Афазия речевая детская, афразия у детей и у взрослых

Глоссарий

Растормаживание речи на начальных этапах развития афазии

Наиболее эффективным приемом устранения афазии и предотвращения усугубления проблемы является выведение на автоматический уровень речевых рядов путем выполнения таких упражнений, как пение, повторение фраз, договаривание предложения, скороговорки и др.

При растормаживании логопед полностью произносит предложение до последнего слова, выговаривая только один слог. Задача больного договорить последнее слово. Вначале логопед исследует пациента, определяет, что дается больному легче, глаголы, существительные, прилагательные.

Например: козочка блеет, а собачка … (лает); на дворе трава, на траве … (дрова); Лето, солнце, … (жара); возьми спички, разожги … (огонь).

Также при растормаживании удается добиться весьма хороших результатов, используя поговорки. Например: без труда не вытащишь и рыбку из … (пруда).

Если у пациента подобные упражнения вызывают трудности, а чаще так и бывает, помогает песня. Логопед запевает и когда больной начинает узнавать песню, на его лице расплывается улыбка.

Порядок коррекции моторной афазии

Логопедическая коррекция афазии включает в себя:

  • отработку артикулярных дифференцировок;
  • занятия, направленные на улучшение произношения;
  • развитие лексического запаса, занятия по улучшению понимания речи;
  • коррекция связности речи;
  • избавление от речевых и письменных дефектов.

Чтобы коррекция афазия была успешной, с самого начала важно развить навыки слухового анализа. Ребенок должен без труда выделять нужные звуки и определять позиции, в которых они находятся

Главная задача коррекции – оживление речевого анализатора. Поэтому, прежде всего, логопед работает с сохранными звуками.

На следующем этапе нужно восстановить отсутствующие звуки. Тщательно прорабатывается акустическая, артикулярная и графическая составляющая каждого звука. Весьма полезны занятия, суть которых заключается в сопряженном (вместе с логопедом) повторении речевых рядов, например, БА-ПА, ПА-БА и др.

В дальнейшем, по ходу занятий из слогов складываются слова, словосочетания. Если пациент уже учится в школе, то также курс исправления афазии дополнительно включает упражнения по улучшению навыков письма, весь устный цикл повторяется в письменном виде. При письменной коррекции речи каждое слово анализируется, раскладывается на звуки и на буквы, даются упражнения. Например, ребенку нужно найти и восстановить отсутствующую букву, ответить на вопрос в письменном виде, завершить слово и др.

Клинические проявления

Начальная симптоматика заболевания может проявляться в невозможности или большом затруднении при подборе необходимого слова или замена его определением. Это не имеет отношения к ухудшению функции запоминания.

У детей с афазией нарушается временное восприятие, и они затрудняются воспроизвести последовательность действий, разложив их в хронологическом порядке. Нередко такой ребенок не вступает в разговоры самостоятельно, а на вопросы отвечает односложно, или совсем отказывается отвечать, иногда больной малыш при любой ситуации может повторять одну и ту же фразу.

Есть также варианты заболевания, при которых ребенок активно вступает в разговор, но говорить длинные, бессмысленные фразы, состоящие из набора слов. Дети с афазией могут с трудом воспринимать речь, которая к ним обращена, особенно если она состоит из набора сложных оборотов и длинных предложений, но работа органов слуха у него не нарушается. Короткие и лаконичные фразы воспринимаются гораздо легче.

При моторном варианте афазии ребенок полностью понимает все, о чем говорят люди, но не может полноценно отвечать. У него страдает не только речь, но и возможность составления предложений в письменном виде. Имеется в наличии и аграмматизм — пропускание предлогов, отсутствие использования окончаний для связки слов. Еще один признак этого нарушения — вставление коротких слов, не имеющих логического смысла, в любое предложение.

Если такому ребенку предложить переписать чужой текст, то он это сделает с легкостью. Однако свободно изложить мысли после прочитывания или под диктовку он не сможет. Также возникает и трудности в написании вольного сочинения. Чтение для него становится также затруднительно. Если афазия началась в том возрасте, когда малыш еще не научился читать, то обучение этому при моторной форме афазии занимает очень длительное время и не всегда приводит к положительному результату.

Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции

Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария. Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ. Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором.

Чтобы вернуть речь при сенсомоторной афазии, необходимо каждый день тренировать речевой аппарат следующим образом:

  1. Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
  2. Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
  3. Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
  4. Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
  5. При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.

Виды

Нейропсихологическая класиификация

В России и постсоветском пространстве прижилась классификация афазий А.Р. Лурии, отечественного нейропсихолога.

Лурия выделяет следующие виды:

  1. Акустико-мнестическая;
  2. Акустико-гностическая, или сенсорная афазия;
  3. Семантическая афазия;
  4. Моторная:
    Афферентная моторная афазия
    Эфферентная моторная афазия
    Динамическая афазия

Акустико-мнестическая разновидность возникает при поражении височной области головы. Характерная симптоматика:

Затруднено осмысление быстрой, многопоточной речи (в большой компании людей, шумной обстановке) речи, содержащей длинные предложения, нетипичные фразы.

Сохранена способность:

  • К чтению, с незначительным снижением скорости и качества.
  • Самостоятельному выражению мыслей, в том числе и в письменной форме.

Причины афазии акустико-гностической — повреждения сенсорной речевой зоны.

Этиология афазии акустико-гностической ведет к некорректному фонематическому анализу и синтезу, что приводит к таким последствиям:

  • Проявления аграфии и алексии
  • Говорение спутано, части фонем идут в неверном порядке
  • Слуховое восприятие ограничено или отсутствует.
  • Остальные последствия аналогичны приведенным выше для акустико-мнестической разновидности.

При травмах на стыке темечка, висков и затылка проявляет себя семантическая афазия. Основной симптом при диагнозе «семантическая афазия» — непонимание грамматики, в частности:

  • Пассивного залога (стирается различие между «автор лепит скульптуру» и «автором лепится скульптура»
  • Местоположения, выражаемого предлогами («на столе» и «под столиком» могут стать синонимичными понятиями).

Эфферентная моторная афазия характеризуется фразой «понимаю-то я все, а сказать не могу ничего»:

  • Сказанное отрывисто и несогласованно по склонениям и падежам
  • Дублирование отдельных кусков, замена их местами
  • Прочитать или написать что-либо чрезвычайно проблематично.

Диагностируется она в низу лобных долей.

Если моторная афазия афферентная, то речь идет о проблемах нижнетеменного отдела. Вытекают отсюда:

  • Затрудненные движения мышцами лица и языка, челюстными
  • Артикуляционные нарушения
  • Дикция нечеткая, смазанная
  • Невозможны простейшие манипуляции губами (надуть, растянуть в широкой улыбке, свернуть в трубочку).

Динамическая афазия связана с некорректной работой лобной доли с левой стороны. Виной тут может стать даже малейшее поражение из-за ЧМТ.

Недуг выдает себя проблемами:

  • С пересказом
  • С конструированием фразы
  • Скудностью словарного запаса
  • С длительными монологами

Неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма

Три подгруппы включает в себя классификация афазий по Лихтгейму—Вернике, применяющаяся за рубежом:

  1. Сенсорная, или афазия Вернике (напоминает акустико-гностическую).
  2. Моторная, или афазия Брока (развивается при поражении центра Брока и имеет такие же клинические проявления, как и эфферентная моторная афазия).
  3. Транскортикальная (моторная и сенсорная афазия, то же, что динамическая афазия. Больной с сенсорной афазией отличается от человека с поврежденной зоной Вернике только способностью к повтору фраз за другими).
  4. Проводниковая афазия  (характеризуется полным отсутствием этого навыка).
  5. Амнестическая  (наблюдается при поражении височно-теменной части головы).
  • Амнестико-семантическая (препятствует запоминанию услышанного).
  • Оптико-мнестическая (страдает опознание вещей – если человеку показать карточку с предметом, он не припомнит название).
  • Акустико-мнестическая (выражается в трудности подбора слов, даче определений).
  1. Сенсомоторная афазия (в худшем случае становится синонимом диагноза «тотальная афазия» — полная утрата коммуникативных возможностей).

Диалогическая работа

Основной нашей работы в коррекции афазии является диалогическая речь.

Схема работы в данном направлении:

  • больной повторяет готовую фразу-ответ;
  • логопед подсказывает первые один-два слога, а больной должен завершить слово или фразу;
  • пациент должен выбрать одно или несколько слов из сказанных логопедом;
  • больной должен ответить на вопрос логопеда без подсказок.

Помните, афазия излечима.
Если у взрослых процесс восстановления проходит затруднительно и занимает много времени, то у детей афазия лечится достаточно быстро и эффективно. Использование эффективных приемов, песни, упражнений по договариванию значительно ускоряет процесс развития у пациента связной речи.

Основные причины возникновения заболевания

Чаще всего дисфазия возникает в том случае, когда происходит какое-либо негативное воздействие на беременную. К примеру, это может происходить из-за чрезмерно частого применения рентгена беременной женщиной. В итоге оказывается серьезное ионизирующее воздействие на плод, из-за чего и проявляется заболевание – дисфазия.

Помимо того, болезнь может возникнуть из-за влияния химических реагентов. В данном случае имеются ввиду: бытовые токсины, алкогольные напитки, наркотические вещества, а также прочие химические продукты, которые проникают в организм беременной.

Также причиной дисфазии может стать инфекционное заболевание беременной: сифилис, краснуха, а также токсоплазмоз.

Но и на этом причины не заканчиваются, так как дисфазия может возникнуть в случае недоедания беременной. Если беременная женщина нарушает режим питания, отказывается категорически от употребления мясных продуктов, либо избегает употребление фруктов и овощей, у ребенка также может возникнуть дисфазия.

Также дисфазия может возникнуть у малыша, если у беременной недостаток йода

Именно поэтому очень важно в период вынашивания малыша посещать лечащего врача, придерживаться диеты, а также не забывать об употреблении йода в должном количестве, так как с его помощью формируется правильное развитие нервной системы. Йод также должен в обязательном порядке присутствовать и в рационе питания ребенка до 3 лет, чтобы не возникали разнообразные заболевания

Дисфазия может возникнуть также из-за травмы головного мозга у ребенка. Дело в том, что в момент рождения акушер может сжать головку специальными акушерскими щипцами, из-за чего произойдет сдавливание, которое и спровоцирует возникновение болезни.

Если недуг будет своевременно обнаружен, и вы сразу же отправитесь за помощью к квалифицированному логопеду, тогда есть шансы на полное избавление от недуга навсегда.

Клиническая картина

Афазия характеризуется разнообразными нарушениями, которые проявляются более или менее активно в зависимости от клинической формы афазии. Самыми частыми проявлениями афазии становятся следующие симптомы:

  • Больной пропускает фразы и отдельные слова, чаще всего существительные;
  • Повторение одних и тех же словосочетаний или словосочетаний;
  • Медленная речь пострадавшего, с выраженными интервалами между предложениями, либо наоборот речь пострадавшего становится беглой, нелогичной, превращающейся в «кашу»;
  • Наличие парафраз — описательная характеристика смысловой нагрузки слова. Речь становится описательного характера;
  • Пострадавший от афазии не может вспомнить название предмета или объекта, о котором идёт речь, однако знает функцию и внешний его вид.
  • Речь пострадавшего становится экспрессивной и содержит большое количество глаголов.

Лечебные мероприятия

В лечении афазии также, как и при любой другой неврологической патологии главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

В лечении афазии важно, как можно более быстро активизировать метаболический дисбаланс, возникший в головном мозге. Для этого применяются следующие группы препаратов:

  • Церебропротекторы и ноотропы: Пирацетам, Ноотропил, Церебролизин.
  • Сосудистые препараты: Октавегин, Винпоцетин и аналоги.
  • Витамины группы В, природные антиоксиданты и нейропротекторы.
  • Противосвёртывающие или коагулянты в зависимости от формы сосудистого поражения.

Классификация афазии

Выделяют несколько важных вариантов классификации афазии, предоставляющих четкое понимание характеристик и особенностей этого состояния.

Классификация по локализации повреждения.
Этот вид классификации основан на месте повреждения мозга, вызвавшего афазию. Основные формы афазии включают брокову, вентральную (теменную), амнестическую, глобальную и другие, отличающиеся локализацией повреждения.

Классификация по типам речевых нарушений.
В этом случае афазия классифицируется на основе характерных речевых нарушений. К таким формам относятся брокова афазия с нарушением моторной речи, Вернике-Гешвингера с нарушением артикуляции и понимания, а также сенсорная афазия с нарушением восприятия и формирования связных высказываний.

Классификация по этапам прогрессии.
Афазия может быть классифицирована в зависимости от стадии прогрессии, начиная с начального проявления симптомов и заканчивая стадией стабилизации, ремиссии или обострения. Этот подход важен для понимания хода болезни и разработки эффективных стратегий лечения.

Классификация по длительности болезни.
Длительность афазии также может служить основанием для классификации

Отдельно выделяются острые и хронические формы афазии, что влияет на выбор методов лечения и реабилитации.

Классификация по тяжести.
Разделение афазии на легкие, средние и тяжелые формы важно для оценки пациентов и определения необходимости интенсивного медицинского вмешательства или реабилитации.

Классификация по возрасту.
Афазия может также классифицироваться с учетом возрастных особенностей. Например, афазия у детей может иметь свои особенности, требующие специализированного подхода к лечению.

Классификация по сопутствующим факторам.
Иногда афазия классифицируется с учетом сопутствующих состояний, таких как депрессия, тревожные расстройства или другие неврологические проблемы, которые могут влиять на характер и течение болезни.

Определение моментов, когда следует обратиться к врачу, важно для раннего выявления и эффективного управления этим состоянием.

Определенные признаки и ситуации должны мотивировать пациента или его близких обратиться к врачу без задержек. Ключевые моменты, при которых следует немедленно консультироваться с медицинским специалистом:

  1. Появление новых симптомов.
    Если у вас или у вашего близкого появились новые или усиливающиеся симптомы афазии, такие как трудности с выражением мыслей, пониманием речи, артикуляцией или нарушение письменной речи, это может свидетельствовать о прогрессировании болезни или других проблемах.
  2. Внезапное ухудшение речевых навыков.
    Если речевые навыки внезапно ухудшились, особенно если это сопровождается головной болью, головокружением или другими неврологическими симптомами, это может быть признаком острого состояния, такого как инсульт.
  3. Отсутствие улучшений после травмы или инсульта.
    Если афазия была вызвана травмой головы или инсультом, и пациент не замечает улучшений в речевых навыках после некоторого времени, это может свидетельствовать о необходимости консультации с врачом.
  4. Трудности в повседневной жизни.
    Если афазия мешает нормально функционировать в повседневной жизни, включая общение, работу, учебу или выполнение других обыденных задач, это является существенным поводом для обращения за помощью.
  5. Потеря способности коммуникации.
    Если афазия приводит к полной или частичной потере способности общения, включая невозможность выражения базовых потребностей или понимания собеседника, это требует немедленной медицинской оценки.
  6. Сопутствующие симптомы.
    Появление сопутствующих симптомов, таких как судороги, паралич, потеря чувствительности или затруднение движений, также являются критическим моментом, требующим обращения к врачу.

Причины проявления патологии у ребенка

Ежегодно регистрируется несколько тысяч новых случаев поражения детского организма. Мальчики страдают намного чаще девочек. У них активно развивается наблюдательность, но общение с другими детьми складывается очень сложно. В связи с тем, что болезнь связана с повреждением головного мозга, то у детей она диагностируется намного реже по сравнению с взрослыми. Причинами чаще всего становятся травмы мозга, травмы во время родов, опухоли в мозге. Обследование детей с афазией должно быть комплексным и проводится в многопрофильном медицинском учреждении.

Каждое полушарие мозга человека отвечает за конкретный вид деятельности, а порой требуется участие сразу двух полушарий. У большинства людей за речевую деятельность отличается левое полушарие в головном мозге. Оно контролирует способности слушать, говорить писать и читать. В связи с этим, установлено, что приблизительно в 95% случаев формирование афазии соотносится с нарушением работы левого полушария в мозге. В оставшихся 5% случаев в соответствии с мнением детских врачей неврологов ответственность за повреждение возлагается на правое полушарие головного мозга.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует  длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия  подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности.  Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

Диагностика афазии

Диагностика афазии требует системного и комплексного подхода для точного выявления речевых нарушений и определения их характеристик. Процесс диагностики включает в себя несколько этапов:

Клиническое обследование.
Первый этап включает в себя клиническое обследование пациента врачом. Врач проводит беседу с пациентом, задавая вопросы и оценивая реакции на различные языковые стимулы. Это позволяет выявить основные симптомы афазии и определить характер речевых нарушений.

Нейроимиджинг.
Для подтверждения диагноза и определения места повреждения мозга, связанного с афазией, часто используется нейроимиджинг. Компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) могут помочь визуализировать структуры мозга и выявить возможные изменения, такие как опухоли, инсульты или травмы.

Оценка речевых навыков.
Оценка речевых навыков проводится с использованием различных стандартизированных тестов и шкал. Эти тесты оценивают способность пациента к выражению мыслей, пониманию речи, артикуляции и письменному общению
Результаты тестов помогают в определении вида афазии и степени тяжести.

Нейропсихологическое тестирование.
Нейропсихологическое тестирование включает в себя широкий спектр тестов, направленных на оценку когнитивных функций пациента, таких как внимание, память, абстрактное мышление и пространственные навыки

Эти тесты помогают выявить связанные с афазией когнитивные нарушения.

Оценка функционального уровня.
Оценка функционального уровня включает в себя наблюдение за тем, как пациент справляется с повседневными задачами, требующими использования языка
Это важно для определения влияния афазии на качество жизни и планирование индивидуальных программ реабилитации.

Лабораторные исследования.
Дополнительные лабораторные исследования могут быть проведены для исключения других возможных причин речевых нарушений, таких как инфекции, токсины или дефициты витаминов.

Консультации специалистов.
Кроме того, включение в команду специалистов, таких как невролог, нейропсихолог и логопед, может обеспечить более полное понимание характера афазии и разработку наилучших стратегий лечения и реабилитации.

Осложнения

Афазия, как нарушение речи, может оказать существенное воздействие на различные аспекты жизни пациента, а также вызвать ряд осложнений

Важно осознавать эти возможные последствия для своевременного медицинского вмешательства и разработки индивидуализированных программ реабилитации.

  1. Социальная изоляция.
    Одним из основных осложнений афазии является риск социальной изоляции. Трудности в общении могут привести к утрате интереса к социальным взаимодействиям, что, в свою очередь, может повлечь за собой чувство одиночества и депрессию.
  2. Эмоциональные проблемы.
    Афазия может вызвать эмоциональные расстройства, такие как депрессия и тревожность. Трудности в общении и осознание своих ограничений могут существенно повлиять на психологическое благополучие пациента.
  3. Проблемы в образовании и трудоустройстве.
    Для людей с афазией возникают трудности в получении новой информации и выполнении задач, связанных с языком. Это может затруднить обучение, а также повлиять на возможности трудоустройства.
  4. Утрата самостоятельности.
    Трудности с коммуникацией могут сделать пациента более зависимым от окружающих. Утрата самостоятельности в повседневных задачах может стать серьезным осложнением.
  5. Семейные конфликты.
    Афазия может вызвать напряженность в семейных отношениях. Сопровождающие члены семьи могут испытывать трудности в понимании и общении с пациентом, что может вызывать конфликты.
  6. Опасности в обыденной жизни.
    Трудности в общении могут повлечь за собой ряд опасностей в повседневной жизни. Например, недопонимание инструкций по приему медикаментов или правилам безопасности может привести к возможным осложнениям.
  7. Снижение качества жизни.
    Афазия существенно снижает качество жизни пациента. Сложности в общении и ограничения в повседневных деятельностях могут создать барьеры для полноценной жизни.
  8. Ухудшение физического здоровья.
    Долгосрочные эмоциональные стрессы и психологические трудности, связанные с афазией, могут повлиять на физическое здоровье, ухудшая хронические состояния и замедляя процессы заживления.
  9. Сложности с усвоением реабилитационных программ.
    Сам процесс реабилитации также может быть замедлен из-за афазии. Пациент может испытывать сложности в усвоении инструкций и активном участии в программе лечения.

Все эти осложнения подчеркивают важность раннего выявления и эффективного лечения афазии. Медицинское вмешательство, поддержка психологов, а также семейная и общественная поддержка играют ключевую роль в управлении этим состоянием и предотвращении возможных осложнений.

Диагностика и лечение

Афазия у детей выявляется и корректируется следующим набором упражнений:

  • «Смотри, перед нами лежат картинки. Здесь ежик тащит пустую корзину, а тут она доверху забита грибами – расположи-ка картиночки по очереди и попробуй рассказать, какая история здесь приключилась».
  • «Перед нами лежат фрукты: банан, яблоко, апельсин и киви. И есть четыре корзиночки, на каждой из которых наклеено изображение с такими же фруктиками. Разложи-ка все по местам!»
  • «Посмотри-ка! У нас есть послание от волшебника! Только пока оно шло, часть букв вытерлась и смылась дождем – давай вместе попробуем угадать, какие слова потерялись».
  • «Прочитали? Теперь надо написать ответ. Я продиктую, а ты записывай внимательно».
  • «Давай играть в эхо. Я буду произносить что-нибудь, а тебе нужно будет повторить все точно так же».
  • «Я совсем не могу припомнить некоторые фразеологизмы. Сможешь объяснить, что такое «водить за нос»? «Валять дурака»?
  • Задуваем свечки на тортике, сдуваем пушинки с одуванчика, облизываемся, как котенок и цокаем языком, изображая стук лошадиных копыт – это позволит выявить артикуляционные сбои.
  • «Дотянись до носика языком – сможешь? А верхней губой? Отлично, теперь погладь язычком подбородок, чтобы ему не было обидно».

Восстановление речи при сенсорной афазии и прочих формах, затрудняющих понимание сказанного, может проводиться при помощи вспомогательных материалов – иллюстраций, текстовых подсказок.

В случае с детками вы всегда должны учитывать, что кроха может не выполнять задачки не из упрямства, а лишь потому, что не способен уловить родительскую инструкцию.

В любом возрасте важно получать удовольствие, упражняясь – в противном случае, улучшений ждать не приходится. Лучше сделать перерыв, чем превозмогать и мучиться

Афазия после инсульта может быть самой разнообразной, в зависимости степени повреждений. Если пострадала одна часть мозга – болезнь называется частичной, к примеру, это афазия Брока. В таком случае, аналогичный набор заданий принесет несомненную пользу.

При более существенных нарушениях вероятна тотальная афазия – человек продолжает соображать, как и раньше, но коммуникация утеряна во всех ее проявлениях (жесты, слова, рисунки, текст). В домашних условиях преодолеть это практически невозможно, лечение афазии после инсульта при полной утрате речи нуждается в надзоре докторов и регулярных стационарных обследованиях.

Помните: афазики всех возрастов очень нуждаются в поддержке родных и друзей. Они вполне сохраняют способность мыслить, просто, к большому сожалению, не вполне способны оформить это в устной форме. Делитесь с больным новостями, смотрите вместе любимые фильмы, гуляйте и веселитесь. Это и отношения сохранит, и поможет. Восстановление речи при афазии – не только монотонные упражнения, но и обычное живое общение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: