Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7. Подражать:
— стону,
— мычанию,
— свисту.
8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления.
Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.
12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
Для чего нужна гимнастика
Гимнастика для артикуляции подразумевает подготовку речевого аппарата для правильного говорения. Последнее проявляется в четкости произношения отдельных звуков − артикуляции. Проводится чаще всего разминка в игровой форме, чтобы настроить малыша на позитивную работу. Подготовительный этап включает упражнения для всех органов речевого аппарата: языка, губ, неба, щек. В процессе выполнения артикуляционной гимнастики, как при утренней зарядке, разогреваются все мышцы для успешного говорения, усиливается гибкость, кровоток. Любое занятие с логопедом начинается с разогрева артикуляционного аппарата, тренировки органов говорения. Подготовительная часть позволяет:
- укрепить мышцы языка, щек, губ;
- снизить напряженность и гипертонус речевого аппарата;
- увеличить амплитуду движения органов речи;
- произвести правильную постановку определенного звука;
- улучшить кровообращение;
- привести в подвижность артикуляционный аппарат;
- в короткое время справиться с логопедическими дефектами речи;
- дать понять ребенку, как правильно четко произносить отдельный звук.
Артикуляционные упражнения
- улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
- (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
«Месим тесто»
- улыбнуться;
- спокойно положить язык на нижнюю губу;
- пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
- закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Блинчик»
улыбнуться;
приоткрыть рот;
положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Чистим зубы»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы;
- делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
- нижняя челюсть при этом не двигается.
«Часики»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
- нижняя челюсть неподвижна.
«Вкусное варенье»
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Киска
сердится»
- губы в улыбке, рот открыт;
- широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
- на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами, на счет «два» язык убирается вглубь рта;
- кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за нижними зубами рот не закрывается.
«Загнать мяч в ворота»
- положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
- щеки не должны надуваться.
- рот закрыт;
- кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
- на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
- открыть рот;
- узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
- не прикасаться к губам и зубам.
«Трубочка»
- открыть рот;
- высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
- подуть в «трубочку».
Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы
поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением
свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца)
будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более
тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата,
нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.
Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»
Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.
Упражнение «Вкусное варенье»
Как проводить упражнение «Вкусное варенье»:
- Расскажите детям, что они будут готовить вкусное варенье.
- Попросите детей представить, что они стоят у плиты и варят варенье. Во время упражнения они должны постоянно двигать губами и языком, чтобы имитировать процесс варки.
- Приготовьте «ингредиенты» для варенья, которые будут использоваться во время упражнения. Это могут быть фантазийные фрукты или ягоды.
- Приготовьте список звуков, которые дети должны произносить во время упражнения. Например: «м-м-м», «в-в-в», «н-н-н» и т. д.
- Начинайте упражнение, произнося звуки вместе с детьми.
- Постепенно увеличивайте скорость и интенсивность произношения звуков.
- Завершите упражнение, попросив детей показать, как они закрывают губы после приготовления варенья.
Польза упражнения «Вкусное варенье»:
- Развивает моторику рта и губ.
- Улучшает произношение звуков.
- Помогает развивать фантазию и воображение.
Примеры звуков для произношения:
Звук
Пример слова
М
Мама
В
Вода
Н
Нос
Примечание: Проводите упражнение регулярно и постепенно усложняйте его. Не забывайте поощрять детей за активное участие и достигнутые результаты.
Техника выполнения
- начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
- лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
- не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
- каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
- артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
- по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
- артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки С, З, Ц;
- гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.
Артикуляционная гимнастика: когда начинать и на что рассчитывать
Оптимальное время для начала занятий — два года: именно сейчас малыш, заинтересованный в общении, начинает формировать и расширять словарный запас. Артикуляционную гимнастику для 2 лет стоит проводить в привычной обстановке, дома, рядом с мамой: так малышу будет комфортнее и спокойнее, соответственно, эффект от таких занятий будет максимальным. Все упражнения нужно давать в игровой форме, подбирая их таким образом, чтобы действия у ребенка получались довольно легко — иначе интерес к занятиям быстро пропадет.
Упражнения артикуляционной гимнастики для детей 2–3 лет способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формированию правильных движений губ, языков, челюсти. Многие родители уверены, что артикуляционная гимнастика для дошкольников нужна только малышам с нарушениями речи, но это не так. В два года у малышей начинает активно расширяться словарный запас, они учатся выговаривать новые звуки и слова. На этом этапе часто возникают сложности при произнесении некоторых звуков — «л», «р», «ш», «щ» — и это не считается каким-то отклонением: логопедические упражнения артикуляционной гимнастики помогут освоить сложные звуки, что в свою очередь позволит ребенку быстрее, активнее заговорить.
Упражнения артикуляционной гимнастики направлены на:
- подготовку артикуляционного аппарата к выговариванию сложных звуков, слогов, слов;
- тренировку гибкости и силы мышц речевого аппарата: щек, губ, языка, челюстей;
- усиление кровообращения в органах, которые участвуют в говорении;
- обогащение словарного запаса.
Правильная подготовка к артикуляционной гимнастике для малышей — залог успешных и эффективных занятий. Необходимо подготовить небольшое зеркало, через которое малыш сможет контролировать свои движения, мимику. Упражнения следует показывать медленно и по нескольку раз, чтобы ребенок мог точно понять, что от него нужно.
Есть еще несколько несложных правил, которые тем не менее существенно увеличат эффективность гимнастики:
- Регулярность — залог успеха. Двухлетние крохи могут заниматься раз в два дня, этого достаточно. Трехлеткам уже хватает терпения заниматься ежедневно.
- Заниматься нужно без спешки. Сначала малыш должен повторить упражнение медленно и максимально четко. Когда у него станет хорошо получаться, можно увеличивать скорость.
- Нельзя давать ребенку уставать. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут. Если малыш устал раньше, нужно сделать перерыв и вернуться к недоделанным упражнениям чуть позже.
- Начинать занятия надо с дыхательной разминки, упражнений с пальчиками или мимикой.
Необходимо вести артикуляционный дневник для записи своих наблюдений
Например, нюансы, на которые требуется обратить внимание во время следующего занятия, или вопросы, которые нужно не забыть задать потом врачу. И еще один момент: не забывать хвалить ребенка даже за незначительные успехи, так получится его мотивировать двигаться дальше
Неговорящие крохотули
С неговорящими детишками сперва тренируют психические функции: память, мышление, внимание. К сожалению, у таких крох не происходит восприятие сказанного
В 2 года нормой является реакция на своё имя, смену интонации и голоса. В противоположном случае наблюдается замедленность действий, невнимательность, плохое запоминание услышанного.
Подход тут особенный, требуется совмещать комплекс мероприятий с опытным логопедом и домашние игры. Не давите на такого малышка. Есть у нас родственник, который не разговаривал до 3 лет. Но дело пошло на поправку после этого возраста. Сейчас это самодостаточный молодой человек, учащийся в ВУЗе.
Паниковать и раздражаться не стоит. На ранних стадиях многое можно поправить, просто нужен систематический подход. Соблюдайте назначенные предписания врача, а я Вам могу порекомендовать интересные мероприятия, реально помогающие. Вообще-то приёмы остаются такими же.
Развитие мелкой моторики.
Артикуляционная гимнастика.
Игры, тренирующие внимание и память.
Копирование.
Сенсорное развитие.
- Семья
- Животные
- Домашние театры
- Транспорт
Перечень тем выбран не зря. Ведь упражнения должны проходить в непринуждённой и знакомой обстановке, на самых простых примерах. Посудите сами, мы каждый день сталкиваемся с родными и близкими, гуляем с ребятишками. Совмещайте приятное с полезным! А теперь давайте рассмотрим подробнее каждый метод.
Семья
Начинайте с тех, кого малявочка видит каждый день, с самых родных и близких.
Память, мышление
Тренируем память, рассказывая, кто есть кто. Детки любят рассматривать фотографии. Показывайте и просите показать, где папа, где бабушка, дедушка. Но наиболее интересное, пусть найдёт сам себя.
Речевое подражание
На примере родственников покажите, кто большой, кто маленький. Спрашивайте о действиях, производимых людьми: «Кто готовит кушать?». Дайте ответ. Способствуйте повторению мимики.
Сенсорика
Спрашивайте, у кого кофта зелёного цвета и т. д.
Животные
Хорошо, если дома есть кошка или собачка. Животные, вообще, помогают восстановиться, учат добру. А тут, типичный пример!
Артикуляционные занятия
Кошечка проснулась, умылась. Затем, попила молочка, облизалась (показываем)
Пошла кошка на охоту, легла у норки, мышку сторожит (ротик ― норка, язычок ― мышка, осторожно высовываем язык, водим по сторонам). Мышка поймана (прикусить легонько язычок)
Разминаем пальчики
Пальчики ― лошадки, которые скачут по полю. Можно воспроизводить прибауткуПо тропинке гладкой скачут пальцы, как лошадкиЦок, цок, цок, цок скачет быстрый табунок!Движения постепенно ускоряются.
Внимание
Можно приобрести в магазине крупные пазлы, а можно разрезать картинку с животным. Попросите сложить малыша рисунок.
Речевые повторы
На животных очень легко показывать короткие звуки, имитация их речи. Можно на примере игрушек. А если Вы живёте в частном доме и имеете небольшое хозяйство, будет вдвойне интересней. Воспроизводите, как мычит корова: «му», хрюкает поросёнок: «хрю-хрю», мяукает котик: «Мяу, мур».
Артикуляция
Объясните понятие «дикие звери». Где живут те или иные. Показать мимикой лису, вытянув губки вперёд. Медведя, оттопырив нижнюю челюсть. Зайку, подняв верхнюю губу, изобразить грызущие движения.
Домашний театр
У Вашего малыша есть любимые народные сказки? Предложите оживить героев! Сделайте импровизированную сцену, поставьте занавес, соберите игрушки. Самые удачные варианты «Репка», «Теремок». Терем может быть собран вместе из обычного конструктора. А ещё детская считалочка: «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять». Число символизирует количество пальцев. Этот спектакль можно показать руками, ходить пальчиками по столу, подняв вверх указательный и средний, изображать зайца.
Очень интересным получится сюжет морской тематики. В таз с водой поставьте бумажный корабль, предложите подуть на него. Представляете, какой будет восторг? Также игра с куклами, умываем, кормим, укладываем спать.
Транспорт
Не менее увлекательным станет забава с участием различных транспортных средств. Самолёт, паровоз, автомобиль.
Повтор речевого звучания
Предложите послушать звучание:Машина би ― биСамолёт уууПаровоз ту ― туА потом спросите малыша, что тот услышал.
Сенсорика
Предложите рассортировать по цвету транспорт или поставить на своё место модели автотранспорта.
Память, внимание
Приобретите парные картинки, наподобие домино. Возьмите один рисунок и предложите найти такой же. Если Вы успели познакомить своё чадо с цифрами, можно посчитать количество одинаковых изображений.
Логопедические занятия для детей 3-4 лет — особенности, практические занятия и игры.
Артикуляторная гимнастика
На зарядку становись!
Чтобы произносить звуки правильно и чисто, язычок должен быть гибким и сильным. Для этого нужно заниматься артикуляционной гимнастикой – делать различные упражнения для языка. К зарядке готовы!
Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики
Артикуляционную гимнастику для детей нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребен ка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.
Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
Каждое упражнение имеет свое название
Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в змейку» или «Поиграем в лошадку».
Упражнения для языка
Язычок наш, как лопатка:
Закругленный, плоский, гладкий.
Описание: Высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.
Язычок наш, как иголка,
Отойди, уколет колко!
Описание: Открыть рот. Высунуть далеко вперед язык, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!
Описание: Широко раскрыть рот. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
Выше, горка, поднимись,
Мы помчимся с горки вниз!
Описание: Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
Описание: Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
Вот веселые качели –
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!
Описание: Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет взрослого 10-15 раз.
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все, до дальнего угла!
Описание: Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
Трубочка, гуди сильней
Созовем мы всех друзей!
Описание: Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
1. Ирина Горохова. Речевая гимнастика для малышей. – ПИТЕР, 2010.- 44с.
2. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.- Москва: ЭКСМО, 2005.-146с.
3. Протопович Л. Уроки домашнего логопеда.- Ростов-на-Дону:Феникс, 2009.- 49с.
4. Фотографии: из личного архива Дудковой А.О.
Дудкова Анна Оскаровна,
учитель-логопед,
МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Салют»,
город Смоленск
Примеры конспектов занятий
Хороший пример артикуляционной гимнастики — выполнение упражнений под стихотворение
Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю
Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»
Текст стихотворения | Действия детей |
Котик Рыжик стал скучать – Не с кем дома поиграть. | Зевают. |
Чтоб друзей себе найти, Надо в детский сад пойти! | Улыбаются. |
Рыжик лапки причесал, | «Протаскивают» язык между зубами вперед-назад. |
Язычком их облизал, | Облизывают рот по часовой стрелке. |
Влево-вправо потянулся | Сильно высовывают язык то вправо, то влево. |
И, конечно, улыбнулся. | Улыбаются. |
Мяу! Мяу! Малыши! Веселимся от души! | Хлопают в ладоши. |
Мы достанем с верхней полки Наш веселый, звонкий мяч. | Тянут кончик языка вверх к носу. |
Покатаем мяч по полю, | Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». |
А потом помчимся вскачь! | Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз. |
Круглый обруч мы возьмем И крутить его начнем. | Округляют рот, словно произнося букву «о». |
А теперь, мои ребятки, Поиграем с вами в прятки! | Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы несколько раз. |
Рыжик целый день играл, Только к вечеру устал. | Дети потягиваются. |
Дома на кроватке Спит котенок сладко. | Дети кладут голову на сложенные ладошки. |
Другой пример гимнастики — сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.
Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»
Текст | Действия детей |
Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика. Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке. | 1. Открывать, закрывать рот. 2. Высунуть язык. 3. «Лопаточка» на нижней губе. |
Подул легкий ветерок, Язычок поежился, спрятался в домик и закрыл за собой дверь. А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь. | 1. «Иголочка». 2. Язычок во рту, рот закрыт. 3. Язычок стучит по зубам со звуком «д-д-д-д». |
Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко, потом котенок облизнулся и сладко зевнул. | 1. Имитирует лакание молока. 2. «Вкусное варенье», рот открыт. 3. Широко открыт рот. |
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так». Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок. | 1. «Часики». 2. Язычок во рту, рот закрыт. |
Комплекс упражнений для губ
Губная мускулатура играет важную роль в физическом развитии и речевом формировании дошкольников. Для развития губной моторики и артикуляционных навыков рекомендуется проводить специальные упражнения для губ. Простые, но эффективные упражнения помогут укрепить и развить губную мускулатуру, что положительно скажется на речевом развитии ребенка.
Вот несколько примеров упражнений для губ:
- Дуть свечи: попросите ребенка сжать губы, как будто он дует свечку. Это упражнение поможет укрепить губную мускулатуру и развить контроль над дыханием.
- Прикусывание губы: предложите ребенку прикусить нижнюю губу зубами и удерживать такое положение на несколько секунд. Это упражнение развивает силу и координацию губной мускулатуры.
- Дразнилка с губами: попросите ребенка выпячивать губы вперед и притягивать их обратно. Это упражнение развивает гибкость губ и помогает лучше контролировать артикуляцию звуков.
Регулярное выполнение данных упражнений поможет улучшить развитие и координацию губной мускулатуры, что положительно скажется на речевом росте и формировании звуковой стороны речи у дошкольников. Развивайте позитивное отношение к регулярным занятиям артикуляционной гимнастикой вместе с вашим ребенком!