Что делать с моторными стереотипиями и тактильной непереносимостью
При правильном развитии кожного вектора ребенка тактильная непереносимость со временем сокращается сама. Это связано с тем, что ребенку удается наполнить свои потребности в кожном векторе с помощью других доступных ощущений. Как следствие — переносимость тактильного контакта улучшается. Правда, нельзя забывать, что развитие любых навыков может происходить только тогда, когда созданы оптимальные условия комфорта для звукового (доминантного!) вектора ребенка.
Аутичный ребенок набирает эту гамму ощущений через аутостимуляции. Мгновенно лишить ребенка этих занятий не получится. Поэтому на первых порах все, что могут сделать родители, это придать действиям ребенка осмысленность и научить использовать такие действия в адекватной ситуации.
Пример: ребенок раскачивается взад-вперед. Он просто извлекает ощущения, которые приносят удовольствие. Вы учите его с помощью игрушки: «Давай покачаем мишку. А-а… Мишка спит…» Через какое-то время вы увидите, что ребенок сам берет игрушку, чтобы с ней покачаться. Этот момент нужно использовать, чтобы установить правила: мишку качаем только дома
При попытке ребенка качаться на улице — осторожно останавливаем и задаем вопрос: «Где мишка? Дома. Придешь домой — покачаешь его»
При этом остальные моторные стереотипии пока не ограничивайте.
Таким образом надо придавать осмысленность, а позже и задавать правила для других стереотипных действий ребенка: трясем пальчиками — после того как помыли руки, прыгаем как зайчик — только во время зарядки. В результате со временем ребенок обучается достаточному самоконтролю, чтобы ограничивать свои стереотипные реакции в неподходящей ситуации.
Кожно-звуковые аутисты могут иметь также, наоборот, повышенную потребность в тактильных ощущениях — постоянно прикасаются ко взрослым, гладят. Это тоже может приобретать характер навязчивости. Но здесь механизм действия родителей тот же: помочь ребенку наполнить неудовлетворенность желаний в кожном векторе через полезную деятельность, описанную в предыдущем разделе.
Плюс такую любовь к прикосновениям можно использовать в совместных пальчиковых играх, полезен будет и легкий массаж. В результате наполнения кожного вектора и тактильная непереносимость, и чрезмерная потребность в таком контакте со временем сократятся сами.
Рекомендации по воспитанию кожно-звукового ребенка с аутизмом
В первую очередь нужно помнить о механизме формирования аутизма. Происходит это через травму в развитии звукового вектора. Следовательно, первым и главным условием воспитания любого аутичного ребенка будет «звуковая экология» в доме.
Минимизируйте количество бытовых шумов: от работы электрических приборов, громкого звучания музыки и звука работающего телевизора. Если ваше жилье расположено над дорогой, по которой несутся потоки машин, лучше обзавестись звукоизоляцией или вовсе сменить место жительства. Родителям нужно говорить между собой и с ребенком тихо, мягко и спокойно. Никаких оскорбительных смыслов в речи также допускать нельзя.
Что касается особенностей воспитания кожно-звукового аутиста, в первую очередь следует запомнить, что не только бить, но даже легонько шлепать таких детей категорически нельзя. Кожа — их особо чувствительная зона, даже минимальное стрессовое воздействие может привести к плачевным результатам.
Как правило, родители, не знакомые с тренингом «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, поступают точно наоборот. Конечно, им тяжело воспринимать такое огромное множество стереотипных движений у ребенка, и они пытаются пресечь их самым простым способом — шлепнуть по рукам, ногам, спине или «еще чем он там вертит-крутит». Приводит такое воспитание к тому, что, даже если чудом ребенок оказался в состоянии прекратить совершать именно такие движения, им на смену приходят десять новых, еще более вычурных.
Искаженная картина раннего развития у кожно-звукового аутичного ребенка
Если речь идет об аутизме первичном (то есть звуковую травму ребенок получил еще в утробе матери), то уже с младенчества видны не только нарушения, характерные для любого аутиста (не реагирует на имя, недостаточный зрительный контакт), но одновременно с этим нарастают и другие неблагоприятные симптомы, связанные с искаженным развитием кожного вектора.
Имея особо чувствительную кожу, такие дети с младенчества протестуют криком против обычных процедур пеленания, купания, причесывания и стрижки ногтей и волос. Поглаживание или легкий массаж также причиняют им сильный дискомфорт. Многие мамы кожно-звуковых аутичных детей отмечают, что при кормлении ребенок вертится и крутится на руках, словно пытаясь избавиться от материнских объятий. Успокоить ребенка удавалось, только уложив рядом с собой на кровать, после чего малыш мог взять грудь.
Если аутизм формируется у ребенка после рождения, то симптомы возникают позже. Ребенок также начинает протестовать даже при процедуре умывания и одевания. У него нередко возникают стремления полностью снять свою одежду и находиться нагишом, вне зависимости от температуры воздуха в доме. Создается такое впечатление, что вообще какое бы то ни было прикосновение для него невыносимо.
Это подтверждается еще одним наблюдением родителей: ребенок категорически протестует против объятий и поцелуев, дольше нескольких секунд не выдерживает сидеть на родительских руках.
Парадоксально, но при этом ребенок нередко испытывает огромное удовольствие от подвижных игр со взрослыми, когда его подбрасывают, вертят, кружат. При этом не возникает эмоционального заражения от улыбки взрослого. Предположительно, радость доставляют непосредственно ощущения собственного тела.
Фактически так у аутичного ребенка с кожным вектором возникает первый опыт моторных аутостимуляций. Но иногда кожно-звуковые дети с травмированным звуковым вектором с раннего возраста научаются получать подобное удовлетворение своих потребностей и без участия родителей: например, бьются головой о бортик коляски или спиной о стенку манежа.
С раннего возраста они также начинают испытывать особое удовольствие от раскачивания: часами такой ребенок может качаться вперед-назад, сидя в манеже (это может объясняться тем, что кожный вектор отвечает за ритм, движение, такт).