Дыхательная гимнастика в детском саду: здоровье на первом месте

Как помочь ребенку при частых бронхитах?

Малыши тяжело переносят бронхиты, сопряженные с возникновением застойных явлений в верхних дыхательных путях. При этом в бронхах развивается воспалительный процесс, в результате чего просветы забиваются слизью. Это вязкое вещество и является причиной изнуряющего сухого кашля. Наряду с лекарственными средствами упражнения на дыхание способствуют разжижению и выведению скопившейся в бронхах мокроты. Уже после нескольких дней регулярных занятий состояние ребенка улучшается и облегчается процесс откашливания слизи.

Упражнения на дыхание, способствующие избавлению от бронхита у малышей:

  1. «Ворона». Ребенок, сидя на стуле или стоя, на вдохе поднимает ручки вверх и широко разводит их в стороны. Затем, медленно опуская руки, на выдохе он произносит звук «кар-р-р-р», максимально долго задерживаясь на букве «р».
  2. «Аист». Прежде чем выполнять упражнение, рекомендуется показать маленькому ребенку картинку с изображением этой птицы, что наверняка заинтересует кроху, и он захочет выяснить, как же аист удерживается на одной ноге. На вдохе малыш поднимает руки вверх и сгибает одну ножку в колене, вынося ее вперед. Постояв несколько секунд в этой позе, на выдохе он медленно возвращается в исходное положение, выдыхая со звуком «ш-ш-ш-ш».
  3. «Журавль». На вдохе ребенок поднимает правую ножку, немного согнутую в колене. На выдохе он разводит руки в стороны и вниз, произнося звук «ур-р-р-р». Те же самые действия нужно сделать с правой ногой.

Повторять каждое упражнение следует не менее 4–5 раз. Заниматься нужно ежедневно, делать это рекомендуется по утрам.

Ключевые рекомендации

Одевайте детей в свободную одежду, которая не стесняет движения.
Проводите занятия через час после еды, так как физические нагрузки (даже дыхательные) на голодный желудок провоцируют головокружение, а сразу после завтрака или полдника — тошноту или другие неприятности с пищеварением

Не подходит и время перед обеденным сном в детском саду ввиду ее бодрящего эффекта.
Для малышей 2-3 лет подходят короткие сеансы длительностью до 10 минут, учитывая их способность к концентрации и вниманию.
Проводите зарядку на открытом воздухе во дворе сада или в хорошо проветриваемом помещении, чтобы избежать вдыхания пыли.
Превратите гимнастику в игровую форму для дошкольников, используя элементы угадывания запахов или представления цветов.
Следите, чтобы во время выполнения комплекса не было избыточного напряжения в мышцах плечевого пояса, рук или грудной клетки — во время зарядки важно чувствовать максимальную расслабленность. Важно, чтобы дети не надували щеки, кроме самой младшей возрастной категории дошкольников в детском саду

Просите контролировать этот момент, прикладывая руки к щекам.

Регулярные занятия в детском саду улучшают функционирование легких и обогащают организм кислородом, что важно для
общего физического здоровья ребенка. Дыхательная гимнастика для детей постарше становится мощным стимулом для
повышения спортивных достижений и успеваемости на школьных уроках физической культуры, а также укрепляет дыхательную
систему в целом

Обучение правильно дышать в дошкольном учреждении оказывает огромное положительное влияние на здоровье и развитие
малышей. Упражнения не только забавляют дошкольников (хотя это действительно очень весело и нравится деткам), но и
способствуют укреплению и развитию дыхательной мускулатуры. Также не забывайте, что если ребенок простудился или
подхватил респираторную инфекцию, необходимо использовать наиболее безопасные средства — например, препарат
Коризалия (с 1,5 лет) способствует уменьшению выраженности отека, уменьшению
ринореи, улучшению отхождения слизи, за счет компонентов, входящих в состав.

Польза дыхательных упражнений для детей

Дыхательная гимнастика применяется не только у детей и взрослых, которые имеют заболевания дыхательных путей. Они зачастую назначаются для профилактики и для общего укрепления организма. Дыхательные упражнения для детей могут начинать применяться уже с трехлетнего возраста, когда ребенок понимает требования и может исполнить элементарные занятия.

Очень эффективна такая техника для детей, которые склонны к простудным заболеваниям, имеют в анамнезе бронхиальную астму, часто страдают бронхитами или имеют другие патологии дыхательных путей и бронхов. Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие и очень полезно выполнять ее во времена сезонных обострений инфекций и вирусов.

Зачастую такая техника назначается специалистами как дополнительное лечение во время различных болезней. Выполнение специальных техник существенно облегчает состояние больного.

Упражнения — игры, направленные на развитие выдоха

«Веселые снежинки»

Подвешиваем перед лицом ребенка (на расстоянии 10 см) на нитки бумажные снежинки или цветные полоски, и предлагаем ему на них подуть. Делать он должен это стоя и только на выдохе. Затем усложняем задание, отодвигая нити подальше.

«Спортивные фломастеры»

Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.

«Праздник»

Организовываем день рождение любимой игрушки. Для этого накрываем праздничный стол из детской или настоящей посуды, рассаживаем гостей игрушек за него и приносим десерт со свечей. Ребенок должен задуть свечу на выдохе, используя большое количество воздуха. Получиться может не с первого раза, повторить упражнение желательно несколько раз.

«Самолетик»

В игре могут участвовать несколько детей. Складываем из бумаги самолетики и ставим их на стол. По команде дети сильно дуют на них, выпуская максимальное количество воздуха. Выигрывает тот чей самолетик улетит дальше.

Техника безопасности

Любые, даже самые полезные вещи, могут стать вредными, если не соблюдать меру. Ниже приводятся рекомендации по времени проведения дыхательной гимнастики или примерному количеству повторений. Но поскольку все дети — разные, отличаются по своим психофизическим характеристикам, никогда не достаточно просто следовать инструкциям.

Главное — ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка и заставлять его выполнять упражнения через «не могу».

Это не только отобьёт у малыша всякую охоту к дальнейшим занятиям, но и может нанести вред его здоровью. Даже если вы как будто только начали, но ребёнок отказывается выполнять предложенное упражнение, — не настаивайте. Попробуйте перейти к какому-то другому или вовсе отложите занятия, если ничего из упражнений «не идёт».

Конечно, это может быть просто капризом. Чуткий родитель или воспитатель сможет определить, в чём проблема, исходя из конкретной ситуации. Я лишь хочу предупредить, что в случае с дыхательной гимнастикой любое принуждение или форсирование — чревато, а отказ ребёнка может быть связан с какой-то физической проблемой, дискомфортом, которые он не может выразить или даже осознать.

Между тем и для детей, и для взрослых правомерно правило: все дыхательные упражнения выполняются только в абсолютно комфортном режиме.

Можно столкнуться и с обратной проблемой: когда ребёнок, заигравшись, не замечает дискомфорта и «перебора». Поэтому задача взрослого – отслеживать внешние признаки самочувствия малыша. Внимательно следите за цветом его лица. При побледнении или сильном покраснении лучше прекратить занятия.

Умеренный румянец является здоровым естественным эффектом и не должен пугать. Некоторое учащение дыхания —также нормально, но нужно следить, чтобы оно не было чрезмерным, делать паузы, чередовать более активные занятия с более спокойными. Если ребёнок жалуется на головокружение, также следует сделать паузу и подождать, когда оно прекратится. Обычно это происходит достаточно быстро. Умеренное головокружение, которое вскоре прекращается, также является реакцией в пределах нормы.

Всё сказанное выше в полной мере относится к тем группам детей, для которых обычно дыхательную гимнастику считают противопоказанной: к детям с нарушениями в шейном отделе позвоночника и некоторыми другими проблемами со здоровьем. Ни одна из них на самом деле не является противопоказанием

Но занятия с такими детьми требуют особой осторожности, и лучше их доверить специалистам

Базовые упражнения методики цигун

Приведем упражнения из восточной гимнастики цигун

, которые являются базой для начинающих, которые стремятся отрегулировать свой вес.

Техника дыхания

: носом свободно вдыхаем, наполнив нижнюю часть живота воздухом, затем неспешно через рот выдыхаем воздух до чувства расслабленности в области живота. После выдоха, вновь совершаем глубокий вдох, надуваем живот, заполняя его воздухом. Удерживайте живот в таком состоянии около двух секунд, затем вновь сделайте довольно короткий вдох, а потом медленно выдыхайте.

В упражнение участвует только живот, именно он то втягивается, то вновь надувается. Ваша грудь во время выполнения техники не должна подыматься.

После окончания упражнения можно потереть кисти обоих рук друг о друга. Еще можно сжав кисти в кулак, поднять их над собой и потянуться, сделав при этом глубокий вдох.

Техника дыхания

: делая вдох, расправляем и расширяем грудную клетку, одновременно втягивая живот. На выдохе все должно происходить наоборот: живот максимально надуваем, а грудь – втягиваем. Движения груди-живота, таким образом, напоминает морскую волну. Дыхание должно быть ровным. Если почувствовали головокружение, можете чуть замедлить дыхание.

Упражнение применяется при сильных приступах голода.

Выполнять данное упражнение необходимо поэтапно

  1. Дыхание должно глубоким, ровным, длинным. Причем не должно быть резких движений со стороны грудной клетки и живота. Такое дыхание нужно сохранять на протяжении пяти минут.
  2. Затем совершается вдох без особых усилий, на выдохе – полное расслабление. Также в течение пяти минут.
  3. Вдох и выдох производятся без усилий, без вашего строго контроля. Не должно быть параллельно лишних мыслей и напряжения. Такое положение сохраняем в течение около восьми-десяти минут.

Общие правила выполнения

Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
Первые занятия проводите лежа на спине.
Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”

Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

Они должны быть расслаблены.
Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

Преимущества и недостатки

Восточная практика Цигун имеет массу достоинств. Доказано, что систематические занятия комплексом процедур, вместе с правильным питанием и медитациями, оказывают следующий эффект:

  • улучшают подвижность и состояние позвоночника, снижают его деформации;
  • укрепляют кости и связки;
  • стабилизируют артериальное давление, улучшают деятельность сердца;
  • приводят в норму функции вегетативной нервной системы, отчего болезни, вызванные её нарушениями, проходят;
  • снижают уровень холестерина и выводят шлаки, что способствует похудению;
  • излечивают хронические болезни и психоэмоциональные проблемы;
  • уменьшают усталость, улучшают качество сна;
  • нормализуют обмен веществ;
  • открывают дополнительные возможности головного мозга и совершенствуют классические – память, логику, мышление;
  • повышают иммунитет;
  • увеличивают репродуктивную способность, осуществляют профилактику полового бессилия, ночной поллюции, простатита.

Недостатков у практики нет, однако некоторые ученые негативно настроены на её счет, называя «псевдонаукой». Это связано с тем, что 100% доказательств её пользы не обнаружено. Преимущества описываются со слов, но не имеют достоверных свидетельств.

Негативное мнение о Цигун также базируется на неверном понимании методики из-за её распространенности. Некоторые лжемастера создают собственные упражнения с меньшей пользой. К тому же, злоупотребления занятиями привело к образованию культов и даже появлению психических расстройств.

Общеукрепляющие упражнения для часто болеющих детей

Дыхательные упражнения для малышей должны носить регулярный характер. Особенно если это касается тех детей, которые часто болеют. К такой категории врачи склонны причислять тех, кто страдает вирусными и инфекционными заболеваниями чаще 6 раз в год. Хотя по разным источникам эта цифра может значительно отличаться.

Полезно будет как можно раньше научить малыша дышать правильно. Ведь именно от дыхания зависит очень многое. Дыхание помогает организму функционировать правильно и улучшает многие процессы, вне зависимости от его возраста.

Наиболее распространены следующие упражнения.

  1. «Большой и маленький». Необходимо встать на носочки и потянуться как можно выше к потолку, стараясь достать его руками. На вдохе вытягиваться вверх, следуя за своими руками, на выдохе — опускаться вниз на корточки и обхватывать колени руками.
  2. «Самолет». Раскрыв руки как можно шире, сделать глубокий вдох, задержаться в такой позе, на выдохе обхватить себя руками.
  3. «Птичка». Двигаясь по комнате, махать руками как можно шире, изображая птицу и на каждый вдох поднимать руки, а на выдох опускать.

Гимнастика для малышей должна выполняться в хорошем настроении и в доброжелательной обстановке. Если ребенок расстроен или чувствует себя не очень хорошо, лучше отложить занятие на более подходящий момент.

Противопоказания

Как и любая другая нагрузка, дыхательная гимнастика имеет некоторые ограничения по применению. Родители должны понимать, что применять ее следует только после консультации с лечащим ребенка врачом. Противопоказания к применению отмечают следующие:

  • проблемы с позвоночником;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушения в работе нервной системы;
  • травмы и период реабилитации после хирургических вмешательств;
  • открытые и закрытые кровотечения;
  • обострение хронических болезней;
  • нарушение артериального давления;
  • внутричерепное давление.

Доктор должен тщательно осмотреть ребенка перед тем, как назначить ему дыхательные упражнения, поскольку они не могут выполняться детьми, имеющими перечень вышеперечисленных заболеваний и проблем.

Польза дыхательной гимнастики

Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто

Обратите внимание на следующие внешние признаки:

  • Бледность
  • Утомляемость
  • Сонливость
  • Медлительность
  • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
  • Дыхание через рот
  • Частые респираторные заболевания.

От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

Делать упражнения на дыхание для детей рекомендуется при следующих заболеваниях:

Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

При заболеваниях ЖКТ

Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

Улучшается циркуляция крови в мышцах.

При заболеваниях сердца

Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

При ЗРР (задержках речевого развития), ОНР (общих нарушениях речи)

Тренируются мышцы органов речи.

Игры и упражнения

Детский вариант дыхательного комплекса на одном занятии состоит из трех этапов:

  1. разминка;
  2. выполнение базовых упражнений (3–4);
  3. игры.

Приведем набор заданий для детей без индивидуальных особенностей. Цель занятия: укрепить иммунитет, выправить осанку, наладить носовое дыхание, создать комфортное психологическое состояние. Дополнительная задача к уроку: развитие речи, моторики, физической силы и выносливости.

Разминка

Состоит из основных упражнений: «Насос», «Ладошки» и «Погончики». Задания выполняются стоя, в хорошем ритме под музыку.

Следите за темпом и глубиной вдохов, выдох дети делают из рта или носа, по желанию.

Для малышей 3–7 лет достаточно проводить по 4 вдоха на 24 дыхательных цикла; подросткам и взрослым по 8 вдохов – 12 циклов.

Базовые упражнения

В один урок включайте два–три задания, меняйте их очередность, набор каждую неделю, если тренируетесь регулярно. Дошкольникам ДОУ подойдут следующие упражнения:

«Повороты»

Дети фиксируют голову прямо. Задача: поворачивать голову влево–вправо. Корпус в это время остается на месте, руки внизу. В начале поворота вдыхаем, при возвращении головы в исходное положение выдыхаем. Делаем по 4 поворота, затем следующий цикл. Между ними отдых 3 секунды.

«Кошечка»

Ребенок расставляет ноги чуть-чуть, руки сгибает в локтях и прижимает к телу

Важно сжать бока, чтобы они не раздувались при вдохе. Следите за прямотой спины

На вдохе приседаем не до конца, чуть разворачиваем тело вбок, выбрасываем руки вперед, как будто что-то хватаем. На выдохе встаем. Повороты чередуем.

«Обними плечи»

Дошкольники держат руки на плечах, локти параллельно полу, в стороне. На вдохе руки обнимают плечи, сжимая грудь с максимальной силой. На выдохе возвращаемся в начальное положение. Глаза должны смотреть вперед, голова – не изменять положения.

«Шаги»

Дети стоят прямо. Поднимают одну ногу вверх, согнув в колене, вдыхают, опускают ногу — выдыхают.

Ноги нужно чередовать. Руки можно держать на поясе или опустить вниз.

Посмотрите, как замечательно учитель делает гимнастику с ребятишками в этом видео:

Игры

Зарядку, даже лечебную, нужно проводить весело. Закончите занятие любой из нижеописанных игр. Они основаны на методе Стрельниковой, выполняются детьми с большим удовольствием.

«Водолаз»

Попросите детей представить себя искателями жемчуга, водолазами без кислородного баллона. Им нужно набрать воздух, делать это необходимо несколько раз, не выдыхая. Вдох делается носом, коротко и шумно (2–3 раза).

Потом они задерживают дыхание и ныряют (садятся на корточки). Победит тот, кто выплывет последним.

«Собираем грибы» (аналог упражнения «Насос»)

Читайте стихотворение про сбор грибочков в лесу. Дети маршируют по кругу, при каждом наклоне за грибом шумно вдыхают через носик, разгибаются — выдыхают. Каждый должен собрать по 10 грибочков.

Общие правила выполнения

Основная задача педагога — научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
Первые занятия проводите лежа на спине.
Не говорите дошкольнику: «Быстрее дыши, глубже»

Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч

Они должны быть расслаблены.
Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

Техника безопасности

Любые, даже самые полезные вещи, могут стать вредными, если не соблюдать меру. Ниже приводятся рекомендации по времени проведения дыхательной гимнастики или примерному количеству повторений. Но поскольку все дети — разные, отличаются по своим психофизическим характеристикам, никогда не достаточно просто следовать инструкциям.

Главное — ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка и заставлять его выполнять упражнения через «не могу».

Это не только отобьёт у малыша всякую охоту к дальнейшим занятиям, но и может нанести вред его здоровью. Даже если вы как будто только начали, но ребёнок отказывается выполнять предложенное упражнение, — не настаивайте. Попробуйте перейти к какому-то другому или вовсе отложите занятия, если ничего из упражнений «не идёт».

Конечно, это может быть просто капризом. Чуткий родитель или воспитатель сможет определить, в чём проблема, исходя из конкретной ситуации. Я лишь хочу предупредить, что в случае с дыхательной гимнастикой любое принуждение или форсирование — чревато, а отказ ребёнка может быть связан с какой-то физической проблемой, дискомфортом, которые он не может выразить или даже осознать.

Между тем и для детей, и для взрослых правомерно правило: все дыхательные упражнения выполняются только в абсолютно комфортном режиме.

Можно столкнуться и с обратной проблемой: когда ребёнок, заигравшись, не замечает дискомфорта и «перебора». Поэтому задача взрослого – отслеживать внешние признаки самочувствия малыша. Внимательно следите за цветом его лица. При побледнении или сильном покраснении лучше прекратить занятия.

Умеренный румянец является здоровым естественным эффектом и не должен пугать. Некоторое учащение дыхания —также нормально, но нужно следить, чтобы оно не было чрезмерным, делать паузы, чередовать более активные занятия с более спокойными. Если ребёнок жалуется на головокружение, также следует сделать паузу и подождать, когда оно прекратится. Обычно это происходит достаточно быстро. Умеренное головокружение, которое вскоре прекращается, также является реакцией в пределах нормы.

Всё сказанное выше в полной мере относится к тем группам детей, для которых обычно дыхательную гимнастику считают противопоказанной: к детям с нарушениями в шейном отделе позвоночника и некоторыми другими проблемами со здоровьем. Ни одна из них на самом деле не является противопоказанием

Но занятия с такими детьми требуют особой осторожности, и лучше их доверить специалистам

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

А. Н. Стрельникова является автором парадоксальной методики дыхания, которую она разработала совместно со своей матерью и совершенствовала в течение многих лет. Первоначально она была разработана для восстановления голосовых связок и расширения вокального диапазона у певцов, но в дальнейшем автор применила ее в лечении людей с ЛОР-патологией и при заболеваниях легких.

Несмотря на то, что многие положения этой методики противоречат физиологии, дыхательная гимнастика нашла достаточно последователей. После смерти Стрельниковой ее дело продолжил М. Н. Щетинин, который впоследствии стал автором множества книг по стрельниковской методике.

Существуют принципиальные отличия комплекса упражнений Стрельниковой от классической терапевтической дыхательной гимнастики:

Параметры Традиционная дыхательная гимнастика Гимнастика Стрельниковой
Количество дыхательных движений Точное число экскурсий не устанавливается, так как функциональные возможности у больных разные, но в норме частота дыхания составляет 16-18 в минуту (обеспечивает оптимальный сердечный ритм) Установлено точное число вдохов — 96 (стрельниковская «сотня»)
Ритм и частота Большинство упражнений направлено на урежение частоты сердечных сокращений или подстраивается под нормальный ритм сердца Количество вдохов должно быть от 60 до 72 в минуту. При этом счет дыхательных движений ведется в восьмеричной системе: 8 вдохов + 3-5 секунд перерыв. Нужно совершить 12 таких циклов, чтобы достичь «сотни». Опытным пациентам разрешается делать 3 цикла по 32 вдоха
Особенности вдоха и выдоха Практикуется спокойный или глубокий вдох и растянутый выдох через нос Делается очень короткий, резкий, усиленный вдох через нос (сравнение с хлопком в ладоши) и пассивный выдох через рот или нос
Состояние грудной клетки при дыхании Вдох производят на раскрытии грудной клетки Вдох делают на сжатии грудной клетки с помощью физических упражнений
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: