Сказка из слов на букву Г
Сказка, как частичка народного фольклора всегда выручает при развитии речи, а также во время коррекции речевых нарушений.
Можно придумывать сказки вместе с детьми «на ходу» или заготовить заранее. Но нужно придумать и задание к сказке.
Просто слушание принесёт мало пользы для постановки звуков.
Например, можно предложить ребёнку во время прослушивания чертить палочки, когда он услышит звук Г или Гь.
Это будет способствовать формированию слухового внимания, что важно, когда мы работаем со звукопостановкой. Я предлагаю небольшую сказку из слов, начинающихся, а также содержащих в разных частях слов буквы Г
Это всего лишь образец, каким образом составляются такие сказки — упражнения
Я предлагаю небольшую сказку из слов, начинающихся, а также содержащих в разных частях слов буквы Г. Это всего лишь образец, каким образом составляются такие сказки — упражнения.
Чтобы составлять сказку было легче, нужно заранее составить для себя списки слов с буквой Г. Они распределяются в три колонки: существительные, прилагательные, глаголы.
Слова могут чередоваться — обычные с выдуманными и несуществующими. Так сказка будет восприниматься легче и смешнее. А ведь именно юмор способствует лучшему усвоению любого учебного материала.
Для моей сказки я придумала сначала такие группы слов:
Существительные
глаза
голубь
гусь
грелка
губки
гляделки
город
Прилагательные
голубой
главный
гордый
густой
Глаголы
глядеть
гладить
голубить
гнать
говорить
Теперь в случайном порядке, под вдохновением и, руководствуясь собственной фантазией, придумываем простенький сюжет сказки. Чем смешнее, тем лучше.
Голубь и гусь гнали гордую грелку по густому городу.Гордая грелка глядела во все глаза на гуся и голубя, губки голубые, глаза голубые.Гусь говорит гордой грелке: «Гляделки гладить не надо».Главный здесь Голубь. Он всех голубит и гладит. Только он гладит свои глаза и губки».Голубь не гордый. Гнал, гнал гордую грелку, а потом погладил ей глаза.Глядит гордая грелка сейчас не гордо.
Твердые и мягкие согласные
Большинство согласных бывают твёрдыми и мягкими. Это видно при сравнении звучания в словах мел и мель, в словах удар и ударь, в словах тук и тюк.
Отдельные согласные бывают только твёрдыми: , , . Они не смягчаются ни в положении перед и (жир — р, Жильбер — льбер, жесть — сть, Жешув — шув, ширь — рь, Шильон — льон, шерсть — рсть, Шелли — лли, цирк — рк, цех — х, Цеткин — ткин), ни в положении перед мягкими (художник — худо ик, награждён — награ ён, Жвирка — ирка, здешний — здеий, промышленный — промыенный, Перемышль — перемы, цвет — ет.
Смягчение твёрдых звуков , , возможно лишь в некоторых иностранных словах: жюри, Жюль, «Жюстис», пшют, пшютоватый, шютте, Шяуляй, Коцюбинский, Цюрих, Цюрупа.
Но в таких словах как: брошюра, брошюрный, брошюровать, брошюровка и других с тем же корнем, а также в словах парашют, парашютизм, парашютировать, парашютист, парашютный произносится твёрдый звук .
Только мягкими бывают — (поэтому при транскрипции, он не сопровождается знаком мягкости) и долгий , который обозначается буквой щ.
Отклонением от правил орфоэпии является произношение твёрдых согласных на месте ч и щ, которое появляется под влиянием белорусского языка и некоторых русских говоров.
На месте буквы л перед а, о, у, ы, перед буквами, обозначающими согласные, а также на конце слова, произносится твердый : палатка — паатка, лодка — одка, валун — ваун, лыжник — ыжник, полный — поный, угол — уго, Ларсен — арсен, Полонский — поонский, Луанда — уанда, Чердаклы — чердакы, Колтуши — котуши, Оскол — оско.
Но в отдельных именах собственных, которые пришли к нам из французского, итальянского, немецкого языков, на месте буквы л, произносится полумягкий звук, средний между и : «Ла Скала», Ла Валле Пуссен, Ла-Рошель.
Произношение согласных в конце приставок перед разделительным ъ — твердое: объявление — оъявление, Объячево — оъячево, отъезд — оъезд, подъем — поъем.
Только для приставки с — и приставок, которые заканчиваются на з, допустимо как мягкое, так и твёрдое произношение перед ъ: съезд — ъезд и ъезд, изъять — иъять и иъять, безъярусный — беъярусный и беъярусный.
Произношение всех согласных перед разделительным ь, кроме и , — мягкое: бьёшь — ьёшь, воронье — вороьё, пьют — ьют, семья — сеья, соловьи — солоьи, Кабальерия — кабаьерия, Сырдарья — сырдаья, Сьерра-Невада — ьерра-невада (однако в формах дрожью, брошью согласные и не смягчаются).
По правилам орфоэпии, конечный твёрдый согласный звук предшествующего слова не должен смягчаться перед начальным последующего слова, если в произношении они сливаются: в этих — тих, с этим — тим, к элеватору — леватору, в энциклопедии — нциклопедии, с энтузиазмом — нтузиазмом, в Экибастузе — кибастузе. Если согласный перед смягчается — это просторечный стиль.
На месте -мь, -бь, -пь, -вь, -фь произносятся мягкие: семь -се, восемь- восе, дробь — дро, прорубь — прору, накипь — наки, осыпь — осы, вплавь — впла, любовь — любо, верфь — вер.
Произношение твёрдых согласных звуков вместо конечных мягких — недопустимо. Только в словах семьсот, восемьсот губной может произноситься и твёрдо.
В словах иностранного происхождения согласные перед е смягчаются: академия, демократия, декада, интеллект, легальный, мемориал, тенор, терапевт, Непал, Пенджаб, Легар, Рабле, Меринг и др.
Но во многих нерусифицировавшихся иностранных словах согласные перед е не смягчаются. Не всегда смягчаются губные , , , , :
— купе, канапе, пери, Пер-Лашез, Лопе де Вега, Шопен, Чапек;
— Бердем, Бени-Аббес, Бернард Шоу;
— Бове, Веттерхорн, Сольвейг, Эрве;
— аутодафе, кафе;
— буриме, консоме, люмен, метр (учитель, наставник), реноме, Малларме, Мериме, Сомерсет Моэм.
Чаще сохраняют твёрдость перед е зубные согласные , , , , , .
— интервью, компьютер, пантеон, стенд, термос, фортепьяно, эстетика, Ватерлоо, Монтевидео, Пастер, Пестель, Стендаль;
— геодезия, демпинг, дельта, кодекс, модель, модерн, тенденция, шедевр. Аден, Баден, Дели, Декарт, Делиб, Мендельсон;
— несессер, секста, сенсуализм, сепсис, шоссе, Сен-Готард, Сенека, Мюссе, Сен-Санс, Сент-Экзюпери;
— безе, морзе, зейгерование, шимпанзе, Базель, Мозель, Бизе, Дузе, Земмеринг, Жозеф, Зегерс;
— анестезия, бизнес, генетика, кибернетика, пенсне, тоннель, турне, Мане, Мони, Нейгауз, Никсе, Нельсон, Неру;
— каре, кредо, пюре, регби, рейхсвер, тире, тред-юнион, Альфред, Андре, Дюрер, Крейслер, Прево, Рейснер, Рерих, Торез.
Употребительное применение[править | править код]
Заглавная Г с обычным и сербским/македонским вариантами строчной буквы
Вариационное использованиеправить | править код
-
Г, г — в письменности:
- -г — часть слоговой единицы в русской и иноземной словесности при письме;
- -г- — словообразовательная единица, как часть видоизменяемого слова.
-
Г/г — самостоятельно-значимая условная единица:
- г — аббр. обозначения для грамма, которое используется наряду с сокращением гр. — единицы измерения массы;
- г. — аббр. обозначения для года — единицы измерения календарного времени, пишется или печатается со строчной буквы после числительных.
- «г» — в качестве фонемы речи.
- «-г» — часть слога в русской и иноземной устной речи;
- «-г-» — словообразовательная единица, как часть видоизменяемой части речи.
- «г» / — отрывисто-краткое твёрдое звучание (год, галерея, гвалт, Гога, группа, отгрызть и т. д.);
- «е/ого’» / — в окончаниях на «=ого / -его» может искажаться до звука буквы «В» (серого, красного, его, белёсого и т.д.);
- «г» — может быть глухим «Х» в окончании слова (Бог и т. д.);
- «-гх» или — глухое и часто переходящее в звук «Кх» в окончании того или иного слова (дог, грог, смог, снег, и т. д.);
- «гг» / — долгое, незначительно прерывистое и несколько плавающее звучание (агглютинин, багги, диггеры, Шварценеггер и т. д.);
- «г’» / — плавное и сглаженное мягкое звучание (гильотина, Геллер, агент и т. д.);
- «г’
«-гхь» или — смягчённое или мягкое глухое и часто переходящее в звук «К» в окончании того или иного слова;
» — чёткое и отрывистое мягкое звучание (Балугьянский, Лонгьир, Гьеллеруп и т. д.);
- «ґ» / / — диалектическая горловая буква Г;
- «г°…» — «косноязычное» нечёткое звучание в диалектах и местных говорах, а также при дислалии и редуцировании звука.
- «г» / — отрывисто-краткое твёрдое звучание (год, галерея, гвалт, Гога, группа, отгрызть и т. д.);
В условностяхправить | править код
Буква г применяется в качестве условного сокращения в обозначении единицы измерения массы — грамм, которое используется наряду с сокращением гр.;
В качестве аббревиатурного слова или сокращения для обозначения года, — единицы измерения календарного времени, — также используется буква «г.», которая пишется и печатается со строчной буквы после числительных и с обязательной точкой — вне зависимости от места в предложении; если сокращение «г.» употреблено в конце предложения, то вторая точка не ставится (Пример: «1898 г.»)
В международном алфавите фонемправить | править код
Звук буквы «Г», — в качестве фонемы, — изображается прописными вариантами латинизированной согласной буквы «G» с различными вариантами международных алфавитов и модификационными дополнениями / , , , а также , , и т. д., — в зависимости от места в слове и особенностям соответствующего месту произношения.
Звонкие и глухие согласные
В конце слов на месте звонких согласных произносятся соответствующие глухие:
на месте б — произносится : сугроб — сугро, ястреб — ястре, жалоб — жало, зыбь — зы;
на месте в — : прилив — прили, улов — уло, трав — тра, вплавь — впла, Канев — кане, Бажов — бажо, Глазунов — глазуно;
на месте г — : очаг — ога, разбег — разбе, телег — теле, дорог-доро;
на месте д — : запад — запа, небосвод — небосво, наград- награ, грудь — гру;
на месте ж — : багаж-бага, морж — мор, рогож- рого, срежь — сре;
на месте з — — арбуз — арбу, заказ — зака, фраз- фра, связь — свя.
Неверна встречающаяся замена на конце слова не его парным глухим , что соответствует правилам орфоэпии (вдруг — вдру, враг — вра, снег-сне , флаг — фла), а согласным (вдру, враг, снег, фла).
В нерусифицировавшихся иноязычных словах, возможно произношение на конце слова звонкого звука: аноэро, штам, Зардо, Жако, форшла, Бандун, Гонкон, Голливу, трена, корте.
Если в конце слова находятся два звонких согласных, они оглушаются оба: визг-ви, мозг — мо, поезд-пое, груздь — гру, надежд — наде.
В редко встречающихся иностранных словах сохраняются на конце оба звонких: смара.
Если слово оканчивается на звонкий согласный, то он оглушается не только перед паузой, но и при её отсутствии, когда следующее слово начинается с глухого согласного, гласного или согласных , , , , , . Например, произношение слова снег с глухим согласным в конце происходит в таких сочетаниях:
сне падает (перед глухим согласным ), снедёт (перед гласным ), сне рыхлый (перед ), сне лёгкий (перед ), сне мягкий (перед ), сне набухший (перед ), сне я принёс (перед ), сне ватный (перед ).
Данное правило касается и произношения предлогов: близ (звучит бли), сквозь, против, напротив, вокруг и частиц ведь, уж: близ пещеры — бли ещеры, вокруг Падуи — вокруадуи, сквозь изгородь — сквозгородь, напротив Арбата — напротирбата, близ реки — блиеки, близ Рангуна — блиангуна, сквозь линзу — сквоинзу, вокруг Лейпцига — вокруейпцига, против медведя — протиедведя, близ Мацесты — блиацесты, напротив нас — напротиас, вокруг Новосибирска — вокруовосибирска.
Таким же образом произносятся имена на звонкий согласный, если они находятся в сочетании с отчествами или фамилиями. Звонкий согласный оглушается перед гласными и перед согласными , , , , , : Олег Иванович — олеванович, Всеволод Романович — всеволооманович, Глеб Леонтьевич — глееонтьевич, Любовь Евгеньевна — любовгеньевна, Леонид Викторович — леониикторович, Глеб Успенский — глеспенекий, Леонид Андреев — леониндреев.
Звонкие согласные оглушаются перед глухими в середине слова: трубка — труа, травка — траа, книжка — книа, сказка — скаа, Ладожское озеро — ладокое озеро, Ковпак — коак.
На месте глухих перед звонкими (кроме ), по правилам орфоэпии, произносятся соответствующие звонкие согласные. Так, на месте к произносится : вокзал — воал, экзамен — эамен, на месте с- : сгорел — орел, Солсбери — сблери, Беллинсгаузен — беллинаузен, Уиледен-уилен, на месте т — : отгадать — оадать, отбросить — оросить, Атбасар — аасар и т. д.
Как проверить, правильно ли ребенок произносит звуки?
У логопедов существует множество приемов. А что могут сделать родители?
-
Родители могут тренировать свое ухо и прислушиваться к тому, как говорит малыш. Даже если взрослый неправильно произносит звук Р, он в состоянии услышать неверное произнесение ребенка.
-
Взрослые должны знать, какое положение должен занимать язык при правильном произнесении звуков. Если родители считают, что они произносят звуки правильно, можно проанализировать свое произнесение, рассмотреть в зеркало, что делают губы и язык. Или прочитать описание правильной артикуляции и сравнить.
-
Затем можно попросить ребенка медленно произнести интересующий нас звук в окружении гласных и внимательно смотреть ему в рот. А что там язык делает? Правильно ли язычок работает? Например, мы хотим проверить произношение звука Ш. Просим ребенка: спой медленно, как я! А-ША, А-ША. Такой прием поможет заглянуть ребенку в рот, даже если у него есть особенности прикуса, например, он очень плотно смыкает зубки.
Автоматизация Г на занятиях
В детских учреждениях организуются речевые занятия, консультации и занятия с логопедом, а также регулярные артикуляционные гимнастики.
В представленном ниже конспекте занятия перечислены те немногие упражнения, которые можно включить в свои планы по отработке твёрдого и мягкого звуков Г у детей дошкольного возраста.
Желательно завести картотеку таких игр-упражнений на каждый звук и постоянно обращаться к ней во время коррекционных мероприятий.
В повседневной деятельности с детьми, а также и во время других занятий важно время от времени проводить речевые разминки. Например, можно задаться целью каждый день вводить чистоговорку со звуками
Например, можно задаться целью каждый день вводить чистоговорку со звуками.
Ниже я приложила список слов, отклассифицированных по количеству букв для отработки звукопроизношения Г.
История буквы Г
В кириллице Г называлась «глаголь». Буква может звучать как шумный смычной заднеязычный твёрдый звонкий согласный звук (в словах «глаза», «гремит»), так и шумно, передавая смычной, но в то же время мягкий «палатализованный» звук ( в словах «гигант», «гибко»).
В древних книгах по обучению буквам и звукам представлены были, как минимум, две разновидности звука Г.
Например, в слове «господи» Г произносилась звонко. При этом чётко прослушивалось задненёбное звучание.
Это напоминало украинское Г. Но в нашем языке такое звучание считается устаревшим и не верным с точки зрения фонетики русского языка.
Хотя, как не удивительно, большинство населения нашей страны говорят именно так Г/Х.
Звук, соответствующий данной букве, как и другие звонкие согласные, доставляет сложности при его произнесении многим детям. Поэтому необходимо своевременное вмешательство в звукопостановку Г, пока артикуляционный аппарат поддаётся коррекции.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Г».
Автоматизация твёрдого звука «Г» в прямых слогах:
- га — га — га
- гы — гы — гы
- гэ — гэ — гэ
- го — го — го
- гу — гу — гу
Автоматизация твёрдого звука «Г» в обратных слогах:
- угма — огма — ыгма
- ыгма — эгма — огма
- агма — огма — угма
- эгма — огма — агма
- огма — агма — ыгма
Автоматизация твёрдого звука «Г» в интервокальной позиции:
- ага — ага — ага
- эгэ — эгэ — эгэ
- угу — угу — угу
- ого — ога — ога
- игы — игы — игы
Автоматизация твёрдого звука «Г» в слогах со стечением согласных:
- гла — гла — гла
- гры — гры — гры
- гро — гро — гро
- глу — глу — глу
- гло — гло — гло
- глы — глы — глы
Автоматизация твёрдого звука «Г» в словах:
Газ, дорога, голос, нога, игла, гусли, погода, град, гора, багаж, глаз, газета, глобус, загар, дуга, гамак, грузовик, фольга, игра, гусеница, губа.
Автоматизация твёрдого звука «Г» в словосочетаниях:
Голубая глина, голубая гвоздика, гул голосов, говорунья говорила, горная дорога, кругом вьюга, грозди винограда, дорогой магазин, гнилая груша.
Автоматизация твёрдого звука «Г» в чистоговорках:
- Га–га–га, Га–га–га — не болит уже нога
- Гу–гу–гу, Гу–гу–гу — мыть посуду не могу.
- Аг–аг–аг, Аг–аг–аг — в кухне есть дуршлаг.
- Ог–ог–ог, Ог–ог–ог — наш учитель строг.
- Гу–гу–гу, Гу–гу–гу — я читать могу!
Автоматизация твёрдого звука «Г» в предложениях:
У Гали громкий голос. Головастик готовится стать лягушонком. Голубую глину добывают в карьере за городом. На гармошке гармонист играл гаммы. Гуси громко гоготали на берегу ручья. Галя гнала гусей.
Автоматизация твёрдого звука «Г» в стихах:
Гусь купил себе гармошку,, но дырявую немножко.Хорошо гармошка пела,по-гусиному шипела.(Г. Виеру)
Автоматизация твёрдого звука «Г» в рассказах:
«ГЕНЕРАЛ ГЕНА»Гусёнок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.Глянул в зеркало — настоящий генерал.Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.— Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!А галчата как загалдят:— Это ты-то генерал? А где твоя сабля?— А вот же, под крылом, — говорит Гена.— А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.— Эх вы, глупенькие, — грустно сказал Гена. — Нет у вас фантазии.(Г. Юдин)
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф», Л. Н. Зуева;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
При артикуляции звука [ г ]
- Губы принимают положение следующего звука.
- Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного.
- Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
- поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
- Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый .
I этап не проводится, так как подъем задней части спинки языка отрабатывается при прохождении звука к.
II этап работы проводится как часть занятия.
Тема. Уточнение произношения звука г.
Цель. Добиваться от всех детей правильного, звонкого произношения звука г в звукоподражаниях.
Предшествующая работа. Отработан звук к, от которого звук г отличается в основном наличием голоса.
Подготовительная работа. Чтобы правильно сочетать фронтальную работу с индивидуальной, воспитателю нужно выяснить, кто из детей недостаточно озвончает звуки б, д, г.
Подобрать для занятия картинку.
Это интересно[править | править код]
- Основная статья: Рекордные слова русского языка
- слова, в которых три буквы «г» (имена существительные нарицательные): «баггинг», «богдо-гэгэн», «галогенангидрид», «гельминтогеография», «гемагглютинация», «гемагглютинин», «геногеография», «геогигиена», «гигагерц», «гигрограф», «гигрография», «гидроагрегат», «гидрогеолог», «гидрогеология», «гипносуггестия», «гоголь-моголь», «грогги», «джоггинг», «леггемоглобин», «легоглобин», «лингвогеография», «многоглаголание», «олигофренопедагогика», «радиогидрогеология», «регги-программа», «суггестология», «энергоагрегат»
- слова, в которых четыре буквы «г»: «гог-магог», «геолого-географический»
- слово, в котором пять букв «г»: «геолого-географического»
Артикуляция звука Г
При произнесении звука Г работают голосовые связки. Без их дрожания звук не будет создаваться правильным образом.
Связки в процессе дрожания передают воздушный поток, находящийся в гортани.
Сам по себе Г является заднеязычным (гортанным), взрывным.
Воздух прорывается через плотный затвор между задней частью языка и мягким нёбом и происходит шум.
Произношение звука в окончаниях -ого, -его очень своеобразно. Мы слышим, да и произносим здесь звук Г как — красивого (так пишем) — красивоо (так говорим).
Очень распространенное звучание Г в таких словах, как «ага, угу» в виде украинского гортанного Г.
Справочная информация про Г из Википедии.
Особенности постановки звуков
Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.
Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.
Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):
- чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
- чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.
Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.
Постановку звуков производят такими методами:
- По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
- По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке — В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
- От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию — Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
- Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).
Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:
- Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
- Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
- Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
- Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
- Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
- Предупреждение дисграфий.
С теорией немного разобрались, приступим к практике.
Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка — читайте тут.
Артикуляционная гимнастика для детей от 3 до 7 лет
Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста: методы и приемы, тут .
Логопедический чек-лист
Все дети развиваются по-разному и общепринятых возрастных норм по произношению нет, но ориентироваться можно на такие средние значения.
3-4 года
Должно насторожить:
-
Ребенок к четырем годам пропускает или заменяет звуки К-Кь, Г-Гь, Х-Хь, Д-Дь, Т-Ть, В, Ф другими: гуси — дуси, вата — ата, дом — гом и т. п.
-
Постепенно не уходит смягчение простых звуков: дом-дём и т. п.
-
Ребенок произносит твердые звуки вместо мягких: тётя–.
Допустимо: звуки С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ль, Л, Р, Рь либо смягчаются, либо заменяются на более простые: сок — сёк, шапка — сяпка, фапка; рыба- йиба, либа, ыба.
4-5 лет
Должно насторожить:
-
Ребенок в этом возрасте смягчает звуки С и З или заменяет их на другие: собака — сябака, табака.
-
Не произносит звук Ль: лимон — йимон.
Допустимо:
Р и Рь заменяет на Й, Ль или пропускает: рука — ука, йука, люка.
Качество согласных
В современном литературном языке произношение звука — взрывное, мгновенное, образующееся так же, как звук , но с голосом: богатырь, град, гость, Гавана, Гарибальди, Гюго. Встречающееся в речи произношение как звука длительного, фрикативного (обозначается знаком h) противоречит орфоэпии.
Однако, в некоторых междометиях произношение по нормам орфоэпии — сохраняется: ага, ого, гоп, господи — , , , споди и в произношении отдельных заимствованных слов, например: габитус — битус. Интересно, что в слове бухгалтер вместо сочетания произносится : бултер.
В отдельных словах звук произносится как : лёгкий, мягкий. Формы косвенных падежей, а также производные: мягкотелый, легковесный, налегке, мягче, легче, смягчить, облегчить, мягчайший, легчайший. В слове Бог на месте произносится звук . Но в косвенных падежах звучит : Боа, Боу, Боом и т. д.
На месте буквы щ произносится долгий мягкий звук : щука- ука, щель- ель, роща — ро а, Щедрин — едрину, Щусев — усев, Пущин — пуин. Бывает также произношение на месте буквы щ мягкого звука с очень слабым элементом : ука, ель, роа, едрйн, усев, пуин. По правилам орфоэпии нормативен первый вариант! В словах всенощная, помощник на месте щ произносится — всеноная, помоник.
Звук , — твердый, имеющий элемент . Произносится как бы сочетание , но слитно, как один звук: цифра- фра, циркуль — ркуль, станция — станя, лекция — лекя, Цимлянск — млянск, Цигаль- галь.
— мягкий звук, имеющий элемент . Произносится как бы сочетание , но слитно.
Произношение звука — губно-зубное. Он образуется путем приближения нижней губы к верхним зубам, но верхняя губа в образовании звука не участвует: вал — ал, весть — есть, поворот — поорот, Варна- арна, Витебск — итебск.
Произношение как губно-губного звука, который образуется путём приближения нижней губы к верхней, свойственно некоторым говорам — не является литературным.
— зубной звук образуется при плотном смыкании передней части спинки языка с верхними зубами: лампа — ампа, луч — уч, холодный — хоодный, Волга — вога, Паланга — паанга.
Как отступление от нормы орфоэпии бывает произношение, когда передняя часть спинки языка лишь приближается к верхним зубам, но не прижимается к ним. И вместо начинает звучать неслоговой или губно -губной согласный .
Произношение йот происходит перед ударными гласными: едкий — дкий, разъезд — раззд, Емецк — мецк, Воейков — войков, ерш — рш, съемка — смка, южный — жный, союз — соз, Юлемисте — лемисте, яблоко — блоко, пьяный — пный, Ява — ва, Поярково — порково, а также в безударных слогах перед согласными: еловый — ловый, египтянин — гиптянин, Ереван — реван, юнец — нец, юбиляр- биляр, Юкатан- катан, Боюклы — боклы, Яровой — ровой, Ядвига — двйга.
Произносится йот и на месте буквы й в начале слова: йог, йод, йотация, Йемен, Йоркшир, Йожеф, Йорген.
В положении между двумя йот не произносится: армии — арм, партии — парт. Но в некоторых иноязычных словах он сохраняется: Шантийи.
По правилам орфоэпии русского языка, не рекомендуется пропускать йот в начале слова после предлогов на согласный: жом — с ежом, ловом лесу — в еловом лесу, ичницей — с яичницей, вропе-в Европе. Правильное произношение: жом, ловом лесу, ичницей, вропе.
Правильная артикуляция основных «сложных» звуков (в упрощенном виде)
Взрослые, далекие от логопедии и фонетики (лингвистики), должны понимать, что есть буква С, но два звука — С и Сь (буква Р и звуки Р и Рь, буква Л и звуки Л и Ль). Произносятся твердые и мягкие звуки по-разному. Мягкие звуки, как правило, легче для ребенка. Поэтому он может правильно произносить звук Рь в словах «репка», «рисунок», но твердый звук Р при этом не получается. И научить ребенка произносить Р от Рь нельзя. Можно только все испортить. Чаще встречаются случаи, когда ребенок не может произносить оба варианта.
Звуки С и З: кончик языка опущен вниз и находится у основания нижних резцов, губы растянуты в легкой улыбке.
Основные нарушения (их намного больше, чем здесь описано):
-
кончик языка просовывается между передними зубами;
-
кончик языка поднят вверх или упирается в верхнюю часть нижних резцов (звук, похожий на Т);
-
кончик языка опущен вниз, но язык оттянут назад (слышится звук, похожий на Щ);
-
язык работает несимметрично (одна часть языка поднята, другая — опущена, слышится хлюпающий звук);
-
уголки нижней губы прижимаются к верхним зубам (звук похож на Ф: вместо «санки» — «фанки»).
Звуки Ш и Ж: широкий кончик языка поднят вверх (к альвеолам — площадочка за верхними зубами), губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
Основные нарушения:
-
кончик языка просовывается между передними зубами;
-
кончик языка опущен вниз, а язык оттянут вглубь рта (звук похож на Щ);
-
несимметричная работа языка (слышен хлюпающий звук);
-
уголки нижней губы прижимаются к верхним зубам (звук похож на Ф: шуба — фуба);
-
звуки Ш и Ж заменяются на более простые (шапка — сапка, сяпка).
Звук Л: кончик языка поднимается вверх и упирается в верхние резцы и альвеолы у их основания.
Основные нарушения:
-
звук Л может пропускаться (спала — спаа, лапа — аапа);
-
кончик языка просовывается между передними зубами;
-
звук Л заменяется на звук, похожий на английский W (лошадь — уошадь);
-
звук Л может заменяться на другие звуки (например, на В: лук — вук).
Звук Р: кончик языка слегка загибается, поднимается вверх к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха.
Основные нарушения:
-
звук Р отсутствует: рыба — ыба, робот — ообот;
-
«горловое» произнесение (дрожит мягкое нёбо или маленький язычок, похож на французский вариант);
-
звук Р заменяется на более простые звуки, которые существуют в русском языке (рука — лука, люка, йука, вука).