Детские страхи: откуда они берутся? от 4 до 6 лет

Проблема детских страхов — наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста

Влияние детских страхов на взрослого человека

Во взрослой жизни сложно разделить черты характера человека и ту часть его личности, которые ничто иное как страхи и детские фобии, не вылеченные своевременно. Боязнь со временем не вызывает столь бурную реакцию и кажется жертве чем-то знакомым и понятным. Детям, переживающим сложные социальные условия, легче цепляться за фобии – боязни превращаются в их зону комфорта.

Для взрослых, которым не хватало внимания в детстве, ипохондрия — нормальное явление.

Детские навязчивые мысли трансформируются и начинают вызывать настоящие симптомы. Болеют ипохондрики не только для привлечения внимания, но и по той причине, что другого способа общения с социумом они не знают, не научились узнавать еще с детства. Опасны фобии в детстве, потому что малыш, подрастая, не может оценивать себя, окружающих людей и мир. Неправильная самооценка не позволяет взрослому человеку стать счастливым и полноценным.

Детские страхи и как с ними бороться

Страхи у детей — не такое уж редкое явление. Что делать, если ребенка мучат страхи?

Виды детских страхов

1. Навязчивые. Ребёнок испытывает конкретном случае, они могут сформировать страх высоты, замкнутого помещения, скопления людей.

2. Бредовые. Наиболее сложная форма, когда ребёнок по своим соображениям боится надевать конкретную одежду, играть с игрушкой. Их происхождение довольно сложно установить, они даже могут свидетельствовать о проблемах с психикой.

3. Сверхценные. Встречаются наиболее часто, они провоцируются детской фантазией. 

Что пугает ребёнка?

1. Определенная ситуация

Укус собаки, сломался лифт, оказался в темноте… Подобные страхи также связаны с замкнутостью, тревожностью и прочими психологическими качествами ребенка. Данные проявления могут развиться и дальше, если мама и папа бездумно запугивают малыша словами: «Не уснешь – унесет бабайка».

2. Систематические запреты, раздражение и угрозы старших.

Внушаемые страхи встречаются часто, так как дети склонны «впитывать» выражения типа: «Не иди – ударишься», «Не трогай – обожжешься».

3. Фантазии

Нередко ребенок сам выдумывают предмет своего страха. К примеру, в темноте перед его взором возникают разные монстры и чудища.

5. Отношения с ровесниками

Не исключено, что ребенка обижают, притесняют в коллективе, тогда малыш, конечно, не хочет идти в детский сад. 

Мы в ВКОНТАКТЕ! Подписывайтесь!

Возрастные страхи

  • До 6 месяцев младенца может напугать внезапный шум, чьи-то активные движения, падение с малой высоты.
  • От 7 месяцев и до 1 года детки восприимчивы к специфическим звукам, (шуму пылесоса), к незнакомым людям, перемене обстановки.
  • От 1 до 2 лет ребенок страшится расставаться с мамой и папой, травм и сна из-за вероятных кошмаров.  
  • Страхи ребенка до 3 лет основаны на отвержении родителей, его пугают крупные, предметы (автомашины) и новый график жизни (посещение детского сада).  
  • С 3 до 4 лет ребенок может начать страшиться темноты, одиночества, закрытых помещений. В данный период родители начинают укладывать детей спать отдельно и, потушив освещение в их спальне, прикрывают дверь. Однако, именно этот возраст сложен для ребенка, ведь в темноте все страхи усугубляются.
  • В 6-7 лет у детей развивается ощущение времени и пространства, он может понять, что любая жизнь конечна, и у него вероятно появление страха смерти.
  • Дети 7 — 8 лет, как правило, опасаются не оправдать ожидания, недовольства родителей.  
  • В 8 лет дети боятся потерять маму и папу.

Если мать беспокойна, то своим поведением она еще больше волнует своего ребенка, к примеру, боязнью упасть, удариться, пораниться. Возможное происхождение страха — угрозы старших (поставить в угол, отдать «сердитому дядьке» и проч.).

Как побороть детские страхи

Родителям рекомендуется всегда быть внимательными и понимать переживания ребенка. Хорошо бы отыскать равновесие между безразличием и излишней тревожностью.

Можно обсудить с ребенком его страхи, постараться переубедить его, но ни в коем случае не смеяться над его переживаниями. Можно вместе сочинить сказку, в которой малыш победит страх; полезно работать над его самооценкой; ценить его результаты в победе над разными фобиями.

Хороший метод снятия страха — рисование — снов и всего, что страшит малыша. Можно в конце дать ему разорвать, сжечь, уничтожить физически этот страх. 

Мамы и папы должны понимать, что ни в коем случае нельзя оставлять без внимания состояние ребенка, не относиться презрительно или равнодушно к его фобиям, не ругать за беспокойное поведение. Малыш должен осознавать, что самые близкие люди его поддерживают, что он в безопасности и его защитят в любой момент.опубликовано econet

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! econet

Панику отставить

Ситуаций, когда кроха может испугаться, — миллион

Из кустов прямо перед носом неожиданно вырулил велосипедист; схватил горячую кружку и обжегся; нахлебался воды во время купания; увидел живого Деда Мороза и расплакался, так и не рассказав выученное стихотворение… Важно правильно отреагировать на первый детский испуг, чтобы смягчить его последствия и предотвратить закрепление страха

1) Первые действия

  • Не упрекать, не стыдить и не высмеивать (многие родители начинают так делать из чувства неловкости перед окружающими из-за собственного чада, если дело происходит в общественном месте) — в этом случае к страху прибавится еще и обида, что самые близкие и родные люди его не поняли;

  • отвести в сторонку, обнять, сказать, что все хорошо, подождать, пока кроха успокоится;

  • спросить, что случилось, что именно испугало, а если последует ответ — внимательно выслушать и понаблюдать за реакцией. Если с течением времени ребенок начинает проявлять интерес к тому, что происходит вокруг, можно вернуться к прерванному занятию. Когда малыш не успокаивается, лучше покинуть «место происшествия».

2) План на перспективу

Стадии и классификация

Детские страхи развиваются постепенно и напрямую зависят от возраста.

С природным инстинктом защиты сталкиваются новорожденные. Младенец просыпается и недовольно кричит, потому что испытывает самый настоящий страх. Проходит несколько месяцев, и только после этого малыш перестает пугаться собственных движений, громких звуков, холода и жары, т.е. всего, что не похоже на привычные и комфортные условия жизни до рождения.

После 1 года дети начинают бояться темного времени суток. Им страшно засыпать без яркого света, оставаться одним в комнате. Страх потерять родителей заставляет малыша громко протестовать, если приходится оставаться в малознакомом обществе (в детском саду, гостях).

От 3 до 5 лет активно формируются фантазия и воображение. Появляется боязнь чужих людей, пугают одиночество и возможные наказания. Родительские угрозы и запугивания очень сильно ранят нежную психику именно в этот период детства, и способствуют проявлению скрытых проблем.

От 5 до 7 лет дети боятся сказочных героев, мультяшных страшилок и монстров с экрана телевизора. Их пугающие образы связываются с новым для ребенка понятием смерти, заставляют бояться ее. Постепенно появляется страх непреодолимых природных сил (ураганов, наводнений, землетрясений) и войн.

Период от 7 до 11 лет насыщен школьными страхами. Дети начинают сильно переживать за плохие отметки, боятся неодобрения родителей, а иногда и жестокого наказания. Страх может вызывать кто-либо из учителей, представитель администрации школы.

11-16 лет — ответственный период взросления, тем не менее он тоже полон страхов. Подростки боятся потерять признание ровесников, опасаются общественного осуждения и порицания. Их пугает публичная критика поведения и внешности, появляется страх несоответствия молодежной моде и стилю поведения.

В связи с множеством причин негативного влияния на психику различаются и виды страхов у детей:

Событийные. Страх нередко является следствием негативного запоминающегося события. Ребенок длительно хранит в памяти яркие жизненные эпизоды, угрожающие благополучию, боится их повторения.

Внушенные. Обычно такие страхи привносят родители или близкое окружение ребенка. Попытки оградить его от всяческих неурядиц вызывают повышенное беспокойство. Частые запреты становятся основой для формирования устойчивого страха.

Выдуманные. Несуществующие опасности связаны с услышанными сказками. Дети воспринимают былинных и сказочных персонажей как реально живущих. Они прочно поселяются в детском воображении и вызывают искренние переживания. Страх темноты тоже относится к числу надуманных.

Конфликтные. Сильнейшее влияние на психику ребенка оказывают ссоры внутри семьи. Наиболее тяжело переживается развод родителей. Конфликты в школе со сверстниками или учителями усиливают негативные эмоции, ведут к хроническому стрессу, появлению страхов, переходящих в устойчивые фобии.

В зависимости от личного восприятия страхи могут быть:

  • осознанными;

  • неосознанными.

В первом случае ребенок вместе с родителями или психотерапевтом прорабатывает свои ощущения, находит их причину. Иногда страх существует на уровне подсознания. В этом случае он работает как бы исподтишка, вызывает хронические нарушения в нервной системе и внутренних органах. При наличии явных проблем в организме неосознанные опасения остаются за пределами лечебного воздействия.

По источнику возникновения различают детские страхи:

  • биологические — наиболее ранние, возникают при угрозе для здоровья и жизни, связаны с инстинктом самосохранения;

  • социальные — более поздние, причина которых находится в межличностном общении и затрудненной социальной адаптации ребенка.

Классификация детских страхов строится на степени их важности:

  • Сверхценные — результаты бурной фантазии ребенка. Надуманные поводы для боязни поглощают сознание, заставляют мысленно переживать их вновь и вновь.

  • Навязчивые — связаны с реальными жизненными обстоятельствами (страх высоты, закрытого пространства и т.п.). Опасность таких страхов заключается в их способности вызывать панику. На высоте тревожности человек утрачивает контроль над своими действиями.

  • Бредовые. Понять, какие страхи у детей имеют реальную основу, довольно сложно. Чаще они не поддаются логическому описанию и не связаны напрямую с причиной беспокойства. Например, ребенок испугался рычащего зверя в зоопарке, а бояться начал автобуса, на котором приехал вместе с родителями на экскурсию. Появился страх езды в транспорте.

Периодизация страхов и их диагностика

Возрастные периоды, которым свойственны определенные страхи, появляющиеся в дошкольном возрасте, включают:

  1. Возраст от 2 до 3 лет (боязнь наказания, животных, высоты, боли, движущегося транспорта и др.);
  2. Возраст от 4 до 5 лет (страх сказочных злодеев, выдуманных героев, темноты, одиночества, страх в процессе засыпания);
  3. Возраст от 6 до 7 лет (страх своей смерти или ухода из жизни близких людей, страх животных, сказочных героев, пожара, страшных снов, темноты, привидений).

Для борьбы с детским страхом необходимо его выявить. Лучше всего это делается в процессе доверительной беседы с дошкольником. Родители могут прямо спросить ребенка, есть ли вещи, которые вызывают его беспокойство. Это целесообразно после того, как он достиг возраста 3 лет.

Родители должны мягко и неторопливо расспросить будущего школьника о его страхах. После его обнаружения, мать и отец демонстрируют спокойствие и уверенность, поскольку малыш непременно проанализирует реакцию и эмоции. Можно попросить ребенка описать страх, рассказать, на что он похож, какие эмоции (чувства) вызывает, в каких случаях возникает, на что провоцирует.

Диагностику страхов дошкольников также осуществляют с помощью проективных методик. Они включают рисуночный тест, сказки, методики своеобразного представления ситуации. Методы дают возможность подбирать механизмы взаимодействия ребенка и специалиста.

Причины формирования

Почему одни дети боятся темноты и собак, а другие замыкаются в себе из-за боязни перемен? Развитие фобий происходит постепенно, в редких случаях они формируются после одного случайного события. Травмируется детская психика на протяжении нескольких недель, месяцев или лет – развитие фобии зависит не только от ее первопричины, но и индивидуальных особенностей психики.

Причины возникновения страхов у детей:

  • чрезмерная опека родителей;
  • недостаток внимания;
  • минимальная физическая активность;
  • насилие в семье;
  • сложная психоэмоциональная обстановка в семье;
  • расстройства психики.

У детей дошкольного возраста формируются более простые страхи, основанные на инстинкте самосохранения. Они боятся животных, агрессии и враждебности окружающего мира. Испуг – это нормальная реакция, которую малыш неправильно понимает и интерпретирует.

Испуг — причина фобий

Сложнее формируется детский страх смерти, страх потерять семью или стать сиротой: у таких фобий только психологическая причина.

Понять фобию с психологической травмой и вовремя ее излечить сложнее.

Гиперопека родителей

Забота родителей о детях – основа их безопасности. Проблема восприятия окружающего мира для малыша начинается с чрезмерной, даже вредной опеки: родители так боятся за будущее детей, что защищают их абсолютно от любой реальной или мнимой опасности. Мать или отец постоянно внушают дочерям и сыновьям, что мир – это опасность, угроза, непредсказуемый круговорот страшных событий.

Невольно у малыша формируется понятие, которое трудно искоренить. Он верит, что нельзя ждать от мира чего-то хорошего. Боязливость по любому поводу – вина родителей, которые не позволяют школьнику или подростку совершать ошибки и нести за них ответственность.

Недостаточное внимание

Противоположность гиперопеки – отсутствие внимания со стороны родителей, способствует формированию детских фобий. В современном мире родителям очень сложно найти время для ребенка, его воспитания и даже для простой беседы. В результате малыш ищет модель поведения постороннего взрослого человека: со временем он не сможет самовыражаться и разбираться в себе.

Такие дети учатся «на улице» или перебирают манеру поведения одногодок. Сформированные страхи в таком возрасте лишены контроля родителей, они не знают, что происходит с их ребенком и как ему помочь.

Отсутствие внимания приводит к страхам

Нехватка физической нагрузки

Формирование человека состоит из двух равноценных частей – физического и морального воспитания. Духовная и физическая сила являются основой здоровой личности. Если ребенок не развивается физически, он меньше общается и развивается: в результате формируется заниженная самооценка.

Фобии появляются неизбежно: школьник сравнивает себя с одногодками и набирается комплексов. Он начинает бояться не соответствовать обществу, быть изгоем или не таким, как все. На фоне заниженной самооценки возникают сопутствующие фобии.

Насилие и нездоровая атмосфера в семье

Условия проживания детей определяют их психологическое развитие. Если они растут в неблагополучной семье, то привыкают чувствовать себя ненужными и бедными. В раннем возрасте формируется страх бедности, страх ответственности и ряд других фобий, основанных на низкой самооценке

Немаловажно то, как ребенок воспринимает родителей – ведь он перенимает их опыт и в будущем основывается на нем. Он не верит в благосклонность судьбы, для него жизнь – это постоянная борьба и тяжелый труд

Неправильно формируется самовосприятие, из-за чего человек растет закомплексованным. Чувство постоянного страха не покидает его ни днем, ни ночью. Он знает, что в любой момент его могут наказать или причинить ему сильную физическую боль. Страх для ребенка – естественная часть его жизни, от которой он неспособен избавиться.

Насилие в семье часто становится причиной

Психические нарушения

Подобные нарушения могут проявиться в раннем детстве: в период адаптации малыша, формирования его навыков общения и коммуникации со сверстниками. Неврозы являются первопричиной фобий, которые с годами только усиливаются.

В раннем детстве они перерастают в хроническое заболевание, если родители своевременно не помогают малышу. С фобиями такой первопричины нужно бороться после прохождения основного лечения.

Школьник (6-10 лет)

Мистика и монстры отходят на второй план, поскольку ребенок уже умеет отделять вымысел от реальности. Некоторые дети продолжают бояться конкретных животных, высоты или воды. Но как правило, это не доставляет серьезных проблем, пока не переходит в фобию.

Как раз сейчас бывший детсадовец идет в школу, «переворачивается» весь его привычный мир. Появляется масса страхов, связанных с принятием себя как личности и установлением социальных контактов. Выйти к доске, получить двойку, разочаровать родителей, не понравиться одноклассникам или учителю.

Бывает, что даже к 7 годам ребенок до паники боится остаться один дома — даже на полчаса. А некоторые ощущают постоянную тревогу — вдруг с мамой и папой что-нибудь случится. Если в семье не все гладко, ребенок может начать бояться развода родителей. И печально, что многие дети начинают винить себя в происходящих между взрослыми скандалах — это только усиливает стресс.

Как бороться

Если какие-то из детских страхов успели стать полноценными фобиями, можно сходить к психологу. Например, боязнь воды — бывает, что ребенок и в 10 лет моется «из-под палки» и даже на метр не подходит к открытому водоему. Скорее всего, был упущен момент, когда вода нанесла ему серьезную психологическую травму. Методика «просто кинуть в воду, и он точно поплывет», как правило, не срабатывает. Есть риск, что, столкнувшись один на один с главным ужасом в его жизни, ребенку станет только хуже.

А эффективное «лекарство» от всех школьных страхов — помочь ребенку стать увереннее в себе. Этот момент лучше не упускать из виду, иначе в подростковом возрасте, когда все тревоги в разы усиливаются, ребенку будет гораздо сложнее «выживать» в коллективе сверстников. И еще он должен понимать, что родители любят его не только за хорошие отметки в школе.

Если кажется, что ребенку уже пора оставаться дома одному, а он категорически не хочет, поскольку боится, важно действовать мягко. Он уже стал вполне взрослым и в состоянии объяснить, что именно его тревожит

Потенциальные пожар или, может, звонок в дверь? Выясните это. И можно приступать к «терапии»

Объясните, почему и как может возникнуть та или иная беда — если соблюдать меры предосторожности, ничего страшного не случится. И конечно, рассказать, как действовать в той или иной ситуации

Затем можно попробовать оставить ребенка на 10 минут одного с дальнейшим увеличением интервала.

Возрастные фобии и виды

Для каждого возраста присущи фобии определенного характера.

Возраст ребенка Что вызывает страх

1 год

  • неожиданные и громкие звуки;
  • незнакомые люди;
  • раздевание и одевание;
  • смена обстановки.

2 года

  • разлука с родными;
  • засыпание в темноте;
  • боль;
  • смена обстановки.

4 года

  • страх темноты;
  • одиночество;
  • замкнутое пространство;
  • врачи, уколы;
  • страшные сказочные герои.

5 лет

  • привидения, монстры;
  • животные;
  • ночные кошмары;
  • больница.

6 лет

  • детский страх смерти;
  • агрессивное окружение, угроза нападения и наказания;
  • новые знакомства;
  • высота, глубина;
  • война;
  • кровь, боль.
7 лет
  • страх смерти;
  • война;
  • нападения, насилие, наказания;
  • гнев, неодобрение родителей;
  • насмешки сверстников;
  • необходимость посещения школы и ответов на уроках;
  • боязнь опоздания, страх что-то сделать неправильно;
  • стихийные бедствия;
  • одиночество;
  • кровь, получение травмы.
Подростковый возраст
  • стать другим;
  • наказание;
  • физическое несовершенство;
  • одиночество;
  • бессмысленность и бесперспективность жизни.

Природа детских страхов

Ответить на вопрос: «Откуда берутся детские страхи?» очень сложно, потому что страхи появляются у малышей в самом раннем возрасте. Причиной детских страхов может стать: неожиданная встреча на улице с большой собакой, собственные фантазии, взаимоотношения с другими детьми и даже поведение родителей и родственников. Кроме того, нельзя списывать со счетов характер ребенка: кто-то из нас от природы более пуглив, а кто-то не боится вообще ничего

Но всегда важно помнить, что страх — нормальная эмоция, необходимая для развития человека. Давайте подробнее поговорим про детские страхи.

Психологи делят детские страхи на три категории.

Сверхценные. К ним относятся тревоги, созданные воображением ребенка, например страх темноты или одиночества.

Навязчивые. Эти страхи проявляются в конкретных ситуациях — например, в поликлинике (боязнь врачей) или на колесе обозрения (страх высоты).

Бредовые. Эти страхи не подчиняются логическому объяснению: так, малыш может панически бояться завязывать шнурки или каких-то фруктов.

Кроме того, при некоторых обстоятельствах детские страхи усиливаются и множатся. 

Вот список самых распространенных «факторов страха»:

  • Гнев и угрозы по отношению к ребенку;
  • Внушения со стороны взрослых (малыша предупреждают об опасностях, которые он еще не осознает);
  • Внушения со стороны детей (сверстники делятся с ребенком своими страхами, и он начинает бояться с ними за компанию);
  • Диагностированный невроз;
  • Конфликты в семье;
  • Обиды со стороны сверстников;
  • Плохие жилищные условия;
  • Количество детей в семье — чем больше братьев и сестер, тем меньше
  • Возраст родителей — чем старше мама и папа, тем более беспокойный ребенок;
  • Пол малыша: девочки боятся больше, чем мальчики.

Для кого из детей характерно состояние страха?

Конечно,  эмоциональные  дети  более  подвержены  появлению  страхов  и  его  продолжительности. У  таких  детей  развито  воображение  и  чувствительность. Они  всецело  доверяют  событиям,  которые  происходят  в той  или  иной  сказке,   появляется  страх. Эти  события  являются  вехами  развития  ребёнка  и  могут  служить  маркёрами   его  психологического  возраста.

Если  ребёнок  мало  общается  со  своими  сверстниками,  фобии  и  страхи живут  в  нём   и  процветают довольно  долгое  время. Поэтому  детский  сад на  ребёнка  производит особое  восстановительное  воздействие. Многие  фобии устраняются  и  бесследно  исчезают.  Этому  способствуют  некоторые  дети,  которые  не  верят  в сказки  и  злых  персонажей. Таких  детей  в  группе  бывает  несколько. Эти  неверующие меняют  мнение  остальных  малышей.  При  отсутствии  такого  общения  сомнения  и  страхи остаются  надолго,  и с  ними  ребёнок  может  вступать  и в подростковый  период,  а также  во  взрослую  жизнь,  только  страхи  трансформируются  уже  в  более  серьёзные  проблемы  психологического  характера.

Бармалея  и  Кощея  Бессмертного  в основном  боятся  мальчики,  которые  растут  без  отцовского  внимания  и,  что  главное,  без  присутствия  отца.  В  5-7  летнем возрасте  мальчики  особенно  остро  требуют  к себе  отцовского  внимания  и  при  его  недостатке их  страхи  никуда  не  уходят. При участии  отца  в жизни сына  желание  ребёнка  общаться  с  другими  детьми  возрастает, и  страхи  теряют  свою  актуальность. Мальчик входит   в компанию,  где  нужно  вести  себя  соответствующим образом, порой  защитить  себя  или  отстоять  честь  и  достоинство  другого  человека. Хорошо,  когда  все эти  принципы  ребёнок  находит  в собственной  семье.

При  отсутствии  положительных  примеров  отношений  в  семье малыш  не  приобретает  уверенности  и  становится  зависимым  от  своих  страхов,  не  может  постоять за  себя,  не  может  найти  компромиссного  решения  в спорах,  не  происходит   формирования  правильной  и  адекватной  модели  поведения в обществе.  В  связи  с этим  появляются  проблемы  в общении,  отношениях  с родственниками,  с друзьями. Данные  моменты  приводят  к развитию  фобий  Бармалея  и  Кощея.

При  пребывании  мальчика  в неполной  семье,  где  нет  отца  и  где  мать  пытается  другим  мужчиной  заменить  малышу  отца. Появляются  отрицание  и  негодование  ребёнка  всего,  что  напоминает  ему  отца,  но  не  является  таковым. К  страхам  Кощея  и  Бармалея присоединяется  ещё  и  страх  Бабы Яги.

Возраст детских страхов

Страх — это друг человека, его дар. Чувство страха было дано нам, чтобы мы могли оценивать опасность и избегать ее, но вместе с очевидными плюсами, страхи приносят в нашу жизнь много досадных минусов. Детский страх, как и взрослый, может быть необоснованным, стать навязчивым, а ребенку иногда требуется помощь, чтобы научиться справляться с пугающей информацией.

В каждой возрастной группе встречаются свои страхи, но рассматривают и список самых распространенных:

  • Страх остаться без родителей (одиночества);
  • Страх плохих снов;
  • Страх темноты (неизвестности);
  • Страх злодеев из сказок;
  • Страх войны;
  • Страх природных катаклизмов;
  • Страх наказания;
  • Страх боли (уколов, врачей);
  • Страх смерти.

Возрастные страхи могут задерживаться у человека дольше «положенного», именно поэтому многие взрослые продолжают с детства бояться высоты или громких звуков.

От 0–1 года:

страх разлуки с близкими;

незнакомых людей;

страх воды;

страх громких звуков.

В 1 год:

  • страх одиночества;
  • страх незнакомых взрослых.

В 2–3 года:

  • страх наказания;
  • боязнь животных;
  • страх высоты;
  • боязнь громких звуков.

В 4–5 лет:

  • страх темноты;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров.

В 6–7 лет:

  • страх смерти (своей или близких);
  • страх животных;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров;
  • страх бедствия: пожара, наводнения.

В 8–10 лет:

  • страхи, связанные со школой, стыдом (страх не ответить у доски, отпроситься в туалет);
  • страх смерти.

В 11–16 лет:

  • страх смерти;
  • боязнь войны или нападения;
  • ипохондрия;
  • страх проявить себя;
  • страх принятия возрастных изменений.

Чем могут помочь ребенку спортсмену родители?

В первую очередь родители должны дать понять ребенку, что ему не обязательно всегда побеждать, чтобы его любили и ценили. Обязательно пересмотрите свое отношение к победам и поражениям ребенка, возможно именно ваши эмоции стали причиной стремления к перфекционизму.

Если корень страха кроется в желании одобрения или уважения со стороны других людей, научите малыша заниматься спортом в свое удовольствие. Расскажите, какие перспективы дает спорт для его тела, выносливости, здоровья. Объясните, что победы и награды не единственный бонус, который он получает.

Если юный спортсмен стремится к идеальному выполнению упражнений или тренировок, помогите ему сконцентрироваться на эффективности. Вовсе не обязательно каждый раз быть совершенным, чтобы улучшать свои результаты. Гораздо важнее, какие выводы он делает из ошибок, насколько качественно их исправляет. Ошибки – это неизбежная и естественная часть спорта, не бывает людей, которые выигрывают постоянно.

Проигрыш – это не конец света. Он не отменяет все предыдущие успехи и заслуги, не ставит крест на спортивной карьере. Стремиться к победе нужно, но нельзя чтобы это стремление мешало полноценной подготовке, вызывало стресс и нервные расстройства. Психологически измотанный человек всегда более слабый чем тот, кто относится к ситуации более спокойно.

Из-за боязни совершить ошибку дети часто стараются чрезмерно контролировать свои выступления. Нужно научить ребенка больше доверять своему телу и навыкам, выполнять упражнения более свободно, не чувствовать себя зажатым.

Бояться не по-детски

Очень часто родители путают понятия страха и фобии. Страх — это реакция на реальную или воображаемую угрозу, возникающая в момент столкновения с объектом (дома, на улице, на картинке, в мультике, во сне). Типичный пример проявления страха: малыш увидел в витрине зоомагазина большого паука, сказал маме «Смотри, какой большой, наверное, больно кусается. Давай не пойдем в этот магазин?».

Фобия — это гипертрофированный страх, бесполезный и необоснованный, захватывающий полностью. Как она проявляется? Ребенок, увидев в витрине паука, не просто отказался зайти, но попросил маму обойти магазин и во время обратного пути говорил только о пауке. Придя домой, достал «оружие» против пауков, ночью требовал быть рядом и смотреть, нет ли в кровати пауков, а проснувшись утром, отказался идти в садик по той улице, где впервые увидел в витрине паука.

Страх у ребенка может перерасти в фобию, если:

на нем постоянно заостряется внимание;
происходит постоянное столкновение с предметом страха;
в моменты испуга не оказывается поддержка (словами, объятьями, присутствием);
развитие и становление страха происходит на фоне негативных перемен (развод родителей, смерть близкого).

Самые распространенные детские фобии — это боязнь темноты, боли, грома и молний, животных и насекомых. Фобические страхи практически невозможно преодолеть самостоятельно без помощи специалиста. Игнорировать проблему ни в коем случае нельзя, так как со временем она может лишь усугубиться.

Больше интересных и полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: