Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Развитие зрительных представлений в формировании навыков письма как психолого-педагогическая проблема. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Восприятие движения

Определение 2

Восприятие движения – это отражение изменения положения, занимаемого тем или иным объектом в пространстве.

Ребенок черпает информацию о перемещении объектов в пространстве через:

  • непосредственное восприятие акта перемещения;
  • умозаключения о движении объекта.

Недоразвитие и нарушения зрения затрудняют процесс восприятия движения. Это зависит от остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и некоторых других функций зрительной системы. В связи с этим есть необходимость сформировать у слабовидящих детей приемы и способы восприятия движений. Формирование приемов и способов восприятия движений объектов осуществляют, базируясь на зрительных, слуховых, тактильных и других сенсорных функциях.

Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в детских садах направлено на раннюю коррекцию и максимально возможную компенсацию вторичных нарушений в развитии ребенка, реализацию лечебно-восстановительных работы, а также успешную подготовку детей к школьному обучению. Успешность решения этих задач зависит от их взаимосвязанного решения.

Большие потенциальные возможности в развитии зрительно-пространственной ориентировке имеют различные виды деятельности, особенно игры. Игры по поиску предметов в пространстве в соответствии с заданной схемой, помогают понимать и практически воспроизводить конкретные пространственные представления.

Восприятие цвета и контраста

Важные информативные признаки предметов и их изображений — их цвет и контрастность. Цвет может быть зафиксирован визуально и надолго остается в сознании ребенка

При обнаружении объекта, цвет представляет собой сигнальное средство, которое привлечет внимание ребенка. Даже просто цветовое пятно будет стимулировать зрительные реакции

На последующих стадиях восприятия цвет – это средство выделения цветности и объемности того или иного предмета и связей с окружающей действительностью.

Цвет в качестве объективного свойства формы имеет большую эмоциональную выразительность. В первую очередь, все оттенки спектра эмоционально связаны с чувственным восприятием температуры. Например,

  • оранжевые и желтые цвета ассоциируются с теплом;
  • голубые, зеленые и синие – с холодом.

Замечание 1

Также цвет воздействует на настроение ребенка, так, красный цвет мобилизует и возбуждает, а зеленый – успокаивает.

Цветовому зрению отведена важная роль в опознании предметов и изображений, оно помогает лучше различить детали объектов и воспринимать большее число информативных признаков.

Ряд заболеваний и их проявлений нарушением цветового зрения, предполагает необходимость учитывать индивидуальные особенности детей при восприятии цветов и создает условия, которые будут компенсировать недостатки цветовосприятия. Так, они могут быть компенсированы через усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, а также применением специальных средств черчения и рисования.

Восприятие форм предметов

Основной признак предмета и его сенсорное содержание – форма. Масса отечественных исследований процессов восприятия дает возможность сделать вывод, что большинство детей выделяют форму предмета в качестве наиболее информативного признака.

Физиологические исследования восприятия предметов детьми говорят о том, что воспринимаемый ими предмет включает признаки неодинаковой физиологической силы. Суть физиологического механизма восприятия – индукционное торможение слабого компонента сильным. Форма является физиологически сильным компонентом предметного раздражителя и тесно взаимосвязана с содержанием.

У детей с нарушением зрения отмечается выраженное нарушение глазодвигательных функций. У многих детей отмечены следующие нарушения:

  • неустойчивая фиксация взгляда и неравномерные движения глазами;
  • наличие нистагмоидных движений;
  • нарушение прослеживающих функций;
  • изменение амплитуды движения глазных яблок;
  • определенные ограничения при повороте глаз и пр.

Ощущения

Мир дан человеку в ощущениях. Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение это простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду только цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.

Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания. Они представляют собой превращение энергии внешнего или внутреннего воздействия в акт сознания, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.

Классификация ощущений

Имеются различные классификации ощущений. Широко распространенной является классификация по специфичности органов чувств (модальности ощущений) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
Известной является классификация британского учёного Ч. Шеррингтона. Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов (чувствительное нервное окончание или специализированная клетка, преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы) , он выделил следующие виды ощущений:

• Экстерорецептивные возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела(снаружи)

• Проприорецептивные (лат. proprius – собственный) (кинестетические) расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью головной мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

• Интероцептивные (органические) В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». — сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения боли, жажды, голода и т. п.)

Существует генетический подход английского невролога и нейропсихолога X. Хэда к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности:

• протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства – голод, жажда и др.);

• эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.
Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Кроме того, ощущения могут быть

• Дистантными — относятся зрительные, которые передают 85% информации о внешнем мире, и слуховые

• Контактными -осязательные, вкусовые и обонятельные.

Свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами:

• качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений (цвет, запах, температура, вкус.и т.д.)

• интенсивность– представляет собой количественную характеристику и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкусное);

• длительность– временная характеристика ощущения;

• пространственная локализация– анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.

По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является «парциальный образ мира»,(лат. Partialis — частичный, составляющий часть чего либо.) так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.

Порог ощущений

Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется «порогом ощущений». Таким образом, ощущения с достаточной полнотой отражают все свойства материального мира на основе работы органов чувств.

Понятие восприятия и особенности зрительного восприятия

Определение 1

Восприятие – это психический процесс отражения в человеческом сознании совокупности свойств предмета или явлений при непосредственном их влиянии на органы чувств, то есть анализаторы.

В восприятии отражена предметность, целостность, структурность и осмысленность предмета. Восприятие в дошкольном и школьном возрасте – это новая ступень в сенсорном познании. Она представляет сложный процесс предметного усвоения действующей на ребенка окружающей действительности.

Иными словами, зрительное восприятие – это сложная системная деятельность, состоящая из сенсорной обработки визуальной информации, ее оценки, интерпретации и категоризации.

Человек через глаза воспринимает степень освещенности, цвета, величину, форму предметов, определяет направление движения предметов, ориентируется в окружающем пространстве.

В случае нарушения зрения сокращаются и ослабляются функции зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих людей, либо полностью прекращается восприятие у лиц, полностью потерявших зрительные ощущения.

У слабовидящих детей имеются трудности в процессе опознавания рисунков и предметов. Отмечены следующие нарушения в восприятии рисунков:

  • замедленный обзор;
  • неточность;
  • пропуск деталей изображения.

Из-за неясного восприятия отдельных элементов и неточных представлений часто могут формироваться ошибочные версии, касающиеся того, что изображено на рисунке. При рассматривании рисунка по частям, слабовидящие затрудняются при осмысливании его содержания.

При чтении могут возникать оптико-гностические нарушения, основная причина которых – нерасчлененность зрительного восприятия, смешение похожих форм, несформированные пространственные представления. Отмечается негативное воздействие снижения зрения на процесс формирования графических навыков письма. Часто дети не различают в тетрадях линии, поэтому пишут криво. Также искажаются элементы букв, они неправильно располагаются по отношению друг к другу в словах, строках, могут заменяться и пропускаться некоторые изобразительные элементы.

Способ восприятия у слабовидящих

4152 дн. с момента открытия on-line центра

2.1. Особенности зрительного восприятия слыпых и слабовидящих детей

Характеристика, уровни отражения и роль зрительных образов

  • Зрительные образы, как и любые психические образы,
    • многомерны,
    • сложны,
    • включают 3 уровня отражения:
      • сенсорно-перцептивный,
      • уровень представлений,
      • уровень вербально-логический(Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко).
  • Они играют важную роль в развитии:
    • познавательных процессов,
    • эмоциональной сферы,
    • в формировании многих умений и навыков.

Формирование зрительных образов при нарушении зрения

  • У детей с нарушением зрения формируются:
    • обедненные,
    • часто деформированные,
    • неустойчивые зрительные образы.

Нарушение зрения накладывает отпечаток на протекание всего процесса формирования образов.

Предметность восприятия (характеристика)

  • Предметность — основной результат процесса восприятия, ее уровень определяет,
    • насколько целостно и осмысленно воспринят объект,
    • отражена ли в восприятии его структура.

Обобщённость восприятия при глубоких нарушениях зрения

Важным свойством восприятия является способность

  • абстрагироваться от
    • случайных,
    • несущественных признаков объекта,
    • выделять существенные качества объекта.
  • Это свойство обобщения выступает в единстве с мыслительными операциями
    • анализа,
    • синтеза,
    • сравнения.
    • Трудности выделения существенных качеств,
    • отсутствие целостности образа,
    • фрагментарность образа и неполнотаопределяют

Восприятие пространства при нарушениях бинокулярного зрения

  • Нарушения бинокулярного зрения приводят к
    • пространственной слепоте,
    • нарушению восприятия перспективы и
    • нарушению глубины пространства(Л. И. Плаксина), при этом
    • образы восприятия искажаются и неадекватны действительности.

Восприятие одновременно нескольких признаков объектов

  • Анализ одновременного различения двух признаков объектадетьми с нарушениями зрения показывает
    • низкую результативность выполнения заданий,
    • большой процент ошибок и
    • увеличение времени восприятия.

Качественная же характеристика процесса опознания,

  • а именно нарушение симультанности отражения,
  • переход на сукцессивный способ восприятия

    затрудненность параллельного анализа нескольких признаков объектов.

    показывает

Исслед-я взаимодействия зрительного и тактильного восприятий

Исследования взаимодействия осязания и зрения в процессе восприятия стимульного материала нормально видящими детьми дошкольного возраста показывают

лучшие результаты, нежели при использованиикаждой из сенсорных систем в отдельности.

С другой стороны, исследования С. В. Кравкова, Л. А. Шифман, И. М. Соловьева, Ф. Е. Иванова, В. М. Воронина и др., изучавших взаимоотношения осязания и зрения, показывают

качественно различные влияния их друг на другау нормально развивающихся, слепых и глухих детейв процессе выполнения ими различных форм деятельности.

В процессе обучения математике, родному языку, физкультуре, при ознакомлении с окружающим на основе рельефных цветных дидактических материалов

  • слепые дети не только показывали

    больший объем признаков и свойств объектов, воспринятых на осязание и зрение.

  • Главное состояло вгораздо большем положительном влияниисовместной деятельности осязания и зрения
    • на всю познавательную сферу учащихся,
    • на их эмоциональный настрой.
  • Дублирование сигналов в разных модальностях —средство повышения их надежности и эффективности(Б. Ф. Ломов).
  • Сравнение процессов обучения
    • абсолютно слепых детей и
    • слепых, имеющих остаточное зрение,коду Брайля показывает, что последние
      • дольше по времени и
      • труднееовладевают осязательным чтением и письмом.

Очевидно, они не привыкли использовать осязание в той мере, как слепые, и овладение этой модальностью происходит у них значительно менее успешно, чем зрительной (Р. Б. Каффеманас).

  • Создание образов предметов внешнего мирана основе остаточного зрения осуществляется слепыми
    • быстрее, легче, точнее,
    • дольше сохраняется в памяти,что сказывается на
    • улучшении их осязательного узнавания.

Введение в систему обучения коду Брайля предварительного этапа, когда образ каждого знака создается с помощью зрительного анализатора и осязания, позволяет осуществить процесс обучения слепых детей с остаточным зрениемв более сжатые сроки и с меньшими затратами.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: