Детский сад № 101 г. витебска «солнышко»

Осложнения заикания

Заикание сопровождается разными осложнениями. Ребенок, который заикается, начинает избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается его круг общения. Как следствие, он становится мнительным, настороженным, стеснительным, остро чувствует разницу между собой и ровесниками. У мнительных детей постепенно усугубляется чувство собственной неполноценности.

По мере взросления ребенка он становится пугливым и раздражительным, что угнетает психику и тем самым сильнее усугубляет заболевание. Проблемы с социальной адаптацией неизбежно ведут к ухудшению успеваемости в школе. Частые осложнения заикания — боязнь речи (логофобия) и боязнь произносить определенные звуки (звукофобия).

Слайд 10Наличие зеркальных нейроновRizzolatti, G., Fadiga, L., Gallese, V. and Fogassi, L.

«Premotor cortex and the recognition of motor actions» p 131-141 in Cognitive Brain Research, No. 3, 1996  (Риззолати и др. Премоторный кортекс и узнавание двигательных действий)Зеркальные нейроны (MIRROR NEURONS) были обнаружены известным итальянским нейрофизиологом Джакомо Ризолатти в экспериментах на низших приматах в 1992год(публикация 1996г.)Обнаруженная им у высших млекопитающих (включая человека) система зеркальных нейронов активируется при наблюдении за действиями других субъектов и служит инструментом обучения через подражание («обезьянничанье»). Зеркальные нейроны обеспечивают правильное психическое развитие детей и адекватное поведение взрослых, формирование сознания и способности к коммуникации. 

Слайд 38Кортексин® НейропластичностьКОРТЕКСИН® способствует:Восстановлению баланса нейромедиаторов (D, S, Glu, ГАМК) в структурах мозгаИзменению

структуры и активности синапсовМодуляции электрической активности нейроновВосстановлению межнейрональных взаимодействий

1. Карантыш Г.В. Онтогенетические особенности поведенческих реакций и функциональных изменений в мозге крыс в моделях ишемии/гипоксии// Дисс. …док. биол.наук: 03.03.01 – Физиология. Ростов-на-Дону, 2014. – 308 с. 2. Правдухина Г.П. Влияние кортексина на структурно-функциональное состояние межнейронных синапсов развивающейся коры большого мозга белых крыс после внутриутробной острой ишемии// Бюллетень сибирской медицины, 2008. Прил. 2. – С.121-124. 3. Шабанов П.Д., Вислобоков А.И. Нейронопротекторное действие кортексина и кортагена// Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, 2013 – №2 – Т11. – С. 17-25.

Психологические симптомы

Основное психологическое проявлением заболевания — чувство неполноценности. Чем сильнее больной концентрируется на своем дефекте, тем он больше усугубляется. Выделяют три степени фиксации внимания больного на своем заболевании, которые отличаются между собой выраженностью психологических симптомов.

  1. Для нулевой степени фиксации характерно, что дети не замечают своего дефекта либо же не испытывают из-за него ущемленности. При этом отсутствуют попытки устранить дефект, больной не чувствует обиды или стеснения из-за заикания.
  2. Умеренная степень фиксации наблюдается у старших школьников, которые стесняются дефекта, а также всячески стараются его скрыть.
  3. При выраженной степени фиксации ребенок страдает от чувства неполноценности, концентрируется на своей проблеме и боится общаться с другими людьми.

Слайд 11 Развитый мозг не только дает команду на движение, он вначале моделирует

будущее действие, опережая его, видя его как будто заранее. Как это описывал П.К. Анохин еще в 1955 году, в мозге с помощью афферентных систем строится афферентная модель будущего движения со всеми его временными и пространственными параметрами. Он «предвосхищает» афферентные свойства того результата, который должен быть получен в соответствии с принятым решением, и, следовательно, опережает ход событий в отношениях между организмом и внешним миром. При рассогласовании параметров идеального, афферентного образа движения и реального результата центр вносит соответствующую поправку в эфферентную систему.
Развитый мозг моделирует не только то, что видит непосредственно, он может помнить то, что моделировал когда-то, о чем, в частности, свидетельствует феномен фантомных ощущений при потере конечностей. Практически все люди, потерявшие конечности, испытывают фантомные ощущения, у 80% из них эти ощущения носят характер болей. Компьютерная томография показала, что мозг продолжает хранить образ ампутированного органа, вследствие чего потерянная рука и нога ощущается человеком как живая.Похожий феномен: живое ощущение от воображаемого предмета. Вспомните желтый и кислый лимон, а точнее как вы кладете дольку кислого лимона себе на язык. Слюна пошла? Отлично! Значит, у вас тоже есть нейроны, который возбуждаются только на представление о тех или иных событиях.

Сравнение видов по типу судорог

В таблице ниже приведены основные характеристики каждого типа заикания:

Характеристика Типы заикания
Клоническое Тоническое Тонико-клоническое
Общее определение Заикание клонического типа возникает в результате клонических судорог мышц речевого аппарата, что сопровождается непроизвольным ритмичным и многократным мышечным сокращением. Тоническое заикание у ребенка и взрослого спровоцировано продолжительным напряжением речевых мышц, так называемыми тоническими судорогами. При этом в таком состоянии могут находиться и другие группы мышц, чаще всего дыхательные. Заикание тоно-клонического типа , смешанный тип, характерный для большинства заикающихся людей. В зависимости от ситуации и возраста возможно преобладание какого-то одного типа судорог.
Симптомы
  1. Многократное повторение отдельных звуков, слогов или целых слов, обычно заикание у ребенка или взрослого приходится на начало слова, первого слога или предложения, например то-то-то-тополь и т.д.
  2. Повторение звука больше двух раз характерно для начальной стадии заикания.
  3. Формируется укороченный выдох.
  4. Смягчение проявлений во время разговора шепотом, либо при пении.
  5. Появление сопутствующих движений, таких как наклоны головы, закрывание глаз, переступание с ноги на ногу.
  1. Возникает при попытке начать разговор.
  2. Продолжительные паузы при разговоре.
  3. Напряженное произношение определенного звука.
  4. Судорожное заикание и затянутое озвучивание согласных у детей и взрослых, например т-тополь, к-колесо.
  5. Растягивание гласных звуков.
  6. Мышцы лица и шеи заметно напрягаются.
  7. Недостаток воздуха, вследствие продолжительного спазмирования дыхательных мышц, длительностью до нескольких секунд.
  8. Сопутствующие движения проявляются в виде сжимания кулаков, откидывания головы.
  1. Поочередное проявление симптоматики клонического и тонического типа.
  2. Возможно одновременное повторение слогов и слов с длительными задержками и паузами.
Причины возникновения
  1. Генетическая предрасположенность – около 20% случаев заикания имеют наследственный характер.
  2. Повышенные стрессовые и эмоциональные нагрузки, например сильный испуг, страхи, а также постоянные семейные конфликты. Заикание, спровоцированное нервным потрясением, обычно, проходит к подростковому возрасту самостоятельно в 80% случаев.
  3. Органическое поражение ЦНС в грудном возрасте, либо при тяжелых родах, сопровождающихся травмой головы и шеи младенца.
  4. Повышенная речевая нагрузка в дошкольном возрасте. Усиленные занятия по развитию речи, которые не соответствуют возрасту ребенка, особенно при разучивании длинных стихов и преподавании иностранного языка без специальной методики.
  5. Некоторые специфические инфекционно-воспалительные заболевания могу спровоцировать появление речевых судорог, такие как скарлатина, корь, дифтерия и коклюш.
  1. Острые и хронические стрессовые нагрузки. К острым относятся: внезапное сильное потрясение, либо приступы гнева, хронические представляют собой длительную разлуку с близкими или постоянные конфликтные ситуации дома и вне его.
  2. Тонический тип может быть следствием заикания клонического типа.
  3. Наследственный фактор обусловлен предрасположенностью ребенка, если кто-то из родственников имеет данное отклонение.
  4. Черепно-мозговые травмы в детском возрасте.
  5. Неблагоприятный речевой климат дома. Это могут быть повышенные требования к развитию речи ребенка, а также наличие двух языков в семье.
Данный тип заикания может быть спровоцирован любыми причинами, приводящими к клоническим судорогам речевой мускулатуры или тоническим.
В каком возрасте проявляется
  1. Появление клоно-тонического заикания характерно для возраста от двух до шести лет. Это связано с активным развитием речи на фоне неокрепшей нервной системы, а также слабой слуходвигательной. Организм наиболее подвержен неблагоприятным внешним воздействиям в этом возрасте.
  2. Возможно позднее проявление клонического заикания в 7 лет, связанное с поступлением в школу.
  3. Подростковый период 15-17 лет, что связанно с гормональной и психологической нагрузкой.
Основное проявление заболевания встречается в период 4-5 лет. Однако при негативном воздействии внешних факторов заикание данного типа может проявиться в любом возрасте. Первое проявление может возникать в возрасте трех лет. Наиболее часто встречается в 4-6 лет. Возможно проявление в подростковом периоде 15-17 лет.

Подробнее о формах заикания расскажет видео:

Степени фиксации на заикании

При исследовании заикания В.И. Селиверстов выявил феномен фиксированности заикающихся на речевом дефекте

Заикающийся человек фокусируется на своем состоянии, уделяет ему повышенное внимание, переживает. Эмоциональное отношение к заиканию приводит к снижению самооценки, вызывает коммуникацию с обществом, тревожность, агрессивность, сложности в учебной деятельности

Выделяют три степени проявления фиксации.

Нулевая степень фиксации. Заикающийся не испытывает ущемления от сознания дефекта или не замечает его. Человек не стесняется, не обижается и даже не пытается преодолеть свой недуг.

Умеренная степень фиксации. Человек знает о своем недостатке, переживает, стесняется своего речевого дефекта. Заикающийся пытается скрыть его, снижает объем общения, пытается замаскировать.

Выраженная степень фиксации. Человек испытывает постоянное тягостное чувство неполноценности и каждый свой поступок оценивает в контексте своего речевого недуга. Заикающийся зацикливается на речевых неудачах и глубоко переживает их. Развиваются болезненные страхи перед речью, людьми и обществом.

Лечение заикания

Устранить речевой дефект больному поможет логопед. Однако если судороги возникли из-за поражения центральной нервной системы, лечением патологии должен заниматься невролог. Избавиться от заикания, вызванного психотравмирующей ситуацией, поможет психолог. В основе лечения от заикания лежит восстановление нормального функционирования речевого круга, в особенности торможение центра Брока.

Лечение от заикания включает в себя целый комплекс методик:

  • медикаментозную терапию;
  • иглоукалывание;
  • выполнение логопедических упражнений;
  • дыхательную гимнастику;
  • гипноз и другие.

Все эти методики направлены на решение разных проблем. В частности, гипноз позволяет выявить глубинные причины патологии. Однако для лечения малышей этот метод не применяется.

Специальных медикаментов для лечения заикания не существует. Обычно медикаментозную терапию назначают только в качестве дополнительного лечения. Больному могут назначить следующие группы препаратов: транквилизаторы, ноотропные медикаменты, успокоительные средства, противосудорожные и гомеопатические таблетки.

Свою эффективность в избавлении от заикания показал точечный массаж. Он применяется в качестве успокаивающего метода воздействия.

Дыхательная гимнастика предусматривает формирование нормального речевого дыхания. Ребенок учится делать правильный удлиненный вдох, что позволяет ему запастись достаточным количеством воздуха для произнесения длинной фразы. Компенсировать дефекты речи помогут логоритмические занятия, которые предусматривают пение, мышечную релаксацию, артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику.

Огромное значение в лечении заболевания играет помощь родителей. Родителям необходимо набраться терпения и стараться соблюдать следующие рекомендации, которые помогут малышу избавиться от дефекта речи:

  • Правильное общение. Нужно стараться разговаривать с ребенком спокойно, плавно, не спеша, выговаривать четко все слова. Желательно задавать ребенку вопросы, на которые он сможет дать простой ответ.
  • Режим дня. Ребенку поможет справиться с болезнью полноценный сон (не меньше 8 часов), а также исключение в вечернее время компьютерных и активных игр.
  • Правильное питание. Родителям стоит следить за рационом ребенка. В нем должна преобладать молочная и растительная пища. Ограничить необходимо сладости, соленые, жареные и острые продукты.
  • Соблюдать охранный речевой режим. На ранних этапах лечения родителям стоит давать ребенку только знакомые ему книжки, не просить его пересказывать прочитанное или учить стихотворения. Оставить все эти занятия лучше на более поздний срок.

Взрослым пациентам гораздо сложнее избавиться от недуга, чем детям. Потребуется кропотливый труд и четкое соблюдение всех рекомендаций врача. Больной должен регулярно выполнять логопедические упражнения, вести дневник своих выступлений, а также стараться почаще проявлять инициативу в общении, чтобы избавиться от страха и чувства неполноценности из-за своего дефекта речи.

Физиологические запинки

Часто родители путают речевые судороги с вполне естественным для 3-летнего карапуза явлением – физиологическими запинками. Это паузы в речи малыша, возникающие из-за возрастной неспособности оформить словами сложные предложения. Такие эпизоды не стоит воспринимать как серьезные дефект, они требуют не лечения, а коррекции системы занятий с малышом.

Физиологические запинки Речевые судороги
Вид Повторение звуков, слогов, слов или даже предложений. Паузы в процессе речи (когда малыш не в состоянии выразить мысль словами). Повторение звуков и слогов. Паузы в процессе речи (из-за судороги).
Расположение запинок В любом месте предложения, особенно в сложных конструкциях. Чаще в начале фразы или при произношении определенных звуков.
Влияние посторонних людей и незнакомой обстановки При попадании в непривычные условия и общении с чужими людьми запинки уменьшаются. В аналогичных условиях частота и интенсивность увеличивается.
Отношение человека к дефекту Чаще всего не замечает либо не придает большого значения. Замечает, переживает по поводу дефекта, что усугубляет логоневроз.
Принципы коррекции Работа по развитию речи и перестройке распорядка дня. В некоторых случаях – консультация невролога. Работа с логопедом, неврологом, внимательное отношение родителей и воспитателей. Сочетание педагогических и лечебных мероприятий.

Чтобы не спровоцировать переход запинок в настоящее заикание, нужно соблюдать обычные меры профилактики:

Нельзя перегружать детей информацией — на время лучше отложить просмотр новых книжек и заучивание стихов, ограничить просмотр телевизора.
Важно следить за манерой общения в семье, так как привычка быстро говорить может вызывать перерастание безобидных пауз в серьезный дефект.
До улучшения разговорной речи лучше сделать акцент на неречевых занятиях: рисовании, лепке, играх с водой.

Таким образом, главный принцип профилактики – притормозить появление новых слов до более полного формирования центров мозга, так как избавиться от заикания гораздо сложнее, чем не допустить его.

Почему возникает речевая судорога

Точные причины проблемы назвать сложно. Всегда существуют предрасполагающие факторы, при которых риск возникновения дефекта увеличивается. Но если при этом нет грубого поражения мозга или серьезных психотравм, то он может никогда не возникнуть.

Факторы риска

  • неврозы у родителей
  • другие неврозы (энурез, навязчивые состояния)
  • аналогичные дефекты  у ближайших родственников
  • болезни или травмы головного мозга
  • длительно текущие хронические заболевания

Причины

  • психологические травмы (острые и длительно существующие)
  • неправильная постановка речи с детства
  • избыточная нагрузка информационным материалом в раннем детстве
  • ускоренное или запаздывающее речевое развитие
  • подражание людям, имеющим заикание
  • переучивание леворукости

Фактор психологической травмы необязательно связан с острой проблемой (испугом, жестоким обращением, угрозой жизни). У предрасположенных детей развод родителей, рождение младшего брата или сестры, смена коллектива могут быть достаточной причиной для появления заикания.

Перегрузка информацией, которая часто встречается в наш технологичный век, также не идет на пользу малышу. Телевизоры, планшеты, компьютеры в совокупности с активными стараниями родителей побыстрее «разговорить» дитя ведут к обратному эффекту.

Для левшей большой проблемой может быть их переучивание, которое встречается сейчас редко. Конфликт между активным правым полушарием мозга и стимулируемым левым ведет к нарушению речевых навыков.

Все вышеперечисленные факторы относятся скорее к логоневрозам, на них можно повлиять и предотвратить. Органические речевые проблемы, возникшие после болезни или травмы, предупредить бывает сложно.

Формы заикания у детей

Существует несколько классификаций, которые учитывают различные аспекты расстройств речи.

В зависимости от характера нарушения речи выделяют следующие виды заикания:

  • тоническая форма заключается в растягивании звука, ребенок может делать паузы. Ему трудно начать слово или предложение, лицо и шея напрягаются;
  • клоническая форма характеризуется повтором слогов, слов, который возникает перед произношением сложных звуков;
  • смешанная форма сопровождается и повторами, и паузами.

Клинические формы заикания в зависимости от выраженности судорог:

  1. Легкая форма — детки заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться, в спонтанной речи. Нарушение легко поддается коррекции;
  2. Средняя — в спокойном состоянии малыши говорят легко и редко заикаются. При эмоционально-стрессовом состоянии, в монологической и диалогической речи появляется заметные запинки;
  3. Тяжелая форма — маленькие пациенты заикаются постоянно, появляются непроизвольные движения различных частей тела и психопатические реакции. Запинки случаются во всех видах речи. В самых сложных случаях коммуникация становится практически невозможной.

Типы заикания с учетом причины: невротическое и неврозоподобное. Их отличительные характеристики отражены в таблице заикания:

Невротическое заикание

Неврозоподобное заикание

Активность речи

Значительно снижена

Чаще повышена

Тип судорог

Чаще дыхательные и голосовых связок

Чаще артикуляционные спазмы

Темп речи

Любой

Тахилалия

Звукопроизношение

Обычная

Часто дислалия, редко дизартрия

Выразительность речи

Разная

Обычно невыразительная, монотонная

Моторика

В целом обычная

Неуклюжесть, непонятный почерк, вялая мимика, скованность и однообразные движения

Раздувание крыльев при разговоре

Типичен

Непостоянен

Сопутствующие движения

Часто встречаются, их характер различный

Очень часто встречаются и однообразны

Фиксация на проблемных звуках

Выражена

Меньше, чем при невротическом типе

Течение заикания

Волнообразное, на выраженность симптомов влияет тяжесть стресса

Практически постоянное, с ухудшением при утомлении, речевой активности

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

Редко встречаются

Встречаются часто

Мотивация при коррекции

Обычно высокая, порой чрезмерная

Резко снижена

Кроме того, для неврозоподобного заикания характерны психические нарушения, изменения в рентгенограмме черепа, электроэнцефалограмме.

Следующая клиническая классификация заикания учитывает характер течения болезни:

  • волнообразный — болезнь усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но полностью никогда не исчезает;
  • постоянный — клинические признаки присутствуют постоянно;
  • рецидивирующий тип — болезнь возникает повторно после исчезновения.

Что делать родителям заикающихся детей

Существует несколько простых правил, которые позволят остановить развитие дефекта и сделать первые шаги к коррекции заикания.

Дети должны знать о природе своего недуга, но нельзя постоянно заострять на этом внимание.
При затруднениях малыша не надо подбадривать и стараться подсказать правильные артикуляционные движения.
Для некоторых людей характерна невнимательность или просто привычка переспрашивать смысл сказанного. В общении с заикающимся это просто непозволительно.
Если параллельно с речевыми судорогами существуют дефекты звукопроизношения, то их надо исправлять вместе с логопедом сразу, не дожидаясь результатов лечения заикания.
Нельзя допускать параллельного просмотра телевизора и приема пищи.
Необходимо ограничить или исключить развлечения на смартфонах и компьютерные игры при заикании
Для детей с невротическими особенностями очень важен четкий распорядок дня.
Если есть возможность отдать детей в секцию плавания, любого другого спорта или музыкальную школу – ею необходимо воспользоваться.
Не нужно перегружать ребенка занятиями, даже если его интеллект явно выше среднего

Чрезмерные умственные нагрузки могут усугубить дефект.
Направление в группу детского сада для детей с логопедическими особенностями – это вынужденная мера, ведь здоровые малыши легко перенимают все дефекты. Поэтому нужно подумать не только о своем чаде, но и о других, прежде чем спорить с руководством учреждения.

Симптомы

Внешние проявления дефекта могут отличаться в зависимости от его причины, степени тяжести и активности лечения. Но почти во всех случаях есть общие признаки. Помимо запинок в речи существует множество сопутствующих проблем, мешающих развиваться, общаться и реализовывать себя.

Речевые судороги

  • клонические
  • тонические
  • смешанные

Клонические судороги обычно возникают в начале формирования болезни. На этом этапе малыш повторяет первые буквы или слоги в словах: к-к-котенок, ма- ма- машина. В большинстве случаев такие запинки проходят самостоятельно, если родители правильно себя ведут.

Другой вариант — формирование стойкого вида заикания с тоническими проявлениями.  Для них характерны паузы и провалы в речи: п…ривет, к…ошка. При длительном детском заикании судорожные эпизоды носят смешанный характер.

Нарушение дыхания

Дыхательные движения у заикающихся детей всегда поверхностные, они не работают диафрагмой. Сначала это связано с попыткой замаскировать дефект, а затем диафрагма настолько слабеет, что не может выполнять свои функции.

Неправильная интонация

В связи с речевыми проблемами и сопутствующим неврозом у детей возникает нарушение интонации. Их речь часто монотонная, невыразительная, неэмоциональная. Очень часто интонация не соответствует содержанию. Порой собеседнику заикающийся кажется раздраженным и грубым.

Психосоматические реакции

Логоневроз и смешанная форма характеризуются изменениями в психической сфере. На врожденный невротический тип личности накладываются комплексы, больной все больше замыкается в себе, а эмоциональные проблемы находят выход в виде реакций организма:

  • потливость, краснота щек
  • учащение сердцебиения
  • фобии (боязнь говорить, страх оказаться на публике)
  • нервные тики, энурез
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • расстройства приема пищи (плохой аппетит, невозможность сосредоточиться на еде)
  • резкие смены настроения

Диагностируем

Реовазография — метод электродиагностики нарушений артериального или венозного кровотока в конечностях.

Допплерография (УЗИ сосудов) исследует скорость, направление и силу кровотока в сердце, магистральных сосудах, сосудах нижних конечностей и головного мозга.

Колоноскопия — эндоскопическое исследование, во время которого оценивается состояние слизистой оболочки толстой кишки.

Ультразвуковая денситометрия — диагностика потери плотности костной ткани с помощью ультразвуковой волны

Позволяет также узнать степень эластичности и прочности костной ткани, что бывает важно для постановки диагноза и выдачи рекомендаций пациенту.

УЗИ предстательной железы применяется для выявления заболеваний яичек, мошонки, предстательной железы (аденомы).

Как лечить?

Терапия логоневроза основывается на нескольких принципах:

  1. Комплексность – применение различных способов лечения, использование медикаментозных и немедикаментозных методов.
  2. Этиологический принцип – основное лечение направленно на устранение причины возникновения логоневроза.
  3. Патогенетический – проведение полной диагностики для выявления механизма заикания в конкретном случае.

Основное лечение проводится логопедом. При этом для каждого случая разрабатывается индивидуальная программа коррекции дефектов речи:

  • контролируется скорость и темп речи,
  • все занятия проходят в спокойной обстановке,
  • развитие речи при помощи пения, заучивания стихов.

Применяются дополнительные методы лечения заикания, такие как:

  • Дыхательная гимнастика проводится под контролем врача-физиотерапевта. После чего выполняется самостоятельно дома под контролем родителей. Направлена на формирование и закрепление правильного вдоха и выдоха.
  • Массаж проводится специалистом и состоит из 10-15 сеансов. Благодаря этому устраняются спазмы, и происходит расслабление мышц. Также улучшается кровообращение и общее состояние.
  • Гипноз используется в подростковом возрасте с 10 лет. Направлен на выявление скрытых причин развития заикания.

Нарушение речи, спровоцированное судорогами мышечного аппарата, обязательно включает медикаментозную терапию:

  • при легкой форме назначаются успокоительные средства,
  • при тяжелом течении возможно применение транквилизаторов и противосудорожных средств,
  • органическое поражение головного мозга требует применения смазмолитиков, таких как толперизон и бенактизин,
  • при клоническом типе заикания назначается курс дегидратации, который может длится до 3 месяцев.

Теперь вы знаете, при какой форме судорог при заикании ребенок или взрослый заикается на первом слоге, на первом слове или в начале фразы, что означает заикание на согласные буквы (например, букву к).

По виду судорог речевого аппарата заикание подразделяется на три типа: тоническое, клоническое и тонико-клоническое. Данное заболевание в основном проявляется в детском возрасте, но может встречаться и у взрослых.

Логоневроз имеет наследственную предрасположенность и провоцируется внешними негативными факторами, влияющими на нервную систему. Своевременная диагностика и комплексное лечение способствует благоприятному исходу в 75% случаев.

Лечимся

  • Лечебная физкультура (ЛФК) — система применения разнообразных средств физкультуры для профилактики, лечения или реабилитации многих систем и функций организма.

  • Электропунктура (аппаратная рефлексотерапия) — метод воздействия на биологически активные зоны и точки короткими электрическими импульсами.

  • Хирургия кисти — лечение оперативными методами патологии кисти. В лечении затрагиваются кости и суставы, мягкие ткани, нервы, сосуды. Конечная цель — восстановление функции кисти.

  • Оперативное лечение косоглазия заключается в ослаблении или усилении одной из мышц, двигающих глазное яблоко, выполняется в случае, если другие методы лечения оказались неэффективными.

  • Методики лечения глаз с применением аппаратных комплексов, контактных линз, инъекций, а также хирургия глаз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: