Нужна ли особому ребенку обычная школа: специалисты и родители о реалиях инклюзивного образования

Ресурсные классы как образовательная модель школьного обучения детей с рас в россии

Сложности обучения детей с РАС в инклюзивной среде

2. Нарушения интеллектуального развития — группа состояний с различной этиологией, которые проявляются в детском возрасте (в период созревания) и характеризуются сниженным интеллектуальным функционированием и адаптивным поведением.

Подробнее на сайте «Аутизм.Энциклопедия»

РАС, с одной стороны, очень распространенная группа расстройств (около 1% популяции по данным ВОЗ, Минздрава РФ, CDC США и т. д.), а с другой стороны — очень сложная с точки зрения организации образовательной инклюзии группа. Сложности обусловлены дефицитами у детей в области социальной коммуникации, проблемным поведением и частых сочетанных диагнозов (в том числе с нарушениями интеллектуального развития2).

2. Нарушения интеллектуального развития — группа состояний с различной этиологией, которые проявляются в детском возрасте (в период созревания) и характеризуются сниженным интеллектуальным функционированием и адаптивным поведением.

Подробнее на сайте «Аутизм.Энциклопедия»

Рис. 2. Включение детей с аутизмом в разные образовательные модели с созданием специальных условий обучения. Наименьшее количество детей должно находиться внизу пирамиды, а наибольшее количество детей с РАС могут учиться в общеобразовательных классах вместе со своими типично развивающимися сверстниками с необходимой поддержкой.

Организационные и методические трудности обучения детей с РАС напрямую связаны с характеристиками этого расстройства. В системе образования в России эти дети традиционно обучались на дому, поскольку даже специализированные (коррекционные) школы не владели технологиями обучения детей с РАС в школьном коллективе. Из этой практики вышли многие мифы, связанные с детьми с РАС, в частности ничем не подтвержденное мнение о том, что детям с аутизмом «лучше обучаться дома, в одиночестве», «дети с аутизмом не нуждаются в общении со сверстниками» и многие другие утверждения, способствующие сегрегации детей с РАС.

Рис. 3. Цель — создать для ребенка с РАС наименее ограничивающую (наиболее инклюзивную) образовательную среду с индивидуальной поддержкой, достаточной для успешного обучения.

Тем не менее сегодня многие российские школы уже используют технологии и образовательные модели, позволяющие реализовать законное право ребенка с РАС на обучение в среде сверстников, развивающихся типично.

Как появился ресурсный класс

Как уже упоминалось, ресурсный класс – в значительной мере заслуга родителей детей, которые теперь в нем занимаются. Два года назад они задумались над тем, где и как будут учиться их малыши, и объединенными усилиями создали проект такого ресурсного класса. В нашей области он действительно первый, однако мамы и папы пользовались опытом других городов, в том числе Москвы, где таких классов уже больше 20, и дела там, по признанию авторов проекта, «идут по-разному».

С готовой презентацией они пришли к директору гимназии «Горностай» (и, по совместительству, депутату Горсовета) Ирина Путинцевой, которая после полуторачасовой беседы сказала «да». К слову, родители из «Атмосферы» не устают благодарить Ирину Германовну, считая ее поступок смелым и даже в некоторой степени авантюрным – послушав на собрании истории мытарств других родителей детей с РАС, можно прийти к выводу, что так оно и есть. Помещение с некоторым трудом в гимназии нашли, учителя, который мог бы заняться детьми – тоже. А дальше пришлось решать два основных вопроса – кадры и деньги.

Кадры решают все

Как вы заметили, на протяжении всей статьи мы все время упоминаем слово «тьютор». Тут снова хочется обратиться к реплике школьного психолога:

Действительно, тьютор – это не охранник. И не нянька, как думают многие, — подчеркивает куратор проекта Анна Трубицына. И не учитель. Функция тьютора настолько деликатна и сложна, что посвяти мы этому вопросу отдельную публикацию, и то, скорее всего, не разобрались бы до конца. Тьютор должен управлять, но не подавлять своего подопечного. Организовывать, но не командовать. «Переводить» учителей и сверстников особому ребенку, но не коммуницировать вместо него. Наконец, тьютор не должен становиться неотъемлемой частью процесса, единственным и неповторимым лоцманом в людском море – поэтому тьюторы периодически меняются подопечными. Наконец, и это самое очевидное, тьютор должен уметь взаимодействовать с аутистами.

То есть каждый тьютор сегодня – это штучный продукт.

Но даже если набор на несуществующий факультет объявят уже в следующем сентябре, дипломированные тьюторы появятся только через пять лет. Если ваш ребенок старше двух лет, то его будущий тьютор – ваша проблема, учтите это.

«Средства у нас есть, у нас ума не хватает»

Этой репликой кота Матроскина хочется предварить закономерный вопрос читателей «а кто оплатит весь этот банкет». В принципе, деньги на инклюзивное образование в областном бюджете предусмотрены. Нет (или, во всяком случае, еще год назад не было) практики их использования. Как выделять, кому, на каком основании? И здесь родители «Атмосферы» тоже стали первопроходцами, разработав совместно с чиновниками, отвечающими за финансы, механизмы выделения средств.

Итак, на каждого школьника образовательное учреждение, прошедшее государственную аттестацию, получает определенную сумму из бюджета. На ученика с особенностями развития до недавнего времени полагалось вдвое больше средств. Необходимость участия тьютора в процессе увеличивает коэффициент еще на четыре единицы. А надо бы выделять в восемь раз больше средств, чем на нейротипичного ученика, более того, по словам организаторов ресурсного класса этот коэффициент планируется в бюджете будущего года.

Существенная часть средств поступает от спонсоров, но не от родителей – это принципиальная позиция: «все дети имеют равные права на обучение». Ее придерживается, к примеру, один из спонсоров – «Выход», благотворительный фонд для содействия решению проблем аутизма в России.

Ресурсный класс и его роль в обычной школе

Ресурсный класс в обычной школе – это особое подразделение, созданное для обеспечения инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями. Этот класс представляет собой специально оборудованное помещение с необходимыми материалами и техническими средствами, где учителя помогают таким детям получить качественное образование в академической среде.

Роль ресурсного класса в обычной школе заключается в предоставлении детям с особыми образовательными потребностями возможности инклюзии. Дети, имеющие различные физические или умственные нарушения, часто испытывают трудности в обучении и интерактивной коммуникации в обычном классе.

Ресурсный класс предоставляет им индивидуальный подход, с поддержкой специалистов и дополнительных ресурсов, помогающих обеспечить оптимальные условия для обучения. В ресурсном классе специалисты работают с учителями и другими педагогическими работниками, чтобы разработать индивидуальные учебные программы и методы обучения, учитывающие особенности каждого ребенка.

Преимущества ресурсного класса включают в себя:

  1. Максимально приближенное к обычной среде обучение. В ресурсном классе дети с особыми образовательными потребностями могут обучаться вместе с другими учащимися, что помогает им интегрироваться в общество и развивать навыки социального взаимодействия.
  2. Индивидуальный подход к обучению. Ресурсный класс позволяет преподавателям учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и создавать учебные материалы и методы, соответствующие их особенностям. Такой подход помогает детям справиться с трудностями в обучении и достигать успеха в учебе.
  3. Поддержка специалистов. В ресурсных классах работают специалисты – педагоги-психологи, логопеды, дефектологи и другие, которые помогают детям справиться с трудностями и развить свой потенциал. Они предоставляют дополнительные занятия и консультации, работают с учителями и родителями, чтобы создать благоприятную образовательную среду для каждого ребенка.

Таким образом, ресурсный класс играет важную роль в обычной школе, обеспечивая возможности инклюзии и индивидуального развития для детей с особыми образовательными потребностями. Это позволяет им получить качественное образование в обществе своих сверстников и успешно адаптироваться в мире взрослых.

Ресурсный класс • Аутизм.Энциклопедия

Термины

обучение, поддержка и вмешательство

Resource room

Ресурсный класс — это образовательная модель, которая позволяет детям с аутизмом и другими нарушениями развития учиться в обычной школе вместе со сверстниками, развивающимися типично. Основная цель модели «ресурсный класс» — создать такие специальные образовательные условия для любого ученика с особенностями развития, чтобы он смог включиться в жизнь образовательного учреждения в своем индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями.

Ресурсный класс не является отдельным классом. Все ученики, которые получают помощь в рамках этой образовательной модели, зачислены в обычные, регулярные классы. И вся работа коллектива ресурсного класса нацелена на то, чтобы ученик с аутизмом как можно чаще участвовал в уроках своего общеобразовательного класса.

Ресурсным классом называют также и кабинет, где дети с аутизмом отрабатывают разные навыки и умения, чтобы подготовиться к занятиям в регулярном классе

Но кабинет — это не так важно, как сама модель. В некоторых школах совсем нет специальных кабинетов для ресурсных классов, а модель «ресурсный класс» все равно работает, потому что главное — это компетентные специалисты, которые владеют эффективными методиками обучения детей с РАС и другими нарушениями развития, а не столы и стены

Ресурсным классом можно называть любую образовательную модель, где дети под руководством компетентных педагогов могут регулярно восполнять или приобретать ресурс, необходимый им для того, чтобы учиться в школе. Специалисты ресурсных классов, которые поддерживает Ассоциация «Аутизм — Регионы», в обучении детей с аутизмом применяют методы, основанные на ПАП (прикладном анализе поведения).

В ресурсном классе дети обучаются по индивидуальной образовательной программе, составленной в соответствии с рекомендациями ПМПК, а также потребностями и дефицитами ребенка, выявленными в ходе тестирования.

Специалисты ресурсного класса

Руководство ресурным классом осуществляет учитель ресурсного класса — специалист, имеющий профильное педагогическое или психологическое образование, прошедший специальное обучение и имеющий опыт работы в том подходе, в котором проводится вмешательство (чаще всего это методы прикладного анализа поведения). Под руководством учителя работают тьюторы — специалисты, также имеющие профильное педагогическое или психологическое образование, количество которых в ресурном классе определяется количеством детей, посещающих его в постоянном режиме (более 50% учебного времени).

Роль учителя ресурсного класса заключается в руководстве тестированием детей, написании индивидуальных образовательных программ, разработке программ коррекции поведения, в систематизации и анализе данных, полученных в ходе тестирования, обучения и наблюдения за поведением, а также в обучении тьюторов.

Оборудование ресурсного класса

Обычно помещение ресурсного класса делится на несколько функциональных зон: зона для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий, зона сенсорной разгрузки и рабочая зона учителя. В зоне для индивидуальных занятий расположены парты с индивидуальными перегородками, позволяющими проводить занятия «один-на-один» в помещении, в котором присутствует несколько учеников и специалистов. Зона для групповых занятий представляет собой общий стол, за которым ученики могут выполнять совместное задание или отрабатывать навыки социального взаимодействия (например, играя в настольные игры) и/или несколько парт, стоящих рядом с доской, представляющих собой небольшой образец общеобразовательного класса, и позволяющих отрабатывать навыки реагирования на фронтальную инструкцию.

См. также: Инклюзивное образование, Тьютор

Литература: Volkmar F. R. Encyclopedia of autism spectrum disorders. – Springer, 2013 Resourse room from Wikipedia (https://en.wikipedia.org/wiki/Resource_room)

Ресурсы пока сильно ограничены…

Об инклюзивном образовании в Новосибирске говорят давно и много. Тем не менее, класс, открывшейся в «Горностае» — первый пример по-настоящему инклюзивного образования, когда все (или почти все) сделано «как надо». Корреспондент Сибмамы побывала на собрании, который организовали родители учеников ресурсного класса, и узнала, как выглядит настоящая инклюзия.

Родительское собрание в «Горностае» было не совсем обычным: в ходе обсуждения выяснилось, что мамы, собравшиеся в актовом зале младшей школы, приехали сюда со всех концов города и даже из пригородов. «Мы из Бердска… Я из Кольцово, и мою дочь не берут ни в одну из местных школ… Я живу на педуниверситете, но готова возить ребенка в ваш класс!»

Стоп, возить никого никуда не придется. Прежде всего, потому, что «класс» в данном случае – это классная комната, специально оборудованное помещение для занятий с детьми с расстройствами аутичного спектра (РАС). Учатся в нем пять первоклассников – пять мальчиков (то, что все ученики мальчики – в данном случае просто совпадение), а основная заслуга в появлении класса принадлежит их родителям, членам автономной некоммерческой организации «Атмосфера», которая как раз и объединяет семьи с детьми-аутистами. На собрании их представляли основные инициаторы проекта: Евгений Бондарь, Роман Сычев и Екатерина Заломова.

Расширение педагогических возможностей и применение инновационных методик

В ресурсном классе обычной школы педагогические возможности расширяются и диверсифицируются благодаря наличию специализированного персонала и специальных методик.

Преподаватели ресурсного класса имеют специальную подготовку и опыт работы с учениками с особыми образовательными потребностями. Они обладают глубоким пониманием индивидуальних потребностей каждого ученика и применяют индивидуальный подход к обучению и развитию. Это позволяет им лучше адаптировать учебный материал и методики под потребности каждого ученика.

В ресурсном классе активно применяются инновационные методики обучения, которые помогают развивать у учеников различные навыки и способности. Например, используется дифференцированный подход, при котором материал представляется разными способами для учеников с разным уровнем подготовки. Это позволяет каждому ученику чувствовать себя успешным и продвигаться в обучении.

В ресурсном классе также применяются интерактивные методы обучения, которые позволяют ученикам активно участвовать в процессе обучения. Например, используются игровые формы работы, проектная деятельность, коллективные творческие задания. Это не только делает учебный процесс увлекательным и интересным, но и развивает у детей коммуникативные и социальные навыки.

В ресурсном классе также широко используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Ученики могут использовать компьютеры, интернет и другие технические средства для получения информации, выполнения заданий и общения с учителями и другими учениками. Это помогает развивать информационную грамотность и компьютерные навыки, которые являются важными в современном мире.

Преимущества использования инновационных методик в ресурсном классе:
Преимущество
Описание

Индивидуальный подход
Позволяет учителям адаптировать учебный материал и методики под потребности каждого ученика

Дифференцированный подход
Позволяет представлять материал разными способами для учеников с разным уровнем подготовки

Интерактивные методы обучения
Позволяют учащимся активно участвовать в процессе обучения и развивать коммуникативные и социальные навыки

Использование ИКТ
Помогает развивать информационную грамотность и компьютерные навыки

Как организованы занятия в ресурсном классе

Но если инклюзия предполагает совместное обучение обычных (или, как говорят специалисты, «нейротипичных») детей и детей с особенностями развития, то зачем нужен ресурсный класс? Все просто – это переходный этап, который требуется особым детям, чтобы подготовиться к выходу в большой мир. Без этого инклюзия не просто невозможна, но еще и негуманна.

Сам ресурсный класс, это, как вы помните, просто кабинет – что-то среднее между школьным классом и комнатой в детском саду. В нем пять парт с высокими боковыми стенками – скорее кабинки, чем парты. За каждой сидит ученик и его наставник-тьютор. В классе одна учительница (в «Горностае» эту нелегкую миссию взяла на себя Елена Андреевна Колесникова), которая работает с каждым учеником по индивидуальному плану и по индивидуальному графику. Пока один учится складывать два и два, другой может, к примеру, валяться на ковре и баловаться с любимой игрушкой. За взаимодействие между учителем и учеником отвечает тьютор (к его роли мы вернемся чуть ниже).

К занятиям ресурсный класс приступил уже довольно давно – в июле, как только в гимназии окончились экзамены. Пока школа была пуста, первоклассники привыкали к новым коридорам, кабинетам, учителю и тьютору. Сейчас их уже не смущает вид толпы сверстников, более того, два малыша уже начали вместе со своими сопровождающими заниматься в обычном классе – все пятеро мальчиков приписаны к разным первым классам гимназии.

Особенности психического и интеллектуального развития не позволяют особенным детям идти в ногу со сверстниками – скорее всего, на получение общего образования у них уйдет на несколько лет больше. Эти вопросы организаторы проекта предпочитают решать по мере поступления – впереди еще 11 лет, за которые вполне можно разобраться, как выпустятся сегодняшние первоклассники.

Что такое ресурсная комната?

Ресурсная комната — это место, где дети могут получить дополнительную помощь по различным предметам, с которыми у них могут возникнуть трудности. Это размещение, которое происходит посредством реализации образовательного плана в школьном округе. В большинстве случаев родители видят, что их ребенок нуждается в дополнительной помощи, поэтому они проверяют ребенка на трудности в обучении, и для ребенка вводится IEP.

Что такое ресурсная комната?

RR — это специальный класс, в котором ребенок может удовлетворить свои образовательные потребности. Этим детям часто трудно учиться в больших условиях. Особенно тяжело им приходится, когда вводятся новые понятия. Ребенка выводят из обычного класса на несколько часов, чтобы привлечь больше внимания. Тип дополнительного обучения, в котором нуждается ребенок, определяется его IEP

Ребенка вытаскивают на определенное время каждую неделю, чтобы получить то индивидуальное внимание, которое поддерживает его в тех областях, в которых у него есть проблемы

Как долго ребенок будет там?

Каждый ребенок приходит в этот специализированный класс со своими индивидуальными потребностями. Это означает, что они запланированы на то время, которое им требуется. Это может быть всего 45 минут три дня в неделю, или же ребенку может потребоваться больше внимания, чем позволяет это время. Многие специализированные классы предназначены для использования в классах инклюзивного обучения, а это означает, что они никогда не удаляются из класса надолго.

Роль учителя

У учителя, работающего в специализированном классе, впереди трудная дорога. Каждый ребенок приходит в класс с разным IEP, и учитель должен работать с обычным учителем ребенка, чтобы поддерживать учебную программу в классе. Учитель RR будет присутствовать на многих проверках IEP и встретится с другими профессионалами в жизни ребенка, если это потребуется. Подход, который учитель применяет к ребенку, будет зависеть от его индивидуальных потребностей, а также от того, сколько других учеников находится в классе одновременно.

Дополнительная литература: 5 задач учителя ресурсной комнаты

Помощь, оказываемая учащемуся

Если у ребенка есть проблемы со стандартными тестами, эта комната — то место, куда он пойдет, чтобы пройти тестирование. Это меньше отвлекает, и они могут получить другую необходимую им помощь во время теста.

Что такое инклюзия

Очень кстати на собрании оказалась школьный психолог, которая невольно входила в диссонанс с родителями. С одной стороны, огорчает, что педагогическое сообщество, которое она представляла, при огромном желании помочь недостаточно компетентно, чтобы сделать это на должном уровне. С другой стороны, она сильно облегчила задачу журналиста, задав все возможные «вопросы дилетанта», человека, находящегося вне круга, знакомого с РАС. К примеру, она попыталась утешить родителей, разочарованных тем, что в ресурсный класс невозможно записать ребенка здесь и сейчас:

Итак, что же такое инклюзия? Есть четыре варианта адаптации в обществе детей с особенностями развития.

  • Первый вариант – эксклюзия. «В Спарте инвалидов вообще со скалы сбрасывали», — отметил один из родителей. Попросту говоря, на вопрос, как именно инвалид взаимодействует с обществом, следует ответ — «никак».

  • Второй вариант – сегрегация. Дети с особенностями здоровья получают образование в специальных учреждениях, где, к примеру, все в инвалидных колясках. Или слепые. Или глухие. При этом они отлично учатся взаимодействовать со сверстниками с аналогичными проблемами, но крайне неуверенно чувствуют себя в любой другой среде.

  • Третий вариант – интеграция. Для детей с особенностями развития организуется специальное пространство в обычном образовательном учреждении. Вместе со сверстниками они ходят в столовую или участвуют в праздниках, но не общаются на равных. Мама, которая постоянно сопровождает на занятиях особого ребенка – это тоже интеграция. Как можно влиться в коллектив подростков, если ты все время с мамой?

  • Четвертый (и самый перспективный) вариант – инклюзия. При этом ребенок с особенностями развития постепенно становится частью коллектива. Чтобы пояснить разницу между интеграцией и инклюзией, один из пап привел такой пример:

По следам первопроходцев

Теперь, собственно, о цели и смысле этого собрания. Как вы уже поняли, никто не предлагает родителям особых детей готового пакета услуг. Но не стоит отчаиваться – если вашему малышу всего два года и ему только-только поставили диагноз РАС, возможно, к тому моменту, когда он пойдет в школу, образовательное учреждение уже встретит его с распростертыми объятиями.

Судите сами: как сказал один из «атмосферных» родителей, в 2011 году в городе вообще не было ни одного специалиста, который использовал бы по-настоящему эффективные методики при работе с аутистами. В 2015 году открылся Центр прикладного анализа поведения в НГУ, и сегодня это уже не единственный центр, работающий по АВА-методике.

Опять же, по опыту родителей, присутствовавших на собрании, еще пять лет назад о тьюторах никто и слыхом не слыхивал, пару лет назад на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) приходилось уговаривать вписать тьютора как необходимое условие обучения, сегодня же вам сразу предложат тьютора, для этого не требуется вашей инициативы («А в некоторых регионах до сих пор приходится выбивать это право через суд!» — реплика с места).

С другой стороны, если ваш ребенок должен идти в школу уже в следующем году, а то и год, два, три назад – вам нельзя терять времени и ждать, когда наступит «это время прекрасное». Ведь если сегодня вы придете в школу с заключением от ПМПК, где указаны услуги тьютора, то, во-первых, не факт, что там сумеют найти грамотного специалиста. Во-вторых, нет гарантий, что он будет заниматься только вашим ребенком (по нормам у тьютора может быть до шести подопечных). В-третьих, далеко не везде ему смогут предложить конкурентоспособную оплату труда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: