Введение
В
соответствии с принципами психолого-педагогической
классификации речевых нарушений
выделена категория детей с таким
нарушением, как общее недоразвитие речи,
при котором отмечается недостаточная
сформированность всех языковых структур.
Речь страдает как целостная функциональная
система, при которой нарушаются все ее
компоненты: фонетико-фонематическая
сторона, лексика, грамматический строй.
ОНР
у детей дошкольного возраста
может проявляться по-разному. При
осложненных формах данного нарушения,
помимо перечисленных компонентов
речи дополнительно нарушается слоговая
структура слова. (Под понятием “слоговая
структура” слова принято подразумевать
взаиморасположение и связь слогов в слове.)
При
этом речь ребенка имеет выраженные
отклонения в воспроизведении слогового
состава слова. Эти отклонения носят
тот или иной характер изменений
правильного слогового звучания.
Преобладание
ошибок, выражающихся в перестановке или
добавлении слогов, свидетельствует о
первичном недоразвитии слухового восприятия
ребенка. Ошибки типа сокращения числа
слогов, уподобление слогов друг другу,
сокращение стечений согласных указывают
на преимущественное нарушение артикуляционной
сферы.
При
этом нарушения слоговой структуры
слова удерживаются в речи дошкольников
с ОНР дольше, чем недостатки произношения
отдельных звуков. Слоговая структура
слова, усвоенная в изолированном
произношении, нередко вновь искажается
при включении этого слова во фразу или
самостоятельную речь.
Большое
значение для правильного произнесения
слогового состава слова играет
степень знакомства со словом. Малознакомые
слова искажаются чаще, чем слова
хорошо известные ребенку.
Проанализировав
данные научно-методической литературы,
посвященные проблеме нарушения и коррекции
слоговой структуры слова у детей дошкольного
возраста, можно сделать вывод о том, этот
вопрос является малоизученным и недостаточно
описанным. Методические рекомендации
по коррекции этого нарушения являются
противоречивыми и неполными, не смотря
на их актуальность.
Об
актуальности данной проблемы говорит
тот факт, что своевременное овладение
правильной речью имеет важное значение
для становления полноценной
личности ребенка, а усвоение слоговой
структуры слова является одной из предпосылок
для овладения грамотой и дальнейшего
успешного обучения ребенка в школе. Опираясь
на принцип предупредительного подхода
к детям дошкольного возраста,
особую значимость проблема формирования
слоговой структуры слова приобретает
в условиях детского сада для детей с нарушениями
речи, как подготовительный этап в обучении
грамоте
Опираясь
на принцип предупредительного подхода
к детям дошкольного возраста,
особую значимость проблема формирования
слоговой структуры слова приобретает
в условиях детского сада для детей с нарушениями
речи, как подготовительный этап в обучении
грамоте.
Логопедическая
работа по устранению нарушений слоговой
структуры слова не может ограничиваться
чисто коррекционной задачей исправления
лишь данного недостатка. Она должна быть
развивающей и включать в себя работу
над фонематическим восприятием, словарным
запасом, грамматическими формами, развитием
интеллектуальных функций (мышления, памяти,
внимания).
Цель:
исследование особенностей освоения и
формирования слоговой структуры слов
в дошкольном возрасте.
Объект
исследования — слоговая структура
слова у детей ОНР.
Предмет
исследования- освоение слоговой структуры
слова у дошкольников.
Для
достижения поставленной цели решались
следующие задачи:
-
- выявить онтогенез
звуко-слоговой структуры слова в норме; - рассмотреть
методические рекомендации к проведению
занятий по устранению нарушений слоговой
структуры слова.
- выявить онтогенез
Методы
исследования: изучение и анализ литературы.
Общее недоразвитие
речи — различные сложные речевые расстройства,
при которых нарушено формирование всех
компонетов речевой системы, т.е. звуковой
стороны (фонетики) и смысловой стороны
(лексики, грамматики). Впервые термин
ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником
дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.
Понятие общего недоразвития речи (ОНР)
и в настоящее время активно используется
для формирования логопедических групп
детей при дошкольных учреждениях. Общее
недоразвитие речи может наблюдаться
при сложных формах детской речевой патологии:
алалии, афазии (всегда), а также ринолалии,
дизартрии (иногда).
Публикация «Лингвистическая традиция анализа речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Современные исследования этапов развития речи и коммуникативного поведения ребенка, характеризуются интегрированным подходом, опирающимся на эксперименты и наблюдения из области психологии, физиологии, социологии, психолингвистики, искусственного интеллекта и других наук. Исследуется речь детей в стандартной норме, а также в условиях двуязычия и патологии по различным критериям: возраст, способ речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо, влияние экстралингвистических факторов. Интерес к тому, как ребёнок говорит, не ослабевает в течение столетий. Изучением детской речи занимались выдающиеся философы, физиологи, педагоги, психологи, лингвисты.
В рамках изучения детской речи, выявлены принципиальные закономерности ее развития: формирование грамматических и семантических обобщений в процессе предметной деятельности и общения ребенка, что позволяет очертить «компоненты языковой способности» – систему иерархически организованных языковых элементов (на фонетическом, лексическом, грамматическом, семантическом уровнях, а также правил их функционального использования.
В широком потоке современных лингвистических исследований детской речи на материале русского языка можно выделить несколько направлений в зависимости от того, что в большей степени интересует исследователя в таком сложном и многоаспектном явлении, как детская речь. Выделение этих направлений весьма условно, так как в одном исследовании могут сочетаться разные подходы к анализу детской речи и методы ее изучения.
Трактовка феномена детской речи сугубо в лингвистическом плане, по мнению ряда ученых, значительно сужает предмет исследования и не позволяет рассмотреть его в контексте «глубинных» процессов психического развития ребенка: «усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением».
Современные исследования этапов развития речи и коммуникативного поведения ребенка характеризуются интегрированным подходом, опирающимся на эксперименты и наблюдения из области психологии, физиологии, социологии, психолингвистики, искусственного интеллекта и других наук. Исследуется речь детей в стандартной норме, а также в условиях двуязычия и патологии по различным критериям: возраст, способ речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо, влияние экстралингвистических факторов. Интерес к тому, как ребёнок говорит, не ослабевает в течение столетий. Изучением детской речи занимались выдающиеся философы, физиологи, педагоги, психологи, лингвисты.
Таким образом, в современной лингвистике существует большой задел исследований, объектом которых является детская речь и ее особенности. Однако необходимо продолжать его расширять и развивать специальную методологию, которая бы позволила проводить исследование более эффективно с большими результатами.
Литература
1. Гарганеева, К. В. Мотивационный словарь детской речи. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2007,121 с.
2. Слобин,Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. Сб. статей. – М., 1984,336 с.
3. Цейтлин,С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М. : ВЛАДОС, 2000, 240 с.
АРКИН Ефим Аронович
Расстановка ударений: А`РКИН Ефим Аронович
АРКИН, Ефим Аронович — советский педагог и врач, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПН РСФСР (с 1947). В 1897 окончил мед. ф-т Киевского ун-та. Пед. деятельность начал в 1907 лектором по курсу физиологии и детских болезней в средних мед. школах Москвы. С 1919 вёл научно-пед. работу в высшей школе и н.-и. учреждениях. В 1930 — 45 — профессор Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. А.- один из создателей сов. системы дошкольного воспитания. Разрабатывал также проблемы семейного и физич. воспитания, физиологии человека и гигиены.
Соч.: Физиология человека,8 изд., М., 1929; Мозг и душа, 4 изд., М., 1928; Человек, 5 изд., М.- Л., 1928; Беседы о воспитании, , М., 1945; Особенности школьного возраста, 2 изд., М., 1947; Физическое воспитание в детском саду, 2 изд., М.- Л., 1946; Работа детского сада с семьей, 2 изд.,, 1947; К дошкольным работникам, «Дошкольное воспитание», 1947, № 10; Некоторые вопросы семейного воспитания, «Семья и школа», 1947, № 1; Участок детского сада, «Дошкольное воспитание», 1948, № 2; Дошкольный возраст, 5 изд., М., 1948; Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости, 2 изд., М., 1957.
- Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., ‘Советская Энциклопедия’, 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.
Видео:Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Происхождение фамилии с суффиксами -ин/-ын
Как возникла и откуда произошла фамилия Аркин? Аркин – белорусская, татарская, мордовская, еврейская, чаще русская фамильная модель, образованная от прозвищ, иностранных фамилий, топонимов заканчивающихся на -а/-я (Правша → Правшин; Москва → Москвин и т.п.); от имён образует отчество (Кирилл → Кириллин; сын Никиты → Никитин и т.п.); редко от имени либо прозвища матери (Маша → Машьин, Ольга → Ольгин). В основном все фамилии, заканчивающиеся на -ин/-ын, происходят от слов с окончанием -а/-я и от существительных женского рода с окончанием на мягкий согласный.
Значение и история возникновения фамилии с суффиксами -ин/-ын:
- От прозвищ.Например, Борода → Бородин, Пушка → Пушкин и т.п.
- От иностранных фамилий.Например, Эмден → Эдмин, Хазан → Хазин и т.п.
- От топонимов.Например, Самара → Самарин, Москва → Москвин и т.п.
- От имён образует отчество.Например, Илья → Ильин; сын Кузьмы → Кузьмин и т.п.
- От имени либо прозвища матери.Например, Павла → Павлин; Дарья → Дарьин и т.п.
Видео:А.А. Зализняк. Живые механизмы современного русского ударенияСкачать
История
Исторически сформировалось, то что в русских популяциях усреднённое соотношение фамилий на -ов/-ев/-ёв к фамилиям на -ин/-ын возможно установить как 70% к 30%. Местами в России, в особенности в Поволжье, фамилии на -ин/-ын охватывают более 50% населения. У белорусов соответствие суффиксов -ов/-ев/-ёв и -ин/-ын совершенно иное, 90% к 10%. Это обусловлено тем, что основа фамилий воспринималась не в исконно русской уменьшительной форме имён на -ка, а с белорусской формой на -ко (Ивашков, Федьков, Гераськов – от соответственно Ивашко, Федько, Герасько, вместо Ивашкин, Федькин, Гераськин). Большая часть фамилий на -ин/-ын идентичны русским: Ильин, Никитин. Некоторые имеют ярко выраженный белорусский характер: Яночкин.
Существуют фамилии, которые оформлены тем же суффиксом -ин/-ын, однако обладают иным происхождением от этнонимов и других слов белорусского языка: Земянин, Полянин, Литвин, Турчин. Фамилии данного происхождения не должны давать женской формы Земянина, Литвина и т.д. Хотя зачастую это правило нарушается. Фамилия Земянин часто подвергается ещё большей русификации и встречается в форме Зимянин (от русского зима), хотя исконное значение «земянин» — владелец земли, дворянин.
Видео:Эхо-техника (логическое ударение)Скачать
Склонение
Именительный падеж (кто?) | Аркин |
Родительный падеж (кого?) | Аркина |
Дательный падеж (кому?) | Аркину |
Винительный падеж (кого?) | Аркина |
Творительный падеж (кем?) | Аркиным или Аркином (если иностранная фамилия) |
Предложный падеж (о ком?) | Аркине |
Обратите внимание, что в творительном падеже в мужском роде фамилия имеет окончание -ым, как у прилагательного, – Аркиным. Если фамилия иностранная, то в творительном падеже будет окончание -ом – Аркином
Например, Александр Пушкин → Александром Пушкиным, Чарльз Дарвин → Чарльзом Дарвином.
Видео: Самый е*@нутый депутат России. История Евгения Фёдорова.Скачать