Симптомы нарушения когнитивных функций
Нарушение когнитивных функций у детей может проявляться в различных симптомах, которые указывают на проблемы с памятью, вниманием, мышлением и речью. Вот некоторые из них:
Трудности с запоминанием информации. Дети с нарушением когнитивных функций могут иметь проблемы с запоминанием новых фактов, понятий и процедур
Они могут забывать, что им было сказано всего пару минут назад, или иметь трудности со запоминанием простых правил.
Проблемы с концентрацией и вниманием. Дети с нарушением когнитивных функций могут иметь трудности с сосредоточением внимания на задаче или игре
Они могут быстро отвлекаться, легко утомляться или не могут долго задерживать своё внимание на одной задаче.
Медленное мышление и обработка информации. Дети с нарушением когнитивных функций обычно медленнее других детей в осмысливании и обработке информации. Они могут нуждаться в дополнительном времени и поддержке, чтобы понять и выполнить задачу.
Проблемы с речью и коммуникацией. У детей с нарушением когнитивных функций могут быть трудности с произношением слов, образованием грамматических предложений или пониманием коммуникативных намерений других людей.
Трудности с планированием и организацией. Дети с нарушением когнитивных функций могут испытывать трудности в планировании своих действий, структурировании задач и организации своего времени.
Если у детей наблюдаются такие симптомы, может потребоваться обследование и диагностика для выявления нарушений когнитивных функций. Раннее выявление и своевременная коррекция этих проблем могут помочь детям достичь лучших результатов в учебе и повседневной жизни.
Ученье — свет
Когнитивные способности закладываются в детстве во время обучения. Ребёнок быстрее взрослого запоминает информацию и проще учится новому. Не случайно методика раннего развития обрела широкую популярность
В детстве важно получать новые знания и навыки, посещать кружки, знакомиться с музеями и театрами, иными словами — активно познавать мир
Источник genengnews.com
В то же время когнитивные способности — непостоянная величина
С годами ухудшается память, внимание, замедляется скорость обработки информации, снижается когнитивная гибкость. Человек становится консервативнее: мозг стремится к стабильности и шаблонным моделям поведения
Хорошая новость: сохранить главный человеческий орган молодым возможно. Пример тому 80-летние преподаватели, врачи и учёные, которые продолжают работать и вести активный образ жизни. Получается, когнитивные способности нужно развивать, чтобы не только взлетать по карьерной лестнице, но и быть успешными в жизни.
Тест на когнитивные способности от Викиум
Даже кратковременные тренировки ряда когнитивных способностей дают наглядный результат. Это подтверждают исследования Калифорнийского университета. Чтобы понять, как улучшить когнитивные и сопутствующие функции мозга, нужно сначала определить их текущий уровень.
Удобнее всего для этого использовать сервис Викиум, который зарекомендовал себя как наиболее продвинутая платформа в этой сфере. В игровой форме предлагается посвящать развитию когнитивных способностей всего 15 минут в день. Можно найти время даже при плотном графике.
Программа составляется индивидуально, так как сначала в тестовой форме проводится оценка уровня мышления. Интерпретация способностей строится во взаимосвязи с личными целями. Такой легко выявляет потребности пользователя, ведь в рамках тестирования предлагается указать, что именно хотелось бы улучшить.
Преимущества платформы Викиум в выбранном уникальном подходе к каждому пользователю, так как изначальные рамки когнитивного развития у каждого свои. Кроме того модель тренировок сервиса основывается на серьезных научных разработках.
Развлекательная форма занятий позволяет поддерживать интерес к столь полезной цели. Помимо отдельных задачек пользователи могут вступать в соревнования друг с другом. Выбор тренировок разнообразен, можно играть и развиваться бесплатно, но функционал и количество игр будут ограничены.
Если стоит задача всерьез перейти на новый уровень качества мышления, можно приобрести годовой или постоянный абонемент и пройти полный курс индивидуально подобранных тренировок.
Большинство из тех, кто занимался развитием когнитивных способностей при помощи тренажеров платформы Викиум оставляют положительные отзывы на популярных площадках сети. Высокую оценку сервис имеет и в рамках обзоров по этой тематике.
Викиум постоянно развивается и дополняет свой функционал.
Когнитивные расстройства у взрослых
Выраженное нарушение когнитивных функций мозга у взрослых чаще встречается среди людей старше 65 лет. Однако, по мнению ученых, первичные расстройства умственной работоспособности, внимания и пр. возникают уже после 35-40 лет. Существует 3 степени выраженности расстройства.
- Нулевая, или субъективные нарушения – человек отмечает нерегулярные случаи забывчивости, рассеянности, снижения концентрации.
- Легкая – незначительное, слабо выраженное снижение интеллекта, которое незаметно окружающим. При легких когнитивных нарушениях человек не испытывает проблем в общении с людьми или выполнении повседневных задач, но сам замечает регулярные изменения. Например, становится труднее запомнить информацию или выразить свою мысль.
- Умеренная – переходное состояние от легких изменений до тяжелых нарушений. Когнитивные навыки снижаются, появляется частая забывчивость, сложности в осмыслении информации. Симптомы замечает не только сам человек, но и окружающие. Если не начать лечение, то развиваются преддементные когнитивные нарушения, которые постепенно приводят к развитию выраженных нарушений и к деменции.
- Тяжелая – потеря интеллектуальных навыков, памяти и речи. Человеку с тяжелыми когнитивными нарушениями трудно общаться с окружающими и невозможно жить привычной жизнью без помощи посторонних. Развивается деменция – состояние, при котором человек полностью утрачивает знания и навыки.
Механизмы развития когнитивных нарушений у взрослых разнообразны. В пожилом возрасте могут влиять процессы старения головного мозга, когда отмечается естественное ослабление памяти и внимания из-за утраты нейронных связей. Но в большинстве случаев расстройства когнитивных функций развиваются вследствие ухудшения кровоснабжения тканей головного мозга и отмирания его клеток.
Основные причины когнитивных нарушений у взрослых
- Внешние факторы: стресс, переработки, недосып, ночная работа или ночной образ жизни.
- Перенесенные вирусные инфекции, включая ОРВИ и ковид.
- Сопутствующие заболевания – например, гипертония, диабет, атеросклероз.
- Острое или хроническое нарушение кровоснабжения головного мозга, из-за чего он испытывает недостаток кислорода и, как следствие, гибнут нейроны. Например, после инсульта у человека возникают проблемы с речью, памятью и интеллектом, которые так и называются – постинсультные когнитивные нарушения.
- Заболевания ЦНС (центральной нервной системы), например, болезнь Альцгеймера или Паркинсона.
- Черепно-мозговые травмы.
- Инфекции, затрагивающие нервную систему, например, менингит или энцефалит.
- Новообразования в головном мозге – растущая опухоль сдавливает ткани и угнетает функции, за которые отвечает поврежденный участок.
У людей молодого и среднего возраста (35+) могут отмечаться отдельные когнитивные симптомы, которые не выявляются специальными тестами и не оказывают негативного влияния на повседневную жизнь.
У лиц старшего возраста болезнь более выражена, и может начаться с заметных изменений в поведении. Например, человек начинает использовать нехарактерные для него выражения, теряется в воспоминаниях, забывает какие-то важные события. Для выполнения привычных дел требуется больше времени, обязанности выполняются хуже.
Нередко первые симптомы у пожилых людей замечают родственники – люди в возрасте могут терять способность критично относиться к своему состоянию. Поэтому близкие люди должны настоять на обследовании и проведении тестов, если они заметили подозрительные изменения в поведении, даже если сам больной ни на что не жалуется.
Методы диагностики ЗРР у ребенка
Причины когнитивных нарушений
Основными причинами нарушения когнитивных функций являются органические поражения головного мозга разной степени тяжести. Факторы, приводящие к формированию проблем с познавательными способностями:
- Внутриутробные инфекции.
- Родовые, черепно-мозговые травмы.
- Табакокурение и употребление алкоголя матерью во время беременности.
- Перенесенные нейроинфекции: менингит, энцефалит.
- Нарушения родового процесса.
- Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов, неправильное питание.
- Органические патологии – гидроцефалия.
Внутриутробные инфекции, такие как хламидиоз, герпес, краснуха, могут вызвать нарушения развития нервной ткани. Наличие подобных возбудителей у матерей часто приводит к неполноценному формированию головного мозга младенца.
Гонококковый, менингококковый, стафилококковый менингит, вирусный энцефалит приводят к отеку и гибели нервных клеток, что в дальнейшем сказывается на умственном развитии.
Травмы головы, в том числе родовые, являются причиной множества нарушений: эпилептического синдрома, детского церебрального паралича. При этом закономерно возникает расстройство познавательных функций.
Дефицит витаминов В при беременности и после рождения может крайне негативно сказаться на формирование головного мозга и нейронных связей в нем. Алкоголизм у вынашивающей плод женщины ведет к дефициту питательных веществ, а также непосредственному токсическому действию на нервные клетки.
Гипоксия во время родов – частая причина когнитивных расстройств у детей, а также детского церебрального паралича, эпилептического синдрома.
Диагностика нарушения когнитивных функций
Диагностика нарушения когнитивных функций у детей является сложным процессом, требующим комплексного подхода и использования различных методов. Данная процедура проводится с целью определить наличие и характер нарушений в когнитивном развитии ребенка.
Для диагностики нарушения когнитивных функций могут применяться следующие методы:
Наблюдение за поведением и активностью ребенка. Врач или специалист наблюдает за ребенком в различных ситуациях, анализирует его поведение, взаимодействие с окружающими и способность к решению различных когнитивных задач.
Сбор анамнестических данных. Врач или специалист проводят беседу с родителями или опекунами ребенка, собирая информацию о его развитии, включая информацию о ранних этапах развития, наличии ранее диагностированных нарушений или заболеваний.
Тестирование когнитивных функций
Врач или психолог проводят специальные тесты, направленные на оценку различных аспектов когнитивного развития ребенка, таких как память, внимание, мышление и речь. Это могут быть стандартизированные тесты или тесты, разработанные индивидуально под конкретного ребенка.
Применение нейрофизиологических методов
Некоторые нарушения когнитивных функций могут быть связаны с особенностями работы мозга. В некоторых случаях проводятся нейрофизиологические исследования, такие как электроэнцефалография (ЭЭГ) или функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ).
Консультация других специалистов. В случае необходимости могут потребоваться консультации других специалистов, таких как невролог, психиатр или логопед.
Все эти методы используются для более точного определения нарушения когнитивных функций у ребенка и выбора методов коррекции. Результаты диагностики помогают разработать индивидуальную программу реабилитации и коррекции, а также установить прогнозы для дальнейшего развития ребенка.
Общие сведения
Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.Автор учебника «Психология развития» К. Грейс
Долговременные логнитюдные эксперименты, проведенные в ХХ века, в которых рассматривалась интеллектуальная деятельность юношей и взрослых на протяжении всей жизни, показали, что после завершения обучения развитие интеллектуальных способностей не останавливается, что мыслительные процесс и уровень общей эрудированности может повышаться и в течение жизни. Да, вероятнее всего психомоторные процессы, которые лежат в основе мыслительной деятельности, у представителей юношества будут протекать быстрее, чем у бабушек и дедушек, но эффективность мозговой деятельности строится не только на этом.
Р.Кеттел и Д.Хорн в своих работах выделили два вида интеллекта – текучий и кристализованный. Первый – базовые способности, которыми владеет человек — способности запоминать новое, мыслить логически, выстраивать связи между предметами и явлениями, анализировать и так далее. Вот он имеет тенденцию ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект же представляет собой тот опыт и те знания, которые были накоплены человеком в течение жизни, он с возрастом увеличивается, кроме того он способен компенсировать скорость мышления, которая с возрастом может уменьшаться. Да и сама скорость мышления, к счастью, уменьшается не линейно с возрастом. Примером тому служат научные открытия, которые редко когда делаются молодыми ученым, большинство из их принадлежит людям в возрасте 40 – 50 лет, а то и вовсе 60-70летним ученым.
Каждому из нас время от времени ситуациями, когда что-то нужно сделать в ограниченный период времени и при этом эффективно – запомнить большой объем информации, завершить проект, решить свой личный вопрос, быстро изучить нужный материал и так далее. Но далеко не у всех есть способности сделать это быстро и эффективно одновременно. И основная причина в том, что у всех разный уровень когнитивный способностей, прежде всего способностей к восприятию информации. Хорошая новость в том, что это поправимо и когнитивные возможности развиваются. И это сделать не так сложно как кажется, достаточно добавить в свою привычную жизнь несколько простых элементов.
Основные когнитивные способности
Что такое когнитивные способности?
Когнитивные способности – это способности человека к восприятию, обработке и хранению информации, а также к ее использованию для решения задач. Развитие подростка в данной области – важный аспект становления как личности. От этого зависит успешность обучения, общения и адаптации к окружающей среде. Из нашей статьи вы узнаете, какие основные области когнитивного мышления выделяют, как их можно улучшить, почему развитие мышления играет ключевую роль в подготовке к экзаменам, и как это может помочь школьникам и студентам.
Экзамены позволяют учащимся продемонстрировать свои знания и навыки, а также закрепить пройденный материал. Подготовка к ним порой бывает сложной и требующей максимального использования своих когнитивных способностей. Мышление — основа понимания и усвоения знаний. Оно помогает анализировать информацию, выявлять закономерности и делать выводы. Кроме того, мышление позволяет критически оценивать полученные знания и применять их в новых ситуациях. Все это является важными навыками для успешной сдачи экзаменов.
Терапия легкого когнитивного расстройства
Лечение призвано не допустить развитие деменции, замедлить темп когнитивного нарушения, устранить существующие расстройства. Лечение должно быть этиотропным, патогенетическим и включать применение антиоксидантов, противовирусных нейротрансмиттерных, вазоактивных лекарств, химиотерапию, хирургическое удаление новообразования, а также коррекцию сосудистых нарушений, депрессий, дисметаболических изменений.
Медикаментозная терапия подбирается индивидуально, и включает метаболические средства и ноотропы;
Психокоррекция должна проводиться регулярно. К ней относится заучивание текстов и стихов, арт-терапия. Упражнения могут проводиться совместно с психологом, в группе или индивидуально. Пациента учат образовывать смысловые и ситуационные связи, анализировать
Необходим контроль эффективности упражнений и их чередование;
Также важно пересмотреть рацион питания и режим дня. Людям среднего возраста и старше необходимо снижать количество потребляемой соли и жиров, увеличивать количество антиоксидантов
Важно соблюдать режим дня, включающий умеренные физические нагрузки, рациональное чередование труда и отдыха, полноценный сон. Очень важно для больного сохранять социальную активность.
Врачебный прогноз
В большинстве случаев при своевременном этиотропном лечении прогноз у большей части пациентов положительный. При регредиентном течении основного заболевания нарушения могут редуцироваться. Снижение когнитивных способностей замедляется или приостанавливается.
Диагностика деменции
По тяжести симптомов когнитивные нарушения разделяют на:
Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений (MCI), когда пациент активно предъявляет жалобы на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но при нейропсихологическом тестировании определяются нормативные показатели высших мозговых функций (ВМФ) либо отдельные незначительные затруднения в 1-2 когнитивных сферах, не нарушающие общий когнитивный статус. Подобные состояния могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, результатом ситуационного переутомления либо первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (например болезни Альцгеймера).
При жалобах на снижение памяти клиническое обследование пациентов направлено на:
До визита к неврологу, при наличии у пациента жалоб на память, можно провести ряд обследований:
Также полезно проанализировать такие данные пациента:
Мониторинг и самоанализ
Учителя контролируют успеваемость и вовлеченность студентов, адаптируют подходы к обучению и дают обратную связь для достижения лучших результатов. Управляющие бизнесом отслеживают работу сотрудников, анализируют результаты и выявляют риски. Это возможно благодаря мониторингу и самоанализу — способности человека отслеживать и оценивать свою и чужую работу, чтобы внести корректировки и улучшить результаты
Исследования в области нейропсихологии и когнитивной науки подчеркивают важность человеческого участия в процессе мониторинга
ИИ может быть эффективным инструментом для сбора и анализа данных, а также для автоматизации некоторых аспектов мониторинга. Однако он пока не способен заменить человеческую способность к эмпатии, интуиции и глубокому пониманию ситуаций и мотивов других людей. Эти качества важны для эффективного мониторинга и позволяют принимать более разумные и точные решения. К тому же эмоциональный интеллект и социальные навыки позволяют лучше взаимодействовать с другими людьми и мотивировать их на достижение лучших результатов.
Что такое Легкое когнитивное расстройство
При тщательном обследовании легкие когнитивные расстройства удается выявить на ранних этапах болезни Альцгеймера, сосудистой деменций. Это позволяет рано начать терапию.
Что провоцирует Легкое когнитивное расстройство
Расстройство рассматривается как предсимптом атрофических деменций, как симптом отдаленных последствий черепно-мозговой травмы, энцефалитов, системных расстройств, включая ВИЧ.
Симптомы Легкого когнитивного расстройства
Снижение когнитивной продуктивности проявляется в сферах памяти, мышлении, речи, поведении. В памяти оно проявляется в затруднениях запоминания и воспроизведения нового материала, в мышлении — в затруднении формулировки общих и абстрактных идей, в речи — в затрудненном поиске слов, в поведении — в некоторой растерянности и аффекте недоумения.
Расстройство отмечается на протяжении не менее двух недель после развития основного заболевания.
Диагностика Легкого когнитивного расстройства
Основана на данных экспериментально-психологического исследования и клинического исследования. Когнитивный дефицит обычно переживается самим пациентом. Диагноз может рассматриваться как этапный при деменциях, например, ВИЧ, органических амнестических нарушениях, но может быть самостоятельным при преходящих динамических нарушениях мозгового кровообращения.
Дифференциальная диагностика
Легкое когнитивное расстройство от органических расстройств личности отличается тем, что когнитивные нарушения не сочетаются с эмоциональными (дисфории, аффективная неустойчивость, эйфория), поведенческими расстройствами (расторможенность, неадекватность) и продуктивными расстройствами (паранойяльность), типичными для органических расстройств личности.
Лечение Легкого когнитивного расстройства
Основана на лечении основной патологии, применении курсов ноотропов (ноотропил, фенибут, глютаминовая кислота, энцефабол, аминалон), мелатонин (0,3 мг в сутки), стимуляции обучаемости.
Диагностика детской деменции
Чтобы диагностировать заболевание, определить стадию и причины детской деменции проводится медицинское обследование, которое носит всесторонний характер и включает:
• клинический опрос и осмотр. Определение показателей жизнедеятельности позволяет определить состояния, которые могут вызывать или существовать при деменции
• неврологические тесты. Оценка баланса, сенсорной реакции, рефлексов и других когнитивных функций помогает выявить нарушенные функции
• биохимический анализ крови
• инструментальные методы, такие как КТ или МРТ.
Лечение зависит от формы детской деменции и причины ее возникновения.
Виды расстройства мышления
Нарушения мышления делят на две большие группы — количественные и качественные. Количественные расстройства мышления включают в себя:
- Изменение темпа: оно может быть ускоренным или замедленным;
- Нарушение подвижности: детализированное, обстоятельное и вязкое;
- Нарушение целенаправленности мышления приводит к резонерству и витиеватости;
- Нарушение логического и грамматического строя мыслительного процесса влечет за собой разорванность, паралогичность, символичность и соскальзывание.
При нарушении количественного расстройства мышления интеллектуальные операции могут сохраняться, однако за счет отсутствия логической связи, ускорения или замедления, речь становится непонятной для окружающих.
Качественные расстройства также называют расстройствами содержания и структуры идей. Сюда входят:
- Навязчивые идеи характеризуются появлением неотступных мыслей, от которых страдает сам больной и он не в состоянии контролировать их появление и исчезновение;
- Сверхценные идеи развиваются, когда больной придает большое значение идеям, занимающее в жизни незаслуженное место;
- Бред может быть паранойяльным, парафренным и параноидным. Он обусловлен появлением умозаключений, которые не поддаются влиянию разубеждения и нарушают адаптацию во внешней среде;
- Доминирующие идеи занимают самую большую роль среди остальных.
Другая классификация нарушений мышления выделяет три типа расстройств:
- Нарушение динамики мышления включает его ускорение и инертность, непоследовательность суждений, отвлекаемость пациентов;
- Нарушение операционного компонента состоит в искажении и снижении уровня обобщения;
- Нарушение мотивационно-личностного компонента заключается в разноплановости мышления, склонности к бесплодному мудрствованию, нарушении крики и ассоциаций.
Когнитивная онтология
На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также qualia) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.
На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию»
Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости
Активное обучение
Согласно базе навыков O*NET, активное обучение (active learning) — это способность осознанно и целенаправленно усваивать новые знания, навыки и опыт, обрабатывать и адаптировать полученную информацию, а также применять ее для решения проблем и выполнения задач. Активное обучение опирается на индивидуальный опыт, эмоции, творчество и интуицию — то, что свойственно человеческому мышлению.
Представьте человека, который играет в шахматы. Когда он сталкивается с тактикой, которую не понимает, то исследует возможные пути — читает книги о шахматах, смотрит обучающие видео, играет в виртуальные игры, практикуется с друзьями. Человек не просто пассивно получает информацию, а старается понять новую стратегию.
Знатоки нейросетей могут возразить, что ИИ также способен к обучению, но будут правы лишь отчасти. Обучение нейросетей базируется на математических алгоритмах и статистических методах, в то время как обучение человека происходит через опыт, взаимодействие и социализацию. Нейросети могут быстро адаптироваться к изменениям в данных, но их обучение ограничено предоставленными данными и алгоритмами. Человек же способен применять свои знания и навыки в различных контекстах и находить творческие решения для новых проблем. Например, умение планировать тренировки к марафону можно экстраполировать на проектирование рабочих задач и наоборот.
Исследование, опубликованное в журнале Института инженеров электротехники и электроники (IEEE), подчеркивает разницу между людьми и роботами в плане обучения. Так, машину можно обучить выполнять определенные задачи, при этом ей трудно освоить новые навыки самостоятельно.