Развитие речи дошкольников с недостатками слуха

Презентация на тему "формирование и развитие устной речи глухих детей в учебно-воспитательном процессе школы" по педагогике

Содержание

  • Слайд 1

    Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся с нарушениями слуха.

    КГБСКОУ СКШИ 2 вида 6г.Хабаровска.
    Федосеева И.В. – учитель -дефектолог (сурдопедагог).

  • Слайд 2

    По различным данным отечественных и зарубежных специалистов, в настоящее время 25-30% детей с нарушениями слуха могут быть отнесены к детям со сложными нарушениями в развитии, имеющим два или более органических нарушения.

  • Слайд 3

    Обучение данной категории детей по программам, рассчитанным на работу с глухими и слабослышащими детьми без дополнительных нарушений, неэффективно, т.к. дети с комплексными нарушениями имеют иной исходный уровень развития и другие темпы развития в процессе коррекционного обучения.

  • Слайд 4

    Нарисова Айгюн
    Раков Егор
    Радченко
    Алексей
    Пюкшин
    Сергей

  • Слайд 5

    состояния слуховой функции — от отсутствия двигательной реакции и неумения воспринимать на слух со звукоусиливающей аппаратурой (Айгюн, Егор, Алёша) до умения воспринимать на слух отдельные знакомые слова ( Сергей);

  • Слайд 6

    речевого развития — от отсутствия словаря (Егор, Алёша, Айгюн) до владения некоторыми словами (Сергей).

  • Слайд 7

    произносительных навыков – от произношения одного гласного (Алёша, Егор) , от речи невнятной , с грубыми дефектами (Айгюн) до речи достаточно внятной , с негрубым нарушением звукобуквенного состава слова (Сергей).

  • Слайд 8

    Нарисова Айгюн
    Раков Егор
    Радченко
    Алексей
    Пюкшин
    Сергей

  • Слайд 9

    В первоначальный период формирования у детей навыков восприятия и воспроизведения устной речи наиболее продуктивным является дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности речевого и психофизического развития учащихся.

  • Слайд 10

    Овладение учениками умениями и навыками, предусмотренными в разноуровневых программах по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, проходит в индивидуальном темпе, который зависит от уровня слухоречевого развития на начало обучения в школе и психофизических особенностей каждого ученика.

  • Слайд 11

    Приёмы работы с детьми , имеющими комплексные нарушения в развитии:

    Выполнение действий детьми по подражанию взрослому, по образцу, с помощью педагога.
    Обеспечиваю условия повторяемости материала, подкрепляю задания наглядным материалом .
    Комплексный характер предъявления речевого материала использование устной, письменной, дактильной речи, подкрепление, значений слов естественными жестами, картинками, пиктограммами.
    Широко использую таблички с печатным текстом к определённым действиям, картинкам,
    фонетическую ритмику,
    моделирование типичных ситуаций общения, отражённых в диалогах,
    специального рифмованного речевого материала.

  • Слайд 12

    Материал для обучения произношению и развитию слухового восприятия детей подбирается с учётом их речевого развития, слуховой функции, навыков восприятия (слухозрительно и на слух). В процессе обучения реализуется принцип индивидуального подхода к учащимся с учётом их психофизических и личностных особенностей .

  • Слайд 13

    Дифференцированное обучение предусматривает реализацию индивидуального подхода к учащимся как важнейшего педагогического принципа, традиционно использующегося в сурдопедагогике и предполагающего учёт особенностей психофизического, личностного и слухоречевого развития каждого ученика.

  • Слайд 14

Посмотреть все слайды

Второй класс

  • Побуждение
    детей к устному общению на уровне их
    произносительных возможностей (голосовые
    реакции, элементы слова, слова, короткие
    фразы)

  • Побуждать
    к воспроизведению фразы из двух слов
    (полных, усеченных, лепетных,
    звукоподражаний)

  • Формирование
    длительного выдоха. Правильное
    пользование речевым дыханием, слитное
    воспроизведение слогосочетаний (для
    сочетаний взрывного и гласного звуков,
    типа папа… до 6-8 слогов, для
    сочетаний фрикативного и гласного
    звуков, типа саса до 3-6 слогов

  • Формирование
    голоса нормальной высоты, силы и тембра

  • Выделение
    ударного слога в двусложных, трехсложных
    словах (с помощью учителя)

  • Формирование
    умений воспроизводить в словах и фразах
    звуков, составляющих первый концентр,
    а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч,
    звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ
    (е), йу (ю)

  • Произнесение
    слов слитно, с ударением (с помощью
    учителя), реализуя возможности соблюдения
    их звукового состава (точно или
    приближенно с использованием
    регламентированных замен)

Третий
класс

  • Побуждение
    детей к устному общению на уровне их
    произносительных возможностей

  • Развитие
    умений правильно пользоваться речевым
    дыханием, слитно воспроизводить
    слогосочетания с постепенным их
    наращиванием до 8-10 слогов

  • Воспроизведение
    речевого материала голосом нормальной
    высоты, силы и тембра (под контролем
    учителя и самостоятельно)

  • Выделение
    ударного слога в двусложных, трехсложных
    словах (с помощью учителя)

  • Формирование
    умений воспроизводить в словах и фразах
    звуков, составляющих первый концентр,
    а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, ы, щ,
    звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ
    (е), йу (ю)

  • Произнесение
    слов слитно, с ударением (с помощью
    учителя), реализуя возможности соблюдения
    их звукового состава (точно или
    приближенно с использованием
    регламентированных замен)

  • Формирование
    умений произносить короткие фразы (из
    2-3 слов)

  • Использование
    в речевом общении

Четвертый
класс

  • Продолжение
    работы по формированию навыка устного
    общения

  • Воспроизведение
    слова (точно или приближенно)

  • Развитие
    умений правильно пользоваться речевым
    дыханием, слитно воспроизводить
    слогосочетания, слова, короткие фразы

  • Воспроизведение
    речевого материала голосом нормальной
    высоты, силы и тембра.

  • Выделение
    ударного слога в словах (под контролем
    учителя по графическому знаку и
    самостоятельно)

  • Формирование
    умений воспроизводить в словах и фразах
    звуков, составляющих первый концентр,
    а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, ы, щ,
    звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ
    (е), йу (ю)

  • Закрепление
    правильного произношения звуков в
    слогах, словах и коротких фразах

  • Различение
    на слух и воспроизведение элементов
    ритмико-интонационной структуры речи:
    слитности и пауз (по подражанию учителю
    и самостоятельно), краткого и долгого
    произнесения гласных звуков.

Пятый
класс

  • Продолжение
    работы по формированию навыка устного
    общения

  • Воспроизведение
    слова точно или приближенно на уровне
    их произносительных возможностей

  • Развитие
    умений правильно пользоваться речевым
    дыханием, слитно воспроизводить
    слогосочетания, слова, короткие фразы

  • Воспроизведение
    речевого материала голосом нормальной
    высоты, силы и тембра

  • Выделение
    ударного слога в словах (под контролем
    учителя по графическому знаку и
    самостоятельно)

  • Дифференцированно
    воспроизводить в речи звуки, родственные
    по артикуляции: гласные а – э, и –
    э, а – о, о – у, и – ы;
    согласные м-п,
    т-н, ф-в, с-ш, т-л, л-н, к-х

  • Использование
    в речевом общении естественных
    невербальных средств коммуникации
    (соответствующее выражение лица, позы,
    пластики) (по подражанию учителю и
    самостоятельно)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: