Афазия. почему человек больше не может говорить?

Афазия

Виды нарушений речи

Виды расстройства можно понимать и подразделять по-разному. Существует разнообразная группа классификаций, однако многие представляют больше научный, чем практический интерес. В медицинской и педагогической практике принято использовать две классификации нарушений функции речи: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. Первая включает в себя 4 способа подразделить функциональные отклонения.

Голосовые расстройства:

  • Афония, развивается из-за проблем с голосовыми связками.
  • Дисфония, проявляется охриплостью, нарушениями тембра, тона голоса.
  • Ринофония, как результат поражений мягкого неба: гнусавость голоса, нечеткость речи.

Нарушения ритма и темпа речи:

  • Дислалия: искажение отдельных звуков, их неправильное произношение. Это типичная форма у детей.
  • Дизартрия, нарушение артикуляции.
  • Ринолалия, снижение четкости речи из-за нарушения носового резонирования.
  • Заикание, которое может быть связано как с неврологическими, так и с иными причинами.
  • Иные нарушения ритма и темпа устной речи.

Следующая классификация касается отдельных расстройств устной речи.

Нарушения устной речи

Включают в себя несколько подвидов:

  • Структурные, семантические отклонения. Алалия и афазия. И то, и другое сопровождается неспособностью говорить. При алалии это состояние врожденное, при афазии — приобретенная потеря способности к говорению, коммуникации. Дети с нарушением речи чаще сталкиваются с алалией. Взрослые — с афазией.
  • Расстройства фонационного оформления. Включают в себя отклонения интонационной окраски высказываний и группу изменений, перечисленных выше: дислалию, заикание и пр.

Нарушения письменной речи

Расстройства письменной речи включают в себя два варианта:

  • Дислексию. Люди с дислексией с трудом читают, им тяжело соотносить буквы, произносить вслух слова, ориентироваться в строении предложений, тексте.
  • Дисграфия. Это другое явление, при котором трудности возникают на письме. Может быть самостоятельным отклонением или следствием дислексии.

Психолого-педагогическая классификация предлагает иное, ориентированное на будущую коррекцию, видение ситуации. Этот подход использует две классификации патологического состояния, нарушений речевого аппарата и пр.:

  • Расстройство применения коммуникативных средств (заикание и иные осложнения).
  • Нарушение самих средств общения: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речевых способностей.

Классифицировать расстройства устной речи можно и по другим основаниям: врожденные (или пренатальные) и приобретенные (постнатальные), а также первичные и вторичные.

Все классификации ориентируются на разные механизмы и особенности патологии и используются для более тщательной диагностики, назначения качественного лечения.

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет

Диагностика заболевания

Перед постановкой диагноза пациенту назначат полное обследование после визуального осмотра невролога и психолога. Для выявления причины речевой афазии применяют инструментальные методы исследования: КТ и МРТ головного мозга, ультразвуковую диагностику сосудов шеи и головы, при наличии эпилептического приступа в анамнезе − ЭЭГ. Может потребоваться люмбальная пункция.

Логопед выявляет характер нарушений речи, в неврологии оценивают такие характеристики, как праксис, слухоречевую память, интеллект, зрительный гнозис. Важным этапом диагностики является проведение дифференциации с алалией, дизартрией и тугоухостью.

Расстройство экспрессивной речи

Расстройство экспрессивной речи — еще один речевой дефект, который проявляется в недостаточном использовании выразительных средств. При этом пациенты способны связно выражать свои мысли и хорошо понимают смысл чужой речи.

Люди, имеющие данное нарушение речи, отличаются низкой речевой активностью, часто неправильно употребляют падежи, а словарный запас у них очень скуден. Они затрудняются с выбором подходящей лексики, а потому используют шаблонные слова и заготовки фраз.

Как правило, это нарушение диагностируют в дошкольном возрасте. Корректировать его можно с помощью психотерапевта и логопеда. Иногда назначают также медикаментозное лечение.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Тедеева Мадина Елкановна

Специальность: терапевт, врач-рентгенолог, диетолог.

Общий стаж: 20 лет.

Место работы: ООО “СЛ Медикал Груп” г. Майкоп.

Образование: 1990-1996, Северо-Осетинская государственная медицинская академия.

Другие статьи автора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Диагностика и лечение

Диагностика нарушения речи заключается в обследовании артикуляционного аппарата. Врач проверяет рефлексы пациента, выявляет отклонения психологического характера. При необходимости дополнительно назначаются МРТ или КТ мозга. Для постановки точного диагноза проводятся нейропсихологические тесты. На основе полученных результатов назначается терапевтический курс.

Лечение подбирается в соответствии с обнаруженным отклонением. Например, при заикании требуются занятия с логопедом. Упражнения можно выполнять в клинике под присмотром врача и повторять дома для закрепления результата. Также дополнительно нужно заниматься специальной дыхательной гимнастикой.

Если патология обнаружена в результате иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности языка, то лечение нарушения речи включает в себя, помимо занятий со специалистом, прием лекарственных средств для нормализации мозгового кровообращения и метаболизма в ЦНС, а также, улучшения памяти. Также пациенту назначают физиопроцедуры, лечебные ванны, иглоукалывание. 

При выявлении экспрессивных отклонений хорошие результаты дает транскраниальная микрополяризация. Методика позволяет устранить нервную возбудимость и улучшить работу речевого аппарата. 

Занятия с психотерапевтом также являются частью терапевтического курса. Они помогают избавиться от разнообразных комплексов и мыслей о собственном несовершенстве, обрести внутреннюю гармонию и уверенность. При лечении нужно помнить о том, что коррекция речи – это длительный процесс

Для закрепления работы со специалистом, важно повторять дома все упражнения и тренировать правильную постановку языка.

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Симптомы

https://youtube.com/watch?v=FFnbflMTl9g

Общими признаками болезни являются паузы между фразами, снижение звука голоса. Такой стиль общения еще может называться «телеграфным». Нарушается письмо, чтение. Отмечаются пропуски букв, их замена, коверканье слов. Афферентная, эфферентная и динамическая форма имеют общий признак – больной не может активно устно высказываться. Поэтому их еще называют моторными нарушениями. Пациент с афферентной формой афазии не в состоянии разговаривать, он может выдавать произвольные звуки, но повторить по просьбе не сумеет. Такому больному непонятны обычные артикуляционные движения: открывание рта, высовывание языка и другие жесты.

Импрессивными отклонениями считаются акустико-гностическая и семантическая афазия, она выражается в невосприятии человеком устной речи. Для этого вида характерно отсутствие способности называть отдельные предметы. Амнестико-семантическая форма чаще диагностируется в пожилом возрасте и выражается не только в непонимании прочитанного текста. Эти люди не воспринимают сложные обороты речи, не могут осмыслить значение пословиц, метафор.

Для сенсорной формы характерны нарушения восприятия информации при отсутствии органического поражения органа слуха. Кроме того, пациент не контролирует собственный словесный поток. У больных с акустико-гностическим типом афазии возникают проблемы при занятиях с логопедом из-за неспособности запомнить связку из 3-4 слов.

При сенсомоторной патологии больной не различает речевые звуки, поэтому не воспринимает и письмо – это тотальная форма. Для каждого вида афазии характерны определенные симптомы, в этом их отличие. Но при любой форме расстройства обязательно наблюдается нарушение речевой функции.

По статистике, всего 1% детей имеет такое речевое расстройство. Чаще у них регистрируют сенсорный тип патологии, симптомы одинаковы со взрослыми пациентами. Явным признаком считается то, что дети мало говорят, а сама речь короткая и неэмоциональная. Дети могут быть чрезмерно суетливыми или, наоборот, безразличны к происходящему вокруг. Им свойственна быстрая утомляемость, они не могут долго сосредоточиться на конкретном событии. Причинами развития подобного отклонения являются родовые травмы и опухоли мозга. Лечение практически одинаковое со взрослыми, но более длительное.

Прогноз при детской афазии зависит от объема поражения ткани мозга и давности заболевания. Задача терапии замедлить прогрессирование болезни, помочь адаптироваться в социуме. Комплексный и грамотный подход позволяет добиться улучшения у детей и восстановить нейронные связи в коре.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное — чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» — «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: