Диагностика и медицинская реабилитация функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата при перекосах таза у детей и подростков гайдук александр александрович

Соу для обучающихся с нода

1.1. Опорно-двигательный аппарат

  • опорная: является опорой всего тела; к костям прикрепляются мягкие ткани и органы;
  • двигательная: система рычагов с подвижными соединениями, приводимых в движение мышцами;
  • защитная: образует полости для жизненно важных органов – позвоночный канал для спинного мозга; черепная коробка – для головного мозга; грудная полость – для сердца и легких; тазовые кости – для защиты органов мочеполовой системы;
  • минеральный обмен: кости являются депо для минеральных солей: фосфора, кальция, железа, меди; регулируют постоянство минерального состава внутренней среды организма;
  • кроветворная (гемопоэтическая функция): из стволовых гемопоэтических клеток костного мозга образуются клетки крови и иммунной системы.
  • органические вещества (оссеин): придают костям гибкость и упругость;
  • неорганические вещества (вода, соли кальция, магния, фосфаты): минеральные соли придают костям твердость.

пронизывают всю костную ткань

  • губчатая костная вещество образуется в местах наибольшего сжатия или растяжения;
  • развитие костной ткани зависит от деятельности присоединенных к данной кости мышц;
  • трубчатая и арочная строение кости обеспечивает наибольшую прочность при минимальных затратах костного материала;
  • внешняя форма кости зависит от давления на нее окружающих тканей и органов, в первую очередь мышц, форма кости меняется при уменьшении или увеличении давления;
  • изменение формы кости зависит от внешних сил.

Влияние физической тренировки на опорно-двигательный аппарат

Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которого
совершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура является надежной
опорой для скелета. Например, при патологических искривлениях позвоночника,
деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и
плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается кровоснабжение
мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляют позвоночный стол, разгружают
его, беря часть нагрузки на себя, предотвращают «выпадение»
межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков.

Физические упражнения действуют на организм всесторонне.
Так, под влиянием физических упражнений происходят значительные изменения в
мышцах. Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятся
дряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическими
упражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит не за
счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Сила мышц
зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов, поступающих в
мышцы из центральной нервной системы. У тренированного, постоянно занимающегося
физическими упражнениями человека эти импульсы заставляют сокращаться мышцы с
большей силой, чем у нетренированного.

Под влиянием физической нагрузки мышцы не
только лучше растягиваются, но и становятся более твердыми. Твердость мышц
объясняется, с одной стороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и
межклеточной соединительной ткани, а с другой стороны – состоянием тонуса мышц.

Занятия физическими упражнениями способствуют
лучшему питанию и кровоснабжению мышц. Известно, что при физическом напряжении
не только расширяется просвет бесчисленных мельчайших сосудов (капилляров),
пронизывающих мышцы, но и увеличивается их количество. Так, в мышцах людей,
занимающихся физической культурой и спортом, количество капилляров значительно
больше, чем у нетренированных, а следовательно, у них кровообращение в тканях и
головном мозге лучше. Еще И. М. Сеченов – известный русский физиолог – указывал
на значение мышечных движений для развития деятельности мозга.

Как говорилось выше, под воздействием
физических нагрузок развиваются такие качества как сила, быстрота, выносливость.

Лучше и быстрее других качеств растет сила.
При этом мышечные волокна увеличиваются в поперечнике, в них в большом количестве
накапливаются энергетические вещества и белки, мышечная масса растет.

Регулярные физические упражнения с
отягощением (занятия с гантелями, штангой, физический труд, связанный с
подъемом тяжестей) достаточно быстро увеличивает динамическую силу. Причем сила
хорошо развивается не только в молодом возрасте, и пожилые люди имеют большую
способность к ее развитию.

Физические тренировки также способствуют развитию и
укреплению костей, сухожилий и связок. Кости становятся более прочными и
массивными, сухожилия и связки крепкими и эластичными. Толщина трубчатых костей
возрастает за счет новых наслоений костной ткани, вырабатываемой надкостницей,
продукция которой увеличивается с ростом физической нагрузки. В костях накапливается
больше солей кальция, фосфора, питательных веществ. А ведь чем более прочность
скелета, тем надежнее защищены внутренние органы от внешних повреждений.

Увеличивающаяся способность мышц к растяжению и возросшая
эластичность связок совершенствуют движения, увеличивают их амплитуду, расширяют
возможности адаптации человека к различной физической работе.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ДЦП

Замечание 2

Специфика отклонений в психическом и физическом развитии детей с ДЦП ведут к необходимости организации коррекционно-развивающей работы.

Основным направлением работы с детьми с ДЦП является формирование двигательных функций. Для реализации данного направления работы используется комплексное воздействие, включающее использование лечения (медикаментозного, физиотерапевтического, ортопедического), кроме того, применяется массаж, лечебная физкультура, которые взаимосвязаны с физической культурой, трудом, развитием движений в режимных моментах.

Гиперкинезы речевой мускулатуры способствуют грубому искажению речи, иногда она малопонятна, а иногда и совсем невозможна. Гиперкинезы мышц диафрагмы и межрёберных мышц ведут к нарушениям дыхания, плавности речи, иногда появляются насильственные выкрики и стоны. Проводится систематическая логопедическая работа, которая направлена на развитие всех сторон речи.

Основными направлениями работы с детьми с ДЦП являются: моторное развитие, речевое развитие, формирование коммуникативного поведения, при этом организация коррекционно-развивающей работы дифференцируется с учётом тяжести заболевания и возрастного развития ребёнка.

Коррекционно-развивающая работа начинается в раннем детстве, на данном этапе организуется ощупывание предметов руками, в предварительной работе проводится массаж кистей и кончиков пальцев.

Предметно-практическая деятельность под руководством взрослого способствует закреплению связей между словом, предметом и действием. Особое значение имеет обучение детей игровым действиям, привитию элементарных навыков самообслуживания.

Работа опорно-двигательного аппарата в покое и при физической нагрузке

Оригинальными работами, проводившимися в
Белорусси, установлено, что каждое мышечное волокно постоянно вибрирует даже в
состоянии видимого покоя. Эта вибрация, обычно не ощущаемая, не прекращается ни
на минуту и способствует лучшему кровотоку. Таким образом, каждая скелетная
мышца, а их в организме около 600, является как бы своеобразным микронасосом,
нагнетающим кровь. Конечно, дополнительное участие такого количества
периферических «сердец», как из образно называют, значительно
стимулирует кровообращение.

Самое замечательное при этом состоит в том,
что эта система вспомогательного кровообращения великолепно поддается
тренировке с помощью физических упражнений и, будучи активно включенной в
работу, многократно усиливает физическую и спортивную работоспособность. Не исключено,
что мышечные микронасосы наряду с другими факторами играют не последнюю роль в
лечебном эффекте, который дают физические упражнения при некоторых формах сердечной
недостаточности.

Кроме того, известна и прямая функциональная
связь работающих скелетных мышц и сердца посредством гуморальной (т. е. через
кровь) регуляции. Установлено, что на каждые 100 мл повышения потребления
кислорода мышцами при нагрузке, отмечается рост минутного объема сердца на 800
мл.

Не исключено, что ритмические сокращения
мышц (при равномерной ходьбе и беге) предают свою информацию по
моторно-висцеральным путям сердечной мышце и как бы диктуют ей физиологически
правильный ритм.

Основные результаты

Установлено, что количество детей с уровнем мышечной силы правой кисти ниже среднего в детском саду компенсирующего вида снизилось к концу учебного года в 3 раза (с 21,4% до 7,1%; p<0,05); в дошкольной образовательной организации (ДОО) комбинированного вида – в 2,1 раза (с 33,3% до 15,6%); с уровнем выше среднего выросло, соответственно, с 2,4% до 16,7% (p<0,05) и c 0 до 2,2%.
Прирост жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у детей в группе компенсирующего вида составил 17,8±1,0%, комбинированного вида – 13,7±0,9% (p<0,05).
По показателям вариационной кардиоинтервалографии у детей ДОО компенсирующего вида к концу учебного года отмечалась тенденция к снижению индекса напряжения с 206,3±26,0 усл.ед. до 186,9±22,5 усл. ед. (p>0,05); у воспитанников групп комбинированного вида — увеличение индекса напряжения с 215,7±18,6 до 257,1±20,3 усл. ед. (p<0,05), что свидетельствует о напряжении у них регуляторных систем организма.
В динамике учебного года у дошкольников в группах компенсирующего вида отмечалось повышение адаптационных возможностей, чему соответствовало снижение значения адаптационного показателя с 1,63±0,03 балла до 1,55±0,02 балла (p<0,05). В группах комбинированного вида изменений не выявлено — адаптационный показатель составлял 1,63±0,02 балла и – 1,66±0,04 балла (p>0,05), соответственно.
В динамике учебного года в детском саду компенсирующего вида уменьшилось количество детей с высоким уровнем тревожности с 26,5% до 6,1% (p<0,01) и эмоционально-дискомфортным состоянием — с 58,8% до 41,2% (p<0,05), в ДОО комбинированного вида – с 6,5% до 2,2% (p<0,05) и с 44,0% до 39,2% (p>0,05), соответственно.
По данным компьютерно-оптической топографии исходные показатели распространенности нарушений осанки у дошкольников детских садов компенсирующего и комбинированного видов были практически одинаковыми – соответственно, 48,7% и 46,1% (p>0,05), во фронтальной плоскости и 59,0% и 53,8% (p>0,05) в сагиттальной плоскости.
Деформации позвоночника во фронтальной плоскости были выявлены у 23,1% детей групп компенсирующего вида и у 23,1% детей групп комбинированного вида, в сагиттальной плоскости у 7,7% и 10,3% (p>0,05), соответственно.
В течение 2-х лет наблюдения у детей групп компенсирующего вида показатели состояния осанки и позвоночника во фронтальной плоскости были стабильны, а у детей групп комбинированного вида отмечено увеличение частоты деформаций позвоночника в 1,9 раза и снижение частоты нарушений осанки в 2,4 раза. Распространенность нарушений осанки и деформаций позвоночника в сагиттальной плоскости в динамике двух лет наблюдения у детей обоих видов детских садов не изменилась.
По данным плантографии улучшение состояния стопы выявлено у 34,0% воспитанников ДОО компенсирующего вида и у 29,4% (p>0,05) воспитанников ДОО комбинированного вида.

Список использованных источников

  1. Ильична В.А. Физическая культура: учебник. – М.: Гардарики, 2018. – 448 с.
  2. Мельникова В.В., Тинькова Т.А. Исследование причин приобретенного сколиоза у взрослых // Столица науки. – 2020. – № 8 (25). – С. 9-14.
  3. Михайловский М.В. Сколиоз: история болезни: монография / М.В. Михайловский, Ж.Ф. Дюбуссе. – Новосибирск: Издательство Костюкова, 2020. – 422 с.
  4. Неповинных Л.А. Сколиоз: характеристика причины, профилактика // E-SCIO. – 2020. – № 6 (45). – С. 586-592.
  5. Опорно-двигательная система. URL: https://www.sites.google.com/site/biologiaege/oporno-dvigatelnaa-sistema.
  6. Опорно-двигательная система человека. Скелет. URL: https://foxford.ru/wiki/biologiya/oporno-dvigatelnaya-sistema-cheloveka-skelet.
  7. Пономарев Д.С., Черных М.Н., Соловейченко Е.Г., Олейник А.А. Лечебная гимнастика при сколиозе // Вестник научных конференций. – 2021. – № 5-2 (69). – С. 87-88.
  8. Сбитнева О.А. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья студентов со сколиозом // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 5-3 (44). – С. 166-169.
  9. Целых П.А., Армянинова Т.В. Лечебная физкультура при сколиозе // Студенческий. – 2020. – № 18-3 (104). – С. 54-56.
  10. Ющук Н.Д. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / Н.Д. Ющук, И.В. Маев, К.Г. Гуревич. – М.: Практика, 2018. – 412 с.

Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним

Физические упражнения укрепляют здоровье и заметно улучшают
физическое развитие человека лишь в том случае, если занятия проходят с необходимой
нагрузкой. Установить необходимый уровень нагрузки помогает самоконтроль в
процессе занятий, который основан на наблюдениях человека за общим состоянием
здоровья и т

д., а в нашем случае мы обратим особое внимание на
опорно-двигательный аппарат

Для того, что бы оценить состояние системы на момент начала
тренировок можно использовать несколько методов.

Во-первых, стоит определить состояние тонуса мышц, что
определяется путем простого ощупывания. Так, у людей, не занимающихся спортом,
мышцы мягкие и дряблые, тонус резко понижен.

Также следует провести исследование статической устойчивости.
Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в
основную стойку – стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы
разведены (усложнённый вариант – стопы находятся на одной линии, носок к
пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У
тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения
функционального состояния нервно-мышечной системы.

Необходимо также систематически определять гибкость
позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник,
улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к
подвижности позвоночника и профилактике остеохандрозов. Гибкость зависит от
состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры
окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют
простое устройство с перемещающейся планкой.

О силовой выносливости можно судить при выполнении
подтягиваний, отжиманий в упоре и т. п. О скоростной силе мышц ног дает
представление прыжок в длину с места, а также прыжок вверх с места.

Быстроту двигательной реакции в определенной
мере можно оценить с помощью простых тестов. Например, можно взять в левую руку
монету и, разжав пальцы, уронить, стараясь поймать ее другой рукой,
расположенной ниже первой на 30-40 см.

Для определения ловкости можно использовать,
например, метание мяча в корзину или другие упражнения.

Литература

  1. А. Н. Воробьев. Семья спортивная. Москва, 1987.
  2. А. Х. Гусалов. Физкультурно-оздоровительная группа. Москва,
    1987.
  3. Ю. А. Орешкин. К здоровью через физкультуру. Москва, 1990.
  4. А. Ф. Синяков. Познать себя. Москва, 1990.
  5. А. Ф. Синяков. Самоконтроль физкультурника. Москва, 1987.

Анатомно-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата

Опорно-двигательный аппарат состоит из костного скелета и
мышц. Мышцы человека делятся на три вида: гладкая мускулатура внутренних органов
и сосудов, характеризующаяся медленными сокращениями и большой выносливостью;
поперечнополосатая мускулатура сердца, работа которой не зависит от воли человека,
и, наконец, основная мышечная масса – поперечнополосатая скелетная мускулатура,
находящаяся под волевым контролем и обеспечивающая нам функцию передвижения.

Мышцы нашего тела – добрые волшебники. Выполняя свою работу,
они одновременно совершенствуют и функции практически всех внутренних органов,
в первую очередь это касается сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Мышечное волокно характеризуется следующими основными
физиологическими свойствам: возбудимостью, сократимостью и растяжимостью. Эти
свойства в различном сочетании обеспечивают нервно-мышечные особенности организма
и наделяют человека физическими качествами, которые в повседневной жизни и
спорте называют силой, быстротой, выносливостью и т. д. Они отлично развиваются
под воздействием физических упражнений.

Мышечная система функционирует не изолированно. Все мышечные
группы прикрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и
связок.

Установлена взаимосвязь мышц и внутренних органов, которая
получила название моторно-висцеральных рефлексов. Работающие мышцы посылают по
нервным волокнам информацию о собственных потребностях, состоянии и деятельности
внутренним органам через вегетативные нервные центры и таким образом влияют на
их работу, регулируя и активизируя ее.

Мышцы являются мощной биохимической лабораторией. Они
содержат особое дыхательное вещество – миоглобин (сходный с гемоглобином
крови), соединение которого с кислородом (оксимиоглобин) обеспечивает тканевое
дыхание при экстраординарной работе организма, например при внезапной нагрузке,
когда сердечно-сосудистая система еще не перестроилась и не обеспечивает
доставку необходимого кислорода. Большое значение миоглобина заключается в том,
что, являясь первейшим кислородным резервом, он способствует нормальному
протеканию окислительных процессов при кратковременных нарушениях
кровообращения и статической работе. Количество миоглобина достаточно велико и
достигает 25% от общего содержания гемоглобина.

Происходящие в мышцах разнообразные биохимические процессы в
конечном итоге отражаются на функции всех органов и систем. Так, в мышцах
происходит активное накопление аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая
служит аккумулятором энергии в организме, причем процесс накопления ее
находится в прямой зависимости от деятельности мышц и поддается тренировке.

Мышцы играют роль вспомогательного фактора
кровообращения. Широко известно, что для стимуляции венозного кровотока у
больных варикозным расширением вен полезна дозированная ходьба. Она уменьшает
отеки, так как сокращающиеся мышцы ног как бы подгоняют, выжимают и подкачивают
венозную кровь к сердцу.

Наконец, без мышц невозможен был бы процесс
познания, так как, согласно исследованиям И. М. Сеченова, все органы чувств так
или иначе связаны с деятельностью различных мышц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: