Симптомы аутизма у девочек

Аутизм - ранние признаки, диагностика и коррекция патологии

Последние новости центра

  • 255

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 259

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1233

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 696

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 889

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1019

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 981

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 620

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Диагностика аутизма у детей

Невролог может заподозрить аутизм на основании характерных симптомов. Для подтверждения диагноза и оценки тяжести патологии используют различные нейропсихологические методики:

  • Autism Diagnostic Observation Schedule (ADOS) — применяется у детей любого возраста и с разным уровнем развития. Эта шкала состоит из четырех блоков, которые позволяют оценить способность ребенка к сложным играм, его навыки общения и развитие речи.
  • Childhood Autism Rating Scale (CARS) — подходит для диагностики характерных нарушений у детей от 2 до 4 лет. Шкала оценивает различные виды восприятия (тактильное, обонятельное, вкусовое, зрительное), ловкость движений, способность к подражанию, эмоциональные реакции, познавательную деятельность.
  • Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT) — это тест для родителей. Он содержит 20 вопросов, которые касаются особенностей поведения ребенка в различных ситуациях. 
  • Autism Spectrum Screening Questionnaire (ASSQ) — тест для диагностики различных видов расстройств аутистического спектра у детей от 6 до 16 лет⁸.

Для исключения других патологий детям обязательно проводят инструментальные исследования головного мозга — томографию (КТ, МРТ), электроэнцефалографию (ЭЭГ)⁸.

Важно!

У детей до года достоверность диагноза аутизм не превышает 50%. Это означает, что в дальнейшем он подтверждается только у каждого второго малыша. С возрастом вероятность правильного определения РАС увеличивается, и чаще всего расстройства аутистического спектра у детей правильно диагностируют в возрасте 2-3 лет⁶.

Симптомы детского аутизма

Зачастую дети с синдромом РДА стремятся находиться в одиночестве, занимая себя каким-либо банальным занятием. Для большей части разновидностей расстройства, характерно избегание зрительного контакта. Интеллектуальная деятельность и развития несколько занижены, находясь на средних уровнях или ниже средних, однако, на общем фоне задержек умственного развития, возможен высокий уровень интеллекта в пределах одного вида деятельности, связанной с конкретными задачами, например, арифметические вычисления или игра в шахматы.

Следует отметить, что риск развития аутизма у мальчиков четыре раза выше, чем у девочек. Причина такой разницы, в настоящий момент, не изучена. Как уже говорилось, клинические признаки раннего детского аутизма весьма индивидуальны, особенно, это касается качества проявляемых симптомов. Однако существует ряд общих характеристик, однотипных для каждого случая расстройства, которые можно условно разделить по возрастной категории.

Для детей, в возрасте от двух лет и старше, характерно не смотреть в глаза собеседнику, такой признак можно отнести к группе определяющих расстройство симптомам. Часто ребенок стремится занимать одно и то же положение тела при занятии каким-то делом, это же относится и к мимическим проявлениям. Детям очень тяжело общаться со сверстниками, поэтому аутисты всегда стремятся быть в одиночестве, предпочитая больше заниматься своими делами, чем находить контакт с другими. Их всегда мало интересуют увлечения, характерные для этого возраста, как правило, диапазон их занятий сильно ограничен.

Внешне ребенок часто выглядит отрешенным от окружающей действительности, вследствие эмоциональной хладнокровности, состояния, которое не позволяет им проявлять сопереживание чужим проблемам и разделить чужую радость.

Задержка речи при аутизме – характерный симптом, встречающийся у 95% детей от общего количества аутистических отклонений. 40% из этого числа так и не начинают полноценно говорить, ограничивая свое вербальное общение редкими, короткими фразами. Кроме того, ведение диалога с ребенком носит достаточно сложный характер, нить беседы часто теряется в ответном молчании маленького пациента. Речь, как правило, циклична, стереотипна. Аутисты – первая категория людей, непонимающих юмора, как в свой, таки чужой адрес.

Для детей с аутистическими симптомами характерна концентрация внимания на отдельных деталях объектов, которая логически очень сложно объясняется. Например, из игрушечной машинки ребенка будет интересовать только ее колеса, которыми он может забавляться часами. В старшем возрасте, увлечения локализуются и переходят в стадию мании к определенному виду деятельности – игре в шахматы, видеоиграм, рисованию и так далее.

Для детей в возрасте до двух лет, также характерны определенные черты проявления синдрома РДА, которые начинают проявляться уже через несколько месяцев от рождения. Первоочередными признаками могут послужить практически полное отсутствие привязанности к матери и проявления эмоций в ее адрес. Младенец крайне редко улыбается, не гулит, а слезы у него могут вызвать лишь серьезные болевые ощущения, как правило, связанные с пищеварением. У таких детей бывает крайней сложно определить момент, когда необходимо сменить подгузник или пеленку.

Разговорная речь к возрасту двух лет, как правило, не появляется. Наблюдаются бессвязные отдельные вокальные жесты или звуки, напоминающие гудение мотора автомобиля.

Преимущества тестирования в «Центре Стимуляции Мозга»

Профессиональный подход

В «Центре Стимуляции Мозга» работает квалифицированный персонал, который обладает глубоким пониманием высокофункционального аутизма и его особенностей. Специалисты проводят тестирование по утвержденным методикам и анализируют результаты с большой ответственностью. Это обеспечивает точные и надежные результаты тестирования.

Индивидуальный подход

Тестирование в «Центре Стимуляции Мозга» проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента. Специалисты учитывают возраст, психоэмоциональное состояние и другие факторы, которые могут влиять на результаты теста. Это позволяет получить максимально точные данные и определить наличие высокофункционального аутизма с высокой степенью достоверности.

Комплексное консультирование

Получение результатов тестирования в «Центре Стимуляции Мозга» сопровождается дальнейшим консультированием и рекомендациями. Специалисты центра подробно объясняют пациенту и его родителям результаты теста, а также предоставляют информацию о доступных методах помощи и реабилитации. Это позволяет пациентам получить не только диагноз, но и понять, какие шаги следует предпринять для улучшения качества жизни.

Актуальные методики и оборудование

«Центр Стимуляции Мозга» использует современные методики и оборудование для проведения тестирования на высокофункциональный аутизм. Это гарантирует высокую точность результатов и исключает возможные ошибки при диагностике. Благодаря актуальным методикам и оборудованию пациенты могут быть уверены в достоверности полученных данных.

Конфиденциальность и удобство

Тестирование в «Центре Стимуляции Мозга» проводится в комфортной обстановке с соблюдением принципа конфиденциальности. Пациенты и их родители могут быть уверены, что их информация будет сохранена в тайне. Кроме того, центр предлагает гибкий график работы и возможность записи на удобное время, что облегчает процесс прохождения тестирования.

Как распознать в раннем возрасте

Ранняя диагностика в случае с ВФА затруднительна

Ребенок хоть и демонстрирует определенные особенности развития, но родители либо не подозревают, что на это надо обратить внимание, либо находят успокоение, что в других аспектах их сын или дочь ничем не отличается от своих сверстников. По-настоящему очевидной проблема становится только, когда наступает необходимость посещения массовых учреждений – детского сада, школы

Эмоционально и социально неуместное поведение вкупе с неспособностью взаимодействовать с ровесниками – то что зачастую является отправной точкой к постановке диагноза.

Стоит оговориться, что иногда у детей с ВФА могут наблюдаться и признаки классического аутизма также: отсутствие контакта «глаза в глаза», они могут иметь склонность к стереотипному поведению, трясти руками, раскачиваться или ходить кругами. Но главной отличительной чертой ВФА/синдрома Аспергера является именно нормальный коэффициент интеллектуального развития, чего нет при классическом аутизме. 

Ранние признаки аутизма

Первые признаки расстройства иногда заметны уже на первом году жизни. В раннем развитии ребенка отмечаются следующие особенности:

  • ограничено или вовсе нет зрительного контакта, нет социальной улыбки;
  • выражение лица обычно серьезное или нейтральное;
  • малыш не указывает на предметы или людей и не использует жесты;
  • нет общего внимания к родителям или другим людям;
  • в 16 месяцев не говорит ни одного слова;
  • отсутствие реакции, когда к ребенку обращаются по имени;
  • после 24 месяцев не говорит ни одного спонтанного или коммуникативного предложения из двух слов;
  • не играет в ролевые игры;
  • нет интереса к сверстникам;
  • зациклен на отдельных предметах (например, постоянно смотрит на вращающиеся колеса в игрушечных автомобилях);
  • демонстрирует странное азартное поведение (например, неоднократно упорядочивает и сортирует по размеру плюшевых зверей);
  • сильно сопротивляется любым переменам;
  • очень чувствителен к раздражителям (звуки, запахи, прикосновения, ткани, цвета и т. д.).

В таких случаях стоит посоветоваться с педиатром и при необходимости пройти психологическое обследование. Можно самостоятельно сделать скрининговый тест для выявления аутистических расстройств.

Симптоматика

Основными клиническими проявлениями принято считать такие симптомы:

  • проблемы с невербальной коммуникацией;
  • однотипное поведение и монотонные действия;
  • заторможенная моторика;
  • стереотипизированная речь;
  • узконаправленные, но глубокие интересы.

У пациентов с подобным диагнозом нередко развиваются социальные трудности, но уровень интеллекта средний или выше среднего.

Чаще проявления отклонения становятся заметными, начиная со 2–3 года жизни ребенка. Признаки:

  • повышенное спокойствие или, наоборот, чрезмерная раздражительность, подвижность;
  • проблемы с засыпанием;
  • частые ночные пробуждения;
  • чувствительность сна;
  • избирательность в питании;
  • задержка речевой активности — часто такие дети начинают разговаривать не раньше 4 лет;
  • плохая адаптация к новым условиям, например, посещение детского сада;
  • отказ от контакта со сверстниками;
  • частая подверженность инфекционным и воспалительным болезням;
  • неспособность выражать собственное эмоциональное состояние;
  • предпочтение общества взрослых или лиц младшего возраста;
  • непрогнозируемость поведения;
  • бестактность.

У подростков отмечают развитие депрессивного состояния, мысли о суициде, наркотическую или алкогольную зависимость.

Среди особенностей интеллекта и вербального общения у детей с подобным расстройством стоит выделить такие состояния:

  • недостаточное развитие абстрактного мышления;
  • невозможность самостоятельно решать даже самые легкие задачи;
  • проблемы с применением своих знаний на практике;
  • постоянное пребывание в мире своих мыслей и фантазий;
  • опережение речевого развития;
  • медленная или, наоборот, ускоренная речь;
  • присутствие речевых шаблонов;
  • неспособность первому начать разговор или поддержать беседу;
  • повышенная способность к изложению мыслей в письменном виде;
  • семантическая дислексия.

Сенсорные и моторные особенности:

  • повышенная восприимчивость к внешним раздражителям;
  • стереотипность поведения;
  • чрезмерная педантичность;
  • строго определенные гастрономические пристрастия;
  • присутствие необычных навязчивых страхов, например, боязнь дождя;
  • нарушение моторных навыков и координации движений;
  • неуклюжесть действий;
  • нарушение осанки или походки.

При протекании подобного синдрома отмечается:

  • невозможность понять действия, слова и поведение окружающих людей;
  • необычная манера речи;
  • непонимание невербальных знаков;
  • чрезмерная увлеченность какой-либо темой.

Стоит отметить, что степень выраженности и присутствие тех или иных симптомов будет сугубо индивидуальным.

Сильные стороны людей, страдающих от синдрома Аспергера:

внимание к деталям; логические рассуждения; одаренность в одной области; игнорирование мнения окружающих людей; ярко развитое визуальное восприятие; прямолинейность и честность; верность и отсутствие осуждения

Проблемными областями принято считать:

непонимание общей картины происходящего; невосприятие чужих эмоций; отсутствие мотивации к занятиям, которые не относятся к сфере интересов; трудности с выделением важной информации в разговоре; невозможность планирования долгосрочных задач. Высокофункциональный аутизм у взрослых обладает аналогичными симптомами, а при отсутствии лечения признаки будут более ярко выраженными. Высокофункциональный аутизм у взрослых обладает аналогичными симптомами, а при отсутствии лечения признаки будут более ярко выраженными

Высокофункциональный аутизм у взрослых обладает аналогичными симптомами, а при отсутствии лечения признаки будут более ярко выраженными.

Неуточнённое глубокое нарушение развития или атипичный аутизм (PDD-NOS)

Диагноз «атипичный аутизм» применяется для детей, которые находятся в аутическом спектре, но не в полной мере отвечают критериям, которые подходят под классический аутизм или синдромом Аспергера.

Как и другие формы аутизма атипичный аутизм может сочетаться с широким спектром интеллектуальных способностей. Его определяющие черты — значительные проблемы в социальной сфере и развитии речи.

Это диагноз врачи используют для тех, кто имеет частичные характеристики аутизма или у кого очень умеренные симптомы. Например, человек может иметь значительные признаки аутизма в социальной сфере, но не иметь стереотипных повторяющихся движений.

Атипичный аутизм можно условно поделить на три подгруппы:

  • Высокофункциональная группа (около 25 %), симптомы этой группы часто схожи с синдромом Аспергера, но в отличие от синдрома Аспергера у детей этой группы отсутствуют или медленно развиваются речевые навыки и присутствуют умеренные когнитивные нарушения.
  • Вторая группа (около 25 %), чьи симптомы больше напоминают классический аутизм, но не в полной мере удовлетворяют диагностические признаки и симптомы.
  • Третья группа (около 50 %), отвечает всем диагностическим критериям аутизма, но стереотипное и повторяющееся поведение заметно мягче.

Причины и факторы риска

На сегодняшний день точно неизвестны причины аутистических расстройств. Высказывалось предположение о роли вакцинации, однако убедительных данных за эту теорию не представлено. Специалисты выделяют несколько факторов в развитии аутизма.

Генетические причины

Есть мнение, что аутичные расстройства вызваны изменениями в генетическом материале. Исследования с близнецами подтверждают эту теорию. Риск развития патологии в 50 раз выше у брата или сестры больного аутизмом.

Среди монозиготных близнецов в 90% случаев заболевание диагностировалось у обоих детей. У дизиготных близнецов, где второй родной брат или сестра страдали от аутизма, только в 23% случаев.

Ученые считают, что причина заболевания в дефектных генах. У 10-15% пациентов обнаруживают «хрупкую Х-хромосому». Ее наличие связывают с характерными когнитивными нарушениями.

Развитие мозга

Нарушение внутриутробного развития центральной нервной системы способно вызвать аутистические расстройства. Этому способствуют инфекции матери, воздействие радиации и токсических веществ во время беременности.

Определенную роль играет развитие нервной системы уже после рождения.

Например, у некоторых аутистов в течение первых лет жизни задняя часть мозга имеет больший объем, чем в норме. Ученые считают, что это влияет на обмен информацией и когнитивные способности.

Нарушение метаболизма

При аутизме выявляют более высокие уровни серотонина и дофамина, чем у обычных людей. Это обстоятельство используется для лечения данной патологии: например, рекомендуют антидепрессанты из группы ингибиторов обратного захвата серотонина.

Признаки аутизма у детей 2-х лет

Выясним, какие признаки аутизма в 2 года у ребенка. Они могут включать:

  1. Отсутствие эмоционального взаимодействия. Ребенок может не отвечать на обращение по имени, не улыбаться или не показывать радость в ответ на положительные события.
  2. Ограниченность в коммуникации. Ребенок может не пытаться использовать слова для общения или использовать однотипные фразы без понимания их значения. Он также может не понимать жесты или мимику других людей.
  3. Ограниченные интересы и повторяющиеся поведенческие шаблоны. Ребенок может проявлять непреходящий интерес к определенным предметам, играм или деятельности, игнорируя другие игрушки или предметы. Он также может проявлять повторяющиеся движения, например, размахивать руками или поворачивать кружок.
  4. Гипер или гипосенситивность к стимуляции. Ребенок может быть чрезмерно чувствительным к звукам, запахам, текстурам или свету. Или, наоборот, может быть малочувствительным к некоторым типам стимуляции, не отреагировав на боль или температуру.
  5. Отсутствие развивающихся навыков. Ребенок может не развивать речь или моторные навыки соответствующим образом для своего возраста. Он также может проявлять трудности в координации движений или восприятии пространства.

Эти признаки не всегда являются конкретными признаками аутизма, и только комплексная оценка и диагностика специалистом может определить наличие этого заболевания у ребенка.

Почему девушки могут недооценивать

Девочек с явными симптомами, такими как очевидное самостимулирующее поведение (стимуляторы), крайние трудности с речью и языком, серьезные трудности в социальном общении или значительные когнитивные проблемы, обычно направляют на обследование и диагностируют в молодом возрасте.

Но девочкам, симптомы которых незаметны или чей уровень интеллекта позволяет им скрыть симптомы, можно диагностировать только в подростковом или подростковом возрасте. Наша культура может быть виновата в том, что у девочек пропущены некоторые диагнозы. В целом ожидается, что девочки будут более спокойными и менее напористыми, чем мальчики.

Девушка, которая выглядит застенчивой и замкнутой, может рассматриваться как приемлемо «женственная», тогда как мальчик с таким же поведением считается нетипичным

Точно так же девочку, которая кажется «космической» и не вовлеченной, часто называют «мечтательной», а мальчик с похожим поведением может привлекать к себе негативное внимание

Аутические расстройства: виды

Существует несколько видов аутических расстройств, которые отличаются тяжестью, формой проявления, поэтому требуют разных способов коррекции.

Синдром Аспергера

Это легкая форма заболевания. Первые симптомы начинают проявляться примерно в 7 лет. Особенности ребенка, у которого был диагностирован такая форма заболевания:

  • обладает достаточно высоким уровнем интеллекта;
  • разговаривает внятно, но громко, имеются проблемы с интонацией;
  • эгоцентричен, отказывается идти на компромиссы;
  • принимает нехарактерные позы и ходит неуклюже из-за нарушения координации движений;
  • зацикливается на одном занятии.

При условии создания благоприятных условий развития и воспитания ребенок с синдромом Аспергера в дальнейшем сможет жить нормальной жизнью. Наравне со сверстниками он способен окончить школу и ВУЗ, создать семью, устроиться на работу.

Синдром Ретта

Это следствие нарушений в женской хромосоме, поэтому заболевание может проявиться только у девочек. Мальчики, получившие такую хромосому, погибают еще в период вынашивания. Такой синдром считается тяжелой формой заболевания и встречается примерно очень редко, 1 раз на 10 тысяч детей. Проявление патологии сопровождается следующими клиническими симптомами:

  • После рождения ребенок в течение года полноценно развивается, после чего резко начинают проявляться явные признаки умственной отсталости.
  • Темпы роста головы после года значительно сокращаются, развивается нарушение координации движений.
  • Полное отсутствие речи.
  • Ребенок уходит в себя, полностью изолируясь от внешнего мира.
  • Приобретенные до года навыки утрачиваются.
  • Ребенок часто совершает бессмысленные многократные движения руками, как будто умывается.

Это тяжелая форма заболевания, которая практически не поддается коррекции, поэтому при постановке диагноза в большинстве случаев прогноз неблагоприятный.

Синдром Аспергера

Дети с синдромом Аспергера, носят самую лёгкую степень из расстройств аутического спектра, в частности, потому, что симптомы более управляемым и эти дети, как правило, имеют прекрасный прогноз на будущее с помощью постоянных и правильных методов коррекции. У них часто не прослеживается значительной задержки речи по сравнению с другими в спектре, но у них так же возникают трудности в социализации и коммуникации.

Ниже приведено в пример поведение, которое тесно связанно с синдромом Аспергера:

  1. Ограниченные или неадекватные социальные взаимодействия
  2. Повторная речь, речь выглядит заученной и монотонной, как у робота
  3. Проблемы с невербальной коммуникацией (жесты, выражение лица, и т.д.)
  4. Тенденция обсуждать себя, а не других
  5. Неспособность понять социальные и эмоциональные проблемы
  6. Отсутствие контакта глаз при взаимной беседе
  7. Одержимость конкретными, часто необычными темами
  8. Разговоры часто носят односторонний характер
  9. Неловкие движения или манерность

Из-за отсутствия явных признаков аутизма этот синдром трудно заметить, пока ребенок не начнет посещать детски сад, школу и другие общественные места.

Часто симптомы этого синдрома путают с другими поведенческими проблемами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

Еще одним распространённой чертой «аспергера» является неспособность понять намерения другого человека, действия, слова и поведение. Они не понимают юмор, сатиру, намёки и т.д. Кроме того, дети с этим синдромом не могут инстинктивно реагировать на «универсальные» невербальные сигналы, такие как улыбка, «хмурые» брови и т.д.

Некоторые люди с синдромом Аспергера имеют своеобразную манеру разговаривать: чрезмерно громко, монотонно или с необычной интонацией. «Аспергеры» испытывают трудности со своими эмоциями. Они могут плакать или смеяться в неподходящее время.

Как правило, «аспергеры» на первый взгляд мало чем отличаются от обычных детей. Они просто немного другие дети, их можно назвать вычурно общающимися, детьми с хорошей вербализацией, их называют детьми с высоко функциональным аутизмом. В мире уже подумывают о том, чтобы синдром Аспергера вынести из общего спектра аутизма

Раннее половое созревание

Пубертатный период детей в США обычно начинается в период от 8,5 лет до 13 лет (Murphy and Elias 2006). Раннее половое созревание означает, что пубертатное развитие начинается до возраста 7 лет. Возможно, что у детей с РАС раннее половое созревание встречается чаще, чем у детей с типичным развитием (Sicile-Kira 2006). Ранний пубертат может привести к серьезным медицинским и психологическим осложнениям.

Раннее половое созревание часто связано с низким ростом: тело перестает расти после окончания пубертатного периода, и, хотя поначалу девочка может быть выше своих ровесниц, ее рост слишком рано останавливается. Кроме того, дети с ранним пубертатным периодом могут чувствовать себя не такими как все и изолированными от своих ровесниц. Это может привести к низкой самооценке и депрессии.

— На что обращать внимание: На раннее половое созревание указывают рост груди, менструация, появление волос на лобке и в подмышках, взрослый запах тела или угревая сыпь до возраста 8 лет

— Что делать: Если вы думаете, что у вашей дочери начинается половое созревание раньше нормы, важно поговорить с врачами о вероятности раннего пубертата. Для диагностики делаются анализы крови на уровни гормонов

Для лечения возможно назначение препаратов, откладывающих половое созревание

Для диагностики делаются анализы крови на уровни гормонов. Для лечения возможно назначение препаратов, откладывающих половое созревание

— Что делать: Если вы думаете, что у вашей дочери начинается половое созревание раньше нормы, важно поговорить с врачами о вероятности раннего пубертата. Для диагностики делаются анализы крови на уровни гормонов

Для лечения возможно назначение препаратов, откладывающих половое созревание.

Социальная интеграция людей с ВФА

Неспособность правильно понимать слова или поведение других людей, а также отсутствие чувства юмора доставляет людям с высокофункциональным аутизмом немало проблем. С ними зачастую сложно общаться. Их поступки могут вызвать непонимание. Усугубляет ситуацию то, что таким людям сложно взглянуть на ситуацию глазами другого человека, они имеют низкий уровень эмпатии. Со стороны это выглядит, как будто человек совсем не умеет сочувствовать и сопереживать.

Самое плодотворное время для реабилитации и социальной адаптации таких людей – это детство. Нормальный интеллект позволяет буквально «обучить» ребенка распознавать эмоции и чувства других людей. Профессионально этими методиками владеют дефектологи и другие специалисты, занимающиеся с аутистами.

В долгосрочной перспективе у ребенка с таким диагнозом есть все шансы стать социально-полноценным. Естественно, при правильном педагогическом, психологическом и медицинском сопровождении его взросления. Доказательство тому – огромное число известных людей с высокофункциональным аутизмом, прославивших свое время, сделавших судьбоносные открытия и оставивших след в истории. Среди них: Альберт Энштейн, Амадей Моцарт, Микеланджелло, Иссак Ньютон, Пол Дирак, Бобби Фишер и многие другие. Тэмпл Грэндин – женщина с аутизмом, которая входит в рейтинг самых влиятельных людей по версии журнала TIME, однажды сказала, что «мир ничего бы не создал, если бы исчез ген аутизма».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: