Какие слова называют однокоренными
Вы уже знаете, что в каждом слове обязательно есть корень. Он заключает в себе значение всего слова, то есть это самая главная часть.
Представьте, что вас попросили объяснить, кто такие родственники. Конечно же, вы скажете, что это люди, у которых общие предки, поэтому у них может быть одинаковая фамилия и отчество. У родственников есть один корень — их предок. Основа всех родственников одна, она и объединяет семью. Со словами точно так же.
Есть одно слово — это как бы общий предок: зеркало, корень –зеркал-. Если добавить к нему суффикс, то получим зеркальный — слово новое, но значение тесно связано с прежним. Можно добавить приставку и получить ещё одно новое слово: зазеркалье, а общее значение всё равно то же самое. Мы понимаем, что всё это связано с зеркалом. Все слова, у которых одинаковый корень, называются однокоренными.
В однокоренных словах должен быть не только одинаковый корень, но и одинаковое его значение.
Русский язык богат, его особенностью является то, что есть слова, корни в которых одинаковые, а значения разные. Посмотрите примеры таких слов: длинная кос-а у девочки и кос-ые линии. Корень в словах написан одинаково –кос–, а значение у слов разное. Мы это узнаём из предложения. Поэтому, определяя однокоренные слова, всегда нужно смотреть на значение.
ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!
- Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)
- Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
- Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
- Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
- В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: е / и замереть — замирать п / пл лупить — луплю о / а спросить — спрашивать б / бл любить — люблю е / о (ё) петь — пою в / вл ловить — ловлю я / им снять — снимать м / мл кормить — кормлю а / ин сжать — пожинать з / ж узкий — уже ов / у ковать — кую ц / ч столица — столичный е / у (ю) клевать — клюю д / ст сладкий — сласти о / ноль звука сон — сна т / с цветы — цвести о / ноль звука сон — сна т / к пустить — пускать е / ноль день — дня ст / щ густой — гуща о / ы / у сохнуть — засыхать — сухой х / ш глухой — глушь о / ы / ноль звука посол — посылать — послать т / ч / щ светить — свеча — освещение и / й / ей лить — лью — лей д / ж / жд водить — вожу — вождение и / й / ой бить — бью — бой с / ш высокий — выше к / ч / ц кулак — кулачок — кулацкий г / ж / з друг — дружба — друзья - В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
- Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
- Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
- В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода).
- Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил — проверил — написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
- В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.
Однокоренные слова
Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.
Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.
Родственные — родственники — родители — родные — сородичи — род
Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и общую часть — род.
Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.
В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.
Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.
Примеры однокоренных слов
Вот пример цепочек однокоренных слов:
-
- лист — листик — листочек — листать
- висит — виснет — зависнет — провис
- С корнем -кот-: кот, котёнок.
- С корнем -дуб-: дуб, дубок.
- С корнем -лес-: лес, лесной, перелесок, лесник, лесочек.
- С корнем -свет-: свет, светить, светлый, посветить, рассвет, светильник, светлячок.
- С корнем -дар-: дар, дарить, подарочный, подарок.
- С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
- С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
- С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
- С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
- С корнем -мор-: море, морской, приморский, моряк, морячка.
- С корнем -рос-: роса, росистый, росы.
- Слон, слоновый, слониха
- Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
- Кормить, кормушка, корм.
- Летать — лётчик, лётный.
- Город, городской.
- Дом — домашний.
- -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
- -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
- -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
- -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
- -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
- гриб — грибник — грибок — грибной — грибница — грибочек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб).
- лисичка — лиса — лисонька — лиска — лис — лисята — лисий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис).
- Груша — грушка — грушевый — грушища — грушечка — грушенька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш).
- Плод — бесплодие — бесплодный -выплод — оплодотворение — оплодотворить — оплодотворять — плодик — плодить —плодиться — плодный — плодовитый — плодовый — плодоносный — плодородие — приплод — расплодить — расплодиться.
Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.
Корень — это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.
Как найти корень в слове?
- Подберите к слову как можно больше родственных слов.
- Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.
Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.
Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.
- снег — снега — снеговик
- мороз — морозы — морозить
- ложка — ложечка
- рукавчик — рукава
- гриб — грибок
- рыбка — рыба
- куст — кусты
- холод — холода
- дождь — дожди
- шубка — шуба
- берёзка — береза
- травка — трава.
Какие однокоренные слова у слова «ветка»?
Найдем однокоренные слова к слову ветка. Прежде всего, выделим корень. Корень у слова ветка: -вет-Однокоренные слова к слову «ветка»:
- веточка, ветвистость, ветвь, ветвление, разветвление, ответвление;
- веточный, ветвистый, ветвяной;
- ветвисто;
- ветвиться, ответвить, разветвить, ответвиться, ответвлять, ответвляться, разветвиться, разветвляться, разветвлять, ветвиться, заветвиться, разветвлять.
P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.
Однкоренные слова
Однокоренные (родственные) слова — это слова с одним корнем. Корень — основная часть слова, в которой заключается главный смысл всех родственных слов. Как и человек, слова образуют целые семьи. Такие слова называются однокоренными (родственными).
Например: берёз-а — берёз-овый — под-берёз-овик. Здесь корень означает всё, связанное с этим деревом.
Берёзовый. Относящийся к берёзе (например сок, ствол).
Подберёзовик. Гриб, который растёт в соседстве с этим деревом.
Однокоренные слова и формы слова
Однокоренные слова нужно отличать от форм одного и того же слова. Как это сделать?
Во-первых, по лексическому значению, т. е. по смыслу слова. У форм слова одинаковое лексическое значение, то есть смысл, а у однокоренных слов значения отличаются.
Например
именительный падеж | кто? что? | вертолёт |
родительный падеж | кого? чего? | вертолёт-а |
дательный падеж | кому? чему? | вертолёт-у |
винительный падеж | кого? что? | вертолёт |
творительный падеж | кем? чем? | вертолёт-ом |
предложный падеж | о ком? о чем? | о вертолёт-е |
Перед нами в воображении предстаёт одна и та же картинка летающего аппарата с пропеллером. Это формы одного и того же слова, так как лексическое значение одно и то же, разные только грамматические значения (у существительных — падежа и числа), выражающиеся окончаниями.
А теперь сравним: вертолёт и вертолёт-чик. Перед нами в воображении предстают две абсолютно разные картинки. Это однокоренные слова, так как лексическое значение у слов разное. Слово вертолётчик обозначает уже человека, управляющего этим летающим аппаратом с пропеллером.
Кстати, обратите внимание, что в словах вертолёт и вертолётчик два корня. Какие? Что они обозначают? Правильно, -верт- — «вертеть», -лёт- — «лететь»
Можно продолжить группу однокоренных слов для каждого из этих корней:
-верт- — верт-олёт, верт-олётчик, верт-ушка, раз-верт-еться, по-верт-еть;
-лёт- — верто-лёт, верто-лёт-чик, само-лёт, лет-еть, лет-ать, по-лет-еть, по-лёт, вы-лет, от-лёт, лет-ун, лет-яга.
Во-вторых, отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова можно по структуре. Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. В формах слова изменяются только окончания.
Например
дом, дома, дому, домом, доме | формы слова, меняются только окончания |
дом, домишко, домище, надомный, домовой, домоводство | однокоренные слова с разными приставками и суффиксами |
Грамотность человека зависит от того, насколько хорошо он умеет определять корень слова, понимать его лексическое значение, подбирать однокоренные слова. Зная правописание слова, легко ориентироваться в написании всех его однокоренных (родственных) слов.
Когда гласные или согласные буквы оказываются в слабой позиции, появляются сомнения в выборе этих букв.
Например
Л..с-ник — мы пишем через букву -е-, потому что все однокоренные слова этого ряда проверяются словом лес, где сомнительная гласная корня оказалась в сильной позиции, под ударением.
Хле.. — мы пишем через букву -б-, потому что сомнительную согласную проверяем однокоренным словом хлебушек, где эта согласная оказалась в сильной позиции, перед гласной буквой.
Слова с омонимичными корнями
Следует отличать однокоренные слова от слов с омонимичнымые корнями. Омонимичные корни одинаково пишутся, но имеют разные лексические значения. А у однокоренных слов корни имеют одинаковые лексические значения.
Например
вод-а, над-вод-ный, под-вод-ник, при-вод-ниться, вод-яной, водолаз, водоросли | однокоренные. Лексическое значение корня -вод- связано со значением слова «вода». |
про-вод-ка | слово с корнем -вод- имеет другое лексическое значение, связанное со словом «проводить», поэтому слова проводка и вода не являются однокоренными, то есть родственными, их корни омонимичные, то есть имеют разные лексические значения. |
Для чего это нужно знать? Вслушиваясь в слова, всматриваясь в их структуру, можно догадаться о смысле незнакомых слов. Догадайтесь, что означает слово бор-овик? Догадались?
Правило: однокоренные слова для 2 класса
В однокоренных словах значение зависит от корня. Правило правописания таких слов тоже зависит от него. Раз корень указывает на значение всех слов, которые для него родственные, то он командует и тем, какую сомнительную гласную нужно писать в однокоренном слове. Давайте ещё раз посмотрим на слово зЕркало: корень –зЕркал-, под ударением чётко слышится буква Е, значит, во всех словах, где встречается этот корень, тоже надо писать Е, даже если без ударения будет слышаться другая буква: зеркальный, зазеркалье, в зеркалах.
Давайте попробуем составить правило, чтобы не ошибиться в написании однокоренных слов.
- Выделите корень в слове.
- Убедитесь, что слова однокоренные.
- Измените слово так, чтобы сомнительный звук стал ударным.
- Напишите букву из проверочного слова.
Образец применения правила:
Подл..котник. Какую букву написать: О или А? подбором однокоренных слов выделим корень –локот-. Теперь из всех родственных выберем такое, где сомнительная буква под ударением: локоть, чётко слышится О. Значит, в слове подлокотник напишем именно эту букву.
Не забывайте, в однокоренных словах могут быть чередующиеся буквы: -дорог-а, дорож-ный. Корни –дорог– и –дорож- одинаковые: г//ж — чередование.
Что мы узнали?
Определение однокоренных слов легко понять из самого названия. Это слова, в которых корень имеет одинаковое написание и значение. Во всех однокоренных словах безударная гласная пишется одинаково.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной — 2015 год
Что такое родственные слова — Урок 2 — СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Цели: формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Запишите слово по лексическому значению.
• Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)
• Дерево с белым стволом. (Береза.)
• Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)
• Движение воздуха. (Ветер.)
• Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки сыпучих веществ (Лопата.)
(Проверка. Сверка с образцом на доске.)
— В каком слове все согласные звонкие? (Береза.)
— В каком слове ударный первый слог? (Ветер.)
— Это слово начинается с гласной буквы. (Осина.)
— В этом слове согласных букв больше, чем гласных. (Рисунок, ветер.)
2. Объяснительный диктант
(КИМы (с. 46).)
III. Работа по теме урока
— С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (С родственными словами.)
— Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть общая часть.)
1. Работа по учебнику
Упр. 80 (с. 59).
— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У них нет общей части. Это слова — названия родственников.)
— Прочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть сын-, и они близкие по значению.)
— Запишите родственные слова, выделите корень.
2. Самостоятельная работа
— Подберите родственные слова: вариант I — дедушка; вариант II — мама.
(Проверка. Один из учащихся читает свои примеры родственных слов.)
— Приготовьтесь. Как только услышите ошибку, подайте сигнал — хлопок.
— У кого записаны еще другие родственные слова?
— Какое условие должно выполняться, чтобы слова были родственными? (Слова должны быть близкими по смыслу и иметь общую часть.)
IV. Физкультминутка
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
Как пружинки, мы присели,
А потом тихонько сели.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 81 (с. 60).
— Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У них близкое значение, но нет общей части.)
— Найдите среди синонимов “родственников” для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий. (Быстро, липкий.)
— Выделите в словах корень.
Упр. 82 (с. 60).
— Прочитайте первую группу слов.
— Все ли слова родственные? (Летний — для лета; летом — то, что бывает в это время года; лететь — одинаковая часть лет-, но у слова другой смысл.)
— Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень. (Лето, летний, летом.)
(Далее учащиеся выполняют упражнение по вариантам: вариант I — второе предложение, вариант II — третье предложение.)
— Какое слово не записал вариант I? (Горевать — есть одинаковая часть, но слово не является родственным остальным словам.)
— Какое слово лишнее у варианта II? (Сырость — есть одинаковая часть, но слово не является близким по смыслу к другим словам.)
VI. Рефлексия
— Подчеркните в стихотворении родственные слова.
Снежная сказка
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет —
Снежный, снежный, снежный!
С. Погореловский
(Учащиеся подчеркивают следующие слова: по снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки, снежный.)
(Самопроверка. Самооценка с помощью “светофора”.)
VII. Подведение итогов урока
— Какие слова называются родственными?
— Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (У синонимов нет общей части.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 83 (с. 60).
ПредыдущаяСледующая
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Корень слова
Цели: учить определять корень слова и находить однокоренные слова; развивать творческие способности; воспитывать любовь к природе и музыке.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Передайте с помощью улыбок хорошее настроение друг другу.
II. Сообщение темы и целей урока.
— Ребята, я намеренно не буду сообщать вам тему урока. Вы её определите сами, если назовёте подземную часть растений. (Корень.)
— Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Орфографию. В тетрадях вы будете вести летопись путешествия.
На доске размещена карта (в виде вопросительного знака).
III. Актуализация опорных знаний.
1. Словарная работа.
— Мы попали в непроходимую словарную чащу. А выйдем из неё, если правильно запишем словарные слова. По пути нам встретятся мудрецы, которые объяснят значения слов.
Для «мудрецов»-консультантов:
Корова — от латинского слова «кор» — рог.
Лисица — от древнерусского слова «лисый» — желтоватый.
Медведь — он ведает, где мёд.
Собака — от древнерусского «соб» — существо, имеющее хозяина.
Лопата — от древнерусского «лоп» — лист.
— Какое слово «лишнее»? Каким словом можно объединить остальные слова?
2. Работа над предложением.
— Продолжаем путешествовать. В этих высотных домах живут подлежащее и сказуемое.
Учитель ведёт показ домов подлежащего и сказуемого на карте.
— Запишем предложения, составленные о нашем путешествии.
Ребята пошли в поход. Ярко светило солнце. В небе пели птицы. В полях цвели цветы.
— Подчеркните главные члены предложения. (Учащиеся выполняют.)
Задание.
— А вот один из жителей страны живёт на отдельном острове. Кто это? Почему он живёт отдельно? (Предлог.)
IV. Повторение изученного материала.
1. Работа с однокоренными словами.
— Мы попали в целый микрорайон «Корешки». Здесь живут общие части всех родственных слов. Как они называются? (Корни слов.)
— Давайте пригласим на чай их родственников. (Соль — солить, корм — кормить, бег — бегать, свет — светить, город — городской.)
Физкультминутка
— Мы попали на стадион страны Орфографии. Сделаем под музыку зарядку.
Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.
1, 2 — выше голова.
(Поднять голову вверх, выпрямиться.)
3, 4 — руки шире.
(Развести руки в стороны.)
5, 6 — тихо сесть.
(Сесть тихо за парты.)
7, 8 — лень отбросим.
2. Работа по учебнику.
— А теперь подышим свежим воздухом в парке. Здесь много солнечного света, нас манит аромат душистых трав и цветов, звонкие голоса птиц. Откройте наши мудрые учебники и прочитайте, что сказал о берёзе писатель Соколов-Микитов. Выпишите родственные слова.
Учащиеся выполняют задания.
3. Творческая работа.
— В этом парке есть сад. Напишем о нём. Вместо точек вставьте подходящие слова. Прочитайте их хором: посадил, посадка, садовая, рассадка, сад, садовник, посадить.
Жил-был … (садовник). В его дивном … (саду) росли прекрасные цветы. Он решил … (посадить) деревья. … (посадка) заняла много времени.
V. Итог урока.
— Какие слова вы вставили в текст? Докажите. (Однокоренные. В словах корень -сад-. Слова имеют схожее смысловое значение.)
Домашнее задание (по выбору учащихся): придумать 2 предложения с любой парой слов, составить связный текст, используя родственные слова.