Общее недоразвитие речи (онр)

Общее недоразвитие речи (онр): причины и коррекция

Этиология и патогенез ОНР

ОНР принято считать полиэтиологической патологией, которую некоторые исследователи связывают с нарушениями пренатального развития плода. Так причиной ОНР могут стать:

  • гипоксические поражения центральной нервной системы;
  • конфликт резусов матери и плода;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы плода и т.д.

Вследствие вышеупомянутых причин у ребенка еще на внутриутробном уровне могут возникать нарушения в развитии и созревании органов и тканей ЦНС, что и приводит к различным функциональным расстройствам, в том числе и к различным нарушениям речи ребенка.

Кроме того, такое состояние может развиваться у детей, которые страдают различными тяжелыми инфекционными заболеваниями, имеют хронические недуги или перенесли тяжелые черепно-мозговые травмы. Также на развитие речи у ребенка влияет недостаточность эмоционального контакта или внимания со стороны родителей.

Причины ОНР

Этиология речевого расстройства в детском возрасте включает воздействие экзогенных – внешних и внутренних – эндогенных причин.

Эндогенные условия формирования нарушения речи связаны с патологией развития ребенка во время беременности. К ним относят:

  • Проблемы со здоровьем матери: перенесенные во время беременности болезни, склонность к аллергии, токсикоз, гестоз, резус-конфликт, употребление спиртного или курение, эмоциональные нагрузки, тяжелые роды, слишком юный или зрелый возраст.
  • Генетическая предрасположенность к таким заболеваниям, как сахарный диабет, психические болезни.
  • Кислородное голодание плода (гипоксия) не позволяет правильно сформировываться структурам мозга.
  • Травма во время родов, спровоцированная применением специальных механизмов родовспоможения, приводящих к повреждению головного мозга.

Экзогенные причины обусловлены особенностями воспитания и наличием в анамнезе системных недугов:

  • Органические поражения внутренних органов, болезни ЦНС (центральной нервной системы), рахит, замедление метаболизма, регулярные вирусные и бактериальные инфекции.
  • Особенности домашнего воспитания: сложная психологическая обстановка в семье, наличие психотравмирующей ситуации, разлука с родителем, заболевания неврологического и психологического генеза.
  • Речевые проблемы у родственников: заикание, патологически ускоренный темп разговора, невнятное произношение (в том числе «сюсюканье»).
  • Отсутствие вербального контакта с родными в первые 12 месяцев жизни: родители не общаются с малышом, не рассказывают ему об окружающем мире.

Коррекция ОНР

Диагноз ОНР устанавливает логопед. Неспециалисту, не владеющему знаниями, техникой логопедического обследования сложно отличить истинное речевое нарушение от задержки речевого развития (ЗРР), когда формирование речевых навыков просто запаздывает.

Коррекция общего недоразвития речи (ОНР) зависит от уровня нарушения и включает:

  • Тренировку внимания, памяти, мышления.
  • Развитие понимания речи и самостоятельной речевой активности – у детей с тяжёлыми (1-2 уровня) нарушениями.
  • Совершенствование и закрепление речевых навыков у юных пациентов с лёгкой степенью ОНР.

Ребёнок проходит обучение с логопедом-дефектологом, а затем много работает дома – выполняет задания педагога под контролем родителей. Коррекция ОНР – длительный процесс, который может продолжаться 3-4 года.

Занятия при общем недоразвитии речи проводятся индивидуально или в специализированном детском саду, школе. Мы рекомендуем индивидуальный подход – это позволит избежать регресса у детей с лёгкими формами расстройства. А специалисты Центра речевой патологии Анны Сёмкиной помогут преодолеть ОНР максимально быстро и эффективно.

Публикация «Консультация для родителей „Общее недоразвитие речи (ОНР), Понятие и причины возникновения“,» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • ОНР. Общее недоразвитие речи
  • Развитие речи. Консультации, рекомендации
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015

ОНР может иметь различный механизм и структуру проявления дефекта.

Причины возникновения ОНР :

1. Инфекции и интоксикации во время беременности.

2. Родовые травмы: быстрые роды, стимуляция родов, асфиксия.

3. Заболевания центральной нервной системы впервые годы жизни ребенка.

4. Травмы головы и черепа.

5. Неблагоприятная наследственность.

6

Неблагоприятные социально-бытовые условия: недостаточное внимание к речи ребенка, двуязычие

Профессором Р. Е. Левиной, руководителем сектора логопедии НИИД, были выделены такие уровни ОНР:

I уровень — отсутствие нормально сформированной речи и нарушение всех компонентов речи.

II уровень — наличие начальных навыков общеупотребительной речи.

III уровень — развернутая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

При I уровне ОНР дети 5-6 лет имеют очень бедный словарный запас, состоящий преимущественно из звукоподрожаний, лепетных слов, звуковых комплексов. К примеру, на собаку ребенок говорит «гав-гав», на маму — «ма», машину — «би-би» и тд. При этом дети могут также использовать в своей речи отдельные слова, однако при их произношении будет нарушена фонетическая и лексическая составляющая. Часто дети могут называть разные предметы одним и тем же словом. Фразовая речь у таких детей отсутствует.

При II уровне к 7 годам проявляется возможность более или менее развернуто рассказать о себе и своих близких. Наблюдается наличие аграмматизмов,незнание многих слов, нарушения звукопроизношения, нарушения в слоговой структуре слов. В речи дети нередко используют жесты, заменяют одни слова другими: «мыло» — «мыть», «нога»- «носок». Дети с данным уровнем ОНР испытывают трудности при склонении слов: «Я умывать кукла».

При III уровне ОНР разговорная речь ребенка дошкольного возраста более или менее развернута, грубые отклонения не наблюдаются, однако отчетливо выступают нарушения чтения и письма, наблюдаются проблемы в развитии звукопризношения, в лексике и грамматическом строе речи.

ОНР этого уровня в большей степени проявляется в незнании некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Понимание обиходной речи при этом уровне наиболее полное и точное.

Дети, имеющие любой из уровней общего речевого недоразвития, должны обучаться в речевых школах.

Характеристика особенностей развития патологии

Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно поздно, не раньше, чем в 3-4 года. Речь малопонятна, неправильно оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики

Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него могут наблюдаться нарушения памяти, умственной деятельности, а также отсутствуют познавательный интерес и внимание

Для детей с ОНР 1 уровня характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет» вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации. Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или их сочетаний, лепета и ограниченного количества обиходных слов, которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять смысл многих слов и грамматических оборотов. Многие звуки не доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения звуков носит очень непостоянный характер.

При нарушениях речи 2 уровня, кроме лепета и жестов, дети способны воспроизводить достаточно простые предложения, состоящие максимум из трех коротких слов. Высказывания носят ситуативный характер, однотипные и достаточно бедные по своему содержанию. Словарный запас такого ребенка сильно отстает от лексического запаса его сверстников и возрастной нормы, дети не знают и не понимают значения многих слов. Более того, грамматический строй речи также значительно нарушен. Ребенок не понимает разницы между единственным и множественным числом, не умеет изменять слова по числам и падежам, неправильно употребляет предлоги и т.д. Такие дети абсолютно не готовы к звуковому анализу.

У детей с диагностированным 3 уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность — сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях 1 и 2 уровней.

У детей с 4 уровнем ОНР словарный запас достаточно богат и разнообразен, они способны воспроизводить не только большие и сложные по структуре предложения, но и пересказывать небольшие рассказы. Правда при этом они часто теряют суть и основную мысль изложения и «зацикливаются» на незначительных деталях. В некоторых клинических случаях дети с данным уровнем ОНР путают отдельные звуки или испытывают определенные затруднения при словообразовании, а также имеют достаточно невысокий уровень фонетического восприятия.

Хотя все уровни общего недоразвития речи имеют свои особенности, каждое из этих состояний требует своевременной диагностики и, в той или иной степени, поддается коррекции.

Лечение ребенка при симптомах ОНР

При ОНР любой степени, с условием отсутствия сопровождающих тяжелых патологий, прогноз благоприятен. Коррекционно-развивающая и медикаментозная терапия помогают полностью либо частично развить речевые навыки. Однако это длительный, трудоемкий процесс, который рекомендуют начинать в раннем возрасте — 3-5 лет.

Устранение дефектов проходит в комплексной форме. Назначают:

●    систематические занятия с логопедом

●    логопедический массаж артикуляционной зоны

●    медикаментозное лечение ноотропами.

Рекомендации по обучению дошкольников и школьников предоставляет ПМПК в соответствии со степенью нарушения. Чаще всего для ОНР 1-2 уровня назначают занятия в коррекционных группах и классах.

Как проходит диагностика

Важно понимать, что у детей с ОНР хорошо развит слух и сохранен интеллект. Перед обращением к логопеду необходимо посетить отоларинголога и невролога, чтобы исключить глухоту и более сложные нарушения, связанные с психическими расстройствами

Диагностика у коррекционного педагога состоит из нескольких этапов:

  1. Проверка умственных способностей: описание картинки или предмета, составление рассказа.
  2. Выполнение грамматических упражнений, чтобы посмотреть, как ребенок согласует разные части речи.
  3. Тестирование активного и пассивного словарного запаса.
  4. Обследование звукопроизношения. Проверяется четкость проговаривания слов, а также способность к восприятию и речевому анализу.

В результате логопед составляет заключение в письменном виде. В документе говорится о состоянии ребенка, а также оценивается его уровень развития. Кроме того, указываются причины общего недоразвития. Например, ОНР 1 (сенсорная алалия).

Что значит ОНР?

Если логопед пишет в заключении общее недоразвитие речи – это значит, что ребенок будет направлен в логопедическую группу детского сада для коррекции симптомов выявленной проблемы. В заключении после аббревиатуры «ОНР 1 (2, 3 или 4) степени» обязательно дается расшифровка, какой диагноз послужил причиной общей недоразвитости речевого аппарата. К примеру «ОНР 1 степени (заикание)» или «ОНР 2 уровня (алалия)». Такая расшифровка позволяет спланировать коррекционные техники для исправления выявленного дефекта.

Заместитель декана кафедры дошкольной дефектологии МПГУ М. Лынская отмечает, что постановка диагноза ОНР без указания причин речевой незрелости является неправильной и свидетельствует о безграмотности специалиста, проводившего обследование. Это аналогично записи невролога в карте пациента, перенесшего инсульт, «головные боли в анамнезе».

Также, по мнению Лынской, ставить диагноз ОНР при органических поражениях органов слуха, синдроме Дауна и ЗПР (задержке психического развития) некорректно. Поскольку эти патологии не относятся к логопедии, требуют консультации профильных врачей и назначения медикаментозного лечения.

Проблемы с артикуляцией и фонетическим пониманием произносимого провоцируют нарушения формирования письменной речи (дислексия, дисграфия).

Коррекция ОНР

Отправлять ребенка в специализированный логопедический садик или нет – решать Вам. Однако, как правило, его посещают дети с самой тяжелой степенью этого нарушения, а, значит, у малыша с более легкой формой не будет необходимого социального общения помимо преподавателей. В результате положение может только усугубиться.

Желательно заниматься с логопедом-дефектологом и психологом индивидуально.

Помимо логопедических уроков детям с ОНР часто назначается медикаментозное лечение. Среди препаратов, рекомендованных при данном диагнозе, назначаются средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга и улучшающие активность нейронов. Однако большой ошибкой было бы считать, что речь разовьется лишь от приема лекарств.

Основная работа ложится на плечи логопеда-дефектолога, который проводит с ребенком активные занятия. Работа ведется в разных направлениях с учетом степени выраженности ОНР — развивается словарный запас у ребенка, стимулируется связная речь, корректируется правильность построения фраз и произношения. Кроме того, обязательно дается задание «на дом», так что родителям тоже придется потрудиться. Но в конце пути ожидает заслуженная победа — при упорных и регулярных занятиях речь у детей выходит на нужный уровень и они полностью догоняют своих сверстников.

Самое главное — вовремя обозначить проблему и найти нужных специалистов. Обязательно следует уточнить, есть ли у логопеда-дефектолога достаточный опыт работы, посмотреть, как он занимается с ребенком. Лучше всего обращаться в специализированные логопедические центры, чтобы быть уверенным в результате.

Для достижении цели может понадобиться много времени. Поэтому, чем раньше вы займетесь коррекцией ОНР, тем скорее он сможет учиться наравне со своими ровесниками.

Диагностические мероприятия

Начинается исследование с ознакомления с заключением докторов узкой специализации:

  • педиатра;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • невролога;
  • окулиста.

Проводится собеседование с родителями для выяснения специфики развития речевых навыков в раннем возрасте. Диагностика артикуляции заключается в определении уровня формирования лексических, грамматических и фонетических элементов языка. Исследуется:

  • степень связности речи: умение составить описание по картинке, пересказать услышанное, рассказать о себе, своей семье;
  • степень развития грамматических составляющих: правильность согласования членов предложения, изменение по падежам, правильность употребления времен глаголов, построение развернутого предложения;
  • объем лексического словаря, умение дифференцировать слова с предметом или действием, которые оно означает.

Дальнейшие диагностические мероприятия включают обследование фонетической составляющей языка:

  • структура и функционирование речевого аппарата;
  • произношения фонем;
  • восприятие слогов и их количества;
  • способность к звукоанализу и звукопроизношению.

Проверяется слухоречевая память, правильность формирования психических процессов. По результатам обследования вербальных и невербальных процессов составляется логопедическое заключение, в котором обозначается стадия речевого развития ребенка, клиническая форма выявленного расстройства, сопутствующее заболевание.

В соответствии с тяжестью диагностированного нарушения логопед дает рекомендации, как его исправлять. Рекомендуется направлять:

  • Детей с ОНР 1 и 2 уровня в специализированные дошкольные заведения для пациентов с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями), предполагающими присоединение таких диагнозов, как афазия, алалия, заикание, дизартрия.
  • С ОНР 3-4 уровня в логопедические группы, направленные на коррекцию речевых нарушений, в обычных детских садах.
  • При наличии 3 уровня ОНР и заикания – в специализированный детский сад с ТНР или в логопедическую группу по коррекции заикания.

Сегодня вследствие дефицита мест в специализированных дошкольных учреждениях для ТНР в обычных садах создаются комбинированные логопедические группы, в которые направляют детей с ФФНР, алалией, заиканием, дизартрией, аутизмом и разными степенями ОНР. Однако коррекционная работа с разными речевыми расстройствами требует применения специализированных техник, упражнений и методик. Поэтому общая групповая работа в подобных группах оказывается малоэффективной.

Первые признаки нарушения речевого развития

Распознать патологию несложно, родителей должны насторожить следующие характерные признаки:

●    ребенок произносит первые слова в 3-4 года

●    речь поздняя и ее понимают только родители, требуется «перевод»

●    маленький словарный запас при том что развитие не отстает от нормы

●    страдает лексическое и грамматическое формирование речи.

Часто ОНР путают с ЗРР, однако между ними есть отличия. Во втором случае формирование речевых навыков происходит по естественному онтогенезу, без фонетически-грамматических дефектов, только с задержкой по темповой норме. Основные признаки ОНР подразумевают не только задержку, но и аномальные нарушения.

Тем не менее самостоятельно ставить диагноз не следует. Необходимо посетить педиатра, логопеда-дефектолога, невролога и психолога для прояснения картины происходящего. 

Комплексная диагностика заболевания

К диагностике недоразвития речи важно подключить разных специалистов. Это необходимо для выявления причины заболевания

Ведь важно лечить именно ее, а не симптоматику.

В первую очередь малыша смотрят невролог, логопед, нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация хирурга, стоматолога, отоларинголога, психоневролога.

Но главенствующая роль отводится именно неврологическому обследованию. Врач оценит состояние нервной системы и локализацию поражения — именно от него зависит и форма речевого расстройства

В заключении невролог указывает причину нарушения, его форму, акцентирует внимание на первостепенных проблемных зонах. Все эти данные в дальнейшем использует в диагностике и коррекции логопед

После консультации невролога — а в некоторых случаях и других узких специалистов — малыша направляют к логопеду-дефектологу. Он изучает заключения коллег, дополняет анамнез со слов родителей, а дальше осматривает речевой аппарат ребенка, изучает особенности его звукопроизношения.

Затем логопед общается с маленьким пациентом. В процессе общения он оценивает степень развития речи ребенка: может ли он связно выражать мысли, говорить осмысленно, грамотно выстраивать рассказ.

На основании обследования логопед определяет форму и степень ОНР и планирует лечение.

Степени недоразвития речи и их характеристики

Причины недоразвития речи

Диагностика ОНР (логопедическое обследование)

Начальный этап логопедического обследования включает сбор анамнеза, в ходе которого врач изучает медицинскую документацию ребенка, начиная с раннего детского возраста. Хорошо, если имеются данные о том, как протекала беременность матери и роды, так как именно в пренатальном и неонатальном периоде развития плода нередко кроются причины данного патологического состояния.

После этого диагностируют устную речь, в ходе чего выявляют:

  • способность ребенка составлять связные предложения, рассказы по картинкам или пересказывать услышанное;
  • способность правильно изменять слова, склонять их и связывать между собой (грамматическая составляющая речи);
  • словарный запас ребенка относительно возрастной нормы.

Дальнейшее обследование предполагает изучение анатомического строения органов речевого аппарата, а также звуковой (фонетической) стороны речи ребенка, способность к анализу и синтезу звуков, которые ребенок слышит.

В результате обследования врач делает заключение о том, насколько сильно выражено общее недоразвитие речи ребенка.

Симптомы общего недоразвития речи у детей

Особенности речи ребёнка с общим недоразвитием речи, на которые стоит обратить внимание:

  • В возрасте до года – слишком тихий или монотонный крик, лепет младенца, отсутствие интереса к игрушкам, реакции на интонацию, попыток  повторять за взрослыми звуки и слоги. У годовалого ребёнка – явное непонимание смысла простых слов.
  • С года до двух лет – неспособность сказать своё имя, произнести короткие слова или связать их в осмысленные фразы.
  • С двух лет – скудный словарный запас, при обращении к окружающим в приоритете не речь, а жестикуляция, мимика. Нередко – непонимание сказанного взрослыми, чрезмерно быстрая или медленная речь

Следует насторожиться, если речь трёхлетнего ребёнка непонятна никому, кроме матери, или заметно, что малыш явно понимает всё сказанное, но сам не говорит.

Почему у ребенка появляется ОНР

Часто системное речевое нарушение диагностируется у младенцев, которые испытывали проблемы в период внутриутробного развития или в то время, когда малыш еще не разговаривал. Выделяют несколько причин появления ОНР:

  • родовые травмы, повлиявшие на развитие мозга новорожденного;
  • недостаток кислорода и питательных веществ в маминой крови;
  • наследственная предрасположенность;
  • нейроинфекции, например, краснуха или токсоплазмоз;
  • употребление спиртных напитков в период вынашивания плода;
  • несовместимость резуса группы крови у матери и плода;
  • отсутствие воспитания малыша со стороны родителей.

Общее отставание в развитии негативно влияет на формирование основных мозговых отделов: зоны памяти, внимания, а также центры, которые отвечают за мыслительную и познавательную деятельность.

Профилактика и прогноз ОНР

Коррекция общего недоразвития речи — это упорный совместный труд малыша, его родителей и логопеда. Порой лечение затягивается на долгие месяцы, но зато результаты приятно радуют и родителей, и педагогов. Начинать коррекцию лучше в возрасте 3-4 лет, когда у ребенка активно формируются речевые навыки. Сегодня существует множество методик, позволяющих оценивать прогноз при ОНР как благоприятный.

Профилактика заключается в предотвращении состояний, которые являются этиологической причиной развития патологии. Чем больше вы разговаривает с ребенком, тем больше стимулируете его речевую активность.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: