Профиль артикуляции звука. презентация

Правильный уклад органов артикуляции. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Состояние дыхательной и голосовой функций

Тип физиологического дыхания: грудное, верхнее-ключичное (поверхностное), диафрагмальное, диафрагмально-грудное, брюшное, смешанноеРечевое дыхание: без особенностей, поверхностное, короткий речевой выдох, непродолжительный выдох, несовпадение вдоха и логических пауз, короткий судорожный вдох, речь на вдохе.Плавность неречевого и речевого дыхания:Продолжительность речевого выдоха: соответствует возрасту, укороченный выдохСила голоса: нормальный, слишком громкий, чрезмерно тихий, затухающий к концу фразыВысота голоса: нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцетный, тусклый, маломодулированный,Тембр: нормальный, хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком: гнусавый
грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявыйМодуляция голоса: наличие монотонности, отсутствие монотонности

Состояние просодики

Выразительность речи: нормальная, маловыразительная, монотоннаяДикция: отчетливая, смазанная, невнятнаяТемп речи: нормальный, ускоренный, замедленныйРитм речи: нормальный, дисритмия, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно)

Паузация:
правильность расстановки пауз в речевом потоке,
неправильная расстановка пауз в речевом потоке

Интонирование:
способность употребления основных видов интонации

Употребление основных видов интонации:
повествовательная, вопросительная, побудительная

Употребление ударений:
словесного, логического

Характеристика интонационной стороны речи:
речь выразительная
речь невыразительная;
интонационно оформленная,
монотонная, затруднения в использовании вопросительной интонации,
затруднения в выделении логического ударения, паузации.

Темпо-ритмическая сторона речи:
без особенностей, темп ускорен, замедлен, скандированная;
наличие слов с неправильно интонационно выделяемым ударным слогом;
наличие продолжительных пауз хезитации.

Проявления заикания

Не заикается.
Иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике.
Наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных).

Виды артикуляционных упражнений

Гимнастика для артикуляционного аппарата и развития речи бывает 2 видов:

  1. Статистическая. Направлен на удержание позиции речевого аппарата в течение 15 секунд. Например, упражнение «иголочка», «лопатка» и другие.
  2. Динамическая. Ритмичное выполнение движений ротовой полостью. Например, упражнение «часики».

https://youtube.com/watch?v=aBjL0R2rKnM

Подробное выполнение показано в картинках

Сейчас разработано множество занятий для правильной артикуляции. Также для развития интереса у ребенка к подобным занятиям задействуют стихотворную форму выполнения и профили постановки звука. 

Профиль – это графическое изображение речевого аппарата во время правильного произношения звука. Он помогает ребенку понять, как нужно задействовать группу органов.

Например, профильное изображение звука Л: 

Подобные модели есть для каждого звука. Используются они в основном в логопедических целях для наглядного примера.

Вы правильно произносите звуки?

ДаНет

Post Views: 1 203

Состояние общей моторики

Сила движений:
Точность движений:
Объем выполняемых движений: полный, неполныйТемп выполняемых движений: нормальный, быстрый, медленныйАктивность: нормальная, заторможенность, двигательное беспокойствоКоординация движений:
нормальная: сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и
произвольно фиксировать некоторое время нужную позу,
сформирована динамическая координация движений: движения четкие,
уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в
различных видах моторной активности (в беге, прыжках тд)
сохранна, нарушена, правильная, неправильная, отсутствует, нескоординированность движений, движения выполнены не одновременно, неточно

Чувство равновесия: есть, нет

Переключаемость движений: своевременная, несвоевременная, задержанная, отсутствует, появление сопутствующих движений

Состояние общей моторики:

моторика в норме, моторная напряженность, моторная активность, скованность движений, неловкость, излишне подвижен, суетлив, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний, наличие двигательного беспокойства, наличие общей заторможенности движений, неповоротлив, пассивность.

Дополнительно: Движения неловкие, медлительные.
Ограничен объем активных движений.
Отстает в темпе, ритме, переключаемости движений.
Трудности при имитации движений: «как идет солдат, летит птица, как режут хлеб» и т.д.
Мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.
Трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений.
Замена движений и синкинезий не наблюдается.

Состояние звукопроизношения

Оцениваются:
при произнесении изолированных звуков;
при контролируемом произнесении звуков;
в спонтанном общении.

Указываются:
звуки, имеющие дефектное произношение,
характер нарушения: искажения (какие), замены (какие), смешения (какие);
характер проявления недостатков: устойчивый неустойчивый

Уровни развития:Низкий — нарушено несколько групп звуковНиже среднего — недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке – общая смазанность речиСредний — звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации зв.Достаточный — звукопроизношение в норме

Дополнительно:
Недостатки произношения. Нарушения произношения звуков.
Дефектное произношение оппозиционных звуков.
Недостатки произношения звонких согласных (оглушение).
Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.
Отсутствие (замена, искажение, смешение) звуков.
Полиморфное нарушение звукопроизношения, стертая форма дизартрии.

Состояние лексико — грамматического строя

Тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами, используются разнообразные виды предложения адекватно замыслу

Развернутость предложения (длина в среднем);Степень выраженности аграмматизма: отсутствие грамматических форм, начатки грамматического оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), гипергенерализация, неустойчивые ошибки

Характер аграмматизма:
ошибки при изменении окончаний сущ. по числам и падежам,
ошибки в употреблении простых предлогов: пропуски, замены,
ошибки при употреблении в речи более сложных предлогов,
ошибки при употреблении приставок глаголов,
ошибки при согласовании числи. с сущ.,
искажение числовых окончаний имен прилаг.,
нарушение структуры предложения: пропуск членов и неправильный порядок слов,
ошибки при согласовании прилаг. с сущ. в роде и числе
искажение суффиксов имен прилаг.,
отсутствие грамматических средств,
смешение моделей,
нарушение порядка слов в предложении,

Особенности лексики:
незнание или неточное употребление общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы, части предметов, части тела,
замены семантически близких слов,
замена словообразовательными неологизмами,
замена однокоренными словами и словами, сходными по артикуляции,
большая степень немотивированности ассоциаций,
редко употребляющие слова заменяются другими,
ошибочно используются слова обобщающего значения,
вербальные парафазии,
несформированность семантических полей,
трудности актуализации словаря,

недостаточность выделения дифференцированных признаков значений слов,
испытывает трудности в подборе слов-антонимов, эпитетам к предметам,
испытывает трудности в употреблении обобщающих понятий,
не может употреблять обобщаюшие слова
трудности в словообразовании, (н-р: в образовании детенышей животных),

наибольшие трудности вызывают согласование имени сущ. ср. рода с числ. пять,
трудность в употреблении сложных предлогов: опускание, замена, недоговаривание,
допускает значительное количество ошибок на изменение сущ. по числам,
затруднения на согласование прилаг. с сущ. в роде и числе,
не может самостоятельно выполнить задания на словообразование,
название действий заменяет словами, близкими по ситуации и внешним признакам,
название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение,
наблюдается замена названий профессий названием действий,

замена видовых понятий родовыми и наоборот,
из ряда предложенных действий не понимает и не может показать, как штопать,
переливать, распарывать,
не знает оттенков цветов,
плохо различает форму предметов,
в словаре мало обобщающих понятий,
редко использует антонимы, практически отсутствуют синонимы,
затруднения в образовании сущ. с помощью уменьш.-ласкат. суффиксов прилаг. («мехная шапка»),

много ошибок допускает при употреблении приставочных глаголов,
правильно называет и обобщает картинки по группам,
сформированы понятия, процессы, классификации.

Уровни развития:
Низкий — речь резко аграмматична
Ниже среднего — допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании
Средний — допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении
Достаточный -грамматический строй близок к возрастной норме

Нарушения формирования гр. строя речи:
Неправильные формы сочетания слов в предложении:
неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний сущ., мест, прил.
неправильное употребление падежных и родовых окончаний колич. числ.,
неправильное согласование глагола с сущ. и местоим.,
неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаг. в прош. времени,
неправильное употребление предложно-падежных конструкций

Физиолого — педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка Физиолого — педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенкаСтраница 13

Артикуляционный отдел.

Представлен органами артикуляции, которые подразделяются на подвижные и неподвижные. К подвижным относятся : нижняя челюсть, губы, мягкое небо и язык ( подвижны передняя часть языка, кончик языка, передний край, боковые края, спинка языка ; задняя часть языка фиксирована и носит название корень языка ).

Громкость и отчетливость речевых звуков создается благодаря резонаторам.

Резонаторы расположены по всей надставной трубе ( глотка, носовая полость, ротовая полость ). Надставная труба выполняет функцию резонатора и шумового вибратора. Шумовым вибратором являются щели между зубами и губами, между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом и т.д. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. Одновременное включение шумовых и звуковых вибраторов образует звонкие сонорные согласные.

Голосовой отдел.

В состав голосового отдела входят гортань и голосовые складки. Гортань представляет собой широкую короткую трубу, состоящую из хрящей и мягких тканей. Голосовые складки выполняют функцию звукового вибратора. Они вибрируют каждый раз, когда между ними проходит струя воздуха. Благодаря им возникает звук.

Таким образом, периферический речевой аппарат служит для:

а) подачи воздуха;

б) образования голоса;

в) является резонатором, придает звуку силу и окраску.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти – десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов ( мама, папа ). К году словарь обычно достигает 10 –12, а иногда и большего количества слов ( баба, киса, му, бэ и др.) Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся средством речевого общения, т.е. формируется экспрессивная речь.

В возрасте до трех лет очень часто наблюдается неправильное произношение звуков. Как правило, это так называемое временное ( физиологическое ) нарушение звукопроизношения, причиной которого обычно является недостаточная сформированность, подвижность артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Типично возрастные несовершенства произношения речи у детей :

1. Согласные звуки произносятся смягченно сюлочки ( чулочки ).

2. Замена мягких фонем твердыми тота ( тетя )

3. Не произносят шипящие фонемы

4. Не произносят звук «р», или заменяют на «л», «в», «й» — двей, двель (дверь)

Страницы: 13 

ЭСПАНДЕР (от лат . expando — распростираю, растягиваю), спортивный снаряд, обычно состоящий из двух ручек, соединенных несколькими резиновыми шнурами или пружинами, для развития мышц рук, груди и спины.

МЕЛАНФИЙ (сер . 4 в. до н. э.), древнегреческий художник, ученик Памфила. Плиний Старший упоминает о нем как о мастере, равном Аэтиону, Апеллесу и Никомаху. Написал портреты сикионского тирана Аристрата, стоящего у колесницы Ники-Победы, и Перикла. Картины за огромную сумму были куплены царем Египта Птолемеем Эвергетом, чрезвычайно ценившим их.

ЦЕРЕТЕЛИ Георгий Ефимович (1842-1900) , грузинский писатель и публицист. Один из организаторов группы «Меоре-даси». Романы «Гулкан» (1868), «Первый шаг» (ч. 1-2, 1890-91), повести, рассказы реалистически рисуют разложение крепостнического быта.

Причины плохой артикуляции

Развитие речи – одна из главных фаз формирования человека в социуме. Нормы – //rechudetey.ru/category/normy-rechi

Проблемы неправильной артикуляции как у взрослых, так и у детей возникают по нескольким причинам. Это могут быть и аномалии прикуса, и короткая уздечка языка.

Также существуют и другие особенности нарушения из-за механики ротовой полости.

Если с речевым аппаратом все в порядке, то врачи говорят о функциональном нарушении. У детей подобные специфические расстройства возникают из-за генетики, перинатальных патологий и органических поражений зоны речи.

Причинами могут стать плохое социальное окружение, двуязычие и проблемы с речью у близких родственников.

Также в логопедии утверждается, что малыши неправильно выговаривают звуки до пяти лет.

Такие проблемы требуют правильного лечения и кропотливой работы. Если ребенок не начнет вовремя заниматься логопедическими упражнениями, то дефекты останутся на всю жизнь

Со стороны докторов немаловажно определение правильного диагноза

Очень часто проблема заключается в языке и дефектах, связанных с ним. Поэтому необходимо провести обследование его строения и подвижности. Это поможет установить причину неправильной артикуляции.

Что такое дикция

Дикция – это четкость в произношении звуков.

Правильная постановка речи особенно важна для публичных личностей. Чтобы выработать умение красиво говорить необходимо регулярно тренировать речевой аппарат. Для этого существуют различные артикуляционные гимнастики (скороговорки, чтение текстов и другое). Основными органами, на которые происходит воздействие являются губы и язык.

После отработки действий речевых органов необходимо перейти к правильному образованию звуков. Для произношения гласных основной упор звука делается на кончики прикрытых губ. При этом движения губ медленные и звучание четкое.

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Нарушения в дикции исчезают благодаря красноречию. Выработанная дикция облегчает восприятие информации оратора для его слушателей.

Слайд 14При произнесении звука Л в норме органы речи принимают следующее положение:

губы раскрыты, занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука; зубы незначительно разомкнуты; язык — узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, средняя часть языка опущена, боковые края тоже опущены; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя. голосовые связки напряжены и вибрируют, давая голос.Мягкий звук ль отличается от твердого л следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке; язык — кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы («бугорки») за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и дает смягчение.

Вокальное ансамблевое исполнительство как средство обучения китайских студентов русскому языку

Актуальность темы статьи обусловлена увеличением контингента китайских студентов, поступивших в вузы Российской Федерации на обучение. Незнание русского языка, культурных и национальных особенностей России вызывают у китайских студентов затруднения в обучении, что негативно влияет на успешность достижения положительных результатов. Это вызывает необходимость поиска средств, способствующих эффективному освоению китайскими студентами русского языка, культурных и национальных традиций россиян. Таковым является певческая деятельность, реализуемая в коллективной форме вокально-хорового ансамбля. Цель настоящей статьи раскрыть методику обучения китайских студентов русскому языку в процессе вокально-хорового ансамблевого музицирования. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение, анализ практической деятельности педагогов по обучению китайских студентов, проектирование методики. В опоре на идеи зарубежных и отечественных авторов определены основания методи…

Состояния органов артикуляционного аппарата

Губы: нормальные, естественной толщины, толстые, тонкие, узкие, укороченная верхняя губа, подвижные, малоподвижные, парез, расщепление верхней губы: частичная полная односторонняя двухсторонняя послеоперационные рубцы,
загубные уздечки (укорочены, короткая уздечка верхней губы),
движения выполняет верно,
движения не выполняет,
движения выполняет с трудом

Зубы: нормальные, отсутствие, ровные, крупные, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, лишние, недостающие, недоразвитые, неправильной формы, кариозные,
наличие диастем (промежуток между резцами):
медиальная (посередине)
латеральная (сбоку).
сверхкомплектность,
язычный наклон зубов

Проблемы расположения зубов:
расположение отдельных зубов внутри зубной дуги.
расположение верхних зубов внутри зубной дуги обозначается как «нёбное положение»
расположение нижних зубов — «язычный наклон резцов».

Прикус: физиологический, правильный
открытый передний,
открытый боковой односторонний двусторонний.
прямой, глубокий, перекрестный

Изменения прикуса:
Прогнатия (дистальный прикус) — верхний зубной ряд заметно выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с нижним зубным рядом.
Прогения (мезиальный прикус)-нижний зубной ряд выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с верхним зубным рядом.
Прямой прикус-фронтальные резцы соприкасаются режущими поверхностями, не перекрывая друг друга.
Перекрестный прикус -смещение верхней и нижней челюстей относительно друг друга в горизонтальной плоскости.
Глубокий прикус — верхние фронтальные резцы полностью перекрывают нижние или наоборот.
Открытый прикус — отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости (прямой открытый прикус) или сбоку (боковой открытый прикус).

Строение челюсти: норма,
макрогения (чрезмерно большая нижняя челюсть),
прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти),
прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти),

Сужение челюстей: сужение верхней челюсти, сужение нижней челюсти, одностороннее, двустороннее

Микрогнатия — малый размер верхней челюсти по отношению к нижней.Микрогения — малый размер нижней челюсти по отношению к верхней.

Язык: нормальный, толстый, большой (макроглоссия), маленький (микроглоссия), вялый, напряженный, длинный, короткий, узкий, широкий, мясистый, подвижный, малоподвижный, не выражены части языка, оттянут в глубь рта, географический
движения выполняет:
верно, быстро, с трудом,
медленно, с помощью, не выполняет,
удерживает в нужном положении, с трудом, не удерживает совсем

Маленький язычок: отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону

Небо твердое: куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, готическое, плоское, низкое,
расщелина твердого неба: полная, частичная, прооперированная,
обтуратор, дооперационная, шрамы
расщелина сквозная: односторонняя, двухсторонняя;
расщелина несквозная: полная неполная
расщелина субмукоозная
расщепление альвеолярного отростка,

Небо мягкое: нормальное, укороченное, раздвоенное, отсутствует, подвижное, вялое, напряженное,
парез: полный, односторонний
рубцы неба и боковых стенок глотки,
послеоперационные щели,
носовые полипы,
аденоиды,
опухоли носовой полости,
искривление носовой перегородки.
срастание мягкого неба: с дужками миндалинами с задней стенкой глотки
увеличение глоточной непарной миндалины

Строение:
без особенностей,
без отклонений в строении,
отклонения в строении, которые могут обусловливать дефекты звукопроизношения.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

Анатомическое строение без аномалий.
Губы толстые, малоподвижные.
Язык вялый, массивный, объем движений неполный.
Кончик языка малоактивный.
Твердое нёбо — высокое, имеет готическую форму.
Зубы мелкие (крупные, редкие, частые, имеются лишние зубы, зубной ряд нарушен).
Мягкое нёбо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеопе-рационные рубцы.
Прикус — прогения.
Не удерживает позу закрытого рта.

Может достаточное время удерживать артикуляторное положение.
Движения языка замедленные, с затруднениями.
Основные движения языком, губами выполняет.
Наблюдается замена движений, синкенезии.
Переключаемость движений нарушена.
Тонус нормальный, активность движений достаточная.
При артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается.
Повышенная саливация.
Точность выполнения движений сохранна.

Обследование импрессивной стороны речи

Понимание речи (смысловое восприятие речи):
нарушения в понимании звуков, слов (номинантной функции слова), словосочетаний,
нарушения в понимании логико-грамматических форм:
нарушения в понимании форм ед. и мн. числа сущ., глаголов, прилаг.,
нарушения понимания форм муж. и жен., сред. рода глаголов, сущ., прилаг.,
нарушения в понимании значения предлогов,
правильно различает формы ед. и мн. числа сущ., глаголов, прилаг.,
правильно различает формы муж. и жен., сред. рода глаголов, сущ., прилаг.,
правильно различает значения предлогов,
нарушения в восприятии содержания текста

Дополнительно:
Речь окружающих понимает в пределах уровня развития интеллекта.
Понимание речи затруднено. Выполняет задания по словесной инструкции.
Нуждается в неоднократном повторении задания.
С опозданием реагирует на обращение взрослого.
Вербальные задания выполняет выборочно, с неточностями.
Понимание речи связано с незнанием русского языка.

Состояние пространственной ориентировки

Уровни развития:Низкий — не ориентируется на плоскости и в пространствеНиже среднего — владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-левоСредний — ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затрудненияДостаточный — пространственная ориентировка соответствует возрасту

Дополнительно:
Нечеткая координация движений.
Затруднение при определении правой, левой стороны.
Зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно.
Неправильное расположение написанного на листе бумаги.
Схема тела не сформирована.
Правильно определяет части тела.
Причинно-следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: