Содержание
-
Слайд 1
Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся с нарушениями слуха.
КГБСКОУ СКШИ 2 вида 6г.Хабаровска.
Федосеева И.В. – учитель -дефектолог (сурдопедагог). -
Слайд 2
По различным данным отечественных и зарубежных специалистов, в настоящее время 25-30% детей с нарушениями слуха могут быть отнесены к детям со сложными нарушениями в развитии, имеющим два или более органических нарушения.
-
Слайд 3
Обучение данной категории детей по программам, рассчитанным на работу с глухими и слабослышащими детьми без дополнительных нарушений, неэффективно, т.к. дети с комплексными нарушениями имеют иной исходный уровень развития и другие темпы развития в процессе коррекционного обучения.
-
Слайд 4
Нарисова Айгюн
Раков Егор
Радченко
Алексей
Пюкшин
Сергей -
Слайд 5
состояния слуховой функции — от отсутствия двигательной реакции и неумения воспринимать на слух со звукоусиливающей аппаратурой (Айгюн, Егор, Алёша) до умения воспринимать на слух отдельные знакомые слова ( Сергей);
-
Слайд 6
речевого развития — от отсутствия словаря (Егор, Алёша, Айгюн) до владения некоторыми словами (Сергей).
-
Слайд 7
произносительных навыков – от произношения одного гласного (Алёша, Егор) , от речи невнятной , с грубыми дефектами (Айгюн) до речи достаточно внятной , с негрубым нарушением звукобуквенного состава слова (Сергей).
-
Слайд 8
Нарисова Айгюн
Раков Егор
Радченко
Алексей
Пюкшин
Сергей -
Слайд 9
В первоначальный период формирования у детей навыков восприятия и воспроизведения устной речи наиболее продуктивным является дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности речевого и психофизического развития учащихся.
-
Слайд 10
Овладение учениками умениями и навыками, предусмотренными в разноуровневых программах по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, проходит в индивидуальном темпе, который зависит от уровня слухоречевого развития на начало обучения в школе и психофизических особенностей каждого ученика.
-
Слайд 11
Приёмы работы с детьми , имеющими комплексные нарушения в развитии:
Выполнение действий детьми по подражанию взрослому, по образцу, с помощью педагога.
Обеспечиваю условия повторяемости материала, подкрепляю задания наглядным материалом .
Комплексный характер предъявления речевого материала использование устной, письменной, дактильной речи, подкрепление, значений слов естественными жестами, картинками, пиктограммами.
Широко использую таблички с печатным текстом к определённым действиям, картинкам,
фонетическую ритмику,
моделирование типичных ситуаций общения, отражённых в диалогах,
специального рифмованного речевого материала. -
Слайд 12
Материал для обучения произношению и развитию слухового восприятия детей подбирается с учётом их речевого развития, слуховой функции, навыков восприятия (слухозрительно и на слух). В процессе обучения реализуется принцип индивидуального подхода к учащимся с учётом их психофизических и личностных особенностей .
-
Слайд 13
Дифференцированное обучение предусматривает реализацию индивидуального подхода к учащимся как важнейшего педагогического принципа, традиционно использующегося в сурдопедагогике и предполагающего учёт особенностей психофизического, личностного и слухоречевого развития каждого ученика.
-
Слайд 14
Посмотреть все слайды
Второй класс
-
Побуждение
детей к устному общению на уровне их
произносительных возможностей (голосовые
реакции, элементы слова, слова, короткие
фразы) -
Побуждать
к воспроизведению фразы из двух слов
(полных, усеченных, лепетных,
звукоподражаний) -
Формирование
длительного выдоха. Правильное
пользование речевым дыханием, слитное
воспроизведение слогосочетаний (для
сочетаний взрывного и гласного звуков,
типа папа… до 6-8 слогов, для
сочетаний фрикативного и гласного
звуков, типа саса до 3-6 слогов -
Формирование
голоса нормальной высоты, силы и тембра -
Выделение
ударного слога в двусложных, трехсложных
словах (с помощью учителя) -
Формирование
умений воспроизводить в словах и фразах
звуков, составляющих первый концентр,
а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч,
звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ
(е), йу (ю) -
Произнесение
слов слитно, с ударением (с помощью
учителя), реализуя возможности соблюдения
их звукового состава (точно или
приближенно с использованием
регламентированных замен)
Третий
класс
-
Побуждение
детей к устному общению на уровне их
произносительных возможностей -
Развитие
умений правильно пользоваться речевым
дыханием, слитно воспроизводить
слогосочетания с постепенным их
наращиванием до 8-10 слогов -
Воспроизведение
речевого материала голосом нормальной
высоты, силы и тембра (под контролем
учителя и самостоятельно) -
Выделение
ударного слога в двусложных, трехсложных
словах (с помощью учителя) -
Формирование
умений воспроизводить в словах и фразах
звуков, составляющих первый концентр,
а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, ы, щ,
звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ
(е), йу (ю) -
Произнесение
слов слитно, с ударением (с помощью
учителя), реализуя возможности соблюдения
их звукового состава (точно или
приближенно с использованием
регламентированных замен) -
Формирование
умений произносить короткие фразы (из
2-3 слов) -
Использование
в речевом общении
Четвертый
класс
-
Продолжение
работы по формированию навыка устного
общения -
Воспроизведение
слова (точно или приближенно) -
Развитие
умений правильно пользоваться речевым
дыханием, слитно воспроизводить
слогосочетания, слова, короткие фразы
-
Воспроизведение
речевого материала голосом нормальной
высоты, силы и тембра. -
Выделение
ударного слога в словах (под контролем
учителя по графическому знаку и
самостоятельно) -
Формирование
умений воспроизводить в словах и фразах
звуков, составляющих первый концентр,
а также звуков б, з, д, ж, г, ц, ч, ы, щ,
звукосочетаний йа (я), йо (ё), йэ
(е), йу (ю) -
Закрепление
правильного произношения звуков в
слогах, словах и коротких фразах -
Различение
на слух и воспроизведение элементов
ритмико-интонационной структуры речи:
слитности и пауз (по подражанию учителю
и самостоятельно), краткого и долгого
произнесения гласных звуков.
Пятый
класс
-
Продолжение
работы по формированию навыка устного
общения -
Воспроизведение
слова точно или приближенно на уровне
их произносительных возможностей -
Развитие
умений правильно пользоваться речевым
дыханием, слитно воспроизводить
слогосочетания, слова, короткие фразы -
Воспроизведение
речевого материала голосом нормальной
высоты, силы и тембра -
Выделение
ударного слога в словах (под контролем
учителя по графическому знаку и
самостоятельно) -
Дифференцированно
воспроизводить в речи звуки, родственные
по артикуляции: гласные а – э, и –
э, а – о, о – у, и – ы; согласные м-п,
т-н, ф-в, с-ш, т-л, л-н, к-х -
Использование
в речевом общении естественных
невербальных средств коммуникации
(соответствующее выражение лица, позы,
пластики) (по подражанию учителю и
самостоятельно)