Соотношение букв и звуков

Звуки и буквы

Какой звук издает буква Б?

Каждый родитель сияет от гордости, когда их ребенок учится произносить алфавит наизусть, но гораздо более значимым для развития грамотности вашего ребенка навыком является понимание звуков, издаваемых различными буквами и буквосочетаниями, также известное как фонетика.

Типичные ошибки

При обучении детей фонетике важно научить их звукам, которые на самом деле издают буквы и буквосочетания, что сложно, потому что часто взрослые на самом деле не знают, что это за звуки. Вот несколько вариантов произношения букв со звуками, которые они произносят на самом деле, за которыми следуют звуки, которые взрослые часто ошибочно произносят при обучении детей: «ммм», а не «мах»

Y” “ee” (это сложно, так как оно работает несколькими способами, но начинайте со звука “ee”)

Y” “ee” (это сложно, так как оно работает несколькими способами, но начинайте со звука “ee”)

U: «ух», а не «вы»

Когда мы учим детей произносить буквы, они обычно добавляют гласные после согласных, когда пытаются обработать и расшифровать язык. Например, вместо того, чтобы правильно произносить звук «Б» (который звучит как «бух»), дети могут сказать «бу», «бэ», «ба» или «бо».

Комбинации букв также сложны, поскольку ваш ребенок прогрессирует в своих фонетических знаниях, потому что теперь буквы издают другие звуки, чем когда они были одни.

Как исправить ошибки

Один из лучших способов исправить распространенные проблемы с произношением у детей — это моделировать, моделировать, моделировать! Дети учатся через повседневный опыт, поэтому, хотя карточки и рабочие тетради могут быть полезны, моделирование и обучение правильной речи в различных контекстах часто более полезно.

Еще один способ научить ребенка фонетике — помочь ему понять некоторые основные понятия, такие как короткие и долгие гласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки

Обучая ребенка этим понятиям, важно идти медленно и учить по одному звуку за раз, иначе вы рискуете выйти за рамки того, на что способен ваш ребенок, и расстроить его

Может быть, вы начинаете с длинного звука «А». Потренируйтесь произносить долгий звук «А» и ходите с ребенком по дому, находя предметы, в названии которых есть длинный звук «А». Вы можете сделать это развлечением, устроив гонку, попросив ребенка найти определенное количество предметов или устроив игру, чтобы узнать, кто найдет больше предметов. После того, как вы соберете предметы, вы можете записать их по буквам на бумаге или магнитными буквами. Как только ваш ребенок хорошо усвоит один звук, вы можете повторить эти действия с другими гласными и согласными звуками.

Как получить помощь

Это слишком сложно? Кое-что из этого даже сбивает с толку взрослых, так как же вы собираетесь учить этому своих детей? Если вы не обучены учить детей, будет сложно и нереалистично возлагать давление на обучение ребенка фонетике исключительно на себя.

Мы можем немного облегчить воспитание детей, предоставив вашему ребенку навыки и базовые знания, необходимые ему для того, чтобы научиться хорошо читать.

Соотношения звуков и букв, их основные особенности

Буквы и звуки легко отличаются друг от друга. Буквы — это то, что мы можем написать, нарисовать, увидеть: Р, Ш, К, А, Л, У. Основная функция букв — переводить устные слова в письменные.

Звуки мы произносим и слышим. В письменном виде они отображаются в виде транскрипций: .

Общее число букв в русском языке — 33, а звуков — 42.

Звуков больше по той причине, что не для каждого из них есть соответствующая буква.

Одна буква может включать в себя два звука или, наоборот, ни одного. Примеры: ёж, отмерь.

Как подразделяются звуки речи

Звуки разделяются на согласные и гласные в зависимости от их голосового использования.

Для гласных характерно свободное произношение, рот открывается широко.

Когда произносятся согласные, то воздух во рту не идет так свободно, а встречает препятствия: небо, зубы, губы, язык. При произнесении губы нужно тесно сжать, а при образуется цель между зубами. Каждый согласный звук сопровождается характерным шумом.

Мягкие гласные

Некоторые гласные буквы, такие как Е, Ё, Ю, Я, обозначают два звука в следующих случаях:

  • если они стоят после гласных: свая — в слове 4 буквы и 5 звуков;
  • если стоят в начале слова: яблоко — 6 букв, 7 звуков;
  • если перед ними есть Ь или Ъ: въехал.

Е —

Ё —

Ю —

Я —

Согласные звуки

Согласные звуки разделяются на следующие категории:

  • твердые;
  • мягкие;
  • глухие;
  • звонкие.

Всегда твердыми являются звуки: .

Всегда мягкие: .

Звонкие непарные: .

Шипящие: .

Парные звуки

Звонкие:

.

Глухие:

.

Какие буквы не обозначают звуков

Есть буквы, не обозначающие никаких определенных звуков. Их наличие/отсутствие может полностью изменить сам смысл слова.

К таким буквам относятся «Ь» и «Ъ». Их функция — указать правильное произношение слова.

«Ъ» и «Ь» не являются новыми буквами. Они были известны еще в древнерусском языке. Однако «Ь» читали как «и», а «Ъ» — «ерь» и она звучала как .

Мягкий знак

На примере написания «Ь» можно увидеть, как меняется смысл слова. Эта буква необходима для придания мягкости предыдущей согласной букве: мель, тюль, тюльпан, гладь.

  1. Мягкий знак помогает образовывать разные варианты глагола от первоначальной формы: «крутится» и «крутиться» — в зависимости от Ь меняется форма глагола.
  2. Еще мягкий знак определяет мужской или женский род в именах существительных: дочь — женский род, стол — мужской род.
  3. Ставится Ь, как правило, в середине слова — в корне или суффиксе. Также часто мягкий знак встречается в конце, чтобы смягчить предыдущий звук: дождь.
  4. Ь ставится как разделительный знак после согласной буквы внутри слова и перед гласными: Ю, И, Ё, Я, Е. Пример: соловьи, вьюга, льет.
  5. При наличии мягкого знака буква приобретает еще один звук —

Твердый знак

«Ъ» так же, как и «Ь», выполняет только функцию разделения: сел — съел. Как мы видим, смысл слова меняется кардинально. Разница с «Ь» в том, что «Ъ» ставится после приставок после согласных и перед гласными: я, ё, ю, е. Примеры: предъявить, съязвить, объявить.

  1. Разъединительный твердый знак не дает смягчения при произнесении.
  2. Ъ применяется в словах, состоящих из двух частей — первая образована от числительного, у второй — первая буква является гласной: четырехъярусный, трехъядерный.
  3. Разделительный Ъ ставится в том случае, когда в словах есть приставка, взятая их иностранных языков. Схема следующая: к корню присоединяется приставкой, а в конце стоит согласная. Примеры: субъект, объект, адъютант.

Сколько букв и звуков существует в русском языке

Количественный состав букв – 33, звуков же соответственно – 44. В традиционных классификациях дается количество 42, т.к. считается, что нет парных по твердости – мягкости у согласных и . Однако есть исключения: дрожжи, лучше, где характеристика данных звуков противоположная: и .

Мы пронаблюдали, что количество звуко-буквенных обозначений часто не совпадает.

Таким образом, наблюдая за речевыми процессами, анализируя состав каждого слова, каждая личность повышает речевую культуру

Очень важно постоянно – во время уроков и отдыха – научиться четко и не спеша говорить, отчетливо, красиво и правильно произнося все слова и грамотно фиксируя их на письме не только ученикам, но и преподавателям, избегая словесного мусора

Разница между звуками и буквами

На практике владеть этими терминами важно и взрослым, например, для подготовки презентации. Чтобы понять, чем отличается звук от буквы, важно дать определение последней

Это вариант написания или графическое отображение.

В русском алфавите встречается всего 33 буквы, которые не произносятся и сами по себе ничего не значат. В процессе обучения ребенок изучает алфавит, не касаясь звучания слов. Так буква «р» звучит как «эр», а буква «т» как «тэ», буква «н» как «эн». Можно привести множество примеров из русского алфавита.

На бумагу мы переносим только условные названия определенных графических символов. В процессе чтения произносятся слова. Буквы отличаются от звуков тем, что первые можно записать, а вторые сказать вслух. Также количество вторых превышает число первых.

У звуков есть собственные характеристики, не имеющие отношения к написанию. Например, звонкость, мягкость и другие. Если дети не поймут это различие на этапе подготовке к школе, в дальнейшем им будет сложно повторно усвоить корректный вариант вместо неверного.

Написание и звучание могут совпадать. В графическом варианте обозначающая звучание буква пишется в квадратных скобках. Нередко ряд звуков может соответствовать изображению одной буквы.

Грань между звучанием и написанием сложно прочувствовать сразу. Многим не понятно, существуют ли отличия между этими терминами. Еще на этапе подготовки к школе дети изучают алфавит обязательно наизусть. Если знать алфавит и соответствующие звуки, можно научиться грамотно формулировать мысли в письменной речи.

Знание правил русского языка напрямую влияет на качество письменной работы. Так, владея нужной информацией, можно легко написать конспект или сочинение.

ImGist определил, что отличие букв от звуков заключается в следующем:

Волновая природа звуков позволяет слышать и воспроизводить минимальные нечленимые звуковые единицы, из которых состоит речевой поток. В отличие от звуков, произнести или услышать букву невозможно. Буквы являются графическим изображением звуков. Зафиксированные в знаковой системе, звуки приобретают форму письменной речи. Фонетический облик слова может полностью соответствовать его графическому изображению, например: стол — . Однако в русском языке такое соответствие встречается довольно редко из-за того, что его звуковой строй состоит из 44 единиц, а алфавит – из 33 букв.

Читайте по теме:

Очаровательные крошки – микробы и бактерии – могут стать причиной гибели намного более крупного и развитого живого существа. Но именно эта «мелочь» является необходимым условием для ряда…

Твёрдые тела – это металлы, полупроводники и диэлектрики. Они отличаются друг от друга по своим электронным свойствам. Электропроводность твёрдых тел определяется свойствами электронов. Что такое полупроводники и…

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона — без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk — волк). Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм — формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной — «“Как она пла-авает!”» — говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение). Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения. Этот признак — суммарная энергия произнесения — важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов. Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными — взрывными, шумными и аффрикатами. Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов). Основа гласных звуков — тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи — гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру, тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем «ау-у-у!»); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласные звуки в русском языке на слух различаются в зависимости от объема и формы резонаторов, которые образуются в речевом тракте в результате изменения положения и формы языка в ротовой полости, а также в зависимости от того, как форма ротового отверстия, образуемого с помощью губ, изменяет характер воздушной струи на выходе изо рта. Однако язык, как наиболее подвижный орган артикуляции, постоянно занят в производстве и других звуков — согласных (также как и губы). Поэтому в потоке речи объем и форма резонаторов постоянно изменяются вследствие процессов коартикуляции. И подсистема русских гласных звуков (равно как и согласных) не может быть установлена вне их смыслоразличительных возможностей в рамках единой фонетической системы языка.

Буквы и звуки

Ежедневно ты слышишь множество звуков, которые тебя окружают. Пение птиц, жужжание насекомых, шелест листьев, работа мотора автомобиля.

Среди этих звуков есть и другие, особенные: пение песен, работа радио, разговоры окружающих. Что объединяет все эти звуки?

Все эти звуки произносят люди, они имеют определенный смысл и именно из них получаются слова.

Буква — это специальный значок для обозначения звуков речи на письме. С ее помощью можно написать любые слова, сказанные вслух или про себя.

Если бы люди не придумали буквы, то люди не смогли бы сейчас читать книги, писать друг другу письма и сообщения. Не удалось бы прочитать информацию на вывесках магазинов, определить, какие продукты стоят в упаковках на полках. Наши предки без букв не смогли бы передать столько информации о том, как люди жили раньше, какие события происходили в то или иное время. Даже многие сказки постепенно забылись бы, если бы не были напечатаны.

Орфоэпический словарь русского языка

Слова, значение которых ты определил выше, отлично тебе знакомы, потому что встречаются в твоей речи, в разговорах с родителями, друзьями. Ты слышишь их часто. Это значит, что они находятся в твоем активном словарном запасе среди остальных слов, которыми ты пользуешься очень часто.

Но иногда приходится встречаться с незнакомыми словами, правильно поставить в них ударение и произнести сложно. Тогда на помощь каждому ученику приходит специальный словарь. Ты знаешь, что с помощью словарей можно определить значение и происхождение слова, а что же содержится в этом словаре?

Орфоэпический словарь русского языка — это словарь, в котором описано правильное произношение многих русских слов. Он помогает произносить слова в соответствии со всеми правилами, то есть так, как принято в культурном обществе.

Рассмотри, как он выглядит внутри. Найди, есть ли в нем знакомый тебе знак ударения?

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 46,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 68,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 11,
Полякова, Учебник

Упражнение 15,
Полякова, Учебник

Упражнение 64,
Полякова, Учебник

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 2,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 203,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 216,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 55,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 31,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 34,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 9,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 1,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

Упражнение стр. 7,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 94,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 56,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 38,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 154,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 155,
Полякова, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 109,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 323,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 15,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 117,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 21,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 23,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 131,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 292,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 35,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 20,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 22,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 23,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 595,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 554,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 556,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 18,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 19,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 20,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 21,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 221,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 482,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 1,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 405,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем.

Точная запись звуков речи называется транскрипцией, обозначается квадратными скобками . При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости .  Например, корова – , буква к передает звук , буква р обозначает звук и т.д.

Как соотносятся буквы и звуки?

Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.

  • Все звуки  в слове могут соответствовать своей букве: стол .
  •  Одна буква может обозначать разные звуки:

    в словах плод ,  плоды буква о использована для обозначения звуков , , а буква д – для обозначения звуков и .

  •  Буквы могут  не обозначать звуков:
    • буквы Ь и Ъ не обозначают звуков: молЬ , сЪезд ;
    • при стечении согласных в некоторых словах звуки , , ,  не произносятся, а буквы пишутся:

      чувство , солнце , сердце , радостный .

  • Одна буква может обозначать два звука:
    • буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных Ь, Ъ и гласных обозначают по два звука , , , .  Звуков  е, ё, ю, я в русском языке не существует.
    • буквы  б, в, г, д,  з,  к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х для обозначения согласных звуков  обозначают либо твердые согласные звуки, либо мягкие:  мел – мол.

    Двузначность букв связана со слоговым принципом функционирования русской графики. Сущность этого принципа заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а слог, т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков, где буквы взаимно обусловлены. Слоговый принцип используется для обозначения твёрдости и мягкости согласных, а также при обозначении согласного звука .

  • Один звук может передаваться разными буквами:

    в словах циркуль , улыбаться звук передается буквой ц и буквами тс (тьс).

Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков,  их звучание и написание.  Между буквами и звуками нет однозначного соответствия.  Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова.

Всего 33 буквы:

  • 10 гласных букв:  а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е;
  • 21 согласная буквы:  б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.

Звуков – 42 :

  •  6 гласных звуков: ,  , , , , ,
  •  36 согласных звуков: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

Различие количества согласных букв и звуков  связано со  способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом  могут не совпадать.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. – 6-е изд., перераб. – М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. – М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук , красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения: — гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

При изучении языка одновременно решается несколько задач: необходимо освоить правильное произношение слов, приобрести речевые навыки, благодаря которым можно свободно выражать свои мысли, и научиться писать. Чтобы избежать сложностей, связанных с правописанием, следует разграничить устную и письменную речь. А для этого надо понять, чем звуки отличаются от букв.Звуки представляют собой волновое колебание, в определенном диапазоне воспринимаемое человеческим слухом. Из огромного многообразия звуков есть лишь небольшая часть, которую мы можем воспроизводить в форме речи. Именно эта часть составляет фонетический строй языка. Он состоит из звуков, которые делят на гласные и согласные, различают по способу образования, звонкости и глухости, твердости и мягкости. Чтобы записать звуки в форме слов, необходима специальная знаковая система. Графическим изображением звуков являются буквы. Они воспринимаются зрительно и звучать не могут. Буквенный состав языка называют алфавитом. Русский алфавит состоит из 33 букв. Десять из них обозначают гласные звуки, 21 буква служит для графического изображения согласных, буквы Ь Ъ не имеют самостоятельного звукового выражения.

Звуки

Звуки речи  отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со  словом, словосочетанием   и предложением. Но, в отличие  от них, звук   не имеет  смыслового значения.  Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом и ром – различие в одном звуке.  Звуки создают  звуковую оболочку слов и этим  помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое:  сук -лук – тук – ток – рок – рот – ром – том – ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) – воронка (7 звуков), спор – спорт ;
  •  набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон – лиман ;порт – торт , лук – сук ;
    • различие в нескольких звуках: загар – забор ; фасоль – пароль ;
  •  последовательностью расположения звуков: куст – стук ; нос – сон ;
  • звуки в словах могут  полностью не совпадать: школа – учитель ; карась – сом , дом – хата .

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость.  Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос)  и шумы.  Когда  выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные  голосовые связки,   что вызывает  ритмические  колебания связок,  возникает голос (тон).  Шум образуется в ротовой полости,  когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость , которая может менять свою форму, образуются гласные звуки.   Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук ,  , , , , , то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки. В их образовании уже участвует и голос, и шум.   Согласные звуки , в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими. Если в создании звука голос  преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки – сонорные.  Глухие звуки создаются только шумом  без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: ,  , , , ,   –  в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные:  , , , , , , , ,  –  голоса больше, чем шума,  всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные:  ,  , , , , , , ,  , ,    – шума больше, чем голоса, парные  звонкие (в речи иногда используется звонкий звук :  жюри , вожжи ) ;
  • шумные глухие согласные:  ,  , , , , , , ,  , ,  , , , , , – состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки ( звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума,  по способу образования  (встречаются  или не встречаются  препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных

При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется

Голос (тон)  обязательно присутствует при произношении гласных и звонких согласных. При произношении глухих согласных голосовые связки расслаблены, голос  не образуется.

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости — положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные – звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются  также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные  звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Что такое фонемы, графемы и диграфы?

Мы постоянно слышим от родителей и учеников, что они просто не понимают эту новую лексику, которую используют учителя. Итак, вот краткий урок по трем терминам, которые, кажется, вызывают наибольшую путаницу!

Мы учимся читать, фонетически произнося слова и сопоставляя звуки с буквами или группами букв.

Фонемы

Каждый звук, который вы слышите в слове, является фонемой. Это наименьшая звуковая единица, из которой состоит полное слово. Это не следует путать с самой буквой; Фонемы — это только произносимые звуки

Важно понимать, что фонемы могут состоять более чем из одной буквы

Возьмем, к примеру, слово собака . Здесь задействованы три фонемы: звук «д», короткий звук «ав» и звук «г».

Слово надежда тоже состоит из трех фонем: звука «х», долгого звука «оо» и звука «п».

И для чего-то более сложного: слово «школа» имеет четыре фонемы: звук «с», звук «к», долгий звук «уу» и звук «л».

В английском языке 44 фонемы, состоящие из 24 согласных звуков и 20 гласных звуков. Подумайте о различных сочетаниях согласных и гласных (например, «ch» или «ea»), которые создают уникальные звуки.

Графемы

Графема — это символ, используемый для идентификации фонемы; это буква или группа букв, обозначающая звук. Вы используете названия букв для идентификации графем, например, «c» в car, где твердый звук «c» представлен буквой «c».

Двухбуквенная графема находится в «команде», где «еа» образует долгий звук «и». Графему из четырех букв можно найти в слове «восемь», где «восемь» образует долгий звук «а».

Чтобы всех запутать, некоторые фонемы (звуки) могут быть записаны разными графемами (буквами).

Твердый звук «с» может быть записан с помощью графемы «с», «к» или «ск».

Диграфы

Наконец, диграф — это двухбуквенная графема, производящая один звук. Например, рассмотрим «ch» в слове «выбрать», «ш» в слове «закрыть» или «оа» в слове «лодка».

Разделенный диграф — это когда буква «e» в конце слова делает среднюю гласную длинной, например, разница между «din» и «dine». У них обоих по три фонемы (звука), но разделенный диграф в слове «dine» дает длинный звук «i».

А теперь проверим ваше понимание: что такое триграф?

(Подсказка: ответ не слишком «высокий» над вашими способностями.)

Практика делает совершенным

Фонемы, графемы и диграфы (не говоря уже о триграфах!) могут показаться сложными, но практика помогает!

Все, что вам нужно сделать, это помнить, что каждый из этих трех терминов связан с тем, как буквы соединяются вместе, чтобы производить звуки.

  • Фонема звучит как фонема , что является методом обучения людей тому, как соотносить звуки с буквами.
  • Графема содержит слово графа . Графемы — это символы, точно так же, как графики — это визуальное представление информации.
  • Диграфы — двухбуквенные графемы. Вы можете запомнить этот трюк, потому что Digraph имеет префикс di , что означает два.

Продолжайте тренироваться!

В чем отличия русской речевой культуры

Русский язык является одним из мировых языков. На нем говорят около 300 миллионов человек.

Особенности русского языка:

  • большой словарный запас;
  • многозначность слов;
  • разнообразие способов словообразования;
  • сложность грамматических норм;
  • подвижность ударения.

Для иностранцев русский язык является одним из самых сложных для изучения. Но даже не все коренные носители русского языка в совершенстве владеют его речевыми нормами.

Основные особенности русской речевой культуры:

  1. Различение обращения на «ты» и «вы».
  2. Обращение не только по имени, но и по отчеству.
  3. Большое количество крылатых слов и выражений, метафор и образных фигур речи.
  4. Четкое выделение нескольких функциональных стилей речи и недопустимость их смешивания. Примеры речевых стилей: научный, официально-деловой, художественный, разговорный.
  5. Наличие языковых вариантов.

Что такое буквы?


Звучание речи при написании принято называть буквами. Их невозможно услышать или произнести, зато можно отобразить графически. В русском языке число звуков преобладает над количеством букв, которых в алфавите 33.

Важно помнить, что значения у самих символов нет, поскольку это придуманные для переноса на бумагу обозначения. Именно звуки принято делить на мягкие, гласные, глухие

По этой причине перед началом обучения важно установить, верно ли определено значение символов и звуков.

У учащихся подготовительных групп младших классов может возникнуть путаница на занятиях из-за неверной трактовки понятий взрослыми. Уже в школе дети выясняют, что первые необходимо писать, а вторые – произносить.

Если взрослые понимают это различие подсознательно, то детям сложно усвоить такую систему, происхождение звуков и их отличие от изучаемого алфавита.

Гласные


Чтобы отличить термины, следует их сопоставить. В речи существует 10 гласных букв и 6 гласных звуков: , , , , , . Отдельные элементы могут обозначаться рядом звуков одновременно. Гласные е,ё,ю,я соответствуют , , , , а гласные а, о, у, и, э, ы – , , , , , .

Существуют безударные и ударные гласные. Звук произносится и пишется одинаково, если является ударным. При произношении его следует выделять интонационно. Безударные отображаются при написании другой гласной. В качестве примера можно привести слово «весы», где пишется «е», а произносится .

Согласные

Важно понять различие гласных и согласных. Помимо твердого и мягкого знаков, а также 10 гласных, другие составляющие алфавита называются согласными

Они могут быть глухими либо звонкими, в зависимости от произнесения.

Также согласные бывают мягкими и твердыми. Если за буквой следует твердый либо согласный, а также гласные , , , , , он называется твердым. Если перед мягким знаком появляются я, е, е, ю, и, согласный становится мягким. В письменной речи ее можно отобразить как .

Слова «море» и «мячик» демонстрируют разницу между этими разновидностями. В первом случае предшествующий букве «о» твердый, а во втором слове – мягкий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: