Консультация для родителей «мой любимый маленький тиран»

Осторожно, детоцентризм! как сместить с трона маленького тирана

Что делать, чтобы не попасть в ловушку детоцентризма?

Будьте главным. Дети должны понимать, что именно родители регламентируют жизнь, и в этом смысле слова “да”, “можно”, “нет” и “нельзя” — ваши большие помощники (главное — не злоупотреблять ни тем ни другим). Общие игры, общая забота о доме , о домашних питомцах — это то, что сплачивает всех членов семьи.

Shutterstock

Не забывайте о партнере. Малыш не должен быть единственным источником счастья. У каждого из вас есть свои личные источники радости. И у вас как пары есть собственные отношения друг с другом, которые важны ничуть не меньше. Будет здорово, если ребенок это поймет.

Подавайте пример. Детей нужно подготовить к самостоятельной жизни. Но если вы будете предупреждать каждое желание ребенка и отказываться от своих, он вырастет в святой уверенности, что именно так и устроен мир. Столкновение с реальностью станет шоком. Пусть учится заботиться о себе, а ваша задача — подать ему пример.

Устанавливайте четкие границы. В жизни ребенка должны быть неизменные правила: временные (обед, ужин), пространственные (дома можно одно, в гостях другое) и этические (не давать свою игрушку можно, отбирать чужую нельзя). Отсутствие границ или их переменчивость повышают тревожность малыша и рождают в нем неуверенность.

Не растите его в мире иллюзий

Ребенку нужно и важно сталкиваться с реальным миром и понимать, что он не является его центром. Иначе малыш просто не научится адекватно чувствовать себя в социуме и выстраивать отношения с другими людьми

Воспитывая малыша, обойтись без наказаний трудно. Как это сделать правильно? Смотри:

Читай еще:

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Практика в условиях настоящего мира

В современном мире программы воспитания и адаптации молодежи к жизни в обществе сильно пошатнулись под влиянием кризиса. Его неблагоприятные последствия особенно повлияли на становление личностей и их переход из подросткового возраста во взрослую жизнь.

В связи с этим в настоящее время мы можем наблюдать стремительно возрастающее число преступлений, совершенных не достигшими совершеннолетия лицами, активно распространяющуюся наркоманию и устрашающее количество случаев самоубийств среди представителей данной возрастной категории.

Период юношества, и без того трудный для подростков, на фоне кризиса стал еще более сложным. Поэтому условный промежуток между детством и взрослой жизнью можно смело назвать «переломным моментом» для развивающегося индивида. Тревожные симптомы, которые возникают вследствие негативного влияния со стороны, наводят на мысль о том, что настоящая культура и современная цивилизация не соответствуют условиям действительности, а посему не могут оказать полноценную помощь лицам, находящимися на пути к взрослости.

В связи с этим современным ученым и исследователям приходится обращаться к накопленным за прошлые века навыкам и знаниям предыдущих культур за подсказками, как решить возникшую проблему: какие методы, опыт или модели общества позволят личностям становиться полноценными, невзирая на окружающие условия?

Выход из этого «тупика» делают возможным результаты исследований в области антропологии, психологии, культурологии, религоведения и других научных направлений. Материал, полученный в ходе изучения прошлого опыта, предоставляет широкое поле возможностей для проведения сравнений и построения новых выводов относительно вариантов выхода из сложившейся ситуации.

И наиболее впечатляющей среди остальных является практика проведения инициации, посвящения во взрослую жизнь, у древних народов. В других культурах, существовавших задолго до нашего времени, инициация являлась своеобразным «ритуалом перехода».

Подобный обряд проводился в качестве утверждения свершения в жизни индивида важнейшего события. Таким образом появилась традиция проводить инициацию в честь рождения человека, его взросления или вступления в брак, перехода к более зрелому возрасту. Даже смерть человека сопровождалась ритуалом инициации, потому как древние культуры не отрицали существования потусторонних миров.

Как можно увидеть, обряд инициации символизирует переход человека с более низкого уровня собственного опыта на более высокий. Осуществление обряда свидетельствует в этом случае о необходимости признания обществом права личности на изменение или трансформацию, т.е. права перейти на новый этап личностного развития. Вполне можно даже сравнить инициацию с экзаменом, когда благодаря полученному опыту вы получаете новые инструкции, необходимые для правильной деятельности на новом жизненном этапе.

Если обратиться к словам знаменитого исследователя в области мифологии М. Элиадзе, для молодого человека инициация означала посвящение сразу в три сферы новых знаний:

  • Откровение Священного.
  • Откровение Смерти.
  • Откровение Сексуальности.

Названные одним термином – «тройное откровение», – эти области практического познания отсутствуют у индивидуумов до наступления периода юношества. С его приходом инициируемый мог не только узнать и добавить их в новую структуру своей личности, но и уподобиться с их помощью культурному идеалу своего племени.

Как правило, в древних культурах в этом качестве могли быть представлены древнейшие родоначальники племени, божества, мифологические персонажи или герои. Обрядом инициации предусмотрено, что принимающий новый статус юноша должен повторить трудный путь идеала.

Тема недели: Почитание мощей в православии

Статья

Обретение мощей Оптинских Старцев

Статья

К истории перенесения мощей святого великомученика Димитрия

Статья

Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна (Записки прихожанина)

Статья

Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна (Записки прихожанина). Часть 2

Статья

Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна (Записки прихожанина). Часть 3

Статья

Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна (Записки прихожанина). Часть 4

Статья

«Небоявленне Василие преподобне…» (К истории вопроса о причинах перенесения в Мюнхен части мощей свт. Василия Великого, обнаруженных в декабре 2011 года в местной иезуитской церкви св. Михаила)

Статья

Антирелигиозная кампания изъятия мощей в Советской России

Статья

Вопрос о нетленности мощей

Статья

Вскрытие мощей Александра Невского: «актуальные» фальсификации уголовного дела 1922 года

Мнение

К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона

Мнение

Преподобный Сергий: 600 лет обретению мощей

Статья

Возвращение мощей преподобного Сергия Радонежского в 1946 году

Статья

Загадки истории почитания Ефрема Новоторжского

Статья

У истоков канонизации Серафима Саровского (полемика в периодической печати в связи с обретением мощей)

Новые материалы

Книги

Метафизика: Современное введение / Пер.с англ. М. В. Семиколенных; под науч. ред. С. М. Левина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2024.

Книги

Книга рая: путь. Морфология непостижимого и недосягаемого / Михаил Ямпольский. – М.: Новое литературное обозрение, 2024.

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Иди за мной

Для гармоничного развития детям в первую очередь необходимы спокойные родители, которые уверенно берут на себя функции ведущего. В детоцентричной семье все происходит ровно наоборот: здесь именно ребенок, сам того не желая, задает тональность отношениям. При этом нервная система малыша испытывает чудовищные перегрузки — она не готова к таким испытаниям. Ребенок не успевает осознать свои желания и пассивно принимает “дары” взрослых. В результате годам к 18 пресыщенный подросток впадает в апатию, укладывается на диван и на все попытки “воскресить его к жизни” отвечает что-то вроде: “Отвалите, а?”

Shutterstock

Читай также: В чем польза родительских объятий для ребенка

Для того чтобы избежать детоцентризма, достаточно довериться законам природы. Львята всегда следуют за львицей, утята за уткой, щенки за собакой… Так происходит потому, что у взрослых зверей есть опыт, позволяющий им вести за собой детенышей и оберегать их от любых опасностей. У малышей же таких знаний нет. И физически, и психологически они пока еще не готовы отвечать за свою жизнь. У людей, как вы понимаете, все то же самое: ребенок чувствует себя комфортно, только следуя за родителями, а не наоборот. И если взрослые предоставят ему такую возможность, он непременно ею воспользуется. Это и есть то “лучшее”, что мы можем и должны предлагать своим детям.

Психологический вампиризм не излечим

Чтобы не лить воду, ответы на вопросы о том, почему психологический вампиризм существует и каковы его корни, мы опустим. Блистать вторым образованием, пересказывая концепции вытеснения, переноса и проявление детских импринтов, не считаю нужным. Об этом много сказано на страницах darov.net и для жертвы история болезни не имеет значения. Изменить она ничего не сможет.

В педагогический подход я не верю, человека, перешагнувшего 25-летний рубеж, тонко перевоспитать, как советуют женские издания, невозможно

Даже не пытайтесь – это пустая трата времени и потакание чувству собственной важности

Психологический вампиризм часто сопровождает энергетический вампиризм. Это две стороны одной медали, даже если близкий тиран, а не нытик. Читатель, скептически настроенный по отношению к энергетическому вампиризму, может закрыть страницу. Ломать штампы советской общеобразовательной программы – неблагодарное дело и мне надоело превращать сайт в кружок ликбеза.

Распространенные приемы – плюсы и минусы

Что нам всем советуют в Интернете и журналах? Выдержки из книг по популярной психологии. Иначе – кабинетное чтиво. Почему я так резок? Потому что лично знаю хороших семейных и прочих психологов, подходящих под определение «сапожник без сапог». Эти люди ничего не могли изменить в сложившемся у них статус-кво, пока не стали применять предложенные техники. Чем они занимались до этого? Дистанцировались, подстраивались, создавали искусственное отношение к ситуации. Все это формы психологической защиты и манипуляции.

Защита, основанная на «мели, Емеля, твоя неделя», приведет к росту агрессии или изысканию вампиром все более изощренных и тонких ходов. Долго таким образом может закрываться только очень устойчивый человек от самовлюбленного болвана.

Подстройки на манер лисы из басен отнимают много времени и балуют психологического вампира. В итоге ты и ему повредишь, и сам будешь чувствовать себя согнутым. Такие техники подходят гуттаперчевым характерам, обычно вынужденным терпеть произвол в силу обстоятельств.

Твердить аффирмации, вроде «я люблю тебя» и искусственно нагонять светлые эмоции – форма самообмана. Надолго тебя не хватит. Обманывать других – это грех или спасение, обманывать себя – клиника.

Вспоминать лучшие моменты и смотреть на человека глазами прошлого – прием сильный. Но. Это маленькое «но», которое перечеркнет все плюсы. Прежде чем сработает эффект индукции, ты можешь сжечь свои позитивные резервы. Ведь реальность будет демонстрировать обратное.

Подробнее. Любые приемы, включающие бессознательную индукцию – обратную связь, хороши и действенны. Но на это требуется время! Надолго ли тебя хватит?

К тому же не стоит забывать про энергетический вампиризм. Если твоему близкому постоянно требуется подпитка, из предлагаемых психологами методов подходит только внутренняя прозрачность. Это когда тебе абсолютно все равно, о чем и в каком тоне агрессор говорит. Все остальное – кормежка для хронофага и вампира.

Как проходил ритуал в древности

Если кратко описать ход ритуала, то в древности он проходил по одной и той же схеме: сначала детей забирают из племени и разделяют на группы (мальчиков отдельно от девочек), затем мальчишек с опытным «инструктором» во главе селят в лесной хижине, а девочек помещают в дом к старой женщине, которая учит их священным традициям, ремеслам и другим семейным премудростям.

В данном случае акцент делается именно на окружающую обстановку. Лес ассоциируется с первоначальной средой, является олицетворением первоначальной точки отсчета. Помещенный в такие условия мальчик должен символически «переродиться» из ребенка в юношу и начать новый жизненный цикл. Хижина – образ материнского лона. Проживание в ней отождествляется с периодом тяжелых испытаний, приобретением новых навыков, познанием устройства мира, секретов племени и прочих тайн, которые знают только взрослые.

Кульминация обряда инициации – переживание момента символической, посвятительной смерти личности. Подвергающихся инициации мальчиков закапывали в землю, делали особые метки на теле и заваливали сверху сухими стволами деревьев. После этого наступал новый день и возрождение новой личности, рождение ее в новом качестве. Именно с этим связана традиция давать новые имена мальчикам после прохождения инициации.

В завершение ритуала проводилось грандиозное торжество

На нем особое внимание уделялось принявшим инициацию лицам – их приветствовали, поздравляли и встречали, как взрослых, достойных более уважительного отношения. Социализация, таким образом, помогала участникам обряда утвердиться в новом облике, в новой роли

Как отмечалось ранее, ритуалы посвящения были обязательными для каждого древнего сообщества. Но и на сегодняшний день в архаических культурах, которые сохранились до сих пор, инициация продолжает существовать. Например, обряд инициации проводится проживающими на территории Северной Америки индейцами, а также сохранился у африканских бушменов.

Современные же цивилизованные сообщества отошли от таких первобытных традиций, сохранив все же более примитивные «рудименты» ритуалов инициации. Однако они отличаются от изначальных не только смыслом, но и структурой.

Видоизмененные обряды инициации в современном обществе хотя и считаются приуроченными к определенному событию в жизни индивидуума, не несут того глубокого контекста, который старались воспроизвести в древности. Примеры современной интерпретации инициации:

  • Прием в скауты.
  • Прохождение тестирования после обучения.
  • Принятие присяги в армии.
  • Религиозные традиционные ритуалы (обрезание, крещение, венчание).

В то же время легкое веяние основной идеи присутствует в каждом современном обряде инициации. То есть, для прохождения этапов инициации индивидуум должен соответствовать определенным требованиям, чтобы получить статус и право быть «зачисленным» в новую категорию социума.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: