Агрессивное поведение у ребёнка: что делать родителям

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Как играть с агрессивными детьми

На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом), но через 4—8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, “маленький агрессор” начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать игры, способствующие релаксации, описание которых дается в главе “Как играть с тревожными детьми”.

Рекомендуемая литература:

 http://rcosps.rusedu.net/gallery/410/narush_v_povedenii.doc

В книге «Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция» излагаются различные методологические и концептуальные подходы к объяснению детской агрессивности, рассматриваются психологические и социальные факторы, стимулирующие или провоцирующие возникновение агрессии в поведении ребенка, описываются прямые и вспомогательные методики ее диагностики, а также направления психосоциальной коррекции.

Книга основана на многолетнем опыте работы с детьми и подростками. В ней рассматриваются подходы к проникновению во внутренний мир ребенка, типичные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны технические приемы, дающие возможность проявиться фантазии ребенка: рисование, поделки, сочинение рассказов, стихов. Автор исследует сенсорный опыт ребенка, кинестетику, сновидения. Рассматривается психотерапевтический процесс в целом и различные психотерапевтические техники. Описываются специфические проблемы поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оцениваются взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. Рассматриваются проблемы школы и обучения.

 Книга представляет интерес для психологов, психотерапевтов, воспитателей, педагогов, родителей и всех, кто интересуется психологией ребенка и взаимоотношениями с детьми.

Гнев ребенка проявляется в широком диапазоне: от плохих оценок до конфликтов с родителями, от замкнутости до самоубийства. Из этой книги вы узнаете, как помочь ребенку справляться с жизненными конфликтами, выражать свой гнев приемлемыми способами, стать цельной личностью.

Это сборник психологических игр и упражнений. Он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения.

— Маленький агрессор.

— Возрастная и ситуативная агрессия у детей.

— Причины детской агрессивности.

— Особенности проявления детской агрессивности.

— Как помочь агрессивному ребенку.

— Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?

— Если ребенок играет в агрессивные игры.

— Как и во что играть с агрессивным ребенком?

Видео по теме:

  1. Агрессивный ребенок (7 мин 51 сек) Что делать, если ребенок проявляет агрессию? Советы специалиста https://www.youtube.com/watch?v=9d3w3p6SeaE
  2. Как возникает детская агрессия? (11 мин 32 сек) О том, почему у маленьких детей возникает агрессия и как она проявляется, рассказывает психолог С.Р.Ширванова https://www.youtube.com/watch?v=AZCAPsKoDq4
  3. Наказывать ли ребенка за агрессивное поведение? (8 мин 43 сек) О том, какие различия в проявлении агрессии у мальчиков и девочек, наказывать ли ребенка за агрессивное поведение, как вести себя родителям при проявлении агрессии детьми, как преодолеть детскую агрессивность, рассказывает психолог С.Р.Ширванова  https://www.youtube.com/watch?v=JFOVBxgBKNY
  4. Агрессивный ребенок. Как справиться с агрессией у дошкольника

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика

Photographee.eu/Shutterstock.com

На что же следует обратить внимание родителей в поведении ребёнка:

  • ребёнок не может контролировать свои слова, действия, эмоции, поведение в целом. В редких случаях может пытаться взять под контроль своё поведение, но, ничего из этого не выходит;
  • ребёнок часто ругается с ровесниками и взрослыми, целенаправленно вступает с ними в споры и выясняет отношения;
  • ломает игрушки, рушит строения, выполненные другими; любит портить вещи других и при этом получает явное удовольствие;
  • не реагирует на просьбы, указания и нарушает установленные правила;
  • намеренно совершает «плохие» поступки, чтобы вызвать негативную реакцию;
  • помнит об обиде и обидчике, зачастую хочет отомстить обидчику;
  • не может признавать свои ошибки, всегда пытается оправдаться или обвинить другого.
  • грубо относится к животным;
  • проявляет физическое насилие в адрес своих близких и сверстников.

Для детей, особенно дошкольного возраста, свойственно непослушание. Если на это есть серьёзная причина (несправедливое наказание, обида), то злость ребёнка и его агрессия вполне оправданы и в таких случаях считаются абсолютно нормальной реакцией ребёнка.

Родителям стоит принимать меры только в том случае, если они замечают у своего ребёнка как минимум несколько признаков из вышеперечисленных регулярно (от шести месяцев).

Диагностика

Studio Romantic/Shutterstock.com

При возникновении сомнения относительно уровня агрессии ребёнка родителям следует обратить особое внимание на его рисунки, ведь они могут быть очень информативными. Возможно, пришло время обратиться за помощью в случаях, если ребёнок:

  • изображает себя в виде маленькой фигуры (относительно других объектов, находящихся на рисунке);
  • рисует себя в «закрытой» позой (вытянутая, угловатая фигура с прижатыми к телу или спрятанными за спину руками);
  • рисует себя с большими глазами, с чётко прорисованными зрачками;
  • чётко прорисовывает зубы и ногти;
  • рисует оружие;
  • пожар;
  • огромные руки, кулаки;
  • регулярно «забывает» нарисовать кого-то из членов семьи или оставляет эту фигуру не раскрашенной.

А также:

  • если на рисунке много исправлений;
  • линии рисунка слабые или нет чётких контуров.

Для более старших детей можно использовать опросник Басса-Дарки на определение уровня агрессивности и враждебности. А. Басс и А. Дарки разработали методику, которая позволяет определить у людей старше 14 лет более точную структуру агрессивного поведения, для этого они оценивают сразу 8 способов реагирования на сложные ситуации.

Ещё одна методика, позволяющая определить склонность человека проявлять враждебность и скрытую агрессию, — шкала Кука-Медлей. Её можно использовать для подростков с 13 лет. Шкала позволяет оценить уровень цинизма (демонстративное отвержение и пренебрежение к нормам морали, принятым в обществе), уровень агрессии (устойчивая характеристика, отражающая предрасположенность к нанесению вреда другим людям) и уровень враждебности (внутренние негативные переживания по отношению к другим людям: гнев, отвращение, неприязнь, обида, неприятие).

Поняв особенности агрессивного поведения ребёнка или подростка, можно выстроить необходимую психокоррекционную работу.

Формы и виды проявления агрессии

Среди основных видов агрессивных реакций, которые чаще всего можно встретить в современной младшей школе, можно выделить: физическую и вербальную агрессию, обидные прозвища, порча другого имущества, лишение денег, косвенную агрессию, аутоагрессию, последняя часто, как показывают исследования, возникает из-за чувства вины у ребенка.

Согласно мнению Г. Парена, можно выделить две формы проявления агрессии: инструментальную (недеструктивную) и враждебную (деструктивную). И если инструментальная агрессия носит позитивную направленность, поскольку направлена на достижение цели и удовлетворение желания, является способностью к адаптации и сменяется конструктивными способами достижения цели, возбуждает ребенка к здоровой конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов, способствует развитию познания и способности полагаться на самого себя, то деструктивная агрессия носит негативную направленность, поскольку в основе ее лежит желание причинить оппоненту вред и получить от этого эмоциональное удовлетворение.

Результатом деструктивной агрессии является конфликты, снижение адаптивных возможностей ребенка, снижение вербального общения, настороженность и враждебное отношение к окружающим.

Проанализировав ряд научных источников по данной проблеме, следует отметить, что исследователи выделяют также еще один вид агрессии младшего школьника – реактивную агрессию, проявление которой наблюдается в ситуации защиты своих интересов, удовлетворения своих потребностей или желаний.

Агрессию и агрессивное поведение можно заметить, ведь это поведение ребенка, на которое постоянно обращают внимание родители и учителя и сами дети, пытаясь жаловаться классному руководителю на агрессивное поведение одноклассника, или проявлять агрессию в ответ, или просто избегать агрессора. Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте проявляется в вспышках раздражительности, непослушания, гиперактивности, детской жестокости, вспышках гнева, ярости, лживости, жалобах на других

Как показывают исследования последних лет, проявлениями агрессии в младшем школьном возрасте является:

1) агрессия как крайняя мера для удовлетворения своих потребностей, возможность привлечь внимание к себе взрослых. Это встречается в семьях, в воспитании придерживаются абсолютно противоположных стилей от гипер — до гипопротекции или при уменьшении внимания взрослого к ребенку;. 2) агрессия как усвоена на примерах поведение (агрессивное поведение родителей, влияние кинофильмов и прочее);

2) агрессия как усвоена на примерах поведение (агрессивное поведение родителей, влияние кинофильмов и прочее);

3) агрессия как неумение, неспособность блокировать негативные эмоции;

4) агрессия как качество личности;

5) агрессия как проявления гнева, злости, недовольства, протеста.

Можно выделить еще одно ее проявление – агрессия как самозащита и компенсация утраченного физического или психологического состояния.

Но взрослых больше всего волнует именно агрессия, которая причинила физический вред другому ребенку, а причины ее возникновения и психологический вред остается без внимания учителей и родителей. Психологическая сущность агрессивного поведения является вредной для обеих сторон участников конфликта. Если для агрессора это – отрицательное формирование самоуверенности в собственных силах (сильный всегда прав), то для жертвы – формирование ряда негативных эмоциональных состояний и реакций: страдания, страха, гнева, которые толкают ребенка на активные действия, направленные на устранение причины страдания.

Анализ литературы позволяет нам указать, что страдающий ребенок склонен к самодепривации и фрустрации, а это в свою очередь приводит к формированию определенного типа поведения: подавленно-агрессивного, пассивно-агрессивного, активно-агрессивного.

В рамках теории Е. Берна рассматриваются и определенные агрессивные стратегии, которые развивают агрессивное мышление, поскольку агрессор получает удовольствие от физического или психического доминирования над другими, получает контроль над ситуацией и провоцирует появление различных форм манипуляции другими, контроля над жертвой. Агрессивное мышление ориентировано на получение удовольствия от агрессивных проявлений и самозащиты.

Агрессия у младших школьников 7-11 лет проявляется в демонстрации силы, неповиновении требованиям старшего, доминировании интеллектуального, физического, материального типа, что вызывает манипулирования другими.

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной “копилкой гнева”. Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на “подвернувшегося под руку” или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу “извержения” гнева, наша “копилка”, пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может “лопнуть”. Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут “осесть” внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям. К. Изард (1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Этот метод работы с вербальной агрессией рекомендует В.Оклендер. В своей книге “Окна в мир ребенка” (М., 1997) она описывает собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (6—7 лет) обычно испытывают облегчение.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань и привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Скрытая агрессия у детей

Однако наряду с яркими проявлениями агрессии также существует скрытая форма, выявить которую можно лишь в процессе тщательных наблюдений или по результатам проведения различных тестов. Основой поведения ребенка, в том числе и агрессивного, является набор мотивов и потребностей, которые и определяют активность личности. Л

Божович в своих работах говорит, что под потребности ребенка представляют собой нужду в чем-либо, которая реализуется в форме переживаний и является важной для поддержания постоянства организма и направленности его развития

В ситуации, когда потребность остается не удовлетворенной, возрастает напряженность потребности, направленность и содержание которой сохраняется и определяет оптимум мотивации. Именно оптимум мотивации является определяющим фактором эмоциональной направленности поведения при удовлетворении потребности (адекватная или неадекватная реакция на ситуацию). Отсутствие предмета потребности, возможностей или препятствий для ее удовлетворения вызывает дополнительное эмоциональное напряжение: страх, гнев, агрессию, тревожность. По мнению И. Фурманова, именно состояние тревожности выступает основой агрессивного поведения.

В социально-педагогической деятельности агрессию часто рассматривают в рамках понятия нормы социального поведения, выделяя уровневую структуру агрессии, где основой для различий является количественный критерий силы агрессивных действий или степени агрессивности личности, высокие или низкие показатели агрессии, которые могут быть деструктивными как для самой личности, так и для окружающих, что требует разработки коррекционных и воспитательных программ.

Среди основных причин появления скрытой агрессии младшего школьника в ряде научных работ выделяются и группа причин социально-педагогического характера: неправильное воспитание и неблагополучное окружение ребенка: неудовлетворение потребности в материнской любви. В дошкольном возрасте некоторые формы агрессивного поведения ребенка не воспринимаются окружением как «плохие» и объясняются как недостаточность нравственного воспитания самосознания. Педагогическими исследованиями установлено, что агрессивное поведение у детей имеет свою динамику и активизируется в возрастные кризисные периоды и периоды эмоциональной нестабильности.

Таким образом, агрессивное поведение рассматривается как приобретенная модель поведения, в которой агрессивность выступает как личностная черта, сформированная в процессе социализации ребенка и которая в большинстве случаев выступает как механизм самозащиты сознания. Причины проявления агрессивного поведения можно разделить на несколько групп: биологические, социальные, медицинские, психологические и педагогические, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Выявление агрессии, в т. ч. и скрытой, осуществляется при помощи детской психодиагностики с общим содержанием которой Вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ.

Способы коррекции агрессии у детей школьного возраста

Как же помочь агрессивному ребёнку? Прежде всего нужно понять для себя, что он ведёт себя так не потому, что он плохой или неправильный, а потому, что не знает, как иначе разрешить ситуацию или привлечь к себе внимание. И задача взрослого — помочь маленькому человеку, а не обвинить и унизить его

Правила для взрослых

Взрослым следует придерживаться следующих правил:

  1. Давать обратную связь о конкретных поступках, а не о личности. Вместо того, чтобы говорить ребёнку, что он плохой, невоспитанный и т.д., следует обращаться к фактам (что сказал/сделал, как при этом себя вёл. При этом обращаться только к ситуации «здесь и сейчас», не стремясь припомнить все похожие случаи в прошлом).
  2. Использовать «Я-сообщения». Следует говорить не «Почему ты до сих пор не убрал игрушки?», а «Мне неприятно, что вокруг такой беспорядок».
  3. Контролировать собственные негативные эмоции, снимать напряжение ситуации. Ответная агрессия в виде криков, запретов и недоверия вызовет в ответ только большее сопротивление. А вот демонстрация модели конструктивного неагрессивного поведения поможет сгладить конфликт и даст ребёнку пример.
  4. Обсуждать проступок наедине. Обсуждать инцидент с агрессивным поведением нужно как можно скорее, спокойно и адекватно, без свидетелей и осуждения на публике.
  5. Спокойно относиться в случае незначительной агрессии. При неопасной и объяснимой агрессии можно прибегнуть к: полному игнорированию реакций, выражению понимания чувств ребёнка, переключению внимания.
  6. Поощрять даже минимальные позитивные изменения. Так ребёнок почувствует, что его любят, принимают и ценят.

Соблюдение этих правил поможет выстроить контакт с агрессивным ребёнком, создаст атмосферу доверия, в которой взрослый — это друг и помощник.

Семья как фактор агрессивного поведения

Вопросы семейного воспитания интересовали человечество на протяжении многих веков, потому что семья имеет первостепенное значение в жизни человека. Ребенок растет в семье и с первых мгновений жизни принимает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и зло, и добро, абсолютно все, что свойственно семье.

Семья — это место, где укореняется основное, а зачастую и самое важное, отношение к жизни и, прежде всего, мировоззрение. Именно в семье ребенок приобретает первые практические навыки в области взаимоотношений, жизненных ценностей, знакомится с нормами, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного взаимодействия

На примере родителей, семейной атмосферы, образа жизни в семье разрабатываются правила поведения и критерии оценки добра и зла у детей. Таким образом, семья через свою повседневную жизнь знакомит детей с миром труда и знаний, с социальными обязанностями и правами.

Вопросы семейного воспитания и семьи имеют первостепенное и важное значение, а растущий интерес к вопросам развития общества, социальным проблемам также повышает интерес к семье как важному социальному институту, как важнейшему фактору развития личности. Согласно социологическим исследованиям, влияние семьи на детей гораздо сильнее, чем влияние улицы или школы

Успех процессов социализации и развития ребенка во многом зависит от социального семейного климата, а также от физического и психического воспитания детей, которое в нем происходит

Согласно социологическим исследованиям, влияние семьи на детей гораздо сильнее, чем влияние улицы или школы. Успех процессов социализации и развития ребенка во многом зависит от социального семейного климата, а также от физического и психического воспитания детей, которое в нем происходит.

Воспитание детей в семье во многом индивидуально и зависит от уровня материального благополучия, культуры и нравственности родителей, их поступков, идеалов и жизненных планов, семейных традиций, опыта социального общения, принадлежности семьи к определенной культуре, морально-психологической среды в семье.

Семья — это микро-сообщество, человек рождается в ней. В то же время, человек не может выбирать, в какую семью он родился. Но в какое общество он придет, определяет семья. Семья формирует основные нормы морали, формирует поведение в обществе, другими словами, происходит социализация человека.

По словам А.З. Рахимова, семья — это первичная, настоящая ячейка общества, и она начинается с детей

Поэтому во все времена и среди всех народов основное внимание уделялось психологическим и социальным проблемам семьи: семейным отношениям, источникам семейного счастья, роли родительского воспитания детей

Э. К. Васильева относится к следующим сферам семейной жизни: репродуктивно-воспитательная деятельность, досуг, трудовая деятельность и общение.

И. Репродуктивную, коммуникативную, образовательную и экономическую организацию досуга и отдыха В. Гребенников считает важнейшей социальной функцией.

Нарушение семейных функций является, по мнению В.В. Юстицкиса и Е.В., нарушением семейных функций. Г. Эйдемиллер особенность их жизнедеятельности, которая мешает семье выполнять свои функции. Разрушениям может способствовать целый ряд факторов: личные особенности членов и отношения между ними, ряд условий семейной жизни.

Решающая роль семьи определяется ее глубоким влиянием на всю психическую и физическую жизнь человека, который в ней растет. Для ребенка семья является одновременно и образовательной, и жизненной средой. Когда родители передают детям социальный опыт, они иногда передают и негативные аспекты этого опыта. Поскольку ребенок не имеет собственного опыта, он не в состоянии соотнести правильность навязанной модели поведения с реальностью.

По мнению К. Ш. Ахиярова, одной из особенностей механизма идентификации в семье является то, что он является основным механизмом, посредством которого ребенок приобретает основные ценности, ролевые нормы.

В научной литературе существуют различные классификации семейной типологии. В. Василькова рассматривает типы семей в зависимости от места жительства и различает городские и сельские семьи.

Причины возникновения агрессии у детей школьного возраста

Почему же дети ведут себя агрессивно? Причин несколько, и к агрессивному поведению чаще всего приводит какая-либо их комбинация.

Особенности организма.

Возникновению агрессии могут способствовать некоторые соматические заболевания. Также ни для кого не секрет, что врождённые особенности темперамента оказывают определённое влияние на наше поведение: это и скорость проведения нервных импульсов, и возбудимость, и особенности гормонального фона. Но это лишь физиологическое подспорье, всё же главную роль играют социальные факторы, в частности, семья.

Неблагоприятная ситуация в семье, школе, воспитание.

При недостатке внимания и заботы со стороны родителей ребёнок может становиться жестоким и озлобленным. В детстве большое влияние на идентификацию детей оказывают родители, и если в семье агрессия — нормальное явление, то с большой вероятностью возникают соответствующие паттерны поведения. Нередко взрослый или сверстник на детскую агрессию отвечает агрессией, что ведёт к замкнутому кругу: стороны отвечают злом на зло.

Наказания (подавление всяческих проявлений агрессии).

Очень распространённая ошибка многих родителей — запрет каких-либо агрессивных действий. Взрослые часто считают, что агрессия равна насилию, и запрещают игры даже с малейшими враждебными проявлениями. В такой повторяющейся ситуации ребёнок не учится понимать и контролировать себя, а сдерживает в себе гнев, что приводит к различным отрицательным последствиям вплоть до психосоматических заболеваний.

У подростков к вышеперечисленным причинам может добавляться фактор возрастного кризиса. Хотя значимость подросткового кризиса часто переоценивают, он может оказывать влияние на настроение и поведение ребёнка.

Диагностика агрессии у детей школьного возраста

За проведением квалифицированной диагностики агрессивности следует обратиться к специалисту-психологу. Он сможет оценить степень выраженности и закрепления агрессивного поведения, используя различные методы: опросники, анкеты для родителей, беседу с ребёнком, наблюдение, проективные методики, тесты и т.д. Самим родителям не стоит искать методики в Сети и самостоятельно пытаться поставить психологический диагноз.

  • Во-первых, найденный материал может быть некачественным или потерять актуальность.
  • Во-вторых, слишком велика субъективность и родителей, и ребёнка, они уже связаны отношениями, что непременно отразится на чистоте исследования.
  • В-третьих, диагностика обычно включает в себя целую батарею методик, и недостаточно заполнить одну анкету, чтобы оценить агрессивность ребёнка.

Не стоит тянуть с походом к специалисту: чем раньше будет проведена диагностика и даны рекомендации, тем легче будет коррекция.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: