Однокоренные слова и формы слова

Урок русского языка во 2 классе
«родственные слова» | начальная школа  | современный урок

Какие слова называют однокоренными

Вы уже знаете, что в каждом слове обязательно есть корень. Он заключает в себе значение всего слова, то есть это самая главная часть.

Представьте, что вас попросили объяснить, кто такие родственники. Конечно же, вы скажете, что это люди, у которых общие предки, поэтому у них может быть одинаковая фамилия и отчество. У родственников есть один корень — их предок. Основа всех родственников одна, она и объединяет семью. Со словами точно так же.

Есть одно слово — это как бы общий предок: зеркало, корень –зеркал-. Если добавить к нему суффикс, то получим зеркальный — слово новое, но значение тесно связано с прежним. Можно добавить приставку и получить ещё одно новое слово: зазеркалье, а общее значение всё равно то же самое. Мы понимаем, что всё это связано с зеркалом. Все слова, у которых одинаковый корень, называются однокоренными.

В однокоренных словах должен быть не только одинаковый корень, но и одинаковое его значение.

Русский язык богат, его особенностью является то, что есть слова, корни в которых одинаковые, а значения разные. Посмотрите примеры таких слов: длинная кос-а у девочки и кос-ые линии. Корень в словах написан одинаково –кос–, а значение у слов разное. Мы это узнаём из предложения. Поэтому, определяя однокоренные слова, всегда нужно смотреть на значение.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)
  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
    ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:
    е / и замереть — замирать п / пл лупить — луплю
    о / а спросить — спрашивать б / бл любить — люблю
    е / о (ё) петь — пою в / вл ловить — ловлю
    я / им снять — снимать м / мл кормить — кормлю
    а / ин сжать — пожинать з / ж узкий — уже
    ов / у ковать — кую ц / ч столица — столичный
    е / у (ю) клевать — клюю д / ст сладкий — сласти
    о / ноль звука сон — сна т / с цветы — цвести
    о / ноль звука сон — сна т / к пустить — пускать
    е / ноль день — дня ст / щ густой — гуща
    о / ы / у сохнуть — засыхать — сухой х / ш глухой — глушь
    о / ы / ноль звука посол — посылать — послать т / ч / щ светить — свеча — освещение
    и / й / ей лить — лью — лей д / ж / жд водить — вожу — вождение
    и / й / ой бить — бью — бой с / ш высокий — выше
        к / ч / ц кулак — кулачок — кулацкий
        г / ж / з друг — дружба — друзья
  • В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
  • Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
  • Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
  • В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода).
  • Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил — проверил — написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
  • В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

Однокоренные слова

Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.

Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.

Родственные — родственники — родители — родные — сородичи — род

Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и  общую часть — род.

Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.

В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.

Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.

Примеры однокоренных слов

Вот пример цепочек однокоренных слов:

    • лист — листик — листочек — листать
    • висит — виснет — зависнет — провис
    • С корнем -кот-: кот, котёнок.
    • С корнем -дуб-: дуб, дубок.
    • С корнем -лес-: лес, лесной, перелесок, лесник, лесочек.
    • С корнем -свет-: свет, светить, светлый, посветить, рассвет, светильник, светлячок.
    • С корнем -дар-: дар, дарить, подарочный, подарок.
    • С корнем -винт-: винт, винтить, винтовой.
    • С корнем -бок-: бок, боковой, боковина.
    • С корнем -звон-: звон, звонок, позвонить, звоночек, звонкий, перезвон.
    • С корнем -холод-: холод, холодный, холодильник.
    • С корнем -мор-: море, морской, приморский, моряк, морячка.
    • С корнем -рос-: роса, росистый, росы.
    • Слон, слоновый, слониха
    • Солонка, солёный, солить, соль, засолка, соломка.
    • Кормить, кормушка, корм.
    • Летать — лётчик, лётный.
    • Город, городской.
    • Дом — домашний.
    • -вар-: варёный, заварка, сварить, отвар
    • -сказ-: сказитель, высказать, подсказывать, рассказ
    • -бел-: побелить, беляк, беленький, побелка
    • -вес-: весовой, взвесить, весы, взвешенный
    • -пис-: письменный, надпись, написанный, перепись
    • гриб — грибник — грибок — грибной — грибница — грибочек (все эти слова имеют общий смысл и одинаковую часть — гриб).
    • лисичка — лиса — лисонька — лиска — лис — лисята — лисий (слова имеют общий смысл у всех эти слов — небольшой лесной зверь с рыжей шкурой и пушистым хвостом, и общая часть — лис).
    • Груша — грушка — грушевый — грушища — грушечка — грушенька (все слова имеют общий смысл — фрукт, и общую часть — груш).
    • Плод — бесплодие — бесплодный -выплод — оплодотворение — оплодотворить — оплодотворять — плодик — плодить —плодиться — плодный — плодовитый — плодовый — плодоносный — плодородие — приплод — расплодить — расплодиться.

Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.

Корень — это главная общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Корень в родственных словах пишется одинаково.

Как найти корень в слове?

  1. Подберите к слову как можно больше родственных слов.
  2. Найдите общую часть родственных слов, близких по написанию и значению Это корень слова.

Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.

Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.

  • снег — снега — снеговик
  • мороз — морозы — морозить
  • ложка — ложечка
  • рукавчик — рукава
  • гриб — грибок
  • рыбка — рыба
  • куст — кусты
  • холод — холода
  • дождь — дожди
  • шубка — шуба
  • берёзка — береза
  • травка — трава.

Какие однокоренные слова у слова «ветка»?

Найдем однокоренные слова к слову ветка. Прежде всего, выделим корень. Корень у слова ветка: -вет-Однокоренные слова к слову «ветка»:

  • веточка, ветвистость, ветвь, ветвление, разветвление, ответвление;
  • веточный, ветвистый, ветвяной;
  • ветвисто;
  • ветвиться, ответвить, разветвить, ответвиться, ответвлять, ответвляться, разветвиться, разветвляться, разветвлять, ветвиться, заветвиться, разветвлять.

P.S. Cлова ветка и ветвь — однокоренные, имеющие одно значение. В этих словах наблюдается чередование согласных тв и т.

Однкоренные слова

Однокоренные (родственные) слова — это слова с одним корнем. Корень — основная часть слова, в которой заключается главный смысл всех родственных слов. Как и человек, слова образуют целые семьи. Такие слова называются однокоренными (родственными).

Например: берёз-а — берёз-овый — под-берёз-овик. Здесь корень означает всё, связанное с этим деревом.

Берёзовый. Относящийся к берёзе (например сок, ствол).

Подберёзовик. Гриб, который растёт в соседстве с этим деревом.

Однокоренные слова и формы слова

Однокоренные слова нужно отличать от форм одного и того же слова. Как это сделать?

Во-первых, по лексическому значению, т. е. по смыслу слова. У форм слова одинаковое лексическое значение, то есть смысл, а у однокоренных слов значения отличаются.

Например

именительный падеж кто? что? вертолёт
родительный падеж кого? чего? вертолёт-а
дательный падеж кому? чему? вертолёт-у
винительный падеж кого? что? вертолёт
творительный падеж кем? чем? вертолёт-ом
предложный падеж о ком? о чем? о вертолёт-е

Перед нами в воображении предстаёт одна и та же картинка летающего аппарата с пропеллером. Это формы одного и того же слова, так как лексическое значение одно и то же, разные только грамматические значения (у существительных — падежа и числа), выражающиеся окончаниями.

А теперь сравним: вертолёт и вертолёт-чик. Перед нами в воображении предстают две абсолютно разные картинки. Это однокоренные слова, так как лексическое значение у слов разное. Слово вертолётчик обозначает уже человека, управляющего этим летающим аппаратом с пропеллером.

Кстати, обратите внимание, что в словах вертолёт и вертолётчик два корня. Какие? Что они обозначают? Правильно, -верт- — «вертеть», -лёт- — «лететь»

Можно продолжить группу однокоренных слов для каждого из этих корней:

-верт- — верт-олёт, верт-олётчик, верт-ушка, раз-верт-еться, по-верт-еть;

-лёт- — верто-лёт, верто-лёт-чик, само-лёт, лет-еть, лет-ать, по-лет-еть, по-лёт, вы-лет, от-лёт, лет-ун, лет-яга.

Во-вторых, отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова можно по структуре. Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. В формах слова изменяются только окончания.

Например

дом, дома, дому, домом, доме формы слова, меняются только окончания
дом, домишко, домище, надомный, домовой, домоводство однокоренные слова с разными приставками и суффиксами

Грамотность человека зависит от того, насколько хорошо он умеет определять корень слова, понимать его лексическое значение, подбирать однокоренные слова. Зная правописание слова, легко ориентироваться в написании всех его однокоренных (родственных) слов.

Когда гласные или согласные буквы оказываются в слабой позиции, появляются сомнения в выборе этих букв.

Например

Л..с-ник — мы пишем через букву -е-, потому что все однокоренные слова этого ряда проверяются словом лес, где сомнительная гласная корня оказалась в сильной позиции, под ударением.

Хле.. — мы пишем через букву -б-, потому что сомнительную согласную проверяем однокоренным словом хлебушек, где эта согласная оказалась в сильной позиции, перед гласной буквой.

Слова с омонимичными корнями

Следует отличать однокоренные слова от слов с омонимичнымые корнями. Омонимичные корни одинаково пишутся, но имеют разные лексические значения. А у однокоренных слов корни имеют одинаковые лексические значения.

Например

вод-а, над-вод-ный, под-вод-ник, при-вод-ниться, вод-яной, водолаз, водоросли однокоренные. Лексическое значение корня -вод- связано со значением слова «вода».
про-вод-ка слово с корнем -вод- имеет другое лексическое значение, связанное со словом «проводить», поэтому слова проводка и вода не являются однокоренными, то есть родственными, их корни омонимичные, то есть имеют разные лексические значения.

Для чего это нужно знать? Вслушиваясь в слова, всматриваясь в их структуру, можно догадаться о смысле незнакомых слов. Догадайтесь, что означает слово бор-овик? Догадались?

Правило: однокоренные слова для 2 класса

В однокоренных словах значение зависит от корня. Правило правописания таких слов тоже зависит от него. Раз корень указывает на значение всех слов, которые для него родственные, то он командует и тем, какую сомнительную гласную нужно писать в однокоренном слове. Давайте ещё раз посмотрим на слово зЕркало: корень –зЕркал-, под ударением чётко слышится буква Е, значит, во всех словах, где встречается этот корень, тоже надо писать Е, даже если без ударения будет слышаться другая буква: зеркальный, зазеркалье, в зеркалах.

Давайте попробуем составить правило, чтобы не ошибиться в написании однокоренных слов.

  • Выделите корень в слове.
  • Убедитесь, что слова однокоренные.
  • Измените слово так, чтобы сомнительный звук стал ударным.
  • Напишите букву из проверочного слова.

Образец применения правила:

Подл..котник. Какую букву написать: О или А? подбором однокоренных слов выделим корень –локот-. Теперь из всех родственных выберем такое, где сомнительная буква под ударением: локоть, чётко слышится О. Значит, в слове подлокотник напишем именно эту букву.

Не забывайте, в однокоренных словах могут быть чередующиеся буквы: -дорог-а, дорож-ный. Корни –дорог– и –дорож- одинаковые: г//ж — чередование.

Что мы узнали?

Определение однокоренных слов легко понять из самого названия. Это слова, в которых корень имеет одинаковое написание и значение. Во всех однокоренных словах безударная гласная пишется одинаково.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной — 2015 год

Что такое родственные слова — Урок 2 — СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Цели: формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Запишите слово по лексическому значению.

• Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)

• Дерево с белым стволом. (Береза.)

• Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)

• Движение воздуха. (Ветер.)

• Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки сыпучих веществ (Лопата.)

(Проверка. Сверка с образцом на доске.)

— В каком слове все согласные звонкие? (Береза.)

— В каком слове ударный первый слог? (Ветер.)

— Это слово начинается с гласной буквы. (Осина.)

— В этом слове согласных букв больше, чем гласных. (Рисунок, ветер.)

2. Объяснительный диктант

(КИМы (с. 46).)

III. Работа по теме урока

— С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (С родственными словами.)

— Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть общая часть.)

1. Работа по учебнику

Упр. 80 (с. 59).

— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У них нет общей части. Это слова — названия родственников.)

— Прочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть сын-, и они близкие по значению.)

— Запишите родственные слова, выделите корень.

2. Самостоятельная работа

— Подберите родственные слова: вариант I — дедушка; вариант II — мама.

(Проверка. Один из учащихся читает свои примеры родственных слов.)

— Приготовьтесь. Как только услышите ошибку, подайте сигнал — хлопок.

— У кого записаны еще другие родственные слова?

— Какое условие должно выполняться, чтобы слова были родственными? (Слова должны быть близкими по смыслу и иметь общую часть.)

IV. Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Как пружинки, мы присели,

А потом тихонько сели.

V. Закрепление изученного материала

Упр. 81 (с. 60).

— Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У них близкое значение, но нет общей части.)

— Найдите среди синонимов “родственников” для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий. (Быстро, липкий.)

— Выделите в словах корень.

Упр. 82 (с. 60).

— Прочитайте первую группу слов.

— Все ли слова родственные? (Летний — для лета; летом — то, что бывает в это время года; лететь — одинаковая часть лет-, но у слова другой смысл.)

— Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень. (Лето, летний, летом.)

(Далее учащиеся выполняют упражнение по вариантам: вариант I — второе предложение, вариант II — третье предложение.)

— Какое слово не записал вариант I? (Горевать — есть одинаковая часть, но слово не является родственным остальным словам.)

— Какое слово лишнее у варианта II? (Сырость — есть одинаковая часть, но слово не является близким по смыслу к другим словам.)

VI. Рефлексия

— Подчеркните в стихотворении родственные слова.

Снежная сказка

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем не сказка белый свет —

Снежный, снежный, снежный!

С. Погореловский

(Учащиеся подчеркивают следующие слова: по снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки, снежный.)

(Самопроверка. Самооценка с помощью “светофора”.)

VII. Подведение итогов урока

— Какие слова называются родственными?

— Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (У синонимов нет общей части.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 83 (с. 60).

ПредыдущаяСледующая

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Корень слова

Цели: учить определять корень слова и находить однокоренные слова; развивать творческие способности; воспитывать любовь к природе и музыке.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Передайте с помощью улыбок хорошее настроение друг другу.

II. Сообщение темы и целей урока.

— Ребята, я намеренно не буду сообщать вам тему урока. Вы её определите сами, если назовёте подземную часть растений. (Корень.)

— Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Орфографию. В тетрадях вы будете вести летопись путешествия.

На доске размещена карта (в виде вопросительного знака).

III. Актуализация опорных знаний.

1. Словарная работа.

— Мы попали в непроходимую словарную чащу. А выйдем из неё, если правильно запишем словарные слова. По пути нам встретятся мудрецы, которые объяснят значения слов.

Для «мудрецов»-консультантов:

Корова — от латинского слова «кор» — рог.

Лисица — от древнерусского слова «лисый» — желтоватый.

Медведь — он ведает, где мёд.

Собака — от древнерусского «соб» — существо, имеющее хозяина.

Лопата — от древнерусского «лоп» — лист.

— Какое слово «лишнее»? Каким словом можно объединить остальные слова?

2. Работа над предложением.

— Продолжаем путешествовать. В этих высотных домах живут подлежащее и сказуемое.

Учитель ведёт показ домов подлежащего и сказуемого на карте.

— Запишем предложения, составленные о нашем путешествии.

Ребята пошли в поход. Ярко светило солнце. В небе пели птицы. В полях цвели цветы.

— Подчеркните главные члены предложения. (Учащиеся выполняют.)

Задание.

— А вот один из жителей страны живёт на отдельном острове. Кто это? Почему он живёт отдельно? (Предлог.)

IV. Повторение изученного материала.

1. Работа с однокоренными словами.

— Мы попали в целый микрорайон «Корешки». Здесь живут общие части всех родственных слов. Как они называются? (Корни слов.)

— Давайте пригласим на чай их родственников. (Соль — солить, корм — кормить, бег — бегать, свет — светить, город — городской.)

Физкультминутка

— Мы попали на стадион страны Орфографии. Сделаем под музыку зарядку.

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту.

1, 2 — выше голова.

(Поднять голову вверх, выпрямиться.)

3, 4 — руки шире.

(Развести руки в стороны.)

5, 6 — тихо сесть.

(Сесть тихо за парты.)

7, 8 — лень отбросим.

2. Работа по учебнику.

— А теперь подышим свежим воздухом в парке. Здесь много солнечного света, нас манит аромат душистых трав и цветов, звонкие голоса птиц. Откройте наши мудрые учебники и прочитайте, что сказал о берёзе писатель Соколов-Микитов. Выпишите родственные слова.

Учащиеся выполняют задания.

3. Творческая работа.

— В этом парке есть сад. Напишем о нём. Вместо точек вставьте подходящие слова. Прочитайте их хором: посадил, посадка, садовая, рассадка, сад, садовник, посадить.

Жил-был … (садовник). В его дивном … (саду) росли прекрасные цветы. Он решил … (посадить) деревья. … (посадка) заняла много времени.

V. Итог урока.

— Какие слова вы вставили в текст? Докажите. (Однокоренные. В словах корень -сад-. Слова имеют схожее смысловое значение.)

Домашнее задание (по выбору учащихся): придумать 2 предложения с любой парой слов, составить связный текст, используя родственные слова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: