Степени умственной отсталости
Основным параметром классификации тяжести умственной отсталости по МКБ 10 является степень выраженности заболевания. Выделяют четыре вида умственной отсталости:
№ | Классификация умственной отсталости по МКБ 10 |
Развитие интеллектуальных способностей | Комментарии |
1 | Легкий вид | Интеллект больного соответствует умственному развитию ребенка в возрасте от 9 до 12 лет | Легкая степень слабоумия может быть врожденной патологией или приобретенной в младшем дошкольном возрасте. При таком диагнозе человек имеет незначительно недоразвитую психику, скудные и примитивные размышления об окружающем его мире. |
2 | Умеренный вид | 6-9 | Взрослый человек, имеющий интеллект шестилетнего ребенка, не может самостоятельно решить возникающие бытовые проблемы (помыть посуду, самостоятельно принять ванну, прибраться в своей комнате и т.п.), более того его невозможно приучить к труду. |
3 | Тяжелый вид | 3-6 | При наличии тяжелой или глубокой степени олигофрении у человека частично или полностью отсутствуют речевые навыки, он не способен размышлять и высказывать свое мнение и желания. |
4 | Глубокий вид | до 3 лет |
Классификация степеней умственной отсталости зависит от того, сколько баллов наберет потенциальный больной при решении стандартных тестов по оценке развития психики и интеллекта. Дошкольников, которые не могут пройти тестирование или не набирают необходимое количество баллов, воспитывают и обучают отдельно от нормально развивающихся малышей (в специализированных учебных заведениях или в домашних условиях). Такое общественное разделение приводит к тому, что умственно отсталые дети не знают, как общаются их здоровые сверстники и как устроено общество в целом, так как они имеют очень ограниченный круг общения.
Изолированные от общества дети более раздражительны и физически слабы, не способны полноценно познавать окружающий их мир. Взрослея, здоровые ребята и дети-инвалиды при встрече не знают, как относиться друг к другу, проявляют агрессию или безразличие. Малоумные дети не интересуются происходящими вокруг них событиями, они не способны совершать спонтанных действий и соблюдать установленные правила (например, правила игры или технику безопасности) или подражать сверстникам.
Как распознать умственную отсталость?
Точный диагноз могут поставить только высококвалифицированные врачи, основываясь на результатах медицинских обследований и анализов, а также учитывая психические и физические показатели, но первые тревожные признаки можно распознать самостоятельно. Зачастую они проявляются в комплексе, и у детей могут наблюдаться проявления сразу нескольких симптомов УО.
- Речь ребенка — если она отличается скудным словарным запасом и не соответствующим возрасту развитием (например, он не может связно составлять большие фразы и предложения), есть повод обратиться к терапевту и логопеду.
- Отсутствие когнитивных функций — то есть, безразличие к тому, что происходит, к познанию, освоению каких-то навыков.
- Трудности восприятия мира и неумение мыслить логически, выстраивая из отдельных деталей целые картинки.
- Проблемы с более сложными и запутанными играми, а также физическим и умственным трудом.
- Выборочная память, которая в большей степени сосредоточена на каких-то внешних признаках и проявлениях, а не на внутренних качествах предметов.
Признаки могут проявиться сразу после рождения ребенка или во время его взросления (в возрасте около 2-3 лет). Все зависит от степени тяжести умственной отсталости и ее патогенеза.
Поведение и настрой родителей — важное звено
Именно от того, как вы будете обращаться с ребенком, будут зависеть его дальнейшие успехи в освоении навыков и достижении определенных целей
Важно отметить, что нужно придерживаться умеренности в своих взглядах на ребенка: отказаться от излишней уверенности в его силах или от чрезмерного неудовлетворения результатами. Современная медицина позволяет облегчить протекание умственной отсталости и корректировать степень ее проявления, но только при условии регулярных упражнений и занятий.
Посещайте тренинги вместе с ребенком и переносите полученные там знания в домашнюю атмосферу. Ребенок не должен оказаться между двух противоположностей. Напротив, ему необходимо обеспечить максимальный уют и покой для того, чтобы он постепенно усваивал некоторые нормы поведения или необходимые для обеспечения жизнедеятельности действия.
Дебильность, лечение дебильности у детей, лечение легкой умственной отсталости
Что такое дебильность, олигофрения в стадии дебильности, в степени дебильности? Дебильность – это легкая степень врожденной (врожденная умственная отсталость) или приобретенной (приобретенная умственная отсталость) в раннем детстве умственной отсталости. Интеллектуальный коэффициент IQ дебильных детей равен 50 – 70. У детей с дебильностью наблюдаются задержка речевого развития, задержка моторного развития, задержка психоречевого развития, задержка и отставание психомоторного развития, нарушения речи. Речевой словарь детей достаточно беден. Речь детей с умственной отсталостью скудна. Игры носят манипуляционный характер. Отмечаются слабость абстрактного мышления, логической памяти. Волевые функции значительно снижены, деятельность детей с умственной отсталостью ограничена. В школе — сильное отставание от сверстников, невозможность адекватного обучения, снижение памяти, ассоциативного мышления. В подростковом возрасте добавляются незрелость эмоций, воли, сниженная социальная адаптация. Дети с дебильностью определяются в специальные детские сады, в школьном возрасте – во вспомогательные школы. Лечение дебильности в Саратове обязательно включает в себя методы рефлексотерапии. Сарклиник проводит лечение дебильности у детей, лечение детей с дебильностью.
Прогноз
Прогноз зависит от стадии и степени выраженности умственной отсталости. При умственной отсталости легкой степени у детей и взрослых возможно освоение элементарных профессиональных знаний и навыков самообслуживания. В некоторых случаях наблюдение психиатра считается необязательным. Умственно отсталые люди с легкими, пограничными отклонениями способны работать на швейном, деревообрабатывающем, ремонтно-строительном производстве, в сфере общественного питания. При тяжелых формах нарушений прогноз неблагоприятный.
Олигофрения (УО) – группа расстройств интеллектуальной сферы, которые характеризуются психическими и физическими нарушениями. В зависимости от признаков и проявлений психических отклонений, умственно отсталый человек частично адаптируется к жизни в социуме или нуждается в постоянном уходе и наблюдении.
Просмотров: 2 713
Лечение
Вылечить олигофрению невозможно. Однако в большинстве случаев в клинической картине отсутствует тенденция к прогредиентному (прогрессирующему) течению. Лечение умственной отсталости включает медикаментозные и немедикаментозные методы. В первом случае врачи назначают психотропные препараты с индивидуальным подбором дозы.
Лекарства, воздействующие на психическую деятельность – нейролептики , показаны в случаях проявления аутоагрессии (агрессия, направленная на себя). Антидепрессанты назначают при признаках синдрома нарастающей шизоидизации (замкнутость, нежелание общения, охлаждение чувств к близким родственникам). Немедикаментозные методы:
- Психотерапия (коррекция поведения и личностных качеств).
- Занятия с логопедом (освоение навыков речи).
- Занятия с дефектологом (реализация индивидуальной программы абилитации – лечебно-педагогические мероприятия, направленные на улучшение способности к социальной адаптации).
Отрицательная динамика течения УО возможна в случаях, когда больной настойчиво отказывается лечиться. Прогрессирование психических нарушений нередко происходит на фоне присоединения сопутствующих патогенетических механизмов и внешних воздействий, провоцирующих поражение мозгового вещества (отложение амилоидных бляшек при болезни Дауна, алкоголизм, ЧМТ).
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с умеренной умственной отсталостью „Будь внимателен“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Оборудование и материалы: карточки, карандаши, ручки, компьютер, рабочие листы, массажные мячики, кольцо Су-Джок, дорожка здоровья
Методические приемы: организационный момент, пальчиковые игры, дыхательные упражнение беседа, работа с пособиями, дидактические игры, речевые игры. психогимнастика
Продолжительность занятия : 25 минут
Форма проведения : индивидуальная
Ожидаемый результат: Закрепить навыки активного слушания, позитивного взаимодействия со взрослым. Стимулировать познавательный процесс.
Ход занятия
№ Упражнения
игры Цель Содержание время
1 Упражнение — приветствие «Здравствуй» Создание положительного эмоционального настроя на работу Приветствие сопровождается движениями.
-Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
-Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
-Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки)
-Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)
-Здравствуй, наша большая семья! (Беремся за руки и поднимаем их вверх) 2 мин
2 Пальчиковые игры с применением Су-Джок терапии. Развитие общей и мелкой моторики Выполняем действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю, взад-перед его гоняю.
Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко. Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
«Пальцы»
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышли пальцы погулять (разгибаем пальцы по одному)
Этот пальчик самый сильный
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик для того, чтоб показывать его
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) 5 мин
3 Упражнение «Загадочные картины» Развитие целостности восприятия предмета. Образных представлений. Развитие внимания Ребенку дается карточка с силуэтными изображениями, наложенными друг на друга. Нужно определить, что изображено и раскрасить их в разные цвета. 5 мин
4 Физкультминутка Предупреждение утомления на занятии Музыкальные упражнения 3 мин
5 Психогимнастика. Игра «В магазине зеркал» Развивать наблюдательность В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек. На плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки. И стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погразила им кулаком, и ей из зеркала погразили. Она топнула ногой. И все обезьянки топнули ногой. Что бы не делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. (Повторение движений за педагогом) 2 мин
6 Игра «По мостику за грибами» Развитие распределения и концентрации внимания Выстроить из ковриков узкую дорожку к полянке. В качестве полянки можно использовать любой коврик или покрывало, на нем разложить вырезанные из цветной бумаги шишки и грибы. Нужно пройти по коврику до поляны взять гриб и пойти обратно. В конце коврика кладём свой гриб в корзину или клеем в клумбу. 6 мин
7 Окончание занятия
«Песочная терапия» Развитие внимания. Снятие мышечного напряжения. В верхней части песочницы рисуем различные геометрические фигуры, узоры (волнистые и прямые дорожки,заборчики, лесенки) Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. 2 мин
Список литературы:
Младший школьник: развитие познавательных способностей. Под редакцией Дубровиной И. В. Москва 2008 г.
«150 уроков психологического развития младших школьников» Н. П. Локалова. Москва 200 г.
«Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» А. А. Катаева, Е. А. Стребелёва Москва 1993 г.
Клиническая картина с учетом патогенеза
Выраженность симптоматики зависит от степени олигофрении. Внешние признаки умственной отсталости легкой степени у детей и взрослых:
- Уменьшенные по сравнению с нормой размеры черепа.
- Низкая линия роста волос над лобной частью лица.
- Утонченная верхняя губа.
- Низко расположенные ушные раковины.
- Миндалевидная форма глаз.
- Уплощение области, находящейся между носом и верхней губой.
Симптомы олигофрении у детей и взрослых проявляются в легкой, умеренной и выраженной степени, признаки часто зависят от причин развития состояния. Клинические проявления с учетом патогенеза:
- Фенилпировиноградная УО (связанная с наследственным нарушением метаболизма). У новорожденных детей нормально сформирован мозг, который полноценно функционирует. Нарушения, спровоцированные биохимическими реакциями, развиваются после рождения. Начальные признаки (возраст 4-6 месяцев) – замедление психического и двигательного развития с тенденцией к прогрессированию нарушений. УО чаще тяжелая или глубокая. Проявления: повышение тонуса скелетной мускулатуры, нарушение двигательной координации, гиперкинезы, тремор (дрожание) пальцев верхних конечностей. У 30% больных олигофрения сопровождается судорогами.
- УО, спровоцированная вирусной инфекцией (вирус краснухи). Ребенок рождается с выраженными физическими отклонениями (микроцефалия, врожденные пороки органов, в том числе сердца, расстройство функций зрения и слуха). УО чаще глубокая. Типичны судорожные приступы.
- УО, спровоцированная гемолитической болезнью. У новорожденного выявляются признаки: нарушение кровообращения, увеличение показателей внутричерепного давления, склонность к появлению отеков.
- УО, спровоцированная алкоголизмом родителей. УО преимущественно легкая. Отставание в физическом развитии особенно заметно в первые годы жизни младенца. Наблюдаются нарушения в формировании черепных костей (микроцефалия, выпуклая форма лба, укороченный нос с уплощенной переносицей).
Родовые травмы часто приводят к кровоизлиянию в мозговое вещество и оболочки, что обуславливает развитие гипоксии и в последующем олигофрении. Обычно у таких детей выявляются нарушения – неврологический дефицит очагового типа, судорожный и гидроцефальный синдромы.
Обучение и воспитание
Способными к обучению являются дети с такой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.
Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.
Что представляет собой умственная отсталость
Причины возникновения
Выделяют виды УО с учетом этиологических факторов. Причины умственной отсталости у детей разнообразны. Распространены случаи возникновения психических отклонений у детей, чьи родители страдали от алкоголизма или наркомании. По данным статистики, задержка физического развития выявляется у 31% детей, нервно-психического развития – у 19% младенцев, множественные аномалии развития – у 5% новорожденных, чьи родители злоупотребляли спиртными напитками. Основные причины развития УО:
- Гаметопатия (патология эмбриогенеза, нарушения в строении и функционировании гамет – половых клеток) – микроцефалия, болезнь Дауна.
- Системные поражения кожных покровов и костных структур.
- Эмбриопатия (патология эмбриогенеза, характеризуется необратимыми патологическими изменениями, которые происходят в тканях эмбриона до начала формирования органов под воздействием тератогенных, провоцирующих дефекты и аномалии развития факторов).
- Фетопатия (развивается в неонатальный период у новорожденных, чьи матери страдают сахарным диабетом, характеризуется метаболической и эндокринной дисфункцией, полисистемными, множественными поражениями органов).
- Внутриутробные инфекции (вирусы, в том числе краснухи, сифилиса, гриппа).
- Интоксикации в период вынашивания плода (поражение токсическими агентами, нарушение процессов метаболизма в организме матери).
- Гемолитическая болезнь (развивается у новорожденных вследствие изоиммунологической несовместимости крови матери и плода, часто сопровождается развитием анемии и желтухи у младенцев).
Рано приобретенные формы УО развиваются на фоне родовых травм и более поздних механических повреждений в области головы, инфекций ЦНС, перенесенных в детском возрасте. Нередки случаи, когда выяснить точные этиологические причины психических отклонений невозможно. Тогда диагноз указывают, как недифференцированная форма олигофрении. Типы УО с учетом степени эмоционально-волевых нарушений:
- Стенический. Волевые процессы достаточно выражены и устойчивы. Пациенты отличаются работоспособностью и деятельностью. При легких интеллектуальных нарушениях больные способны адаптироваться в обществе, усваивать определенный объем знаний, выполнять несложные профессиональные обязанности. В некоторых случаях выявляется недержание аффекта, что обуславливает разделение пациентов на категории – уравновешенные, неуравновешенные.
- Дисфорический. Проявляется злобно-тоскливым аффектом, характеризуется склонностью к совершению импульсивных поступков и негативному восприятию действительности. Пациенты конфликтны, подвержены расторможенным влечениям и дисфории (патологически пониженное настроение). Больным свойственно проявлять агрессию по отношению к окружающим и аутоагрессию, направленную на себя.
- Астенический. Волевые процессы нестойкие. Больные быстро утомляются, отличаются медлительностью и невнимательностью, испытывают затруднения при освоении и применении практических навыков.
- Атонический. Проявляется отсутствием воли к психическому напряжению, неспособностью выполнять целенаправленные действия. Больные бездеятельны, апатичны или пребывают в состоянии беспорядочной двигательной активности.
Своевременная коррекция психических и физических нарушений у больных с легкими, умеренными отклонениями приводит к улучшению адаптивных способностей и обучаемости. В процессе взросления, накопления опыта и под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий у пациентов уменьшаются проявления – двигательная расторможенность, негативные реакции на внешний мир, импульсивность, астения.
Дебильность или легкая степень умственной отсталости
При легкой умственной отсталости наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.
Дебильность может быть нескольких типовЛегкая умственная отсталость иногда сопровождается поведенческими и личностными расстройствами.
В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.
Определение
Умственная отсталость – это такие психические отклонения, которые отражают процессы поражения мозговой ткани, что чаще обусловлено наследственными факторами или аномалиями развития. В некоторых случаях нарушения развиваются в раннем возрасте вследствие разных причин (родовая травма, гипоксическое поражение мозга при асфиксии, фетопатия, ЧМТ и нейроинфекции, перенесенные в возрасте до 3 лет). Тогда речь идет о приобретенной форме умственной отсталости. Понятие интеллектуальные способности включает:
- Когнитивные функции (память, мыслительная деятельность).
- Речевые навыки.
- Моторную активность.
- Социальные качества.
Интеллектуальная несостоятельность – одна из основных характеристик олигофрении. Другой типичный признак умственной отсталости, проявляющийся в легкой, умеренной или тяжелой степени у детей и взрослых – эмоционально-волевые нарушения, которые отражают снижение уровня саморегуляции человека. Умственная отсталость – это состояние, характеризующееся общей симптоматикой, влияющее на адаптивные функции человека в направлениях:
- Овладение навыками речи, чтения, письма. Развитие способностей к математическим операциям, аргументации и логичным выводам, уровень эрудиции и объем памяти.
- Наличие эмпатии, суждения о личных отношениях, дружбе, общении, уровень развития коммуникативных навыков.
- Уровень самоорганизации и самодисциплины, способность заботиться о себе, организовывать рабочие и бытовые процессы, выполнять трудовые, профессиональные обязанности, планировать бюджет, распоряжаться финансовыми средствами.
В DSM-5 (перечень психических расстройств, использующийся американскими врачами) понятие «умственная отсталость» заменено «интеллектуальной несостоятельностью». В МКБ-10 патология рассматривается в разделах от F-70 до F-79 с учетом степени УО (к примеру, легкая, глубокая, недифференцированная).
Игры для детей с нарушениями слуха
Возможности коррекционных занятий при разных формах умственной отсталости (УО)
Возможности коррекции умственной отсталости зависят от её вида и степени тяжести.
Остановимся отдельно на каждом виде умственной отсталости и соответствующих возможностях коррекции познавательной сферы детей с умственной отсталостью:
1) Легкая форма умственной отсталости — это наиболее распространенный вид УО на сегодняшний день, он лучше всего поддается коррекции и имеет самые благоприятные прогнозы. Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная школа. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни.
Особенности коррекционных занятий при разных видах УО легкой формы:
- При неосложненной УО ребенок с легкостью овладевает программой коррекционной школы, адаптируется в социуме, так же имеет значительные успехи в коррекции развития познавательных процессов и моторных навыков, эмоционально-волевой сферы;
- При УО, осложненной нарушениями разных анализаторов, развитие ребенка затруднено в результате вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация ограничены. Таким образом, коррекция будет долгой, строиться с учетом и первичного и вторичного дефекта;
- УО с выраженной лобной недостаточностью проявляется в нарушенной саморегуляции, так же инертности, вялости; наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения. Развитие интеллектуальных процессов проходит очень медленно. В данном случае, ребенку необходимы коррекционные занятия с нейропсихологом, направленные на работу с «лобным синдромом», развитие регуляторного компонента, программирование деятельности психических функций;
- Коррекция УО с психопатоподобным поведением будет строиться с учетом неустойчивости эмоционально-волевой сферы. К занятиям в обязательном порядке должен быть подключен психолог.
2) Умеренная УО — дети с этим видом УО не всегда способны обучаться в школе, однако имеют неплохой потенциал развития и коррекции, в целом. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии систематичных занятий; кроме того, способны к простому самообслуживанию и элементарному труду.
3) Дети с тяжелой УО не посещают детские сады и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Имеют минимальные возможности обучения, требуют очень долгой и всесторонней коррекции. Им необходима помощь специалиста в овладении элементарной речью, трудовыми навыками и навыками самообслуживания;
4) При глубоком виде УО ребёнок часто не владеет речью или имеет речь, состоящую из нечленораздельных звуков, ввиду недоразвитости речевых зон мозга и артикуляционного аппарата, не способен к самообслуживанию; иногда резко ограничен в моторном плане (не ходит). Такой человек всю жизнь нуждается в специализированном уходе, длительной коррекции. Ведущий специалист – дефектолог, который будет адаптировать ребенка к условиям окружающей действительности и грамотный нейропсихолог, проводящий коррекцию в весьма ограниченных условиях.
Олигофрения эндогенной природы, эндогенные причины олигофрении, умственной отсталости
Олигофрения эндогенной природы может быть связана с поражением половых клеток папы и мамы (отца и матери), родителей. Олигофрения встречается при таких заболеваниях и патологических состояниях (генетические формы), как болезнь Дауна, истинная микрофецалия. Часто выявляются энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена веществ, например фенилпировиноградная олигофрения, олигофрения, связанная с галактоземией, сукрозурией, другими энзимопатиями. Дизостозическая олигофрения связана с нарушением развития костной системы. Ксеродермическая олигофрения связана с нарушением обмена кожи.
Ход занятия психолога с детьми с легкой умственной отсталостью
1. Упражнение «Приветствие» (2 мин.)
Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: — Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)
Доброе утро, Елена Николаевна!
Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)
Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)
Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
2. Упражнение — игра «Расскажи о себе» (3 мин.)
Цель: развитие коммуникативных навыков, непроизвольного внимания.
Ход упражнения: психолог рассказывает ребенку о себе и предлагает продолжить предложение:
— Я (какой?)…
— Я люблю…
— Я мечтаю…
3.1. Упражнение «Что-то здесь не так» (5 мин.)
Цель: развитие внимание, мышления. 3.2
Упражнение — игра «Найди ошибку» (5 мин.)
3.2. Упражнение — игра «Найди ошибку» (5 мин.)
Цель: развитие внимания, речи, мышления.
Ход упражнения: ребенку показывают картинки, на которых, что-то недорисованное. Ребенок должен рассмотреть и найти ошибки, то, чего не хватает.
3.3. Упражнение — задание «Попробуй выполнить» (5 мин.)
Цель: развитие памяти, внимания, слухового восприятия.
Ход упражнения: психолог знакомит ребенка с заданием. Карточки с нарисованными геометрическими фигурами, которые означают выполнение определенного движения, а именно:
— руки в сторону
— руки вверх
— руки вниз
Психолог показывает ребенку карточку, а ребенок выполняет соответствующие движения. (возможно, под спокойную музыку)
3.4. Упражнение «Запутались» (5 мин.)
Цель: развитие внимания, мышления.
Ход упражнения: психолог предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картине.
3.5 Упражнение для «послушных» пальчиков. (5 мин.)
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход упражнения:
Мы старались, мы трудились
Даже пальчики устали.
Усталость с пальчиков стряхнули,
Стиснули в кулачок изо всех сил.
В замочек их заперли
И к солнцу потянулись.
4.1 Рефлексия. (2 мин.)
4.2 Релаксация (5 мин.)
Упражнение «Солнечный зайчик»
Ход проведения: ребенку предлагается закрыть глаза и под словесное сопровождение психолога представить себе солнечного зайчика.
Психолог: — Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай нежно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги…
Он вскочил тебе на животик – погладь его там. Солнечный зайчик любит тебя, подружись с ним.
5. Традиционное прощание «Подари улыбку» (3 мин.)
Цель: создание положительного эмоционального настроя, эмпатии, взаимного доверия.
Ход упражнения: психолог обращается к ребенку со словами:
Как меня зовут, скажи?
Как тебя зовут, скажи?
Мы с тобой играли дружно?
Да, вместе все не трудно!
Встречу новую назначаем,
Всем счастья пожелаем.
Дети легким дыханием сдувают со своих губ улыбку в сложенные лодочкой ладони и отпускают ее в добрый, искренний и приветливый мир.