Классификация и причины расстройства
Заикание может классифицироваться по разным критериям. В первую очередь разделяют лалоневроз:
- клонический;
- тонический;
- смешанный.
В основе клонического лалоневроза лежат клонические судороги мышц речедвигательного аппарата. Они характеризуются мелкими мышечными подергиваниями, в результате чего человек монотонно повторяет один и тот же звук либо слог, слово. Например, о-к-к-к-кно.
Для тонических судорог характерен длительный спазм мускулатуры. При этом мышца застывает в одном положении и как бы деревенеет. В этом случае проявлением расстройства станет длительная пауза в слове или в речи: ко…..рова. Больному речь дается с большим трудом.
Смешанная форма совмещает в себе признаки обоих предыдущих форм.
По локализации логоневроз делят на:
- артикуляционный – сопровождается спазмами мышц лица, губ, неба;
- голосовой – спазм происходит во время произношения гласных звуков. При этом больной может издавать невнятные звуки вместо слова или «распевает» гласную. В крайней степени человек вообще не может ничего произнести по причине смыкания голосовых связок;
- дыхательный – затрудненный вдох или выдох мешает больному беспрепятственно говорить, образуя паузы в речи.
Но самая значимая классификация разделяет расстройство на невротическое и неврозоподобное.
Неврозоподобный лалоневроз возникает при наличии конкретной физиологической патологии. У таких детей отмечается отклонение показателей на ЭЭГ, обнаруживаются мозговые расстройства, нарушения моторики, повышенное внутричерепное давление, спазмофилия. Причины данной формы заикания:
- внутриутробные, родовые травмы;
- отягощенная беременность матери;
- инфекционные заболевания.
Обычно неврозоподобное заикание проявляется в 3-4 года и нарастает постепенно. Его характер не имеет ситуационной зависимости. Дети начинают говорить с опозданием. Характерны нервные тики, ритуальные движения, выраженные дефекты речи.
Мальчик, 8 лет. Беременность матери протекала тяжело. В родах у ребенка наблюдалась асфиксия. Впоследствии он находился на учете у невролога по поводу перинатального поражения нервной системы. Получал лечение. Мальчик отличался повышенной возбудимостью и двигательной активностью с рождения. Заикание проявилось в 3 года спонтанно, без причины, обострялось на фоне простудных заболеваний.
Невротический лалоневроз возникает без физиологических нарушений нервной системы. Изначально для ребенка характерно нормальное и даже раннее речевое развитие. Как правило, можно проследить конкретную причину, которая вызвала расстройство. Оно может вовсе отсутствовать в спокойной обстановке и обостряться под влиянием стрессовых факторов. К его возникновению предрасполагают следующие факторы:
- перегруз нервной системы ребенка по причине завышенных требований родителей;
- раннее изучение иностранных языков;
- сильный испуг или стрессовая ситуация;
- подражание заикающимся членам семьи;
- напряженная обстановка в семье, ссоры, конфликты;
- неправильная модель воспитания: гипер- или гипоопека;
- раннее речевое развитие;
- издержки обучения, скудный словарный запас.
Заикание также существует в 3 степенях своего развития:
- легкая – дефект проявляется периодически, под воздействием травмирующей ситуации;
- средняя – речь нарушается при беспокойстве, эмоциональном напряжении;
- тяжелая – заикание присутствует у больного постоянно.
Группы риска
Категории, которые я укажу ниже, к сожалению, явление нередкое
Поэтому, прошу обратить пристальное внимание, если ваш малыш относится хотя бы к одной рисковой группе
- Детки слишком впечатлительные. Например, те, кто привязан сильно к матери. Любое отлучение, будь то детский сад или отъезд к бабушке, способны вызвать стресс. Знаете, в последнее время я часто встречаю таких деток. Их сложно отвлечь, если мама куда-то отлучилась. Поэтому, хорошо, если вы с пелёнок приучали карапуза оставаться с кем-то другим.
- Малыши, начавшие рано разговаривать. Если к 2,5 годам дитя говорит полные фразы и большие предложения, это вызывает у него спешку. Он хочет произнести всё и сразу. Такое поведение вызовет сбой речи. Как следствие — заикание.
- Детишки, научившиеся говорить поздно. Тут противоположная ситуация. Звукопроизношение у таких малышей невнятное. Вследствие чего и появляется недуг.
- Если среди родственников есть люди с подобным нарушением речи.
- Когда дитя растёт в двуязычной семье.
Но, хочу вас успокоить. Даже если ваш карапуз входит хотя бы в одну группу риска, это ещё не говорит о том, что он заболеет
Просто необходимо вовремя уделить внимание профилактике
Причины заикания у детей
Ground Picture/Shutterstock.com
Заикание не возникает у абсолютно здоровых детей. Оно может появиться только при наличии в анамнезе предрасполагающих факторов. Это отдалённые причины, которые подготовили «благоприятную почву» для появления логоневроза, а именно:
- Наследственная предрасположенность. Если у близких родственников есть заикание, нервно-психические и другие хронические заболевания, которые ослабляют нервную систему, то это повышает риск развития заикания у ребёнка.
- Генетические мутации. На сегодняшний день известны 4 гена, мутации в которых связывают с появлением заикания.
- Поражение центральной нервной системы плода в период внутриутробного развития. Может развиться вследствие тяжёлого токсикоза, преэклампсии, нарушения маточного кровообращения и в результате перенесённых мамой во время беременности инфекционных заболеваний.
- Родовые травмы.
- Невротические особенности ребёнка: мнительность, ранимость, высокая эмоциональная чувствительность и другие.
- Частые и тяжёлые инфекционные и соматические болезни раннего возраста, которые ослабляют нервную систему.
- Психологически нездоровая обстановка в семье, что приводит к постоянному перенапряжению и истощению нервной системы.
Иногда этих факторов достаточно для развития заикания, но чаще всего необходим триггер (производящий фактор):
- Сверхсильный эмоциональный раздражитель, который у каждого малыша будет свой. Один ребёнок начинает заикаться после нападения агрессивной собаки, а другому достаточно усомниться в любви родителей и испытать испуг от этих мыслей. Спровоцировать заикание могут не только сильные негативные эмоции, но и позитивные.
- Быстрое и насильственное переучивание с левши на правшу. Во время переучивания происходит смена ведущего полушария мозга, из-за чего менее приспособленые отделы мозга становятся доминантными и не всегда могут справиться с возложенными на них обязанностями. Резкое переучивание левши может быть чревато не только заиканием, но и проблемами с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия).
- Проживание в билингвальной семье (семья, в которой разговаривают на двух языках) или изучение иностранного языка параллельно с родным. Ребёнок может заикаться на одном из языков или на обоих сразу.
- Перегрузка речевым материалом и обучение, которое не соответствует возрасту. Порой родители стремятся вырастить вундеркинда и сами того не желая провоцируют появление логоневроза у ребёнка.
- Строгое воспитание с использованием телесных наказаний и психологического давления.
- Травля в детском коллективе со стороны сверстников или со стороны взрослых: воспитателей, нянечек, учителей и других.
- Конфликты в семье, недостаток любви со стороны родителей и другие проявления нездоровой психологической обстановки дома.
- Дефицит положительных эмоций.
- Подражание заикающемуся взрослому или ребёнку.
- Черепно-мозговые травмы, новообразования головного мозга и кровоизлияния в мозг. Последние встречаются в детском возрасте нечасто, но о них необходимо помнить! Помимо заикания они могут провоцировать угрожающие жизни состояния и даже смерть.
- Острое инфекционное или тяжёлое соматическое заболевание.
- Болезни ЛОР-органов.
- Интоксикация.
Всегда знайте, где находится ваш ребёнок и всё ли у него в порядке, когда вас нет рядом. Скачивайте приложение для заботливых родителей «Где мои дети», чтобы обеспечивать безопасность ребёнку на расстоянии и приходить на помощь незамедлительно, когда это потребуется.
Осложнения при заикании
Заикание больше влияет на психическое и эмоциональное состояние. Постепенно развиваются комплексы, заниженная самооценка. Среди возможных последствий:
- замкнутость;
- отсутствие общения с окружающими;
- раздражительность;
- повышенная тревога;
- страх одиночества;
- различные фобии (логофобия — боязнь собственной речи).
Дети с запинанием хуже усваивают учебный материал, сталкиваются с проблемами при выборе профессии. Взрослым людям сложно строить полноценную карьеру и создавать семью.
Коррекция заикания — сложный и длительный процесс. Обращаться к врачу необходимо при появлении первых признаков запинания. Во многих случаях они связаны с психосоматическими нарушениями, поэтому легко устраняются под контролем невролога или психотерапевта.
Вылечить заикание у взрослого — более сложная, но выполнимая задача. Не стоит запускать проблему до 3−4 стадии, стесняться обращаться к врачу. Опытные специалисты Rehab Family эффективно проводят диагностику, выявляют скрытые причины запинания, подбирают действенную коррекционную терапию. При необходимости с каждым пациентом работает психолог, психотерапевт, применяются современные и проверенные методики.
Смотря какой вид
— Надежда Дмитриевна, отчего возникает заикание? Старшее поколение в качестве одной из весомых причин часто приводит испуг. Но только ли это является причиной запинок в речи?
Статья по теме
Психолог о влиянии фильмов ужасов: «Здоровые люди такое кино не смотрят»
Что касается остальных двух видов, то невротическое — это как раз та форма заикания, которая возникает на фоне психотравмирующих ситуаций, после стресса, испуга. Неврозоподобное — может быть следствием перинатальных патологий, тяжелых родов, проблем при вынашивании плода и во младенчестве ребенка. Они приводят к слабости тех систем, которые отвечают за артикуляцию, и в определенные периоды жизни внезапно человек может начать заикаться. Как говорят родители, заикание возникло «из неоткуда».
Причины заикания зависят от того, к какому виду относится этот дефект. При неврозоподобном в основе лежат онтогенетические уровни наследования, когда какая-то слабость артикуляционного аппарата передается по наследству и во время возрастного кризиса, заболевания, даже порой ОРЗ, даже в результате плохой адаптации в школе у ребенка начинаются проблемы с речью.
Что касается невротического заикания, то здесь в основе лежат особенности личности ребенка. Когда он тревожный, болезненно воспринимает различные стрессовые ситуации, неспокойный, грубо говоря, — невротический. Это тот тип личности, когда часто при травмирующих психику ситуациях возникает заикание.
— А заикание может пройти или остается на всю жизнь?
Статья по теме
От кого защищать? В бедах детей всегда виноваты взрослые
В зависимости от тяжести случая мы и даем прогноз. Конечно, если дефект тяжелый, то вылечить его будет сложнее, а при более легких формах нивелировать проще. Зависит успешность лечения и от причины возникновения. Если заикание невротическое, то после работы с психологом, который скорректирует личностные особенности человека, и занятий с логопедом можно избавиться от этого дефекта. Специалисты научат человека правильно дышать, контролировать свое эмоциональное состояние, справляться с волнениями и тревогами.
— Может ли произойти ухудшение состояния, когда сначала заикание было не очень сильным, а со временем запинки в речи возникают при любой ситуации?
— Да, если вовремя не начинать лечение, если человек очень тревожный и ему не удается совладать с собой, то со временем создается порочный круг, так называемая логофобия, когда человек из-за заикания начинает бояться общения. Он начинает говорить, возникает волнение, страх из-за того, что сейчас начнет заикаться, и начинает заикаться — круг замыкается
Поэтому важно начать лечение, как только заметили проблему, пока не сформировалась логофобия, избавиться от которой очень сложно
Чаще всего боязнь говорить возникает при невротических заиканиях. Неврозоподобные заикания они вялотекущие. Ребенка можно пролечить, заикание пройдет, но через некоторое время все может вернуться, потому что есть определенный так называемый резидуально-органический дефект.
Профилактика закрепления и рецидивов
Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися детьми дает хорошие результаты, но их адаптивный уровень остается низким, поэтому в будущем могут возникать рецидивы. Частые повторения приводят к хронификации заболевания и возникновению новых патологий в работе нервной системы.
Первые рецидивы наблюдаются при переходе из детсада в школу. Учителя нужно поставить в известность о проблеме малыша. Таких детей нельзя спрашивать первыми, заставлять отвечать, если у них случился ступор и настаивать на даче ответов в виде развернутых длинных фраз, если ребенок отвечает односложно. При возникновении рецидива его не отстраняют от устных ответов у доски, а стараются мягко адаптировать его к ситуации. Малыш должен регулярно наблюдаться у врача-логопеда и невролога.
Следующий опасный период — подростковый возраст. Ускоренное психосоматическое развитие совпадает с осложнением в общении и ростом требований к собственной речи. Эмоциональное напряжение выходит на предельный уровень в связи с эндокринной перестройкой. При возникновении рецидива необходима психолого-педагогическая помощь специалистов. В качестве профилактики периодически проводятся сеансы психотерапии, логопедические занятия.
Психологическая работа с детьми для предупреждения рецидивов болезни предполагает выработку следующих личностных качеств:
- уверенность в себе;
- самостоятельность;
- активность.
Людям, у которых в прошлом были проблемы с речью, лучше отказаться от работы, требующей высокой психологической нагрузки.
коррекция заикания-фрагмент занятия
Роль семьи
Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.
Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме
Отсутствует внимание к возрастным потребностям
Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.
Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется
Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме
Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью
Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного
Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:
- препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
- незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
- болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
- запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
- проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
- отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.
Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.
Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С
Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.
Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.
Признаки заикания
Патология проявляется основными симптомами, при наличии которых специалист может поставить такой диагноз как заикание. Так, при подобном нарушении речи человек выдерживает паузы между звуками, многократно делает слогово-звуковые повторы. В процессе речи происходит спазм речевого аппарата, вследствие чего пациенту сложно дышать.
Заикание — патология, которая сопровождается дополнительными симптомами, такими как слезливость, агрессия, нервозность. Часто дети на фоне заикания становятся замкнутыми, так как боятся стать предметом насмешек со стороны ровесников. Малыши могут проявлять нежелание ходить в детский сад или играть с другими детьми. У детей с заиканием могут развиться патологии нервной системы, например, нервный тик. У некоторых детей заикание сопровождается нарушением сна, отсутствием аппетита, проблемами в работе ЖКТ.
При отсутствии своевременного лечения патология может стать причиной задержки развития, отсутствия желания общаться со сверстниками, формирования замкнутости. В более взрослом возрасте люди с заиканием испытывают трудности во время устройства на работу.
Как снизить риск и избавить ребёнка от заикания
Несколько советов, которые помогут родителям самостоятельно снизить риск возникновения заикания у ребенка на ранней стадии проявления.
Говорите с ребёнком медленно и плавно, равномерно и ритмично. Самостоятельно задавайте неспешный, расслабленный темп вашей беседы и не просите ребёнка говорить помедленнее. Своим примером вы способствуете более плавной речи ребёнка.
Делайте паузы в своей речи, оставляйте пустоты, особенно после фраз ребёнка — это дает ему возможность сказать что-то еще, а вам обдумать его слова. Не говорите только потому, что нужно заполнить паузу в разговоре. Дайте ребёнку понять и почувствовать, что он может говорить столько времени, сколько ему необходимо.
Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы давят на ребенка, заставляют чувствовать ограничение во времени на ответ. Комментируйте и описывайте то, что сейчас делаете вместе с ребенком — это значительно уменьшает давление из-за нехватки времени.
Директивы и команды иногда содержат осуждение и критику. Такие фразы лучше начинайте словами: «Давай…», «Как насчет…», «Что ты думаешь?»
Иногда повторяйте за ребёнком, чтобы дать понять, что вы его внимательно слушали. Основная цель – уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать форму речи в виде комментариев и утверждений. Сделайте так, чтобы речь ребенка стала плавной в беседе.
Слушайте ребенка и не перебивайте. Дайте почувствовать, что его высказывания — самая важная вещь в данный момент.
Позволяйте ребенку начинать беседу, выбирать тему для разговора. Делайте уместные комментарии по теме. Постарайтесь не контролировать беседу постоянно.
Установите контакт глазами. Не отводите взгляд, если ребенок заикается, иначе вы покажете, что испытываете дискомфорт. Позвольте ребенку закончить фразу, даже если придётся подождать.
Признайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести слово, что он может закричать: «я не могу этого сказать», «никак не получается». В этот момент продемонстрируйте принимающее отношение к ребенку фразами: «это было трудно произнести», «это сложное слово». Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен, напуган или находится в состоянии стресса. В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется
Если в данный момент не получается уделить внимание исключительно ребенку, то скажите ему, что выполняете определенную работу, а после её завершения уделите ему полностью все своё внимание и обязательно выполните свое обещание!
Выделяйте специальное время для беседы и общения, игры с ребёнком. Это значительно увеличивает плавность речи
Используйте это время, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Позвольте ребенку самостоятельно выбрать занятие и решить, когда начать разговор. Уделяя ребёнку время вы очень сильно повышаете его самооценку, а это помогает ему снизить темп речи.
Уделяйте внимание исключительно ребенку. Детям часто не хватает исключительного внимания любящих родителей, это именно то, о чём дети мечтают!
Таким образом вы создаете положительный фон вокруг себя и ребёнка и подарите ему поток положительных эмоций. Боритесь за речь своего ребёнка!
Профилактика проблем с социальной адаптацией
Дети, страдающие от заикания, отличаются незрелой эмоционально-волевой сферой. Проявляется это в застенчивости, отсутствии желания общаться со сверстниками, пассивности в отношении полученных отметок за ответ. У ребенка низкий уровень мотивации, слабое общепознавательное развитие.
Приходя в школу в первый раз или попадая в некомфортную психологически ситуацию, человек оказывается неготовым к общению с социумом. Детям с патологией речи необходим другой режим обучения:
- перерывы на физминутки;
- интерпретация учебного материала, адаптированная под восприятие малыша;
- подход индиидуальный;
- наблюдение специалиста.
Профилактика заикания у детей дошкольного возраста
Чтобы уберечь детей от заикания, нужно соответствующая профилактика, которая требует от взрослых соблюдения определенных правил.
С самого раннего возраста в развитии речевой функции у ребенка большую роль играет активное подражание речи родителей и других взрослых. Помимо положительной стороны, подражание имеет и свою негативную сторону.
В первую очередь, речь окружающих людей должна быть правильной, неторопливой и отчетливой. В таком случае подражание сыграет свою положительную роль, ведь у детей будет формироваться такая же правильная речь.
Вот несколько основных рекомендаций, который помогут избежать появления заикания:
Не допускать ускоренной речи. Излишне торопливая речь малыша говорит о его сильной возбудимости, что может привести к развитию нарушения.
В виду того, что подражание может стать следствием развития заикания, то нужно оградить ребенка от общения с заикающимися сверстниками и взрослыми. В противном случае, он начнет подражать им, повторяя одни и те же запинки.
Нужно всяческим образом оберегать неокрепшую психику детей. Нужно исключить любые стрессы, психические травмы, сильные эмоциональные проявления (включая бурные всплески радости).
На детей сильно влияет неблагоприятная обстановка внутри семьи. Именно поэтому, нужно исключить любые конфликты среди родителей, либо сделать так, чтобы ребенок не был их свидетелем.
Исключить излишне строгие наказания ребенка, запугивание и ни в коем случае не применять к нему меры физического воздействия.
Нельзя форсировать речевое развитие детей
Важно соизмерять нагрузки с возрастом ребенка. Помните о том, что в дошкольный период речевые возможности достаточно ограничены, поэтому не нужно перегружать слишком сложными словами, требовать от него заучивать длинные стихотворения и т.д.
Отсутствие участия родителей в развитии малыша
Если в семье не принято читать ребенку, просить его пересказывать услышанное, поправлять его, когда он говорит неправильно (максимально корректно), то у таких детей наблюдается отсталость в речевом развитии.
Не нужно эмоционально перегружать ребенка походами в кинотеатр, цирк и другие развлекательные учреждения. Объясняется это тем, что под впечатлением от увиденного, малыш начинает задавать вопросы, делиться эмоциями и все это, как правило, происходит в возбужденном состоянии, т.е. ребенок запинается, пытается быстро что-то сказать, глотает звуки и т.д. Появившиеся запинки в речи могут закрепиться и перейти в постоянные.
Среди общих рекомендаций профилактики заикания можно отметить нормализацию распорядка дня. В возрасте от 3 до 7 лет сон должен составлять не менее 10 часов в сутки. Следует избегать излишне шумных компаний. Часто причиной этого нарушения становится сильный испуг, поэтому нужно определить его источник. Необходимо либо устранить причину страха, либо продемонстрировать малышу, что в том, что он считает пугающим, ничего страшного нет. Никакие строгие выговоры, поучения и тем более насмешки не помогут, а, напротив, только усугубят ситуацию.
Информация для родителей
Чтобы не допустить развития патологии, опекуны должны внимательно следить за развитием речи и способствовать ему. Если заболевание имело место, используйте памятку для родителей по предупреждению рецидивов заикания:
- поддерживайте и оздоравливайте нервную систему: занятия спортом, музыкой, полноценный отдых и правильное питание;
- принимайте проблемы и учите этому ребенка, заикание не является источником всех проблем, происходящих в жизни;
- тренируйте правильную речь для закрепления результатов: произносите скороговорки, учите стихи.
Соблюдайте основные правила речи. Ребенок должен держать спину ровно, принимать правильную позу, способствующую улучшению кровообращения и обеспечивающую оптимальное поступление воздуха в легкие. Малыш при разговоре всегда смотрит на собеседника, держится уверенно. Речь медленная, плавная, выразительная. Гласные произносятся протяжно, согласные — мягко, без напряжения. Длинные фразы разделяются на удобные смысловые отрезки. Не обязательно все время говорить, если не получается — делают остановку, продолжают речь, когда приходит ощущение уверенности в себе.
Частые вопросы
Что надо делать чтобы перестать заикаться?
Визуализируйте что-нибудь положительное … Познакомьтесь с пространством, где будет проходить презентация … Репетируйте, репетируйте, репетируйте … Сделайте глубокий вдох — или много глубоких вдоховЕщё
Какие упражнения надо делать от заикания?
положить шарик из ваты на стол и сдувать его в разные стороны,лечь, разместить на животе какой-либо нетяжелый предмет и дышать, напрягая мышцы пресса,дуть мыльные пузыри, надувать воздушные шары,используя соломинку, делать в воде пузыри и др.
Что может помочь от заикания?
Избавиться от заикания возможно только методами, предполагающими не меньшее участие пациента. Не ищите «волшебной» таблетки от заикания. Ее просто не существует! Нет необходимости для достижения речевого результата использовать манипулятивные техники: внушение, настрои, аутотренинг, речевки и наказания.
Как сделать так чтобы ребенок перестал заикаться?
Сделать паузу Когда родители замечают, что их ребенок заикается, зачастую они делают вывод, что с ребенком надо говорить больше, чтобы он практиковался, а также подсказывать ему, поправлять его. … Говорить плавно. … Обратится к неврологу или логопеду.
Меры предупреждения в детском возрасте
Первичная профилактика заикания предполагает вводный курс для родителей и педагогов младших дошкольных учреждений о правильном развитии речи у малышей в возрасте 2–5 лет. Значительная роль в появлении симптомов заболевания отводится:
- особенностям характера;
- ситуации психогенной в дошкольном учреждении и семье;
- особенностям речи окружающих, которым малыш будет подражать на ранних стадиях становления речи.
Все люди, окружающие ребенка, имеющие непосредственное влияние на его воспитание, должны быть осведомлены об особенностях развития речи, условиях, способствующих речевым патологиям.
Профилактические меры сводятся к 3 основным направлениям:
- профилактика развития патологии у малышей;
- профилактика закрепления (хронификации) и рецидивов;
- профилактика проблем с социальной адаптацией.
Как лечат
Лечение заикания – комплексное. Проводится с привлечением специалистов разного рода: педагогов, психологов, терапевтов.
Основа терапии – коррекционные занятия, проводимые логопедом и дефектологом. Программа разрабатывается индивидуально для каждого пациента.
Дополнительно применяют массаж, призванный улучшить кровообращение в судорожных мышцах и расслабить их. Дыхательная гимнастика помогает сформировать правильный темп и ритм дыхания.
Если заикание имеет стрессовую природу, больной напряжен и тревожен, назначается медикаментозная терапия в виде седативных препаратов, транквилизаторов.
В случае неврозоподобной формы привлекается терапевт и невропатолог для лечения органической патологии.
Неотъемлемой частью терапии является психотерапия. В тяжелых случаях применяется гипноз для кардинального избавления от дефекта. Обычно ему подвергают детей в возрасте от 10 до 18 лет.
Психотерапия необходима для того, чтобы выявить психические причины заикания. С ее помощью также проводят терапию фобий и навязчивых действий, используют групповые и индивидуальные ее формы.
Лечение логоневроза должно быть не только комплексным, но и полноценным, завершенным. Это очень важный аспект лечения, поскольку расстройство имеет тенденцию возвращаться, особенно в кризисные периоды развития человека. К таковым относят, например, социально значимые события: поступление в школу, ВУЗ, период полового созревания.
Профилактика закрепления и рецидивов
Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися детьми дает хорошие результаты, но их адаптивный уровень остается низким, поэтому в будущем могут возникать рецидивы. Частые повторения приводят к хронификации заболевания и возникновению новых патологий в работе нервной системы.
Первые рецидивы наблюдаются при переходе из детсада в школу. Учителя нужно поставить в известность о проблеме малыша. Таких детей нельзя спрашивать первыми, заставлять отвечать, если у них случился ступор и настаивать на даче ответов в виде развернутых длинных фраз, если ребенок отвечает односложно. При возникновении рецидива его не отстраняют от устных ответов у доски, а стараются мягко адаптировать его к ситуации. Малыш должен регулярно наблюдаться у врача-логопеда и невролога.
Следующий опасный период — подростковый возраст. Ускоренное психосоматическое развитие совпадает с осложнением в общении и ростом требований к собственной речи. Эмоциональное напряжение выходит на предельный уровень в связи с эндокринной перестройкой. При возникновении рецидива необходима психолого-педагогическая помощь специалистов. В качестве профилактики периодически проводятся сеансы психотерапии, логопедические занятия.
Психологическая работа с детьми для предупреждения рецидивов болезни предполагает выработку следующих личностных качеств:
- уверенность в себе;
- самостоятельность;
- активность.
Людям, у которых в прошлом были проблемы с речью, лучше отказаться от работы, требующей высокой психологической нагрузки.
коррекция заикания-фрагмент занятия
Мальчиков больше
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Надежда Дмитриевна, может ли заикание возникнуть у взрослого или это все же детская проблема, а запинки в речи у взрослых — не долеченный в детстве дефект?
Надежда Семенова: У взрослых заикание возникает редко, в основном в детстве. Но здесь есть такой психологический момент: порой заикание, которое было с детства, во взрослом возрасте человеку становится необходимым, становится его частью. И если человек тревожный, не любит выступать на публике, то он может «прикрываться» своим речевым дефектом, пользоваться им, ему становится удобно заикаться. Также в конфликтной ситуации часто заикание играет на руку. Человек начинает заикаться, и вторая сторона конфликта часто уходит от спора, потому что очень сложно ругаться с заикающимся человеком.
— Есть какие-то определенные части речи, которые заикающемуся человеку сложнее всего выговорить?
Статья по теме
Спасительный крик. Какое «оружие» ребенка самое главное?
— Нет, это не зависит от того, существительное это или прилагательное. Дело в наборе звуков в слове, в зависимости от того, где формируются судороги — в губах, гортани, на языке, те звуки человеку и сложнее выговорить. Например, при «б» — судорога в губах, при «к» — в корне языка. Бывает, что судороги случаются одновременно и в языке, и в гортани, это говорит опять же о тяжести заболевания и прежде всего о сложности коррекционной работы. Чем легче дефект, чем проще его лечить.
— А бывает, что человек заикается и на согласных, и на гласных?
— Судороги речевого аппарата при заикании бывают тонические и клонические. Тонические, когда ребенок тянет звуки, и здесь участвует гортань. Бывает смешанная форма, когда и тонические, и клонические, в этом случае запинки возникают и на согласных, и на гласных.
— Заикающихся людей становится больше, или, наоборот, этот дефект речи встречается все реже?
— Не скажу, что становится больше. Так, среди детей с речевой патологией заикающихся детей около 2%. Однако мальчиков больше. Они от природы более подверженные различным заболеваниям. Девочки же более крепкие. В женщине природой заложена биологическая агрессивность, которая дает силы ей выживать, переносить все невзгоды, потому что она по природе мать, ей нужно выносить, родить, вырастить и защитить своего ребенка.
Выводы и проблемы
В то время как исследователи добились больших успехов в понимании заикания у взрослых, нейронная основа у детей в значительной степени остается загадкой. Нет объективного маркера, который поможет определить, какие дети будут выздоравливать, а у каких будет развиваться хроническое заикание.
Однако результаты исследований подтверждают идею о том, что раннее вмешательство может изменить или нормализовать функцию мозга. Восстановление может произойти в результате компенсаторной «картины» роста нервной системы у детей дошкольного возраста. Специалисты рекомендуют начинать применять терапию, если ребенок заикается более шести месяцев.
Проблемой остается разработка системы мер по предупреждению болезни, так как до конца не разгадана «загадка» заикания. Можно только попытаться уменьшить возможные риски, способствующие его появлению. А повлиять остается возможным только на психоэмоциональное состояние.
Будущие научные разработки приведут к лучшей клинической оценке и приблизят к поиску целей лечения.