Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

Слайд 5Особенности развития мышления и речи у детей с нарушениями слуха:Более позднее

по сравнению со слышащими детьми начало овладения словесной речью и соответственно более позднее пересечение линий развития мышления и словесной речи;Протекание процессов целеобразования, с планированием и регуляцией мыслительных действий. Целеобразование, как процесс порождения целей формируется и протекает своеобразно. Становление целеобразования у детей с нарушениями слуха связано с развитием речи. Отставание в становлении регулирующей функции речи неблагоприятно сказывается на планировании стратегии решения задач, ориентировке в ее условиях, постановке и достижении конкретных целей, приводит к диспропорциям в развитии вербальных и невербальных компонентов интеллекта.

Слайд 2Основные группы детей с нарушениями слухаГлухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее

нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или при­обретенным в раннем детстве — до овладения речью.Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной недостаточно­стью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К сла­бослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия.- от 20 — 50 дБ и больше (тугоухость первой степени)- от 50 — 70 дБ и больше (тугоухость второй степени).- тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возмож­ность воспринимать звуки не только низкие, но и средней часто­ты (от 1000 до 4000 Гц).Позднооглохшие — это дети, потерявшие слух вследствие ка­кой-либо болезни или трамвы после того, как они овладели речью, т. е. в 2 — 3-летнем и более позднем возрасте.

Проблема речевого развития младших школьников с нарушенным слухом в педагогической и методической литературе

Речевое развитие детей с нарушениями слуха основывается на физиологической закономерности «формируемых у человека языковых процессов и взаимодействия между мозгом и языком» (Л.Р.Лурия, 1979, С. 121).

В специальной педагогике проблема развития ребенка с нарушениями в развитии как социальная осмыслена Л.С.Выготским, С.А.Зыковым . Авторы отмечают, что единственно верным путем вывода ребенка из социального тупика, является его обучение и воспитание за счет компенсации его физического недостатка и включения в разнообразную социально значимую деятельность. Ссылаясь на мнение Л.С.Выготского, отметим, что органический дефект «создает трудности, задержки и отклонения не только в сфере и в плане биологического, но и в сфере культурного развития поведения» . Сужение социальных контактов отрицательно влияет на формирование личностных образований и речевое развитие ребенка в целом.

Факторами, влияющими на уровень развития познавательной и речевой деятельности детей, Р.М.Боскис, И.М.Гилевич, О.А.Красильникова, Э.И.Леонгард, В.Л.Лифанов Т.В.Пелымская, Л.И.Тигранова, Н.Д.Шматко и другие отмечают: психофизический статус ребенка с нарушениями слуха -состояние слуховой функции, индивидуальные особенности детей (психологическая готовность к общению с окружающими, стремлением к совместной деятельности, и др.); черты личности; состояние здоровья ребенка; время начала, адекватность и эффективность коррекционной работы , наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии; желание родителей активно участвовать в реабилитационной работе на благо развития ребенка. Особую роль, по мнению С.А.Зыкова играет личностная заинтересованность педагога, детей и родителей в максимальном развитии речевого слуха, ранее включение семьи в работу с детьми .

По мнению этих авторов период дошкольного детства и начального школьного обучения наиболее значим и благоприятен для проведения «целенаправленной коррекционной помощи» детям, интегрированным в слышащий социум. Принципиально важными являются основополагающие принципы специальной системы обучения слабослышащих школьников: максимальное обогащение речевой практики учащихся, овладение определенным словарным запасом в неразрывном единстве с изучением различных закономерностей языка. Так, задачи, сформулированные С.А.Зыковым перед школой, действуют и по настоящее время [24, 27, 38, 47, 48, 54, 82, 91, 113, 202 и

ДР-1 Раскрытый сурдопсихологом И.М.Соловьевым «способ усвоения языка», реализуется в современной школе при обучении младших школьников с нарушенным слухом и заключается в следующем: необходимо не «преподавание языка детям», а развитие их собственной речи, при котором учащиеся «овладевают живой речью» .

Ученые А.Г.Зикеев, Иванова Е.А., Э.И.Леонгард, Самсонова Е.Г. и другие выделяют разные группы условий, активизирующих речевое развитие слабослышащих детей в процессе обучения. А.Г.Зикеев значительное место отводит вопросу специального подбора языкового и речевого материала, группировки сходного по трудности усвоения материла и описанию особенностей работы с ним, особенностей усвоения учениками в зависимости от их индивидуальных возможностей и способностей .

Э.И.Леонгард отмечает необходимость соответствия обучения языку основным требованиям психоречевого возрастного развития детей с нарушенным слухом: эмоциональному общению ребенка с близкими людьми, познанию окружающего мира и себя в ней, развитию элементарных обіастей психики и высших психических функций, которое может происходить непре менно через речевое общение и самостоятельную деятельность при участии взрослых . Авторы отмечают, что только развитие потребности в речевом общении сможет преобразовать специально вырабатываемую, в том числе и звуковую, словесную речь в психологически инициативную. При работе со школьниками, обучающимися в условиях интеграции, позитивными факторами систематической комплексной работы авторы выделяют возможность воспитывать ребенка в семье, вовлечение родителей в реабилитационный процесс, индивидуализацию воспитания и обучения, пребывание ребенка в нормальной речевой среде .

В своих исследованиях Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, Р.Е.Левина и другие указывают, что речь большинства детей с дефектом слуха отличается рядом особенностей, приобретающих порой характер стойких отклонений от языковой нормы и сохраняющихся достаточно долго в период дошкольного и школьного обучения.

Слайд 4Особенности развития мышления и речи у детей с нарушениями слуха: Одновременное и

параллельное усвоение разных видов речи — и словесной (устной, письменной, дактильной), и жестовой.Специфическое средства общения — жестовая речь. При общении с родителями, владеющими жестовой речью как знаковой системой, ребенок овладевает жестовыми обозначениями так же, как слышащий ребенок — словамиРоль знаков жестового языка: В силу наглядности и конкретности они положительно влияют на развитие наглядных форм мышления. Наглядно-образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить.в силу недостаточной абстрактности и обобщенности жестовые обозначения не оказывают необходимой знаковой поддержки развитию абстрактно-понятийного мышления, для которого необходимы знаки более высокой степени абстрактности

Значение овладения устной речью слабослышащих детей

Организация: МАДОУ «Детский сад №259»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей. Устная речь — наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее складывается письменная речь, требующая более высокого уровня развития психических процессов.

Развитие мышления, познавательных способностей дошкольника в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корректируется на других возрастных этапах.

Формирование устной речи детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте, что связано с особой сензитивностью этого периода к формированию механизмов восприятия речи и складывания произносительных навыков. Особое значение имеет раннее начало формирования произносительных навыков, учитывая тот факт, что некоторыми компонентами произношения, в частности ритмико-интонационной стороной речи, малыш начинает овладевать на первом-втором годах жизни. Формирование речи в дошкольный период позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Использование устной речи слабослышащим дошкольником стимулирует овладение языком, применение различных по коммуникативной направленности высказываний, практическое усвоение грамматических закономерностей.

Слабослышащие дети в возрасте трех-четырёх лет, поступающие в дошкольные учреждения, владеют устной речью на самом элементарном уровне, хотя у них имеются некоторые предпосылки к овладению устной речью: звонкий голос, различные голосовые реакции, звукосочетания, неотнесенный лепет, беззвучное артикулирование.

Дети с тугоухостью старше четырех лет, как правило, накапливают небольшой запас лепетных и усеченных слов, хотя такое состояние речи не может обеспечить даже минимальные потребности в общении. Другая часть слабослышащих детей с лучшим состоянием слуха в возрасте четырех-пяти лет имеет в запасе немного слов, которые в устной речи воспроизводят с грамматическими и фонетическими искажениями. У некоторых детей появляется простая фраза.

Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка.

Таким образом, слабослышащие дети дошкольного возраста имеют свои особенности речевых данных на разных этапах развития.

Работа по развитию устной речи является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения, так как в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника.

Список использованной литературы:

  1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
  2. Программа по обучению и воспитанию слабослышащих детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991. – 170 с.
  3. Тимохин В. П. Сурдопедагогика. – М.: Просвещение, 1985.
Опубликовано: 20.10.2017

Слайд 3Нарушения речи у слабослышащих детей:Фонетико-фонематические нарушения: Слуховая дифференциация звуков речи слабослышащих

страдает из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими частот. Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за неполноценности речеслухового анализатора, который не способен в необходимой степени осуществлять свою ведущую роль в отношении речедвигательного анализатора.

Нарушения лексического и грамматического строя речи:Недоразвитие словарного запаса – невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов и нечеткость восприятия безударных частей слова. Неточность употребления слов, расширение их значений;Грубые нарушения звуко-слоговой структуры;Несформированность грамматического строя речи – неточность слухового восприятия окончаний слов, предлогов. Письменная речь слабослышащих во многом отражает недочеты устной речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: