Педагогические условия профилактики дезадаптивного поведения у детей и подростков рычкова наталья александровна

Речевые нарушения у детей и дислексия: медико-психологические аспекты

Что необходимо для успеха

Обязательное требование к проведению такого лечения — это индивидуальный план. Он разрабатывается врачами на основе результатов обследований, диагностик, проведенных коррекционными специалистами (логопедами-дефектологами  и нейропсихологами), физического и психического состояния ребенка. 

Нейрореабилитация — это результативный комплекс методик, который требует высокого уровня квалификации от всех врачей и педагогов, участвующих в лечении. Для успеха терапии необходим регулярный контроль результатов, и, возможно, коррекция назначений. 

Еще один важный аспект — вовлеченность родителей. Главный принцип любой реабилитации — непрерывность, а значит, с малышом необходимо заниматься и дома. 

Речевые и поведенческие нарушения неразрывно связаны между собой. Невозможность на равных общаться со сверстниками и регулярные насмешки провоцируют у детей с дефектами речи агрессию, неуверенность в себе, замкнутость. Своевременная помощь ребенку приводит к возможности адаптироваться в детском коллективе, а значит, избежать многих неприятностей, которые могут серьезно повлиять на судьбу малыша. 

Специалисты Центра детской речевой неврологии многие годы формировали опыт медицинской, лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми. Впоследствии объединив различные направления коррекции, была создана методика, которая помогает 100% детей. Методика включает нейрофизиологическую, педагогическую и аппаратные  методы коррекции. Составленные индивидуально, для каждого ребенка, программы с учетом особенностей индивидуальных нарушений, которые в полном объеме мы диагностируем в Центре, позволяют быстро и эффективно решать поставленные задачи.

Как проходит логопедическая работа

Патологии речи носят системный характер, поэтому коррекция проходит в тесном сотрудничестве с другими медицинскими работниками. Часто план логопедической работы включает не только коррекцию речи, но и медикаментозное лечение, психотерапевтическое консультирование. Различают следующие основные причины нарушений речи:

  1. Физиологические. Наиболее частая патология, с которой сталкивается огромное количество детей — неправильный прикус, он становится причиной проблем с произношением звуков. В таких случаях, помимо логопедической работы, требуется консультация ортодонта, который подбирает оптимальные методы терапии. Недоразвитость органов слуха или неправильная артикуляция также могут стать причиной недостатков речи.
  2. Психологические. Если ребенок с детства находится в неблагоприятных условиях, испытывает дефицит общения с членами семьи и сверстниками, не получает достаточно внимания, регулярно подвергается стрессу, могут возникнуть различные виды нарушений речи (дислалия, заикание). В случае если затронут социальный фактор, требуется вмешательство психотерапевта и психолога.

Многие патологии, связанные с речью, проявляются по причине нескольких причин как физиологического, так и психологического характера

В этом случае важно учитывать этиологию нарушений, содержание логопедической работы включает комплекс мер: психологическое, педагогическое и медикаментозное вмешательство

Цели и задачи формирования социального поведения у детей с общим недоразвитием речи

Теоретической основой формирующего эксперимента являлось положение о формировании социально ценного поведения на основе превращения нравственных представлений ребенка с общим недоразвитием речи во внутренние мотивы поведения, а также положение о способности старших дошкольников к предвосхищению последствий предполагаемых поступков (Ерофеева, Т.И., А.В. Запорожец, ЯЗ. Неверович). Только при наличии связи между сознанием и поведением норма становится мотивом социального поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника с общим недоразвитием речи.

Результаты проведения констатирующего этапа исследования показали, что дети с общим недоразвитием речи имеют мало дифференцированные представления о правилах, затрудняются вербально организовать свое поведение в окружении сверстников, в реальной жизни поступают вопреки правилам, так как ребенок, мотивирующий необходимость следовать нравственной норме ссылкой на требования взрослого, легко ее нарушает в самостоятельной деятельности при отсутствии внешнего контроля. В таком случае можно говорить о несформированности внутреннего механизма регуляции поведения детьми с речевыми расстройствами.

В этой связи целью формирующего эксперимента являлась разработка направлений формирования социального поведения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста в коррекционно-логопедическую работу и выявление ее эффективности.

К окончанию дошкольного возраста нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе. То есть социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Для старшего дошкольника возможно подавление аффекта, хотя и с трудом. На протяжении старшего дошкольного возраста ребенок с общим недоразвитием речи по-прежнему совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций

Поэтому очень важной является организация практической эмоционально и вербально насыщенной деятельности детей с общим недоразвитием речи, где они имеют возможность многократного совершения тех или иных поступков, в результате чего «учатся» на своих ошибках. Приобретенный таким образом речевой, эмоциональный и поведенческий опыт дает возможность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения, сознательно затормаживая желания, мешающие выполнению правил поведения

Формирующий эксперимент осуществлялся в условиях целостного педагогического процесса, построенного на принципах личностно-ориентиро-ванной модели воспитания и общения с детьми с общим недоразвитием речи, предполагающей создание доброжелательной обстановки в группе, установление доверительных отношений между педагогами и детьми, развитие сотрудничества между ними. При разработке программы формирующего эксперимента мы использовали адаптированные материалы из опубликованных работ Н.С. Жуковой, И.М. Марковской, В.И. Селиверстова М.И. Чистяковой, Е.А. Чернышевой и др.

Процесс формирования социального поведения у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста включал в себя решение комплекса задач: Развитие речи и навыков эффективного общения. 2. Формирование социальных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи, понимание их смысла, нравственной ценности, осознания их личностной значимости. 3. Воспитание нравственного отношения детей к сверстникам, учитывая их интересы при выборе поступка в проблемных социальных ситуациях. 4. Развитие способности адекватного реагирования на поступки окружающих, расширение опыта самостоятельного применения правил и норм поведения в повседневной жизни. 5. Просвещение родителей по вопросам особенностей взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. 6. Изучение динамики формирования социального поведения у детей с общим недоразвитием речи экспериментальной и контрольной групп.

Мы считаем, что реализация цели осуществляется на основе следующих принципов, разработанных в общей педагогике, дефектологии и логопедии: — системного подхода; — интеграции и координации внутренних и внешних условий развития; — последовательности и дифференциации коррекционно-логопедиче-ского воздействия; — связи речи с другими сторонами психического развития; — самоконтроля; — диалогичности.

Методы обучения

Принципы логопедической работы с детьми раннего возраста при нарушениях речи предполагают использование нескольких различных методик. Как правило, все они применяются в комплексе, а специалисты нашего Центра подбирают упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Совместная деятельность педагога и ребенка направлена на получение знаний и навыков, развитие умственных способностей, воспитание чувств и формирование личности. К основным формам логопедической работы относятся:

  1. Практические. В их число входят упражнения, игры и моделирование различных ситуаций. При осуществлении такой деятельности ребенок задействует свои творческие способности, развивает мелкую моторику, тренирует воображение.
  2. Наглядные. Педагог использует пособия, которые способствуют усвоению материала, в их число входят рисунки, картины, фильмы, музыка.
  3. Словесные: рассказ, беседа, чтение.

Все методики делятся на прямые и косвенные. В коррекционной работе выбор метода воздействия зависит от имеющихся у ребенка знаний и умений, степени нарушения, возрастной категории.

Группы детей высокого риска по формированию личностных и поведенческих расстройств.

Экспериментальное диагностическое изучение проводилось в период с 2001 — 2002 годы на базе школы при Центре психического здоровья детей г. Москвы, специализированных яслей для детей с нервно-психической патологией №98, №610, №154 г. Москвы, детского дома №5 Бабушкинского района г. Москвы и Центра социальной адаптации и школы № 53 г. Мурманска.

Всего обследовано 700 подростков с дезадаптивным поведением (ретроспективно), 250 детей младшего школьного возраста и 400 детей раннего и дошкольного возраста.

Результат различий взаимопроникновения факторов: биологических, социальных, психолого-педагогических, генетических послужило критерием выделения групп риска по многообразию вариантов формирования личностных и поведенческих расстройств.

Имеется ввиду, что выраженной дезадаптации личности еще нет, но риск ее возникновения предельно высок.

Выделены следующие группы риска:

1) дети, находящиеся на воспитании в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации;

2) дети с высокой наследственной отягощенностью психическими заболеваниями (в частности эндогенными психозами);

3) дети с синдромом двигательной расторможенности;

4) дети, находящиеся в условиях депривации.

К неблагоприятным факторам биологического порядка следует отнести: а) патологическое протекание беременности и родов;

б) неблагоприятные воздействия постнаталъного периода;

в) повышенная частота соматических заболеваний в первые годы жизни.

К генетическим факторам можно отнести высокую наследственную отягощенность психическими и соматическими заболеваниями.

Психолого-педагогический фактор — неправильный тип воспитания проявляется чаще в виде гипоопеки, противоречивости требований к ребенку со стороны родителей, иногда жестокости обращения, амбивалентности чувств, эмоциональном отвержении.

Речь идет о детях, имеющих повышенный риск развития дезадаптивных форм нарушений поведения. Показано, что одним из ведущих негативных условий в формировании девиантных форм поведения является неблагополучная родительская семья, в которой проходит ранняя социализация ребенка. Образ жизни родителей в таких семьях закладывает основу будущего социального и биологического неблагополучия ребенка, начиная с первых дней жизни. Сплав разнообразной психо-неврологической симптоматики с раннего детства создает условия для формирования характерологических и личностных аномалий.

Выделение и изучение групп риска наталкивается на определенные трудности; связано с необходимостью междисциплинарного подхода

Для понимания сущности этих состояний важно исследование не только многих клинических, но и не меньшего количества психологических и социальных факторов, а также рассмотрения юридических вопросов

С целью дифференциации профилактической работы проводится комплексное педагогическое, психолого — социальное и клиническое обследование, которое осуществляется педагогом,психиатром, психоневрологом, дефектологом, педиатром, психологом, физиологом совместно. Клиническое обследование включает тщательный сбор анамнестических сведений; выявляются имеющиеся отклонения в психоневрологическом статусе, данные соматического здоровья, а также особенности психомоторного развития, объективные показатели инструментальных исследований

Психолого-педагогическое исследование охватывает следующие моменты: познавательная сфера; деятельность (целенаправленность, способ, установка на результат, продуктивность), состояние произвольных движений (общих и тонких), экспрессивная и импрессивная речь, характер и уровень ведущего вида деятельности, поведение в разных ситуациях, эмоционально-волевая сфера, внимание, особенности мышления, обучаемость и упражняемосгь, чтение и письмо (для младших школьников), личностные особенности (интересы, привязанности, самооценка, тип реагирования на внешние воздействия). Для диагностического изучения специально нами разработана лонгитюдная карта

С родителями детей проводятся клинические и педагогические беседы, обследование с помощью психологических методик (тесты ММРІ, Люшера, незаконченных предложений, а также исключение понятий, классификация, ответные ассоциации) с целью составления личностных характеристик, выявления уровня и механизмов социальной и трудовой дезадаптации.

Выясняются трудовая адаптация, условия жизни и быта, характер взаимоотношений в семье, осбенности воспитания матерью и отцом, а также другими лицами ближайшего окружения. Собираются сведения в истории развития ребенка, начиная с самых ранних периодов жизни.

Воздействуем сразу в нескольких направлениях

Нейрореабилитация — это комплексный подход к лечению пациентов, имеющих органическое и\или функциональное (биохимическое) повреждение мозга. Его задача — восстановить связи между отдельными участками головного мозга, вернуть гармоничность работе центральной нервной системы. 

Для этого необходимо сочетание нескольких методов лечения. 

  1. Медикаментозная терапия, в том числе нутрицевтики, помогают детям сбалансировать нарушения на биохимическом уровне и дает мощный старт для последующих занятий с нейропсихологом, логопедом-дефектологом. 
  2. Занятия с нейропсихологом и/или с логопедом-дефектологом — позволяют в максимально короткие сроки сформировать в центральной нервной системе ребенка правильные функциональные связи, отвечающие за гармоничное развитие. Занятия проходят в игровой форме, поэтому нравятся детям, и они с большим удовольствием посещают их.
  3. Дополнительные функциональные методики включают массаж, физиотерапию, рефлексотерапию. Остеопаты позволяют помочь скомпенсировать и вылечить многие нарушения без применения медикаментозных препаратов.
  4. Аппаратные методы воздействия — транскраниальная магнитная стимуляция, аудиосенсорные тренировки по методу А.Томтиса позволяют повысить эффективность медикаментозной терапии и занятий с нейропсихологами и логопедами-дефектологами.

В результате интенсивного воздействия сразу по нескольким направлениям пластичный детский мозг даже в крайне неблагоприятных условиях отвечает на терапию. Дополнительно мотивирует к занятиям доброжелательное  отношение персонала и наличие большого количества методических пособий, которые очень нравятся детям. 

Когда может потребоваться помощь

Методика применяется широко. Его используют при восстановлении после черепно-мозговых травм, у детей и взрослых, перенесших гипоксию или инфекции нервной системы, но отличные результаты он дает и в тех случаях, когда конкретного патологического воздействия на головной мозг выявить не удалось. 

У детей нейрореабилитация успешно применяется при таких заболеваниях, ведущих к нарушениям речи и поведения, как: 

  • задержка речевого и/или психоречевого развития;
  • аутизм, ранний детский аутизм;
  • расстройство аутистического спектра;
  • нарушения сенсорной интеграции;
  • синдром дефицита внимания;
  • дислалия;
  • дизартрия;
  • заикание;
  • алалия;
  • детский церебральный паралич.
  • Синдром Дауна.

Эффективность нейрореабилитации при поведенческих и речевых расстройствах у детей напрямую зависит от причины, вызвавшей состояние пациента. В большинстве случаев позволяет полностью восстановить или максимально скомпенсировать ребенка. 

Профилактика речевых нарушений

С детьми, у которых выявлены проблемы с произношением или пониманием речи, работают логопеды. Для каждого случая специалисты подбирают индивидуальные упражнения. Делимся пятью упражнениями от логопеда, которыми можно заниматься дома. 

Качели

Упражнение направлено на укрепление мышц языка для верхнего подъёма, подготовку к произношению звуков , , и .

Как выполнять: открыть рот и улыбнуться. Кончиком языка последовательно дотрагиваться до верхней и нижней губы, будто движение идёт от носа до подбородка и обратно. Выполнять упражнение 5–6 раз.

Обратить внимание: работает только язык, нижняя челюсть неподвижна

Хлопушка

Задание на слухоречевое восприятие. 

Как выполнять: вы называете звук, а затем — разные слова. Задача ребёнка — хлопнуть, когда в слове он услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.

Обратить внимание: используйте разные слова и произносите их так, как говорили бы в обычной речи. Следите, чтобы ребёнок не заучивал «правильные ответы» по вашей реакции

Дятел

Упражнение поможет малышу научиться правильно произносить звук . Звук — основополагающий при постановке звука , так как помогает длительно удерживать язык наверху.

Как выполнять: улыбнуться и открыть широко рот, постучать твёрдым кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко и многократно произнести звук . Сначала медленно, затем увеличить темп. Упражнение выполнять 10–15 секунд.

Обратить внимание: нижняя челюсть неподвижна, рот всё время открыт, губы в улыбке. Кончик языка напряжён, он не должен подворачиваться, а звук должен быть в виде чёткого удара

Ищи

Задание на распознавание звуков. 

Как выполнять: загадайте звук и предложите ребёнку найти все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, : стол, стул, сервиз. 

Обратить внимание: эта задача подходит только внимательным ученикам, не давайте ребёнку отвлекаться во время задания. Лучше сделайте подходы короче и завершайте игру до того, как малыш устанет

Лошадка

Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку и укрепляет верхний подъём, подготавливает артикуляционный аппарат малыша для произношения звуков , , , , и .

Как выполнять: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижать язык к нёбу, как в упражнении «Грибок», а затем пощёлкать кончиком языка. Рот должен быть открыт широко, чтобы тянулась подъязычная связка.

Обратить внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна. ‍

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: