Конспект урока по русскому языку, 1 класс. правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу

Конспект урока для 1 класса
«буквосочетания жи- ши, ча – ща, чу – щу» | начальная школа  | современный урок

Презентация на тему: » 1 Русский язык в 1 классе Тема: Тема: Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.» — Транскрипт:

2

1 Русский язык в 1 классе Тема: Тема: Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

3

2 Цели:. Цели: Систематизировать сведения по правописанию буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь. Дать ориентир на познавательный интерес и творческую активность

на 13 на 13

4

3 Основные линии развития. Развитие деятельности: наблюдения мыслительной практических действий Технология развивающего обучения Л. В. Занкова строится на принципах: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, продвижение вперед быстрым тем­пом, осознание школьником процесса учения, целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.

5

4 Структура урока: 1. Организация внимания учащихся. 2. Развитие учебной мотивации. * Цели и содержание учебных задач и речевых ситуаций. 3. Стимулирование реакций обучающихся. * Введение в речевую ситуацию и создание мотивации. * Заучить правила. Физкультурная минутка 4. Обеспечение обратной связи. * Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения. * Организация учебной и речевой деятельности по восприятию (групповая работа – проверка). * Руководство мыслительной деятельности. 5. Гимнастика для пальцев. 6. Чистописание. 7. Стимулирование прочности полученных знаний и умений. * Контроль и анализ с последующей корректировкой. 8. Выводы и обобщения относительно достигнутых целей. 9. Обсудить домашнее задание, упр Рефлексия.

6

5 Психологический настрой Оставь отпечаток ладони, Соответствующему настроению. Примечание: жёлтый – радость, фиолетовый – грусть.

7

6 Внимание Звенит веселый колокольчик. Игрушки все свои оставь, Нам нужно дружно поздороваться

И у столов красиво встать.

8

7 Грамоте учиться -всегда пригодится! Слушай! Повтори!

9

8

10

9 на 12

11

10 Длинные бивни, толстая складчатая кожа и жёсткие – «боцманские» усы

12

11 загадка Щёткой чищу я кого? и чешу ему что? на 9

13

12 Грамотей В сочетаниях жи ши В сочетаниях жи ши Только и всегда пиши! В сочетаниях ча ща В сочетаниях ча ща Пишем только букву а. В сочетаниях чу щу В сочетаниях чу щу Пишут только букву у. на 1 на 20

14

13 Физминутка Наши правые ладошки Пусть поборются немножко. Ну-ка, поглядим скорей, Кто из всех борцов сильней Ладони левые Тоже очень смелые: Мы от правых не отстанем. Движения под музыку в парах.

15

14 Вставь буквы и угадай животных Ё…к и ёр…к колючи, но всё же Ё…к и ёр…к колючи, но всё же Ё…к и ёр…к совсем не похожи: Ё…к и ёр…к совсем не похожи: Ёр…к при виде врагов не древо…тся, Ёр…к при виде врагов не древо…тся, Ё…к тотчас же пытается съё…ться. Ё…к тотчас же пытается съё…ться.

16

15 Проверка Ёжик и ёршик колючи, но всё же Ёжик и ёршик совсем не похожи: Ёршик при виде врагов не древожится, Ёжик тотчас же пытается съёжиться.

17

16 К.И.Чуковский «Краденое солнце» Если только захочу, И луну я проглочу. Подчеркни орфограммы.

18

17 Гимнастика для пальцев Повтори Повтори

19

18Чистописание Ошибка, сейчас, задача, салат. ( определи лишнее слово, спиши только нужные слова) Выбери из названия животных одинаковые буквы: Жук, ёжик. Напиши эти буквы и нарисуй любое животное.

20

19 Работа с учебником Отгадай загадку Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо Такое тёплое, такое Пушистое и золотое. (К. Чуковский) (К. Чуковский) 2. Выпиши слова с сочетаниями ча, чу, жи, ши. на 12

21

20 Результаты. Результаты. Для чего нужен был этот урок? Что нового узнали? Домашнее задание. Упражнение 85, подготовить устно. Упражнение 85, подготовить устно.

22

21 Благодарю всех за работу на уроке Спасибо Ваше впечатление и настроение после этого урока? Оставь свой отпечаток – настроения.

23

22 Автор урока Некрасова Елена Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г. Миллерово ул. Менделеева, 37

Русский язык — Сборник диктантов и творческих работ 1 — 2 классы — В. П. Канакина Г. С. Щёголева 2014

1 классШипящие согласные звуки. Буквосочетания чк, чн, чт, жи — ши, ча — ща, чу — щу

Фонетико-графические задания

1. Написать буквы, которыми обозначаются шипящие согласные звуки.

Ответ

2. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены непарные мягкие шипящие согласные звуки.

Чашка, машина, роща, лыжник, щавель.

Ответ

3. Подчеркнуть буквы, которыми обозначаются непарные твёрдые шипящие согласные звуки.

Ч, ш, ж, щ, л, ц.

Ответ

Орфографические минутки

1. Записать, подчеркнуть буквосочетания чк, чн, нч, чт.

Ночка, речка, бочка, кочка, внучка;

девочка, точка, птичка, почка, дочка;

спичка, дачка, ручка, печка, свечка;

птенчик, ночной, точный, срочный;

почта, чтобы, строчка, речной.

Ответ

2. Записать, подчеркнуть буквосочетания ча, ща, чу, щу, жи, ши.

Чай, чашка, час, свеча, часть;

кричать, стучать, пищать, прощать;

задача, роща, чаща, дача, туча;

чижи, ежи, шины, шишки, жить;

карандаши, машина, пружина, стрижи;

лыжи, мыши, ландыши, уши, лужи;

щука, чулки, чудо, чуткий, щуплый;

стучу, верчу, тащу, ищу, кричу.

Ответ

Контрольное списывание

Весна. Журчит ручей. На реке льдины. Над водой чайки. Они ищут пищу. (12 слов)

Лес. Светит звезда. Вышли на охоту рысь и ёж. В чащу летит орёл. На сосне кричит сова. (17 слов)

Ответ

Письмо по памяти

1) Как хорошо уметь читать!

    (В. Берестов)

2) Жизнь дана на добрые дела. (Пословица.)

Ответ

Предупредительные (объяснительные) диктанты

Подчеркнуть в словах буквосочетания на изученные правила письма.

I. 1) В лесу пели чижи. 2) Дети пошли в рощу. 3) Птички ищут пищу. 4) В гнезде пищат птенцы. 5) В лесу журчал ручей.

II. 1) Ольга была у врача. 2) Миша Чайкин поймал щуку. 3) Ужи ползут в камыши. 4) Девочка зажгла свечку. 5) Ручка лежит на столе.

III. 1) Девочка пошла на почту. 2) Я учусь хорошо. 3) Лось идёт в чащу леса. 4) Дятел стучал по дереву. 5) Весной встречай грача.

Ответ

Проверочные диктанты

Юра Щукин ждал гостей. Гости пришли. На столе чай и чайник. Ребята пили чай. (14 слов)

Наша дача в лесу. У дома сад. Там душистые розы. В цветках капли росы. (14 слов)

Ребята пришли в рощу. Там весело. Поют птички. Кричат грачи. Слава и Игорь играют в мяч. (16 слов)

У леса речка. Над водой чайки. Они ищут пищу. У реки камыши. Там живут ужи. В траве пищат птички. Малыши поймали щуку и леща. (24 слова)

Ответ

Задания творческого характера

1. Вставить пропущенные слова.

1) Дождик вылился из …, вымыл ёжику … .

      (Г. Лагздынь)

Слова для вставки: колючки, тучки.

Ответ

2) Проснулись …, выползают …, строят … … и … .

      (Г. Ладонщиков)

Слова для вставки: стрижи, чижи, ежи, ужи, жилища.

Ответ

3. Составить из слов предложение.

В, ландыши, лесу, душистые, расцвели.

Ответ

4. Прочитать. Написать ответ на вопрос.

Встретил ёжика бычок и лизнул его в бочок.

      (П. Воронько)

Что сделал бычок?

Ответ

ПредыдущаяСледующая

Как образуются шипящие звуки?

Вы уже знаете, что согласные звуки образуются, когда воздух проходит через разные преграды в ротовой полости: губы, зубы, язык. Во время преодоления препятствий получается шум. У некоторых согласных к шуму подсоединяется голос. Поэтому мы различаем глухие (образованные только из шума)и звонкие согласные (получаются при соединении голоса и шума). Примеры: глухие согласные – это  т, ф, с, звонкие – д, в, з.

Шипящие звуки тоже относятся к согласным. Их выделяют в отдельную группу из-за особенностей образования.

Прогуляемся по Волшебному лесу и познакомимся с шипящими звуками подробно. В огромном Волшебном лесу живёт много зверей и птиц. Оглянитесь вокруг.

Вот на полянке ёж пытается поймать стрекозу, а ежата играют в прятки около пенька. Рядом зайчиха присматривает за своими маленькими зайчатами, а они о чём-то весело шепчутся.

 

В лесном озере на охоту вышла хищная рыба щука, учится плавать на дальние расстояния колючая рыбка ёрш.

                                                                                                                       

А вот на ветку вишни присела важная птичка синичка. Она внимательно наблюдает за гостями леса.

 

Ребята, произнесите вслух слова:

  • ёж, ежата, важная;
  • зайчиха, зайчата, колючая, птичка, синичка;
  • хищная, щука;
  • ёрш, вишня.

Какой согласный звук есть в каждом слове в строчке под цифрой 1? (звук ). В строке под цифрой 2? (звук ). Под цифрой 3? (). Под цифрой 4? (). Эти звуки: Ж, Ч, Щ, Ш называются шипящими согласными звуками.

Если прислушаться, можно эти звуки услышать в нашем лесу. Вот пролетел шмель. А как он жужжит?

Проползла змея по траве. Увидела опасность и зашипела.

Воробьи что-то шумно обсуждают.

 

Белка орешки щёлкает.

 

Этих звуков много в окружающем мире. Почему же они называются шипящими? Послушаем, что нам объяснит по этому поводу Мудрый Филин.

Шипящие звуки делятся на звонкие и глухие.

Звук произносится с участием шума и голоса: ж-ж-ж-ж. Он звонкий: жар, жужжит, жёлтый.

А звуки  , , образуются с участием только шума, поэтому они глухие: чашка, шалаш, щепка.

Шипящие ж– ш составляют пару по звонкости-глухости: жар-шар, жаль-шаль, жест-шест.Звуки ч, щ не имеют пары по звонкости.

По мягкости-твёрдости ни одна шипящая не образует пары с другими согласными. Всегда твёрдыми согласными являются шипящие звуки, : жук , шорох .

Звуки мягкие согласные во всех ситуациях дают шипящие , : часы , щётка .

Занимательная игротека

Ребята, настало время закрепить изученный материал. Вслед за Мудрым Филином мы переходим на лесную опушку Волшебного леса, где выполним разные интересные задания от лесных обитателей. Постарайтесь выполнить их самостоятельно, а затем сверьте с правильными ответами. Вы их найдёте в конце этого раздела.

 

Задание от Ёжика

Справа вы видите картинки крупных предметов, слева – мелких. Впишите в клетки соответствующие слова.

 

 

 

Задание от Лисички

Передаю вам письмо с заколдованными словами. Расколдовать их можно, если в каждом слове убрать лишний слог.

Задание от Бурундучка

Найдите слова, в которые есть твёрдые шипящие звуки:

мороженое, девочка, страна, жар, таблетка, стол, камыш, балкон, шутка

Найдите слова, в которые есть мягкие шипящие звуки:

тетрадка, щётка, портфель, черновик, ручка, тарелка, прощание, утро

Задание от Зайчика

Отгадайте загадки и напишите транскрипцию отгадок

Отгадай, что за вещица,

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле, не на грядке

На листах твоей тетрадки.

Землянику мы собрали –

Не лесную, а в саду.

Сахар, таз большой достали –

Мама варит, а я жду…

Очень нравится нам всем

Земляничный сладкий …

Задание от Енота

Прочитайте предложения и подчеркните орфограммы, которые вы сегодня изучали.Воспользуйтесь в качестве подсказки таблицей.

Ответы на задания раздела «Занимательная игротека»

1.Задание от Ёжика. Ответ: лимон – лимончик, апельсин – апельсинчик, фонтан – фонтанчик.

2. Задание от Лисички. Ответ: печка, бабочка, мечта, мачта, барабанщик, свечка.

3. Задание от Бурундучка. Ответ: 1) мороженое, жар, камыш, шутка;

2) щётка, черновик, ручка, прощание

4. Задание от Зайчика. Ответ: 1) ручка, транскрипция: ; 2) джем, транскрипция:

5. Задание от Енота. Ответ: В чаще леса жили ежи. Они часто ходили гулять на земляничную поляну. Я налью себе чашку чая. В коричневой сумке лежали шапка и шарф. На море много чаек. Девочка была отличницей. Женщины о чём-то спорили. У нас прошёл конкурс чтецов.

Ребята, урок в Волшебном лесу закончился. Попрощаемся с Мудрым Филином. Мы узнали, какие звуки считаются шипящими, как они пишутся с гласными и согласными. Выучили орфограммы и выполнили практические задания. Осталось пройти тестирование.

Урок русского языка для 1 класса на тему «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ – ЩУ»

Цели: развивать умение писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Игра «Не подведи свой ряд»

(Учащиеся по очереди выходят к доске и вписывают пропу-1 щенные буквосочетания ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ.)

Вол..та                 гра..та                 зай..та

Е..к                       ..раф                    лу..

..шки                    ков..к                    кры..

..шка                    ..йник                   ..сики

Ду..стый              пу..стый               ..дкий

..жой                    ..деса                   ..лан

Та..                       и..т                       ры..т

Пи..                      ро..                       ..ведь

— Объясните правописание слов.

2. Диктант

Стоит чудесный день. Около села широкая река. Ребята идут на речку. Они поймали щуку.

III. Самоопределение к деятельности

— Вставьте пропущенные буквы.

(На доске записаны слова.)

Ч..лки, начальник, моч..лки, налеч.., растопч.., проглоч.., душ..стое, пуш..стое.

— Из какого произведения все эти слова? («Мойдодыр».)

— Кто автор этого произведения? (К. Чуковский.)

— Объясните написание этих слов.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ— ЩУ.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 10 (с. 119)

— Прочитайте.

— Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЧУ или ЩУ.)

— Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

— Сделайте звуковой разбор слова журавль. Дайте характеристику каждому звуку.

Упр. 11 (с. 120)

— Рассмотрите рисунок. Вы узнали сказку? («Лиса и журавль».)

— Прочитайте начало сказки.

— Что можно сказать о лисе?

— Расскажите продолжение сказки.

V. Физкультминутка

В кресла сядем поскорее.

(Выпрямить спину.)

Шлем застёгивать начни.

(Надевают воображаемый шлем.)

По сигналу командира

(Хлопок в ладоши.)

Пристегнули все ремни.

(Пристёгивают воображаемый ремень.)

Включили зажигание,

(Поворот воображаемого ключа.)

Летим мы к новым знаниям.

(Руки в стороны.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 12 (с. 121)

— Прочитайте группы слов.

— Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом слове.

Упр. 13 (с. 121)

— Прочитайте.

— О каком волшебном ключике говорится в этом стихотворении?

— Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Какие предложения вы составили?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 7 (с. 59)

— Прочитайте.

— Выполните задание.

— Прочитайте предложения, которые вы записали.

— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?

Упр. 8 (с. 59)

— Прочитайте.

— Какие пословицы можно составить? Прочитайте.

— Объясните смысл пословиц.

— Выполните задание.

— Назовите слова, которые вы составили.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 7, 8 на с. 59; СУ, задания на с. 60; Тр., задания на с. 66—69.))

VII. Рефлексия

Работа по учебнику

(«Проверь себя» (с. 121). Самостоятельное выполнение задания.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились сегодня на уроке?

Правописание шипящих в сочетаниях с гласными и согласными

Ребята, чтобы быть грамотными, надо знать правила написания букв в разных словах. Сегодня мы выучим правописание шипящих с гласными, выясним, как пишутся сочетания чк,чн, чт, щн.

Правила написания ча-ща, чу-щу, жи-ши

Шипящие звуки дружат не со всеми гласными. Послушайте историю от Мудрого Филина, почему так получилось.

«Как шипящие перестали дружить с Ы, Ю, Я»

Когда-то давно шипящие Ж, Ш, Ч, Щ вместе с гласными А, И, Ы, У, Ю, Я решили пойти в лес за грибами. Солнце светило ярко, деревья приветливо шелестели листьями. Грибы сидели почти под каждым листом и травинкой. А тут и ягоды сами в корзинку просятся.

Не заметили шипящие, как пошли совсем в другую сторону и заблудились. Оглядываются: места незнакомые, и гласных рядом нет. Пробовали они кричать, на помощь звать. Да всё без толку. Голос у Ж слабый, а у Ш, Ч, Щ только шум и шипение. Уже похолодало, через час темнеть начнёт. Что же делать?

И вдруг видят: на стволах деревьях зарубки. Кто-то вырезал буквы: А, И, У, как будто дорогу показал. И пошли шипящие по тропинке, вдоль которой на деревьях зарубки были. Вскоре услышали они звуки «Ау!Ау!», протяжную песенку «И-и-и-и!» и побежали на крики. Наконец, вышли они на знакомую полянку. А там их уже ждут гласные: И, А, У. Как звуки обрадовались друг другу!

Но тут шипящие заметили, что среди гласных не хватает Ю, Ы, Я. Оказывается они отказались искать шипящих, потому что посчитали, что те сами во всём виноваты. Им хотелось отдыхать,и они ушли домой.

Шипящие согласные звуки так расстроились, что с тех пор не дружат с Ю, Ы, Я, которые их бросили в беде, а ходят только с А, И, У.

О чём эта сказка, ребята? О том, что друзей нельзя оставлять в беде, нужно им помочь или позвать взрослых.

А вот какое правило вам надо запомнить:

Давайте потренируемся правильно определять гласную после шипящих, и выполним задание Мудрого Филина.

Упражнение «Найди слово»

Соедините картинки с соответствующими словами и вставьте в словах пропущенные буквы.

Ответ: шишка, щит, чайник, абажур, жаба, шапка, ключик.

Правописание шипящей ч в сочетаниях: чк, чн, чт, нч, щн, нщ

Ребята, прочитайте слова в столбиках.

   конь                               польза                          пончик

   лень                               мельница                    веточка

   пень                              вьюга                           почта

   руль                              борьба                         гонщик

  моль                             коньки                          хищник

Как обозначена мягкость согласных звуков в словах первом столбике? Ответ: с помощью звука и ь. Как обозначена мягкость согласных во втором столбике? Ответ: гласными звуками , , ь.

Посмотрите, как обозначена мягкость согласных в третьем столбике. Ответ: только гласными звуками . Скажите, гласная в словах пончик, гонщик влияет на смягчение звуков , ? Почему? Ответ: потому что они являются непарными мягкими согласными.

А теперь обратите внимание, как мягко произносятся сочетания нч, чк, чт, нщ, щн в словах третьего столбика. Между этими сочетаниями стоит мягкий знак? Нет

Как вы думаете, почему? Он нужен? Ответ: нет, не нужен, потому что звуки ч, щ – всегда мягкие.

Мягкие шипящие влияют на другие согласные звуки, которые стоят за ними, после них, и также их смягчают. В слове барабанщик мы слышим мягкий н , хотя рядом нет ни смягчающей гласной, ни Ь. То же самое происходит в словах: птенчик, чемоданчик, мороженщик.

Запишем транскрипции этих слов:

  • барабанщик –
  • птенчик –
  • чемоданчик –
  • мороженщик –  

Мягкость в сочетаниях нч, чк, чт, нщ, щн обозначают в транскрипции у двух звуков и .

Урок русского языка для 1 класса на тему «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ – ЩУ»

Цели: развивать умение писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

1) Закипит — исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит,

— Эй, сними меня! — кричит. (Чайник.)

2) Где упрётся хвостом,

Станет дырка потом. (Шило.)

3) Весь век идёт Ерёмушка:

Ни сна ему, ни дрёмушки.

Шагам он точный счёт ведёт,

А с места всё же не сойдёт. (Часы.)

4) На четыре ноги Надевали сапоги.

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать. (Шины.)

5) Золотистые… —

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички.)

— Объясните правописание слов.

III. Самоопределение к деятельности

Выборочный диктант

(Учитель диктует слова. Первый ряд записывает слова с сочетаниями ЖИ — ШИ, второй ряд — с сочетаниями ЧА — ЩА, третий ряд — с сочетаниями ЧУ — ЩУ.)

Щука, лыжи, машина, задача, чудо, тишина, чашка, щавель, чугун.

— Допишите по два слова с такими же сочетаниями. Расскажите правило.

Я грамотно писать хочу,

Все сочетания учу.

И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА,

И ЧУ, и ЩУ, ЧК, ЧН.

Тогда всё будет без проблем.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О написании слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ- ЩУ.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 117)

— Прочитайте. Что вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

— Расположите строки стихотворения в нужном порядке. Назовите автора этих строк. (С. Маршак.)

— Найдите слова с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Запишите стихотворение, расположив строки в правильном порядке.

Упр. 6 (с. 118)

— Прочитайте.

— Сколько предметов называют данные слова?

— Как нужно изменить эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов?

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

Упр. 7 (с. 118)

— Прочитайте. Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЧА или ЩА.)

— Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

V. Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, поклонитесь,

Не ленитесь, улыбнитесь.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 118-119)

— Прочитайте.

— Сколько предметов обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

— Измените каждое предложение так, чтобы в них говорилось о нескольких предметах. (Трещат кузнечики. Стучат дятлы. Урчат лягушки. Пищат рябчики.)

— Запишите любые два предложения. Подчеркните известные вам буквосочетания.

— Дополните каждое предложение словами так, чтобы получились новые предложения.

Упр. 9 (с. 119)

— Прочитайте.

— Какие скороговорки можно составить из данных сочетаний слов? {Щетина у чушки, чешуя у щучки. Волки рыщут, пищу ищут.)

— Прочитайте скороговорки медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.

— Какие звуки они учат произносить?

— Написание каких буквосочетаний нужно запомнить? Подчеркните их.

2. Запись под диктовку

У Саши и Наташи живёт кот Рыжик. Он пушистый. Котик часто лежит на крыльце. Рыжик и малыши любят играть.

— Подчеркните сочетания ЖИ — ШИ.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 4 (с. 57)

— Прочитайте стихотворение.

— Выполните задание.

— Как пишутся сочетания ЖИ — ШИ?

Упр. 5 (с. 58)

— Рассмотрите рисунок.

— Выполните задание.

— Прочитайте слова, которые составили.

Упр. 6 (с. 58)

(Самостоятельное выполнение задания.)

— Назовите слова, которые вы составили.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 4—6 на с. 58; СУ, задания на с. 59; Тр., задания на с. 63—65).)

VII. Рефлексия

— Как пишутся буквосочетания ЖИ — ШИ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.

— Как пишутся буквосочетания ЧА — ЩА? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧА — ЩА.

— Как пишутся буквосочетания ЧУ — ЩУ? Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧУ — ЩУ.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: