Организационный момент
Приветствие.
Учитель: Добрый день, класс! Как ваши дела?
Проверка готовности учеников к уроку.
Учитель: Многое уже выучили, знаем, какие буквы обозначают, какие звуки, вы изучаете, обозначаете и отвечаете на многие вопросы. И сегодня мы пополним вашу копилку знаний. Мы начнём наше путешествие в гости к частям речи Русского Языка. Мы отправимся в гости к одному из жителей этого сказочного мира. А еще мы будем вести дневник путешественника — это ваша тетрадь. Прежде чем начать писать, давайте вспомним правило правильной работы.
Дети:Я тетрадь свою откроюИ наклонно положу.Я, друзья, от вас не скрою,Ручку я вот так держу.Сяду прямо, не согнусь,За работу я возьмусь.
Запишите в дневнике дату путешествия. (Дети записывают число)
Другие статьи Skyteach по русскому языку:
Имя существительное одушевлённое и неодушевлённое
Посмотрите на таблицу и повторите определение.
Как вы заметили, к предметам на картинке, которые обозначают людей или животных, задаётся вопрос «Кто?». Такие существительные называются одушевлёнными: корова, мышка, волк.
Ко всем остальным предметам и явлениям, которые не называют живых существ, задаётся вопрос «Что?»: ложка, мяч, карандаши. Такие существительные относят к неодушевлённым. Разберём на примерах.
Мама купила в магазине сыр. В этом предложении три существительных. Поставим их в именительный падеж. Слово «мама» обозначает человека, отвечает на вопрос «кто?», значит, это одушевлённое существительное. Слова «магазин», «сыр» не обозначают людей или животных, к ним задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённые существительные.
Собака завиляла хвостом. Найдём в предложении имена существительные и поставим в именительный падеж: собака, хвост. Собака – это животное, отвечает на вопрос «Кто?», относится к одушевлённому имени существительному. Хвост – предмет, который не означает людей, животных, к нему задаётся вопрос «Что?», значит, это неодушевлённое существительное.
Ребята, в русском языке существительные, которые называют: сказочных героев, шахматные фигуры, богов, игрушки в виде человека, считаются одушевлёнными. Посмотрите внимательно на подсказку.
Запомните эту информацию. А сейчас предлагаю выполнить несколько заданий на закрепление материала. Ответы на задания вы сможете найти в конце этого урока.
Упражнение 1 «Правильный выбор»
Укажите картинку с предметом, который относится к одушевлённому имени существительному.
Упражнение 2 «Кроссворд»
Отгадайте кроссворд и среди ответов укажите неодушевлённые существительные.
1. Предмет мебели, за которым в классе сидят ученики.
2. Человек, профессия которого связана с приготовлением пищи.
3. В этот предмет наливают сок или чай.
4. Это животное – транспортное средство для Деда Мороза.
Упражнение 3 «Связующая нить»
Соедините существительные с соответствующими вопросами.
Надеюсь, вы справились с заданием. Переходим к изучению следующей характеристики существительного.
Методическая разработка содержит сценарий урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой
в инклюзивном классе по теме: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные». Урок разработан с учетом ФГОС второго поколения. Данный урок проводится в 3 классе, в третьей четверти, уроком № 97 по филологическому направлению, в разделе «морфология», по программе «Русский язык» С.В.Иванова. – М.: «Вентана — Граф», 2013г. (научный руководитель Н.Ф. Виноградова. Учебник 3 класса «Русский язык» 2013 г. Авторы: С. В. Иванов, А.О. Евдокимова. Количество часов в неделю – 5 ч.
В год – 176 ч.
Тема урока«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Тип урока: Открытия нового знания.
Методы и приёмы обучения:
Словесные: беседа.
Наглядные: презентация, учебник.
Практические: самостоятельная работа по карточкам и учебнику
Структура урока.
1.Организационный момент – 2 мин.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся – 3 мин.
3.Актуализация знаний – 5-8 мин.
4.Постановка цели урока – 5 мин.
5.Первичное усвоение новых знаний – 5-7 мин.
6.Построение проекта выхода из затруднения — 3-5 мин.
7.Минутка двигательной активности.
8.Проверка первичного понимания -5-7 мин.
9.Первичное закрепление -10 мин.
10. Информация о домашнем задании, инструктаж -2 мин.
11. Рефлексия – 3 мин.
Характеристика класса: в классе 16 учащихся. 2 семьи – многодетные, 6 детей – воспитываются в неполной семье, остальные воспитываются в полной семье. Уровень знаний в классе средний, восемь учащихся обучаются на «4» и «5». В классе дети относятся доброжелательно друг к другу, присутствует взаимопонимание, поддержка и уважение.
Сценарий урока
Технологическая карта урока
Предмет |
Русский язык |
Класс |
3 |
Тип урока |
Открытия нового знания |
Технология построения урока |
Технология деятельностного метода |
Тема |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
Цель урока |
Образовательная: создание условий для ознакомления учащихся с одушевленными и неодушевленными предметами; применения имеющихся знаний в практической деятельности; Воспитательная: побуждение учащихся к активности, самостоятельности; воспитание умения сотрудничать на уроке. Развивающая (коррекционно -развивающая): развитие умения ставить и решать проблему; развитие понятийного мышления и речи. |
Основные термины, понятия |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
Планируемый (ожидаемый) результат |
|
Предметные умения |
Личностные УУД уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
|
Познавательные УУД развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание. Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения. |
|
Коммуникативные УУД формировать умения работать в паре, сотрудничать. Планируемые результаты урока для учащихся с ОВЗ учащиеся научаться различать слова-предметы и правильно задавать к ним вопросы кто? что? |
|
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Индивидуальная Парная Фронтальная |
1.Книгопечатная продукция: Иванов С. В учебник «Русский язык». 3 кл. (ч. 2) 2. Дидактический материал (карточки для самостоятельной работы) 3. Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point 4.Технологические средства обучения: компьютер, интерактивная доска |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивация) |
Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
Актуализация опорных знаний и умений |
Повторить изученный материал, необходимый для «открытия» нового, выявление затруднений в индивидуальной работе каждого |
Постановка учебной проблемы |
Принять учебную задачу, обсудить проект ее решения. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности |
Построить алгоритм действий |
Открытие нового знания |
Поиск решения, построить проект выхода из затруднений |
Первичная проверка понимания |
Проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала |
Применение новых знаний |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Рефлексия учебной деятельности |
Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, оценивать результат собственной деятельности. |
Скачать публикацию
Скачали: 1225 раз(а)
Собственные и нарицательные имена существительные
По своему лексическому значению имена существительные делятся на группы, или разряды.
п.1. Собственные имена существительные.
Собственные существительные называют особыми именами отдельные предметы, выделяя их из ряда однородных. Это имена, отчества и фамилии людей, клички животных, географические, административные и астрономические названия, названия печатных изданий (книг, журналов, газет), литературных произведений, учреждений, предприятий, исторических событий, народных праздников и т. п.
Имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы: Александр Сергеевич Пушкин, Жучка, Бурёнка, Екатеринбург, Нил, Грузия, Сатурн, Луна. Заглавия книг, названия журналов, газет, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, некоторых учреждений, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки: повесть «Метель», газета «Известия», кафе «Вкусняшка», фирма «Март», журнал «Новый мир», автомобиль «Москвич», конфеты «Красный мак».
п.2. Нарицательные имена существительные
Нарицательные существительные являются общими названиями для ряда однородных предметов: дерево, сметана, музыка, животное, терпение. Среди нарицательных существительных выделяют следующие разряды:1) Конкретные существительные называют конкретные предметы, явления природы, живых существ: мальчик, сокол, платье, молния, художник.2) К разряду отвлечённых, или абстрактных существительных относятся названия признаков (краснота, белизна, радость, счастье) или действий (плаванье, бег, чтение, пение), которые представлены как предмет.3) Такие существительные, как молоко, воздух, железо, соль, медь, называют вещества и образуют разряд вещественных существительных.4) Есть также разряд собирательных существительных, которые обозначают группу предметов как одно целое: мошкара, публика, листва, молодёжь, родня.
п.3. Переход существительных из одного разряда в другой
В русском языке очень часто нарицательные существительные переходят в имена собственные и наоборот.
Многие собственные имена раньше были нарицательными. Такие женские имена, как Вера, Надежда, Любовь существуют в нашем языке наряду с нарицательными вера, надежда, любовь. А такие имена собственные, как Виктор и Никита, происходят от нарицательных существительных (из латинского и греческого языков), имеющих значение «победитель».
Имена собственные могут превращаться в нарицательные, приобретая при этом новое лексическое значение. К примеру, нарицательное существительное рентген происходит от имени учёного, открывшего особые невидимые лучи, а дизель – от фамилии изобретателя. Название географического пункта может стать наименованием изделия, производимого в нём: шаль (по названию города в Индии).
Нарицательные существительные часто образуются от имён людей или географических названий: бадминтон, боржоми, наполеон, регби, пломбир.
Изучение нового материала
Учитель: Сегодня на уроке мы будем много работать в группах. Сейчас мы с вами поиграем!
Игра «Кто быстрее?»
Цель игры: активизировать знания учеников об именах существительных.
Описание игры: ученики разделяются на команды, обычно это два коллектива. Преподаватель задает вопросы или предлагает выполнить задания, связанные с именами существительными. Например, назвать одушевленные/неодушевленные имена существительные или изменить существительное по числам. Команда, которая первая дает правильный ответ, получает балл. В конце игры подводятся итоги и определяется победитель.
Учитель: Как определить в каком числе стоит имя существительное? Теперь наши следующие игры.
Игра «Найди существительное единственного и множественного числа»
Цель игры: активизация знаний о числе имен существительных.
Описание игры: на столе у учителя предметы. Дети должны выбрать существительные: 1 команда — единственного числа, 2 команда — множественного числа. И наоборот, назвать предметы: 1 команда — во множественном числе, а вторая команда — в единственном числе.
Игра «Найди пару»
Описание игры: школьники получают карточки с именами существительными в единственном и множественном числе. Задача детей — найти в классе свою «пару».
Логическая игра «Найди лишнее слово и объясни выбор»
- Шапки, носки, сад, яблоки
- Чистота, сапоги, малина, груша
- Друг, камень, остров, село
- Поле, класс, дерево, утро
- Папа, трава, парта, книга
Методические рекомендации по проведению урока
Совет 1
Для того чтобы активизировать знания учеников о предыдущих темах и мотивировать их к изучению нового материала, можно начать урок с обсуждения ситуаций из повседневной жизни, где используются имена существительные.
Совет 2
При объяснении нового материала важно использовать наглядные пособия и примеры из литературных произведений, которые позволят ученикам лучше понять и запомнить правила. Также рекомендуется применять разнообразные методы обучения, такие как индивидуальная, парная и групповая работа, что способствует развитию коммуникативных навыков и умению работать в команде
Совет 3
В процессе закрепления изученного материала полезно использовать интерактивные методы и игровые формы обучения, такие как составление предложений с использованием имен существительных или игры на групповую работу. Это позволит ученикам применить полученные знания на практике и сделает процесс обучения более интересным и увлекательным.
Совет 4
При подведении итогов урока необходимо обратить внимание на достижения и трудности учеников, подчеркнуть важность изучаемой темы и ее связь с другими аспектами русского языка. Также можно поощрить учеников к самостоятельному изучению темы, предложив дополнительные материалы и ресурсы для самоподготовки
Совет 5
При составлении домашнего задания важно учитывать индивидуальные особенности учеников и давать задания разного уровня сложности. Это позволит каждому ученику подобрать оптимальный объем работы и закрепить полученные знания
Совет 6
Не забывайте о возможности использования современных технологий и электронных образовательных ресурсов на уроке. Они могут сделать процесс обучения более насыщенным и интересным, а также помочь ученикам лучше усвоить материал.
Совет 7
Обратная связь с учениками и родителями также имеет большое значение для успешного проведения урока. Регулярно общайтесь с родителями о прогрессе и трудностях их детей, просите обратную связь и предложения по улучшению уроков. Это поможет вам совершенствовать свою методику обучения и сделать уроки еще более эффективными.
Также хотелось бы отметить межпредметные связи урока русского языка на тему «Имя существительное» для 2 класса, которые можно использовать.Использование межпредметных связей на уроке помогает ученикам лучше усваивать материал, развивать гибкость мышления и умение применять полученные знания в различных ситуациях.
- Литературное чтение: анализ текстов и произведений, содержащих имена существительные, что помогает ученикам лучше понимать смысл произведений и развивать навыки аналитического чтения.
- Изобразительное искусство: в ходе урока дети могут использовать свои знания об именах существительных для описания произведений искусства, создания иллюстраций к текстам или составления собственных историй с использованием изучаемых слов.
- Окружающий мир: изучение имен существительных, относящихся к окружающему миру, природе, обсуждая животных, растения и явления. Это поможет школьникам расширить свой кругозор и понимание мира вокруг.
- Математика: урок может включать задачи, связанные с количественными характеристиками имен существительных, например, сравнение числа объектов, изменение чисел и их соответствие с падежами имен существительных.
- Иностранные языки: сравнение и сопоставление имен существительных в русском языке и изучаемом иностранном языке, что позволит учащимся лучше понимать особенности обоих языков, в частности, это грамматическая сторона вопроса.
- Музыкальное образование: анализ имен существительных в текстах песен и произведений, что поможет ученикам развивать свою музыкальную культуру и умение анализировать тексты песен с точки зрения языка.
Еще полезные материалы к урокам русского языка:
Планирование и проведение урока русского языка на тему «Имя существительное» для 2 класса требует применения разнообразных методов и подходов в зависимости от целей и задач урока, чтобы сделать процесс обучения интересным и результативным. Используйте представленные в этой статье рекомендации, чтобы максимально эффективно организовать урок и помочь ученикам освоить важные аспекты работы с именами существительными, которые потом помогут изучить глагол.
Презентация на тему: » Цели: -Повторение и углубление знаний учащихся об одушевленных и неодушевленных существительных; -Дать понятие собственных и нарицательных имён существительных.» — Транскрипт:
2
Цели: -Повторение и углубление знаний учащихся об одушевленных и неодушевленных существительных; -Дать понятие собственных и нарицательных имён существительных
Задачи: -Формировать умения различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные; -Развивать мышление, наблюдательность, внимание, умение сравнивать, анализ; -Повторение литературного термина- олицетворение; -Воспитывать чувство патриотизма
3
Часть речи Имя существительное дерево собака дождь радуга Катя папа компьютер стол
4
Имя существительное Имя существительное — часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? Есть один седой старик. Превращаться он привык В шляпу, в бабушку, в котлету, В кактус, в зонтик и ракету, В тапочки, в слова, в конфеты Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.
5
Морфологические признаки: Изменение по: — числам; -падежам; Имеют род(жен.р., муж.р.,ср.р.)
6
Цикада Жокей Жёрнов Брошюра У пруда в ночной тиши слышно стрекотание цикад. Мой брат- опытный жокей. Информацию о летнем отдыхе можно найти в брошюре туристического агентства «Солнечный берег». В музее нам показали старинный мельничный жёрнов.
7
Кроссворд к р о т м е д в е д ь с т р а у с л о ш а д ь л е в о в ц а б е л к а ё ж и к с в и н ь я л н м ы ш к а п е т у х с о
8
Кто? Что? Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа.живые существа Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, явления природы, события.предметы, явления природы, события
9
Запишите в два столбика дождь, паук, червь, снег, град, стриж, мороз, медведь что? дождь снег град мороз кто? паук червь стриж медведь Чем похожи все слова?
10
Превращения Замените одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? кто? вол цапля зверь рак сом что? кол капля дверь мак дом
11
«Мертвец» «Матрёшка» «Народ» «Отряд» Одушевленные или неодушевленные существительные?
12
Имена существительные одушевленныенеодушевленные Множественное число И. братья сестры Р. Братьев сестер В. Братьев сестер Камни доски Камней досок Камни доски В=РВ=И
13
Имена существительные одушевленныенеодушевленные Множественное число И. матрёшки,мертвецы Р. матрёшек, мертвецов В. Матрёшек,мертвецов Народы,отряды Народов,отрядов Народы,отряды В=РВ=И
14
,Злой ветер качал деревьяи они стонали и выли на всё Блудово болото [] и и[],
15
«Название» «Имя» Употребляется Одушевленные существительные Неодушевленные существительные
16
«Название» «Имя» Употребляется Одушевленные существительные Неодушевленные существительные Нарицательные существительные Собственные существительные
17
Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д., не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки. Байкал(собств.) Бородинское поле(собств.наим.) Газета «Вперёд»(назв.газеты)
18
Имена собственныеИмена нарицательные Анна, «Февральская лазурь», Нева, Великая Отечествен- ная, Москва. Женщина, лодка, река, озеро, война, осина, ласточка, мальчик. Распределите слова в два столбика- собственные и нарицательные: Анна, женщина, лодка, «Февральская лазурь», Нева, река, озеро, война, осина, Великая Отечественная, ласточка, мальчик, Москва. Распределите слова в два столбика- собственные и нарицательные: Анна, женщина, лодка, «Февральская лазурь», Нева, река, озеро, война, осина, Великая Отечественная, ласточка, мальчик, Москва.
20
«Что выделяется кавычками?» Журнал Мурзилка Газета Вперёд Теплоход Сибиряк Повесть Здравствуй, это я! Песня День Победы Спектакль Приключения Тома Сойера Имя Анастасия Река Мёша Журнал «Мурзилка» Газета «Вперёд» Теплоход «Сибиряк» Повесть «Здравствуй, это я!» Песня «День Победы» Спектакль «Приключения Тома Сойера» Имя Анастасия Река Мёша
21
Адрес школы: Республика — … Район — … Село — … Улица — Школа — … Класс — … В селе протекает река — … Мы часто ходим в кинотеатр — … Районная газета — …
22
Итоги урока 1.С какими обитателями планеты «Имя существительное» мы сегодня познакомились? 2. Что мы о них узнали?
23
До свидания! 1. Подготовить сообщение по п.90,91(использовать буклет) 2. Упражнение группа; задания по карточкам — 2 группа 3. *Напишите письмо учителю, где вы ответите на вопрос: Как различить имена собственные от нарицательных, одушевленные от неодушевленных Оформить в конверте.
Собственные имена существительные
Определение
Собственные имена существительные — это слова, называющие единичные предметы, выделенные из ряда однородных.
Например, именем нарицательным является слово «битва», а наименование «Бородино» является именем собственным, которое называет известное историческое сражение.
К собственным именам существительным принадлежат
- фамилии, имена, отчества, псевдонимы, прозвища людей (Воронцов Дмитрий Сергеевич, Анна Степановна, Демьян Бедный, Владимир Красно Солнышко, Ричард Львиное Сердце, Хват, Косой, Сорока);
- названия географических и астрономических объектов (гора Эльбрус, река Волга, Солнце);
- имена божеств (Иисус Христос, Аллах, Иегова, Яхве, Шива, Молох, Перун);
- клички животных ( Дружок, Мурка, Звездочка);
- названия государств, городов, поселков, деревень, районов и прочих административных единиц (Российская Федерация, Бельгия, город Саратов, поселок Глубокое, деревня Березино, Первомайский район);
- названия исторических событий, эпох (Древний Египет, эпоха Возрождения, Новгородская Русь);
- названия торжеств и праздников (День Победы, 1 Мая, День примирения и согласия);
- названия предприятий, компаний, торговых центров, магазинов и пр. (завод «Луч», компания «Электросила», торговый центр «Галилео», магазин » Матрёшка»);
- названия книг, газет, журналов («Тихий Дон», «Вечерняя Москва», «Юность») и т.д.
Имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы, чем они кардинально отличаются от имен нарицательных, то есть фактически прописная буква является графическим способом выделения индивидуальных названий — имен собственных, например:
- планета Венера;
- Зевс;
- Люксембург;
- Эйфелева башня;
- Дальний Восток;
- Арктика;
- Кавказские горы;
- Памир.
Актуализация знаний
Введение в тему урока: объяснение понятия «имя существительное».
Учитель: Мы начнем с загадок «А что это у человека?».
Ученикам нужно продолжить предложения:У птицы крыло — у человека _____ (рука).У зверя лапа — у человека _____ (нога).У конфеты фантик — у человека _____ (одежда).У льва пасть —у человека _____ (рот).У машины мотор — у человека _____ (сердце).У берёзы сок — у человека _____ (кровь).
- Что вы сейчас называли? (слова)
- Чем похожи все эти слова? (это имена существительные)
Объяснение понятия «имя существительное»: Учитель приводит примеры предложений с разными словами и просит учеников объяснить, что общего между этими словами. Затем преподаватель поясняет, что все эти слова называются именами существительными. Учитель объясняет, что имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы, явления, живых существ и их признаки. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?
Какова их роль в речи? (Они называют предметы, явления природы, состояния человека).
Эти слова называют то, что существует в мире, вокруг нас, внутри нас. Такие слова объединили в одну группу и назвали существительными. Они бывают разными. Имеют разный вид. Вы научитесь их видеть и понимать. А ещё вспомните, что раньше знали или слышали.
Лексическое значение имени существительного
Ребята, существительное называет разные предметы. Под общим понятием имеются в виду не только животные, люди, вещи. Это все объекты, к которым можно задать вопросы «Кто?» или «Что?» Посмотрите на таблицу.
Как вы заметили, существительные делятся на несколько групп, называют: конкретные предметы, вещества, явления природы, события, качества человека, действия, животных, людей, свойства предметов. Все перечисленное – это и есть лексическое значение существительного.
Среди всех частей речи, существительное в русском языке по количеству слов занимает первое место. В некоторых случаях оно имеет общее значение с глаголом и прилагательным.
Посмотрите на пункт «Качества человека» и прочитайте пример: Он отличался храбростью. Предложение можно заменить другим, близким по смыслу: Он был храбрым. Существительное «храбрость» заменяется прилагательным «храбрый». Смысл предложения не теряется.
Существительные, которые означают свойства предмета также заменят прилагательное без потери смысла текста: Синева неба в конце февраля говорит о приближении весны. – Синее небо в конце февраля говорит о приближении весны.
В пункте «Действие» у существительного сходное значение с глаголом. Пример: Плавание – любимое занятие Егора.Заменяем существительное глаголом.Получается предложение: Егор любит плавать.
Сделаем вывод: лексическое значение существительных– предметы в широком понимании слова.
Выполним упражнения, чтобы закрепить материал.
Упражнение 1. «Преобразование»
От перечисленных глаголов образуйте существительные:стрелять, решать, бороться, возиться.
Упражнение 2. «Соедини стрелкой»
Соедините стрелкой существительные с их лексическим значением.
Упражнение 3. «Образуем прилагательные»
От существительных, означающих свойства предмета, образуйте прилагательные: белизна, широта, высота, усталость, грусть, радость.
Ребята, урок подошёл к концу. Вы познакомились с новой информацией и выполнили практические задания. Настало время самопроверки!
Раздел «Имя существительное одушевлённое»
Упражнение 1 «Правильный выбор»: картинка с учителем.
Упражнение 2 «Кроссворд»
Упражнение 3 «Связующая нить»
Кто? Кащей Бессмертный, матрёшка, строитель, малыш, робот.
Что? Колпак, дерево, сметана.
Имя существительное собственное и нарицательное
Упражнение 1 «Столбики»
Распределите слова по двум столбикам:
Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»
Упражнение 3 «Найдите журнал»
Красный квадрат, «Лиза».
Лексическое значение имени существительного
Упражнение 1. «Преобразование»
Стрельба, решение, борьба, возня.
Упражнение 2. «Соедини стрелкой»
Конкретный предмет: кровать, мебель, подъезд, свеча.
События: конкурс, именины, выборы.
Явления природы: метель, гром, снегопад.
Упражнение 3. «Образуем прилагательные»
Белый, широкий, высокий, усталый, грустный, радостный.
Имя существительное собственное и нарицательное
Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним:
Детский журнал «Солнышко»
Космонавт Юрий Гагарин
Город Санкт-Петербург
Автомобиль «Лада Калина»
На картинках вы видите разные предметы, одушевлённые и неодушевлённые: журнал «Солнышко», первого космонавта Юрия Гагарина, город Санкт — Петербург, автомобиль «Лада-Калина». Названия перечисленных предметов прописаны с заглавной буквы, некоторые дополнительно – в кавычках. Это собственные имена существительные. Прочитайте правило, какие слова к ним относятся.
Сделаем вывод: существительные собственные называют людей, животных, предметы, которые неповторимы, выделяются из ряда подобных.
Существительные, которые называют не единичные, а похожие, однородные предметы, относятся к нарицательным: стол, окно, девочка, обезьянка, машина, улица, клубника. Нарицательные существительные всегда пишутся с маленькой (строчной) буквы. Посмотрите на таблицу: в левом столбике вы видите имена нарицательные, в правом – имена собственные.
Порассуждаем: девочек много, а Алёнка одна. Слово «девочки» – имя нарицательное, Алёнка – собственное. Пёсиков много, но по кличке Дружок один, получается, «пёс» – нарицательное имя, Дружок – собственное. По такому же образцу попробуйте продолжить анализ слов из таблицы.
А теперь примените полученные знания, выполнив задания.
Упражнение 1 «Столбики»
Распределите слова по двум столбикам:
Имя собственное Имя нарицательное
Слова:Щелкунчик, ёлка, лиса, Маленький Принц, космос, Юпитер, дорога, змея, Ванечка, бабушка, Ольга Степановна.
Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»
Определите, с какой буквы: заглавной или строчной начинаются слова. Объясните, почему.
А (а)встралия, м(М)ороженое, р(Р)ека, А(а)нтон Ч(ч)ехов, к(К)орабль, с(С)путник, С(с)очи.
Упражнение 3 «Найдите журнал»
В каком из квадратов вы видите название журнала? Как вы определили?
Собственные имена существительные
Например, именем нарицательным является слово «битва», а наименование «Бородино» является именем собственным, которое называет известное историческое сражение.
К собственным именам существительным принадлежат
- фамилии, имена, отчества, псевдонимы, прозвища людей (Воронцов Дмитрий Сергеевич, Анна Степановна, Демьян Бедный, Владимир Красно Солнышко, Ричард Львиное Сердце, Хват,Косой, Сорока);
- названия географических и астрономических объектов (гора Эльбрус, река Волга, Солнце);
- имена божеств (Иисус Христос, Аллах, Иегова, Яхве, Шива, Молох, Перун);
- клички животных ( Дружок, Мурка, Звездочка);
- названия государств, городов, поселков, деревень, районов и прочих административных единиц (Российская Федерация, Бельгия, город Саратов, поселок Глубокое,деревня Березино,Первомайский район);
- названия исторических событий, эпох (Древний Египет, эпоха Возрождения,Новгородская Русь);
- названия торжеств и праздников (День Победы, 1 Мая, День примирения и согласия);
- названия предприятий, компаний, торговых центров, магазинов и пр. (завод «Луч», компания«Электросила», торговый центр «Галилео», магазин » Матрёшка»);
- названия книг, газет, журналов («Тихий Дон», «Вечерняя Москва», «Юность») и т.д.
Имена собственные пишутся с прописной (большой) буквы, чем они кардинально отличаются от имен нарицательных, то есть фактически прописная буква является графическим способом выделения индивидуальных названий — имен собственных, например:
- планета Венера;
- Зевс;
- Люксембург;
- Эйфелева башня;
- Дальний Восток;
- Арктика;
- Кавказские горы;
- Памир.
Видео:Имена существительные нарицательные и собственныеСкачать
Подведение итогов урока
Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Имя существительное».
Вопросы на закрепление:
- Что такое имя существительное?
- Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают?
- Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто?
- Как называются существительные, отвечающие на вопрос что?
Рефлексия: ученики высказывают свое мнение о пройденном материале и оценивают свои успехи и трудности.
Учитель: Наш урок закончился, и я хочу узнать, с каким настроением вы уходите с него.
Задание на дом: школьникам предлагается выполнить письменные упражнения на закрепление изученного материала. Например, написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы своего имени.