Последовательность усвоения ребёнком системы гласных и согласных звуков

Возрастные сложности с артикуляцией звуков русского языка у детей

Последовательность усвоения звуков речи

Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в своём развитии несколько отстаёт от речеслухового. В силу этого ребёнок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определённого возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением.

По этой причине в возрасте от 1 года до 2 лет он и овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков — гласных А, О, Э и губных согласных П, Б, М. Именно из этих звуков состоят всем хорошо известные самые первые произносимые ребёнком слова.

В возрасте от 2 до 3 лет усваивается произношение и ряда других артикуляторно сравнительно несложных звуков. К ним относятся гласные И, Ы, У, губно-зубные согласные Ф, В, наиболее простые из переднеязычных звуков Т, Д, Н, заднеязычные К, Г, X и среднеязычный звук Й. Появление у детей звуков именно группами не случайно. Например, как только ребёнку становится доступным поднимание и прижимание кончика языка к верхним резцам, так в его речи появляются все три артикулируемые этим способом звука — Т, Д, Н. То же самое относится и ко всем другим группам звуков.

Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц) ребенок овладевает к 3-3,5 годам. Шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ) ребёнок овладевает в более поздние сроки — в возрасте от 4 до 4,5 лет.

По мнению автора А.Н. Гвоздева в среднем дошкольном возрасте (4 — 4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих. У большинства детей уже появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.

Позднее всего, в возрасте 5—5,5 лет, ребёнок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков (сонорные звуки) — Р, Рь, Л, Ль. По мнению автора Парамоновой Л.Г. возрасте 5—6 лет, ребёнок овладевает произношением самых звуков — Р, Рь, Л, Ль. На этом и заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произносимые ребёнком слова, состоят лишь из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении его речь не отличается от речи взрослого. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Следить, чтобы упражнения выполнялись правильно и точно, иначе занятия не имеют смысла.

Трудные звуки

Приведенные выше ориентиры являются условными: одни детки начинают произносить те или иные звуковые сочетания или слова раньше, другие – позже. Но существуют и другие ориентиры, которые помогут родителям оценить своевременность речевого развития их детей. Это нормы усвоения артикуляции так называемых сложных звуков, требующих определенных навыков. Как то умения правильно располагать язык перед зубами вверху, поднимать его вверх, вибрировать им, точно располагать губы, направлять струю воздуха. К сложным звукам относятся свистящие (, , ), шипящие (, , , ), а также сонорные  и . Для большинства из них еще требуется, чтобы подъязычная уздечка была эластичной и имела достаточную длину. Иногда она оказывается слишком короткой для этого, поэтому ребенок чисто физиологически не сможет выговорить  или .

При незначительных отклонениях уздечка может растянуться при помощи специальных упражнений, а бывает достаточно употребления ребенком твердой пищи, чтобы к нужному времени уздечка растянулась. В тяжелых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.

На какие возрастные нормы артикуляции трудных звуков можно ориентироваться, если у ребенка нет физических проблем?

Свистящие ( и )

Твердый в норме появляется в речи ребенка к 2 – 2,5 года. Иногда в этом возрасте встречаются варианты произношения: , нечеткое призубное или межзубное произношение (что-то среднее между  – или ). Допускаются также пропуски или замены. Но к 5 годам правильная артикуляция свистящего  уже должна выработаться. Если в речи дошкольника имеет место смешение звуков (употребление вместо , например, ,  или ) при том, что каждый по отдельности ребенок выговаривает правильно, требуется коррекция логопеда.

А вот  чаще всего появляется в мягкой форме, и только к концу 4 года «твердеет». «Поддается» он примерно в том же возрасте. Также возможно смешение с  или .

До того как научиться говорить , ребенок может ее искажать: заменять на , , ,  или на нечеткое . Это допустимо, но не обязательно для всех детей без исключения. Большинство малышей осваивают звук аж к 4 годам.

Шипящие (, , , )

Шипящий  в «смазанной» форме появляется примерно к 3 годам. Многие малыши заменяют его другими (, , , даже ). Встречаются случаи неправильной артикуляции звука  и в 4 – 5 лет (боковое или нижнее произношение). Это также требует коррекции специалиста, если ребенок сам не «выговорится» к 6 годам.

Шипящий  между 2 и 3 годами дается лишь некоторым деткам. Остальные обычно заменяют его на  (заба, зук). Довольно часто ситуация выравнивается к 4 годам. Но даже если в 5 лет малыш «зэкает» — это еще не критично. А вот к 6 годам артикуляция уже должна быть правильной. При этом допускается, что ребенку сложно произносить слова со стечением свистящих и шипящих (пример из начала статьи: расшуршался).

Звук  малыш может освоить примерно к 2,5 года. Но это ориентир, а не аксиома. Часто в этом возрасте дети еще заменяют его на нечеткий  или . Правильно и четко  произносит большинство детей к 4 годам. В 5 лет этот звук уже должен обязательно быть в речи малыша в правильном виде. Если имеет место смешение (с  или ), также нужна обязательная коррекция, работа над развитием фонематического слуха.

Шипящий  может не даваться малышу до 4 лет: он будет заменять его на , и это не считается патологией. Научившись правильно артикулировать , малыш может начать наоборот, вставлять его вместо других звуков (, ). А вот к 6 годам этот звук дошкольник должен уметь говорить совершенно точно. Имеющиеся смешения (с   или ) – повод для обращения к логопеду.

Сложные сонорные (, )

Мягкий  обычно покоряется малышу к 2 годам. Его проще произнести, чем твердый . Поэтому довольно часто дети заменяют им в своей речи более сложный твердый или . Если у ребенка не получается выговорить правильно, он часто заменяет его на Й. В 3–4 года это еще не критично, но к 5 должно насторожить родителей и стать поводом для коррекционной работы. Допускается, что малышу сложно выговаривать слова со стечением звуков и даже в 6 лет (например, лаборатория).

Звук может малыш может освоить уже к 2,5 года. Но такое случается не часто. В норме ребенок должен выговаривать его к 5 годам. До этого допускаются замены его на , , , звук, похожий на . Однако не всегда неумение дошкольника произнести связано с его физическими проблемами. Нередки случаи, когда он просто не понимает, что нужно делать с языком, чтобы извлечь этот звук. Если это так, логопед сможет поставить его довольно быстро.

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

«Последовательность появления звуков в речи ребенка»

(Консультация для родителей)

Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают

Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации. В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего малыша настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, сегодня мы рассмотрим нормы появления звуков речи.

Нормы появления звуков речи у ребенка с рождения до 6 лет

Уже с полутора-двух месяцев ребенок начинает гулить – произносить так называемые «псевдоречевые» звуки, не всегда совпадающие со звуками родного языка. Сначала появляются гласные звуки, а затем – сложные комплексы звуков, похожие на «агу», «ага», «уги» и т.д. Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект). В период лепета ребенок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д. Продолжается период лепета до 10-12 месяцев.

К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: , , , и самые ранние по времени появления согласные: , , , , , , , , , , , , , , , .

К трем годам ребенок осваивает звуки , , , , , , , , , , .

До трех лет возрастной нормой считается смягчение согласных звуков («сяпка» вместо «шапка», «дём» вместо «дом» и т.д.). Все остальные звуки малыш в этом возрасте, как правило, не произносит совсем (пропускает) или заменяет на более простые (вместо «мишка» ребенок может произносить «мика», «миска», «миська»).

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков , , , , , , , , , . Эти звуки заменяются более простыми (например, на , или ; на (читается как й), или опускается и т.п.).

К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: , , , и хорошо различает их в свободной речи.

После 4 лет ребенок правильно произносит в речи и дифференцирует (различает) между собой уже все свистящие звуки без исключения (, , , и ). В этом возрасте еще возможно нарушение произношения звуков , , , , , , . Ребенок в норме легко определяет и называет ударный гласный в начале слов : (например, в словах « у тка», « а ист», « о блако»); может определить и назвать очередность звуков в слияниях: ау, уа, иа.

В возрасте 5-6 лет , как правило, шипящие звуки ( , , , ) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков , . Многие дети осваивают звук . И лишь звуки и либо заменяются на , , , либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка . Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

К 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребёнку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков звукопроизношения по мере роста ребёнка, т.к

они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Дорогие родители! Будьте внимательны к своим детям! Любите их и старайтесь во время обращаться к специалисту!

Формирование фонетических умений у первоклассников

Становлению фонетических умений у детей способствует система специальных упражнений, которые можно разделить на три группы:

  1. Упражнения по развитию умений и навыков, связанных со слоговой структурой слова.
  2. Упражнения на формирование акцентологических умений и навыков.
  3. Упражнения, связанные с навыками фонетического разбора.

Специфика организации и проведения упражнений в первом классе заключается в том, что они носят учебно-игровой характер. В соответствии с возрастными особенности детей игра является наиболее продуктивным способом усвоения новых действий, поскольку собственно учебные действия в этот период ещё не сформированы. Предлагая первоклассникам различные упражнения по развитию фонетических умений, необходимо сопровождать их элементами игры. Это может быть необычная форма проведения (например, путешествие в «Звукоград»), элементы соревнования или командной игры, сюжетная ситуация помощи какому-либо герою (например, помоги поселке собрать нектар с цветочков, обозначающих гласные звуки). Это могут быть игры с использованием предметных картинок, к которым нужно подобрать слова, отвечающие заданным условиям, инсценировка, задания творческого характера (придумать сказку о приключениях звуков в речи, нарисовать портрет звука или русского ударения, составить викторину по фонетике или решить фонетические пропорции).

Упражнения первой группы нацелены на развитие умений работать со слоговой структурой и включают следующие виды заданий:

  1. Скандировать слово и выделить в нем слоги.
  2. Соотнести слово и его слоговую схему.
  3. Подобрать слова заданной слоговой структуры.
  4. Сравнить слоговой состав слов.
  5. Восстановить пропущенные слоги.

Упражнения второй группы связаны с формированием необходимых умений определять место ударения в слове, а также подбирать слова, в которых ударение может смещаться на другой слог. Это является частью пропедевтической работы по орфографии, поскольку готовит детей к изучению темы безударные проверяемые гласные. Сюда относятся следующие виды работы:

  • Расставить ударения в словах.
  • Соотнести слово и его схему.
  • Распределить слова по группам, в зависимости от места ударения.
  • Подобрать слова с заданной позицией ударения.
  • Исправить акцентологические ошибки.

Упражнения третьей группы являются базовыми для формирования умений звукобуквенного анализа и включают задания:

  1. Найти в слове гласные и согласные звуки.
  2. Найти заданный звук, охарактеризовав его артикуляцию и фонетические свойства.
  3. Сравнить определенные звуки в словах, сделать вывод о сходстве и различии их признаков.
  4. Определить несоответствие между произношением и написанием слова, обусловленные позиционными изменениями звуков.
  5. Посчитать количество звуков и букв в слове, объяснить причину их несовпадения.

Работа по формированию фонетических умений в первом классе имеет особое значение для развития речеслуховых умений, способствует профилактике орфографических ошибок, основанных на незнании закономерностей русской фонетики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: