Инновационные технологии в образовании

Какие инновации в педагогике набирали популярность в 2022 году

Тренд 4. Педагогика отношений (согласны 48% инноваторов и 29% студентов)

Среди инноваторов чаще всего этот тренд отмечают женщины, респонденты в возрасте до 29 лет, а также сотрудники образовательных организаций

Для них в процессе обучения важно не только усвоение знаний, но и здоровый климат, способствующие профессиональному развитию взаимоотношения между участниками образовательного процесса. Только треть студентов онлайн-школ отмечают данный тренд как первостепенный: это объясняется тем, что педагогика отношений в среде онлайн-образования развивается, опережая другие сегменты — потребность в ней у большинства студентов закрыта, у них есть возможность самостоятельно выбирать менторов и адаптировать учебную программу под свои потребности и нагрузку

Эксперты считают, что в такой парадигме особенно значима роль наставника и ментора, с которым у обучающегося складываются доверительные отношения и который помогает своему менти добиваться достижений. 

Инновации в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:

  • проектная деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативное обучение;
  • игровая методика.

Современные технологии в образовании дошкольников по ФГОС

Инновационные технологии в образовании по ФГОС, внедряемые в дошкольное образование направлены на достижение государственных стандартов в этой сфере.

Воспитатель проводит занятие

Важно! Особенно важна позиция взрослого, по отношению к ребенку. Он не должен давать приказы свысока или стоять рядом

Положение взрослого — «вместе» с дошкольником. Основная цель работы специалиста — помочь малышу прочно встать на ноги как личность.

С 1 января 2014 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором ребенок выступает как «субъект» образования, будучи самоценной личностью.

Классификация образовательных и педагогических технологий в дошкольном учреждении по ФГОС

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании России представлены различными классификациями, учитывающими:

  • Уровень применения (локальные, отраслевые, общепедагогические);
  • Концепция усвоения (развивающие, ассоциативно-рефлекторные, гештальт-технологии);
  • Форма организации (индивидуальное обучение/ коллективное, клубные, альтернативные);
  • Ведущий тип управления деятельностью познания (обучение по книге / компьютеру, классические лекции, обучение в малых группах, репетиторство);
  • Подход к ребенку (личностно-ориентированные, гуманно-личностные, авторитарные, свободного воспитания, эзотерические, технологии сотрудничества);
  • Категории (массовая, продвинутое образование, компенсирующий вид, работа с одаренными, работа с трудными).

Важно! Рассмотрение различных методик и классификаций позволяет наблюдать широкий спектр технологий, которые возможно реализовать как в ДОУ, так и в центрах дополнительного образования

Занятие с современными детьми

Дошкольное образование

Начну с того, с чем знакома лучше всего — как устроены детские сады в Китае. Полтора года я преподавала английский в PKU College Preschool, частном детском саду в городе Харбин, и получила очень полезный опыт.

Инновации для меня начались с порога. Еще до коронавируса при входе в здание каждому ребенку школьный врач измерял температуру бесконтактным термометром-пистолетиком, смотрел горло и кожу и затем выдавал карточку: зеленую, желтую или красную — в зависимости от состояния здоровья. Детей с высокой температурой или другими признаками заболевания в группу не пускали, тут же «возвращали» родителям.

После завтрака — насыщенное расписание: развивающие игры. Дети сами выбирают «развивашки»: кубики, бизиборды, кольца, механизмы, но главное условие — сам взял, сам положил на место. Также проходили уроки китайского, английского, чтения в библиотеке, где дети самостоятельно выбирали, что им хочется почитать; математики, занятия музыкой, например, игра на скрипке, уроки готовки, труда, боевые искусства и другие активности.

В 17:00 родители уже стояли у дверей, чтобы забрать детей домой или на дополнительные занятия, которые, кстати, также были организованы в детском саду: робототехника, танцы, актерское мастерство и т. д.

 Из реальных плюсов этой системы образования — обучение самостоятельности, а также получение базовых знаний и навыков, в том числе бытовых, которые затем ребенку будут необходимы в жизни. Каждый месяц маленьких учеников также вывозят на различные экскурсии. Из классных, на которых я побывала вместе с ними — на молочной фабрике, в ботаническом саду, в KFC, где малыши пробовали готовить бургеры. А на последнем году обучения маленьких выпускников ведут на экскурсию в школу, где те садятся за большие парты и знакомятся с будущей школьной жизнью.

Образовательный подход — student-centered learning, когда в центре обучения находится ребенок, его потребности и разностороннее развитие.

Считается, что образование для дошколят в Китае соединяет лучшие традиции востока и запада. Однако минусом можно назвать большую нагрузку на детей с раннего возраста.

Во время пандемии, кстати, этот детский сад, как и другие, был закрыт в течение 8 месяцев, с января по август 2020, но активно работал онлайн. Для этого PKU College Preschool запустил специальное приложение для смартфонов и планшетов для онлайн-трансляции уроков и выполнения интерактивных упражнений.

Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Обучение у инфлюенсеров

Где применяется: в онлайн-образовании любого уровня, в университетах.

Почему это важная инновация: блогеры достигают взаимопонимания с аудиторией и стимулируют интерес к темам, которые изучаются в рамках формального образования, причём доносят их лёгким, неакадемическим языком. Кроме того, любой образовательной организации полезен потенциал сообществ, которые формируются в соцсетях.

Использование контента блогеров в качестве образовательного (как и прямая продажа блогерами своих онлайн-курсов) давно стало привычным. Одна из ключевых проблем в том, что блогерский контент обычно не проходит никакой экспертной проверки. «Образовательные» и «просветительские» посты могут оказаться как обычной рекламой, так и попросту фейковой информацией.

Есть и обратный процесс: учителя и преподаватели превращаются в популярных блогеров.

Авторы Innovating Pedagogy Report считают, что традиционным образовательным учреждениям полезны оба тренда.

С одной стороны, школы и университеты могут использовать контент известных блогеров в образовательных целях и сотрудничать с ними (разумеется, если их контенту можно доверять: например, когда авторы — учёные-популяризаторы науки или признанные профессионалы-практики).

С другой стороны, образовательные учреждения и сами выходят в соцсети с образовательным контентом — например, университет привлекает абитуриентов с помощью научпоп-видео со своими учёными. Правда, вузам бывает сложно адаптировать научно выверенный, но тяжеловесный контент для соцсетей.

Как используется в России

По оценке Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ, использование социальных сетей в образовательном процессе — один из трендов российского образования.

Но ещё более заметной тенденцией стал так называемый инфобизнес. В одном только «Инстаграме»* авторы исследования российского рынка онлайн-образования от «Нетологии» нашли в 2021 году 7349 русскоязычных аккаунтов, в которых предлагались курсы, вебинары, тренинги и обучающие марафоны. Аудитория топовых блогеров, предлагающих такие продукты, исчислялась миллионами.

Эксперты склоняются к тому, что основной положительный итог таких курсов — удовлетворённость участников, а вот измерить образовательные результаты, как правило, не представляется возможным.

С другой стороны, профессиональные педагоги тоже бывают вполне успешными блогерами.

Виды инновационных технологий

К основным инновационным технологиям в дошкольном образовании относятся:

  • Здоровьесберегающие технологии – это технологии, основной целью которых является создание в ДОУ условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования у них знаний по оказанию первой медицинской помощи, а также навыков ЗОЖ.
  • Проектная деятельность – это технологии, которые подразумевают совместную деятельность ребенка и воспитателя над определенным проектом. В ходе проекта ребенок получает знания, которые становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в имеющейся у ребенка базе знаний.
  • Исследовательская деятельность – это технологии, в основе которой «лежит» исследовательская деятельность, направленная на формирование у детей исследовательского типа мышления. Основной целью является организация и выполнение экспериментов, доступных для детей. Эксперимент позволяет ребенку воочию увидеть весь процесс и полученный в итоге результат.
  • Коррекционные технологии – это технологии, которые направлены на снятие у детей психоэмоционального напряжения. Основными коррекционными технологиями, применяемыми в ДОУ являются цветотерапия, сказкотерапия, музыкальная терапия и АРТ-терапия.
  • Развивающие технологии – это технологии, которые представляют уже готовый продукт или шаблон действий, необходимых для самостоятельного выполнения ребенком. В ходе выполнения необходимых действий ребенку приходится решать проблемы, учиться применять свои знания и умения на практике.
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии, в рамках которых используются современные компьютерные технологии. Их актуальность обусловлена тем, что в настоящее время практически все в окружающем мире связано с компьютерами и информационными технологиями. Их освоение необходимо детям для того, чтобы иметь возможность свободно действовать в современном мире. Кроме того, применение компьютерных технологий в организации педагогического процесса делает его более привлекательным для детей и способствует лучшему усвоению учебного материала. Например, использование мультимедиа, презентаций, видеороликов, аудиозаписей во время учебных занятий.
  • Личностно-ориентированные технологии – это технологии, целью которых является создание в рамках воспитательно-образовательного процесса демократических и партнерских взаимоотношений между педагогом и ребенком, основанных на взаимном уважении. Кроме того, данная технология ориентирована на создание в ДОУ условий, необходимых для своевременного и всестороннего развития личности. То есть, личностно-ориентированная технология ставит во главу процесса обучения личность ребенка.
  • Игровые технологии – это технологии, которые представляют собой фундамент всего дошкольного образования. Это связано с тем, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста выступает игра. В игре ребенок познает мир, учится взаимодействовать с окружающими, получает знания и навыки их применения на практике, а также обогащает собственный жизненный опыт. Игры, используемые в дошкольном образовании, имеют множество обучающих и познавательных функций.
  • ТРИЗ-технология (теория решения изобретательских задач) – данная теория ставит во главу процесса обучения – детское творчество. С помощью ТРИ воспитатель облекает сложный для детского понимания и восприятия учебный материал в легкую и доступную форму. С помощью ТРИЗ дети дошкольного возраста учатся и развиваются. В рамках ТРИЗ воспитатель использует сказки и различные бытовые приемы.

Замечание 2

Личностно-ориентированные и игровые технологии – это технологии, которые способствуют развитии у детей индивидуальности. Как показывает практика, именно эти технологии представляют собой основу всего образовательного процесса в ДОУ. Обусловлено это тем, что в рамках данных технологий делается особенный акцент на личности ребенка и развитие у него специфических особенностей.

Дистанционное, онлайн и гибридное обучение

Можно подумать, что активный переход образования в онлайн произошел во время эпидемии COVID19. Да, это был сильный повод, но далеко не первопричина перевода обучения на рельсы интернет-технологий. Революция произошла гораздо раньше, во время популяризации онлайн-курсов. 

Например, специалисты ТОО «Геймтичер» около 9 лет успешно запускали обучающие программы и тренажеры в глобальной сети и до пандемии. И это далеко не единственный пример. 

Для школы плюсы онлайн-образования неоспоримы:

  •  Всегда можно общаться с учащимися, независимо от уровня их изоляции;
  • Экономия времени на доступ к классам и материалам;
  • Возможность тестирования, закрепления и проверки навыков.

Все это сделало онлайн-платформы для образования популярными еще десять лет назад. Сегодня эта тенденция не только продолжается, но и активно развивается к лучшему вместе с уровнем ИТ. Западные коллеги для повышения интереса к онлайн-обучению даже используют популярных музыкальных и кинозвезд для ведения курсов, что несомненно повышает глобальный интерес к обучению.

Инновации в вузах

Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

  • целей обучения;
  • содержания образования;
  • мотивации и средств преподавания;
  • участников процесса (студентов, преподавателей);
  • результатов деятельности.

В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:

  1. Организация деятельности обучаемого (студента).
  2. Контроль образовательного процесса.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией

При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через «Скайп» можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.

Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

Геймификация, игропедагогика

Никто так не увлекает детей, как игры. Об этом знали еще великие мыслители прошлого, развивая свои лекции в интерактивные форматы с использованием загадок и ролевых взаимодействий. Сегодня игра активно использует технологии, чтобы получать максимум своих возможностей. 

Компьютерная игра может, в принципе, всё

Она и «думает» с помощью ИИ, и привлекает внимание с помощью графики, и предоставляет множество способов для увлекательного своего прохождения. Базовая способность игр вызывать азарт и желание достигать новых высот породила симбиоз с образовательными программами. 

Теперь можно не просто играть ради удовольствия, но и с каждым уровнем узнавать все больше нового, полезного в учебе и жизни. Школьники оценили это еще тогда, когда учебные приложения выходили на компакт-дисках. Сегодня же ИТ дает неограниченные возможности для создания действительно полезных игр, органично дополняющих образовательный процесс. 

Сложность состоит в том, чтобы сделать процесс системным, не разбрасывая внимание ученика на разные инструменты ИТ-образования. 

Виртуальная и дополненная реальность

Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальности являются формами технологии расширенной реальности (XR), чье влияние на учебный процесс становится все активнее. Это своего рода форма игры, в которой ученик получает личный доступ к изучаемому материалу. 

Он может посмотреть своими глазами на исторические события, побывать в лучших музеях мира не выходя из дома, получать переводы текстов на лету или справочные материалы рядом с интересующим его объектом. Все, что вызывает удивление, обычно очень хорошо запоминается. 

В 2023/2024 году намечается бум использования целых виртуальных классов, с помощью которых обучение будет проходить удаленно в более захватывающей обстановке. Можно показывать детям удивительные события и проводить различные опыты, не прибегая при этом к физическим воздействиям. 

VR – достаточно дорогая технология, в то время как средства AR уже более пяти лет доступны в обычных смартфонах. С их помощью образование активно переходит на новый технологичный уровень, и чем активнее развиваются пользовательские устройства, тем больше применений будет иметь эта сфера ИТ-обучения. 

Игровые технологии в обучении

Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Из огромного количества технологий привлекают игровые, которые способствуют повышению эффективности урока и поддержанию интереса у детей.

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Это объясняется тем, что в игре проявляется особенно полно, а порой неожиданно способности любого человека. Игра предстает удачной психолого-педагогической моделью общей ситуации развития реальной личности в реальных условиях, формирования индивидуальной и коллективно-групповой субъектности уже не только в игровых, но и в учебных, трудовых, общественно-полезных типах деятельности и пространствах социальной коммуникации.

На нынешнем этапе в современном образовании возникло такое понятие, как «игровые технологии». Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

По мнению М. Новика в современной педагогике возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения младших школьников относятся игровые технологии.

Игровые технологии в обучении являются составной частью педагогических технологий.

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В современной педагогике для интенсификации учебного процесса игровые технологии используются:

  1. в качестве самостоятельного метода для усвоения определенной темы,
  2. как элементы какого-то другого метода,
  3. в качестве целого урока или его части: введение, объяснение, закрепление, контроля,
  4. как организация внеклассной работы.

В условиях ДОУ к игровым технологиям применяются следующие требования:

  1. игра должна стимулировать мотивацию учения;
  2. игра должна быть подготовлена с точки зрения как содержания так и формы;
  3. игра должна быть принята всей группой;
  4. игра непременно должна проходить в непринужденной, доброжелательной атмосфере, вызывать чувство удовлетворенности, радости;
  5. активность всех участников игры;
  6. в процессе игры более сильные помогают слабым;
  7. в ходе игры преподаватель не исправляет ошибки, а лишь незаметно их записывает;
  8. преподаватель должен сам верить в эффективность игры;
  9. безоценочное принятие друг друга в игре;
  10. соблюдение принципа: здесь и сейчас.

Таким образом, игра обучает, развивает и воспитывает. Она способствует развитию мышления детей, помогает использовать полученные знания на практике. Использование игровых технологий в условиях ДОУ является процессом формирования коммуникативных навыков. А коллективная работа помогает развивать сотрудничество и взаимопомощь.

Заключение

Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:

  • улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);
  • внедрение в образовательный процесс проектной методики;
  • информатизация воспитательной работы.

При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей.

Среди инноваций, произошедших в отечественном образовании, особого внимания заслуживает переход к двухуровневому высшему образованию. Первый этап продолжается 3-4 года, вторая ступень — 1-2 года. Выпускники магистратуры имеют право продолжить образование в аспирантуре, потом в докторантуре. Они могут работать в научных центрах и исследовательских лабораториях.

Среди инноваций Болонской системы интерес представляет концепция непрерывного образования, предусматривающая пожизненное обучение. Такой подход позволяет человеку получать за свою жизнь сразу несколько учебных степеней и дипломов. Учебные заведения высшего звена при этом получают дополнительные финансовые средства, которые они могут использовать для модернизации оборудования.

Также среди новшеств, касающихся получения высшего образования, необходимо упомянуть о кредите на образование. Этим нововведением уже воспользовались многие студенты, мечтающие о престижном образовании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: