Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Формирование грамматического строя
речи у детей старшего дошкольного
возрасте онр в условиях
инклюзивного образования | коррекционная работа в доу  | современный урок

Методика формирования грамматического строя речи в условиях инклюзивного образования

Проиллюстрируем полученные результаты на примере обследования мальчика Даниила Е. (6 лет, ОНР; на констатирующем этапе работы набрал 161 балл, на контрольном — 182 балла).

Ребенок контактный, легко вступает в беседу с педагогом. На помощь реагирует адекватно, принимает ее.

При обследовании словаря отмечен рост количества имен существительных. Ребенок справился со всеми предложенными ему заданиями (показал все предметы, назвал детенышей животных, использовал даже супплетивные формы).

При обследовании уровня усвоения синтагматических связей ребенок успешно подобрал названия предметов на основании их свойств; на задание подобрать слова, обозначающие действия, назвал следующие: дождь — идет, капает, собака — лает, сторожит, охраняет, медведь — ест, бродит. Назвал качества действия (— «Собака бежит как?» — «Быстро»). При подборе слов, обозначающих признаки представителей животного мира, хорошо ориентировался в часто употребляемом словаре (волк — злой, серый), трудности вызвала более сложная лексика (— «Орел какой?» — «Большой?..»; — «Снегирь какой?» — «…» (нет ответа)). Даниил правильно назвал все цве 152 та (даже некоторые оттенки), качественные прилагательные, легко образовывал относительные прилагательные. При выполнение заданий на выявление уровня сформированности парадигматических связей успешно подобрал антонимы, затруднение вызвало задание на подбор синонимов. Даниил использовал следующие ответы: «добрый» — «сердитый», «большой» — «очень большой», «веселый» — «шумный».

При выполнении заданий на выявление уровня сформированности навыков словообразования и формообразования у Даниил показал следующие результаты: достаточно хорошо образовывал слова с приставками (плакал — заплакал, играл — сыграл, думал — подумал); не смог выполнить задания на образование слов с противоположным значением («собрал» — «сломал» и т. д.); хорошо справился с заданием на подбор слов со значением приближения/удаления (котенок — «прибежал», «убежал» и т. д.); при выполнении заданий на образование прилагательных от существительных смог дать только некоторые правильные ответы («пух» — «пушный», «дерево» — «деревянный», «лед» — «ледный», «мех у лисы» — «лисый», «у волка» — «волчий» и т. д.); хорошо справился с образованием глаголов от существительных («мир» — «мирить», «друг» — «дружить», «еда» — «есть» и т. д).

При обследовании синтаксического строя речи у ребенка возникали незначительные трудности лишь в некоторых заданиях: так, он неправильно использовал сложные предлоги (из-за, из-под и др.). Правильно составил простые и сложносочиненные предложения по сюжетным картинкам, при образовании и анализе сложноподчиненных конструкций испытывал трудности. Большинство ошибок Даниил смог исправить сам или при помощи педагога.

В качестве иллюстрации динамики сформированности грамматического строя речи рассмотрим результаты выполнения заданий Сережи С. (6 лет, ОНР; на констатирующем этапе набрал 136 баллов, на контрольном — 161 балл).

При обследовании словаря имен существительных Сережа в ответах на большинство вопросов употреблял название предмета, которое часто использовалось в детском саду или дома, хорошо справился с подбором существительных.

При обследовании словаря имен прилагательных Сережа дал ответы, из которых только часть оказалась правильной. Например, на вопрос: «Если стул сделан из дерева, значит, стул какой?», отвечал: «Деревянный», а когда логопед спрашивал про стеклянный стакан — «Стакловый». К предложенным педагогом словам Сережа смог подобрать только антонимы.

Трудности возникали и при обследовании синтаксического строя речи. Сережа без ошибок назвал простые предложения, при воспроизведении сложноподчиненных и сложносочиненных конструкций возникли трудности.

В целом сопоставление результатов анализа динамики формирования грамматического строя речи в экспериментальных и контрольных группах детей старшего дошкольного возраста с «нормальным» речевым развитием и с ОНР позволяет сделать вывод о том, что предложенная методика формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования оказалась достаточно эффективной.

Последние новости центра

  • 255

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 261

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1233

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 696

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 889

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1019

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 981

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 620

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Как происходит формирование грамматической речи у дошкольников?

Развитие грамматического строя речи у детей происходит поэтапно и основывается на наблюдении и восприятии окружающего мира, а также на общении с другими людьми.

В начальном периоде формирования речи, дошкольники усваивают основные фонетические и лексические элементы языка. Они начинают осознавать границы слов и различать звуки речи. В этот период у них еще могут быть заметны некоторые ошибки в произношении, неправильное употребление слов, непродолжительные предложения. Затем дошкольники начинают усваивать грамматические правила речи. Они начинают использовать грамматические формы (склонение существительных, спряжение глаголов, образование форм множественного числа), а также овладевают формированием простых предложений со связью подлежащего и сказуемого. Постепенно дошкольники начинают усваивать более сложные грамматические структуры, такие как сложные предложения с союзами, образование форм времени и наклонения глаголов, использование различных частей речи. В этом процессе большую роль играют чтение книг, общение с родителями и другими детьми, игры с языком, различные упражнения и игры на развитие речи.

Важно отметить, что развитие грамматического строя речи у дошкольников происходит индивидуально и зависит от его интересов, способностей, коммуникативной среды и других факторов. Занятия по развитию грамматического строя речи проводятся с учетом нескольких важных задач

Сначала требуется формирование структуры предложений, что происходит с помощью детских сказок. Затем происходит развитие словообразования. Для развития связной речи используются сюжетно-ролевые игры.

Задачи коррекционной работы

Специальные занятия направлены на следующие задачи:

Формирование структуры предложения

Специалисты определяют проблемы и ошибки в умении детей составлять грамматически правильные предложения. Затем проводится работа с ребенком для устранения этих ошибок и улучшения навыков построения предложений. Также формированию структуры предложений способствует проведение упражнений и игр, направленных на развитие и совершенствование навыков построения предложений. Также производится проверка и оценка прогресса учащихся в области структуры предложения.

Развитие словообразования

Специалисты выявляют недостаток в знаниях и умениях в области словообразования. Затем проводится индивидуальная работа с играми и упражнениями.

Развитие связной речи

На занятиях происходит тренировка применения форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Также дети обучаются правильному согласованию прилагательных и существительных. Прорабатывается умение правильно спрягать формы глаголов.

Ожидаемые результаты развития дошкольного образования

Реализация предлагаемой стратегии развития дошкольной помощи позволит создать условия для более благополучного, чем в настоящее время, старта школьного образования детей с инвалидностью, с ОВЗ, группы риска.

  1. Подавляющая часть детей, имплантированных в возрасте 3-5 лет, сможет перейти в группу детей с нормативным развитием и получить возможность начать школьное обучение в инклюзивной – более сложной образовательной и социальной среде.
  2. Уровень психического развития всех детей с инвалидностью, с ОВЗ и группы риска, охваченных дошкольным образованием, будет существенно выше уровня развития не получивших дошкольное образование детей с аналогичными ограничениями здоровья и рисками отклонений развития.
  3. Уровень развития эмоциональных отношений и продуктивного взаимодействия ребенка с близкими взрослыми в семье, в группе сверстников, в образовательной дошкольной организации со сверстниками и взрослыми будет существенно выше уровня развития не получивших дошкольное образование детей с аналогичными ограничениями здоровья и рисками отклонений развития.
  4. Уровень развития навыков самообслуживания, и социальной коммуникации, способности следовать правилам безопасного поведения, сотрудничать и договариваться, участвовать в домашней жизни и в жизни детской группы, будет существенно выше, чем у не получивших дошкольное образование детей с аналогичными ограничениями здоровья и рисками отклонений развития.
  5. В школу придет меньше детей с тяжелыми формами расстройств аутистической сферы (РАС), общего недоразвития речи (ОНР), задержки психического развития (ЗПР), меньше детей с грубым отставанием развития при глухоте, слепоте, двигательных нарушениях, тяжелых ментальных и множественных нарушениях. Таким детям будет рекомендовано специальное образование, но уже не индивидуальное или надомное, а обучение и воспитание в группе сверстников со сходными ограничениями здоровья и вариантами психического развития. Таким образом, им тоже будет доступна большая доля социальной интеграции со здоровыми сверстниками.
  6. Среди семей детей дошкольного возраста с ОВЗ и детей группы риска вырастет число способных к сохранению и развитию своего социально-психологического статуса.
  7. Среди родителей вырастет число занимающих конструктивную позицию в воспитании своего ребенка с ОВЗ – готовых и способных к развивающему взаимодействию, владеющих способами воспитания, соответствующими его особым образовательным потребностям. Это существенно облегчит ситуацию взаимодействия специалистов с родителями на следующем уровне образования – в школе – и станет резервом повышения ее эффективности.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: