Как читать больше? 6 способов, которые я проверила на своем опыте

Методы развития речи

Основные средства развития речи

Важность речи

Согласитесь, до первых осознанных слов и заявлений сложно воспринимать вопящий комочек как личность с собственными мыслями и желаниями, а вот разговаривающий ребенок – уже достойный собеседник, с которым можно и нужно говорить буквально обо всем.

Умение говорить нужно и самому ребенку. Оно помогает ему общаться с родными, знакомыми, сверстниками в саду. 

Методические средства

  • разговор со взрослыми;
  • речь воспитателя в детском саду;
  • специальные занятия, к примеру, с логопедом или уроки по методике раннего развития;
  • чтение художественной литературы;
  • занятия искусством.

Общение с родными

Когда же ребенок начинает говорить первые слова – расслабляться не стоит, предстоит еще большая, но интересная работа. Разговариваем с ним как можно чаще, рассказывая об окружающих предметах и действиях, называя имена, цвета, характеристики вещей, задавая наводящие вопросы, играя с ним.

Рекомендации для дома:

  • чтение стихов, потешек, скороговорок, сказок;
  • петь с ним простые и запоминающиеся песенки, так как музыкальные произведения тренируют дыхание, помогают справиться с заиканием, формируют правильный фонематический слух, вырабатывают темп речи;
  • проговаривать с ним простые стихи или загадки, предполагающие договаривание нужного слова, читать крохе первую часть, а последнее слово пусть скажет, вспомнит, подберет он. Если ребенок затрудняется – можно подсказать первую часть требуемого слова;
  • смотреть и читать с ребенком красочные сказки, по мере рассказа указывая пальцем на упомянутых героев и предметы, диалоги нужно читать разными интонациями, можно даже копировать голоса животных, людей;
  • использовать пальчиковые игры, доказано, что эти интересные, запоминающиеся стихи и песенки при условии сочетания с определенными жестами не только помогают развивать память, но и ускорить развитие речи, да и играть в них очень интересно даже взрослым, знаете, затягивает!

Почитайте обязательно об особенностях применения скороговорок для детей.

Речь воспитателя в детском саду

Очень важная часть развития связной речи, ведь ребенок на протяжении нескольких часов практически ежедневно слышит этого человека, запоминает особенности построения слов и предложений. Доказано, что малыши как губки впитывают новые интересные словосочетания и выражения, чтобы потом употребить их в разговоре.

Для детей наиболее благоприятной средой является спокойный, доброжелательный тон воспитателя и его содержательная, понятная и яркая речь. 

Специальные занятия

В принципе, на занятиях по раннему развитию детей учителя пользуются всеми теми же способами, что и заботливые мамочки – те же потешки, стишки, песенки, загадки, пальчиковые игры. 

Чтение художественной литературы

Эффективность сказок и народного фольклора для ребенка переоценить сложно, ведь мы с вами выросли и учились на рассказах о курочке рябе, спящей красавице, золушке, красной шапочке и множестве иных поучительных историй.

Методика как наука тоже признает важность художественной литературы, ведь на ней дети сначала учатся ощущать красоту и образность родного языка, а потом уже пытаются воссоздать отдельные слова и фразы. 

В наш век технологического прогресса все больше на первый план выходят современные гаджеты с интересными играми для малышей и увлекательными мультфильмами, для просмотра которых не нужно включать воображение и представлять события, описанные в истории. Но по возможности все же приучаем наших деток к печатному слову, его не заменит даже самых модный телевизор.

Занятия искусством

Живопись, музыка, театр также являются помощниками для становления речи ребенка, они вызывают сильный эмоциональный отклик, который требует от малыша отдачи, провоцирует желание поделиться впечатлениями.

Сходите с крохой в кукольный театр или на специальное детское представление, попробуйте сами стать актерами, поиграв любимыми игрушками или приобретя пальчиковый театр из мягких игрушек или бумажных фигурок. Пусть ребенок сам выразит себя творческой личностью, опробует на себе разные роли, интонации и голоса.

Средства, позволяющие быстрее развить речь ребенка, многогранны и разнообразны

Порой достаточно просто уделять крохе внимание и весело играть в полезные забавы, чтобы заметить ощутимый результат. Выбирайте самую подходящую игру и помогите своему малышу быстрее освоить навык общения

Спокойно закрывать неинтересные книги

Некоторым может быть сложно принять эту рекомендацию — ведь если начал, обязательно нужно дочитать до конца. В действительности же сэкономленное на неинтересных книгах время быстрее приблизит встречу с новыми любимчиками.

Обычно по первым 50–70 страницам книги можно сформировать представление об общей структуре, стиле, манере повествования, надёжности источников. Дополнительно можно заглянуть в последнюю главу с выводами, пролистать ещё непрочитанное по диагонали. Если ощущение, что дочитывать этот экземпляр нецелесообразно, усилилось, то лучше его закрыть. И сделать в трекере пометку «не дочитано», указав причину.

Как разговаривать с ребенком

Для своевременного развития, с самого младенческого возраста нужно проводить занятия. Говорить с малышом нужно медленно, размеренно, четко все проговаривая, не сюсюкать, не коверкать слова, не следует торопить его с ответом и при необходимости обязательно поправлять.

Иногда малышу трудно правильно произнести все звуки, в этом случае его необходимо поддерживать и подбадривать, ни в коем случае не ругать и не дразнить.

Обращать внимание на занятиях следует на дыхание, интонацию, добиваться полных ответов. В возрасте 3-4 лет дети уже знают названия игрушек, цвета, формы предметов и т.д., поэтому с ним нужно больше общаться и мягко заставлять проговаривать все эмоции и чувства, описывать окружающий мир, говорить о его желаниях и потребностях

При необходимости нужно обратиться к специалисту – логопеду, он посоветует, как правильно подойти к занятиям, на что обратить внимание в первую очередь и, если это необходимо, будет сам проводить занятия

Игры по развитию речи для детей 4-5 лет

fizkes/Shutterstock.com

В этом возрасте ребёнок уже самостоятельно строит предложения, но большинство звуков произносит неправильно из-за физиологической незрелости речевого слуха и мышц языка.

Речевые игры и упражнения должны быть направлены на классификацию предметов, отнесению их к определённой категории, а также на закрепление правильного произношения звуков и формирование в речи ребёнка развернутых фраз и предложений.

1. Подбери словечко

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.

  1. Огурец — это… овощ.
  2. Банан — это… фрукт.
  3. Медведь — это… животное.
  4. Ворона — это… птица.

2. Угадай профессию

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно взрослому.

  1. Кто рисует картины? — Художник.
  2. Кто лечит детей? — Врач, доктор.
  3. Кто строит дом? — Строитель
  4. Кто ловит преступников? — Полицейский.

3. Эхо

Взрослый называет ряд слов, а ребёнок повторяет их.

Обычно слова в этой игре содержат те звуки, произношение которых ребёнку даётся с трудом.

Например, если имеются трудности со звуком , ребёнку даются для повторения следующие слова: сад-сани-самолёт, нос-вкус-пылесос, лиса-весы-хвост и т. д.

4. Подбери картинку

Вам понадобится: набор картинок с различными предметами, чьи названия начинаются с гласных звуков.

Взрослый называет любой гласный звук, а ребёнок должен выбрать нужную картинку. Например, на звук подойдут картинки: автобус, арбуз, апельсин и т. д.

Dmytro Zinkevych/Shutterstock.com

5. Чем можно?

Вам понадобится: картинки с изображением различных предметов и орудий труда.

Взрослый задаёт ребёнку вопрос: «Чем можно есть / резать / рубить / рисовать и т. д.». Ребенок находит соответствующую картинку и отвечает: «Рисовать можно кисточкой / красками / карандашом», «Рубить можно топором», «Резать можно ножом/ножницами» и т. д.

6. Какой? Какая? Какое?

Вам понадобится: набор из фигурок овощей и фруктов.

Ребёнок выбирает овощ или фрукт и должен сказать о нём как можно больше слов.

Взрослый спрашивает: «Огурец какой?». Ребёнок отвечает: «Зелёный, длинный, с пупырышками».

  1. Морковь — длинная, оранжевая, вкусная.
  2. Яблоко — зелёное, круглое, спелое и т. д.

7. Составь предложение

Вам понадобятся: сюжетные картинки по временам года.

Взрослый и ребёнок рассматривают картинку. Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок должен ответить на них, используя слово «чтобы».

  1. Для чего мальчик везет санки? — Мальчик везёт санки, чтобы скатиться с горки.
  2. Для чего девочка надела шубу? — Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло / чтобы она не замёрзла.
  3. Для чего дети пришли на пляж? — Дети пришли на пляж, чтобы искупаться/позагорать.

8. Рассказ про собачку

Взрослый предлагает ребёнку сочинить рассказ про его любимое животное, например, про собачку. Мама или папа начинает предложение, а ребёнок должен закончить.

«На лежанке спит (кто?) собачка. Мы насыпали корма (для кого?) для собачки. Косточку тоже дадим (кому?) собачке. Мы смотрим (на кого?) на собачку. Мы любуемся (кем?) собачкой. Мы сейчас говорили (о ком?) о собачке».

Завести трекеры, чтобы отслеживать прогресс

Чтобы повысить мотивацию и продуктивность, необходимо систематизировать процесс и отслеживать свои достижения. Разобравшись, для чего приучать себя к регулярному чтению, человек может наметить пошаговый план и своеобразные метрики эффективности.

Например, можно поставить себе задачу ежедневно читать 30 страниц, 1 главу или в течение часа

Здесь важно не задирать планку и не гнаться за чужими нормативами. Следует помнить, что у всех разный темп чтения и количество свободного времени

Жанровые предпочтения тоже могут сильно отличаться.

Возможно, кому-то удаётся читать до 150 книг в год, но бегло и бездумно. Предел другого может быть 20 штук в год, но читать он будет вдумчиво, конспектируя главные тезисы и погружаясь в контекст. Норма выработается со временем.

На первых порах внедрять привычку в свою жизнь возможно только если регулярно уделять процессу внимание. Читать можно понемногу, но обязательно каждый день

Мозг должен понять, что действие выполнимо, а цель достижима.

Для наглядного представления о прочитанном можно использовать оформленные под себя гугл-таблицу или страничку в Notion. Они позволят хранить важную информацию о каждой книге в одном месте и собирать статистику. Кроме названия книги и имени автора, в них можно отмечать тему и объём книги, время, за которое удалось её прочитать, интересные цитаты.

Но удобнее всего в этом деле — специальные приложения. Например, один из самых популярных сервисов в этом жанре Goodreads, который доступен в App Store и Google Play, даёт возможность получать рекомендации на основе своих списков, оставлять отзывы о прочитанном и вступать в сообщества по интересам.

Сформулировать для себя, почему это важно

Формулировка цели — первый шаг на пути внедрения любой привычки. Необходимо подойти к этому осмысленно. Прежде чем заставить полки книгами, человек должен объяснить себе, почему и для чего ему так хочется начать читать чаще и более внимательно. Хорошо подумать, какую пользу это принесёт, сможет ли качественно улучшить жизнь и помочь в достижении других целей.

Идея просто увеличить количество прочитанного — и времени на чтение — может быстро привести к разочарованию. Если не найти глубокого смысла для нового сложного процесса и не разложить его на измеримые составляющие, мозгу не хватит мотивации для продолжения. Он будет отвлекаться и переключаться на более привычные ему дела для заполнения свободного времени.

В начале пути имеет смысл подумать о приоритетах и прописать, чтение какого количества и какого рода литературы оптимально для того, чтобы добиться желаемого. Например, привычка регулярно читать поможет в развитии карьеры. Если человек сфокусируется на работах авторов, которые профессионально заняты в той же сфере, он сможет освоить новые приёмы и техники, а потом применить их в своей практике.

Развитие речи ребенка в 2-3 года

Как правило, в 2-3 года даже самый ленивый и инертный ребенок начинает активно развиваться, изучая новые слова и понятия. Педиатры отмечают такие особенности развития, как активное запоминание новых слов и их сочетаний. В этом возрасте малыши, словно губки, способны изучать по 3-4, а то и десяток новых понятий за день, развиваясь семимильными шагами.

Конечно, скорость у каждого ребенка разная. Одни начинают говорить правильными предложениями, склоняя слова буквально с двух лет, другие же медленно набирают пассивный словарный запас, запоминая новые знания, но отмалчиваясь до определенного времени.

Но примерно в 2-3 года речь становится главным инструментом для общения, ребенок пытается донести свое мнение и желания, как взрослым, так и сверстникам. И это умение нужно стимулировать, развивать, помогая крохе активнее развиваться при помощи упражнений и игр.

Причины плохой речи у детей

  • Болезни ушей и носоглотки, особенно при затяжных заболеваниях, истощающих организм.
  • Поражения центральной нервной системы, характеризирующиеся умственной отсталостью.
  • Отсутствие внимания родных.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Особенности развития речи у детей 3-4 лет

Словарный запас ребенка увеличивается с каждым месяцем. Если в три года он свободно владеет 1000 слов, то к четырем годам словарный запас увеличивается до 2000. В этом возрасте он уже умеет составлять предложения, задавать вопросы и отвечать на них, владеет связной речью. Но не всегда все бывает настолько гладко.

Развитие детей 3-4 лет очень индивидуальное. Одни неплохо и связно говорят, другие стараются отвечать односложно или вообще молчать. В этом возрасте большинство детей еще не могут пересказывать сказки или истории, но уже могут вести беседу по вопросам, особенно если их направлять. В построенных предложениях они допускают много ошибок в падежных окончаниях, употреблении местоимений и родовой принадлежности.

Также в этом возрасте дети нечетко произносят звуки, некоторые заменяют или выкидывают их, поэтому их трудно понять. Специалисты считают, что это еще не проблема, поскольку каждый ребенок имеет свои особенности, темперамент, склонности, способности и генетику. И к пяти годам он уже говорит ясно и правильно.

Зачем читать больше

Для того, чтобы читать больше, нужно понять, зачем вам это надо. Цели могут быть разными:

— рабочая. Если вы, как и я, много читаете по долгу службы, то вам точно нужно ускорять процесс. Логика тут простая: быстрее читаете→быстрее работаете→больше времени на книги для себя.

— образовательная. Иногда просто хочется читать, чтобы больше знать. И хотя сейчас есть множество альтернативных способов получения знаний (подкасты, курсы, видео), книга до сих пор отлично справляется с этой задачей.

— развивающая. Все упражнения для увеличения скорости, так или иначе, улучшают работу мышления и память.

— развлекательная. Хорошие книги=удовольствие.

Ну и есть цель отдельная — для книголюбов. Если вы любите литературу, то поймете о чем я: хочется успеть всё — и следить за современной литературой, и не забывать о классике, заглядывать в нон-фикшн и детские издания. А сколько всего хочется перечитать! Планы амбициозные, но реальные, если читать много.

Этапы речевого развития ребенка

Читать, чтобы становиться мудрее

Когда я начал заниматься бразильским джиу-джитсу, мое отношение к обучению полностью изменилось. Благодаря интернету и легкому доступу к записывающему оборудованию мы можем делиться идеями быстрее, чем когда-либо. Несколько десятилетий назад вам бы пришлось найти хорошего тренера по боевым искусствам и ходить к нему на занятия. Сейчас вы можете просто найти различные уроки на YouTube. У вас под рукой тысячи обучающих видео от специалистов мирового уровня: 

Несмотря на огромное количество информации, быстрее всего этот вид борьбы осваивают не те, кто смотрит больше видео. 

На самом деле я уже ходил на джиу-джитсу и услышал чей-то рассказ о том, как он скачал серию роликов, только чтобы над ним не смеялись те, кто уже давно ходит на занятия. 

Видео могут быть полезными: они дают представление о различных возможностях и сценариях в бою, с которыми вы можете столкнуться. Однако думать, что вы можете использовать теоретические знания для победы в реальной схватке, нелепо. Тем не менее многие из нас верят, что благодаря чтению мы становимся более грозными соперниками в схватке с реальностью. 

Сенека предупреждает об опасности перегрузки книгами, прочтите цитату полностью:

Если мы хотим читать, чтобы становится мудрее, имеет смысл изучать лишь несколько книг и «добивать» их, делая что-то такое:

Читать/позволять книге формировать ваше восприятие/перечитывать/применять знания на практике/перечитывать/говорить о содержании книги/перечитывать отрывки более глубоко/отвлекаться от материала/перечитывать и т.д.

Конечно, это не совсем типичный способ чтения книг. Однако раньше именно так изучали литературу по самосовершенствованию. 

До изобретения печатного станка книги были священными предметами. Если к вам в руки попадало хорошее произведение, вы старались запомнить из него как можно больше на случай утраты книги. 

Слово «философия» означает «любовь к мудрости». Однако достаточно легко спутать истинную мудрость с информацией, полученной от мудрых людей. Тайский монах Аджан Чаа хорошо объясняет это:

Искать источники вдохновения

Вдохновиться процессом чтения помогут подкасты и блоги. Обычно их авторы и гости с упоением рассказывают своей аудитории о свежих находках, анализируют и разбирают известные тексты классиков, переводят отрывки ещё не изданных в России книг и приводят цепляющие цитаты.

Если хочется самому стать участником такого диалога, можно отправиться в независимый книжный магазин или на книжную ярмарку. Там человека ждёт не только возможность пообщаться с увлечёнными издателями и книготорговцами. В таких местах вдохновляет и обстановка: непринуждённые беседы с другими покупателями, запах типографской краски и мелованной бумаги, развалы самых разных книг, которые сначала могут притягивать только обложкой.

Ещё один вид вдохновляющих на чтение пространств — культурные центры и библиотеки. На них лучше выделять целый день. Например, по легендарному «Переделкино» каждые выходные проводятся экскурсии. Это городок писателей, появившийся рядом с Москвой в 1930-х годах, где жили выдающиеся литераторы той эпохи. Во время прогулки гиды рассказывают о посёлке и его обитателях того времени.

Сейчас «Переделкино» — современный творческий центр с резиденциями и стильными пространствами для работы и отдыха. В клубе Дома творчества есть библиотека, читальный зал, гостиная, просторный балкон и коворкинг.

Как язык, на котором мы говорим, влияет на силу воли

Кейт Чен (американский экономист китайского происхождения) выдвинул предположение, что грамматические конструкции будущего времени в языке могут влиять на то, насколько далекими мы видим события, которые еще не произошли. Ученый подумал, что в странах, где в языке есть отдельная глагольная форма для будущего, и в странах, где будущее и настоящее время в языке конструируется одинаково — по-разному воспринимают время. В китайском, эстонском и немецком языках вы можете говорить о будущем времени, используя те же грамматические конструкции, что и для настоящего. Для китайца вполне естественно могут говорить что-то в духе: «Через год я выучил два языка», а для русского такой синтаксис звучит непривычно. Кейт Чен выяснил, что жители Китая и Эстонии, например, воспринимают события, которые только должны случиться — так, как если бы они происходили прямо сейчас.

Проверив свою гипотезу, ученый выяснил, что в странах, где говорят на языках без выраженного будущего времени, на 31 % чаще откладывают деньги на старость, на 24 % меньше курят и на 29 % чаще держат себя в хорошей физической форме. Конечно, на эти показатели влияют еще экономические факторы и многие другие, но теория занимательная. Учите китайский.

Стараться погружаться в контекст

Погружение в контекст — возможность расширить понимание обстоятельств, в которых и о которых написана книга. Всегда полезно изучить биографию автора и его соратников, вникнуть в события, которые разворачивались вокруг них в момент работы над текстом.

Тем, кто сфокусирован на профессиональной литературе, стоит поискать записи живых выступлений авторов книг, их экспертные блоги и статьи, где они выступали экспертами.

Читающим научно-популярные издания может быть полезно следить за свежими открытиями и исследованиями в сфере, которая их интересует, поискать интервью учёных.

С художественной литературой могут помочь всё те же подкасты и блоги, другие люди и книги, а ещё просветительские проекты. Например, Arzamas.academy и «Полка».

Arzamas.academy посвящён истории культуры в целом, но имеет отдельную категорию «Литература». В ней можно найти интересные статьи, спецпроекты и целые курсы, которые содержат короткие аудио- или видеолекции и сопроводительные материалы.

Например, в курсе «Мир Владимира Набокова» историк литературы Александр Долинин рассказывает, как устроены и как читать тексты знаменитого писателя. А благодаря лекциям курса «Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова», который собрала филолог Екатерина Лямина, можно познакомиться с бытовыми занятиями дворян первой половины XIX века.

Другой любопытный образовательный проект — «Полка», в котором рассказывают о самых важных произведениях русской литературы. В основном списке «Полки» 108 художественных произведений, повлиявших на развитие языка, мысли, общества, и вошедших в русский литературный канон.

Здесь можно найти экспертный разбор поэмы в прозе Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки», пьесы «Чайка» Антона Чехова, великих романов Толстого и Достоевского и много другого.

Собрать команду единомышленников

Перед внедрением привычки регулярного чтения стоит оглядеться по сторонам в поисках тех, кто сможет оказать в этом поддержку. Если разделить новое увлечение с другими, то риск сбиться с пути снизится. Здесь срабатывает соревновательный дух и принцип социального доказательства, согласно которому человек действует с оглядкой на поведение других людей.

Отличное решение — книжный клуб. Его можно собрать самостоятельно, бросив клич среди друзей и приятелей, которые тоже заинтересованы в регулярном чтении и обсуждении прочитанного. А профессиональную литературу может быть интересно и полезно анализировать в компании коллег.

Специальные игры и упражнения

Самым действенным средством для развития речи дошколят являются игры и упражнения. Среди их разнообразия родители всегда могут выбрать те, которые будут им наиболее доступны, просты в исполнении, привлекут малыша

Особое внимание уделяется играм по развитию речи, направленным на совершенствование правильного произношения, развитие артикуляции, обогащение словаря

Что предлагают педагоги и психологи?

Классические игры «Отгадай и опиши предмет», «Чудесный мешочек», «Отгадай, чей голосок» являются хорошим средством для пополнения словаря, построения предложений. В них можно играть и с маленькими детками, и с детьми постарше: надо правильно назвать предмет, дать его характеристику (цвет, форму, назначение).
Полезно проводить с малышами игры на подражание животным «Кто как кричит», «Кто гуляет на лугу», они помогут в правильном произношении звуков и пополнят словарный запас.
Со старшими детками можно провести упражнение «Найди словечко» для совершенствования звукопроизношения. Взрослый неторопливо произносит слова, а ребенок находит слово с определенным звуком и хлопает в ладоши. Например, звук д: «Дети гуляют в парке», «Прилетел добрый волшебник».
Дошколятам также понравится игра «Путаница». В ней все слова перепутаны, их надо правильно произнести: шинама (машина), басока (собака), касум (сумка). Родители могут придумать множество слов-перевертышей, что позабавит детей и поможет в развитии их произношения.
Большое значение придается играм, направленным на обогащение словаря. С этой целью можно предложить такие игры, как «Придумай словечко»: бы-бы-бы, мы в лесу нашли… (грибы), су-су-су, мы увидели …(лису), ра-ра-ра, мы увидели…(бобра). «Я начинаю, а ты продолжай»: взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Зимой холодно, а летом…», «Летом листья зеленые, а осенью…», «Медведь зимой спит, а заяц…».

В игре «Чем похожи и не похожи» дошкольнику предлагается составить сравнение и описание двух однотипных предметов: две куклы, , медведя, машины, мячика.
Для развития грамматического строя можно предложить ребенку поиграть в «Непослушные слова». Взрослый предлагает придумать небольшой рассказ со словами, которые не склоняются: какао, пальто, домино, шимпанзе. Например, «Мы в зоопарке видели шимпанзе. Шимпанзе ловко прыгает по веткам. Мы бананы дали шимпанзе».
Полезны для обогащения словарного запаса, совершенствования грамматики, развития артикуляции словесные игры с мячом: мяч ребенку летит с определенным словом, а он его возвращает со словом, противоположным по значению. Например, «Съедобное-несъедобное (яблоко едят, а камень ‒ нет)», «Летает-не летает (самолет летает, а корабль ‒ нет)», «Скажи наоборот (добрый-злой, зима-лето, снег-дождь)».
Для артикуляционной гимнастики используются специальные упражнения, которые укрепляют правильное дыхание во время произнесения фраз. Родителям не стоит выполнять сложные упражнения, которые под силу только специалистам. Достаточно будет простейших заданий. Например, игровое упражнение «Удлини фразу». Взрослый строит предложение и предлагает удлинять его, добавляя новое слово: «Наступило лето. Вот и наступило лето. Вот и наступило теплое лето. Вот и наступило теплое веселое лето». Удлинение фразы продолжается до тех пор, пока ребенку будет хватать дыхания

Важно следить, чтобы вся фраза произносилась на одном выдохе.
С целью тренировки дыхания и чистоты речи можно подобрать скороговорки, чистоговорки, например, классические:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Правильная организация среды и подбор доступных средств помогут родителям добиться хороших результатов в развитии речи детей.

Почему нам трудно следовать советам

За умение заставлять себя что-то делать или, наоборот, воздерживаться от чего-то вредного мы обязаны силе воли. Самоконтроль и самосознание (способность отслеживать самих себя) — прекрасная пара, благодаря которой мы можем предсказать свои поступки, проанализировать последствия и заранее передумать.

Сила воли как продукт работы префронтальной коры появилась не только благодаря эволюции, но и социальному фактору. Сто тысяч лет назад, чтобы выжить, людям необходимо было объединиться с другими. Общинность подразумевает сотрудничество и распределение ресурсов: человек много раз подумает, прежде чем брать чужой бутерброд с мамонтятиной, ведь за этим может последовать изгнание из племени. А скитание в одиночестве среди огромных хищников, болезней, да еще и по негостеприимной окружающей среде, скорее всего, привело бы асоциального индивида к смерти.

Чем более сложным становился наш социальным мир, тем сложнее должно было становиться наше поведение. Необходимость сотрудничать и поддерживать длительные отношения повлияли на наш мозг. Мы стали вырабатывать стратегии самоконтроля, который помогает нам сдерживать свои порывы и быть людьми в полноценном смысле этого слова.

Упражнения на развитие речи

Занимаясь с детьми, нужно приучать их верно употреблять падежные окончания, правильно согласовывать слова в предложениях. Главным средством познания мира для малышей является игра, поэтому существуют специальные игры.

Для того, чтобы верно связывать имена существительные с глаголами, правильно употреблять родовую принадлежность можно предложить поиграть в игру «Кто едет в гости?». Для этого взять игрушки и сказать: «Любимые игрушки приедут в гости, расскажи, кто именно к нам приедет».

Настаивать, чтобы ребенок давал полный ответ: «К нам едет собачка, большая, мягкая, пушистая и т.д.» Если ваше сокровище ошибается, то его следует обязательно поправлять, выделяя интонационно верный ответ. При занятиях помните, что для детей игра – это важная работа и относитесь к ней серьезно.

Для другого упражнения вам понадобятся игрушки и еще какие-нибудь небольшие предметы, которые можно разложить на столе. Пусть малыш внимательно посмотрит и вслух произнесет все названия предметов, лежащих на столе. После чего пусть он отвернется, а вы в этот момент уберете что-то из предметов и спросите: «Что пропало? О чем (ком?) мы поговорим? Кому мы что-либо дадим? С кем будем играть?»

Данная методика не только помогает понять правильное употребление падежных окончаний имен существительных, но и развивает внимание и быстроту реакции. Превосходные результаты дает чтение детских книг и совместное рассматривание иллюстраций

Попросите свое сокровище рассказать, что изображено на картинке, называть цвета и форму предметов, следите, чтобы он правильно согласовывал между собой слова

Превосходные результаты дает чтение детских книг и совместное рассматривание иллюстраций. Попросите свое сокровище рассказать, что изображено на картинке, называть цвета и форму предметов, следите, чтобы он правильно согласовывал между собой слова.

Особую роль в становлении речи, а значит и мышления играет мелкая моторика рук. Для развития мелкой моторики необходимо проводить комплекс упражнений и массаж кистей рук и пальчиков. К играм такого рода относятся: пирамидки, мозаика, кубики и т.д.

Кроме того, можно играть с пальчиками ребенка в алфавит, пальчиковый театр, потешки и скороговорки

Такие занятия развивают творческое воображение ребенка, улучшают его координацию, развивают кругозор и улучшают память и внимание

Создать удобные условия для чтения

Сделать в своём доме отдельную комнату-библиотеку сможет не каждый, а вот выделить уголок для чтения могут попробовать все. Причём таких локаций может быть несколько.

Например, у многих неспешное чтение художественной литературы ассоциируется со спокойной обстановкой. Для этого можно выбрать уютное мягкое кресло у торшера и книжного стеллажа. А вот для знакомства с научно-популярной новинкой или книгой по профессиональному мастерству лучше переместиться за рабочий стол. Так будет проще делать заметки и, если это необходимо, обращаться к поисковикам для уточнения новых имён и терминов.

Говоря о создании удобных условий шире, стоит понимать, в каких жизненных обстоятельствах у человека вообще появляется свободное время для чтения. Возможно, у него есть лишь полчаса в метро до работы и 40 минут перед сном. При этом сейчас он погружается в книгу с лайфхаками по копирайтингу, которая поможет ему развить писательские навыки, взять новую рабочую задачу и попросить повышения зарплаты.

Чтобы среди всех отвлекающих факторов и соблазнов всё же выбрать чтение, нужно постараться упростить путь к книге и усложнить ко всем её конкурентам. В отведённое для чтения время стоит отключать уведомления соцсетей, а лучше вовсе перевести телефон на беззвучный режим. И положить его подальше.

Вспомним о форматах. Если это удобно, читать одну книгу можно одновременно на всех доступных носителях: дома — с бумаги, в общественном транспорте — с цифрового ридера, за рулём или в ванной — аудио.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: