Артикуляционная гимнастика на развитие мышц языка
Артикуляционная гимнастика проводится в отношении различных органов – языка, губ, щек, неба. Каждый орган отвечает за конкретные аспекты речевого произношения.
Что касается гимнастики языка, то она имеет свои особенности проведения в разные возрастные периоды. Упражнения могут носить динамический и статический характер.
Среди динамических артикуляционных упражнений можно отметить следующие:
- Упражнение «змейка». Оно предполагает высовывание языка изо рта на максимально возможное расстояние.
- Упражнение «катушка». Оно предполагает открытие рта и размещение языка с упором его кончика в нижние резцы с прижатием краев языка к верхним зубам. Происходит выдвижение языка вперед и задвигание его внутрь.
- Упражнение «лошадка». Оно связано с совершением языком «цоканья», посредством присасывания языка к верхнему небу и совершению обратных движений в разном темпе.
- Упражнение «часы». Языком совершаются движения, подобные движению часового маятника – вправо, влево.
- Упражнение «варенье». Оно связано с облизыванием губ языком в разные стороны и в разных темпах.
- Упражнение «трубочка». Оно предполагает сворачивание языка в трубочку и совершение движений в разные стороны в данном положении.
Среди статических артикуляционных упражнений для языка можно выделить следующие:
- Упражнение «бегемот». Оно связано с фиксированием языка в статическом положении на нижней губе и совершении открытий и закрытий рта в определенном темпе.
- Упражнение «грибочек». Оно связано с фиксацией языка на верхнем небе и фиксации рта в открытом положении в течение определенного временного периода.
- Упражнение «птенец». Оно связано с имитацией выражения лица птенца: широкое открытие рта с выдвижением языка вперед, его расслаблением и фиксацией.
Как делать гимнастику правильно
Если мама приняла решение заняться гимнастикой со своим малышом, то это правильное решение
Но важно подойти к делу серьезно — например, упражнения для малышей, которым уже больше месяца точно не подойдут тем, кому ещё только пару недель
Если говорить про легкую зарядку, то её можно выполнить почти всем малышам (за исключением тех, у кого имеются серьезные патологии). Особенно опасны врожденные неврологические симптомы, тогда нужно пройти серьезное лечение. Не стоит забывать о том, что только врач может дать верные рекомендации по поводу того, когда лучше начинать заниматься с малышом физическими упражнениями, чтобы они принесли максимальную пользу
При этом обязательно принимаются во внимание особенности физического развития ребенка
Прослышав о том, что зарядка для новорожденных детей полезна, многие родители впадают в крайность, начиная заниматься с ребенком уже с первых дней после его рождения. Делать этого не стоит. Самый оптимальный вариант — начать заниматься со второй недели после появления малыша на свет
При этом важно соблюдать правило — все выполняемые упражнения должны быть максимально плавными, торопиться в этом плане не стоит, никаких резких движений и значительной физической нагрузки допускать нельзя. Не стоит забывать о том, что олимпийских рекордов добиваться не стоит, главная задача — укрепить физические и психическое состояние ребенка. Если ребенку несколько месяцев от рождения, то все упражнения надо выполнять минут за 10-15 до того, как его планируется кормить
Можно не сомневаться тогда в том, что проблем с аппетитом у него точно не будет. Все упражнения должны иметь по 3-5 подходов и гимнастика должна выполняться ежедневно! Только с таким подходом к делу, эффект от физической нагрузки будет максимально эффективным. Скоро такие действия войдут в привычку как для мамы, так и для ребенка
Если ребенку несколько месяцев от рождения, то все упражнения надо выполнять минут за 10-15 до того, как его планируется кормить. Можно не сомневаться тогда в том, что проблем с аппетитом у него точно не будет. Все упражнения должны иметь по 3-5 подходов и гимнастика должна выполняться ежедневно! Только с таким подходом к делу, эффект от физической нагрузки будет максимально эффективным. Скоро такие действия войдут в привычку как для мамы, так и для ребенка.
Важно соблюдать температурный режим в помещении, в котором осуществляются занятия. Никакого перегревания и замерзания малыша допускать нельзя. Если малышу ещё не исполнился месяц, то подходящая температура в помещении составляет 21 градус
Перед тем, как выполнять физические упражнения, помещение необходимо проветрить
Если малышу ещё не исполнился месяц, то подходящая температура в помещении составляет 21 градус. Перед тем, как выполнять физические упражнения, помещение необходимо проветрить.
Когда делается зарядка, с ребенком надо постоянно поддерживать контакт, разговаривать с ним, петь весёлые песенки. Ни в коем случае нельзя ругаться, повышать голос, если у него что-то не получается. Не надо побуждать ребенка выполнять те упражнения, которые ему в силу развития выполнять пока трудно. Ребенок не должен быть перегружен, если он плохо себя чувствует и в категоричной форме отказывается от занятия, настаивать не стоит, никакой пользы от этого точно не будет.
Что можно делать дома?
Для того чтобы получить заметный результат, важно объединить усилия педагога и родителей. Не стоит ждать быстрых перемен или полагаться только на работу логопеда
Родителям необходимо самим в домашних условиях прикладывать дополнительные усилия.
Можно проводить все логопедические упражнения, которые указаны в статьях по ссылкам выше, то есть развивать мелкую моторику, фонематический слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат. Эти статьи содержат много примеров, когда упражнения выполняются совершенно незаметно для малыша, он не ощущает «занятия» (например, обдувание одуванчиков). Можно придумать и другие варианты таких упражнений. Скажем, дуть в ванной на бумажные кораблики или пускать мыльные пузыри. А пальчиковый кукольный театр приведет кроху в полный восторг и включит не только пальцы, но и эмоции, воображение.
При этом немаловажно учитывать следующее
Многое зависит от вашего позитивного настроя и такого же отношения к малышу
Никогда не приводите его к мысли о том, что он ущербный, больной, не такой, как все; никогда не ругайте за неудачи, но при этом активно хвалите за малейший прогресс.
При общении с ребенком не используйте «детскую» речь: не сюсюкайте, не заменяйте слова их звукоподражанием («ква-ква» вместо «лягушка»).
Учитывайте особенности характера, темперамент своего малыша, проводя с ним такие игры.
Помните, что результат дают лишь систематические занятия, выстроенные с учетом режима дня вашего чада.
Не стесняйтесь проконсультироваться с вашим дефектологом о том, какие конкретно упражнения важно выполнять дома, чтобы добиться заметных положительных сдвигов.
Вовлекайте ребенка в деятельность: не просто говорите, а давайте возможность выразиться творчески (лепить, рисовать, танцевать, играть роль), помочь вам по дому, пусть и по мелочам.
Раздвигайте рамки его самостоятельности: обучайте все новым навыкам самообслуживания (хотя часто это бывает непросто), проявляйте при этом максимальное терпение.
Перед началом занятий обратите внимание на настроение и общее состояние малыша. Если он нездоров, толку от упражнений не будет, кроха только устанет и расстроится
Если у него плохое настроение, найдите способ развеселить ребенка и настроить на нужную волну.. И самое главное: если у ребенка выявлены речевые отклонения на столь раннем этапе, нужно набраться терпения, окружить ребенка позитивом, создать доверительные отношения с крохой (иногда может потребоваться консультация детского психолога – ею не стоит пренебрегать)
Ведь если начать работу по коррекции после 4 лет, многое уже будет безвозвратно упущено. А сейчас важно понимать: результат придет. Медленно, но непременно. Если не опускать рук, заниматься систематически, доверять своему логопеду, верить в успех и любить своего малыша, принимая таким, какой он есть
И самое главное: если у ребенка выявлены речевые отклонения на столь раннем этапе, нужно набраться терпения, окружить ребенка позитивом, создать доверительные отношения с крохой (иногда может потребоваться консультация детского психолога – ею не стоит пренебрегать). Ведь если начать работу по коррекции после 4 лет, многое уже будет безвозвратно упущено
А сейчас важно понимать: результат придет. Медленно, но непременно
Если не опускать рук, заниматься систематически, доверять своему логопеду, верить в успех и любить своего малыша, принимая таким, какой он есть.
Артикуляционная разминка
Проводится до начала основной части занятия, перед сложными упражнениями. Можно использовать в подготовительном периоде несколько форм разминок: дыхательную, игра с пальчиками, на мимику. В первом случае упражнения способствуют правильному говорению, без спешки, ребенок учится верно распределять дыхание при произношении слов, предложений.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики рук, пространственному представлению; обогащает словарный запас, если включить в комплекс чтение стиха. Упражнения на мимику нравятся малышам, они позволяют покривляться, пошалить, повторять за мамой смешные гримасы. Благодаря им ребенок познает психоэмоциональную сферу, понимает, как вести себя в определенной ситуации.
Дыхательные упражнения
Дыхательную гимнастику проводят не дольше 15 минут. Предназначена она для разогрева речевого аппарата, правильной постановки дыхания при говорении. В комплекс разминки можно включить следующие упражнения:
«Свеча». Ребенку предлагается представить, что он празднует день рождения. Перед ним поставили большой торт со свечками. Здесь можно использовать образовательный момент − посчитать с малышом, сколько ему годиков, столько и нужно будет задуть огоньков на торте. Первую свечу можно гасить медленнее, вторую быстрее, третью с голосовым сопровождением
Важно соблюдать правило: губы должны быть при выдохе в форме трубочки, вытянуты вперед. Перед выдохом малыш должен набрать полную грудь воздуха
Можно распределять по времени тушение свечи, первую задуть под счет до 5, вторую до 7, третью до 10. Каждый раз ребенку нужно распределять воздух, чтобы он не закончился раньше счета.
«Шар». Можно дать в руки малышу мячик или надутый шарик. Если проводится упражнение с мячом, то предлагается опустить его вниз, набрать воздух в грудь. Медленно поднимать вверх руками и одновременно выпускать воздух из грудной клетки. С шариком крохе понравится заниматься больше, дети любят такую игру. Мама или папа надувают его, малыш подражает и набирает тоже воздух. Как только родитель начинает медленно спускать шарик, ребенок одновременно выдыхает. Можно спускать шарик быстрее, тормозить процесс, малыш должен следить и повторять все движения предмета.
«Иголочка». Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, потом вторую язычком. Когда осуществляется прокол, выходит воздух изо рта медленно и постепенно. Можно выполнять под счет.
Пальчиковую гимнастику используют у детей 2-3 лет в виде игры: «Где мизинчик? Указательный? Поругайся на кого-нибудь! Сожми, открой» и т. д. Хорошо развивает мелкую моторику простое упражнение на перебор бисера, малышу нужно отобрать в разные кучки мелкие, средние и крупные бусины.
Рекомендации к проведению занятий
Произношение звуков правильно только кажется простым занятием. Ребенок с нарушениями двигательных функций языка, губ, щек нет возможности сделать это легко. Мешает дисфункция органов, их неподвижность. Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку речевых мышц, отработку конкретных положений всех элементов аппарата, закрепление навыка четкого говорения.
Чтобы логопедические занятия с применением гимнастики были более эффективными, не обойтись без рекомендаций профессионалов:
- Заниматься необходимо ежедневно 3-4 раза по 5 минут, чтобы навык закреплялся основательно. Дошкольнику на начальном этапе коррекции предлагайте не более 3 разных упражнений в день.
- Одно задание выполняется 5-7 раз.
- Удержание позы по 10-15 секунд.
- Составляя план занятий, соблюдайте правило: от простого к сложному.
- Начинайте урок с упражнений для губ, затем приступайте к тренировке губ, щек и языка.
- Пользуйтесь зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо в отражении и контролировал выполнения заданий самостоятельно.
- Во время урока ребенок должен сидеть с прямой спиной, расслабленными конечностями.
- Переходите к новым упражнениям после отработки уже предложенного материала. При затруднениях лучше остановиться и дополнительно повторить плохо усвоенные позы органов.
- Занятия проводите в игровой форме, эмоционально. Давить на малыша морально, заставлять заниматься нельзя.
Комплекс упражнений по коррекции дизартрии включает в себя несколько блоков. Это тренировка губ, щек и губ одновременно, а также задания для работы с нижней челюстью. Набор игр для речевой мускулатуры для каждого блока урока естественно будет разным.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Добрый день. Я рада тебя видеть на занятии. Давай посмотрим в зеркальце, расскажи, что ты видишь. Сегодня на занятии мы познакомимся с органами речи, научимся делать артикуляционную гимнастику. Какие органы нужны для речи? Чтобы речь была красивой и правильной нужно развивать наши органы. Для этого выполним зарядку.
2. Артикуляционная гимнастика. Логопед проговаривает сказку и показывает арт. упражнения, ребенок повторяет все упражнения за логопедом.
«Сказка про язычок».
Этот маленький дружок-
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Вот проснулся Язычок,
Выглянула окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении насчет 5-7.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи, Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1до 5-10.
Д-д-д-д-д-стучит молоточек
Т-т-т-т-т-вот забит гвоздочек.
Светит солнышко сутра-
В гости к тетушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».
Тетушка Щечка
Племянничка ждет,
Блинчики с маком
К обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья открыла.
Немного приоткрыт рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и,пошлепывая его губами произносить: «пя-пя-пя…»
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка-
Цок, цок, цок,
В горку медленно идет:
Цок-цок-цок.
А с горы стрелой несется:
Цок-цок-цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.
Тетушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная-
Просто объеденье-
Ням-ням-ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.
Под окошком –блл,блл,блл-
Индюки болтают.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
«Блл, блл!»-предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Затем увеличить темп и включить голос-бл,блл (болтушка).
Ну-ка, детки, с Язычком
Вместепокатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:»И-у,и-у,и-у!
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.
Дайте Язычку дуду
И еще пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
«Садитесь, комарики!»
Предложить ребенку длительно произносить звук «шшш».
Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находиться за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя теплая. Вот интересная игра. Вот интересная игра
Вот интересная игра
Воздушный Колобок,
Из щечки в щечку покатать
Его не каждый мог!
Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполнять упражнение 8-10 раз.
Ох, устал наш язычок,
Лег в кроватку на бочок:
Пя-пя-пя-пя-пя.
Отдыхаем все, друзья!
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить на нижнюю губуи, пошлепываягубами,произносить: «пя-пя-пя». Выполняем упражнение в течении 10сек.
Сегодня на занятии мы познакомились только с некоторыми упражнениями, на следующих занятиях мы узнаем еще много нового. Эти упражнения нужно выполнять каждый день.
Итог. Спасибо. До свидания!
Речевое подражание
Теперь переходим к следующему этапу, пытаемся вызвать у детки любое проявление звукопроизношения. Самых простых, от мычания животных до звуков транспорта
Поэтому так важно останавливаться на обычных моментах при уличных прогулках. Только не сюсюкайте: «Ой, а ктё ето у нас проснюлся?»
Кроха ещё не знаком с речью вообще! Он будет подражать, а неправильное восприятие слов останется надолго. Говорите правильно по возможности, конечно.Контролируйте себя в общении.
Ну а чтобы выловить у наследника первые «звуковые сигналы», начинайте с простого. Сюда можно отнести игру в куклы. Ну а дальше подключить фантазию! Знакомство с любыми предметами, издающими звуки: пылесос, холодильник. Знаете, моя сестра специально демонстрировала сыну такие вещи, где требовалось произнести сложные буквы: «дрр, бррр». Зато, результат налицо! Никаких дефектов произношения в дальнейшем.
Общие рекомендации
Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.
Помните о следующих правилах:
В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка
Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.. Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку
Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме
Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.
Игры для закрепления произношения звуков в слогах, словах и предложениях
Игра «куры и петух»
Цель: отработка произнесения твердого согласного звука к в слогах.
Ход игры. Дети бегают по площадке, машут крыльями, изображая кур. Ведущий произносит стишок, а дети должны в нужном месте произносить слоги «ко-ко-ко».
Куры крыльями махали:
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Куры клювами стучали:
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Дай нам, Петя, крошек,
Крошек не жалей,
Дай еще немножко,
Будет веселей!
Игра «Гуси-Гуси»
Цель: автоматизация произнесения твердого согласного звука г в слогах.
Ход игры. Дети – гуси, один ребенок – волк. Взрослый спрашивает:
— Гуси-гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Гуси белые, домой –
Серый волк под горой!
Дети бегут и кричат «га-га-га», «волк» хочет их поймать.
Для закрепления звуков, уже появившихся в речи, детям можно предложить выучить и затем произносить вслух чистоговорки
На третьем году жизни внимание обращается на звуки Н, К, Г, Ф, Тˈ, Дˈ, Нˈ, Лˈ, Кˈ, Гˈ, Сˈ, Зˈ, Т, Д, К, Хˈ, Бˈ, Мˈ, Пˈ, П. полезно составлять такие чистоговорки, в которых наряду с отработкой нужного звука были бы представлены разные грамматические формы слов, например, косвенные падежи существительных
Примеры чистоговорок с грамматическими формами
Т
От-от-от – полосатый кот.
Та-та-та – увидели кота.
Ту-ту-ту – подошли к коту.
Т, Тˈ
Том-том-том – поиграй с котом.
Та-та-та – хвостик у кота.
Те-те-те – помним о коте.
Д, Дˈ
Да-да-да – холодная вода.
Ды-ды-ды – плохо без воды.
Де-де-де – купаемся в воде.
Дой-дой-дой – умываемся водой.
Н
На-на-на – синяя волна.
Ну-ну-ну – не ныряй в влону.
Й
Ай-ай-ай – мне конфетку дай.
Ой-ой-ой – Васенька больной.
Эй-эй-эй – догони сумей.
К, Кˈ
Ка-ка-ка – левая рука.
Ке-ке-ке – куколка в руке.
Ки-ки-ки – не поднять руки.
Х, Хˈ
Ха-ха-ха – варится уха.
Хи-хи-хи – нет у нас ухи.
Ух-ух-ух – бегает петух.
Ха-ха-ха – вижу петуха.
Хи-хи-хи – дерутся петухи.
В
Ва-ва-ва – серая сова.
Ву-ву-ву – видели сову.
Ф, Фˈ
Фа-фа-фа – мягкая софа.
Фы-фы-фы – в доме нет софы.
Фу-фу-фу – сядем на софу.
Фе-фе-фе – кукла на софе.
С
Са-са-са – рыжая лиса.
Сы-сы-сы след большой лисы.
Су-су-су – видели лису?
Се-се-се – помним о лисе.
З, Зˈ
За-за-за – серая коза.
Зы-зы-зы – рожки у козы.
Зе-зе-зе – травку дам козе.
Зу-зу-зу – я пасу козу.
Лˈ
Аль-аль-аль – убегаю в даль.
Оль-оль-оль – каменная соль.
Эль-эль-эль – кушай карамель.
Г, Гˈ
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Га-га-га – зеленые луга.
Ги-ги-ги – с сыром пироги.
Ге-ге-ге – начинка в пироге.