Готов ли ваш ребенок к школе?
В первый класс принимаются детишки, которым на 1 сентября будет не меньше шести с половиной лет. Если ребенок младше — решение о его зачислении принимает районный отдел управления образования.
Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное — это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики подготовит будущего первоклассника к освоению навыка письма. Ребёнок должен уметь правильно держать карандаш, кисточку, уметь вести ровную, волнистую, ломаную линии, рисовать карандашами и красками, штриховать, обводить по контуру, закрашивать, не выходя за границы, дорисовать часть симметричного рисунка и перерисовывать фигуры образца.
Обязательно нужно научить малыша пользоваться ножницами: резать полоски и аккуратно вырезать по контуру несложные геометрические фигуры. Задания для детей 5 лет немного отличаются от заданий для семилетки, но в любом возрасте не стоит забывать об аппликации, лепке пластилином, собирании паззлов, мозаик, конструкторов. А также создавайте вместе с ребёнком поделки из различных круп, камешков, палочек, песка.
Но самое главное, даже если ваш малыш не знает что-то, это не причина для огорчения, ругани и наказания. Всегда найдите повод, за который можно похвалить ребёнка: “У тебя вышло не очень хорошо, но сегодня ты старался больше, чем вчера!”, “Нестрашно, что ты этого не знал, ты ещё учишься. Но ты очень хорошо ответил первый вопрос!”.
Помогите своему первокласснику обрести уверенность в себе, и тогда у него точно всё получится!
Подготовиться к поступлению в школу вам поможет наша статья «Психологическая готовность ребенка к школе».
Ольга Шадрина,практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Начать заниматься
Уровень физического развития
Перед зачислением в 1 класс дети обязательно проходят собеседование с психологом, но им не требуется сдавать никаких нормативов по физкультуре. А ведь успешная адаптация ребенка к новым условиям во многом зависит от его физической подготовки и состояния здоровья. Новый коллектив, смена режима, повышенная ответственность, необходимость концентрироваться и выдерживать длительные занятия — все это вызывает неизбежный стресс у первоклассника, даже отлично подготовленного.
Безболезненно выдержать такую встряску и быстро включиться в интенсивную школьную жизнь организму помогают его внутренние ресурсы, обусловленные генами и укрепленные в дошкольный период.
Основой физического развития ребенка, помимо занятий в детском саду, должны стать:
- прогулки и подвижные игры на свежем воздухе несколько раз в неделю,
- закаливающие процедуры,
- посещение ребенком спортивных или танцевальных секций.
Регулярное выполнение хотя бы двух из этих пунктов круглый год обеспечит дошкольнику достаточную физическую нагрузку для полноценного развития организма и поддержания в тонусе иммунитета. Лето, особенно предшествующее поступлению в 1 класс, желательно посвятить активным видам деятельности на свежем воздухе — спорту, походам, играм, посильной помощи старшим в садово-огородных работах. Укрепить таким образом здоровье ребенка намного важнее, чем тренировать навыки чтения или счета.
Ребенку необходимо:
Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 20.
Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.
Уметь сравнивать группы предметов — больше, меньше или равно.
Уметь объединять предметы в группы (мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д).
Уметь находить в группе предметов лишний — например, из группы «Одежда» убрать цветок.
Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
Иметь пространственные представления (право, лево, вверх, вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо).
Уметь культурно общаться с другими детьми.
Слушать старших и выполнять их распоряжения.
Советы учителя — логопеда
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом
И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующие мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребёнок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно.Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи происходит самотёком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочёты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.Готовность и неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нём специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.
Выступление на родительском собрании у первоклассников
Тема: «Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь.»
Необходимо помнить, чт о устную речь у школьника (особенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления
Грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности.
Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения (смешение и замены звуков), в дальнейшем сталкиваются с трудностью в овладении звуковым анализом слова, а как результат — неуспеваемость по письму и чтению.
Характер ошибок, связанных с неправильным звукопроизношением, у учащихся разнообразен:
- Замены
- Пропуски гласных и согласных
- Пропуски слогов и частей слова
- Перестановки
- Добавления
- Разделенное написание частей слова
Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов — одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребе нок не научится хорошо читать и грамотно писать.
Как же проводятся занятия по коррекции звукопроизношения?
Коррекция проводится поэтапно и последовательно.
- Сначала логопед готовит органы артикуляции к постановке звуков.
- Развивается артикуляционная и мелкая моторика.
- Даются задания на развитие фонематического слуха (т.е. должен слышать эти звуки и выделять из потока речи)
- На выработку направленной воздушной струи
- Постановка звуков у каждого индивидуально (по подражанию или с помощью шпателей)
- Поставленный звук вводится в слоги, слова, фразы, в текст.
- На самом последнем этапе учим детей различать смешиваемые близкие по звучанию звуки (с-ш, р-л)
Динамика устранения проявлений речевого нарушения может быть у всех различной.
Вся речевая работа идёт с использованием игр, картинок, пособий.
Занятия необходимо проводить систематически, не реже трёх раз в неделю, закрепляя материал в повседневной жизни. Добивайтесь того, чтобы ребён ок чётко и внятно произносил звуки, повторяя за взрослым. Просите несколько раз повторить, чтобы закрепить правильное произношение. По окончании обязательно хвалите за старание.
Желаю успехов!
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
- Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
- Занятия должны быть непродолжительными и регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
- Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения будет с ними заниматься по заданиям логопеда.
- При получении задания внимательно ознакомьтесь с содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.
- Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Также по теме:
Советы родителям
Роль логопеда в период дошкольной подготовки
Школа для ребенка – это новый этап в жизни, это ответственность, новые правила, новый коллектив. Подготовить ребенка к школе – прямая обязанность каждого родителя. Научить читать, подготовить руку к письму, развить логическое мышление можно и самостоятельно, но более грамотно это сделает профессиональный логопед. Роль логопеда в период раннего развития ребёнка, и особенно в дошкольной подготовке, трудно переоценить, ведь современная школа предъявляет будущим школьникам особые критерии готовности к обучению:
- Сформированная звуковая сторона речи: у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.
- Сформированный фонематический процесс: умение слышать, различать фонемы языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой, читать по слогам.
- Умение пользоваться разными способами словообразования: правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами.
- Сформированный грамматический строй речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, составлять предложения по опорным словам и картинкам.
Безусловно, учитывая все вышеперечисленные требования к первоклассникам, особенно значимой и важной является роль детского логопеда, которая включает в себя групповые и индивидуальные занятия. Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом
Ведь в семье, малыша привыкли понимать с полуслова и он не испытывает особых затруднений, даже если его речь несовершенна. Следует предвидеть, что ситуация кардинально изменится, когда ребёнок пойдет в школу.
Все это еще больше затрудняет процесс обучения. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия под руководством опытного логопеда, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Как пройти собеседование в школу
Часто родители при собеседовании основной акцент ставят на обучение, но немаловажную часть занимает и психологическая подготовка, которая расслабит малыша и даст ему показать весь свой уровень развития.
Советы, которые помогут при прохождении собеседования в школу:
обязательное присутствие во время тестирования. Если оба родителя смогут прийти, это будет большим плюсом и поддержкой.
не вмешивайтесь в процесс. Во-первых, это отвлекает и переключает ребенка, а во-вторых, дает ему повод усомниться в правильности собственных ответов, и он будет ждать дальнейших подсказок;
день тестирования лучше организовать так, чтобы перед ним можно было прогуляться с ребенком, поговорить на отвлеченные темы, посмеяться, напитать ребенка положительными эмоциями. Идти сразу после сна или еды лучше не стоит, так как ребенок будет еще расслаблен;
обязательно расскажите или проиграйте, куда вы идете
В общих чертах обрисуйте как что будет проходить, но не завышайте важность, чтоб не испугать;
не нервничайте сами, так как тревожность родителей обязательно передастся ребенку.
На заметку!
И помните, что в любом случае место в школе за ребенком закреплено, и если он не прошел тестирование в какую-то спецшколу, то всегда есть возможность подтянуть знания и перевестись.
Знания и умения для школы
Ребёнку будет проще учиться, если основные темы первого класса будут знакомы.
Знания об окружающем мире
Считается, что к первому классу малыш знает природные явления: снег, град, молнию. Ребёнку следует уметь различать цвета, растения, животных, части тела, предметы одежды и обуви, посуды. Чтобы проверить знания дошкольника, можно предложить навскидку назвать несколько видов деревьев или перелётных птиц. Для наглядности — приобрести детскую энциклопедию, вместе рассматривать иллюстрации и обсуждать параграфы.
Знания о времени и пространстве
Убедиться, что ребёнок ориентируется в часовом распорядке дня, умеет определять время по обычным часам со стрелками, может без запинки перечислить дни недели и названия сезонов
Ещё одно важное умение — отличать «право» и «лево»
Знания по математике
Это важная категория, но с ней часто возникают проблемы. Хорошо, если ребёнок:
- Считает до 100 и умеет выполнять элементарные операции на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Хотя бы стоит знать числа от 0 до 10 в прямом и обратном порядке.
- Обозначает количество предметов числом.
- Различает «один» и «много». Оперирует понятиями «больше», «меньше», «равно», «вверх», «вниз».
- Умеет сравнивать предметы по размеру, форме. Ожидается, что он знаком с базовыми геометрическими понятиями: параллелепипед вряд ли понадобится, а вот круг, прямоугольник, квадрат — вполне.
Также важно учить ребёнка находить закономерности, чтобы тренировать логику: тут отлично подойдут упражнения с картинками по типу «Найди 10 отличий». Подобные картинки легко найти в интернете или в книжном магазине
Подобные картинки легко найти в интернете или в книжном магазине
Знания по чтению и русскому языку
Будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит. Несмотря на то что официально уметь читать не требуется, об этом обязательно спросят на собеседовании. Детям, которые научились читать до школы, адаптироваться легче: как правило, их успеваемость выше, чем у ребят, которые читают в начальной школе по слогам. Не стоит заставлять ребёнка безвылазно корпеть над книгами, но попробовать замотивировать на самостоятельное чтение можно.
Основные принципы ФГОС
1. Принцип компетентностного подхода
Основой ФГОС является компетентностный подход, который предполагает развитие не только знаний, но и умений, навыков и личностных качеств учащихся. В рамках этого подхода, каждый ученик должен достигнуть определенного уровня компетенций в основных областях знаний.
2. Принцип дифференциации обучения
ФГОС учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и предлагает разнообразные формы и методы обучения, чтобы каждый ученик мог развиваться в своем темпе и с учетом своих потребностей. Дифференцированное обучение позволяет обеспечить максимально эффективное усвоение знаний и достижение личностных целей каждого ученика.
3. Принцип активной позиции учащихся
ФГОС подразумевает активное участие учащихся в учебном процессе. Они должны быть активными участниками своего обучения, самостоятельно искать информацию, анализировать и синтезировать полученные знания, а также применять их на практике.
4. Принцип вариативности учебного контента
ФГОС предлагает разнообразие учебных материалов и методов обучения, чтобы ученики могли выбрать те, которые наиболее интересны и полезны для них. Такой подход позволяет учитывать различные интересы и потребности учеников, а также развивать их индивидуальные способности.
5. Принцип системного подхода
ФГОС предлагает системный подход к организации учебного процесса. Это значит, что образование должно быть структурировано и организовано в виде последовательной системы знаний, умений и навыков, которые постепенно развиваются учащимися на протяжении всего обучения.
Основные принципы ФГОС являются фундаментом для создания эффективной системы образования и помогают обеспечить качественное обучение для будущих первоклассников.
Как определить, готов ли ребенок к школе?
Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития и включает в себя несколько моментов:
Готовность личностная (мотивация) — в период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, формировать интерес к учению, школьной жизни
Заранее покупайте школьные принадлежности, не оставляйте всю подготовку к школе на август, на последний момент — ребёнок устанет и школьные заботы будут у него ассоциироваться с негативом.
Готовность интеллектуальная — необходимый уровень сформированности высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, воображение и т.д.).
Готовность социально-психологическая — у ребёнка должен быть сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.
Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями
Еще один несомненный плюс подготовительных курсов — дети привыкают к своей школе, получают полное представление о том, как будут проходить уроки в 1 классе, налаживают контакт с учителем и будущими одноклассниками. Первого сентября они уже не шагают в неизвестность, а точно знают, что их ждет, и чувствуют себя более уверенно.
Но даже в этом случае стресс неизбежен. Это не состояние подавленности, а нормальная реакция здорового организма, при которой, напротив, мобилизуются его внутренние силы. Психологи утверждают, что в возрасте около 7 лет дети переживают кризис, связанный с новым витком взросления, начинают по-другому оценивать себя и окружающих.
Чтобы успешно влиться в новый коллектив и получать удовлетворение от учебы, первоклассник должен:
- уметь сосредоточиваться на каком-либо предмете на протяжении урока (в начале года ежедневно будет три урока по 30 минут, со второй четверти — по 45 минут),
- признавать авторитет учителя, внимательно слушать и не кричать с места,
- уважать личное пространство одноклассников, не отвлекать их, не затевать драк,
- самостоятельно собирать и разбирать портфель, следить за своими вещами,
- уметь спокойно принимать свои неудачи, справляться с эмоциями, когда что-то не получается.
Чтобы новоиспеченный первоклассник не чувствовал, что он в чем-то отстает от других, родителям нужно уделить серьезное внимание его подготовке. Причем начинать желательно не в последние несколько недель перед 1 сентября, форсируя события, а заниматься развитием ребенка поэтапно с 2–3 лет, в идеале — с рождения
Конечно, готовность к 1 классу — не самоцель, и все знания и умения нужны маленькому человеку, прежде всего, для дальнейшего личного развития. Но именно поступление в школу является первым серьезным испытанием для ребенка и его способностей, как в учебе, так и в общении со сверстниками и старшими.
Знания и умения для жизни
Ребёнку будет комфортнее в школе, если в дошкольном детстве он освоит многие жизненные компетенции. Конечно, никто не требует прокачки по всем фронтам на наивысший балл. Достаточно среднего уровня.
Знания о семье
Выпускнику детского сада следует легко ориентироваться в информации о близких родственниках и своих данных. Ф. И. О, возраст, дата рождения, кем работают мама и папа, сколько лет братьям и сёстрам. Хорошо, если ребёнок к первому классу наизусть знает телефон кого-то из родителей и домашний адрес.
Знания о правилах безопасности
Предполагается, что малыш знаком с базовыми правилами поведения на улице: в каких местах и на какой цвет светофора переходить дорогу, как поступать, если светофора не видно, можно ли уходить с незнакомым человеком без ведома родителей. Это минимальные знания по безопасности, которые должны быть у ребёнка к первому классу.
Развитие речи
Малышу важно чётко и внятно разговаривать, различать мужской и женский род, определять звук в слове, подбирать простые синонимы, уметь описывать предметы, строить диалог, выбирать лишнее в ряду и обобщать.
Soft skills
Soft skills («гибкие навыки», «мягкие навыки») — это универсальные навыки, которые помогают человеку быть успешным независимо от выбранной профессии или места работы. Можно сказать, что это база определённых умений, на которых основывается успешность и эффективность.
«Мягкие навыки» развиваются в течение всей жизни человека
Важно заложить их основу уже в старшем дошкольном возрасте, чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться в новых условиях жизни
Внимательность и умение концентрироваться
Это основной навык, благодаря которому формируются все остальные. В настоящий момент всех окружает огромный поток информации. Взрослые поглощают её, порой даже не задумываясь. А дети повторяют
Чтобы запоминать новое и уметь эти знания применять в практической жизни, необходимо для начала развить способность концентрироваться и сохранять внимание. Без этого невозможно учиться и достигать успехов
<<Лидген для статьи>>
Критическое мышление
Помогает отстаивать свою точку зрения и не принимать всё на веру
Стоит объяснить ребёнку, как важно проверять информацию, подвергать её сомнению и задавать вопросы
Логическое мышление
Необходимо развивать с самого раннего детства. Логическое мышление способствует умению видеть и выстраивать закономерности, анализировать информацию, делать выводы, рассматривать одну и ту же ситуацию с разных сторон. Человек с развитым логическим мышлением обладает практически неограниченными возможностями и легко адаптируется в различных ситуациях.
Коммуникативные навыки и работа в команде
Вся наша жизнь с самых первых дней связана с общением, без него невозможно существовать, поэтому так важно как можно раньше развивать и совершенствовать у ребёнка навык коммуникации. Умение дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя при необходимости
Помимо этого, важно научить ребёнка слышать, ценить и уважать чужую точку зрения, вставать на место другого человека, находить общий язык с разными людьми — всё это про работу в команде, коллективе.
Нестандартное мышление и умение творчески мыслить
Навык позволяет человеку не просто адаптироваться под меняющиеся окружающие условия, но и находить ответы на вопросы любой сложности, генерировать новые идеи, видеть и находить положительное даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях.
Эмоциональный интеллект
Важно научить будущего первоклассника понимать свои эмоции, уметь с ними справляться, говорить о своих чувствах, испытывать эмпатию. Без этих базовых навыков невозможна будущая счастливая жизнь без депрессий, апатий и неврозов
Особенно остро и актуально такие вопросы поднимаются в начале школьного обучения, в период адаптации, когда психологическая нагрузка на ребёнка увеличивается.
Межкультурная открытость
В современном мире при открывающихся возможностях путешествий и онлайн-обучения важно и нужно не только знать иностранный язык, но и уметь разбираться в культурах других народов. Знать особенности и уважать религию других наций, быть знакомым с традициями и чтить их
Это помогает находить общий язык с представителями других стран.
Самоорганизация и умение управлять временем
Навык может пригодиться в любой области: приводить дела в порядок, управлять своей жизнью, распределять дела по приоритетности. Это избавит ребёнка от усталости, стресса, повысит уверенность в себе и научит получать удовольствие от жизни.
<<Блок перелинковки>>
Работа с карандашом и ручкой
- Держи карандаш или ручку пальцами в трех точках: между указательным и большим пальцем, на кончике большого пальца и на боковой стороне указательного пальца.
- При письме или рисовании держи карандаш или ручку легко, не пережимая.
- При письме старайся держать кисть руки расслабленной и не сжимать пальцы слишком крепко.
- Помни, что линии должны быть четкими и равномерными. Регулируй давление на карандаш или ручку, чтобы получить желаемое качество линии.
- При рисовании используй разные методы характеристики: пунктир, штриховка, легкое нанесение и т. д.
Знание и навык работы с карандашом и ручкой позволят ребенку выполнять задания по письму и рисованию, развивать мелкую моторику и творческие способности. Ученикам следует освоить эти навыки с первых шагов в школе для успешного усвоения дальнейших учебных программ.
Теоретические основы формирования предметных умений первоклассников в курсе «Окружающий мир»
Сущность понятия «умение»
Рассмотрим подробно понятие «умение». Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в педагогике и психологии отсутствует единое определение понятия «умение». Данная категория рассматривается и как категория психологическая, и как категория педагогическая. Следовательно, это объясняет различия в подходах к рассмотрению понятия «умение».
Рассматривая определение умения, видим, что существует тенденция к расширению этого понятия. В Большой советской энциклопедии (т.44, 1956): «Умение – это способность человека выполнять деятельность или действие на основе ранее полученного опыта». Педагогическая энциклопедия расширяет это понятие (т.4, 1968): «Умение – возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать».
Многие авторы дают определение понятия «умение» (Платонов, 1972; Петровский, 1977; Усова, Бобров, 1988; Максимова , 1988; Фридман, 1993; Ломов, 1996;). Мы приведём пример определения данного понятия, данное Г. И. Щукиной (1979): « умение – это единица предметной деятельности, в которой отражены ее мотивационные, содержательные и операционные стороны».
Анализируя представленные исследователями концептуальные подходы к рассмотрению понятия «умение», можно дать следующие пояснения:
Деятельностный подход рассматривает умение как категорию деятельности. Умение определяется как знание в действии, т.е. применение знаний в учебно-познавательной деятельности как способ и качество деятельности.
Личностный подход дает основание рассматривать умение как качество личности, как способность ученика к целенаправленной деятельности, как основанную на знаниях способность достичь сознательно поставленной цели.
Личностно-деятельностный подход обосновывает то, что умение формируется в деятельности, но, кроме того, умение проявляет себя и как способность к целенаправленной деятельности и является важной характеристикой личности. Таким образом, мы придерживаемся последней позиции, которая дает нам возможность включить умение и в структуру учебных действий, рассматривать его и как компонент учебной деятельности, и как неотъемлемую интегративную характеристику личности одновременно
Таким образом, мы придерживаемся последней позиции, которая дает нам возможность включить умение и в структуру учебных действий, рассматривать его и как компонент учебной деятельности, и как неотъемлемую интегративную характеристику личности одновременно.
Как же ребенку этому научится?
Базовые модели поведения ребенка закладываются в семье. Малыши всегда стараются подражать своим родителям. Поэтому нет ничего лучшего, как научить ребенка на собственном примере.
Если кроха будет видеть от вас корректное прошение о помощи или предложение ее, то он и сам будет так делать. Если родители делятся между собой своими радостями, тревогами, обсуждают и принимают совместные решения, пытаются вместе разобраться в трудных ситуациях, то и ребенок приобретет навыки такого общения (коммуникативная инициатива).
Бывает, что малышу трудно проявлять коммуникативную инициативу. Зачастую это связано с индивидуальными качествами ребенка – заниженная самооценка, несамостоятельность.
На самостоятельность влияет характер, манера общения родителей с ребенком и своевременность их прихода на помощь в чем-либо. Простыми словами, на самостоятельность ребенка влияет чрезмерная и излишняя опека родителей, которая формирует в сознании ребенка, его слабость и ненужность.
Помогайте своему малышу в разумных пределах. Если родительская помощь чрезмерная, то кроха просто не учится самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности, не учится новым навыкам, не верит в себя, считает себя беспомощным и зависимым от других.
Не последнюю роль в успешном обучении играет умение общаться со сверстниками. Особенно это касается начальных классов.
Итак, чтобы социально подготовить ребенка к школе, необходимо:
- Привить ему коммуникативные навыки. Делать это необходимо на собственном примере общения с ребенком и другими людьми.
- Создайте ребенку условия для общения со сверстниками.
Что подразумевают под подготовкой ребенка к школе
Любопытно, что у родителей и психологов различные ожидания, в чем состоит готовность ребенка к школе, и что важно формировать будущему ученику за счет подготовительных занятий
Большинство родителей ориентировано на интеллектуальные достижения своих детей и в дошкольном возрасте стремятся дать ребенку определенную базу знаний и навыков, научить читать и считать, увеличить словарный запас и грамотно говорить.
При такой позиции внимание взрослых акцентировано на развитии осведомленности, речевых и мыслительных способностей ребенка. Хотя перечень того, что ребенок должен знать к 1 классу, безусловно, существует
Определенный багаж знаний будущему первокласснику необходим
Хотя перечень того, что ребенок должен знать к 1 классу, безусловно, существует. Определенный багаж знаний будущему первокласснику необходим.
Еще часть взрослых, обеспокоенных отдельными чертами характера своего чада, нацелены пробудить у ребенка желание ходить в школу, заинтересовать обучением в школе совместно с другими детьми.
Застенчивые и тревожные малыши могут многое знать и уметь, но они боятся отойти на шаг от мамы или папы. Даже играть со сверстниками такие тихони соглашаются, только если рядом находится близкий человек.
Некоторые гиперактивные, чрезмерно импульсивные дошкольники готовы находиться в кругу других детей как можно больше, но их познавательные интересы ограничены. Подобные шустряки часто заявляют, что они не хотят учиться и в школу не пойдут. А их родители обеспокоены, как же повернуть интересы дошкольника в сторону знаний и обучения.
Требования специалистов более широкие. Психологи считают, что необходимо сформировать у дошкольника личностную готовность к обучению в школе и внутреннюю позицию школьника. Готовность к обучению включает не только определенный уровень осведомленности и мышления ребенка. Здесь подразумевается и мотивация к познанию, и эмоционально-волевой компонент, и социальная зрелость будущего школьника.
Поэтому полноценная подготовка к школьному обучению требует пребывания ребенка в группе таких же детей, как и он. Родители – сторонники индивидуальной подготовки – делают ошибку, организовывая для своих детей занятия на дому. Они упускают важный момент, зачем нужна подготовка к школе, а именно, лишают ребенка возможности сформировать умение подчинять свое поведение законам детской группы и выполнять роль ученика в условиях школьного обучения.
Предлагаем ознакомиться, как организована подготовка детей к школе в детском саду.
Что еще должен уметь будущий первоклассник?
Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.
Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:
- Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
- Действовать по образцу.
- Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
- Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
- Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
- Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
- Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
- Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
- Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
- Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
- Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
- Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
- Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
- Ориентироваться во времени.
- При необходимости обращаться за медицинской помощью.