Предлоги. конспекты занятий

Знание предлогов и правильное употребление их в речи является частой проблемой не только дошкольников но и детей школьного возраста

Содержание

  • Слайд 1

    Учим детей дошкольного возраста понимать и Употреблять простые предлоги в речи.

    Учитель-логопед: Муравьева М. Г.

  • Слайд 2

    Не секрет, что у большинства речевых детей нарушено понимание предлогов. Нарушена ориентировка в пространстве. И тем более вызывает трудности правильное употребление самих предлогов — «маленьких волшебных слов» в речи.
    В данной презентации представлены способы обучения пониманию и употреблению простых предлогов в речи детьми дошкольного возраста с помощью схем – символов.

  • Слайд 3

  • Слайд 4

    Сначала с ребенком рассматривают все символы, объясняют их.
    Затем даются любые картинки, по которым задаются вопросы о нахождении предмета или животного. Ребенок сначала отвечает словами.
    Затем ему даются плоскостные геометрические фигуры: квадрат и круг, с помощью которых ребенок выкладывает схему.

    Например:
    Перед ребенком лежит картинка: иллюстрация к книге, которую читают, фотография, цветная картинка или раскраска, которую ребенок может в процессе раскрасить.
    Взрослый задает вопрос по картинке.
    Ребенок отвечает полным предложением.
    Затем взрослый просит ребенка выложить с помощью квадрата и кружка правильную схему «волшебного слова», которое прозвучало в предложении.
    Или взрослый сам озвучивает нахождение предмета (животного), а ребенок только выкладывает схему.

  • Слайд 5

    Где спряталась лиса?

    Ребенок отвечает на вопрос предложением :
    Лиса спряталась ЗА кустом.

    И ребенок перед собой выкладывает схему предлога ЗА

    Где сидит сова?

    Сова сидит В дупле.

    Ребенок выкладывает схему —
    Задание 1.

  • Слайд 6

    Где находится животное?
    Лиса спряталась за деревом. Заяц сидит под елью. Белка сидит на дереве.

  • Слайд 7

    Задание 2:

    Раскрась цыпленка, который спрятался за курицей.
    Как усложнение:
    Раскрась цыпленка, который спрятался за курицей справа/слева.
    Раскрась цыпленка, который спрятался под листочком. И т.д.
    Попутно так же выкладывает схемы предлогов с помощью геометрических фигур.

  • Слайд 8

    Задание 3.
    Ребенку дается поле со схемами предлогов и он должен раскрасить в соответствии с инструкцией.
    Например: Раскрась все кружки на прямоугольнике в красный цвет.
    Раскрась все кружки в прямоугольнике в синий цвет.
    Раскрась все кружки под прямоугольником в зеленый цвет.
    Раскрась все кружки за прямоугольником в желтый цвет.

  • Слайд 9

    Задание 4.
    Выкладывание последовательно схем.
    Например:
    «Выложи следы животного».
    Взрослый читает стихотворение или просто говорит предложения, а ребенок в соответствии с текстом выкладывает последовательно схемы.
    Как вариант двигательной активности — ребенок выполняет определенные движения в соответствии с текстом.
    Скачет зайка по опушке, Прыгают
    Греет лапки, греет ушки. Гладят руки, показывают «заячьи ушки»
    На пеньке он побывал, Кладут руки на коленки
    За пеньком он поскакал, Прячут руки за спину
    Под осинкой пробежал. Приседают
    На сугробе он петлял, Кладут руки на коленки
    За сугробом проскакал, Прячут руки за спину
    Шмыг под ель и убежал. Приседают

    — следы животного.

Посмотреть все слайды

Слайд 6Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возрастаВ норме к

четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между.  Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр  затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают.Рекомендуемые игры:Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО. «Прятки» В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.Варианты: «Найди зайчику морковку», «Найди кукле бантик», «Найди собачке миску с едой». Воспитатель рассказывает сюжет и производит манипуляции с игрушками, всё проговаривая сам ( в столе нет бантика, под столом тоже нет, на столе ……)«Котёнок и собака» ( с пальчиками) — воспитатель рассказывает рассказ о собачке и кошке. Дети пальчиками изображают. ( кулачок – домик кошечки, пальчик указательный — кошечка)«Загадки» — предметы раскладываются в коробке, на коробке, за коробкой. Задание: «Найди в коробке большой мяч» и т.д. После того, как ребёнок освоил употребление предлогов на, под, в, около, можно переходить к обучению употреблять предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

Слайд 10Обучение детей дошкольного старшего возрастаСначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ,

как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия. Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.2. Научить понимать карточки схемы: ( на , в, под , по и др)Сначала научить детей составлять простые предложения с опорой на действие предметов и явлений, затем с использованием предлогов.Далее предлагают составить предложения по картинке с одним действующим лицом ( Собака сидит в будке , Ваза на столе и т.д)

Слайд 7Игры в стихах:«Что взяла, клади на место»«Это Оленьке известно: Что взяла, клади

на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД

Игры на закрепление предлогов

Наиболее эффективно умение ориентироваться развивается в игре.

Подбери пару

Распечатать предложенные или составить свои наборы. Рассмотреть. Выяснить, что происходит на картинках, почему рядом с картинкой нарисована именно такая карточка-схема. Разрезать, перемешать. Предложить ребёнку выложить карточки-схемы в столбик (мало кто знает как это) и подобрать к каждой из них карточку с сюжетом.

Действие – карточка схема

Возьмите книжку и ручку. Выполняйте следующие манипуляции, а ребёнок называет действие и подбирает карточку-схему. Каждый раз задаём вопросы: «где находится ручка?» и (если уместно) «откуда ручку достанем?»

  1. Ручка на книжке
  2. Ручка под книжкой
  3. Ручка в книжке
  4. Ручка за книжкой (книжку ставим вертикально)
  5. Ручка над книжкой
  6. Ручка справа от книжки. Перемещаем через книжку на левую сторону.
  7. Ручка между книжками

Игра «Сделай по команде»

Взрослый даёт команду, ребёнок выполняет: руки за спиной (откуда руки достанем?), на голове, над головой, за головой (откуда руки достанем?), под подбородком, перед грудью. Голова между ладонями. Достань ухо через голову.

Будет здорово, если дети сами нарисуют простенькие сюжеты на заданный предлог.

Малышам будет интересно посмотреть на видео

Ориентировка в пространстве: наречия
Этого слова пугаются все, кроме логопедов, потому что никто не помнит, что это такое есть. А на самом деле всё очень просто.
Наречия, которые полезно ввести в словарь подготовишек, – это слова, отвечающие на вопросы:
Куда?
Откуда?
Где?

«Пространственная» терминология окружает нас повсюду. Поэтому не требуется искать какой-то особый материал для занятий с детьми

Важно только учить детей использовать предлоги и наречия до тех пор, пока они не станут применять их в спонтанной речи. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям

Слайд 11Постепенно дети учатся составлять предложения с разными предлогами и без опоры

на наглядность. Они могут обозначать предложения символами или зарисовывать его схему карандашом. Нравится им и такое задание как: «Составить предложение по заданной схеме, которая изображена на карточке». Такую карточку можно дать каждому ребенку, и дети придумывают различные предложения с предлогами.Для развития интереса детей в работе можно помимо перечисленных и такие задания как: «Если правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне появятся персонажи сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» или «Репка» и др.».Работа с детьми усложняется после того, как ребята научились читать. Они составляют предложения по картинкам, подбирая нужный предлог, написанный печатными буквами на маленькой карточке. В прочитанное предложение без предлога дети вставляют нужный предлог вместо точки. Для этого используются карточки с различными предложениями. Н-р: Весной. лесу много цветов.Вся работа с детьми по теме «Предлог в предложении» проводится в тесном контакте с воспитателями.

Пространственная ориентировка у дошкольников

Последовательность формирования ориентировки в дошкольном возрасте следующая.

  1. малыш осваивает собственное тело (схему тела);
  2. потом переходит к окружающим предметам – учится выделять их различные стороны: переднюю, тыльную, верхнюю, нижнюю, боковые;
  3. далее учится определять пространственное расположение предметов относительно себя;
  4. к школе осваивает ориентировку на плоскости, проще говоря, тетрадный листок.

Все эти навыки обязательно должны сопровождаться появлением и применением в речи словесных определений пространственных отношений: вперед–назад, вверх–вниз, направо–налево и прочее.

Полезно, чтобы к началу школьного обучения в речи детей появились и правильно применялись ещё 2 группы слов, обозначающих ориентировку в пространстве:

  1. предлоги,
  2. наречия.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: