Упражнения для кистей рук и пальцев для ребёнка 5–7 лет

Пальчиковая гимнастика в детском саду

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Пальчиковая гимнастика – это проверенный инструмент для тренировки точности и координации движений верхних конечностей.

Физиологически связь между формированием навыков речи и четкостью выполнения тонких действий руками объясняется соседством в головном мозге областей, контролирующих эти процессы. Потому, упражняя пальцы ребенка уже с первых месяцев, легко можно стимулировать образование способности говорить у детей.

Совершенствование произношения – это не все плюсы занятий на моторику. Воздействие на определенные участки на ладонях и фалангах оказывает благотворное влияние на работу всех систем организма. Делая массаж этих точек или выполняя специальные действия, можно улучшить работу головного и спинного мозга, органов пищеварительной системы, выделительной и кровеносной систем.

В практике дошкольного воспитания задачи для развития моторики пальцев очень распространены и выполняют целый ряд функций. Минутные увлекательные инсценировки с пальцами позволяют избавиться от лишнего напряжения, нервозности, повышенной утомляемости воспитанников, наладить с ними психоэмоциональный контакт.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, проводимая с музыкальным сопровождением, также дает возможность привить любовь к музыке, воспитать чувство ритма, развить музыкальный слух.

Современным детям предоставлено мало возможностей для развития точности движений. Тесная взаимосвязь между возникновением речевых умений и согласованностью движений вынуждает искать способы совершенствования последней.

Совершение несложных заданий тренирует способность запоминания, учит сосредотачиваться, согласовывать произносимые слова с заданной постановкой рук. Кроме того, такого рода игры – отличное средство подготовки основы для формирования навыков письма.

В группах раннего возраста гимнастика более ориентирована непосредственно на движения. Дошкольники постарше занимают более активную позицию в процессе, выполняя необходимые действия и одновременно проговаривая соответствующие слова.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей в воспитательной практике может быть включена по сути в любой режимный момент

С помощью коротких тренировочных комплексов можно легко завладеть вниманием группы, заменяя виды деятельности, совмещать активные спортивные тренировки с другими видами занятий, помочь дошкольникам собраться и сконцентрироваться

А в ходе проведения всякого рода праздничных мероприятий и конкурсов пальчиковые постановки просто незаменимы.

Участие дошкольников в такого рода театрализованных играх оказывает содействие не только становлению координационных умений, но и стимулирует фантазию и раскрывает творческий потенциал. Представляя себя персонажем повествования, ребенок может сам придумывать реплики или пересказывать уже заученный ранее текст.

Младенчество – важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать. Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку — погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

Достижения младенца к концу первого года

  • умеет захватывать предметы;
  • удерживает их в руках некоторое время;
  • активно манипулирует с игрушками (одно — два действия);
  • хлопает в ладошки;
  • повторяет движения ручками за взрослым.

Наставления родителям

  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Развиваем моторику у грудничков!

Самые благодатные упражнения для крохи – пальчиковые игры, основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

«Солнышко ‒ колоколнышко»

Игра ‒ массаж. Родитель ласково поглаживает ладошки ребенка, побуждая его работать пальчиками: то сжимать, то разжимать. Помогает зафиксировать действия грудничка погремушкой, которую тот должен сжимать в кулачке. Кулачок – солнышко, пальчики – лучики:

Солнышко – солнышко,
Красное колоколнышко,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

«Ладушки»

Популярная народная игра для маленьких деток, которая доступна даже младенцу. Взрослый берет ручки крохи в свои ладони и, легко похлопывая детскими ладошками, произносит:

Ладушки – ладушки,
Где были? – У бабушки!
‒ Что ели? – Кашку,
Разбили чашку, хлоп!

«Тяни – тяни»

В подобном действии хорошо развивается мелкая моторика рук, мышечная сила. Взрослый вкладывает свои пальцы в ладошки ребенка, чтобы тот крепко ухватился за них. Затем, побуждая грудничка к подтягиванию, взрослый слегка тянет ручки крохи вперед, приговаривая:

Тяни холсты,
Холсты просты!
Тяни, тяни, потягивай,
Поперек, поперек, перекладывай!

Подобных игр ‒ упражнений много в арсенале народной педагогики, хорошо известны «Мальчик — пальчик», «Сорока — белобока», «Этот пальчик — дедушка…».

Важно: родителям надо стараться, чтобы тренировка ручек крохи шла постоянно, усложнять игры с учетом изменений, происходящих в психическом и физическом развитии малыша

Игрушки для мелкой моторики

Специальные игрушки для развития мелкой моторики – неотъемлемая часть игрового уголка детей. Они выполняют не только свою непосредственную функцию – развивать мелкие мышцы руки, но и воздействуют на общее психическое развитие малыша. Поэтому родителям необходимо тщательно приобретать игрушки для грудничков, которые облегчат организацию специальных занятий и одновременно развлекут кроху. К наиболее популярным игрушкам относятся:

  • развивающие (сенсорные) коврики;
  • пластиковые и деревянные погремушки с ручками разной толщины и длины;
  • музыкальные игрушки с различными клавишами и кнопками;
  • предметы со шнуровкой;
  • слингобусы, напоминающие погремушки (хорошо закрепленные на веревочке пластиковые, вязаные или деревянные бусины разной формы и цвета);
  • игрушки – сортеры (например, «Логический кубик», «Домик с ключами»).

Многие из перечисленных игрушек заботливые родители могут сделать сами.

Важно: игрушка для мелкой моторики должна быть безопасна, вести за собой развитие малыша, побуждать его к самостоятельности

Развиваем мелкую моторику

Значение мелкой моторики в подготовке руки к письму

Умение ловко работать пальчиками, а значит собирать конструктор, лепить, резать, шить, клеить и многое другое, положительно воздействует на общее развитие ребенка. Но дело не только в мастерстве что-то сделать своими руками. От развития мелкой моторики во многом зависит развитие речи, мышления и интеллекта. Умение владеть своими пальчиками прямо влияет на речевые центры мозга. Когда малыш пытается застегивать непослушные пуговицы, он не просто учится одеваться, но и заодно активизирует отделы мозга, отвечающие за речь.

Мелкая моторика в дошкольном возрасте влияет на:

  • развитие связной речи, памяти, логики, мышления, внимания;
  • готовность ребенка к письму, в процессе которого задействованы мышцы кисти и всей руки;
  • общее интеллектуальное развитие ребенка.

Развитие мелкой моторики и координации движений начинается с самого рождения малыша: сначала он сжимает и разжимает кулачки, потом пытается схватить игрушку, хлопать в ладоши, удерживать ложку в руках, а потом уже учится строить дом из кубиков, держать карандаш в руке и рисовать линии на бумаге. Этот процесс не заканчивается с поступлением в школу и требует дальнейших тренировок ловкости пальчиков.

Кроме того, уровень развития мелкой моторики у ребенка рассматривается как один из важных критериев его готовности к школе. Чтобы ловкость пальчиков у ребенка достигла высокого уровня, нужны постоянные занятия. Именно на это и направлены почти все творческие виды дошкольной и младшей школьной деятельности.

Какие занятия и упражнения развивают мелкую моторику рук:

  1. Пальчиковые игры, театр, массаж пальчиков и кистей.
  2. Физические упражнения, например, лазание по лестнице, висение на перекладинах и т.д.
  3. Творческие занятия: лепка, рисование, аппликации, вырезание из бумаги, оригами, пальчиковое рисование.
  4. Игры с песком, крупами, глиной, любыми мелкими предметами и природным материалом.
  5. Конструирование, работа с пазлами, лабиринты, мозаика.
  6. Упражнения из методики Марии Монтессори.
  7. Тренировка бытовых навыков: умение одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, наливать воду в стакан, вытирать тряпочкой стол, поливать цветы, помогать в приготовлении простых блюд и т.д.

Игры и занятия для развития ловкости пальчиков и кистей рук должны проводиться в соответствии с возрастом ребенка. Допустимо в более старшем возрасте вернуться к простым упражнениям, но нельзя заставлять малыша делать то, что он еще не может в силу своего возраста. Желательно сохранять и систематичность таких занятия, чтобы умения ребенка постоянно совершенствовались.

Пальчиковая гимнастика для малышей

Малыши познают окружающий мир через игру. Поэтому и все упражнения пальчиковой гимнастики нужно делать весело и непринуждённо. 

Гули-гули, голубок, (ладошками делаем машущие движения)Принеси нам башмачок! (просящий жест ладошкой)Синенький, хороший,  (гладим одной ладонью тыльную сторону другой)В белую горошину. (тыкаем указательным пальчиком по ладошке)

Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников

С возрастом дети всё активнее начинают играть, развивается их воображение. Для них  пальчиковая гимнастика становится более разнообразной. 

Молоточки тук-тук-тук, (кулачки стучат одновременно)Сделаем руками круг (широкий жест, каждая рука описывает полукруг)А ладошки хлоп-хлоп-хлоп, (хлопаем в ладоши)Сели бабочки на лоб (ладошками дотрагиваемся до лба несколько раз)Дождик с тучки кап-кап-кап, (по очереди  стучим указательными пальчиками стучим по коленке)Вырастает баобаб (растираем ладони, широкий жест руками вверх).Мы по лужам шлёп-шлёп-шлеп, (хлопаем ладошки по очереди по коленкам)Это маленький потоп (“бежим” пальчиками от коленок до ступней).

Пальчиковая гимнастика для старших дошкольников

Для будущих дошкольников очень важно иметь хорошо подготовленную к письму руку и развитые усидчивость и воображение. Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогут дошкольникам заложить хорошую базу перед школой

Также для разнообразия вы можете использовать различные предметы, например, карандаши, нитки, платочки.

Вот несколько вариантов использования обычных карандашей в пальчиковой гимнастике:

 — покатать карандаш между ладоней, по тыльной стороне руки;

 — нажимать карандашом на подушечки каждого пальца;

 — крутить пальчиками карандаш на столе;

 — проводить линии от локтя до кисти по всей поверхности рук;

 — накручивать на карандаш нитку или верёвочку;

 — стучать карандашами друг о друга.

Я беру карандашиИ рисую от души:Кошка, солнышко, птенецИ зелёный огурец,Две ромашки и бобёр,И расписанный ковёр,И костёр на берегу — Все нарисовать могу!

Что же прячется в ладошке?Приоткрой её немножко,Аккуратно загляни.Что внутри там? Посмотри!Это карандашик,Для наших разукрашек!В пальцах мы его покрутим,Вверх и вниз его опустим,Крепко в кулачок сожмём,В воздухе писать начнём.А ещё возьмем платочек,Скрутим ему уголочек,Завернём наш карандашИ ручкам сделаем массаж.Постучим и покатаем,Пальцам ловкости желаем.Как же стало хорошо!Будем мы играть ещё!

Не стоит забывать, что кроме пальчиковой гимнастики есть ещё много способов развивать мелкую моторику и готовить к письму руку будущего школьника. Лепка, различные техники рисования, работа с ножницами и клеем, шнуровки, мозаика, конструктор и игры с крупами — все эти действия активно формируют мышцы рук ребёнка, тем самым активно развивая дошкольника.

Ольга Шадрина,практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru

Простой комплекс физической нагрузки

Делать упражнения лучше на свежем воздухе или в проветриваемом помещении, лучше под музыкальное сопровождение. Исходное положение — ноги на ширине плеч.

  1. Руки вдоль туловища, вдыхая воздух, поднимаем руки, выдыхая, опускаем.
  2. Медленно вращаем головой в одну и другую сторону. Также делаем наклоны головы, стараясь коснуться ухом плеча.
  3. Ладони на плечах, совершаем круговые движения локтями.
  4. Руки на поясе, наклоняемся вправо и влево.
  5. Ноги расставляем пошире и наклоняемся вперед, касаясь пальцами рук пола.
  6. Приседаем с полностью прижатыми к полу стопами.
  7. Прыгаем на месте.

Конечно, можно делать более сложные упражнения, заниматься на турнике или делать акробатические упражнения, но минимальный комплекс упражнений поможет сделать физическую нагрузку доступной всем, с минимальными усилиями поддерживать организм в тонусе.

https://www.youtube.com/watch?v=CCJxSlAdLwg

Как происходит развитие мелкой моторики?

Параллельно с крупной, происходит развитие мелкой моторики. Благодаря тонким и скоординированным действиям мышц кисти (и стопы, кстати, в ряде случаев), мы держим в руках ложку, чистим зубы, пишем, режем ножницами, заплетаем косы и делаем еще огромное множество вещей

Уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста неразрывно связан с такими высшими психическими функциями как внимание, мышление, память, речь, воображение. Формирование, совершенствование и коррекция этих навыков происходят в процессе нашего развития, день за днем

Движения пальцев рук и ног новорожденного обусловлены врожденными условными рефлексами. Например, если взрослый вложит свой палец с ладошку малыша, он обхватит его (хватательный рефлекс)

Дело в том, что это действие совершается неосознанно, рефлекторно, потому что миллионы лет назад было жизненно важно для предков человека — так детеныши обезьян удерживались на шерсти матери

После 2–3 месяцев ребенок начинает пробовать координировать движения рук и подчинять их зрительному контролю. Теперь он учится осознанно брать и держать в руках предметы, которые его интересуют.

Ближе к 6 месяцам малышу становится доступным перекладывание предмета из одной руки в другую. Следующим этапом развития мелкой моторики становится освоения сначала пинцетного захвата (большим, указательным и средним пальцами), а затем — щипкового (большим и указательным пальцами).

Мелкая моторика стремительно совершенствуется в младшем дошкольном возрасте. С года до двух ребенок начинает не только брать и удерживать предметы, но и изучать их, оценивать их характеристики: форму, размер, вес, текстуру. Позднее ребенок учится методике управления предметами, которые держит в руке (динамический захват), — пробует держать в руке карандаш и рисовать им, орудовать ножницами, собирать мозаики, застегивать пуговицы и т.д.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

“Сорока-ворона кашу варила…”  — эта лёгкая считалочка известна всем с самого рождения. И не случайно! Ведь ещё наши прапрабабушки играли с пальчиками своих деток и приговаривали этот стишок. Зачем же они это делали? 

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

А вот зачем: с самого рождения двигательная активность пальцев и кистей рук имеет чрезвычайно важное значение в развитии малыша. Учёными-физиологами уже давно доказано, что между развитием мелкой моторики и всех высших психических функций ребенка существует прямая связь

Мышление, внимание, восприятие, память и, конечно, речь задействованы в процессах, связанных с мелкой моторикой. Доказано, что двигательная активность кистей рук стимулирует речевые зоны головного мозга,  так как они расположены рядом с зоной мозга, которая отвечает за развитие моторики кистей и пальцев

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский, выдающийся педагог, создатель педагогической системы, писатель.

Вряд ли, конечно, наши прапрабабушки знали о научных достижениях в области нейропсихологии и поэтому делали пальчиковую гимнастику детям. Но современные мамы и педагоги играют с детьми в пальчиковую гимнастику уже осознанно.

Пальчиковая гимнастика — это универсальный, легкий и действенный способ не только весело поиграть с ребенком, но и развивать мозг своего любимого малыша. Помимо этого пальчиковая гимнастика помогает готовить руку ребёнка к письму. Для того, чтобы сделать пальчиковую гимнастику, не обязательно знать много детских стихов и песенок, не нужно оканчивать курсы и получать образование. Всё очень просто! Например, пальчиковая гимнастика может быть такой: массаж рук, игры с маленькими мячиками и игры с пальчиками. 

Детская гимнастика

Развитию у ребёнка до 5 лет кисти способствует лепка из пластилина или глины, собирание мозаики, завязывание узлов, игры с мячиком. При этом со школьниками из-за большой нагрузки на руки при письме необходимо делать специальные упражнения для пальцев.

«Дорожка». Положите большой палец первой руки на большой палец второй руки ногтем вниз, чтобы получить 2 ступеньки. Потом своими кончиками все пальцы кладите поочерёдно друг на друга, таким образом, имитируя ходьбу.
«Петушок». Ладони сцепите в замок. Нажмите левой ладонью на тыльную часть правой. При этом ладонь необходимо разгибать таким образом, чтобы имитировать гребень петушка.
«Слоник». Безымянный и указательный, мизинец и большой – ноги слона. Вытянете средний палец как хобот

Обратите внимание, что слон должен идти медленно, ступая поочерёдно каждой ногой.
«Стоножка». Поставьте пальчики на край стола. Перебегите, перебирая ими, ко второму краю стола.
«Тесто»

Руками имитируем замешивание теста. Данное упражнение отлично разрабатывает кисти.
«Фонарики». Кулак плотно сожмите. Ладонь выпрямите, а пальцы раздвиньте, разжимайте их и сжимайте.

Перебегите, перебирая ими, ко второму краю стола.
«Тесто». Руками имитируем замешивание теста. Данное упражнение отлично разрабатывает кисти.
«Фонарики». Кулак плотно сожмите. Ладонь выпрямите, а пальцы раздвиньте, разжимайте их и сжимайте.

Для того чтобы эти упражнения сделать для детей интересными, занятие сопровождайте забавными звуками или историями.

Гимнастика для мышц кистей и пальцев рук

Пальцы рук — тонкий и вместе с тем мощный инструмент в практической деятельности человека и разнообразных жанрах искусства. Хорошо развитая кисть и сильные пальцы нужны и во многих видах спорта: спортивной гимнастике, всех видах борьбы, тяжелой атлетике и др.

Каждое упражнение выполняйте от 10 до 20 раз и постоянно увеличивайте дозировку. После каждого упражнения расслабьте кисти и пальцы, встряхните ими. В конце комплекса сделайте массаж кистей рук.

Сила пальцев рук зависит от степени тренированности мышц-сгибателей. Как показано на рис. (1-а), для их нагружения нужно взяться пальцем одной руки за большой палец другой, которую используем как неподвижную опору. Теперь с силой (F) отогнем палец, преодолевая сопротивление опорной руки. Таким же образом поочередно нагрузим остальные пальцы, а затем те же упражнения проделаем для пальцев другой руки. Упражнение можно выполнять также, одновременно захватив четырьмя пальцами большой палец другой руки (1-б). Большой палец каждой руки проработать отдельно.

Выполняя упражнение, первые сгибания пальцев проводить в легком разминочном режиме, усиливая мышечное напряжение в последующих повторах. Это правило относится и к выполнению всех других упражнений. Для тренировки разгибателей пальцев используем в качестве опоры раскрытую ладонь с выпрямленными и соединенными вместе пальцами. Упираясь в ладонь (или пальцы) слегка согнутым пальцем другой руки (1-в), с силой выпрямить его, сохраняя нажим руками во встречном направлении. Это упражнение можно выполнять и одновременно для четырех пальцев (1-г).

Тренировку сгибателей и разгибателей кисти проводим по следующей схеме.

Кисть сжать в кулак. Повернуть ее до предела к себе, преодолевая сопротивление, создаваемое кистью другой руки. Выполнить поочередно приведение (2-а) и отведение кистей (2-б) с соответствующим положением руки, которой создают сопротивление.

Более полное комплексное нагружение мышц, «управляющих» движением кисти, показано на рис. (2-в) (исходное положение) и (2-г). Обхватив пальцами верхней руки согнутую в кулак кисть другой руки, вращать эту кисть. При этом руками создают нажим во встречном направлении.

Гимнастика для пальцев

Комплекс простых упражнений, направленных на усиление здоровья пальцев на руках, называется гимнастикой. Она позволяет снять болевые ощущения, укрепить суставы, снять переутомление.

Упражнения для пальцев

Следует учесть! В случаях, когда боль вызвана различными заболеваниями, травмами, переломами или повреждениями, гимнастика может оказаться бессильной. В таких ситуациях рекомендуется предварительно обратиться к невропатологу, травматологу, хирургу.

Для того чтобы суставная гимнастика для рук лучше и эффективнее выполнялась, необходимо начать с соответствующей подготовки.

При разминке кисти сжимают в кулак и вращают по 10 раз влево и вправо. После этого руки вновь сжимают в кулак как можно сильнее и задерживают в данном состоянии в течение нескольких секунд, после чего расслабляют конечность. Процедуру повторяют по 10 раз на каждой руке.

Кисть по возможности сильнее притягивают к себе, после чего оттягивают от себя. Для этого упражнения достаточно 5 повторений.

Как можно плотнее сжав кулак, поочередно сжимают и разжимают каждый палец, стараясь сохранять неподвижными остальные. Кисть конечности помещают на ровную плоскость и вытягивают по очереди пальцы вверх.

Обратите внимание! После завершения разминки кисти рук готовы к более серьёзным упражнениям. Нужно сразу же переходить к их выполнению

Продолжительность занятий в разных возрастных группах

Продолжительность занятий для разных возрастов может варьироваться. Как правило, сами тренировки не используются в качестве самостоятельного занятия, а включаются в него как один из элементов.

Потому непосредственно тренинг чаще всего занимает около 5 мин

Поскольку долго удерживать внимание дошкольников из младших групп довольно сложно, то для них рекомендованы более короткие по продолжительности занятия

https://youtube.com/watch?v=Vf94tMn82XI

Исходя из этого, можно организовывать пальчиковые упражнения с такой продолжительностью:

Возрастная группа Вид занятия Продолжительность упражнений
От одного года до двух лет Массаж 2-3 мин
3-4 года Массаж

Гимнастика

2-3 мин

Около 5 мин

5-6 лет Гимнастика 5-15 мин

Строгих ограничений по продолжительности тренинга нет. Если задача воспринимается детьми с удовольствием, занятия можно повторить несколько раз. Однако не стоит переусердствовать в этом, чтобы интерес к подобным упражнениям не пропадал.

Пальчиковая гимнастика для пальцев рук детей, как правило, повторяется в течение дня 2-3 раза. Техники можно менять. Но следует также учитывать, что на разучивание движений требуется повторение одного и того же задания ежедневно по крайней мере в течение недели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: