Как выучить с ребёнком алфавит и буквы: методы без зубрёжки для малышей от 3 лет

Как выучить алфавит с ребенком 4, 5 или 6 лет

Почему ребенку сложно запомнить буквы?

Буква – это символьное изображение, которое имеет определенный визуальный образ. При этом на начальных этапах знакомства с алфавитом ребенок может с легкостью путать похожие по написанию символы, к примеру, статистически гласные усваиваются быстрее согласных.

При достаточно развитых когнитивных способностях, даже редко используемые буквы, усваиваются быстро. А систематическое повторение и игровая форма подачи материала позволяет ежедневно закреплять полученные знания. Однако на практике столкнуться с проблемами при изучении букв может практически каждый ребенок.

Причиной для этого могут стать:

  • Недостаточный уровень получаемой зрительной информации. В данном случае мозгу сложно проанализировать форму самой буквы, разбить ее на составляющие элементы (вертикальные, горизонтальные черточки) и определить их положение относительно друг друга. Подобное состояние проявляется тем, что ребенок в попытках запомнить буквы, постоянно путается. Буква «И» становится похожа на «Н» и так далее.
  • Низкое развитие зрительной памяти. В данном случае мозг может не испытывать проблем с анализом построения самой буквы, но ему не хватает ресурса долгосрочной памяти для автоматического распознавания. В таком случае буква просто запоминается, а ребенок вынужден анализировать каждую букву снова и снова, так как будто видит ее впервые. Без внимания к проблеме малыш так и не сможет запомнить алфавит либо ему потребуется значительное количество времени.
  • Низкий показатель нейродинамических процессов. В данном случае можно говорить о низкой концентрации и недостаточном объеме внимания. На бытовом уровне это проявляется как быстрое исчезновение интереса и «витание в облаках». При этом даже в момент концентрации можно наблюдать затруднения, связанные с анализом поступающей информации.

Даже если вы обнаружили у своего ребенка проблемы с запоминанием букв, важно не ставить диагнозы, а обратиться к специалисту. Он не только определит основные причины низкого результата обучения, но и поможет скорректировать процесс с учетом индивидуальных потребностей

Это позволит улучшить работу мозга в целом, а не только заучить требуемые символы.

Учим алфавит: цели и задачи

Прежде чем приступить к изучению алфавита, родители должны для себя ответить на вопрос: с какой целью? Ведь все поступки и действия совершаются для достижения определённой цели, и развитие детей не является исключением. Некоторые амбициозные мамы и папы мечтают вырастить всесторонне одарённого и развитого ребёнка, поэтому стараются приступить к обучению как можно раньше. Другим просто хочется при каждом удобном случае хвастаться успехами своего чада.

Но для адекватных родителей главная цель изучения букв – научиться читать. И здесь уже встаёт совсем другой вопрос: а готов ли ребенок на данном этапе к этому? Для начала давайте подробнее поговорим о том, что такое алфавит. Итак, это:

• не просто буквы, а буквы в строгой последовательности, которые являются базой для любого языка;

• знание алфавита является фундаментом для освоения азов чтения;

• алфавит — ваш спутник на всю жизнь: это основа для систематизации документов, справочников, словарей, архивной информации.

Конечно, научить малыша алфавиту можно в любом возрасте. Достаточно каждый день показывать ему карточки с буквами или изучать азбуку по красочной книге, и он уже к двум годам запомнит алфавит

Но любые знания должны применяться на практике, и важно понимать, что не все дети готовы читать с ранних лет

Поэтому нет смысла тратить время и силы на изучение алфавита просто для развития памяти и внимания. Вероятность того, что ребенок забудет буквы к тому моменту, когда будет готов учиться читать, весьма велика. Для раннего развития есть масса других способов. Малышей 2-3 лет можно просто знакомить с буквами, не придерживаясь последовательности.

Но если речь идёт о детях 5-6 лет, у которых на горизонте маячит школа, то учить алфавит надо обязательно.

Когда начинать?

Универсального ответа на вопрос не существует. Чтобы его найти, нужно отталкиваться от нескольких исходных данных. Причем как от самого ребенка, так и от родителей.

Во-первых, все дети разные. У всех разные способности, разные интересы и разные потребности. Исключая, конечно же, базовые. Один ребенок может до самой школы не интересоваться книжками как таковыми. А потом получать нагоняй от родителей и учителей за низкую успеваемость несмотря на все их старания.

А другой и безо всяких методик, обладая неуемной любознательностью и  способностями, тихонько научится читать в уголке. И откроется это совершенно случайно

И неважно, три года было ребенку, или семь

Во-вторых, родители тоже разные. Одни просто и естественно вовлекают своих чад в мир собственных интересов. Не потому что озабочены вопросами раннего развития. А потому что им кажется естественным приобщить малыша к своей жизни.

Другие руководствуются собственными соображениями. Таким родителям непременно необходимо, чтобы дети изучали по несколько языков, занимались математикой и ходили во все кружки в районе.

То есть получается, что понятия «рано» и «поздно» оказываются очень растяжимыми. Не ищите универсальной нормы, смотрите на собственного ребенка. Уж вы то точно поймете, когда вам будет рано а когда уже – пора.

То есть, даже если у кого-то ребенок может бойко читать по слогам, это не значит, что пора и вашему. И наоборот. Ребенок может быть в ваших глазах еще совсем малышом.

Если вам все-таки нужен универсальный совет, то он такой: дайте малышу немного подрасти и выйти из младенческого возраста.

Ориентируйтесь на возраст 3-4 года, а там смотрите по обстоятельствам.

А теперь давайте перейдем к процессу.

Когда начинать учить ребенка буквам

Этот вопрос не имеет однозначного и категоричного ответа. Детские психологи и педагоги называют разные возрастные планки. Кто-то считает, что начинать учить следует уже в 2 года, кто-то рекомендует в 5-6 лет. Я помню, когда Лера пошла в первый класс, нашей учительнице на первой встрече кто-то из родителей задал вопрос: «А ребенок обязательно должен уметь читать к 7 годам?» На что наш педагог ответила: «Не переживайте, мы всему научим».

Считается, что чем раньше ребенок осваивает новые знания и умения, тем лучше. Активнее идет развитие мышления, логики, памяти. Позднее ребенку легче учиться в школе и усваивать информацию из разных областей знания.

Однако такая точка зрения разделяется не всеми. Часть психологов считает, что не стоит спешить – получать новые навыки нужно согласно возраста. В частности, учить буквы и начинать читать – в 6-7 лет (как и запрограммировано школьной программой).

На мой взгляд, вывод напрашивается один – в отношении своего ребенка вы вправе выбирать любой путь развития. Если малыш проявляет любознательность, стремление к освоению нового, у него есть потенциал для более активного развития, то, нужно ли его сдерживать и ждать до 5-6-7 лет? И, наоборот, если ребенок еще не готов к добровольному освоению алфавита, не проявляет интереса и у него не хватает усидчивости, то не следует торопить события.

Критерии, по которым определяют, что уже можно начинать учить буквы:

  • Ребенок хорошо разговаривает, четко проговаривает все звуки и правильно произносит слова.
  • Проявляет усидчивость или по-другому — концентрацию внимания.
  • У него выражен интерес к новой для него информации.
  • Ребенок обладает хорошей памятью (в первую очередь зрительной).
  • Любит рассматривать книги и любит, когда ему читают книги.

Если под всеми пунктами вы ставите плюсик, то самое время начинать учить буквы. Хотя в отношении последнего тезиса я не была бы так категорична. Жизнь показывает, что далеко не все дети любят книги. И ждать, когда они их полюбят, бессмысленно. Для таких малышей можно найти другие способы учить буквы, благо их немало.

Методики обучения чтению

Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.

<<Форма демодоступа>>

Кубики Зайцева

Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.

«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича

В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово. 

«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.


‍Страница из «складушек» В. Воскобовича‍

Карточки Домана

Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.

Методика обучения чтению Марии Монтессори

Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.

 Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты

Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь

Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.

Методические рекомендации родителям будущих первоклассников «Что делать, если ребенок не запоминает или путает буквы?»

Организация: МБДОУ №4 «Ягодка»

Населенный пункт: Липецкая область, г. Данков

Почти каждый ребёнок путает буквы при чтении и письме. Эта, казалось бы, случившаяся безобидная проблема может скрывать под собой серьёзные речевые нарушения.

Ведь именно в дошкольном возрасте начинаются задатки школьного обучения. Достаточно ли часто родители замечают, что будущий первоклассник не запоминает буквы, а также при чтении путает буквы, а иногда делает ошибки во время написания слогов и слов? Многие родители обвиняют ребенка в рассеянности или невнимательности. Но проблема гораздо глубже. Эта проблема возникает из-за психологических или физиологических нарушений. Сначала ребенок будет неправильно произносить слова, но позже проблема коснётся процесса чтения, письма, математики, и успеваемости в целом. Поэтому, чтобы избежать этих проблем в школе предлагаю родителям несколько рекомендаций.

Часто задаю родителям будущих первоклассников вопрос: «Различает ли ваш ребенок такие понятия, как «справа», «слева»?» Ребенок должен правильно выполнять задания по инструкции: «Покажи правое ухо, левую руку; дотронься правой рукой до носа, а левой рукой до левого уха; скажи, что ты видишь перед собой, слева от себя, справа от себя» и т.п. Если ребенок пишет буквы неправильно (не в ту сторону), то это результат несформированных понятий «справа», «слева».

Также задаю родителям вопрос: «Умеет ли ваш ребенок складывать картинки, кубики с картинками из 6-8 элементов (частей)?» Если же у ребенка возникают трудности, то это несомненно, недоразвитие зрительно-пространственного восприятия, а также анализа и синтеза. В таком случае советую родителям начать заниматься с детьми с набором из 4 кубиков. Очень благотворны и полезны для развития зрительного восприятия и пространственных представлений игры с строительным материалом, с конструкторами разной величины.

Чтобы детям легче было запомнить буквы, рекомендую следующее:

*Предложить ребенку букву большого размера (6-7 см) и раскрасить ее.

*Вырезать букву (из плотной бумаги) по контуру.

*Написать букву в воздухе жестами или указательным пальцем, написать букву на манной крупе или песке; рисовать мелками, толстой кистью на листе бумаги.

*Угадывать написанные буквы на спине или руке.

*Определять наощупь изучаемую букву из пластмассы в «волшебном» мешочке среди других букв.

*Лепить буквы из теста или пластилина.

*Выкладывать буквы из счетных палочек, из каштанов, из шариков Су-Джок, из палочек от мороженого, из ниток, из фасоли, из гороха.

*Достраивать или дописывать букву до целой из элементов.

Пальцы детей и глаза могут знакомиться и запоминать буквы и дома, и на прогулке, и в лесу, и в гостях.

Ребенок дома может выложить знакомые буквы из мозаики, из кусочков бумаги, из пуговиц, из контейнеров от киндер-сюрпризов. На прогулке во дворе можно предложить ребенку написать буквы на снегу или на песке; выложить из палочек или веток буквы; придумать с ребенком загадки про буквы (у буквы два столбика, посередине палочка, или круглая, все время «охает»). В лесу или на природе можно отыскать буквы среди кустарников, деревьев, листьев: «Вот листики сложились — похожи на букву А, вот веточки склонились – получилась буква В».

Родителям будущих первоклассникам советую прежде всего, как можно больше уделять времени и внимания своим детям по обучению их буквам, а также чтению и письму, и тогда, в дальнейшем, их ждут большие успехи в школе!

Приложения:

  1. file0.docx.. 15,5 КБ

Опубликовано: 29.05.2021

Как помочь ребенку усвоить буквы?

Специальные задания, не связанные непосредственно с запоминанием букв, помогут скорректировать недостаток функциональных процессов мозга и повысить учебную мотивацию

Для повышения энергетического тонуса важно придерживаться общих рекомендаций по соблюдению режима дня, чередования различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой, спортивно-оздоровительной, коммуникационной и т. д.), контролировать питьевой баланс, прием витаминов.

Эффективному запоминанию способствует закрепление образа буквы на уровне тактильных ощущений. С этой целью полезны дидактические игры:

  • «Волшебный мешочек»;
  • «Построй букву из палочек и шнурочка»;
  • «Нарисуй по клеткам»
  • «Зарядка алфавита».

Полезно так же выкладывать букву из мозаики, камушков, мелких игрушек, природного материала, лепить из пластилина, рисовать палочкой на песке.

Для правильно представления буквы в пространстве, помогут задания на формирование пространственных представлений, упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности, работа с изографами. Совершенствованию зрительной памяти способствуют игры:

  • «Чего не стало?»;
  • «Что лишнее?»
  • «Найди такой же предмет» и другие.

Полезными будут упражнения на активизацию коры головного мозга, разработанные специалистами на основе нейропсихологии детского возраста.

Запоминать буквы ребенку легче в игровой форме и на основе имеющегося сенсорного опыта. В качестве пособия рекомендуется рабочая тетрадь Колесниковой  Е. В., в которой подобраны задания и упражнения, способствующие формированию у ребенка зрительного образа букв, установлению и закреплению связей между буквой и звуком.

«Запоминаю буквы» содержит в большом количестве материал на развитие графомоторных навыков у детей как с нормальным развитием так и детей с логопедическими проблемами, что является хорошей предпосылкой для подготовки руки ребенка к письму. Пособие предназначено  для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов. Предложенная авторская методика доступна и  родителям.

Если ребенок в 5 лет не запоминает буквы, то следует придерживаться четкой последовательности хода работы. Ниже предлагается для скачивания раскраска «Алфавит», в которой отражены основные этапы занятий и приведены примеры беседы с ребенком, на каждую букву есть тексты и стихи.

Приверженцам традиционных методик рекомендуем «Азбуку Л. Толстого«. Возможно, Вашему ребенку подойдет классическая форма подачи.

Как самостоятельно выучить алфавит с ребенком 5-6 лет?

Возраст 5-6 лет является оптимальным, чтобы начать учиться читать. Главное — научить грамотно говорить, чтобы преподавателю не пришлось его переучивать. Для обучения подойдут такие же упражнения, что и для трех-четырех лет.

Игровая методика изучения 10 гласных за 5 уроков

Эту методику предложил Глен Доман.

Обратите внимание! В её основе — многократное показывание и озвучивание групп символов с их постепенной заменой. Для этого выпускаются специальные карточки, которые разделены по тематикам

Процесс разбит на 5 уроков:

  1. Изучение пар гласных (А-Я, О-Ё) с использованием легких стихов — «Это – А», «Это – Я». После первых уроков, необходимо проводить закрепление материала, и только потом переходить к следующему шагу.
  2. Изучение первых трех гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю) с использованием тех же стихов. Показывают ребенку первые три буквенные пары, а оставшиеся две произносятся самостоятельно, чтобы он не ошибся.
  3. Изучение трех пар гласных (О-Ё, У-Ю, Ы-И). С этого момента, после добавление новой пары, убирают одну из старых пар. Общее количество представляемых букв должно быть не больше шести. Первые 4 буквы озвучивает малыш, а оставшиеся 2 называет взрослый, не позволяя совершить ошибку.
  4. К четвертому уроку запоминаются пары гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И). После закрепляют последние выученные гласные (Ы и И).
  5. К пятому уроку запоминаются все 10 гласных, остается закрепить последние выученные гласные (Э и Е).

«Говорящая азбука»

Игровая методика обучению согласным

Для изучения согласных, хорошо подойдут следующие игры:

  • Домики. Подготавливают два домика для согласных и гласных. Буквы необходимо прикреплять к соответствующему домику, параллельно произнося их звучание
  • Гости. Используют те же два домика. Буквы решили познакомиться друг с другом. Например, сначала вышел звук «Г» и решил позвать на прогулку звук «А». Проговаривают звучание букв в слух и спрашивают, какой получится слог.
  • Игра с мячиком. Родитель кидает мяч малышу и называет слово. Ребёнок ловит только слова, которые начинаются с гласного или согласного. Второй вариант игры – взрослый кидает мяч, говоря «гласный» или «согласный». Ребенок называет слово, начинающееся с гласной или согласной буквы.

Ставим буквы по порядку

Расстановка букв в алфавитном порядке — один из заключающих этапов изучения. Помочь могут электронные или бумажные плакаты с изображением различных предметов и букв.

Обратите внимание! Использование плакатов сочетает в себе визуальные и ассоциативные принципы обучения, что облегчает процесс восприятия для ребенка

Какие методы изучения использовать?

Их существует немало. Тут все зависит от возраста, склонностей и особенностей самого ребенка. Разным деткам могут подойти разные варианты:

    • Обучающее видео с элементами занятий в сказочной школе, приключениями, мультиками, песенками, стихами. Кроме того, есть специальные обучающие компьютерные приложения.
    • Обучение через творчество. Изучаемую букву можно рисовать, раскрашивать, украшать, лепить, выкладывать из палочек, мозаики, конструктора или круп.
  • Приключения букв. Здесь все дело в воображаемом оживлении, олицетворении. Фонемы можно приобрести в виде магнитных букв, вылепить из соленого теста, сшить мягкие игрушки. Пусть они знакомятся, ходят друг к другу в гости, играют в прятки, спасают друг друга от злого Буквоежки и т. д.

  • Игрушка-помощник. Любимая игрушка ребенка может также помогать малышу: находить изученные буквы в букваре, показывать «неправильные» буквы, давая ему возможность назвать их правильно, прятать, спрашивать, что это за фонема, какие слова с нее начинаются, шкодить с буквами, вызывая у маленького ученика бурный восторг…
  • Использование любимых занятий малыша. Если ему нравится рисовать – рисуем изученное, лепить – лепим, играть в кукол – подключаем к игре кукол, нравятся машинки – катаем букварь или отдельные карточки, фигурки на машинке, нравятся прятки – прячем их и т. д.
  • Авторские методики. На сегодняшний день самыми популярными из них являются методики Монтессори, Домана, Зайцевых.

Нужные рекомендации

Важно не только пробудить интерес малыша к изучению азбуки, но и не отбить его при дальнейшем обучении. Для этого полезно придерживаться следующих правил:

  • Начинайте с простых гласных, так малышу будет легче. Сложные гласные, состоящие из двух звуков, оставьте напоследок.
  • Изучайте именно звуки, а не буквы. Иначе у ребенка в голове начнется путаница, и ему будет очень сложно научиться потом соединять их в слова.
  • Не учите звуки в алфавитном порядке. Ребенку будет легче сначала выучить более простые, встречающиеся в речи наиболее часто, и те, которые он произносит легко.
  • Не гонитесь за количеством изученного в единицу времени. У каждого ребенка своя скорость усвоения информации. Давайте ему необходимое время.
  • Занимайтесь понемногу – 10 минут ежедневно будет вполне достаточно. Но – ежедневно! Систематичность – залог успеха.
  • Не привязывайте занятия к определенному часу. Начинайте их, когда ребенок максимально на это настроен. Иначе он привыкнет к «режимному» обучению, а это может внести элемент «обязаловки» и вызвать ненависть к учебе. Особенно если началась она без особого энтузиазма с его стороны.
  • Внесите элемент приятного ожидания: каждое утро, проснувшись, ребенок может обнаруживать на своем столе, например, альбом с нарисованной буквой, которую собираетесь с ним изучить сегодня, или находить под подушкой соответствующую фигурку в «волшебном мешочке».
  • Не проверяйте знания малыша принудительно. Это должно происходить ненавязчиво: пусть находит знакомые фонемы на вывесках магазинов, коробках продуктов, этикетках, обложках книг…

И последний, пожалуй, самый важный пункт в обучении малышей: каждый из них – абсолютно индивидуален. Сравнивать деток между собой, стараться «подгонять» одних под других ни в коем случае нельзя. Даже если очень хочется «утереть нос» соседскому вундеркинду. У каждого ребенка свои темпы обучения, и пренебрегать ими нельзя, иначе выучить не получится не только звуки.

Как помочь ребенку усвоить буквы?

Специальные задания, не связанные непосредственно с запоминанием букв, помогут скорректировать недостаток функциональных процессов мозга и повысить учебную мотивацию

Для повышения энергетического тонуса важно придерживаться общих рекомендаций по соблюдению режима дня, чередования различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой, спортивно-оздоровительной, коммуникационной и т. д.), контролировать питьевой баланс, прием витаминов

Эффективному запоминанию способствует закрепление образа буквы на уровне тактильных ощущений. С этой целью полезны дидактические игры:

  • Волшебный мешочек,
  • Построй букву из палочек и шнурочка,
  • Нарисуй по клеткам
  • Зарядка алфавита.

Полезно так же выкладывать букву из мозаики, камушков, мелких игрушек, природного материала, лепить из пластилина, рисовать палочкой на песке.

Для правильно представления буквы в пространстве, помогут задания на формирование пространственных представлений, упражнения на развитие пространственно-аналитической деятельности, работа с изографами. Совершенствованию зрительной памяти способствуют игры:

  • Чего не стало?,
  • Что лишнее?
  • Найди такой же предмет и другие.

Полезными будут упражнения на активизацию коры головного мозга, разработанные специалистами на основе нейропсихологии детского возраста.

Запоминать буквы ребенку легче в игровой форме и на основе имеющегося сенсорного опыта. В качестве пособия рекомендуется рабочая тетрадь Колесниковой  Е. В., в которой подобраны задания и упражнения, способствующие формированию у ребенка зрительного образа букв, установлению и закреплению связей между буквой и звуком.

Запоминаю буквы содержит в большом количестве материал на развитие графомоторных навыков у детей как с нормальным развитием так и детей с логопедическими проблемами, что является хорошей предпосылкой для подготовки руки ребенка к письму. Пособие предназначено  для воспитателей дошкольных учреждений, логопедов. Предложенная авторская методика доступна и  родителям.

Если ребенок в 5 лет не запоминает буквы, то следует придерживаться четкой последовательности хода работы. Ниже предлагается для скачивания раскраска Алфавит, в которой отражены основные этапы занятий и приведены примеры беседы с ребенком, на каждую букву есть тексты и стихи.

Приверженцам традиционных методик рекомендуем Азбуку Л. Толстого. Возможно, Вашему ребенку подойдет классическая форма подачи.

Как быстро выучить алфавит – лучшие проверенные способы

Заставить ребёнка выучить алфавит невозможно. Это занятие должно приносить ему удовольствие. Предлагаем ознакомиться с проверенными способами, как заинтересовать малыша изучением букв.

Игровые методики

Дети легче усваивают материал через игровую подачу. Занятия в виде игры они воспримут с удовольствием. Что можно предложить:

  • лепить;
  • раскрашивать;
  • вырезать буквы;
  • собирать разрезанные карточки.

Полезным вариантом обучения является лепка. В процессе задействуются несколько органов восприятия, развивается мелкая моторика. Заготовьте несколько небольших кусочков пластилина, скрутите из них длинных «червячков» и складывайте в буквы, одновременно проговаривая вместе с ребёнком звуки.

Раскраски могут быть выполнены в виде картинок с буквами. Лучше выбрать крупно нарисованные эскизы, чтобы ребёнку было удобнее раскрашивать.

Вырезание из бумаги также отлично развивает мелкую моторику. Но не стоит предлагать ребёнку сразу же вырезать буквы. Лучше нарезать детали от них, после чего складывать в виде пазла.

Положительные эмоции имеют немаловажное значение в процессе обучения. Хороший вариант – испечь печенье в виде букв, вместе сложить буквы из овощей или фруктов, нарисовать их на поверхности блинчика сгущенкой или вареньем.

Классическое обучение

Prostock-studio/Shutterstock.com

Базовым вариантом изучения алфавита является применение обучающих карточек. С помощью этого дидактического материала закрепляются ассоциации, развивается зрительная память. Если ребёнок устал, лучше прекратить занятие и начать обучение позже, когда он будет в хорошем расположении духа.

Классическая методика обучения предполагает следующие варианты:

  • выучить базовые гласные – А, О, У, И;
  • приступить к остальным гласным;
  • после изучения гласных изучать простые согласные – Л, М, Н, Б, П, Г;
  • перейти к шипящим согласным.

Проводить уроки рекомендуется не только дома за столом, но и на природе, во время прогулок.

Авторские методики

Есть множество авторских методик, с помощью которых можно научить ребёнка алфавиту. Не нужно сочетать их все. Остановитесь на самом оптимальном для вас варианте.

Методика Полякова

Основой техники является множественное произношение групп звуков с их заменой. Методика состоит из пяти уроков:

  1. На первом уроке изучаются пары букв А-Я; О-Ё.
  2. На втором добавляется пара букв У-Ю.
  3. На третьем уроке буквы А-Я убираются, но добавляется пара И-Ы.
  4. Четвёртый урок предусматривает добавление пары Э-Е, но исключение пары О-Ё.
  5. На пятом уроке – повторение и закрепление материала.

Длительность урока составляет не более 10 минут. Интервал между занятиями – два дня. В остальные дни рекомендуется просто повторять пройденный материал.

В этой технике используют карточки с буквами.

Кубики Зайцева

Prostock-studio/Shutterstock.com

С помощью кубиков можно начинать обучение с двух лет. Процесс станет увлекательной игрой.

Главные принципы занятий:

  • информацию подавать систематически;
  • использовать зрительные образы для наглядного восприятия информации;
  • подавать материал от частного к общему.

Цель методики в обучении не слогам, а складам – созвучию согласных и гласных, согласных с мягким звуком, гласных в виде слогов.

Применение карточек Домана

Техника помогает начать раннее обучение (её можно применять детям с полугода). Представляет собой изображение предметов на карточках и слова-надписи. Чаще всего, в виде тематических наборов.

Все карточки выстроены последовательно – от простых к сложным. Вначале идут простые слова, затем словосочетания и предложения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: