Активные методы обучения на уроках в начальных классах

Презентация на тему "«активные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе»"

Содержание

  • Слайд 1

    Большакова М. П.,
    учитель начальных классов МОУ НОШ №1

  • Слайд 2

    Активные методы обучения
    – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе обучения.

  • Слайд 3

    Человек запоминает:
    только 10% того, что он читает,
    20% того, что слышит,
    30% того, что видит;
    50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
    80% — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
    И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
    (данные немецких, американских и российских исследователей)

  • Слайд 4

    АМО подразделяются
    Методы начала урока.
    Методы выяснений целей, ожиданий, опасений.
    Методы презентации учебного материала, организации самостоятельной работы.
    Методы обобщения знаний.
    Методы релаксации.
    Методы подведения итогов.

  • Слайд 5

    АМ начала урокаЦель : динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе.«Поздоровайся локтями / глазами /ладошками», «Улыбка», «Галерея портретов»

  • Слайд 6

    Желаю (большой)
    Успеха (указательный)
    Большого (средний)
    Во всём (мизинец)
    Здравствуй! (всей ладонью)

  • Слайд 7

  • Слайд 8

    АМ выяснения целей, ожиданий и опасений
    Цель :выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
    «Фруктовый сад» ,
    «Дерево ожиданий»,
    «Поляна снежинок»,
    «Солнышко и туча».

  • Слайд 9

    АМ презентации учебного материала
    Цель:представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся.

    «Инфо-угадай-ка»,
    «Мозговой штурм»,
    «Пометки на полях»
    или
    «Инсерт».

  • Слайд 10

    + знаю
    не знаю, непонятно
    ? хочу узнать подробнее
    ! узнал новое

    Метод «Пометки на полях»

  • Слайд 11

  • Слайд 12

    АМ обобщения знаний
    ЦЕЛЬ:систематизировать имеющиесязнания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

    «Кластер», «Синквейн»,
    «Творческая мастерская»,
    «Автобусная остановка».

  • Слайд 13

  • Слайд 14

  • Слайд 15

  • Слайд 16

    АМ релаксацииЦель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы.
    «Тряпичная кукла и солдатик», «Постройся по росту», «Четыре стихии».

  • Слайд 17

    АМ :подведение итогов урока
    Цель: эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
    «Мудрый совет»,
    «Итоговый круг»,
    «Вопрос — ответ»,
    «Ромашка».

  • Слайд 18

    Использование АМО на  уроке позволяет:
    обеспечить положительную мотивацию обучения;
    провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
    обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
    повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
    усовершенствовать контроль знаний;
    рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

  • Слайд 19

    Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное их использование не дает хороших результатов.
    Дети начальной школы имеют свои особенности, часто не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создается вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;
    методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества;
    применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

  • Слайд 20

Посмотреть все слайды

Интерактивное занятие в Домашней школе Фоксфорда»

Для занятий мы используем специальную платформу, на которой проходят вебинары, хранятся записи уроков и контролируются знания. Ребёнку нужен только компьютер, ноутбук или планшет. Выполняя домашние задания на платформе, ученик получает очки опыта.


‍Домашнее задание по геометрии 

Учитель находится в классе с видеокамерой, а ученики — перед своими компьютерами. Ребята могут задавать вопросы в чате и моментально получать ответы.


‍ Вебинар по алгебре в Домашней школе Фоксфорда‍

Вебинары включают в себя голосования и опросы, которые помогают взаимодействовать ученикам и преподавателю.


‍Устный опрос на уроке географии в Домашней школе Фоксфорда‍

Кроме того, в Фоксфорде для учеников есть онлайн-клубы по интересам, где они получают новые знания и обмениваются мнениями и новостями: клуб иностранных языков, книжный клуб, театральная студия онлайн, клуб спидкубинга и другие. 

Почему активное обучение пока не распространено повсеместно

Хотя активное обучение действительно эффективно, преподавателям и студентам нелегко на него перестроиться полностью. Ведь это требует серьёзной подготовки, знаний, опыта, креативного подхода — а главное, времени

Одно дело организовать активное обучение в классе из десяти учеников, где каждому можно уделить внимание и сориентировать в его поисках знаний, и другое — в классе из 30 человек


Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Поэтому в школах, вузах, да и в неформальном образовании тоже чаще всего применяются элементы активного обучения — наряду с пассивным.

В пассивном обучении достаточно подготовить план лекций (или уроков) и проверочных, а потом идти по составленной программе — это занимает у педагога куда меньше времени и сил, чем разработка сложных, многосоставных занятий, рассчитанных на активности учащихся.

Так, профессор Университета Огаста (США) доктор Сьюзан Эдвардс провела исследование среди учителей средней школы и выделила четыре основных препятствия, с которыми они сталкиваются при переходе на активные методы обучения:

  • системные — к ним относится нехватка времени на подготовку к занятию и недостаток ресурсов;
  • «ученические», то есть поведение, когнитивные особенности, мотивация учеников;
  • контентные — сложности с адаптацией материала и с тем, чтобы сделать его релевантным для учеников;
  • учительские — страх перед изменением подхода к обучению, отсутствие идей, затраты значительно больших усилий для подготовки.

Хотя речь шла именно о педагогах в школах, очевидно, что с похожими сложностями сталкиваются и те, кто работает в старшей школе, вузах, дополнительном образовании.

В самом процессе активного обучения тоже есть свои трудности, например такие:

Нет чёткого фокуса. На стандартном занятии учитель объясняет что-то сразу всей группе

В активной среде ему приходится переключать внимание между группами учеников, вникая, что происходит в каждой из них, и вовремя направляя их (например, когда учащиеся работают над проектами).

Много отвлекающих факторов. Работа в группах, обсуждения и другие активности стандартно создают много шума

В таких условиях может быть трудно сконцентрироваться и учащимся, и педагогу.

Сложности с технологиями. Если на занятии нужно использовать смартфоны, ноутбуки и другие гаджеты, то преподаватель может легко растеряться — мало того, что за учениками нужно следить и со всеми общаться, так ещё и приходится разбираться с разными техническими сложностями, если для этого нет специального помощника. С распространением гибридного обучения это особенно актуально, ведь приходится использовать особые подходы к проведению таких занятий.

В разных научных работах отмечается, что хотя педагоги и преподаватели пробуют активное обучение, они часто разочаровываются из-за ложных представлений о нём. Так, специалисты из Университета Джорджии (США) отмечают, что внедрение активного обучения не предполагает быстрых результатов, даже если очень на них рассчитывать

Поэтому подходить к внедрению активного обучения стоит с осторожностью и внимательностью

«Опасность обещаний — прямых и непрямых — того, что активное обучение значительно эффективнее обычных лекций в том, что преподаватель попробует применить его, добьётся невысоких результатов и вернётся , возможно, с пошатнувшейся верой в ценность образовательных исследований», — объясняют эксперты.

Если говорить об онлайн-обучении, то построить его целиком на активном подходе ещё сложнее, чем в офлайне, — бывает технически трудно организовать те или иные активности в цифровой среде. Кроме того, такие типичные для активного обучения приёмы, как кейс-стади и проектную деятельность, невозможно или трудно перенести в асинхронный курс.

Почему готовить педагогов к активному обучению нужно со студенческой скамьи

Исследователи из разных стран подчёркивают — готовить педагогов к активному обучению нужно ещё в вузе. Учёные из Турции, где после реформы системы образования в 2005 году на активное обучение сделали особую ставку, решили опросить студентов педагогического факультета Университета Эрджиес. Опрос проводили в 2014 году, то есть у системы было время перестроиться, а для студентов активное обучение не должно было стать совсем уж неожиданностью. Участие в исследовании приняли больше 300 будущих педагогов.

Для начала специалисты выяснили, что значат для студентов активные методы в их собственном обучении. Оказалось, что:

  • Активное обучение помогает будущим учителям иначе взглянуть на их работу. Оно открывает для них новые горизонты и даёт возможность лучше понять свою роль. Больше того, студенты отмечали, что для них такая учёба становится способом найти свою «профессиональную идентичность».
  • Активное обучение способствует экспериментам с новыми подходами к обучению. Объяснение простое — студенты могут пробовать и сравнивать эти подходы в процессе учёбы, проверять всё на опыте и не бояться нового.
  • У студентов поднимается самооценка. Активное обучение предполагает демократичную среду, поддержку однокурсников и преподавателей — всё это сказывается и на восприятии себя в процессе учёбы.
  • Активное обучение превращается в совместное обучение. Плюсов в этом много: развиваются коммуникативные и командные навыки, происходит обмен опытом и знаниями и так далее.
  • Активное обучение превращает студентов во «владельцев обучения». Проще говоря, каждый студент чувствует себя ответственным за свои результаты, поскольку проходит реальную практику, а не только слушает лекции. Студенты особенно ценили это, поскольку, по выражению одного из участников исследования, «нам не просто давали рыбу, а учили её ловить».

Правда, препятствия на пути тоже были, и они наглядно показывают, с какими трудностями в целом сталкивается система образования при имплементации активных методов обучения:

  • Некомпетентные преподаватели. В контексте исследования это, скорее, те, кто не хочет перестраиваться. Примечательно, какие определения давали студенты некоторым своим наставникам: «Переживает, что потеряет контроль над аудиторией», «У него неверные представления об управлении процессом (считает, что если в аудитории шумно, то это признак плохого управления)», «Фокусируется только на теории, а не практике».
  • Перегруженные группы. Активное обучение хорошо работает в небольших классах, а вот «поточные лекции» на 70–100 человек куда труднее переформатировать. Студентам было нелегко как из-за физических ограничений аудитории, так и из-за сложностей в организации обсуждения.
  • Мало времени и большая нагрузка. Иногда лекции казались проще и удобнее, поскольку на подготовку к активным занятиям времени мало, а освоить нужно много. Причём студенты понимали, что и преподавателям тоже не хватает времени. Это, конечно, приводило к ненужному стрессу обе стороны.
  • Отсутствие ресурсов. Старые учебники и методички просто не давали новых идей, а некоторые занятия подразумевали, что студентам придётся потратить собственные средства на что-то необходимое к занятию (например, когда нужен компьютер, демонстрационные материалы и так далее).
  • Пассивность самих студентов. Да, не только школьников нужно мотивировать. Студенты отмечали, что привыкли к традиционному, простому формату лекций, поэтому переход на новые формы занятий давался им нелегко. Возникали и другие препятствия — страх критики, страх публичных выступлений, то есть того, чего раньше можно было легко избежать.
  • Экзаменационная система. Она в Турции построена на стандартных тестах и отметках, проще говоря — на запоминании и способности воспроизвести информацию. Зачем применять активные методы обучения даже в работе, если учеников всё равно готовить к тестам?

Исследователи заключили, что подготовка учителей — ключевой фактор успеха во внедрении активного обучения. Больше того, именно такие методы помогают учителям больше узнать об образовании в целом и, конечно, лучше учить. Поэтому, несмотря на разрыв между теорией и реальностью в подготовке, стоит продолжать внедрять активное обучение в педагогических вузах.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Каким бывает активное обучение

Вот несколько примеров подходов и методик, в основе которого лежит тот или иной вид активного обучения. Это далеко не полный список.

Проблемно-ориентированное обучение.

Суть этого подхода в том, что обучение строится на задачах, максимально приближенных к реальным. То есть «отсидеться на задней парте», пока лектор что-то рассказывает, не выйдет — придётся активно участвовать в процессе.

Подробнее об этом подходе мы рассказывали в статье про проблемно-ориентированное обучение.

Перевёрнутое обучение.

Это удачное соединение пассивного и активного обучения. Ученики проходят весь теоретический материал дома — смотрят лекции, читают учебники, делают конспекты и заметки. А вот на занятии они полностью включены в обсуждение изученного с учителем — и не просто слушают объяснение, а дискутируют на поставленные педагогом вопросы. То есть занятие в аудитории построено на активных методах.

Феномено-ориентированное обучение.

Финский подход, который превращает учащихся в исследователей и позволяет увлечь их образовательным процессом. Ученики задаются каким-нибудь вопросом — почему всё работает так, а не иначе? Почему кофе так дорого стоит, а на переходе зелёного света приходится ждать слишком долго? Их задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, найти ответ (но не просто доклад подготовить, а изучить его с точки зрения разных наук), а с другой — предложить своё решение проблемы.

EduScrum.

Методика, придуманная нидерландским педагогом Вилли Вейнандсом, тоже представляет собой сочетание активного и пассивного обучения, но активного здесь куда больше. Педагог даёт ученикам необходимую теорию, затем помогает объединиться в команды — и каждая создаёт проект на обозначенную тему в рамках заданного времени (четверти, триместра, семестра). Конечно, присутствует и контроль со стороны преподавателя, и обратная связь, но во многом за процесс отвечают именно сами ученики.

Peer-to-peer, или взаимное обучение.

Это такая модель образования, при которой знания передаются не от профессионального педагога к студенту, а равный учит равного. Проще говоря, люди взаимно обмениваются опытом и знаниями. Такое обучение может строиться стихийно (в самообразовании), но может и продуманно, и тогда преподаватель или методист, педагогический дизайнер выступает в роли создателя и фасилитатора образовательной среды.


Фото: 4 PM production / Getty Images

Методы и приемы интерактивного обучения

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.
  • Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. 

Активное и интерактивное обучение — одно и то же?

В русскоязычной литературе выделяют не только активные, но ещё и интерактивные методы обучения. Часто такие термины используют в качестве синонимов. Например, специалисты из ЛГУ им. А. С. Пушкина отмечают:

«В современной педагогической литературе, а также во ФГОС ВО эти термины стоят в одном семантическом ряду и часто употребляются как взаимозаменяемые; одни и те же методы называются то активными, то интерактивными. В некоторых исследованиях методы интерактивного обучения являются разновидностью методов активного обучения».

Впрочем, это происходит и в зарубежной практике, отмечает профессор Университета Аризоны (США) и известная исследовательница Мишелин Чи. Чтобы разобраться с определениями, она даже предложила фреймворк (или таксономию) для активного обучения ICAP. Правда, в нём обозначены не методы обучения, а виды учебных активностей:

  • Интерактивные (Interactive) — учащиеся взаимодействуют друг с другом на предложенные темы, не игнорируя при этом позицию собеседника.
  • Конструктивные (Constructive) — учащиеся создают что-либо на основе идей, которые находятся за пределами полученной информации (проще говоря, соединяют уже существующую и новую информацию, которую ищут самостоятельно).
  • Активные (Active) — учащиеся физически выполняют какое-либо действие.
  • Пассивные (Passive) — учащиеся просто воспринимают информацию.

В российской же практике обычно интерактивность подразумевает общение учащихся друг с другом, а активность — общение учащихся с преподавателем. Но, как уже говорилось, часто эти термины используют как синонимы.


Фото: stockfour / Shutterstock

Конечно, есть и другие классификации методов активного обучения. Например, отечественные исследователи методы активного обучения на имитационные (имитирующие какую-то деятельность — ролевые игры, кейс-стади и так далее) и неимитационные (например, дискуссия, проектная деятельность, проведение исследования, написание курсовой или дипломной работы).

Приводят и такое разделение:

Средства

Средства обучения — это объекты, которые учитель использует для учебного процесса и презентации материалов.

Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения. 

Среди них часто выделяют:

  • интерактивные доски;
  • интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
  • робототехнику и конструкторы LEGO;
  • интерактивный стол;
  • беспроводной планшет;
  • документ-камеру — прибор, под который кладётся учебник и его изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску;
  • интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;
  • мобильный планетарий — купол с проектором внутри;
  • компьютеры и оргтехнику.

Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции. 

Можно ли организовать активное обучение в онлайн-курсе?

Онлайн-курсы бывают очень разными. Самый простой вариант курса ― цикл записанных лекций, в лучшем случае с проверкой знаний в виде тестов, ― конечно, представляет собой пассивное обучение. Но существуют и курсы, основанные на решении какой-либо задачи (проблемы) ― в них слушатели самостоятельно вырабатывают и ищут решение той или иной учебной задачи, попутно получая знания и опыт. Это пример активного обучения. Такие курсы обычно синхронные.

Чаще всего современные курсы, как и образовательные офлайн-программы, сочетают в себе элементы пассивного и активного обучения ― например, наряду с просмотром асинхронных лекций студенты синхронно разрабатывают собственные проекты, или курс предусматривает другие активные методы. Ещё один способ внедрить в курс элементы активного обучения ― построить его по модели разветвлённого квеста.

Вообще, многие современные, обучающие профессиям взрослых людей, строятся с опорой на модель опыто-ориентированного обучения Дэвида Колба. Если коротко, то её суть в том, что обучение ― это трансформация опыта через цикл из проб и ошибок. Это активное обучение, и задача педагогического дизайнера ― спроектировать условия для него.

Мозговой штурм

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллек-тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу-тей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

творческое усвоение школьниками учебного материала;
связь теоретических знаний с практикой;
активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников

Общим требовани-ем, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для моз-гового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:
определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
планирование общего хода занятия, определение времени каж-дого этапа занятия;
подбор вопросов для разминки;
разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести ана-лиз и обобщение итогов занятия.
Существуют определенные правила, соблюдение которых по-зволит более продуктивно провести мозговой штурм. Перечислим основные из них:

  1. Во время сессии нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов — есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.
  2. Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей.
  3. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками сессии.
  4. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвину-тая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.
  5. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важ-ное значение.
  6. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.
  7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.
  8. Перед началом сессии попытайтесь ответить для себя на сле-дующие вопросы: Заслуживает ли проблема моего внимания? Что дает ее решение? Кому и для чего это нужно? Что произойдет, если ничего не менять? Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?

Как правило, мозговой штурм проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи педагог не следует скоропа-лительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в буду-щем его ждет успех.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: