Принцип наглядности в педагогике

Что нужно знать о принципах обучения — основные сведения

Правила применения принципа наглядности

По возможности все, что можно представить в наглядном виде – представлять. Детям легче воспринимать новую информацию органами чувств.

Не стоит использовать слишком много наглядных средств во время урока, так как можно отвлечь внимание ребенка от темы урока. При использовании наглядности, необходимо активизировать по возможности весь чувственный опыт детей

При использовании наглядности, необходимо активизировать по возможности весь чувственный опыт детей.

В случае, если педагог использует на уроке несколько наглядностей, то по возможности применять несколько разных форм в комплексе (например: плакат со схемой, макет и иллюстрацию).

Наглядное средство должно полностью соответствовать изучаемому предмету, и не отводить внимание ребенка от темы. Наглядность должна содержать только предмет, его структуру, свойства, характерные черты и т.п

Прежде, чем выбрать вид наглядности продумать дидактические возможности каждого вида и подобрать оптимальный для темы занятия. При необходимости осуществить словесное сопровождение наглядности.

Использовать наглядные средства как самостоятельный источник знаний для ребенка.

Наглядное средство должно соответствовать возрасту учеников.

Принцип наглядности

Предполагает, что для успешного процесса обучения необходимо использовать наглядные средства. Учёные выяснили зависимость эффективности усвоения материала у студентов от степени вовлечения в процесс органов чувств человека (органов ощущений) и их способности воспринимать информацию. Как правило, чем разнообразнее спектр ощущений, тем лучше усвоится учебный материал. Дидактический принцип наглядности был сформулирован в истории педагогики одним из первых и получил свое развитие на практике в виде дидактического принципа наглядности.

Более широкое понимание наглядности связано с тем, что она является одним из способов передачи информации о предмете или явлении, а также способом ее восприятия. Кроме этого, здесь можно увидеть еще и зрительную информацию – это осязание (тактильные, слуховые и вкусовых ощущения), а также моторные, тактильные, зрительные и слуховые ощущения.

На основе этих принципов был разработан и реализован проект “Золотое правило дидактики”: “В любом случае все то, что возможно предоставлять для восприятия чувствами, а именно — видимое — глазами, а также — слышимое — слухом; запах — обонянием; доступное — вкусом”. То есть, если какой-либо предмет или явление нельзя было бы сразу воспринять одним чувством – дать ему возможность быть воспринятым несколькими чувствами.

Интересно

Исследователи выяснили, что при восприятии информации только с помощью слуха, усвоение материала идет только 20% от общего количества информации. Использование презентаций с небольшими устными комментариям воспринимается 25% информации, а при применении речи, которая сопровождается и дополняется наглядной демонстрацией, усваивается 65% информации.

Основой принципа обучения является демонстрация изучаемых объектов, иллюстрация процессов и явлений, наблюдений за происходящей деятельностью и наблюдениями в лаборатории.

Средствами наглядности служат:

  • Природный объект – это растение, животное или производственный объект, которые находятся на территории школы.
  • Художественные произведения, которые используются в процессе обучения: картины, фотографии и диафильмы.
  • Памятки, схемы и другие наглядные пособия: карты, карты-схемы, таблицы, чертежи и др.
  • В качестве примера можно привести объемные наглядные пособия: модели (макеты), макеты, муляжи, гербарные и другие.
  • Аудиовизуальные средства: кинофильм, аудиозапись, телевизионная передача, компьютерная техника.
  • Самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» представляют собой схемы, чертежи, таблицы, зарисовки и т.д.

Использование средств наглядности у обучающихся вызывает интерес к учебе и развивает наблюдательность, внимание и мышление. Принцип наглядности диктует следующее:

Принцип наглядности диктует следующее:

Изображение должно быть ярким и образным. Оно должно отображать суть изучаемых предметов или явлений и ярко и образно рассказывать о том, что нужно усвоить. «Наглядность» – не цель, а лишь средство для познания мира. Поэтому нельзя перегружать конкретно-образное восприятия в ущерб абстрактно-логическому. Используя иллюстративный материал, мы можем показать то что знаем на данный момент или то что хотим узнать. При этом, чем старше дети, тем больше им нужно использовать символической наглядности

Использование различных видов наглядности в меру, так как излишнее их количество может отвлекать внимание и мешать восприятию главного. Средства наглядности должны формировать эстетический вкус у учащихся

На первом месте стоит принцип систематичности и последовательности в обучении.

Понятие педагогических принципов

Принцип представляет собой основное базовое положение теорий, учений, мировоззрения, науки, внутреннее человеческое убеждение, которое определяет его отношение к реальности, поведенческие нормы и нормы деятельности. Основой принципов служат уже познанные закономерности. При этом принципы логически не выводятся из законов. Закономерности служат только теоретической базой для и формулировки принципов обучения и основных правил педагогической практики.

На базе педагогических закономерностей и законов базируются педагогические принципы.

Определение 1

Педагогические принципы — базовые идеи, следование которым позволяет наиболее эффективно достигать целей и решать поставленные задачи.

Каковы же основные функции наглядности в процессе обучения?

  • Наглядность – средство формирования образных компонентов мыслительной деятельности и умения оперировать ими.

  • Наглядность – средство к пониманию связи научных знаний с жизнью. Например, знания в области естественных наук станут более понятными, если учащиеся будут иметь возможность наблюдать химические, физические и биологические процессы в природе или на производстве. Это поможет школьникам осмыслить связь теоретических знаний с практикой.

  • Наглядность – средство активизации обучения в конкретных ситуациях. Уроки, на которых при­меняются различные средства наглядности: иллюстрации, схемы, модели, вызывают больший интерес со стороны школьников.

  • Наглядность способствует прочности усвоения знаний. Знания, подкреплённые образами, легче запомнить и легче надолго удержать в памяти.

В обучающем процессе наглядность обеспечивают различные изобразительные средства (отдельной строкой стоит выделить схемы и карты), лабораторные опыты, подтверждающие факты из жизни. Наглядность можно и нужно применять на каждом этапе образовательного процесса.

Итак, наглядность – это демонстрация объекта или его принципа действия для того, помогающая учащимся лучше его понять и применить.


Наглядность, которую используют при обучении, можно разделить на следующие группы:

  • символическую (математические, химические или физические формулы);

  • объёмную (муляжи, модели, геометрические тела);

  • изобразительную (схемы, иллюстрации, географические карты, картины, эскизы, чертежи);

  • динамическую и звуковую (телефильмы, диапозитивы, аудиозаписи).

Классификация принципов обучения

Термин «принцип обучения» одним из первых стал использовать чешский педагог Я. Коменский еще в 17 веке в своей книге «Великая дидактика». По его мнению, принципы должны были служить воспитанию гармоничной и процветающей личности. После этого с развитием науки и общества принципы трансформировались, и появлялись новые.

Возникновение разных классификаций объясняется разными подходами к обучению в разных странах и образовательных системах. На сегодняшний день в педагогике нет универсальной общепризнанной классификации принципов обучения. Существует классификация по содержанию фундаментальных методических наук, которые могут использоваться в работе педагога:

  1. Дидактические принципы: принципы сознательности, активности, наглядности, прочности, доступности, межпредметной координации, межкультурного взаимодействия профессиональной компетенции.
  2. Лингвистические принципы: принципы системности, концентризма, разграничения на уровне языка и речи, функциональности, стилистической дифференциации, минимизации.
  3. Психологические принципы: принципы мотивации, поэтапности процесса, учета индивидуальных особенностей.
  4. Методологические принципы: принципы коммуникативности, родного языка, устного опережения, взаимосвязи видов обучения, аппроксимации, ситуативно-тематический.

Некоторые исследователи пользуются разделением на традиционные и инновационные принципы обучения.

Часто можно встретить деление на три группы:

  1. Дидактические принципы: определены общей дидактикой.
  2. Общеметодические принципы: дифференциация, мотивация, комплексный подход.
  3. Частнометодические принципы: коммуникативная направленность, параллельность обучения, устное опережение.

Есть классификация по имени ученого и педагога, который впервые сформулировал те или иные принципы:

  1. Классификация по Я. Коменскому — первые дидактические принципы (природосообразности, прочности, доступности, наглядности).
  2. Классификация по К. Д. Ушинскому является развитием и дополнением списка Я. Коменского.
  3. Классификация по В. А. Сластенину — группа принципов организации процесса обучения и группа принципов руководства деятельностью учащихся.
  4. Классификация по П. И. Пидкасистому — учет целей образования и воспитания, уровня развития науки, характера средств и способов обучения, практики.
  5. Классификация по В. Оконь — упорядоченность, заполнение пространства между конкретным и абстрактным, ограничение зависимости учащихся, преодоление трудностей и др.
  6. Классификация по В. В. Давыдову является противопоставлением принципов между собой: принцип сознательности — принципу деятельности, наглядность — предметности; отмечает взаимообусловленность принципов.

Примечание 

Объективный анализ принципов классификаций ученых показывает, что основное отличие — название принципов, хотя они выражают одинаковые закономерности. Появление новых принципов в некоторых классификациях может означать, что на определенный момент не хватало существующих принципов, чтобы охватить весь учебный процесс.

Если сравнить предложенные классификации, то понятно, что их разнообразие связано с идеями, положенными в основу. На многообразие также влияет то, что ученые не уверены в полном охвате всех сторон учебного процесса. Практически любой принцип обучения выведен эмпирическим (опытным) путем. Сами принципы не выстроены по иерархии и являются разноуровневыми.

Невозможно перечислить все классификации и принципы, существующие на сегодняшний день. Однако в любой классификации есть классические принципы, которые стоит назвать:

  • принцип развивающего и воспитательного характера обучения;
  • принцип научности;
  • принцип связи с жизнью (прикладная направленность);
  • принцип прочности результатов обучения;
  • принцип рационального сочетания групповых и индивидуальных способов работы;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип сознательности и активности учащихся.

Лекция — визуализация

Развитие отечественной образовательной системы, её гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция визуализация, лекция — пресс-конференция.

Лекция — визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности.

Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счёт работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при её визуализации.

Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются

“Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом воспринимаются.” По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

Понятие “визуализация” значительно шире понятия “наглядность” и включает самые разнообразные способы создания образа воспринимаемого предмета или явления органами чувств. Ее результатом является не механическое копирование действительности ребенком, а конструирование перерабатываемого сознанием блока информации, получившей индивидуальную окраску.

Визуализация в обучении может выполнять разнообразные функции, способствуя решению определенных дидактических и воспитательных задач и развитию личности в целом. Она является основой развития абстрактного мышления, без которой невозможно дальнейшее перспективное развитие учебных способностей, а тем более их перерастание в творческие способности.

Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, а с другой — как средство выработки практических умений и навыков у учащихся. Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при его закреплении, при организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике, а также при проверке и оценке условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе.

Визуализированная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или её части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, плёнки, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводиться к сводному, развёрнутому комментированию подготовленных материалов, которые должны:

· обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

· усвоение новой информации;

· создание и разрешение проблемных ситуаций; демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

· натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

· изобразительные (слайды, рисунки, фото);

· символические (схемы, таблицы).

От того, как лектор «начитает» текст своей лекции, зависит достижение им дидактических целей. Существуют психологические особенности восприятия устной речи. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:

1. понимали информацию;

2. она вызывала бы у них интерес;

3. чтобы они успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию — и не механически, а осмысленно;

4. чтобы имели возможность кратковременной разрядки во время «пиков внимания».

По мнению Смоляниновой О.Г. эффективность методической системы обучения во многом зависит от используемых средств и методов обучения. Мультимедийные лекции обеспечивают более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие.

Значение принципа наглядности в обучении

Принцип наглядности в обучении способствует тому, что ребенок имеет возможность увидеть предмет или действие в его реальном, действительном виде, в связи с чем, у ребенка формируется правильное представление о нем. Наглядность, способствует усвоению, обобщению и анализу воспринимаемого предмета или действия.

Применение наглядности необходимо не только для создания у ребенка правильных образных представлений, но и для формирования понятия об изучаемом предмете, а также, для понимания связей и зависимостей.

Однако было установлено, что помимо положительного влияния на процесс обучения детей, принцип наглядности может нести и отрицательное воздействие

Это происходит в том случае, когда педагог использует чрезмерное количество наглядных средств, в связи с чем, у ребенка возникает затруднение формирования понятий, так как его внимание отвлечено на наглядные средства. То есть ребенку сложно сосредоточиться на усвоении нового учебного материала, он отвлекается на наглядности

Еще одним минусом может быть то, что наглядные средства не точно передают свойства или внешний вид предмета. В этом случае у ребенка складывается неверное представление о предмете или действии, которое в последующем сложно исправить.

Замечание 2

Таким образом, педагог, при использовании наглядности должен всегда помнить, что наглядность – это не цель обучения, а всего лишь средство.

К функциям принципа наглядности относятся:

  • помощь в воссоздании формы, сущности, структуры предмета;
  • активизирует все анализаторы восприятия информации, в результате чего возникает оптимальная эмпирическая база для образовательной деятельности;
  • формирование и развитие слуховой и визуальной культуры детей;
  • способствует обратной связи между педагогом и ребенком, за счет дополнительных вопросов со стороны детей по наглядному материалу.

Таким образом, принцип наглядности в обучении имеет большое значение, так как способствует усвоению ребенком необходимой информации. При использовании педагогом наглядности, необходимо помнить, что наглядность – это одно из средств обучения и его необходимо использовать в рамках допустимого.

Принцип науки

Принцип научности, в отличие от многих других, долгое время
не был необходим при организации преподавания, поскольку сама наука не играет
существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому она не
была подчеркнута Я.А. Коменским. В дальнейшем, с повышением роли знания в
практической деятельности человечества, в общественном производстве, наряду с
повседневной интерпретацией явлений окружающего мира, научное понимание стало
необходимым. Вскоре встал вопрос о внедрении научного принципа и в систему
образования.

Основная цель этого принципа заключается в том, чтобы
учащиеся поняли, что все в этом мире подчиняется законам и что знание этих
законов необходимо каждому человеку, живущему в современном обществе.

Правила принципа научности таковы:

  1. Принцип научности требует, чтобы предлагаемый
    учебный материал соответствовал состоянию науки. Упрощение сложных научных
    высказываний не должно приводить к искажению их научной сути. Элементарным
    пониманием мира, которое учащиеся получают в первые годы жизни, нельзя пренебрегать
    в дальнейшем, его нужно обогащать и расширять. С другой стороны, терминология
    должна оставаться неизменной на протяжении всего процесса обучения.
  2. в процессе обучения студенты должны быть
    ознакомлены с последними достижениями в соответствующих науках, с ведущимися
    дебатами и возникающими гипотезами. Студенты должны быть ознакомлены с методами
    научных исследований в доступной форме, т.е. проводить самостоятельные
    исследования: Проводить наблюдения, ставить эксперименты, работать с
    литературными источниками, предлагать и решать соответствующие проблемы.
  3. Необходимо не только правдиво интерпретировать
    некоторые явления, особенно в общественных науках, но и знакомить студентов с
    различными точками зрения на них.
  4. В процессе изучения закономерностей развития
    объективного мира учащиеся должны сформировать научное мировоззрение.
  5. в процессе обучения следует разоблачать
    различные псевдонаучные и ошибочные теории, взгляды и идеи.

Принцип индивидуального подхода к студентам в условиях
командной работы.

Процесс образования, как процесс передачи знаний следующим
поколениям, долгое время (до конца XVI века) состоял в основном из
индивидуального обучения. Это позволяет дифференцировать процесс обучения, но
препятствует процессу формирования межличностных отношений. Впервые опыт
коллективного обучения был применен и обоснован Я.А. Коменским. С появлением и
развитием коллективных форм обучения возникла необходимость в принципе
индивидуального подхода к ученику.

В коллективе возникает потребность в самовыражении,
потребность в общении и подражании. Поэтому необходимо формировать учебную
группу как коллектив, что является одним из важнейших условий для активной
работы каждого студента.

Индивидуальный подход не предназначен для работы со
слабоуспевающими учениками, он должен применяться к каждому члену группы детей.
Необходимо уделить внимание месту ученика в ней, тому, как к нему относятся
одноклассники. Например, не следует обращаться к одному ученику по имени, а к
другому — по фамилии

Ко всем учащимся следует относиться одинаково и
доброжелательно.

Индивидуальное внимание к учащимся должно учитывать их
готовность или способность к обучению. Признаки обучаемости: запас знаний и
умений; восприимчивость к новому материалу и способность его понять;
способность самостоятельно применять усвоенные знания при решении различных
задач; способность к обобщению, выделению основных черт нового материала и т.д

Необходимо постоянно учитывать сдвиги учащихся в процессе
учебной деятельности. В школе для этой цели может служить дневник, который,
конечно, не должен стать книгой жалоб для родителей, а лишь средством
совместной работы школы и семьи.

Учитель не учит, а только помогает учиться, необходимо,
чтобы ученики это понимали. «Преподавание — это свет только тогда, когда
его методы хорошо адаптированы к способностям и возможностям ученика. В
противном случае это не свет, а тьма.

Понятие принципов и правил обучения в педагогике

Принципы обучения (дидактические принципы) – это определенные методы и формы работы педагогов с детьми, способствующие достижению поставленных целей в воспитательном и учебном процессе.

Дидактические принципы – это исторически сложившиеся закономерности, которые использовались мировым сообществом наставников в различные временные промежутки. Педагогика с опорой на теоретические знания и их практические применения смогла сформировать руководящие положения, тем самым отрегулировать деятельность и учителей, и воспитателей в самом процессе обучения как взрослых, так и детей. Практически все стороны обучающего процесса охвачены правилами.


Понятие принципов и правил обучения в педагогике

С одной стороны, можно утверждать, что дидактические принципы носят объективный характер, а с другой – каждый педагог вносит свои индивидуальные ноты, что говорит о различной степени наполненности и точности смысловых нагрузок.

Без знания основ, без полного понимания принципов обучения детей и требований к их применению педагоги делают процесс обучения малоэффективным, зачастую противоречивым и ненаучным.

Некоторые правила данных принципов раскрываются в процессе их применения. Они же являются путеводителями или указаниями, руководствами к действиям в той или иной типичной ситуации.

Есть сторонники отмены правил обучения. Это и теоретики, и практики, утверждающие, что строжайшее следование данным нормам и правилам противоречит природной инициативе обучаемого. Они губительны для творческого процесса.

Однако отрицать наличие правил столь категорично также неправомерно. Весь практический опыт подкреплен нормами, исходными примерами и доказательствами. Поэтому в педагогике лучше использовать симбиоз правил и творчества.

Реализация принципа наглядности

Принцип наглядности реализуется посредством соблюдения таких правил обучения:

Если наглядное пособие дает положительный результат, но при этом оно устарело или технически несовершенно, игнорировать его не стоит.
Наглядные пособия используются не для модернизации процесса обучения, а в качестве важнейшего средства успешного обучения.
Используя наглядные пособия важно знать меру, их переизбыток приведет к рассеиванию внимания, что ухудшит усвоение материала.

Демонстрация наглядного пособия должна происходить в ходе изложения учебного материала только в тот момент, когда это необходимо, до этого их нужно закрыть от взора учащихся. Исключения – плакаты с формулами, постоянными величинами и т.д., требующими запоминания
Тогда наглядные пособия должны быть перед глазами учащихся постоянно.
Наблюдениями учащихся нужно руководить, чтобы сконцентрировать их внимание.. Сами по себе наглядные пособия в процессе обучения особой роли не играют, важно сочетать их со словами учителя

Для этого можно придерживаться одного из принципов сочетания:

Сами по себе наглядные пособия в процессе обучения особой роли не играют, важно сочетать их со словами учителя. Для этого можно придерживаться одного из принципов сочетания:

  • словесно учитель дает информацию о явлении или объекте, а потом подтверждает ее правдивость, демонстрируя наглядное пособие;
  • словесно учитель направляет наблюдения учащихся, но знания об объекте или явлении они приобретают, наблюдая за ним.

Первый способ проще для учителя, т.к. требует меньших затрат времени, а второй более эффективен, т.к. способствует активизации деятельности учащихся.

Наглядность можно использовать, чтобы обогатить чувственный опыт учащихся, тогда она должна быть красочной и яркой

С другой стороны, при обучении счету младшим школьникам не требуются плакаты с красивыми рисунками, лучше чтобы на них были изображены простые карандаши, тогда внимание будет сконцентрировано на самом счете, а не на рассматривании картинок

Виды наглядности

Наглядный компонент обучения имеет разные виды:

  1. Натуральный. В этом случае реализация показательности происходит путём демонстрации реальных объектов, процессов, явлений, предметов. Например, демонстративность на уроках физики и химии реализуется благодаря лабораторным экспериментам с активным участием учащихся. Говоря об обеспечении натуральной предметности для явлений, реальная демонстрация которых невозможно, подразумевается применение символических предметов и явлений с теми же функциями, что и потенциальный объект изучения.
  2. Схематический. Демонстративность путём схематизации подразумевает передачу необходимой информации путём предоставления учащимся для обучения дидактических материалов в форме схем, таблиц, диаграмм. Раздаточные материалы позволяют воспринимать информацию более по́лно.
  3. Изобразительный. Предоставление учащимся различных иллюстраций позволяет создать максимальное полное впечатление во время изучения того или иного предмета. Картинки могут дублировать изучаемые данные или дополнять их, детализировать. Наличие соответствующего изображения позволяют отметить каждую деталь. Изобразительность изучаемого предмета крайне актуальна при изучении искусства, биологии, географии.
  4. Интерактивный. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют расширять способы обеспечения принципа наглядности. Посредством ИКТ показательность обеспечивается за счёт видео, фото, презентаций, онлайн-экскурсий и др. В настоящее время такой метод иллюстративности является самым популярным.

Что относится к внешнему виду наглядности, она может быть реализована через муляж, иллюстрации, карты, ментальные карты, таблицы, схемы, диаграммы, предметы и др.

Педагогический принцип наглядности — основные средства

Средствами наглядности в обучении служат:

  • натуральные объекты: например, растения, животные, природные и производственные объекты;
  • объемные наглядные пособия, например, макеты, модели, гербарии, муляжи и т.д.
  • изобразительные средства: например, различные фотографии, картины, диафильмы, рисунки;
  • символические наглядные пособия: например, чертежи, карты, схемы, таблицы;
  • аудиовизуальные средства: кинофильмы, телевизионные передачи, информационное видео, магнитофонные записи, компьютерная техника;
  • самостоятельно изготовленные средства: конспекты, схемы, таблицы, чертежи.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика. Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам

Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты

Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.

По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: