Ребёнок к 6 годам коверкает слова

Проявление онр у детей дошкольного возраста и пути развития коммуникативных умений

Коротко о главном

Малыши часто смешно произносят слова, тут важно не переусердствовать с умилением. Ребенок воспринимает улыбку родителя, как поощрение, а значит, будет коверкать слова и дальше

И конечно, не подражайте ребенку, не повторяйте за ним неправильные звуки, чтобы не закрепить ненужный эффект. 

Логопедические упражнения, данные для закрепления специалистом, нужно проводить вместе с ребенком, не оставляя его одного, в спокойной атмосфере, в отсутствие раздражителей. 

Садитесь перед зеркалом, чтобы ребенок и зрительно запоминал правильную постановку языка и артикуляции.

Занимайтесь с позитивом, играйте, пусть вашим помощником будет хорошее настроение. 

Идите от простого к сложному, начинайте с простых слов, а не скороговорок. 

Если ребенок не проговаривает несколько звуков, то начинайте также с более легкого, исключая второй невыговариваемый звук. Например: в речи отсутствует  «Р» и «В» — «Р» более сложный, поэтому начинаем с «В» и выбираем простые слова с заглавной и «В» и без «Р». То есть: «высь», «вода», «вор», «вид», «ваза» и тд. 

Не приступаем к новому звуку, пока предыдущий не доведен до автоматизма.

И конечно, поощряем ребенка и хвалим его. Нервничать, кричать и обзывать ребенка за то, что у него не получается, категорически нельзя.

Заниматься нужно не менее 10-15 минут, но и не больше получаса, чтобы ребенок не уставал. Можно делать по два-три подхода в день, но главное не вызвать у ребенка отвращения к занятиям. Не «Ты должен», а «Давай еще поиграем».

Когда бить тревогу, если ребенок не говорит?

Если до 8 – 9 месяцев жизни малыш больше молчит.
Если в год не реагирует, когда вы с ним говорите. Например, если вы спрашиваете «где стул?», а он не поворачивает голову в сторону, где стоит стул

А чтобы привлечь ваше внимание – часто плачет.
Если в 1,2 – 1,6 года ребенок не различает на слух знакомые предметы и не может показать их на картинке. Например, вы просите его показать, где кровать, а он не может показать ни в комнате, ни на картинке.
Если в 1,5 – 2 года ребенок не понимает, как выполнить ваши простейшие просьбы

Например: «Подай чашку со стола», «Возьми солдатика и положи в коробку».
Если в 2 – 3 года ребенок не говорит простые предложения. Например: «Мама, хочу кушать», «Папа, на».
Если в 3 – 4 года ребенок не может говорить предложениями. Например: «Папа пришел с работы», «Собака лежит под столом». А также неправильно произносит большинство звуков.

Начинайте обучение иностранному языку только после усвоения родного

Если ребенок не растет в мультиязычной среде, не начинайте изучать иностранный язык слишком рано. Так как ведущим языком является русский, то сначала нужно освоить его. Начинайте обучение иностранному языку только тогда, когда нет никаких проблем с родным.

Если ребенок уже хорошо говорит на русском, правильно произносит все или почти все звуки, использует сложные грамматические конструкции, можете спокойно браться за иностранные языки. Раннее изучение иностранных языков полезно для детей: развивает фонетический слух, формирует положительное отношение к другим языкам и нациям, устраняет языковой барьер, тренирует память. В раннем возрасте проще поставить правильное произношение.

Но не забывайте, что изучение иностранного языка — нагрузка для нервной системы ребенка, поэтому ее нужно дозировать. Если требовать от ребенка слишком многого, будет хуже развиваться родной язык.

Зачем нужны скороговорки

Скороговорки сложные и простые существовали еще очень и очень давно. Но изначальное их предназначение так и не установлено. Одни филологи считают, что такие сложные фразы были лишь способом развлечься и повеселиться в те времена, когда не было ни телевизоров, ни чего-то подобного. А иные уверены в том, что первые скороговорки, сложные, а
порой и вовсе непроизносимые появились на Руси. Русские женщины с их помощью учили говорить своих детей.

Что касается нынешнего времени, то скороговорки используются логопедами при обучении детей и подростков произношению каких-либо букв. Кроме того, они помогают улучшать дикцию и делать речь более четкой и понятной.
Так что «чистоговорки» (так их тоже иногда называют) периодически проговаривают актеры, певцы, дикторы и другие люди, чьи профессии каким-то образом связаны с выступлениями или разговорами.

Почему ребенок в 3 года плохо разговаривает или молчит?

Специалисты выделяют целый комплекс факторов, которые могут привести к плохому развитию речевого аппарата у ребенка в таком возрасте. Следует учитывать такие причины, как:

  • Физиологические нарушения. Если малыш плохо разговаривает, это может быть результатом нарушений слуха или общей задержки развития. Следует показать ребенка врачу и провести необходимые обследования, которые помогут выявить физиологические отклонения от нормы.
  • Психологические травмы. Присутствие в жизни ребенка негативной морально-психологической и эмоциональной обстановки, а также постоянное стрессовое состояние могут поспособствовать замкнутости и нежеланию познавать окружающий мир, в том числе, через речевую функцию.
  • Гиперопека. Особенности воспитательного процесса, при котором родители лишают ребенка возможности самоопределяться, выражать свои чувства и желания. Если малыш постоянно получает помощь без усилий или словесного описания потребностей, у него отсутствует мотивация использовать речь, ведь жестов вполне достаточно.
  • Нехватка внимания. Постоянная занятость родителей и отсутствие качественного общения с малышом приводят к замкнутости ребенка и недостаточному уровню его развития.
  • Гаджеты. Проведение ребенком чрезмерного количества времени с планшетом, телефоном, телевизором или ноутбуком отрицательно сказывается на речевом развитии. Трансляция информации происходит в автоматическом режиме и не требует словесной реакции малыша, поэтому ему достаточно лишь молча нажимать нужные кнопки.

Следует помнить, что корректно выявить настоящую причину молчания или их комплекс могут лишь специалисты. И если малыш ребенок плохо разговаривает в трехлетнем возрасте, следует уделить решению этого вопроса максимум усилий, ведь в дальнейшем развить речь будет гораздо сложнее.

Возможные причины нарушений речи

Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи:
дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный
специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат
рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.

Дислалия

Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит
дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга
(минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

Возможные дефекты органов артикуляции:

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье,
подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных
семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того
чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с
логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились
первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него
моторная алалия.

Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но
собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение
созревания речевых
зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы,
патологий внутриутробного развития.

Проявления моторной алалии в 6 лет:

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не
хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика

Страдает внимание, память,
интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира

См. подробней о моторной алалии — причины, симптомы, диагностика, лечение и прогноз.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в
структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом
формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит
неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети
медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.

Диагностировать
сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к
нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой
психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной
алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за
того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это
расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время
внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных
аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая,
звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи
ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются
резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Учимся выговаривать правильно звук «Р». Три простых упражнения

Звук «Р» — один из самых сложных для воспроизведения. Делая упражнения, нужно следить, чтобы язык не был напряжен и заострен, он должен быть распластанным. И следить за дыханием, направляя мощный поток воздуха на выдохе на кончик языка для создания вибрации.

«Барабан», «Комарик» и «Моторчик» — эти упражнения помогут научиться ребенку произносить непослушный звук «Р», который, кстати, не выговаривают половина детей, родители которых обратились к логопеду.

«Комарик» 

Рот широко открыть, язык поднять вверх и упереть его в альвеолы (углубления у основания зубов, так называемые зубные лунки). И по 10-15 секунд энергично жужжать, имитируя звук, издаваемый комаром. 

«Барабан»

Открыть широко рот и ударяя кончиком языка за верхними зубами, произносить звук «Д». Сначала медленно, а потом — быстрее. 

«Моторчик»

Упражнение комбинированное, в его основе лежит уже известный нам «Барабан». Делаем все так, как в упражнении  «Барабан», но еще помогаем механически — берем ватную или коктейльную палочку и, ускоряясь, проводим ею из стороны в сторону по задней части приподнятого к зубам языка ребенка. 

У незадачливого логопеда из фильма не получилось назвать улицу ГоРького, а у вас обязательно получится. 

Ведите речевой дневник

Записывайте в речевой дневник все звуки и слова ребенка и обязательно указывайте, что они обозначают. Помните, что первые слова совсем не похожи на настоящие, но если они произносятся осознанно и обозначают определенные предметы или явления, их без сомнения можно отнести к словам. Ребенка, который уже пользуется такими своими словами, несправедливо называть неговорящим.

Заполнять дневник удобно в виде таблицы из трех колонок: сами звуки, их значение и ситуация, в которой было произнесено слово. Записывайте наблюдения каждый день, не откладывайте и не полагайтесь на память.

Речевой дневник поможет отслеживать прогресс, особенно когда кажется, что ничего не меняется. По записям гораздо легче установить динамику, чем по памяти. Будет заметно, растет ли у ребенка словарный запас, появляются ли новые правильные звуки, формируется ли грамматический строй. Также речевой дневник пригодится для будущих консультаций с логопедом.

Играйте в словесные игры

Чтобы развивать словарный запас и тренировать произношение звуков, играйте с ребенком в словесные игры. Это веселое и полезное совместное времяпрепровождение не только улучшит речевые навыки, но и укрепит ваши отношения и развлечет в очередях или по дороге домой из детского сада. Вот несколько вариантов таких игр:

1. Классическая игра в слова: называть по очереди слова, которые начинаются с последней буквы предыдущего слова.

2. Секретный язык: придумайте собственный язык, например, добавив после каждого слова специальный слог или поменяв порядок слов в предложениях.

3. Угадывать слово по первому слогу: «Сегодня мы будем пить чай с пи…», «Я вижу на улице ма…» – предложите ребенку закончить слова.

Обеспечьте совместную деятельность

В развитии речи большую роль играет речевая среда. Родителям часто кажется, что на родном языке она создается сама собой. Но если с ребенком недостаточно разговаривать, использовать ограниченное количество лексики, не играть в совместные игры и не заниматься совместной деятельностью, то речевое развитие будет замедлено.

В диалоге задавайте подробные и уточняющие вопросы, которые требуют развернутых ответов, и избегайте вопросов, на которые ребенок не в состоянии ответить. Поиграйте или займитесь чем-то другим вместе. В процессе вы будете что-то рассказывать, спрашивать, просить, уточнять, тем самым создадите полноценную речевую среду.

Родители часто спрашивают: «Почему ребенок плохо говорит?»

Введение

Однозначно на этот вопрос ответить сложно. В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. С каждым годом появляется все больше и больше малышей, речь которых развивается с серьезными отклонениями от нормы. Причины следует искать и в постоянно меняющейся экологической обстановке, в том, что, уже будучи беременной, будущая мама зачастую на готова к материнству, а беременность, роды и период новорожденности малыша проходят не без осложнений

К тому же с великим сожалением можно отметить, что все меньше родителей уделяют должное внимание речевому развитию детей

Не слушайте знакомых и даже врачей, которые будут убеждать Вас в том, что если ребенок не заговорил до двух лет, то сделает это в три года. Да, проявление индивидуальных темпов развития возможно. Есть дети, которые молчат до трех лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких малышей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растет.

Возможно, кто-то станет успокаивать Вас тем, что многие известные люди картавили и шепелявили. Но далеко не все дети с подобными дефектами речи становились успешными людьми и часто именно речевые проблемы являются причиной их неудач.

Поэтому, если ребенок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два и особенно если в течение беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не теряйте времени, обратитесь к неврологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее.

Совет родителям

Не отказывайтесь от исследований, которые помогут Вам понять, почему ребенок плохо говорит, не отвергайте лекарства, которые может назначить ребенку невропатолог. Прочитав аннотацию к препаратам группы ноотропов, которые иногда назначают детям с речевой патологией, родители отказываются от лечения. Но они не задумываются о том, что это может привести к направлению ребенка в речевую школу, потому что в обычном образовательном учреждении неговорящий малыш учиться не сможет. Не теряйте времени! И не отчаивайтесь, даже когда диагноз уже поставлен и пугает Вас.

С возрастными характеристиками речи детей Вы можете ознакомиться здесь

Читайте книги

После трех лет для развития речи недостаточно использовать жизненные ситуации

В этом возрасте важно начать читать книги вместе с ребенком. Это обогатит его словарный запас, улучшит грамматические конструкции и поможет сделать речь более связной

Читать можно стихи, сказки, энциклопедии — все, что ребенку интересно. Очень эффективны словари с картинками, комиксы, виммельбухи с большими подробными иллюстрациями. Многие дети любят постоянно читать одни и те же книги, заучивая наизусть большие отрывки. Это не только не бессмысленно, но и полезно для развития речи.

И главное — Евгения Ершова делает акцент на том, что каждый ребенок проходит индивидуальный путь становления речи

Не нужно обращать внимание на строгие нормы, важно наблюдать его собственный прогресс, даже если он происходит медленнее, чем в среднем у других детей

MyBook дарит 2 недели премиум-подписки всем новым пользователям. Активируйте промокод BABY и получите доступ ко всему каталогу сервиса — электронным и аудиокнигам.

Дислалия

Еще одна причина, почему ребенок плохо говорит – это дислалия. При такой патологии дети могут не произносить или путать отдельные звуки. При механической форме дислалии скорость речи увеличивается, и искажаются звуки. Это происходит из-за особенностей строения речевых органов.

Малыши с таким нарушением овладевают звуками в той же последовательности, что и дети с нормальным произношением, но на каком-то этапе происходит задержка. При дислалии ребенок пропускает звуки или может произносить их неправильно. Часто трудные звуки заменяются на более простые. Ребенок в 4 года говорит невнятно, но звуки на слух воспринимает хорошо.

Дислалия с возрастом не проходит, поэтому так важно своевременно обратиться к специалисту. При дислалии проблемы со звукопроизношением проявляются в заменах, пропусках звуков.  При пропуске звук выпадает какой-либо из позиций

Дети могут менять звуки, которые различаются по способу формирования. Также ребенок может путать два звука. При искажении проявляется ненормированное произношение. В этом случае в речи используются звуки, которые отсутствуют в фонетической системе. Такая проблема наблюдается при дислалии механического типа

При дислалии проблемы со звукопроизношением проявляются в заменах, пропусках звуков.  При пропуске звук выпадает какой-либо из позиций. Дети могут менять звуки, которые различаются по способу формирования. Также ребенок может путать два звука. При искажении проявляется ненормированное произношение. В этом случае в речи используются звуки, которые отсутствуют в фонетической системе. Такая проблема наблюдается при дислалии механического типа.

Если ребенок в 5 лет невнятно говорит, стоит обратиться к специалисту, который выполнит обследование. В процессе диагностики патологии, логопед проверяет строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Специалист выявляет звуки, которые произносятся с дефектом. Он определяет нарушения, которые проявляются смешением и заменой звуков  в разных позициях. Также обследуется состояние фонематического слуха. Врач выявляет форму дислалии – функциональная или механическая.

После постановки диагноза проводится коррекция патологии. При механической форме производится устранение дефектов артикуляционного аппарата. Если дислалия функциональная проводится работа над развитием фонематических процессов. Когда формируются первичные навыки произношения производится работа над постановкой изолированных звуков. Также происходит формирование коммуникативных навыков.

Норма речевого развития в шесть лет

Период от рождения ребёнка до 5 лет считается главным в развитии речи. В этом
возрасте формируются функции головного мозга и развиваются все его структуры.
Центральная нервная система лучше всего поддаётся тренировке в этот период. В
случае если воздействия нет, незрелая функция может остановиться в своём развитии.

Все это в полной мере относится и к речи, коррекцию недоразвития лучше всего начать
не позже этого времени

За 1–2 года до начала школьного обучения речь ребенка
достигает определённого совершенства, при котором он сможет осилить школьную
программу если взрослые уделяли этому должное внимание.. Нормы речи детей в 6 лет:

Нормы речи детей в 6 лет:

  • Словарный запас достаточно большой, ребёнок употребляет слова, разных частей
    речи, у него имеется достаточный запас знаний о предметах и явлениях
    окружающей действительности.
  • Грамматические ошибки (употребление предлогов, согласование имён
    существительных с числительными, изменение по падежам, согласование слов по
    родам и числам и др.) встречаются очень редко.
  • Высказывания строятся из сложносочинённых и сложноподчинённых
    предложений.
  • Чётко и правильно произносятся все звуки родной речи, кроме р.
  • Может управлять темпом и громкостью своей речи, к месту использует интонацию.
  • Он отвечает на вопросы развёрнутыми фразами, может пересказать рассказ,
    сочинить свою историю, сказку, придумать рассказ по картинкам.
  • Может классифицировать, обобщать понятия, находить лишние предметы.

В этом возрасте дети внимательны к своей речи и к речи близких, сверстников, они
замечают и исправляют допущенные ошибки. Игра по-прежнему является главной
деятельностью для шестилетнего дошкольника. В игре он усваивает и понимает новый
материал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки.

Сложновыговариваемые слова

Есть большое количество слов, которые очень трудно выговорить. Научные термины, иностранные заимствования, особое расположение гласных и согласных могут сделать слово или фразу неудобной для произношения. И не обязательно это должно быть что-то совсем непроизносимое – некоторые люди не могут справиться с такими словами, как «велосипед», «коридор», «дуршлаг» или «брудершафт». Для продавцов и менеджеров по продажам неправильное произношение слов недопустимо – неграмотная речь звучит неприятно и совсем не красит человека.

Существует множество сложных слов и фраз, с помощью которых можно научиться справляться со сложновыговариваемыми словами, однако нет ничего лучше скороговорок, ведь они легко запоминаются, имеют свой ритм, который не просто позволяет произносить слова чётче, но и делает произношение гораздо мелодичнее. Чтобы скороговорки принесли максимальный эффект, произносить их нужно разными голосами и с различными интонациями. Можно усложнить процесс, наклоняя голову из стороны в сторону и выдвигая язык к губам.

В русском языке очень много скороговорок. Вот несколько примеров:

  • Во дворе трава, на траве дрова: Не руби дрова на траве двора. Не вместит двор дров — дрова выдворить пора.
  • Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара сильно карала Карла за кражу кораллов!
  • Тридцать три корабля лавировали лавировали, да не вылавировали.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски, Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Причины, по которым ребенок не говорит

Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог, детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.

1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.

Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что «ребенок не говорит». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).

Вклад в развитие отечественной нейрофизиологии[править | править код]

Натальей Николаевной Трауготт были проведены масштабные исследования в области изучения физиологии высшей нервной деятельности людей с нарушениями речи, а также изучения физиологии высшей нервной деятельности людей с психопатологическими синдромами (ступор, депрессия и пр.).

Изучение сенсорной афазииправить | править код

Она впервые изучает работу слухового анализатора при детской тугоухости, алалии и афазии. С помощью условно-рефлекторной методики ей удаётся выявить своеобразную неполноценность слуховой функции у детей с сенсорной алалией, то есть у детей, у которых при наличии слуха речь отсутствует.

Ею было установлено, что при сенсорной алалии дефект слуховой функции проявляется в непостоянстве ориентировочной реакции на звуковые сигналы, в затруднённом образовании условных реакций на звуки, их непрочности, а также в нарушении дифференцирования звуковых сигналов, особенно комплексных.
Эти особенности объясняют трудности квалификации слуха (объём потерь), и они же объясняют затруднения формирования фонетического слуха и развития речи.

Исследования Трауготт показали, что специфика нарушения слуха при сенсорной алалии и детской сенсорной афазии является парциальным дефектом высшей нервной деятельности.

Ещё в 1930-е годы Трауготт удаётся дифференцировать сенсорную алалию от тугоухости по специфике нарушений слуховой функции.

Ею установлено, что при сенсорной афазии у взрослых так же, как при сенсорной алалии, имеются нарушения не только речевого, но и неречевого слуха в виде замыкательной акупатии. Феномен замыкательной акупатии как общий механизм нарушения неречевого и речевого слуха был впервые в отечественной и мировой физиологии выявлен и описан Н. Н. Трауготт.

В работах Н. Н. Трауготт и её сотрудников было установлено, что при поражении коркового конца любого анализатора (слухового, зрительного, двигательного) при локальных поражениях головного мозга избирательно страдает замыкательная функция коры. Эти представления позволяют Н. Н. Трауготт ответить на дискутируемый вопрос, могут ли изолированно нарушаться речевые и неречевые функции при очаговых корковых поражениях. По её мнению, не может быть разрыва между речевым и неречевым уровнем; неполноценность звукового анализатора при сенсорной афазии выявляется как в отношении речевых, так и в отношении неречевых звуков. Расстройство речевого и неречевого слуха имеют параллельное течение и при нарушении, и при восстановлении речи, и обусловлены единым фактором — неполноценностью работы корковой части данного анализатора. В работах Н. Н. Трауготт и её сотрудников было выявлено своеобразие межанализаторных отношений. В частности, при поражении теменных долей было установлено, что независимо от модальности раздражителей нарушается оценка временных и пространственных отношений.

Исследования психопатологических синдромовправить | править код

Существенный вклад в изучение высшей нервной деятельности внесли исследования Натальи Николаевны Трауготт, посвящённые психопатологическим синдромам.

Она установила общие закономерности угнетения и восстановления высшей нервной деятельности при диффузном поражении головного мозга.

Было показано, что при угнетении кортикальной деятельности, как диффузном, так и локальном, раньше всего нарушается замыкательная способность, то есть страдает новый опыт, или процесс обучения.

При диффузном это касается любой деятельности, при локальном — того анализатора, который поражён. Было показано также, что самые разнообразные навыки угнетаются и восстанавливаются в единообразной последовательности: наиболее ранимы поздно приобретённые, менее упроченные и более сложные по своей структуре.

А также что огромное значение в отношении приобретения нового опыта и сохранения старого имеет эмоциональный фактор. Всё эмоционально значимое на протяжении жизни или в данный момент оказывается более прочным и раньше восстанавливается.

Исследования Н. Н. Трауготт оказались значимы для развития отечественной нейрофизиологии и логопедии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: