Диагностика дислалии
При появлении у ребенка первых признаков дислалии его следует обязательно показать специалистам. Диагностика данной патологии начинается с опроса матери о том, как протекала у нее беременность, какие заболевания перенес малыш, как у него шло речевое и психомоторное развитие, имеются ли заболевания органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата.
После этого логопед проводит исследование строения и подвижности всех органов периферического артикуляционного аппарата как при помощи визуального осмотра, так и при помощи специальных тестовых упражнений.
Для более точной диагностики патологий устной речи проводят обследование, направленное на выявление произносимых с дефектами звуков, для чего используют специальный дидактический материал. Это позволяет выявить характеры нарушения звукопроизношения в различных позициях. После этого логопед оценивает состояние фонематического слуха, то есть способность ребенка к дифференцировке коррелирующих фонем.
При механической дислалии логопед может направить ребенка на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, а при функциональной форме дислалии к неврологу. При подозрении на наличие тугоухости показано проведение осмотра отоларингологом с обязательным исследованием функций слухового аппарата.
Функциональная дислалия (моторная и сенсорная)
При функциональной дислалии, в отличие от механической, не наблюдается заметных отклонений от нормы в строении артикуляторного аппарата. В ее основе чаще всего лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. Такие нарушения могут быть вызваны общей физической ослабленностью детей и другими причинами. По мере роста и развития ребенка эти небольшие отклонения нередко выравниваются, однако уже сформировавшееся неправильное звукопроизношение так и остается. Как уже говорилось, внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.
Моторная функциональная дислалия связана с функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора. Это обусловливает некоторую неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка, что в свою очередь приводит к неточности артикулирования звуков и приблизительности их звучания. Это чисто фонетический дефект, поскольку полных замен одного звука речи другим здесь обычно не наблюдается.
Сенсорную функциональную дислалию вызывают функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически близких звуков (звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и свистящих и др.). В этих условиях ребенок «соглашается» на полную замену одного звука речи другим и говорит, например, «сапка» вместо «шапка» или «лыбак» вместо «рыбак». Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер (ребенок не различает двух разных фонем), в дальнейшем обычно сопровождается и однотипными буквенными заменами на письме, характерными для одного из видов дисграфии.
При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной, то есть сенсомоторной, дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуляторно или акустически близкими.
Все сказанное о функциональной дислалии не исключает, однако, и случаев чистого подражания, когда дефекты в произношении звуков у ребенка с совершенно нормальным речевым аппаратом бывают обусловлены только неблагоприятным социальным окружением.
Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней никогда не страдает произношение гласных звуков.
Причины дислалии
Все причины дислалии можно условно разделить на две группы:
- Органические причины: проблемы с произношением возникают в результате различных аномалий в строении артикуляционного аппарата, которые могут быть врожденного и приобретенного характера. Чаще всего у пациентов диагностируются следующие аномалии:
- нарушение прикуса;
- отсутствие зубов;
- укороченная уздечка верхней губы;
- расщелина твердого неба;
- высокий свод неба.
- Социально-биологические причины проявляются в следующем:
- ребенок слышит неправильную речь в семье и подражает ей;
- родители не уделяют необходимого внимания ребенку и не обращают внимания на его запущенную речь;
- присутствуют проблемы с фонематическим восприятием;
- снижение слуха;
- умственная отсталость у ребенка.
Для того чтобы не допустить формирования у ребенка различных речевых отклонений, необходимо с самого рождения контролировать развитее его речи. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит закладка основы коммуникативной системы, которая играет важную роль для дальнейшей жизни ребенка. При возникновении у ребенка любых нарушений речи рекомендуется как можно раньше показать его логопеду. Специалист сможет диагностировать форму речевой патологии, причины ее развития и при необходимости назначит необходимое лечение для восстановления правильного звукопроизношения.
Дислалия: классификация, формы, виды
Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты, психоневрологи, логопеды выделяют 2 основных вида дислалии: функциональная и органическая. 3 основных вида функциональной дислалии: артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая.
По количеству нарушенных видов специалисты выделяют 2 вида дислалии: мономорфная, полиморфная. При мономорфной дислалии нарушено произношение 1 звука или одной группы звуков, при полиморфной дислалии нарушено произношение двух и более звуков, групп звуков.
При дислалии тот или иной звук может не произноситься, один звук заменяться другим, произноситься изолированно, но отсутствовать или искажаться в самостоятельной речи.
Лечение дислалии
Лечение дислалии — это многоступенчатый процесс, направленный на коррекцию и улучшение речевых навыков пациента
Важно учитывать индивидуальные особенности каждого случая и подходить к лечению систематически, используя разнообразные методики. Вот основные аспекты лечения дислалии.
-
Медикаментозное лечение.
В большинстве случаев дислалия не требует медикаментозного лечения в традиционном смысле. Однако, в некоторых случаях, где дислалия связана с сопутствующими медицинскими состояниями, например, с неврологическими расстройствами, врач может решить применить лекарства для улучшения общего состояния пациента. -
Психологическое сопровождение и психотерапия.
Для пациентов с функциональной дислалией, связанной с психологическими факторами, полезна психотерапия. Психологическое сопровождение помогает понять и управлять стрессом, тревогой, и другими эмоциональными аспектами, которые могут влиять на речь. -
Логопедические занятия.
Основной метод лечения дислалии — это логопедические занятия. Логопед разрабатывает индивидуальные программы для пациентов в зависимости от типа и степени тяжести дислалии. Занятия могут включать в себя:
- артикуляционные упражнения. Направлены на улучшение контроля и координации движений речевых органов.
- фонетическую гимнастику. Основана на упражнениях для тренировки мышц речевого аппарата.
- акустико-фонетические упражнения. Направлены на улучшение восприятия и произношения звуков и фонем.
- лексические игры и задания. Помогают расширить словарный запас и улучшить умение выражаться.
- тренировки слухового восприятия. Улучшают способность различения звуков и их последующее правильное произношение.
Использование технологий и аудиовизуальных средств.
Современные технологии, такие как компьютерные программы и приложения для тренировки речи, могут быть эффективным дополнением к лечению. Эти средства могут предоставлять визуальные и аудиовизуальные подсказки, совмещенные с интерактивными упражнениями.
Семейная терапия и работа с родителями.
Важной частью лечения дислалии у детей является семейная терапия и вовлечение родителей. Родители обучаются специальным методикам и упражнениям, которые могут продолжаться и дома. Семейная поддержка играет ключевую роль в успешном преодолении дислалии.
Стационарное лечение и реабилитация.
В редких случаях, особенно при органической дислалии или сопутствующих тяжелых нарушениях, может потребоваться стационарное лечение и реабилитация в специализированных медицинских центрах.
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
Диагностика
То, что многие звуки маленьким ребенком произносятся неточно, родители зачастую считают нормальным
Однако на речевые особенности детей с дислалией — пропуски, замены, искажение, смещение звуков — нельзя не обращать внимание. Если к 5 годам такие характерные речевые отклонения не проходят — это уже симптоматика серьезного расстройства
Плотное взаимодействие с логопедом поможет после грамотного обследования выявить причины дислалии, узнать из-за чего ребенок говорит неточно и назначить комплекс мероприятий по исправлению речи.
Малоподвижные и неактивные дети должны быть проверены на наличие дизартрии — более серьезной дисфункции, касающейся не только звукопроизношения, а и голосового аспекта в целом, способности запоминать и повторять и т.п.
Дислалия и дизартрия во многом не похожи друг на друга. Это связано с тем, что при первой форме речевого расстройства органические поражения отсутствуют, а при второй — главную роль, наоборот, отыгрывают нарушения центральной нервной системы. Дети с дислалией мало чем выделяются из числа своих ровесников, помимо «особенной речи». А дети с дизартрией отличаются нестабильным настроением, быстро утомляются. Они безынициативны и плохо приобретают новые навыки.
Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии позволяет определить степень состояния речевого развития. Пограничное состояние между ними носит название стертой дизартрии, нарушения при которой объясняются неправильной иннервацией артикуляционных мышц. Диагностируется стертая дизартрия довольно сложно, поскольку схожа с обоими заболеваниями.
Формы дислалии
Дислалия может возникать по различным причинам и именно от них зависит диагностирование определенной формы болезни. Специалисты выделяют следующие формы такой речевой патологии:
- Механическая форма может возникать у взрослых и у детей. В основе ее развития лежит изменения речевого аппарата органического происхождения. Чаще всего произношение неправильной речи связано с некоторыми патологиями языка в виде короткой уздечки и неправильного прикуса. Кроме этого, дефекты речи могут возникать при некоторых возрастных изменениях, например, отсутствие зубов.
-
Функциональная форма развивается при различных нарушениях физического и психического состояния детей, а также под воздействием факторов окружающей среды. Такая форма речевой патологии разделяется на следующие виды:
- акустико-фонематическая дислалия — плохое произношение связано с недостаточным развитием речевого слуха;
- артикуляторно-фонематическая дислалия — возникает в том случае, если ребенок не достаточно усвоил правильные положения органов речевого аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков.
- артикуляторно-фонетическая дислалия — звукопроизношение искажается в результате неправильного усвоения артикуляционных позиций.
В отдельную форму выделяется функциональная дислалия, которая свойственна детям до 5 лет. Такое речевое отклонения не считается патологией и не нуждается в специальной коррекции. В том случаю, если у ребенка нарушена одна группа звуков, то специалисты говорят о простой форме дислалии. При неправильном произношении нескольких звуков проводится коррекционная работа по устранению сложной формы заболевания.
Причины возникновения дислалии
Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).
Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.
Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.
Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.
Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:
- недоразвитие уздечки языка (короткая);
- неправильное челюстно-лицевое строение костей;
- дефекты неба;
- недоразвитие уздечки верхней губы;
- нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.
Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.
Формы функциональной дислалии
В зависимости от причины выделяют следующие формы функциональной дислалии:
- Моторная. Она обусловлена нейродинамическими нарушениями в центральном отделе речедвигательного аппарата;
- Сенсорная. Данная форма функциональной дислалии связана с нейродинамическими изменениями в центральном отделе речеслухового аппарата.
- Смешанная форма.
При моторной форме функциональной дислалии наблюдается фонетический дефект, связанный с недифференцированными и неточными движениями языка и губ.
На фоне сенсорной дислалии у больного возникают сложности со слуховой дифференциацией сходных по своему звучанию фонем (свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твердых). Это сопровождается заменами и смещением звуков во время устной речи, а на письме аналогичными заменами букв.
Смешанная форма функциональной дислалии сочетает в себе признаки обеих форм и называется сенсоматорной функциональной дислалией.
Также выделяют артикуляторно-фонетическую, артикулярно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию.
Если у пациента имеется проблема с произношением от одного до четырех звуков, то такая форма дислалии называется простой. В тех случаях, когда отмечается дефектное произношение свыше четырех звуков, говорят о сложной форме дислалии.
Если у пациента возникают сложности с произношением звуков, относящихся к разным артикуляционным группам, то это полиморфная дислалия, а если к одной группе, например, только свистящие, то говорят о мономорфной дислалии.
При дислалии искажения при произношении различных звуков (фонетические дефекты) обозначают терминами, которые имеют греческие корни:
- Ламбдацизм — и ;
- Ротацизм – и ;
- Йотацизм – ;
- Сигматизм — , , , и , , , ;
- Хитизм — и ;
- Каппацизм – и ;
- Гаммацизм – и .
Также при дислалии могут наблюдаться дефекты оглушения и озвончения, дефекты твердости и смягчения.
По характеру нарушения дислалия бывает:
- артикуляционная;
- акустическая;
- артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
- артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
- акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).
В зависимости от того, сколько звуков не произносит пациент, определяется форма нарушения.
Коррекция дислалии
Коррекция дислалии проводится в три этапа:
1. Подготовительный. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате (ортодонтическое лечение, пластика уздечки и т.п.). При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических процессов
Также на подготовительном этапе логопед уделяет внимание развитию мелкой моторики, формированию направленной воздушной струи и отработке произношения опорных звуков
2. Этап формирования первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию звуков.
3. Этап формирования коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.
При дислалии логопедические занятия должны проводиться не реже, чем три раза в неделю
Очень важно, чтобы и дома родители систематически занимались со своим ребенком, выполняя все указания специалиста, следили за правильностью выполнения им артикуляционной гимнастики
При простой дислалии продолжительность занятий составляет от одного до трех месяцев, а при сложной – до полугода.
Диагностика дислалии
Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.
На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.
Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.
Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.
Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.
Прогноз и профилактика дислалии
Дислалия в большинстве случаев успешно корректируется. Длительность срока коррекции зависит от сложности патологии звукообразования, возраста ребенка и его индивидуальными особенностями, регулярностью проводимых занятий, участием в них родителей. При этом следует знать, что чем младше реббенок, тем легче добиться у него полноценной коррекции дислалии.
Для профилактики дислалии следует своевременно выявлять и лечить у него возможные анатомические дефекты артикуляционного аппарата
Необходимо уделять достаточное внимание физическому и психическому развитию детей
Также очень важно, чтобы взрослые разговаривали с детьми, даже младшего возраста, правильно, без «сюсюканья», четко выговаривая все звуки.
Стадии дислалии
Дислалия не имеет четкой границы между степенями тяжести, как это может быть в случае, например, онкологических заболеваний. Она часто представляет собой спектр проявлений, варьирующих от легкой формы до тяжелой. Следовательно, определение стадий в классическом смысле для дислалии может быть затруднительным.
Формы дислалии.
Вместо четких стадий, дислалия имеет различные формы, включая механическую, акустико-фонематическую, артикуляторно-фонетическую и другие. Каждая форма может проявляться с разной степенью тяжести и влиять на различные аспекты речи.
Степень тяжести.
Легкая дислалия. В некоторых случаях дислалия может проявляться в легкой форме, где нарушения произношения ограничены, и пациент может успешно общаться в повседневной жизни. Легкая дислалия может быть более трудно распознаваемой.
Умеренная дислалия. При умеренной степени тяжести пациенты могут испытывать заметные трудности в произношении определенных звуков и слов, особенно в условиях стресса или взаимодействии с большой группой людей.
Тяжелая дислалия. В случае тяжелой дислалии, пациенты могут испытывать значительные трудности в артикуляции, что влияет на их способность к пониманию и восприятию речи окружающих. Это может оказывать сильное воздействие на социальные и профессиональные аспекты жизни.
Влияние факторов риска.
Степень тяжести дислалии также может быть влиянием различных факторов риска, таких как генетическая предрасположенность, наличие сопутствующих заболеваний, а также качество и своевременность проведения коррекционных мероприятий
Индивидуальный подход.
Важно понимать, что каждый случай дислалии уникален, и определение степени тяжести должно быть индивидуальным. Также стоит отметить, что дислалия может проявляться в различных формах у разных пациентов, что подчеркивает важность индивидуального подхода к диагностике и лечению
Формы дислалии
- Мономорфная (простая)
- Страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч).
- Полиморфная (сложная)
- Страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш).
- Физиологическая (возрастная)
- Нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.
- Функциональная
- Нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
- Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков.
- Органическая (механическая)
- Обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (неправильные прикусы — прогения, прогнатия, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).
Классификация
На простые и сложные дислалии разделяют, исходя из количества неправильно произносимых ребенком звуков. При простых — он плохо выговаривает один звук или одну группу звуков, артикуляционно схожих между собой. При сложных — есть проблемы с различными звуковыми группами.
Классификация дислалии, построена на причинах ее развития и особенностях проявления.
Выделяют следующие формы, различающиеся по природе происхождения:
- Физиологическую
- Функциональную
- Механическую
Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке. Неправильное произношение звуков возникает в раннем возрасте (до 5 лет), когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще не развиты в полной мере.
Если после 5 лет нарушение звукопроизношения сохраняется, физиологическая форма заболевания переходит в функциональную.
Функциональная дислалия возникает в следствии оргнических поражений мозга или социальных факторов.
Причины:
Физиологические:
- органическое поражение мозга;
- неврологические и другие хронические заболевания;
Социальные:
- неправильное обучение речи в семье (сюсюканье, употребление слов в уменьшительной форме и т.д.);
- неверное выговаривание звуков родителями и другими взрослыми из ближайшего окружения;
- смешение языков в семье;
Отдельно выделяют механическую дислалию, которая возникает из-за врожденных дефектов артикуляционного аппарата или после травмы.
Причины:
- Нестандартно сформировавшиеся прикус или небо.
- Язык необычных размеров.
- Чересчур короткая или длинная уздечка и т.д.
- Органическая дислалия (другое название механической) бывает наследственным заболеванием. В таком случае определенный речевой дефект передается из поколения в поколение.
Функциональную форму подразделяют на моторную и сенсорную — по источнику сбоя произношения.
Моторная дислалия вызвана проблемами речедвигательного характера, сенсорная — речеслухового.
Комбинированные формы, на которые подразделяется функциональная дислалия
— артикуляционно-фонетическая;
— артикуляционно-фонематическая;
— акустико-фонематическая
- Артикуляционно-фонетическая дислалия обусловлена неверным расположением органов артикуляции. Слушатель правильно понимает произнесенный ребенком звук, но от нормы его произношение далеко.
- Отличительная черта артикуляционно-фонематической формы — подмена «трудного» звука на более простой, произнести который можно с меньшими усилиями артикуляционного аппарата.
- Акустико-фонематическая объясняется недоразвитием фонематического слуха. Ребенку не под силу различить особенности конкретных звуков из-за непонимания фонем.
Публикация «Дифференциация функциональной дислалии и стёртой формы дизартрии» размещена в разделах
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
Дислалия: в целом благоприятный, статодинамические функции формировались вовремя (держание головы, сел, пошёл и т. п.); речевой анамнез тоже благоприятный (гуление, лепет и т. д., но к 5 годам не сформировались звуки речи.
Стёртая форма дизартрии: отягощённый, хотя бы небольшое, но было отклонение (недоношенность, токсикоз, заболевание почек у матери во время беременности и т. д., внутриутробное развитие шло в неблагоприятных условиях). Небольшое запаздывание в развитии статодинамических функций и развитии речи.
Характеристика раннего развития.
Дислалия: нет проблем вскармливания, режим дня осваивает успешно.
Стёртая форма дизартрии: вскармливание нарушено, м. б. отказ от грудного вскармливания, кормление требует много времени, молоко подтекает, часто захлёбывается, срыгивание фонтаном (из-за неплотного смыкания губ воздух попадает в пищевод). С трудом привыкает к режиму кормления и сна, тяжело засыпает вечером, часто просыпается, крикливый.
Состояние моторики.
Дислалия: все моторные функции формируются своевременно, качественно.
Стёртая форма дизартрии: формирование двигательной сферы запаздывает. При внешней активности и подвижности – движения неловкие, неуклюжие; недостаточная координация, плохо запоминаются новые двигательные программы. Ребёнок долго не может научиться держать ложку, карандаш, выполнять движения по самообслуживании.
Психический статус.
Дислалия: отклонений нет. Но всё зависит от семейного воспитания.
Стёртая форма дизартрии: в результате церебрастенического синдрома — непереносимость дискомфорта, повышенная утомляемость, снижение памяти, внимания; замедляется скорость психических процессов. Дети могут быть расторможенными и заторможенными. При работе необходимо учитывать психический статус ребёнка.
Речь.
Дислалия: м. б. ФНР, ФФНР, Фонемат. НР.
Стёртая форма дизартрии: ФНР, ФФНР, ОНР. Не бывает фонематического НР, т. к. первично недоразвит артикуляционный аппарат из-за органического поражения ЦНС. Неровно звучащий голос, шумное, поверхностное дыхание, невыразительная интонация. Несколько замедленный темп речи.
Особенности артикуляционной моторики.
Дислалия: без особенностей. Артикуляционные упражнения получаются не всегда, но при повторах качество улучшается.
Стёртая форма дизартрии: двигательные навыки сформированы недостаточно. Есть движения, которые ребёнок не может выполнить или выполняет в неполном объёме. Во время выполнения позы могут наблюдаться изменение мышечного тонуса, лёгкие гиперкинезы, синкинезии, отклонение языка в сторону поражения. Эти особенности могут обнаружиться не сразу, а после повторений и удержания позы. При повторении качество ухудшается. При удержании позы – саливация. У ребёнка часто приоткрыт рот.
Качественная диагностика необходима для определения направлений коррекционной работы.
Коррекционная работа.
Дислалия: от 3-х до 6 месяцев; не нужен комплексный подход; необходимы основные этапы: специальная артикуляционная гимнастика для данного звука, постановка, автоматизация, дифференциация.
Стёртая форма дизартрии: от 6 месяцев до года и более; комплексное воздействие; основным этапам должна предшествовать большая предварительная работа, которая определяется патологическим симптомом.
Строить коррекционную работу необходимо не по общему набору работы с дизартрией, а выбирать разделы, нужные для конкретного ребёнка.
Наибольшую трудность представляет этап автоматизации. Работа над звуком считается завершённой тогда, когда ребёнок безошибочно использует звук в спонтанной связной речи. Если автоматизация не завершена, через какое-то время дефектный звук вернётся.
Как лечить дислалию, избавиться от косноязычия?
На первой консультации врач расскажет Вам, как лечить дислалию в Саратове у дошкольников, школьников, как вылечить дислалию в России у детей дошкольного, школьного возраста, как избавиться от косноязычия, что такое артикуляционно фонематическая, артикуляторно фонематическая и фонетическая, моторная и сенсорная, механическая, мономорфная, фонематическая, простая, сложная дислалия у дошкольников. Как проводится профилактика, коррекция дислалии, логопедическое обследование детей с дислалией? Помогает ли логопедическая психо-коррекционная педагогическая коммуникативная работа? Как страдает звукопроизношение при дислалии? Чем опасна полиморфная дислалия, что такое хейлопластика, уранопластика? Какая этиология и причины дислалии, дифференциальная диагностика, упражнения, гимнастика, литература, заключение? Что такое ринолалия, дизартрия, ФНР, ФФН, речевая карта? В чем заключается профилактика дислалии? Сарклиник знает, как лечить дислалию у детей в России.
Сарклиник проводит лечение афонии, дисфонии, брадилалии, лечение заикания, тахилалии, открытой и закрытой ринолалии, дислалии, лечение алалии, дизартрии, лечение афазии, назализации, лечение задержки речевого развития, дизграфии, лечение общего недоразвития речи, гиперкинезов, синкенезии, лечение ЗРР, ЗПРР, задержки речевого и психоречевого развития, дислексии у детей и подростков в Саратове.
Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Текст: Sarclinic.com \ Ssrlinic.ru Фото: () () Gekaskr | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Дети, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.