Разбор слова по составу правильно и увлекательно для школьников: такая несложная морфемика

Содержание

  • Слайд 1

    составила учитель начальных классов
    Цыганок Виктория Сергеевна
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 28 г. Йошкар — Олы»
    «Состав слова.
    Алгоритм разбора слова
    по составу»
    г. Йошкар — Ола
    2010-2011г

  • Слайд 2

    Чистописание

    Зззи за Зззиза

     заморозки Зима зимородок зима

    02.01.2017
    Цыганок Виктория Сергеевна 2
    /
    /
    /
    /

  • Слайд 3

    За́морозки — легкие утренние морозы осенью или весной.
    (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
    02.01.2017
    Цыганок Виктория Сергеевна 3
    Зима́ — город в России, Иркутской области. Расположен в 230 км на северо-запад от областного центра г. Иркутска, на левом берегу рекиОки.

  • Слайд 4

    02.01.2017
    Цыганок Виктория Сергеевна 4
    Зимородок — это удивительно красивая птица. Он немного крупнее воробья с необычайно ярким оперением. Верх тела его зеленовато-голубой, брюшко же — огненно-рыжее.
    Пищу — мелких рыбёшек, головастиков, лягушат добывает птица исключительно в воде, подкарауливая добычу на какой-нибудь ветке, откуда камнем падает в воду, тут же выныривает и взлетает. Не зря зимородка называют “синим рыболовом” или “рыбачком”.Зимородки улетают в августе—сентябре, но отдельных птиц иногда наблюдают и в октябре — перед самым ледоставом.

  • Слайд 5

    Чистописание

    Зззи за Зззиза

     заморозки Зима зимородок зима

    02.01.2017
    Цыганок Виктория Сергеевна 5

    /
    /
    /
    /
    заморозки Зима зимородок зима

  • Слайд 6

    02.01.2017
    Цыганок Виктория Сергеевна 6

    Мороз, заморозка, мороженое,
    морозилка, морозильникморозец, Морозко, морозная.

    Актуализация знаний

    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /

  • Слайд 7

    02.01.2017
    Цыганок Виктория Сергеевна 7

  • Слайд 8

    Состав слова.
    Алгоритм разбора слова посоставу.

    02.01.2017
    Цыганок Виктория Сергеевна 8

  • Слайд 9

    1. Прочитай слово
    2.Измени его и выдели окончание
    3.Выдели основу
    4. Подбери однокоренные слова и выдели корень
    5. Выдели приставку (если есть)
    6. Выдели суффикс (если есть)

    Алгоритм разбора слова по составу
    Цыганок Виктория Сергеевна 9

    заморозки

  • Слайд 10

    1. Прочитай слово
    2.Измени его и выдели окончание
    3.Выдели основу
    4. Подбери однокоренные слова и выдели корень
    5. Выдели приставку (если есть)
    6. Выдели суффикс (если есть)

    Алгоритм разбора слова по составу
    Цыганок Виктория Сергеевна 10

  • Слайд 11

    Цыганок Виктория Сергеевна 11

  • Слайд 12

    Надереве висит кормушка. На
    ветку села синичка. Над ёлкой
    закружила стайка воробьёв.

    02.01.2017
    Цыганок Виктория Сергеевна 12

    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    /
    На дереве висит кормушка.Наветку села синичка. Над елкой закружила стайка дроздов.

  • Слайд 13

    02.01.2017
    Цыганок Виктория Сергеевна 13

  • Слайд 14

    Благодарю вас за хорошую работу!
    Желаю здоровья и успехов в учебе!
    02.01.2017
    Цыганок Виктория Сергеевна 14

  • Слайд 15

    02.01.2017
    Цыганок Виктория Сергеевна 15
    Литература

    С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
    http://www.inpic.ru/tag/зимородок

    Голубой зимородок — Alcedo atthis L.


    http://www.liveinternet.ru/users/3872837/post142442036
    http://free-extras.com/search/1/winter.htm
    http://www.redbook.ru/article483.html
    http://www.mojgorod.ru/irkutsk_obl/zima/index.html
    http://images.esosedi.ru/panoramio/6391202/index.html#lat=53925476&lng=102051653&z=17&mt=1&v=1

Посмотреть все слайды

Алгоритм разбора слова по составу. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

научить детей определять части слова;
развивать внимание, речь, наблюдательность;
воспитывать интерес к процессу познания.

Задача: на основании полученных знаний о
частях слова, провести самостоятельное
выведение алгоритма разбора слова по составу.

На какие соединения надо обратить внимание?

слакс отлапь ёсво дотлса зёбера кьвромо

II. Повторение словарных слов.

1) В чистописании мы писали не просто набор букв,
а слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова
и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет
записано правильно, вы увидите “спрятавшееся”
слово, которое подскажет тему урока.

  • В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные
    слова)
  • Почему? (нельзя проверить написание какой-либо
    буквы)

III. Актуализация.

1) Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
Что можете сказать о слове “состав”? О его
значении? (6 букв, 6 звуков,

2 слога, имеет несколько значений)

Какие значения имеет слово “состав”? (состав
вещества, офицерский

состав, состав поезда)

Что же обозначает это слово? (Соединение всех
частей в целое)

Как вы думаете, какой состав будет
интересовать нас? (состав слова)

Нас, конечно, интересует состав слова. Это
тема нашего урока.

2) Что такое окончание? (Изменяемая часть
слова)

Что такое суффикс? (Часть основы, которая
стоит после корня)

Что такое приставка? (Часть основы, которая
стоит перед корнем)

Что называют корнем слова? (Главная часть
основы)

Что еще выделяем в слове? (Основа — часть
слова, которая остается

если отделить окончание)

3) Подберите однокоренное слово к одному из
словарных слов, обозначающее название грибов.

подберезовики

Попробуйте найти знакомые части слова в слове
подберезовике” и “поделка

(Графически дети записывают свои ответы)

Физминутка.

Мы показывали части слова графически, а теперь
попробуем показать части слова вами. Поделитесь
на пары. Я называю слово и его часть, а вы должны
показать, как обозначается эта часть.

Повозка — воз, переделать — пере, корзинка — а,
солнышко — ышк, деревянный — дерев, зимний — н.

IV. Постановка проблемы.

Почему вы решили, что –под- в слове
“подберезовики и поделка” — это приставка?
Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем
всегда приставка)

Так с чего же все-таки нужно начинать находить
части слова?

Какую часть слова надо находить первой, какую
следующей и почему? Я предлагаю вам установить
порядок разбора слова по составу, т. е. вывести
алгоритм.

V. Открытие нового знания.

1) Для этого поделимся на 3 команды. Каждая
команда получает свое слово, думает, на листочке
определяет и записывает свой порядок разбора
слова по составу. Затем, выбираете 1 человека от
команды, он на доске записывает свое слово и
объясняет порядок разбора слова. Почему
разбирать слово нужно именно так, а не иначе?
Остальные слушают объяснение, согласны вы или
нет, почему? 1 команда — подснежники, 2 команда —
подсолнухи, 3 команда – посадка.
Почему сначала
находим окончание?

(Оно служит только для связи слов в предложении,
смысл слова заключен в основе, а главное в основе
— корень)

2) Посмотрим, какой алгоритм разбора слова по
составу, записан в учебнике на с. 41. Прочтите,
похоже на наш алгоритм. Докажите.

Приставка в составе слова

Затем выделим приставку в слове, если она есть. Чтобы убедиться, есть ли эта морфема в слове, можно убрать ее и посмотреть, существует ли в лексике русского языка такое самостоятельное слово, или, второй вариант проверки, — менять предполагаемую приставку на другую:

сорвать — рвать; оторвать, надорвать, перервать, урвать

Результативным способом определения приставки в составе слова является подбор лексем с такой же приставкой:

содрать, собрать, совместить, согласиться

В морфемном составе лексемы может быть несколько приставок, тогда целесообразно составить словообразовательную цепочку и добраться до первого производящего слова:

небезынтересный — безынтересный — интересный.

Алгоритм разбора слова по составу

АЛГОРИТМ разборА

слова по составу

дошкольник2 – сущ.

— записать слово с маленькой буквы с новой строки

— в правом верхнем углу поставить цифру 2

— определить часть речи

Порядок разбора:

  1. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Чтобы выделить окончание, нужно изменить форму слова.

( четкое разграничение понятий «форма слова» и «однокоренные слова»):

Форма слова:

— При изменении формы слова лексическое значение не изменяется.

— Не появляется новых частей слова (приставки, суффикса).

— Слово остаётся той же частью речи.

дошкольник а, дошкольник у , дошкольник ом , о дошкольник е

Следовательно, в слове дошкольник – окончание нулевое.

ЗАПОМНИТЬ:

— Имя СУЩ. МОЖНО

изменить по ЧИСЛАМ или по ПАДЕЖАМ

— Имя ПРИЛ. МОЖНО изменить по числам, или по родам, или по падежам

— ГЛАГОЛ МОЖНО изменить по числам, или по родам (в прош. времени ед. числа) или по ЛИЦАМ (в наст. и прош. вр.)

  1. Основа слова – это всё слово без окончания.

дошкольник

  1. Корень – это общая часть однокоренных слов.

Однокоренные слова:

— При подборе однокоренных слов лексическое значение может изменяться.

— Могут появиться новые приставки и суффиксы.

— Часть речи может измениться.

Чтобы выделить корень слова, нужно подобрать однокоренные слова (два слова записываются)

Дошкольник, школа, школьный

Значит, в слове «дошкольник» корень школь

  1. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем, и служим для образования новых слов.

Чтобы выделить в слове приставку, нужно подобрать однокоренные слова без приставки и с другой приставкой (если это возможно).

Следовательно, в слове приставка ДО.

Устно привести 2 примера слов с приставкой до-

(до – бежит, до – ехать)

  1. Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня, и служим для образования новых слов.

ПИСЬМЕННЫЙ РАЗБОР

дошкольник 2 – сущ.

а

дошкольник а

ВЫДЕЛЯЕМ ТОЛЬКО ОКОНЧАНИЕ

д

у

ошкольник

школа

ВЫДЕЛЯЕМ ТОЛЬКО КОРЕНЬ

школьный

за зелен е ет – гл. буд. вр.

зазелене ют

зазелене ешь

зелень

зеленый

Основа слова

Выделив окончание в изменяемом слове, которое склоняется, спрягается или изменяется по родам и числам, остальную часть лексемы обозначим как .

  • создание
  • красивый
  • двадцатый
  • отправим

Помним, что в основу слова не входят формообразующие суффиксы причастий, деепричастий, формы прошедшего времени глагола, постфикс формы повелительного наклонения глагола -те, суффиксы простой сравнительной степени прилагательных и наречий.

Примеры

  • лелеющий ребенка
  • вылинявшая рубашка
  • видимый издали
  • задуманный проект
  • растертый в порошок
  • гуляя по набережной
  • открыв книгу
  • вычертила график
  • нарежьте кусочками
  • шагать веселее
  • стал слаще

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов, приставок, сокращения, сращения и т.д.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го сло­ва.

Обычно про­из­вод­ное слово отли­ча­ет­ся одной мор­фе­мой. Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появился новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лек­се­мы.

Способ образования слов Примеры
1. Приставочный текст → подтекстгнать → догнать
2. Суффиксальный белый → белизнапахать → пахотасотво­рить → сотворение
3. Приставочно-суффиксальный люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник
4. Бессуффиксальный отды­хать → отдыхзеленый → зеленьсупруг → супру­га
5. Постфиксальный какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо
6. Сложение:1) двух основ2) двух основ + суф­фикс3) сокра­щен­ных основ4) началь­ных букв или зву­ков пожар, опасный → пожа­ро­опас­ныйдиван, кро­вать → диван-кроватьканат, ходить → кана­то­ходецморе, пла­вать → море­пла­вательспециаль­ный корреспон­дент → спец­корМХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ныймало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый
8. Переход из одной части речи в дру­гую заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → при­ход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → при­ми­ре­ние);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холод­но­ва­тый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся невер­но.

Морфемный анализ слова

При исследовании строения слов применяются два вида разбора: словообразовательный и морфемный анализ. При морфемном анализе слово разбирается по составу, т.е. выясняется состав морфем; при словообразовательном анализе выясняется от какого слова образовано данное слово, устанавливается способ его образования.

Морфемный анализ Словообразовательный 
уч-и-тель-ств-о учительство ⇐ учитель
вод-ян-ист-ый водянистый ⇐ водяной
про-сматр-ива-ть-ся просматриваться ⇐ просматривать

В данной конспекте  рассматривается морфемный анализ слова. Словообразовательный разбор смотрите в следующем конспекте. Что такое морфемы читайте тут.

План разбора по составу

  1. Определить слово как часть речи. Выяснить является ли слово неизменяемым.
  2. У изменяемого слова найти окончание и определить его грамматическое значение.
  3. Определить, есть ли формообразующие суффиксы (которые не входят в основу).
  4. Указать основу слова.
  5. Подобрать однокоренные слова и выделить корень слова.
  6. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Обосновать правильность выделения этих морфем путём подбора слов с такими же приставками и суффиксами.

Морфемный разбор слова.Пример № 1

Заморозка

  • Слово заморозка — имя существительное, изменяемое.
  • Чтобы определить окончание, слово надо просклонять: заморозки, заморозку, заморозке. Изменяемая часть этого слова -а, следовательно, это окончание, выделяем его. Оно выражает значение ж.р., им.п., ед.ч.
  • Формообразующих суффиксов (не входящих в основу) нет.
  • Основа слова — заморозк-;
  • Корень слова — мороз. В нём заключено основное лексическое значение слова. Однокоренные слова: мороз, заморозить, морозить, заморозки;
  • -к- суффикс. Он служит для образования существительных (береза — березка);
  • за- приставка (шёл — зашёл).

Разбор слова по составу.Пример № 2

Медовый

  1. Это слово — имя прилагательное, изменяемое.
  2. Для отделения окончания прилагательное нужно просклонять: медового, медовому, медовым. Окончание -ый, выражающее значение м. р., ед. ч., И. п.
  3. Формообразующих суффиксов (не входящих в основу) нет.
  4. Основа слова — медов-.
  5. Корень слова — мед- (однокоренные слова: мёд, медок, медвяный, медуница).
  6. Суффикс — ов-. Такой же суффикс есть в словах сосновый, сливовый, ореховый.

Подберезовика 

  • Подберезовик – существительное, изменяемая часть речи, значит в нем есть окончание.
  • Изменим форму слова, чтобы выделить окончание: подберезовика – подберезовик – подберезовиков – подберезовиком. В исходном слове изменилась часть слова -а, следовательно, это окончание.
  • В слове подберезовик нет формообразующих суффиксов.
  • Часть слова без окончания выделим как основу: подберезовик—.
  • Для выделения корня подберем однокоренные слова. Лучше, если это будут разные части речи: подберезовик – береза – березовый – березняк. Одинаковая часть слова, передающая основное лексическое значение –БЕРЕЗ—. Для проверки определим лексическое значение исходного слова: подберезовик – гриб, который растет в березовом лесу, вблизи берез.
  • Для вычленения словообразующих морфем составим словообразовательную цепочку в обратном порядке, т.е. к каждому производному слову подберем производящую основу.подберезовик <– березовый <– береза. 
    Видим, что в слове отделилась приставка ПОД-, суффиксы –ИК-, -ОВ-.

Вы смотрели конспект урока «Морфемный анализ слова».
Следующая тема: «Словообразовательный анализ слова»

Суффикс

Вот тут сложнее всего. Суффикс находится после корня, но иногда он один, а иногда нет. И дети не знают, как правильно выделять.

Чтобы это сделать, надо запоминать «популярные» суффиксы. Например, суффикс основы инфинитива – тот, который стоит перед окончанием «ть»: «играть» – корень тут «игр», а суффикс – «а». Поэтому в слове «играя» два суффикса – «а» и «я».

«Ений» – суффикс, с помощью которого от глагола образуются существительные. Например: потепление, вдохновение, измерение, оледенение

Обратите внимание, в окончании йотированная буква, поэтому мы ее делим пунктиром, гласный звук убираем в окончание, а «й» оставляем суффиксу

«Тель» – суффикс, который обозначает человека, выполняющего какую-то профессиональную деятельность: учитель, строитель, потребитель, хранитель и пр. Давайте разберем слово «учитель» – «тель» – суффикс, обозначающий человека по профессии, «и» – глагольный суффикс (потому что в инфинитиве «учить» он стоит перед «ть»), корень «уч».

Видео:ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФИНИТИВА И ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА ДЛЯ ЕГО РАЗБОРА ПО СОСТАВУСкачать

Разбираем слова по составу во 2-3-м классе: основы

Разобрать слово по составу, значит, указать из каких частей оно состоит. Для начала ребенку нужно запомнить, какие бывают части слова, как называются и обозначаются:

  • Корень – первая часть слова, с которой школьники знакомятся во 2 классе. Она самая главная. В корне сосредоточено общее значение для всех однокоренных слов: коса, косить, косарь или гора, горный, пригорок. Правильно обозначать его сверху полукруглой скобкой.
  • Приставка – важная часть слова. Она имеет добавочное значение и помогает образовывать новые слова: петь – запеть, игра – выиграть, добро – недобрый, гулять – прогулка, клеить – склеить. Приставка располагается перед корнем и графически выделяется знаком ¬.
  • Суффикс – не менее значимая часть, участвующая в образовании новых слов. Он располагается после корня. Для обозначения суффикса используется знак ^. С его помощью создаются уменьшительно-ласкательные имена (Ваня – Ванечка), обозначаются детеныши и родители (белка – бельчиха, бельчонок), он нужен для увеличения значения слов (усы – усища) и т. д.
  • Окончание – изменяемая морфема, с помощью которой согласуются слова в предложении. Окончание располагается после суффикса или корня после корня, если суффикс отсутствует, и обводится в квадрат. Имена существительные в именительном падеже имеют нулевое окончание. Окончания нет у частей речи, которые не склоняются. Примеры окончаний: радуга, простой (прилагательное), дружить, буква, дети.
  • Основа – приставка, корень и суффикс. Представляет собой все значимые части слова без окончания. Примеры: большой, красота, оценка, предмет, волчок.

Схемы с краткой информацией, которые помогут ребенку разобрать слово по составу:

План разбора с примером

Для того, чтобы научиться правильному разбору слова к 3 классу школы, необходимо знать план:

  1. Поставить вопрос и определить часть речи. Для примера возьмем слово «маленький». К нему подходит вопрос «какой?». Значит, перед нами имя прилагательное.
  2. Выделить окончание, изменив вопрос к слову. Например, маленький – маленького. Изменяемая часть –ий и есть искомое окончание.
  3. Указать основу слова. Здесь все просто: основа – это все, что останется от слова, если убрать окончание, то есть, в нашем примере маленьк-.
  4. Выделить корень, подобрав однокоренные слова: маленький – малый – малыш. Корень в примере – мал.
  5. Выделить приставку. Она стоит перед корнем. В слове «маленький» приставки нет, значит, специальный знак ставить не нужно.
  6. Указать суффикс. Как мы помним, эта часть слова располагается между корнем и окончанием. Иногда суффикс в слове отсутствует. Но в нашем примере он есть – это еньк. Чтобы проверить себя, подбери слова с таким же суффиксом: умненький, сладенький.

Алгоритм кратко:

Видео урок:

6 видов морфем

  • Корень — часть слова, несущая основное значение. Главная морфема.
  • Приставка (префикс) — часть слова, стоящая перед корнем, которая дополняет его смысл.
  • Суффикс — часть слова после корня.
  • Постфикс — часть слова после окончания.
  • Окончание — изменяемая часть слова. Выражает грамматические значения рода, лица, числа, падежа.
  • Соединительная гласная (интерфикс) — структурный элемент слов, выполняющий соединительную функцию между их частями.

Основа — значащая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов и постфиксов. В школьной программе постфикс -ся (сь) входит в основу.

Для каждого разбора на нашем сайте есть текст с наименованием морфем, графическая схема, сходные по составу слова, которые можно использовать для облегчения словообразовательного разбора.

Независимо от того, из какого вы класса, эта страница поможет вам.

Существует множество онлайн-инструментов, которые помогут вам проанализировать состав слова. Это может быть полезно, когда вы хотите понять значение слова или узнать, как оно произносится. Одним из таких инструментов является анализ слова по составу. Этот инструмент позволяет ввести слово, а затем показывает различные части слова и их значения. Это может быть полезно, если вы пытаетесь выучить новый язык или хотите лучше понять значение слова на своем родном языке. Разбор слов помогает учиться языку быстрее и эффективнее, потому что помогает лучше понять слово. Когда вы разбираете слово по составу, вы видите, какое значение имеют отдельные части слова. А также он помогает узнать правильное произношение слова. Понимая, что слово состоит из морфем, вы сможете произносить его правильно. Это полезный инструмент для всех, кто хочет учить русский язык. Попробуйте!

Популярное: онлайн, прическа, сколько, замирает, столбов, тихо, известная, постучится, этот, узрю, принакрылась, остановившегося, дружит, листочки, москва, проснулся, съешь, солила, морозцы, вьющиеся, находишься, нашел, показались, наступила, объявил, подорожник, светит, интересная, подсолнечник, начинается, легко, освещает, собирают, остановился, собрались, праздник, называемый, пришел, сотканной, по-белорусски, начинает, каких-нибудь, появляется, жалейщик, вышел, предложил, перелеты, сварился, собираются, весело, учитель, растекается, заморскими, ходит, подъем, люблю, подошел, встречай, сильнее, провисают, чьи-то, отцвели, боится, прилетела, показалось, собирает, любуешься, вьется, снежком, появились, снежинки, пальто, наполняется, открылся, собирались, листьями, разбежались, поезд, салютовать, съел, наполняю, жить, тянулся, открывается, охотники, надвигается, извиваясь, диковатость, отличается, встал, видишь, наступает, природа, затоплял, отправился, приходят, направляющийся, перепрыгнул, весна, преследовать

Вопросы и ответы

Бывают ли слова без корня?

Почти в каждом слове есть корень. Но бывают и исключения. Например, «вынуть» состоит из приставки, суффикса и окончания: вы-ну-ть. Так же не имеют корня предлоги, междометия, частицы (мы, не, про).

Морфема -ть в глаголах – это суффикс или окончание?

В школьной программе в словах ехать, писать, читать -ть выделяется как окончание. В программе институтов -ть принято считать суффиксом. Существуют спорные случаи деления слов по составу, которые правильно уточнять в специальных словарях.

Изучение морфемной структуры слов оказывает большое влияние на развитие лингвистических способностей детей и развитие в целом. Умение видеть границы морфем, понимание их значений – ключ к легкому чтению и правописанию

Чтобы достичь успеха в разборе слов важно вызвать интерес в юном возрасте. Во 2 классе изучают элементы морфемики, плавно переходя от простых слов к сложным

Анализ производной лексики, наблюдение за тем, как образуются слова родного языка, обостряют внимание школьников к слову, обогащают словарный запас, помогают усвоить орфографию и языковые закономерности

Окончание

Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.

Теперь пошли лайфхаки.

Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.

Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».

Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.

В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.

Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.

Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.

«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.

«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.

Всё, с окончаниями закончили.

Видео:Русский 4 Разбор глагола по составуСкачать

Правила проведения, основные принципы

Специалистами определен ряд принципов, позволяющих безошибочно выполнить морфемный разбор:

  1. Первым делом нужно определить часть речи, поскольку неизменяемые части речи не имеют окончаний. К тому же за каждой частью речи закреплены свои суффиксы: у существительных, к примеру, это –ИСТ, -К- и другие, у прилагательных –Н-, -АН-, -ЯН- и прочее.
  2. После рекомендуется найти окончание, где это возможно. Для этого нужно изменить форму слова, поставив его во множественное число или изменить, к примеру, прилагательные и существительные по падежам, а глаголы проспрягать: дорога – дороги, зеленому – зеленый, читаешь – читаю. Чтобы не ошибиться в суффиксах и окончаниях глагола, следует помнить, что их изменение должно осуществляться в том времени, в котором находится разбираемый глагол.
  3. Через подбор однокоренных слов находим корень. Подбирая однокоренные слова, следует помнить про корни-омонимы. Так называются те, корни, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, как, например, ВОДА И ВОДИТЬ.
  4. Находим приставки и суффиксы. Чтобы найти приставку, помним, что ее можно убрать или заменить другой: ЗАХОДИТЬ-ВЫХОДИТЬ. Чтобы правильно определить суффикс, нужно постараться определить его лексическое значение. При затруднении предполагаемый суффикс можно подставить к другому слову: МОТОЦИКЛИСТ — ФУТБОЛИСТ. Оба представленные варианта являются существительными, кроме того, их объединяет суффикс –ИСТ-, который обозначает профессию или род деятельности. Перечень основных морфем всегда представлен в учебнике.

Помочь выполнить морфемный разбор могут знания в области словообразования. При установлении соответствия они позволяют безошибочно осуществлять членение морфем, например в слове «безукоризненность». Суффикс -ОСТЬ- показывает связь существительного с прилагательным «безукоризненный». В представленном прилагательном можно выделить суффикс –ЕНН-, поскольку видно существительное УКОРИЗНА. Это же слово позволяет выделить приставку БЕЗ-. Откинув таким образом известные морфемы, можно увидеть слово УКОР, убрав при этом суффикс -ИЗН-. В оставшемся варианте можно выделить корень -КОР- и приставку У-, поскольку имеется однокоренное слово КОРИТЬ.

Какие способы могут использоваться

В морфемном разборе встречается много двояких моментов, а выбор правильного варианта может быть обусловлен учебной программой и принадлежностью учебного заведения к той или иной лингвистической школе.

Кардинальными считаются различия между школьной программой и вузовской. В школах, например, не делают акцент на этимологии слова, как это происходит в вузах. Если говорить о школьной программе, то ярким примером двоякого отношения к морфемам считается инфинитив. Одни считают, что, например, -ТЬ в инфинитивах является окончанием, а другие утверждают, что это суффикс начальной формы.

Школьная программа базируется преимущественно на учениях в области морфологии А.Н. Тихонова, который, например, в слове «благодарность» предлагает выделять один корень «благодарн». С точки зрения автора слово «дар» утратило актуальность в современном русском языке, по этой причине морфема не считается самостоятельной. С таким подходом к делу не согласна, например, лингвист Т.Ф. Ефремова, которая предлагает даже в слове «прекрасный» выделять корень «крас», поскольку раньше слова КРАСНЫЙ И КРАСИВЫЙ считались однокоренными.

Таким образом, современные учёные-лингвисты не могут найти единый подход к выполнению морфемного разбора, поэтому большинство вариаций являются допустимыми.

Как сделать разбор слова по составу и ничего не упустить

Чтобы выделить окончание, поизменяем слово: дом – дома – дому – домом. То, что изменяется, и есть окончание.

В слове может быть нулевое окончание: в данном случае оно не представлено, а при изменении слова появляется; нулевое окончание обязательно надо обозначить пустым квадратиком. В нашем примере слово с нулевым окончанием – дом.

Если трудно, напишите слова одно под другим, тогда будет проще заметить изменяющуюся часть. Вот так:

Дом

Дома

Дому

Домом

Если слово вообще не изменяется (наречие, деепричастие), у него вообще нет окончания – не нулевое, а нет, ведь слово не изменяется, так что окончание не появится – пустой квадратик рисовать не надо, это ошибка!

В сложных числительных бывает два окончания: пят-и-десят-и, пять-ю-десять-ю.

  • Затем выделяем основу – все слово без окончания; для неизменяемых частей речи – просто все слово.
  • Находим корень. Для этого подбираем однокоренные слова.

Можно опять писать слова одно под другим, если так удобнее:

Бездомный

Домашний

Дом

Повторяющаяся часть – это корень.

Не забываем, что существуют чередования, и обращаем внимание на значение корня: снег и –снеж- (снежок), пень и –пн- (пня) – это одни и те же корни, а –вод- (водичка) и –вод- (водитель) – как раз разные. В словах бывает два корня: пар-о-воз

В словах бывает два корня: пар-о-воз.

  • Перед корнем находится приставка. Чаще она одна, но бывает и две, и даже три (по-на-вы-думывали)
  • После корня – суффикс. Суффиксов часто бывает более одного. Чтобы понять, один это суффикс или несколько, надо попытаться подобрать «папу» слова – ближайшего предшественника в словообразовательной цепочке.

Пример:
горошинка – горошина; в этом слове два суффикса: -ин- и –к-

слезинка – слеза (нет слова слезина); один суффикс –инк-

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: