Интегрированное обучение в России
Современные тенденции становления интегрированного обучения в России имеют свои отличия. В РФ разделяют три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии:
- Дифференцированное обучение.
- Интегрированное обучение.
- Инклюзивное обучение.
Одной из задач, которую ставит перед собой партия «Единая Россия» — развитие инклюзивного обучения в РФ. По данным RG.RU к 2020 году у 71% школьных зданий появились безбарьерные входы для особенных детей, а 8% образовательных учреждений полностью готовы перейти на новую форму организации учебного процесса.
Дифференцированное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с тяжелыми задержками в умственном развитии и сильными нарушениями слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата учатся в специальных коррекционных школах.
Интегрированное обучение
В российской системе образования под этим термином понимают образовательную модель, при которой особенные дети обучаются в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А чтобы попасть в коллектив к обычным детям, ребёнку необходимо доказать, что его способности позволят ему в полном объёме освоить учебную программу.
Инклюзивное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении. Для этого привлекают дополнительных специалистов, которые помогают таким детям легче проходить адаптацию и справляться с уроками.
Чем инклюзивное обучение отличается от интегрированного? В российской системе образования — это два разных типа организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Также считается, что при инклюзивном обучении делают больший акцент на воспитании человечного и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
Недостатки дифференцированного обучения
У данного способа обучения нашлись не только сторонники, которые полностью оправдывают его применение, но и те, кто негативно отзывается о целесообразности разделения. Это связано со следующими минусами:
- У участников сильных групп начинается развиваться высокомерие, повышается уровень эгоизма, они начинают чувствовать своё превосходство. Это может негативно сказаться на формировании их как личность.
- Сам принцип разделения детей может показаться негуманным и восприниматься ими как ущемление.
- Разделение на группы ограничивает возможность командной работы, при которой сильные ученики могли бы помогать тем, кто слабее. Это помогло бы подтолкнуть отстающих ребят тянуться за теми, кто сильнее.
- Слабые дети могут чувствовать себя подавленно, у них начинают развиваться комплексы, расти неуверенность в себе, что приведёт к ещё большему снижению мотивации учиться и улучшать свои результаты.
- Для учителей осложняется процесс обучения, поскольку потребуется очень много времени для разработки заданий разного уровня. Ежедневно придётся выполнять огромный объём работы, к каждому необходимо искать индивидуальный подход.
- Погрешность при диагностике может привести к ошибочному распределению учащегося – его могут определить в ту группу, к которой он не относится. Последующее решение проблемы может восприняться ребёнком слишком чувствительно.
Плюсы и минусы интегрированного обучения
Давайте подведём итоги и рассмотрим, какие преимущества и недостатки есть у интегрированного обучения.
Плюсы интегрированного обучения
- развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
- помощь детям с особенностями успешно интегрироваться в общество;
- возможность не замыкаться в проблемах;
- развитие эмпатии и умения помогать другим людям;
- формирование толерантной культуры.
Интегрированное обучение — шанс для особенных детей найти своё место в обществе
Минусы интегрированного обучения
- ребёнок с особенностями часто требует слишком много внимания и времени, которые учитель не всегда может дать;
- недостаток внимания к обычным детям может сказаться на их успеваемости;
- риск травли со стороны других учеников;
- сложно подготовить нужных специалистов;
- необходимо перестраивать всю систему образования.
Наш мир с каждым годом становится более инклюзивным: появляются пандусы в общественных местах, новые подходы к социализации и, в том числе, к образованию. Поэтому если вы уже учитесь или планируете поступать на факультеты по педагогике, психологии или социальной работе, присмотритесь к этой теме. Спрос на грамотных специалистов будет расти, а значит, это отличное направление для профессиональной реализации.
Кому подходит интегрированное обучение
Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.
Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.
Внешние условия | Внутренние условия |
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни | степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми |
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения | способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме |
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу | ребёнок психологически готов к школе |
есть условия и среда для интегрированного обучения |
Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.
Цели и задачи интегрированного обучения
Интегрированный подход в обучении — это методика, которая позволяет успешно решать цели и задачи, связанные с социализацией и передачей знаний детям с инклюзией разной степени тяжести.
Цель интегрированного обучения
Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.
Обучение в Японии по интегрированным образовательным программам существует с 1990 года, а нормы и акты инклюзивного обучения стали разрабатывать уже с 70-х годов.
Задачи интегрированного обучения
Интегрированное обучение решает следующие задачи:
- создать специальные условия для детей с особенностями развития;
- помочь таким детям освоить учебную программу, не отклоняясь от стандартов школьного образования;
- уменьшить или снизить функциональные нарушения у детей;
- создать уважительную и принимающую атмосферу;
- наладить диалог с другими детьми, научить коммуникации;
- поддерживать в вопросах обучения и социализации;
- оказывать психологическую поддержку;
- формировать позитивное отношение к себе и жизни.
Лев Семёнович Выготский первым заговорил о важности развития концепции интегрированных методов обучения. Он считал, что коррекционные школы, которые создавались специально для детей с ограниченными возможностями не дают необходимых навыков, необходимых для взрослой жизни
Наоборот они усугубляют состояние детей, фиксируя внимание на проблемах
Методика реализации дифференцированного подхода в урочной деятельности
Осуществление дифференцированного подхода в реализации образовательного процесса начальной школы осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС и предполагает дифференциацию обучения на разных этапах учебных занятий.
Методика дифференцированной работы на уроках в начальных классах предполагает соблюдение следующего алгоритма действий:
- Проведение диагностики уровня развития учащихся, выявления их познавательных возможностей, потребностей и интересов.
-
Разделение учащихся на группы. Данное разделение предполагает формирование групп учащихся по выбранным показателям. Как правило, формируются такие группы:
- Дети, не справляющиеся с учебными заданиями самостоятельности и, нуждающиеся в постоянной помощи, сопровождении обучения;
- Дети, способные к выполнению заданий самостоятельно;
- Одаренные дети – решающие задачи более быстрыми темпами с сохранением высокого качества работы и, способные оказать помощь и содействие другим учащимся.
-
Осуществление дифференцированного подхода на разных этапах урока. Это можно реализовать в виде заданий разного уровня сложности на этапе повторения пройденного материала, актуализации знаний учащихся или на этапе закрепления новой темы. Дифференцированные задания даются учащимся, сложившихся групп в таком порядке: первая группа получает задания с наличием инструкции по их выполнению, задания выполняются по образцам т.е. в задании используется материал урока, данные новой темы, правила и др. для повторения учащимися и их закрепления; вторая группа получает задания самостоятельно, без опоры на образцы выполнения, а третьей группе даются задания творческого характера, требующие применения не только новых знаний, но и актуализации уже имеющихся знаний и навыков, разрешения проблемных ситуаций.
- Дифференцированная домашняя работа. Учащимся даются задания дифференцированного характера. Они так же разделяются по группам и имеют разную степень сложности выполнения.
Как правило, дифференциации учащихся осуществляется внутри одного коллектива. Однако, имеет место быть дифференциация младших школьников по всей параллели: учащиеся делятся по уровню восприятия информации, по уровня обучаемости и развитости познавательной заинтересованности. Такое деление реализуется, как правило в познании дисциплин творческого характера: ИЗО, музыка. Однако, практика дифференциации по параллели является очень редкой.
Дифференцированное обучение — что из себя представляет
Понятие дифференцированного обучения происходит от термина «дифференциация».
Дифференциация — это разделение целого на составляющие части по каким-либо признакам, а также разделение методов в процессе работы.
Дифференцированное обучение — это технология обучения детей с учетом наличия у них различных индивидуальных возможностей, способностей, склонностей, уровня развития.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Учащиеся группируются по выделенным признакам, и учитель применяет различные формы и методы в каждой группе. Отбор методов, форм и средств работы должен быть эффективен для учащихся всех групп. Учитель выбирает наиболее востребованные технологии обучения, ориентированные на личность учащегося.
Цель обучения: создать оптимальные условия и благоприятную обстановку для того, чтобы выявить задатки и развить имеющиеся интересы и способности учащихся.
Для этого необходимо определить для каждого учащегося целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы на уроке и материал для домашнего задания и контроля, принимая во внимание уровень подготовки, развитие мышления и познавательный интерес к предмету. Исходя из диагностики и анализа учитель ставит конкретные задачи для достижения эффективного результата. . Отличительные особенности и сущность дифференцированного обучения:
Отличительные особенности и сущность дифференцированного обучения:
- Учет индивидуально-типологических особенностей личности: интересов, психофизиологических особенностей, профессиональной ориентации, способностей, уровня обученности. Неразвитые способности учитываются и развиваются до необходимого уровня.
- Деление на группы. При разделении на группы учитель учитывает уровень интеллектуального развития, тип мышления, темперамент, интересы и склонности. Группирование может быть четким и нечетким. При нечетком делении учащиеся имеют возможность свободно перемещаться из группы в группу.
- Различное построение процесса обучения в выделенных группах. Обучение должно быть адаптировано к особенностям и уровню различных групп. Обучение должно постоянно подвергаться изменениям. Это необходимо для мотивации учащихся.
Дифференциация в обучении является частью общей дидактической системы и обеспечивает специализацию учебного процесса для разных групп учащихся.
Преимущества дифференцированного обучения
Рассматриваемый метод не зря набирает популярность, заявив о себе как один из наиболее эффективных и результативных способов обучения. Он имеет немало преимуществ, основными из них являются:
- Предоставление возможности обучения каждого ученика на том уровне, который полностью соответствует его способностям.
- Правильно расформированные группы внутри класса помогают преподавателю продумывать ведение урока таким образом, чтобы спланировать форму помощи для каждого ученика по отдельности.
- В отличие от стандартной методики обучения, при которой основной упор делается на сильных учеников, слабые дети получают больше возможности проявить себя, становятся задействованными в образовательном процессе.
- Сильным детям предоставляются условия для полноценного раскрытия их творческих способностей, креативного мышления, решения задач высокого уровня сложности, что ещё больше способствует развитию имеющихся навыков.
- Благодаря дифференцированному методу, легче добиться максимальных результатов учащихся. При этом сам процесс освоения материала становится интересным.
- Происходит повышение мотивации более сильных учащихся, способных усваивать материал на более глубоком уровне, что способствует увеличению темпа работы.
Выдержка из текста
Гипотеза исследования: на основании вышесказанного в наше работе мы исходили из предположения, что целенаправленное формирование умения управлять собой будет способствовать нормализации учебной деятельности умственно отсталых школьников на уроках естествознания.
Целью нашей работы является:теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу коррекции недостатков произвольного внимания у умственно отсталых школьников на уроках истории России.
В современных условиях возрастает значимость психологической адаптации личности к изменяющемуся миру социальных взаимоотношений.Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что дети посещают учебные учреждения не только с разным уровнем подготовки к обучению и разным уровнем интеллектуального развития, но и с различными возможностями адаптации в среде межличностного общения.Таким образом, актуальной является проблема своевременного выявления и профилактики отклонений в развитии эмоционально – волевой сферы умственно – отсталых младших школьников на уроках чтения.
В современных условиях возрастает значимость психологической адаптации личности к изменяющемуся миру социальных взаимоотношений.Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что дети посещают учебные учреждения не только с разным уровнем подготовки к обучению и разным уровнем интеллектуального развития, но и с различными возможностями адаптации в среде межличностного общения.Таким образом, актуальной является проблема своевременного выявления и профилактики отклонений в развитии эмоционально – волевой сферы умственно – отсталых младших школьников на уроках чтения.
Индивидуализацияc в предыдущие периоды воспитания осуществлялась чаще всего через преподавательские упражнения разного содержания и уровня трудности, в выборе которых, одинаково как и в вариантах их решения, учащиеся участия не принимали; не представлялась учащимся и возможность узнавать свои индивидуальные особенности и принимать в соответствии с ними самостоятельные (или с определенной помощью педагога) выборы характера, способа преподавания, уровня освоения учебного материала, сегодня необходимо подготовить педагогов, умеющих подготавливать индивидуализированное обучение.
Особенность содержания современного начального образования — не только ответ на вопрос о том, что ученики должны знать, но и формирование универсальных учебных действий. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению являются обязательными для процессов обучения и воспитания.Таким образом, актуальность темы обусловлена интересом к современному методическому обеспечению дифференцированного подхода в силу затруднений, возникающих при осуществлении индивидуального подхода.
Именно из-за того, что проблемы принятий решений получили такую важнейшую значимость, стала важным моментом в управленияхкомпаниями, выбор этой темы для написания курсовой работы вполне закономерным и аргументированным.
Информационную базу работы составили: специальная литература по теме исследования авторов работ по менеджменту: Ермакова В.П., Макиева З.Г., Прокофьевой Ж.В., Короткова Э.М., работы Ременникова В.Б., Кулагина О.А., Трояновского В.М. по теории управленческих решений, а также мате-риалы финансовой отчетности компании ООО «ГЛОБАЛ-ПРОЕКТ» за 2014-2013 гг.
б) Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Например, при закреплении темы Оболочка Norton Commander можно предложить учащимся разобрать самостоятельно другие оболочки (например, Volkov Commander, Dos Navigator).
Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем.
Изучение особенностей развития детей с умственной отсталостью является предметом многочисленных исследований в отечественной коррекционной психологии и педагогики (Л.С. Выготский, Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, Х.С. Замский, Д.Н. Исаев, А.Р. Малер, М.С. Певзнер, Г.В. Цикото и др.).
В работах этих и других авторов, прежде всего, рассматриваются особенности психического развития умственно отсталых …………..
Модели интегрированного обучения
Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:
- постоянная полная интеграция;
- постоянная, но неполная интеграция;
- частичная интеграция;
- временная интеграция;
- эпизодическая интеграция;
- комбинированная интеграция.
Постоянная полная интеграция
При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:
- уровень развития ребёнка близок к нормальному, без сильных отклонений;
- в школе помимо преподавателя ещё есть отдельный специалист.
Постоянная, но неполная интеграция
Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.
Частичная интеграция
В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.
Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации
Временная интеграция
В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.
Эпизодическая интеграция
Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.
Комбинированная интеграция
Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.
Технология интегрированного обучения
Понятие интегрированного обучения включает в себя не только толерантное отношение, но и применение в образовании современных технологий. Ведь переход на такой тип прогрессивного обучения требует модернизировать всю школьную систему. А именно:
- привлекать необходимых специалистов, которые будут помогать учителям во время преподавания;
- использовать инновационные педагогические решения и идеи;
- адаптировать учебную программу с учётом особенностей всех детей в интегрированном классе;
- делать акцент на развитие творческих и познавательных способностей;
- активно вовлекать родителей в образовательный процесс.
При работе с особенными детьми учителю нужна помощь профильного специалиста
Критерии дифференциации учащихся начальной школы
Дифференциация учащихся начальной школы на группы реализуется по следующим признакам:
- Уровень обучаемости. Он отражает развитие психических процессов, потенциальные возможности учащихся в усвоении познавательной информации.
- Обученность. Она отражает итоги предыдущих этапов образовательной деятельности и применяется в качестве критерия дифференциации на этапе обучения во втором, третьем и четвертом классах, поскольку, демонстрирует уже достигнутый уровень усвоения знаний учащимся.
- Типологические особенности развития учащихся. Они отражают преобладание в организме процессов торможения над процессами возбуждения и наоборот, а также уравновешенное развитие данных процессов.
- Уровень возможностей учащихся. Он может соответствовать содержанию образовательной программы или требовать углубленного изучения конкретной дисциплины.
- Способ восприятия информации. Учащиеся делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Одни учащиеся лучше воспринимают информацию, представленную в словесной форме, другие – наглядные данные, а третьим требуется текстовая информация – они отлично воспринимают информацию, представленную в учебной литературе, пояснения педагога в виде записей на доске или раздаточных текстовых материалов.
Особенности дифференцированного подхода, плюсы и минусы
Актуальность дифференцированного подхода состоит в том, что он позволяет дифференцировать содержание обучения для учащихся разного уровня развития
Это особенно важно в условиях современной школы и классно-урочной системы
Специфика дифференцированного подхода сочетает следующие этапы:
- Изучение индивидуальных особенностей ребенка и среды воспитания. Для изучения применяются методы наблюдения, анкеты, тестирование, анализ выполненных работ. По результатам диагностики формируется модель дифференциации: дети делятся на группы, чаще всего по уровню обучаемости и познавательным возможностям. Как правило, выделяют группы трех уровней: высокий, средний, низкий.
- Отбор материала для изучения с учетом требований программы. Материалы соотносятся с уровнем каждой из трех групп.
- Учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока. Методы и приемы работы также соотносятся с уровнем групп.
- Разработка разнонаправленного и разноуровневого дидактического материала и заданий.
- На этапе проверки и оценки знаний определяется уровень усвоения материала каждого учащегося. После этого учащийся может покинуть группу и присоединиться к другой.
К плюсам такого подхода можно отнести:
- создание образа познавательных возможностей учащегося;
- учет индивидуальных возможностей учащихся;
- вариативность учебного материала для групп с разным уровнем развития;
- вариативность учебно-познавательной деятельности;
- ориентирование на адаптацию и развитие ученика;
- обучение в индивидуальном темпе;
- поддержание и повышение мотивации;
- повышение мотивации сильных учащихся, которые могут осваивать материал на более глубоком уровне;
- создание ситуации успеха для слабых учеников;
- избегание ситуации неуспеха;
- создание максимально комфортного учебного процесса.
К недостаткам такого подхода относят:
- длительность этапа изучения индивидуальных особенностей;
- необходимость работать совместно в группе может не нравиться некоторым ученикам;
- отсутствие элемента соревнования может замедлять развитие учащихся;
- слабые ученики не могут получить помощь от более сильных;
- возникновение эгоистического комплекса и чувства превосходства у сильных учащихся;
- снижение уровня самооценки у слабых учащихся;
- сложность в применении функций подхода на каждом этапе урока в условиях классно-урочной системы;
- деление на группы часто считается негуманным, учащиеся могут чувствовать себя ущемленными;
- диагностика при делении может быть ошибочна и распределение ребенка в группу может быть неверным.
Примечание 1
Плюсы дифференцированного подхода относят к педагогической сфере, а минусы касаются социальной сферы.
Несмотря на недостатки, дифференцированный подход имеет больше положительных отзывов со стороны учителей, учащихся и их родителей.
При этом нужно быть предельно аккуратным при оценке способностей и возможностей ребенка. Разделение может быть нечетким, и состав групп может периодически меняться. Правильно и целесообразно построенный процесс обучения приносит положительные и качественные результаты образования.
Вывод
Несмотря на имеющиеся негативные стороны, представленный метод обучения все же набирает популярность. Положительных отзывов гораздо больше, чем отрицательных. Большинство преподавателей и родителей отмечают, что после такого разделения замечают значительное повышение мотивации детей, что приводит к улучшению результатов в учебе. Тот, кто не согласится переводить своего ребёнка на дифференцированное обучение, всегда может отказаться, выбрав другой класс или образовательное учреждение с привычным ведением уроков. Только правильный подход к обучающему процессу принесёт положительный, качественный результат без ущемления ребёнка.