Когнитивно мотивационное развитие ребенка

4 этапа познавательного развития жана пиаже

Когнитивное мышление: что это такое

Когнитивное мышление – это эмоциональный интеллект. Он зависит от когнитивных умений ввиду индивидуальностей организма человека. К когнитивным умениям можно отнести:

  • деяние;
  • уяснение;
  • память;
  • сосредоточенность;
  • концентрацию;
  • фантазию;
  • принятие решений;

Индивид, который освоил все способности сразу, несомненно считается талантливым

Такой индивид может сразу запоминать очень много полезной информации, может концентрировать свое внимание на том, что ему действительно нужно, а не тратить время на пустяки. Он может делать верные умозаключения и принимать нужные решения

Также благодаря таким способностям человек одновременно может мыслить как творчески, так и логично. Индивид всегда принимает твердые решения. Именно поэтому когнитивное мышление важнее любого другого.

Такие способности может начать развивать в себе каждый индивид. Известно множество заданий и тренингов, которые помогут усовершенствовать любой из навыков.

Мыслительный процесс и процесс восприятия представляют собой важную составляющую жизни человека. Существует множество довольно необычных методов развития своего когнитивного мышления:

Следить за своим питанием
. Первым делом необходимо посмотреть на продукты, которые человек употребляет в пищу. Мало просто употреблять в пищу те продукты, которые принято называть лучшими. Мозг человека должен получать достаточное количество витаминов и микроэлементов

Особое внимание следует уделить сахару, жирным кислотам, антиоксидантам и аминокислотам. Наиболее полезными продуктами для мозга являются яйца, орехи, зеленые овощи, шоколад.

Задание «Слон»

Необходимо просто стоять с ослабленными коленками. Левым ухом дотронуться до плеча. Ухо нужно преподнести всемерно тесно к плечу. Руку протянуть вперед и мысленно вырисовать указательным пальцем цифру восемь. В процессе должно участвовать только туловище. Не сводить взгляда с пальца. Действия воссоздать несколько раз.

Преодоление тяжести
. Нужно комфортно устроиться на стуле и поставить перед собой нижние конечности. Ступни должны касаться пола. Далее перекрестить ноги в голеностопном суставе, и немного изогнуть колени. На медленном выдохе нужно немного прогибаться вперед. Руки протянуть параллельно перед собой. На вдохе необходимо принять первичное положение. Такое упражнение повторять не менее трех раз. После скрестить ноги другим образом, и снова повторить сеанс. Налаживается чувство равновесия, и приходит в норму способность понимания.

Синхронное рисование
. Для выполнения тренинга понадобится огромный листок бумаги и две ручки в каждую руку. Нужно начать единовременно рисовать обеими руками зеркальные рисунки. Это могут быть бублики, круги, квадраты. При помощи такого упражнения налаживается координация глаз. Улучшаются моторные навыки.

Тренинг «Алфавит – Восемь»
. Взять листок бумаги и начать чертить лежачие друг на друге цифры восемь. При этом руку от листка не отрывать. Начертить по три восьмерки левой рукой, правой и синхронно двумя кистями. После написать маленькую букву «а» и снова три восьмерки. Затем букву «б» и опять три восьмерки. Задание воспроизводить до буквы «д».

Задание «Скрещивающееся движение»
. Этот тренинг является крайне легким. Необходимо принять горизонтальное положение. Свести ногу в колене и дотронуться им локтя. Правое колено с левым локтем и наоборот. Все действия совершать плавно. Упражнение положительно влияет не только на ум. Но и на организм в целом.

Заниматься спортом
. При больших физических нагрузках мозг индивида совершенствует намного быстрее.

Совершенствовать память
. Необходимо взять старый фотоальбом и провести время со своими воспоминаниями.

Разгадать загадку
. Для активизации мозга можно разгадывать кроссворды, мозаики и различные логические загадки. Таким образом можно поддерживать активность мозга.

Когнитивное развитие является специфичным. Оно проявляется в виде движений малыша. Ребенок реагирует на звуки, но он пока не понимает, откуда конкретно они исходят. Психологи советуют матерям в первые месяцы жизни ребенка красить губы ярко-красной помадой, чтобы малыш осознавал источник звука, смотрел за его движением. В будущем это поможет крохе научиться говорить, повторяя мимику матери. Новорожденные дети не различают мать и чужих людей, поэтому они с одинаковой радостью идут к каждому человеку на руки. Также детям в данном возрасте свойственно повторять легкие мимические комбинации (высовывать язык, улыбаться).

§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка ж. Пиаже

Жан Пиаже (1896—1980) — швейцарский и
французский психолог, автор 52 книг и
458 научных статей, виднейший представитель
Женевской школы генетической психологии.
Научное творчество Ж. Пиаже настолько
объемно и многогранно, что со времени
его первых ранних работ 1920-х гг. и вплоть
до сегодняшнего дня оно продолжает
оставаться предметом самых разнообразных
методологических и теоретических
дискуссий, а открытые им феномены
придирчиво проверяются и перепроверяются
экспериментально.

Пиаже изучал механизмы познавательной
деятельности ребенка. Становление
интеллекта рассматривается Пиаже как
стержневая линия психического развития
ребенка, от которой зависят все другие
психические процессы. Основные вопросы,
поставленные в работах Пиаже: особенности
детской логики; происхождение и развитие
интеллекта у ребенка; способы и пути
формирования фундаментальных физических
и математических представлений и понятий
(таких, как объект, пространство, время,
причинность, случайность); развитие
восприятия, памяти, воображения, игры,
подражания, речи и их функций в процессе
познания.

Стадии формирования интеллекта

Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка построено на наличии нескольких этапов освоения когнитивных навыков. Каждая стадия развития имеет свои особенности.

Сенсомоторный период

Согласно теории Ж. Пиаже, первая стадия развития детского мышления начинается с самого рождения и длится до двух лет. Изначально человек имеет только безусловные рефлексы, которые развиваются день ото дня. Малыш не может ставить перед собой конкретных целей, поэтому его первые действия всегда совершаются случайно.

Если простая манипуляция многократно повторяется, в мышлении ребёнка создаётся схема поведения. Например, малыш приучается к определённому режиму кормления, издаёт шум погремушкой, учится хватать предметы, слушать и наблюдать. Постепенно от элементарных действий дети переходят к более сложным.

В сенсомоторный период ребёнок познаёт окружающий мир через органы чувств и моторики. Поэтому на этой стадии необходимы:

  • телесный и эмоциональный контакт мамы с ребёнком;
  • занятия с предметами, имеющими разную текстуру, форму, цвет, размер;
  • занятия с изображениями животных, растений и других простых объектов.

В первые месяцы жизни к средствам коммуникации относится плач, улыбка, смех и слёзы. В 6-месячном возрасте начинают формироваться первые слоги, а к одному году малыш может научиться говорить простейшие слова.

Подготовка и организация конкретных операций

Вторую стадию психического развития делят на 2 этапа. Первый называется подпериод дооперационных представлений, продолжающийся с 2 до 7 лет. В этом возрасте происходит переход от сенсомоторных функций к символическим. Это значит, что у ребёнка появляется способность отличать обозначение слова от обозначаемого. Например, во время игры стол может заменить обычная коробка, а листки бумаги — тарелки. Индивид отождествляет эти предметы, так как находит в них сходства по форме и размеру.

Швейцарский психолог проводил опыт, во время которого он показывал детям 2 одинаковых глиняных шарика, а затем раскатывал один из них в колбаску. Пиаже просил испытуемых сказать, в каком из предметов больше глины. Все дети в возрасте до 7 лет ответили, что в раскатанной колбаске глины больше, так как этот предмет длиннее. В психологии эти явления стали называть феноменами Пиаже. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что в подпериод дооперационных представлений индивиды ещё не способны к рассуждению и доказыванию.

Этот этап развития характеризуется и другими интересными особенностями:

  1. Развитие новых социальных отношений вне дома.
  2. Словарный запас существенно увеличивается. Индивид может кратко описать предмет или явление.
  3. Наблюдается проявление любопытности и стремления к знаниям.
  4. Неодушевлённые предметы часто наделяются свойствами живых организмов. Это явление называется анимизм.

С 7 до 11 лет продолжается подпериод конкретных операций. Для решения задач индивид начинает использовать логические и математические операции. Человек овладевает понятием сохранения вещества, легко отличает предметы по форме, размеру и объёму. Тем не менее для совершений операций детям до 11 лет нужен наглядный пример. Абстрактное мышление на этой стадии ещё не используется.

https://youtube.com/watch?v=Our7la-B_tw

Заключительный этап

Последним этапом умственного развития является стадия формальных операций. Она характерна для детей от 11 до 15 лет. В возрастной психологии выделяют несколько особенностей этой стадии:

  1. Индивид мыслит целыми предложениями.
  2. Появляется способность придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности.
  3. Дети могут делать предположения и строить гипотезы.
  4. Процесс обучения воспринимается как единая система.

В каждой выделенной стадии индивид может достигнуть трёх результатов: успеха, частичного успеха или неудачи. Возрастные рамки в теории Пиаже весьма приблизительны.

Что делать, если ребенок развивается не так быстро, как должен?

Все дети разные, поэтому процесс развития также происходит по-разному. Если ребенок недоношенный, он может осваивать те или иные навыки позже своих сверстников.
Если у ребенка были проблемы со здоровьем, он также может отставать в развитии. Тем не менее, не волнуйтесь и будьте уверены, что ребенку удастся наверстать упущенное, если ему дать на это достаточно времени.
В среднем ребенок начинает сидеть без поддержки в семь месяцев. К девяти месяцам 90 % умеют сидеть самостоятельно. Если к 10 месяцам ребенок не научится сидеть, проконсультируйтесь с врачом.
В 13 месяцев ребенок, скорее всего, сможет произносить 10 звуков или слов. К 18 месяцам их количество возрастет до 50. Но это тоже индивидуально, поскольку все дети разные. Иногда мальчикам, которые уже понимают много слов, бывает трудно их воспроизводить. Если вам кажется, что ребенок не понимает многие слова, попросите врача проверить его слух.
Постарайтесь не стимулировать ребенка слишком активно. Он может замкнуться в себе, если почувствует себя перегруженным. Предлагайте малышу простые игры, а игрушки — по одной.
Устройтесь с ребенком поудобнее. Смотрите ему в глаза и разговаривайте с ним. Дайте ему время, подбадривайте его. При этом помните, что ребенку необходимо пытаться делать что-либо самостоятельно. Лучшие уроки — это те, которые он усвоил сам.

В полной мере рассматривает познавательные процессы человеческого сознания. Исследования соответствующей области, как правило, имеют прямое отношение к памяти, вниманию, ощущениям, представлению сведений из внешнего мира, воображению и способности к принятию четких решений. Так, используя когнитивное мышление
, с самых малых лет человек усваивает полученную из общества информацию и преобразует ее в знания, на основе которых в дальнейшем формируется его личность.

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определённые стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребёнка по сравнению с другим.

Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление» в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.

На протяжении детского возраста у ребёнка идёт процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребёнка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определённые когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».

Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребёнок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учётом приблизительного возраста.

В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?

Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идёт о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребёнку будет проще научиться определённому навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас всё еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.

Основные когнитивные способности

Для родителей, особенно детей дошкольного возраста, ключевой задачей является развитие когнитивных способностей своего ребёнка, которые в будущем определят его успешность в школе

В первую очередь, это память, внимание, обработка и упорядочивание информации, потому что:

  • без хорошо развитой памяти ребёнку будет трудно учиться, и он не сможет воспроизводить полученную информацию;
  • без развитого внимания он будет отвлекаться на уроках, не сможет слушать и воспринимать новые знания;
  • без способности обрабатывать информацию ребёнок не сумеет систематизировать полученные знания и пользоваться ими в дальнейшем.

Поэтому естественно, что родители развивают в первую очередь у детей именно эти когнитивные способности. И здесь кроется основная ошибка родителей, которая обычно проявляется уже в начальной школе

Она заключается в том, что родители развивают у ребёнка отдельно когнитивные навыки, такие как память и внимание, не включая их в деятельностный аспект повседневной жизни ребёнка.

В итоге получается, что ребёнок умный, но плохо учится, потому что в учебной деятельности он не может пользоваться своим интеллектуальным потенциалом. Из-за этого дети с высокими когнитивными способностями в течение длительного времени могут испытывать сложности в освоении навыков чтения и письма.

Крома того, за счёт различных упражнений, посещений дополнительных развивающих занятий детей в буквальном смысле натаскивают на механическое запоминание информации. Дело в том, что для реализации когнитивных способностей необходимо в первую очередь:

развивать у детей способность к произвольному мышлению, способность самостоятельно рассуждать и оперировать известными фактами;

учить детей переключать и распределять внимание;

позволять ребёнку самостоятельно принимать решения, опираясь на имеющийся у него опыт и знания;

тренировать правильную технику выполнения физических упражнений, особенно обращая внимание на координированность. Да, именно так: уровень когнитивных способностей у детей отчётливо проявляется в умении контролировать своё тело, а также в выносливости тела к длительным монотонным нагрузкам

И если тело и психика ребёнка не готовы к монотонным нагрузкам, то он будет испытывать трудности в чтении и письме.

Потому что чтение и письмо – это метаязыковые компетенции и сложные психофизиологические процессы, которые лучше всего показывают, как у ребёнка развиты когнитивные способности.

Так, например, письменная деятельность требует одновременного использования всех когнитивных способностей, показывает, умеет ли ребёнок:

проявлять свои когнитивные способности: внимание, память;
трудиться и прикладывать усилия;
работать с информацией и применять имеющиеся знания на практике.

Стратегия реализации

Индивидуальные периоды развития могут значительно
различаться, порождая расслоение по потенциалу возможного обучения потому, как
люди с укороченными периодами развития получают при прочих равных условиях
меньше стимулирующих факторов, воздействующих на образование промежуточных
структур. Это различие в мире животных выделяет виды с большим потенциалом
индивидуального совершенствования и виды с гораздо менее интеллектуальными
способностями. У людей — самые продолжительные периоды, но они так же имеют
немалый разброс. Вот почему нужны методики тестирования начала и конца
созревания всех таких критических периодов развития. В таком случае станет
возможно вовремя сориентироваться в случае укороченного периода и искусственно
обогатить его стимулирующим факторами и оптимальной их последовательностью, что
способно нивелировать индивидуальные различия и уровнять потенциалы всех людей
в каждой категории целевого результата развития.

Такая возможность способна вообще значительно обогатить
каждый из периодов развития так, что не понадобится вся его наследственно
предопределенная продолжительность. Но разумно сделать запас по времени, в том
числе и на то, чтобы обеспечить одинаковость эффекта обучения у людей во всем
диапазоне различий индивидуальных сроков развития.

Именно на уровне реорганизации школ и вузов реально возможно
создать эффективную систему не общего (впрок, неизвестно для чего), а
специализированного по основным категориям обучения. Но в дополнение к этому
нужны специалисты, которые начнут заниматься конкретным ребенком незадолго до
его рождения и, в первую очередь, обучать родителей тому, что именно нужно
делать во всех периодах развития ребенка. Как это может быть организовано
выходит за рамки этой статьи и требует немалой социальной эволюции

Важно представить
как это вообще может сопровождать развитие ребенка в принципе

Итак, еще до рождения должно быть сформировано главное:
реальная цель развития ребенка — диапазон востребованных его ролей в обществе.
Это определяет то, как именно будут специализированы самые первые примитивы
восприятия и примитивы действия (прежде всего моторные, но кроме них и
особенности развития внутренней организации тела).

Если предполагается, что ребенок будет заниматься музыкой то
необходимы специфичные раздражители слуховой первичной коры и последующие уже
усложняющиеся их сочетания во всем предполагаемом диапазоне музыкальной
специфики. В том числе и развитие абсолютного слуха.

То же самое — в отношении других целей развития. Т.е. для
каждой из целевых предназначений нужны перечни текущего состояния
необходимых навыков
и всех тех промежуточных звеньев, которые эти навыки
обеспечивают. Это — уже очень немалая работа, как и необходимость поддержания
такой формализованной системы в актуальном состоянии соответствия современным
требованием с учетом возможного прогресса.

Во что выльется общество с такой развитой системой
образования, сегодня сказать трудно. Хочется надеяться, что вместе со
множеством психотравм и псих проблем, которыми характеризуются современное
воспитание и образование, исчезнут и конфликты так, что выросший человек не
станет укорять родителей и общество в том, что ему неправильно выбрали категорию
специализации, а будет счастлив максимально развившемся своим творческим
интересом и полноценностью социальной востребованности.

Жан Пиаже: краткая биография

В 11 лет Жан опубликовал свой первый труд о редких птицах – воробьях-альбиносах. В дальнейшем продолжив обучение, стремительно строит научную карьеру – не достигнув и 20 лет он уже считался отличным  учёным, изучающим моллюсков.

В 1918 году Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском институте, также он некое время учился в Цюрихском институте. Во время обучения ученый написал две работы по философии, но после сам отверг их, так как считал, что это всего лишь мысли подростка. Ещё в это время он начинал увлекаться психоанализом, в то время это было довольно популярное направление психологической мысли.

После того как Пиаже получил учёную степень, он переехал из Швейцарии в Париж, где преподавал в школе для мальчиков, директором которой являлся  Альфред Бине, создатель теста IQ. Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Жан обнаружил, что маленькие дети часто дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Впрочем он фокусировался не столько на неверных ответах, сколько на том, что дети делают одинаковые ошибки, которые не характерны людям постарше.

Это наблюдение привело Жана к теории, что мысли и когнитивные процессы, присущие детям, сильно отличаются от таковых, которые характерны взрослым. В дальнейшем он создал общую теорию стадий развития, утверждающая, что люди, которые находятся в одной стадии собственного развития, проявляют похожие общие формы познавательных способностей.

В 1921 году Пиаже снова вернулся в Швейцарию и стал директором Института Руссо в Женеве.

В 1955 году Жан Пиаже руководит Международным центром генетической эпистемологии в составе Женевского института, который был создан по инициативе известного ученного. На руководящем посту центра, Пиаже находился до конца своей жизни.

Анализируя путь Жана Пиаже в науке, последователи Женевской школы генетической психологии, основанной им, все вместе утверждают, что ученый совершил революцию в фундаментальных исследованиях психологии детей, наполнив теорией прежде малоизученный объем, и сформировал базу для экспериментальных исследований на несколько поколений вперед.

За всю свою жизнь он издал более шестидесяти книг и сотен научных статей. Темы его исследовании:

  • речь и мышления ребенка;
  • психология интеллекта;
  • экспериментальная психология;
  • моральные суждения ребенка;
  • генетическая эпистемология;
  • суждения и рассуждения ребенка;
  • избранные психологические труды.

Уровни мышления

Мыслительные процессы производятся на разных уровнях. Общественное мышление американский психотерапевт Аарон Темкин Бек разделил на три стадии. Таким образом, на поверхность выступают произвольные мысли, которые запросто можно осознать и даже проконтролировать, ниже – мысли автоматического характера, куда в первую очередь следует отнести навязанные обществом стереотипы, в глубине – когнитивные убеждения, носящие бессознательный характер. Высокий уровень мышления, являющийся завершающим элементом из перечисленных выше, труднее всего поддается всяческим изменениям. Тем не менее, абсолютно все поступающие извне сведения человек может воспринимать на одном из этих уровней или же на всех в совокупности посредством анализа информации, построения соответствующих выводов и формирования наиболее приемлемой для него тактики поведения.

Для наибольшей эффективности принятых человеком решений очень важным является развитие когнитивной функции еще в младенческом возрасте. Именно поэтому заботящиеся родители стараются посвятить формированию сознания своего малыша как можно больше времени и мероприятий.

Пиаже и четыре этапа когнитивного развития

Фазы развития, раскрываемые Пиаже, образуют последовательность из четырех периодов, которые, в свою очередь, делятся на другие стадии. эти четыре основных этапа они перечислены и кратко объяснены ниже с характеристиками, которые им приписывает Пиаже. Однако мы должны учитывать, что, как мы увидим, эти этапы не совсем соответствуют действительности.

1. Сенсорная стадия — моторная или сенсорная моторная

Это первая фаза когнитивного развития, и для Piaget происходит между моментом рождения и появлением артикулированного языка в простых предложениях (к двум годам). Что определяет этот этап, так это получение знаний о физическом взаимодействии с непосредственным окружением. Таким образом, когнитивное развитие выражается в экспериментальных играх, часто вначале непроизвольных, в которых определенный опыт связан с взаимодействием с объектами, людьми и близлежащими животными.

Дети, находящиеся на этой стадии когнитивного развития, демонстрируют эгоцентрическое поведение, в котором основное концептуальное разделение, которое существует, состоит в том, что разделяет идеи «я» и «окружающая среда». Младенцы, которые находятся на сенсорно-моторной стадии, играют, чтобы удовлетворить свои потребности посредством транзакций между собой и окружающей средой.

Хотя в сенсорно-моторной фазе нельзя слишком сильно различать нюансы и тонкости, которые представляет категория «окружающая среда», она завоевывает понимание постоянства объекта, то есть способности понимать, что вещи, которые Мы не воспринимаем в определенное время и можем продолжать существовать, несмотря на это.

2. Предоперационная стадия

Второй этап когнитивного развития по Пиаже появляется более или менее между двумя и семью годами .

Люди, которые находятся в предоперационной фазе они начинают обретать способность ставить себя на место других, действовать и играть за вымышленными ролями и использовать предметы символического характера. Тем не менее, эгоцентризм все еще очень присутствует на этом этапе, что приводит к серьезным трудностям в доступе к мыслям и размышлениям относительно абстрактного вида.

Кроме того, на этом этапе способность манипулировать информацией, следуя правилам логики, для извлечения формально обоснованных выводов еще не достигнута, а также не могут быть выполнены сложные умственные операции, типичные для взрослой жизни (отсюда и название этого периода когнитивное развитие). Следовательно, волшебное мышление На основе простых и произвольных ассоциаций очень присутствует способ усвоения информации о том, как устроен мир.

3. Этап конкретных операций

о от семи до двенадцати лет наступает стадия конкретных операций, стадия когнитивного развития, в которой логика начинает использоваться для получения обоснованных выводов, если предпосылки, из которых она начинается, связаны с конкретными, а не абстрактными ситуациями. Кроме того, системы категорий для классификации аспектов реальности становятся заметно более сложными на этом этапе, и стиль мышления перестает быть настолько заметно эгоцентричным.

Одним из типичных симптомов, с которым ребенок согласился на стадии определенных операций, является то, что он в состоянии сделать вывод, что количество жидкости, содержащейся в контейнере, не зависит от формы, которую приобретает эта жидкость , поскольку он сохраняет свой объем.

4. Стадия формальных операций

Фаза формальных операций является последней из стадий когнитивного развития, предложенных Пиаже, и появляется с двенадцати лет, включая взрослую жизнь .

Именно в этот период вы зарабатываете умение использовать логику для достижения абстрактных выводов которые не связаны с конкретными случаями, которые произошли из первых уст. Следовательно, с этого момента можно «думать о мышлении», о его конечных последствиях, и сознательно анализировать и манипулировать схемами мышления, и вы также можете использовать гипотетические дедуктивные рассуждения.

Одним из наиболее известных методик психического анализа является тест Векслера

Тест Векслера позволяет оценить уровень интеллектуального развития соответствии с конкретным биологическим возрастом каждого конкретного взятого индивида соответствующего возраста. Сама методика заключается в показе определенных рисунков, где не хватает определенных деталей. Ребенку предлагают обработать все эти рисунки, и в зависимости от того за сколько ребенок справиться с каждым конкретным заданием, будет определенны его психические и мыслительные способности.

Текст Векслера не идеален, и не дает стопроцентных результатов, как и большинство психических тестов, и тестов на интеллект. В виду некоторых особенностей, у ребенка может не возникать никаких ассоциативных вариаций на тему нового рисунка, если в его памяти нет подобных мыслеобразов, что может свидетельствовать не о недостаточном развитии ребенка, а скорее о недостаточной эрудированности (Если такое понятие можно применить к ребенку дошкольного возраста).

Примером этого может стать «Казус коровы без головы». Если ребенок является жителем большого мегаполиса, он мог до определенного возраста никогда не встречаться четвероногими парнокопытными созданиями, а это также означает и то, что в случае, когда он увидит данное создание на картинке во время теста Векслера, он не сможет объективно оценить данный факт, и результаты теста могут не сойтись с ожидаемыми.

Более объективными результаты могут дать тесты Равена, Амтхауэра и Айзенка. Однако многие из них не подходят для младшей возрастной группы. Время, выделенное на большинство из этих тестов также несовместимо со способностями долгосрочного удерживания внимания у ребенка.

Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?

  • Во-первых, проявите терпение. Это доказанный факт, что есть чувствительные периоды как для усвоения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т.д. Но руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие малыша представляет собой непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребёнок может больше времени потратить на развитие одного навыка, и меньше на развитие другого, как и может научиться чему-то преждевременно. Несмотря на то, что это только краткое изложение теории Пиаже и различных этапов в развитии детей, следует отметить, что это только приблизительные данные, касающиеся возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы приобрести какой-то навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае наблюдаются проблемы или патологии развития.
  • В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребёнка в учебный процесс, может случиться так, что по прошествии некоторого времени ребенок продемонстрирует определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться, чтобы получать знания в совершенно иной форме по сравнению с другими детьми. Тогда рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как к школьному психологу, так и вне школы, а также к педиатру, который сможет вас лучше сориентировать).
  • Наконец, если у ребёнка наблюдаются какие-либо проблемы или патологии, если он тратит больше времени на обучение, по сравнению с другими детьми, или имеет трудности в какой-либо области, мы должны оказать ему поддержку дома и в школе и предоставить ту помощь, в которой он нуждается. Но не стоит паниковать, если вашему ребёнку требуется больше времени на выполнение поставленных задач. Или он имеет трудности в данный момент времени, или же не соответствует параметрам, описанным теорией Пиаже с точностью до месяца. Это вовсе не означает, что в будущем ребёнок не сможет успешно развивать когнитивные навыки благодаря вашей помощи и усилиям.
  • Помните, что трехлетний ребёнок не умеет обманывать (отсюда поговорка: «устами младенца глаголет истина»). Они только дают вам представление об их мировоззрении, через «своё собственное окошко». Поэтому постарайтесь понять, что они пока ещё не являются взрослыми. Они только учатся развиваться в мире, где они будут более независимыми в будущем. Но, начиная с самого рождения, они делают большие и очень важные успехи на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. И мы, взрослые, должны научиться всему, что можем узнать об окружающем мире. Чтобы затем поделиться с малышами нашими знаниями, помочь им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.

Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает,  и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: