Что такое логоритмика

Логоритмика для детей. что это такое и для чего нужна?

Что такое логоритмика?

Olga Apanasenko/Shutterstock.com

Логопедическая ритмика как самостоятельная наука появилась в 80-х годах прошлого века; однако о том, что движение положительно влияет на здоровье и настроение, известно очень давно. Логоритмика — это методика, объединяющая речевые упражнения, движения и музыку для коррекции различных нарушений речи. Основная цель логоритмики — развитие речи детей; однако польза от логоритмических упражнений гораздо шире:

у детей, которые регулярно занимаются логоритмикой, улучшается координация движений;
дети учатся лучше ориентироваться в пространстве;
развивается мелкая моторика;
расширяется словарный запас и кругозор;
развивается чувство ритма и музыкальный слух;
улучшается память и внимание.

Кому подходит логоритмика?

LightField Studios/Shutterstock.com

Занятия по логоритмике используются не только для коррекции, но и для профилактики появления речевых нарушений, а также для общего развития детей дошкольного возраста. Поэтому логоритмика полезна для всех детей без исключения и особенно для малышей со слабым здоровьем, ведь упражнения не только помогают научиться красиво и плавно говорить, но и оказывают общее оздоравливающее действие.

Тем не менее в первую очередь регулярные логоритмические занятия необходимы детям, у которых наблюдаются следующие проблемы:

  • заикание;
  • задержка речевого развития;
  • дислалия (неправильное произношение или замена звуков);
  • дизартрия (затруднение произношения или искажение слов, связанное с патологией нервной системы);
  • алалия (недоразвитие или отсутствие речи из-за поражения речевых центров мозга);
  • слишком быстрая или, наоборот, медленная речь;
  • плохая координация движений или недостаточно развитая общая и мелкая моторика.

Двигательный навык и его формирование

Двигательный навык – это такая степень овладения определенным движением, при котором все действия выполняются в автоматическом режиме и осуществляются при этом правильно. Несмотря на то, что человек овладел каким-то двигательным навыком, он в состоянии осознанно совершать это двигательное действие.

Сознание при этом задействуется для того, чтобы добиться поставленной задачи, для того, чтобы контролировать совершаемые движения, для того, чтобы избавиться от автоматизации в случае, если изменились условия выполнения поставленной задачи.

Формирование двигательного навыка – развитие стереотипа во время взаимодействия первой сигнальной системы со второй. Причем вторая система преобладает. Исследования показали, что существует неразрывная связь между формированием психомоторики и моторики.

Между этими составляющими личности человека существует такое огромное количество взаимосвязей, что психомоторное развитие стало использоваться по отношению как к нормальному развитию, так и к патологическому.

На первом этапе своего развития человек познает мир с помощью совершаемых телом движений и восприятия получаемых ощущений.

Человек исследует слуховые, вкусовые, зрительные и другие ощущения, что формирует его первые представления о мире. Этот уровень познания является более простым, чем интеллектуальный уровень.

Влияние логоритмики на ребенка

Согласно исследованиям В.А. Гиляровского занятия по логоритмике положительно влияют на общий тонус ребенка, на формирование его моторики, улучшают настроение, активизируют полноценное развитие центральной нервной системы, помогают активировать кору.

Согласно работам Е.В

Коноровой занятия логопедической ритмикой помогают развить внимание человека. Улучшается способность к концентрации на чем-то одном, ребенок способен усваивать больший объем информации, его внимание становится более устойчивым и более грамотно распределяется

Также заметно хорошее влияние на память человека. Причем логопедическая ритмика способствует формированию как зрительной, так и слуховой и моторной видам памяти. Также заметно влияние на логическую память и комплексную.

Многочисленные немецкие исследователи заявляют, что логоритмию можно успешно задействовать, как один из эффективных методов работы по психотерапии. Например, активно сегодня используется так называемая музыкотерапия.

Ритм оказывает огромное влияние на всю педагогическую систему. Упражнения, включающие в себя логоритмию, положительно влияют на многие отклонения в психическом и физическом здоровье человека.

Благодаря грамотному использованию логоритмических методик можно улучшить физическое состояние ребенка, помочь ему приобрести моральное равновесие, усилить его интеллектуальные способности и даже сформировать у него устойчивое эстетическое восприятие мира.

Итак, можно сделать вывод, что логопедическая ритмика сегодня очень широко используется в самых разных реабилитационных методах работы с патологиями. Это направление уже превратилось в самостоятельное коррекционное средство воздействия на людей, которое можно также использовать и совместно с музыкальными ритмическими занятиями.

Занятия по логоритмике для детей 6–7 лет

Ground Picture/Shutterstock.com

Логоритмические занятия для первоклассников не только развивают речевую моторику и слух, но и тренируют память и внимание, необходимые для успешного освоения школьной программы

«Кенгуру»

Это задание объединяет в себе чистоговорку и самомассаж. Для начала можно по отдельности потренироваться в произношении слогов и выполнении движений, а затем сделать всё вместе:

Ру-ру-ру — рано-рано поутру

(массируем точку в середине грудной клетки)

Ру-ру-ру — прискакал к нам кенгуру.

(массаж точек над бровями)

Ра-ра-ра — закричал: «Вставать пора!» 

(массаж крыльев носа)

Ра-ра-ра — начинается игра!

(слегка пощипываем щёки)

Ри-ри-ри — будем прыгать: раз, два, три!

(трижды тянем вниз мочки ушей)

Ры-ры-ры — нет счастливей детворы!

(хлопаем в ладоши)

«В лесу»

Это задание на развитие фонематического слуха выполняется следующим образом: взрослый перечисляет названия грибов и ягод, растущих в лесу, а ребёнок должен услышать в этих словах определённый звук и хлопнуть в ладоши (или ударить в бубен, например). Допустим, необходимо услышать звук в следующих словах: белый, волнушка, подосиновик, калина, малина, клубника, мухомор, черёмуха, груздь, брусника и т.д. Тема может быть любой, как и звук, который нужно расслышать.

«Эхо»

Ритмическая игра «Эхо» направлена на развитие слуха и внимания. Сначала нужно пропеть песенку, хлопая в ладоши:

Эхо, эхо, вот потеха!

Не могу сдержать я смеха!

Поиграю я в игру:

Всё, что хлопнешь — повторю. 

После этого взрослый отбивает руками простой ритм, а ребёнок повторяет. Если он допускает ошибку, снова поётся песенка и упражнение повторяется, но с другим ритмическим рисунком.

Скороговорки

В логоритмике скороговорки не только помогают отработать произношение отдельных звуков, но и тренируют речевое дыхание. Выбирайте любые скороговорки исходя из того, какие звуки даются вашему ребёнку с трудом; главное — произносить их на одном выдохе:

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.

У четырёх черепашек четыре черепашонка и т. д.

«Угадай по интонации»

Задача ребёнка — изобразить разные эмоции при помощи междометий («Ах!», «Ох!», «Ай!» и др.), мимики и жестов: испуг («Ой-ой-ой!»), недовольство («Ай-ай-ай!»), удивление («Ах!») и другие. Задача взрослого или других детей — угадать, что изобразил ребёнок.

Статья была полезной? Подписывайтесь на рассылку от нашего блога — раз в месяц будем собирать лучшие материалы и отправлять вам на почту!

Где проводить занятия

Для того, чтобы заниматься с малышом, не обязательно проводить уроки только у логопеда. Логоритмика тем и хороша, что она может быть легко применима и в домашних условиях.

Проконсультироваться с логопедом все же нужно, чтобы знать, как именно направить и на что обратить внимание, если у малыша действительно наблюдаются серьезные нарушения в речевом развитии. Если есть возможность проводить занятия у логопеда или в группе детей, то это также хорошо

Малышу намного интересней вместе с другими детьми повторять упражнения, к тому же это дополнительная социализация ребенка

Если есть возможность проводить занятия у логопеда или в группе детей, то это также хорошо. Малышу намного интересней вместе с другими детьми повторять упражнения, к тому же это дополнительная социализация ребенка.

Рассмотрение понятия «ритмика»

С точки же зрения педагогики ритмика – это система, состоящая из набора физических упражнений, которые связывают движения с музыкой.

Ритмика – это обязательное составляющее воспитания детей. Особенно это касается раннего возраста. С помощью ритмики можно достичь гармонии в физическом развитии детей, помочь приобрести музыкальные слух и память, добиться выразительности в движениях ребенка.

Логопедическая ритмика помогает детям понимать музыку, осваивать искусство танцев и разучивать песни.

Занятия ритмикой содержат такие упражнения, как прыжки, бег, гимнастика, танцы, имитация в движениях. Таким образом оказывается воздействие на чувство ритма, что активизирует моторные реакции человека.

Благодаря восприятию ритма человек начинает испытывать множество кинестетических чувств. Активизируется одновременное напряжение мышц разгибателей и сгибателей, чем достигается периодическое расслабление и напряжение без физического изменения положения органов. Особенно эффективны упражнения, когда ребенок хорошо воспринимает акценты.

Типы движений

Существует два типа движений: это могут быть реальные движения, а могут быть воображаемые.

Реальные движения также можно разделить на две условные группы. Это зачаточные действительные движения и полные действительные движения. Зачаточные появляются в результате взаимодействия голосовых мышц и вспомогательных элементов речевой системы с Центральной нервной системой. Иннервация существует также и у губных мышц, мышц пальцев и у многих других групп мышц. Полные движения носят законченный характер и легко определяются внешне. Например, человек ритмично качает ногой или головой, а также размахивает руками.

Логоритмические упражнения для самых маленьких

BlueOrange Studio/Shutterstock.com

Занятия с малышами до двух лет носят пассивный характер. Тем не менее они помогают не только укрепить связь между мамой и малышом, но и способствуют развитию общей и мелкой моторики.

С самого рождения ребёнка рекомендуется читать ему стишки и потешки, петь песни и хлопать в ладоши в такт. Когда малышу исполнится годик, берите его ладони в свои и помогайте хлопать; когда он станет чуть старше, он сможет повторить это и другие движения самостоятельно.

Важно следить, чтобы ребёнок не устал; заниматься логоритмикой с детьми 1–2 лет стоит не дольше 15 минут в день. Примеры упражнений мы приведём ниже

«Изобрази животное»

Это звукоподражательное упражнение научит малыша повторять движения и звуки, которые издают разные животные. Например, взрослый изображает уточку, показывая, как она ходит и хлопает крыльями, и приговаривает «кря-кря-кря», а малыш должен это повторить.

Игра на музыкальных инструментах

Для выполнения этого упражнения подойдёт барабан, ксилофон или маракас. Малышу необходимо не просто сыграть на инструменте, но и попытаться попасть в ритм, задаваемый взрослым: например, взрослый играет простую композицию из нескольких звуков, а ребёнок её повторяет. Затем можно постепенно усложнить задание, пытаясь аккомпанировать мелодиям детских песенок.

«Зарядка»

Упражнение выполняется под музыку; взрослый читает стихотворение и демонстрирует движения, которые малыши повторяют за ним:

Мы ногами топ-топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп,

И туда, и сюда

Повернёмся без труда.

Мы головками кивнём,

Дружно ручками взмахнём, 

Мы подпрыгнем высоко,

Прыгать вместе так легко!

И туда, и сюда,

Повернёмся без труда. 

«Прилетели гули»

Взрослый включает подходящую музыку, показывает движения и проговаривает текст; малыши повторяют за ним:

Ой, люли-люли 

(дети взмахивают руками, изображая взмахи крыльев)

Прилетели гули.

Прилетели, прилетели,

На головку сели. 

(руки опускаются на голову) 

Эффективность и результативность этого метода

В результате проведения логоритмических занятий происходит решение следующих задач:

Малыши получают способность более точно выполнять артикуляцию звуков.
У них производит улучшение фонематического восприятия.
В результате развитие речевой сферы происходит увеличение лексического запаса.
При проведении логоритмических занятий улучшается слуховое внимание и усиливается двигательная память.
Под руководством логопеда происходит развитие общей и мелкой моторики, которое тесно связано с совершенствованием мышления ребенка.
Малыш учиться выполнять четкие скоординированные движения в соответствии с произносимой речью.
Совершенствование мелодико-интонационных характеристик речи.
Развитие детской творческой фантазии.

Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет

При регулярных занятиях эффект будет наибольшим.

Движение и двигательные умения

Движение – это одна из главных особенностей, характеризующих живых существ. Движение становится более совершенным по мере развития живого мира. Считается, что максимальной степени развития движения достиг именно человек, ведь его организм – это лучшая саморегулирующая система, взаимодействующая с окружающей средой.

Движение – это уравновешивающий механизм в системе, работающей по принципу «организм-среда». Человек не просто вступает в гармонию с окружающей его средой, но умеет приспосабливаться к ней. Причем процесс приспособления интересен тем, что человек не только совершенствует и изменяет самого себя, но и вносит коррективы в саму окружающую его среду в процессе адаптации к ней.

Таким образом, движение человека очень отличается от движения всех других живых существ. Человек действует сознательно. Его движения обусловлены не только биологическими потребностями, но и социальными. Движение также становится для него средством профилактики заболеваний, их излечения и реабилитации после них.

Существует также понятие «двигательное умение». Это такая степень овладения определенным движением, при которой человек сосредоточен на правильном выполнении всех элементов данного движения.

Что такое ритм?

Для каждого движения существует свой ритм. Например, работа сердца, дыхания, бег или ходьма – все это подчинено ритму. Ритм настолько естественен для человека, что перекочевал из разряда физического мира в мир интеллектуальный. Умственный труд, стихотворения, чередования отдыха и работы – все это также подчинено определенным ритмам.

Ритм пронизывает все космическое пространство. Для каждого явления имеется свое определение понятию «ритм». Но можно смело сказать, что ритму подчинено все живое. И человек перенял это свойство: он вложил ритм в различные жанры искусства: везде есть ритм в той или иной форме.

Основной особенностью ритма являются повторения, которые соблюдаются более или мене строго. Однако в искусстве часто ритм не характеризуется тем, что повторения возникают периодично.

Ритм можно воспринимать, как определенный порядок, существующий в явлениях, процессах или в предметах. Порядок этот может быть пространственным либо временным.

Согласно Б.М. Теплову под ритмом нужно воспринимать любую организацию по времени.

Ритм проявляется в том, что существует ряд раздражений, которые следуют друг за другом равномерно и распределяются на группы, которые могут быть одинаковыми или разными. Однако стоит учесть, что не всегда группа и распределение по группам в течении времени является ритмом.

Очень важно для образования ритма существование так называемых акцентов. Под акцентами мы подразумеваем те раздражения, которые более сильные и выделяются на фоне остальных

Если нет акцентов, то нет и ритма.

Получается, что для образования ритма необходимо выполнение двух условий: распределение последовательно размещенных во времени или пространстве раздражителей, которые формируются вокруг акцентов. Психологическая и педагогическая науки по-разному рассматривают понятие ритма. С точки зрения психологии ритм – это метрортим. Ритмика проявляется в своем широком значении.

Какие технологии и задания используются в логоритмике (+таблица)

Логопедическая ритмика определение основные понятия логопедической ритмики

Для понимания сущности логопедической ритмики необходимо объяснить, что такое движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-двигательное воспитание, подвижные игры, кинезитерапия, лечебная ритмика, логопедическая ритмика. Отражая различные явления, данные понятия тесно связаны между собой. Они возникли в разные периоды развития общества. Содержание их углубляется, уточняется по мере развития различных наук о человеке.

Рассмотрим лишь те, которые необходимы для изучения данного курса.

Движение является основным биологическим качеством живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы. Наивысшего совершенства движение достигает в филогенетическом развитии человека, организм которого является саморегулирующейся подсистемой в системе «организм-среда». Движение — один из основных механизмов уравновешивания в этой системе. Организм человека не просто уравновешивается со средой, но активно приспосабливается, адаптируется, и в процессе этой адаптации он, с одной стороны, усовершенствуется структурно и функционально, а с другой — активно изменяет и приспосабливает среду. В данном процессе движение у человека приобретает специфический, качественно новый характер, который обусловлен сознательным, социально-биологическим характером деятельности человека. Движение используется и как мощный фактор профилактики, лечения и реабилитации.

Двигательное умение определяется как степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи.

Двигательный навык — такая степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически и действия отличаются высокой надежностью. Наличие выработанного двигательного навыка не исключает осознания двигательного акта в целом. Сознание необходимо для выполнения поставленной двигательной задачи, для контроля за движением и в некоторых случаях даже частичной деавтоматизации навыка, в связи с неожиданно изменившимися условиями выполнения двигательной задачи. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальной систем, с преобладающим значением последней. Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь так сильна, а нарушения психического развития создают такие многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, что определение «психомоторное развитие» используется в отношении как нормы, так и патологии.

Различия в особенностях занятий логоритмикой для разных возрастных групп и категорий детей (+таблица)

В данной таблице представлено сравнение ключевых черт занятий логоритмикой, выделяя особенности в подходе к взрослым, детям младшего возраста, детям старшего дошкольного возраста, детям с ограниченными возможностями здоровья и занятиям в детском саду.

Особенности Логоритмика для взрослых Логоритмика для детей 1-2 лет Логоритмика для детей 3-4 лет Логоритмика для детей с ОВЗ Логоритмика в детском саду
Целевая группа Взрослые с проблемами в области произношения и коммуникации Младенцы и дети раннего возраста Дети старшего дошкольного возраста Дети с особыми образовательными потребностями Дети в возрасте от 3 до 6 лет
Методы обучения Индивидуальные сессии, групповые тренинги Игровые формы, музыкальные и ритмические упражнения Игры с использованием словесных конструкций, тематические занятия Индивидуальные занятия, адаптированные к потребностям Игровые элементы, тематические дни, интеграция в образовательные занятия
Содержание занятий Коррекция произношения, развитие коммуникационных навыков Стимуляция первых звуков, формирование интереса к языку Развитие речи, формирование лексического запаса, обучение общению Улучшение артикуляции, использование технологий ТАДК Развитие речи, социальных навыков, логического мышления
Технологии Возможно использование специализированных приложений и программ Игры, приложения с интерактивными упражнениями Игровые приложения, аудио- и видеоуроки с образовательным контентом Программы с адаптацией под особенности ребенка, ТАДК Музыкальные и языковые приложения, игры на планшете
Роль взрослых Поддержка, стимулирование активного участия Активное взаимодействие, создание поддерживающей атмосферы Организация занятий, поощрение, мотивация Создание атмосферы доверия, стимуляция активности Обеспечение поддержки, стимулирование интереса, контроль за процессом
Перспективы развития Улучшение произношения, развитие эффективных коммуникативных навыков Формирование интереса к языку, подготовка к следующим этапам обучения Развитие речи, логического мышления, социальных навыков Улучшение артикуляции, развитие навыков общения Развитие речи, социальной адаптации, подготовка к школе

Понятие «логопедическая ритмика»

Разные ученые по-разному определяют логоритмику. Например, для Э. Килинской-Эвертовской более близко широкое понимание этого термина, которое включает в себя всю систему музыкальных упражнений двигательного характера, применяемую для коррекции речевых нарушений

Важно понимать, что логопедическая ритмика – это лишь отдельный раздел гораздо более широкой сферы – логопедии

А. Розенталь пишет о том, что под логоритмикой нужно понимать те методы коррекционной работы, которые основываются на музыкальных ритмах с помощью слов. Он говорит о том, что логоритмическое влияние очень мощно и способно эффективно справляться со многими логопедическими патологиями.

В.М. Бехтеров также активно изучал эту методику.

Он выделил главные цели логоритмических занятий:

  • определить, какие есть у человека ритмические рефлексы, научить ребенка правильно реагировать на те или иные слуховые или зрительные раздражители;
  • привести к гармонии работу ЦНС;
  • снять излишнее возбуждение у некоторых детей;
  • активизировать двигательную активность у детей, склонных к заторможенности;
  • избавить ребенка от неэффективных и лишних движений.

Актуальность логоритмики на сегодняшний день

Сегодня очень модны методики раннего развития малышей. Ними увлекается большинство родителей. Основное направление в таком развитии направлено на интеллектуальный рост ребенка.

Родители, начиная с пеленок, знакомят его с цифрами буквами. Это приводит к тому, что головной мозг отвлекается на формирование центров, ответственных за навыки письма, чтения и умение считать. При этом недостаточно развиваются психомоторные возможности головного мозга, а их восполнить в будущем практически невозможно.

Это не говорит о том, что методики раннего развития вредны или небезопасны. Они имеют право быть, но при этом родители не должны забывать о необходимости внедрения в занятия с малышом упражнений по логопедической ритмике.

Проводя ее дома или в детском саду, вы позволяете вашему крохе гармонично развиваться в соответствии с его возрастом.

Логоритмика для дошкольников

Когда у ребёнка начинает формироваться речь, важно любыми способами стимулировать речевую деятельность. Логоритмические упражнения помогают развивать мышцы речевого аппарата и мелкую моторику, тренировать дыхание и артикуляцию

Комплекс упражнений для детей 3–4 лет

ShutterCo/Shutterstock.com

При разучивании упражнений с ребёнком 3–4 лет новый материал вводится поэтапно: сначала разучиваются движения, затем — слова. Продолжительность занятия не должна превышать 20 минут.

«Кот учёный»

Это упражнение на улучшение координации выполняется без музыки. Дети медленно проговаривают текст стихотворения и выполняют соответствующие движения вместе со взрослым:

Вот идёт учёный кот,

(шагают на месте и перебирают руками, как лапками)

Притаился, мышку ждёт.

(садятся на корточки, подперев подбородок кулачком)

Мышка норку обойдёт,

(кружатся на месте)

И к коту не попадёт!

(разводят руки в стороны и качают головой)

«У жирафов»

Далее упражнение выполняется под музыку, при этом ребёнок показывает на соответствующие части тела:

У жирафов пятна, пятна, пятнышки везде,

У жирафов пятна, пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках и т.д. 

«Прятки»

Артикуляционное упражнение «Прятки» выполняется так: сначала «прячем» язык во рту, плотно сомкнув губы, а затем широко улыбаемся, показывая зубы. Выполняем несколько раз.

«Цветок»

Для этого упражнения возьмите мягкую игрушку или заколку для волос в виде цветка. Предложите ребёнку «вдохнуть» аромат цветка, а на выдохе произнести «Пахнет!». Затем нужно вдохнуть снова и на выдохе произнести «Как пахнет!». С каждым разом фраза будет всё длиннее: «Ах, как пахнет!», «Ах, как вкусно пахнет!» и «Ах, как вкусно пахнет цветок!». Упражнение направлено на тренировку речевого дыхания.

«Качели»

Это дыхательное упражнение выполняется в положении лёжа на спине. Ребёнок кладёт на живот игрушку, его задача — «покачать» игрушку на качелях. Сначала он делает глубокий вдох так, что живот раздувается, и игрушка поднимается вверх. Затем на медленном выдохе живот сдувается, и игрушка опускается.

Комплекс упражнений для детей 5–6 лет

Oksana Shufrych/Shutterstock.com

Старшие дошкольники могут не просто разучивать стихотворения и песни, но и сами придумывать движения к ним

К упражнениям из предыдущего комплекса добавляются чистоговорки, логопедическая гимнастика, задания на внимание и коммуникативные игры

Чистоговорка на звук

Са-са-са: в норке спит лиса.

(складываем ладони и кладём их под голову)

Су-су-су: смотрим на лису.

(складываем ладонь козырьком и прижимаем ко лбу)

Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.

(делаем вид, что поглаживаем лисий хвостик)

Се-се-се: знаем сказку о лисе.

(топаем ногами или хлопаем в ладоши)

Самомассаж «Черепаха»

Во время выполнения этого упражнения ребёнок слегка пощипывает свои руки, плечи и ноги, при этом проговаривая стихотворение:

Шла купаться черепаха

И кусала всех со страха:

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

«Печатная машинка»

Исходное положение — ноги вместе, руки на поясе. На счёт «раз» ребёнок подпрыгивает и разводит ноги в стороны; на счёт «два» — хлопает ладонями по коленям; на счёт «три» — разводит руки в стороны; на счёт «четыре» — хлопает в ладоши. Когда ребёнок научится выполнять упражнение в замедленном темпе, можно постепенно усложнять его, наращивая скорость или меняя движения.

Упражнения на мимику

Взрослый демонстрирует движения отдельных лицевых мышц, озвучивая, что он изображает, а затем повторяет всё вместе с ребёнком:

  • «надуваем шарик» — раздуваем щёки;
  • «кошка шипит» — оскаливаем зубы;
  • «бука» — хмурим брови;
  • «удивляемся» — поднимаем и опускаем брови;
  • «плакса» — зажмуриваем глаза.

Когда будут освоены отдельные мимические движения, можно усложнить задание и попробовать показать различные эмоции: испуг, радость, изумление и т.д.

«Футбол»

Задача ребёнка — произнести одну и ту же фразу по-разному. Взрослый начинает каждую строку, а ребёнок продолжает её с определённой интонацией:

Сказала тётя: «Фи, футбол!» 

(с пренебрежением)

Сказала мама: «Фу, футбол!»

(с неприязнью)

Подумал папа: «Мм, футбол!»  

(мечтательно)

А я ответил: «Во, футбол!» 

(последнюю фразу ребёнок произносит с восторгом и поднимает большие пальцы обеих рук вверх) 

Диагностика детей раннего возраста

За консультацией логопеда чаще всего обращаются, когда малышу исполняется 3 года. Но чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее она будет. Логопедическое обследование, проводимое с детьми раннего возраста, позволит увидеть полную картину речевого развития

Родителям стоит обратить внимание на состояние моторной сферы:

  • может ли малыш стоять на одной ноге;
  • на качество прыжков и бега на месте;
  • как ребенок держит карандаш, делает аппликации;
  • может ли повторить ритмический рисунок.

Если малыш неловок, старается избегать заданий, требующих тонких дифференцированных движений пальцами (вырезание, аппликация), не может повторить ритм – это может быть признаком речевого нарушения. Если к полутора годам он не говорит, использует в основном мимику и жесты – стоит обратиться к специалисту.

Современные технологии логопедической помощи детям раннего возраста позволяют максимально скорректировать речевое нарушение. Работа строится на формировании правильного произношения гласных, губно-губных, губно-зубных, заднеязычных и переднеязычных звуков. Все упражнения стоит дополнять пальчиковой гимнастикой. Все это благоприятно скажется на состоянии моторной сферы и развитии детской речи.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕДМЕТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.

Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Как учебная дисциплина логопедическая ритмика обогащает знания студентов методиками коррекционной работы.

1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом — многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлении и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей. При реализации образовательных задач люди с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию людей с речевой патологией. Решение воспитательных задач содействует:

Логопедическая ритмика для дошкольного возраста

Многими педагогами уделяется особое внимание именно ритмическому воспитанию речи у малышей дошкольного возраста. Упражнения в возрасте от 3 лет могут проводиться в течение получаса

Это пальчиковые и подвижные игровые комплексы.

Чем старше возраст ребенка, тем сложнее должны быть занятия.

Несмотря на всю свою простоту проведения, логопедические ритмические занятия также имеют ряд правил, которых необходимо придерживаться.

Упражнение основывается на повторении движений за взрослым. Нет необходимости в разучивании всего речевого материала. На первых занятиях взрослый сам проговаривает стихотворение или поет песенку, сопровождая это движениями.

Задача ребенка – повторить движения и постепенно подхватывать слова из текста. Спустя несколько таких занятий, малыш уже сам будет безошибочно повторять все словосочетания в необходимом ритме.

  • Логопедическая ритмика – это занятия, которые должны проводиться не каждый день. Достаточно двух раз в неделю. Для детей, страдающих на заикание, занятия должны проходить до 4 раз в неделю. Лучшее время – это вторая половина дня.
  • Старайтесь привлечь детей к занятию. Им должно быть интересно. Вовлеките в работу любимые игрушки, яркую одежду, картинки, всех членов семьи. Не стоить начинать, если малыш не в настроении. Подберите удобное время для крохи.
  • Все упражнения повторяются по нескольку раз, пока их выполнение полностью не будет освоено детьми. Необходимо правильно подбирать и музыкальное сопровождение.

Занятия имеют гибкую структуру, нужно подстраиваться под ребенка. Если что-то не получается или тяжело дается малышу, то задание нужно упростить.

И наоборот, если возникают трудности в произношении того или иного звука, то лучше больше внимания уделить именно этим упражнениям.

Не бойтесь, экспериментируйте

Важно соблюдать основную характеристику – единство музыки, движения и речи

Логоритмика для детей от 3 лет включает в себя следующие элементы упражнений:

  • хождения с изменением направления;
  • на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • по пению;
  • на развитие речевого аппарата;
  • на развитие мелкой моторики.

Логопедические занятия должны быть разнообразными: как легкими, так и сложными и подбирать их нужно в соответствии с возрастом. Так, для занятий с ребенком 2–3 лет можно использовать стихи Агнии Барто. Они легки для понимания и усвоения. Для ребятишек, начиная с 5 лет, идеально подойдут стихотворения Корнея Чуковского.

Вы должны понимать, что быстрого эффекта от таких занятий может и не быть

Важно набраться терпения и заниматься постоянно. Первые результаты будут заметны даже через полгода или через год

Не сердитесь и не расстраивайтесь, если у малыша не будет получаться.

Он маленький и только учится, хвалите и гордитесь его достижениями. Если ребенок ощутит ваше недовольство, он замкнется и категорически не захочет продолжать занятия. Вы как самый родной для него человек должны верить в успех своего ребенка.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: