно с точки зрения окружающих.
Пять советов по обучению чтению
- Используйте интересы ребенка в образовательных целях. Понаблюдайте за ним и выявите то, чем он интересуется. У особенных детей особенные интересы. После вашего анализа постарайтесь внедрить его интересы в процесс обучения.
- Не допускайте умственной и эмоциональной перегрузки. Умейте вовремя остановиться.
- Выбирайте правильные методические материалы, подходящие именно вашему ребенку. В настоящее время есть уйма книг, курсов, организаций, которые предлагают вам свою помощь.
- Не зацикливайтесь на консервативном. С каждым годом появляются новые методики. Старайтесь идти в ногу со временем. Не бойтесь экспериментировать. Ведь традиционные программы всегда можно разбавить новыми решениями.
- Каждый малыш особенный. К каждому нужен индивидуальный подход.
Еще рекомендации в статье по обучению ребенка чтению в домашних условиях
На этом наша статья подходит к концу. Любите и оберегайте своих детей. Более того, вкладывайте в них столько, сколько можете. И наконец, помните, дружеское общение со своим ребенком и есть то самое ценное, что вы можете дать ему как родители . Ставьте лайки и оставляйте комментарии. До встречи!
Обучение через игру
Хорошо развивается словарный запас во время игры. Например, игры вроде «Съедобное-не съедобное», «Мечта», также «Горячо-холодно» (хорошо еще и для пространственного мышления), шахматы и так далее.
Обязательно рисуйте вместе с малышом. Это отлично развивает фантазию, моторику, речь. Советуйтесь и взаимодействуйте — «Мы нарисовали радугу, траву, облако. Как ты думаешь, что можно еще изобразить на нашей картине?».
Поощряйте ребенка похвалой за старание, при этом проговаривайте, за что он получил одобрение — «Миша, молодец! Ты правильно сказал — заяц любит кушать капусту». Или, напротив, «советуйтесь» — «Света, как ты думаешь, где живет лиса?».
Работа будет в любом случае продолжительной и кропотливой. Тем не менее положительная результативность при терпеливом подходе обязательно появится.
Метод глобального чтения
Суть способа
Данный метод позволяет развить сенсорную речь (восприятие и понимание чужой устной или письменной речи) и мышление. Ученые утверждают, что техника настолько хороша, что при ней особенный малыш может овладеть навыком повторения прочитанного.
В этой методике очень важно начинать с того, что близко вашему ребенку: какие-либо процессы или предметы. Необходимо использовать различные иллюстрации
Для особенных детей картинки уже являются игровым форматом обучения.
На занятиях проводятся следующие упражнения:
- чтение энграмм;
- чтение слов;
- понимание письма;
- чтение предложений.
Практическое применение
Энграммы по-другому это можно назвать фрагменты прошлого запоминания. То есть, это такие слова или фразы, которые не нужно вспоминать, чтобы назвать. Они возникают в речевом потоке на автомате. Они приобретаются в процессе жизненного опыта.
К таким словам можно отнести имена родители, адрес проживания, дата рождения и т.д. Например, когда вы учите и читаете с ребенком имена членов семьи или клички домашних животных, используйте ваш семейный альбом.
Это будут уже не просто картинки. Так взаимосвязь между иллюстрацией и словом будет крепче, а детям интереснее. Не читайте просто имена, старайтесь переходить к словосочетаниям, например, мама Маша, папа Саша, кот Семен и т.д.
Например, это может быть транспорт. Покажите малышу машинку (или даже его любимую игрушку машинку), а затем табличку с этим словом. Сначала произнесите вслух сами, а затем попросите своего ребенка.езн
Когда вы дойдете до этапа предложений, то для начала выберите одного героя, который выполняет разные действия. Например: кот спит; кот ест; кот играет. Затем, наоборот, подберите один глагол действия и разные существительные к нему.
Например: потрогай руку; потрогай голову; потрогай живот. Повторюсь, в этой методике самое главное учитывать интересы вашего чада, а также регулярно заниматься с ним. Хорошим подспорьем для вас будет статья как научить ребенка читать словами.
Как развить навыки общения у аутистов полезное видео
То что утверждают врачи Израиля о невербальном общении на этом видео еще раз подтверждает эффективность метода глобального чтения.
Метод по-слогового чтения
Данная техника позволяет уметь читать по слогам.
Сначала изучаются открыты слоги (заканчиваются на гласную).
Затем прорабатываются закрытые слоги (заканчиваются на согласную).
Преподаватели рекомендуют сначала взять одну согласную и добавлять к ней разные гласные.
Например, ка, ко, ки, ку и т.д. То же самое проделать и с одной гласной и разными согласными.
Также вы можете использовать следующую игру. Возьмите две карточки, например, «п» и «а». Соедините их веревкой на расстоянии не меньше 15 см. И попросите сына или дочь произносить первую букву до тех пор, пока он, собирая веревку, не доберётся до второй, а затем только ее.
Получится слог на распев «ппппп-а». После изучения слогов можно все с помощью тех же предметов составлять из них слова и учиться читать их.
Наглядная форма обучение ребенка аутиста чтению на видео
О БУКВАРЕ
Букварь – первая книга в жизни малыша. Она закладывает фундамент для осмысленного чтения. Сначала читать сложно, неинтересно, детей привлекают только красивые картинки. Затем процесс автоматизируется, маленький человек начинает любить книги.
Стандартный букварь охватывает широкий спектр тем (домашние животные, посуда и т.д.), но он не всегда связан со специфическими увлечениями аутичных детей (например, приключениями роботов). Не переживайте на этот счет: ориентироваться только на предпочтения ребенка было бы в корне неверно. Фиксацию на узконаправленных темах не нужно постоянно поощрять. Старайтесь, наоборот, постепенно разнообразить интересы сына/дочери.
Варианты упражнений
Ребенок берет карточку со слогом и перекладывает в соответствующую ячейку на большой доске. В этот момент педагог четко озвучивает слог. Закрытые слоги произносятся более протяжно. Для задания нужно лото с парными изображениями.
Учитель подкладывает разные буквы к одной, напечатанной на бумаге. Вам пригодится набор пластиковых карточек с гласными и согласными.
Карточки с буквами расположены на расстоянии до 15 см друг от друга. Рядом лежит шнурок с узелком на конце. Ученик прижимает его к согласной, а свободный край тянет к гласной. В этот момент учитель проговаривает согласный звук. Как только ребенок дотягивает до гласной, взрослый называет весь слог полностью, например, ннн-а, ррр-а.
Метод по-буквенного чтения
Этот метод требует достжаточно большое количество дидактического материала и упражнений. Более того они должны быть разнообразны, так как одинаковые монотонные упражнения быстро наскучат ребенку, и у него пропадет интерес и мотивация к обучению. Так что следует позаботиться об этом заранее.
Расскажу вам про несколько упражнений и игр, которые вы можете использовать.
Например, вы можете взять отдельную карточку «м» и соответствующую карточку и изображением мячика. Назовите букву и покажите картинку к ней. Затем предложите ребенку несколько картинок и букву, чтобы он смог подобрать нужную.
Например, «м» для мячика, фотографии мамы и т.д. Также вы можете разрисовать ее мячиками. Или смастерить мячик из пластилиновой буквы «м». Ваша фантазия только приветствуется.
Можно поиграть в «рыбалку гласных и согласных». Приготовьте небольшие карточки с уже пройденными буквами и закрепите на них скрепки. Магнитом ребенок вылавливает букву. Произнесите сначала вы, а затем пусть малыш повторит за вами.
Обучение ребенка независимым просьбам
Если ваш ребенок повторяет за вами то, что вы говорите, но не обращается к вам с независимой просьбой, чтобы получить желаемое, то вы можете использовать простую процедуру, чтобы сделать вокализации вашего ребенка более функциональными.
Самая важная функция коммуникации для вашего ребенка — это «манд» или способность попросить какие-то предметы или занятия. Поэтому первый вид коммуникации, которому нужно обучать ребенка — это просьбы. Если у вашего ребенка уже есть эхолалия (вы говорите «кот», и ваш ребенок повторяет за вами «кот»), то вам нужно использовать процедуру перехода «от эхо к просьбе». Процедура сводится к тому, что вы превращаете эхолаличные ответы ребенка в функциональные просьбы.
1. Начинайте обучение, когда желательный предмет находится в зоне видимости ребенка (например, любимый напиток ребенка стоит на столе).
2. Убедитесь, что ваш ребенок ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочет предмет или занятие. Для этого:
— Положите предмет рядом с ребенком и посмотрите, попытается ли он взять его.
— Наблюдайте, тянется ли ребенок и делает ли какие-то жесты в сторону предмета.
3. Используйте подсказку эхо — обозначьте предмет или занятие конкретным словом (вы можете сказать «сок», одновременно взяв в руки стакан сока).
— Если ребенок повторяет слово за вами (вокально имитирует), то дайте ему предмет или занятие, еще раз повторив его название.
4. Как можно раньше начинайте уменьшать подсказки эхо:
— После использования подсказки эхо несколько раз, попробуйте только частичную подсказку. Скажите только начало слова (держа стакан сока, скажите «с» вместо «сок»).
— Если ребенок произносит полное название предмета, то повторите слово целиком и немедленно дайте ребенку желаемое.
— Если ребенок не произносит название предмета после частичной подсказки, подскажите полное название и используйте процедуру коррекции ошибок, описанную ниже.
— После нескольких успешных просьб с частичной подсказкой (по описанной выше процедуре) попробуйте подождать 3 секунды и понять, скажет ли ребенок название самостоятельно.
— Если ребенок повторяет название самостоятельно во время трехсекундной паузы, повторите название предмета и тут же предоставьте его ребенку. Если ребенок говорит название предмета без подсказки, то увеличьте объем/продолжительность предмета или занятия.
— Если ваш ребенок не произносит название предмета во время ожидания в течение 3 секунд, то скажите начало слова. Если это не работает, то произнесите все слово.
5. Процедура исправления ошибок (если ребенок не говорит слово или говорит что-то не то):
— Никогда не давайте поощряющий предмет или занятие после того, как ребенок ошибочно сказал название другого предмета или занятия, даже если ребенок поправил сам себя.
— Подождите 3 секунды, потом скажите правильное название поощряющего предмета или занятия, и как только ребенок повторит это название, предоставьте ему предмет/занятие, одновременно повторяя название.
Полезные советы
— Всегда учите названию конкретного предмета или занятия (учите словам «вода», «сок» и «молоко», а не «пить»).
— НЕ учите словам «да», «нет», «еще», «помоги» или другим более общим просьбам до тех пор, пока ваш ребенок не освоит 200-300 различных конкретных просьб.
Вокальные просьбы
Если в то время, когда ваш ребенок ожидает любимый предмет или занятие, ваш ребенок случайно произносит звук «Ба», то немедленно дайте ему предмет или обеспечьте любимое занятие, одновременно произнося его название целиком: «Барни!» Теперь вы работаете над тем, чтобы научить ребенка вокальным просьбам.
Когда ваш ребенок начнет последовательно просить предмет или занятие с помощью звука, вы можете попробовать приблизить его к полному слову (например, «Ба-и» вместо «Ба»). На данном этапе вы можете сказать «Ба-и», затем сделать паузу и посмотреть, повторит ли ребенок просьбу. Дайте предмет или занятие сразу же после того, как ребенок произнесет более близкие к слову звуки. Как только ваш ребенок начет регулярно говорить новое сочетание звуков, переходите к еще более близким словам (например, «Ба-ни», затем «Барни»). Теперь вы учите ребенка просить то, что он хочет, а также подражать вашей речи.
Полезные советы
— Можно усилить процедуру сочетания стимул-стимул, произнося другой звук в то время, когда у ребенка нет желательного предмета или занятия, и после звука доступ к ним не предоставляется. Если вы говорите «Ба», а затем показываете десять секунд мультфильма, то в другое время вы говорите «зо» или любой другой звук и ничего после этого не делаете. Затем вы снова говорите «Ба» и предоставляете Барни. Такой контраст может усилить связь между вашим желательным звуком и желанным предметом или занятием ребенка.
— Помните, что многим детям понадобится длительное время, чтобы научиться произносить некоторые звуки. Произношение ребенка должно быть достаточно точным, чтобы вы и другие члены семьи могли отличать одну просьбу от другой, например, понимать, чем «Ба-и» отличается от «Бабы».
Хотя сочетание стимул-стимул — это простая и эффективная процедура, позволяющая увеличить количество звуков, которые произносит ребенок, формирование вокальных просьб и другой функциональной речи может потребовать специального анализа и процедур, разработанных специалистом в области поведенческого анализа.
Особенности речи у аутистов
При аутизме дети практикуют только инструментальную жестикуляцию, при этом чаще всего манипулируют руками взрослого. Чувства и эмоции они либо не передают никак, либо делают это при помощи вокализации.
Полное отсутствие речи, а также ее регрессия для аутистов характерны, они вообще отдают предпочтение звукам. Если малыш все-таки может общаться словами, у него нередко возникают нарушения и дефекты речевых навыков общения.
Один из самых распространенных, реверсия местоимений, проявляется в том, что ребенок говорит о себе во втором или третьем лице, например, «Аня идет гулять», «Он будет читать книгу».
Эхолалия также не редкость. Это явление, когда человек повторяет услышанное в текущем разговоре либо позже, то есть проявляет имитационный подражательный рефлекс. Это могут быть слова, фразы, цитаты. Бессмысленными они не являются и действительно помогают поддерживать общение, однако в разговоре не всегда понятны.
Как научить ребенка с аутизмом зрительному контакту
Общение необходимо каждому человеку. Чтобы в сравнительно короткий срок научить ребенка с РАС смотреть в глаза, необходимо забыть о простых побуждающих фразах вроде «смотри мне в глаза» и других подобных требованиях. Так же нельзя касаться его лица и поворачивать его голову, чтобы заставить встретиться взглядом. Если родители или педагог будет использовать грубые методы, то доброе отношение ребенка к взрослым будет безнадежно потеряно, возникнет повышение тревожности.
Лучший способ наладить глазной контакт при аутизме у детей – дружеское приглашение, вовлечение в игру или совместную деятельность.
Вот несколько способов вовлечь ребенка в совместную зрительную коммуникацию:
1. Будьте на одном уровне. Вам будет легче играть и разговаривать, если вы сядете так, чтобы быть с ребенком на одном уровне.
2. Говорите
Ребенок не может говорить, и понимает не всё, но важно продолжать рассказывать ему о том, что происходит вокруг
3. Старайтесь удерживать зрительный контакт. «Я приклеиваю стикеры на лоб, чтобы мой сын их увидел. Это напоминает ему о том, что надо смотреть в лицо человеку, чтобы люди лучше поняли, что он с ними контактирует».
4. Помните, что всё имеет смысл, просто он не всегда очевиден. Мы воспринимаем каждый невербальный намек как акт коммуникации, и стараемся понять, что именно ребенок пытается сказать.
5. Используйте зеркала. Если человеку, которому вы помогаете, сложно установить зрительный контакт, попробуйте использовать зеркало. Возможно, ему будет легче посмотреть на вас с его помощью.
6. Попробуйте использовать простой выбор. «Ты хочешь ЭТО или вот ЭТО?» Когда вы общаетесь с ребенком, «ты хочешь Х?» (показывая рукой на одну точку) или «ты хочешь У?» (показывая рукой на другую точку). Затем он всегда выбирает одну из двух точек. Мы используем такой прием и для общения, а не только для ситуаций, где надо сделать выбор.
8. Помните, что зрительный контакт – не самоцель.
9. Используйте игрушки, домашних питомцев или песни. Часто дети с расстройствами аутистического спектра не общаются с другими людьми, и не смотрят им в глаза. Однако они могут общаться и делают это – часто на вербальном уровне – с куклами или домашними питомцами. Некоторые малоговорящие дети с удовольствием поют. Даже малоговорящие дети иногда могут очень хорошо петь. Используйте эти особенности для взаимодействия с ними.
10. Придумывайте «социальные истории. Я создаю свои собственные «социальные истории», используя рисунки сына и просто цветные картинки. Множество картинок с разными предметами можно найти в Microsoft Office, и потом из них легко составить подходящую вам «социальную историю».
12. Используйте предметы-символы. Предметы-отсылки (символы) очень помогают людям с серьезными проблемами в обучении или другими сенсорными нарушениями понимать окружающий мир. Используйте предмет для обозначения действия, которое вы собираетесь совершить, например, вилку — для обозначения ужина, полотенце — для купания.
13. Сделайте «Паспорт общения». «Паспорт общения» – документ на одну страничку, который ребенок всегда носит с собой. Он информирует окружающих о том, как общаться с ребенком, как ему помочь и что сделать для того, чтобы поддержать.
14. Используйте специальные книги по общению и диаграммы. Некоторые дети могут научиться делать выбор, показывая на символ или слово в специальной книжке или на диаграмме. Они могут указать кулаком или пальцем, показать взглядом или обозначить кивком головы.
Материал подготовлен учителем-дефектологом ГБУ «РЦДПОВ г. Арзамаса» В.В. Тузовой
Уважаемый родитель! В этой рубрике Вы можете подчерпнуть интересную и полезную информацию для развития Вашего ребенка. Если какая-то тема Вас особенно волнует, пишите нам в разделе сайта «Задать вопрос». Мы будем рады помочь Вам!
График работы: пн-пт 8:00 — 17:00, обед 12:00 — 13:00
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Как использовать метод видеомоделирования и снимать обучающие видео?
Видеомоделирование — это научно-доказанный метод развития навыков или желаемых видов поведения у ребенка с аутизмом. Он состоит в том, что ученик смотрит специально подготовленное для него видео, демонстрирующее ему правильное выполнение задачи (мытье посуды, чистка зубов и т. п.). Ближайшим аналогом видеомоделирования будут социальные истории, только в них визуальный элемент все-таки играет менее важную роль, чем слова.
Режиссером и оператором такого ролика выступает взрослый, при этом во время записи и монтажа видео нужно соблюдать определенные правила:
- видеоролик должен быть коротким (не больше 30 секунд) и информативным;
- не содержать отступлений от темы, случайных попаданий взрослого в кадр, музыки и посторонних шумов, а также закадрового голоса того, кто дает инструкции / делает замечания;
- во время съемки камера должна быть все время в статичном положении, чтобы изображение было более четким и наглядным;
- кадр лучше снимать средним планом, чтобы было видно ребенка и что именно он делает (его руки, предметы, которые он держит, среду вокруг);
- крупных (портретных) планов и общих (на таких кадрах действия ребенка трудно разглядеть) лучше избегать.
Если моделью, демонстрирующей желательное поведение будет выступать ровесник или ребенок близкого возраста, материал лучше усвоится
Особенно эффективным считается самомоделирование, то есть видеоролики с вашим ребенком в главной роли, на которых он сам демонстрирует желательное поведение (очень важно, чтобы модель на видео была в хорошем настроении — все неудачные кадры нужно будет удалить во время монтажа). Исследования показали, что и видеомоделирование с участием ровесников, и самомоделирование приводят к положительным результатам (Cihak & Shrader, 2009)
Тем не менее, дети, как правило, лучше реагируют на видео с ними самими и чаще просят их пересмотреть (Marcus & Wilder, 2009).
Многие дети с аутизмом испытывают коммуникативные трудности: им сложно соблюдать обычные правила вежливости (здороваться, просить о чем-то, благодарить, прощаться), говорить как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, инициировать беседу, отвечать на вопросы, приглашать поиграть других детей. Очень часто у них бывают проблемы с тем, чтобы просто сказать «Привет!» даже ближайшим родственникам и друзьям, и тем более — учителям, соседям. Если ваша семья столкнулась с такой проблемой, попробуйте записать короткое видео с демонстрацией навыка приветствия.
Метод по-буквенного чтения
Этот метод требует достжаточно большое количество дидактического материала и упражнений. Более того они должны быть разнообразны, так как одинаковые монотонные упражнения быстро наскучат ребенку, и у него пропадет интерес и мотивация к обучению. Так что следует позаботиться об этом заранее.
Расскажу вам про несколько упражнений и игр, которые вы можете использовать.
Например, вы можете взять отдельную карточку «м» и соответствующую карточку и изображением мячика. Назовите букву и покажите картинку к ней. Затем предложите ребенку несколько картинок и букву, чтобы он смог подобрать нужную.
Например, «м» для мячика, фотографии мамы и т.д. Также вы можете разрисовать ее мячиками. Или смастерить мячик из пластилиновой буквы «м». Ваша фантазия только приветствуется.
Можно поиграть в «рыбалку гласных и согласных». Приготовьте небольшие карточки с уже пройденными буквами и закрепите на них скрепки. Магнитом ребенок вылавливает букву. Произнесите сначала вы, а затем пусть малыш повторит за вами.
Подсказки для привлечения внимания
Используйте зрительные подсказки, чтобы помочь сыну обводить нарисованные вами линии и фигуры. Это научит его ключевому навыку — совершать целенаправленные движения с помощью письменных принадлежностей, чтобы создавать определенные линии (то есть, перейти к письму от простых следов на поверхности).
Вот некоторые варианты:
— Используйте маленькую наклейку или чернильную печать, чтобы отметить начальную точку линии или формы, которую ребенок должен обвести или нарисовать. Попробуйте подобрать наклейки, которые связаны с интересами ребенка. Разместите вторую наклейку в конце линии, чтобы ребенок соединил две точки одной линией. Пробуйте сразу несколько наклеек или фигур, чтобы показать сыну, как соединять точки карандашом или фломастером. Или просто дайте ребенку наклейки и пусть он наклеит их по линии, которую вы нарисовали.
— Нарисуйте квадрат и попросите ребенка поставить в нем отметку. Предварительно нужно будет подать ему пример, например, нарисовать «Х» в другом квадрате.
— Возьмите яркий цветной ватман или бумагу, чтобы привлечь внимание ребенка. Дайте ему фломастеры с хорошо контрастирующим на бумаге цветом, например, синий фломастер, чтобы рисовать на желтой бумаге
Примечание: у некоторых детей с аутизмом слишком яркие цвета могут вызвать перегрузку. Я рекомендую следить за поведением ребенка — начинает ли он разглядывать яркую бумагу, или, напротив, отворачивается от нее.
Если вашему сыну понравятся какие-то занятия, включающие предварительные навыки для письма, он, скорее всего, будет больше заинтересован в рисовании и обведении букв на бумаге в дальнейшем. Если же нет, то я рекомендую вам проконсультироваться у дефектолога или другого специалиста, который сможет дать дополнительны рекомендации.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Метод глобального чтения
Суть способа
Данный метод позволяет развить сенсорную речь (восприятие и понимание чужой устной или письменной речи) и мышление. Ученые утверждают, что техника настолько хороша, что при ней особенный малыш может овладеть навыком повторения прочитанного.
В этой методике очень важно начинать с того, что близко вашему ребенку: какие-либо процессы или предметы. Необходимо использовать различные иллюстрации
Для особенных детей картинки уже являются игровым форматом обучения.
На занятиях проводятся следующие упражнения:
- чтение энграмм;
- чтение слов;
- понимание письма;
- чтение предложений.
Практическое применение
Энграммы по-другому это можно назвать фрагменты прошлого запоминания. То есть, это такие слова или фразы, которые не нужно вспоминать, чтобы назвать. Они возникают в речевом потоке на автомате. Они приобретаются в процессе жизненного опыта.
К таким словам можно отнести имена родители, адрес проживания, дата рождения и т.д. Например, когда вы учите и читаете с ребенком имена членов семьи или клички домашних животных, используйте ваш семейный альбом.
Это будут уже не просто картинки. Так взаимосвязь между иллюстрацией и словом будет крепче, а детям интереснее. Не читайте просто имена, старайтесь переходить к словосочетаниям, например, мама Маша, папа Саша, кот Семен и т.д.
Например, это может быть транспорт. Покажите малышу машинку (или даже его любимую игрушку машинку), а затем табличку с этим словом. Сначала произнесите вслух сами, а затем попросите своего ребенка.езн
Когда вы дойдете до этапа предложений, то для начала выберите одного героя, который выполняет разные действия. Например: кот спит; кот ест; кот играет. Затем, наоборот, подберите один глагол действия и разные существительные к нему.
Как развить навыки общения у аутистов полезное видео
То что утверждают врачи Израиля о невербальном общении на этом видео еще раз подтверждает эффективность метода глобального чтения.
Как обучать детей с РАС
Каковы причины аутизма
Никто не может превратить ребенка в аутиста. Подобные нарушения не имеют ничего общего с психологией. Давно уже устарела теория о том, что аутизм вызывается поведением родителей. А ведь еще каких-то лет сорок назад это считалось основной причиной данной проблемы. Доказательством служит факт, что, несмотря на то что методы воспитания в западных странах стали гораздо более гуманными, чем раньше, наблюдается постоянный рост числа таких детей. Кто-то относит к поводам возникновения аутизма ухудшение экологии и генетику. Однако эти точки зрения также поддаются опровержению.
Истинные причины аутизма пока остаются неизвестными.